Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 14 июля 2024
ГЛАВА 9 СУББОТА ОТ НЕЕМИИ ДО ХРИСТА PDF Печать E-mail

Великие перемены в еврейском народе в отношении идолопоклонства и нарушения субботы после их возвращения из Вавилона – Указ Антиоха Эпифана против субботы – Массовое уничтожение тысячи хранителей субботы в пустыне – Похожее уничтожение в Иерусалиме – Указы еврейских старейшин относительно сопротивления нападениям в субботу – Другие примеры мученичества – Победы Иуды Маккавея – Как Помпей захватил Иерусалим – Учение еврейских книжников относительно субботы – Заявление об установлении субботы при первом пришествии Спасителя.

В промежутке между днями жизни Неемии и началом служения Искупителя простирается период длительностью почти в пять веков. За это время в еврейском народе произошли необыкновенные изменения. Раньше они были идолопоклонниками в крайней степени и мятежными нарушителями субботы. Но после возвращения из Вавилона они больше никогда не провинились в идолопоклонстве в какой бы то ни было степени – наказание пленением излечило их от этого зла.  Вместе с тем они изменили и свое поведение в отношениисубботы; во время этого периода они наполнили институт субботы самыми обременительными и строгими постановлениями. Краткого обзора данного периода должно быть достаточно. В 170 г. до н.э. евреи были угнетаемы под господством Антиоха Эпифана, царя Сирии.

«Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу».

Большая часть евреев остались верными Богу, и, как следствие, были вынуждены спасаться бегством. Далее историк продолжает:

«Тогда многие, преданные правде и закону, ушли в пустыню и оставались там, сами и сыновья их, и жены их, и скоты их, потому что умножились беды над ними. И возвещено было мужам царским и войску, находившемуся в Иерусалиме, городе Давидовом, что некоторые мужи, нарушив царское повеление, ушли в сокровенные места в пустыне. И погнались за ними многие и, настигнув их, ополчились, и выстроились к сражению против них в день субботний, и сказали им: теперь еще можно; выходите и сделайте по слову царя, и останетесь живы. Но они отвечали: не выйдем и не сделаем по слову царя, не оскверним дня субботнего. Тогда поспешили начать сражение против них. Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас. Нападали на них по субботам, и умерло их, и жен их, и детей их со скотом их, до тысячи душ».

В самом Иерусалиме произошло подобное уничтожение. Царь Антиох послал Аполлония с двадцатью двумя тысячами войска,

«Он же, придя в Иерусалим и притворно храня мир, медлил до святаго дня субботы и, застигнув Иудеев во время покоя, велел своим людям вооружиться. Всех, вышедших на это зрелище, он умертвил и, вторгшись с войском в город, избил множество народа».

Ввиду этих ужасных массовых убийств, Маттафия, «благородный и известный человек», отец Иуды Маккавея, со своими друзьями постановил следующее:

«Кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах».

Однако все же были некоторые, ставшие после этого мучениками за соблюдение субботы. Далее мы читаем:

«Другие бежали в ближние пещеры, чтобы втайне праздновать седьмый день, но, быв указаны Филиппу, были сожжены, ибо неправедным считали защищаться по уважению к святости дня».

После этого Иуда Маккавей свершил великие деяния для защиты евреев и в сопротивлении ужасному притеснению со стороны сирийского правления. Об одном из этих сражений мы читаем:

«Потом приказал Елеазару читать священную книгу, и, обнадежив Божиею помощью, сам принял предводительство над передовым отрядом и вступил в сражение с Никанором. Так как помощником их был Всемогущий, то они побили врагов более девяти тысяч, и еще большую часть Никанорова войска оставили ранеными и изувеченными, и всех принудили бежать. Взяли и деньги у пришедших покупать их; преследовали их на значительное расстояние и возвратились, будучи остановлены временем. Ибо это был день пред субботою; по этой причине они и не продолжали гнаться за ними. Собрав же за ними оружие и сняв доспехи с врагов, они праздновали субботу, усердно благодаря и прославляя Господа, спасшего их в тот день и начавшего являть им Свое милосердие. После субботы, уделив из добычи увечным, вдовам и сиротам, остальное разделили между собою и детьми своими».

После этого, евреи, подвергающиеся нападению врагов в субботу, побеждали их с большим количеством убитых.

Примерно в 63 г. до н.э. Иерусалим был осажден и взят Помпеем, римским полководцем. Чтобы сделать это, ему было необходимо заполнить огромный ров и поднять против города вал, на котором можно было разместить осадные орудия. Иосиф Флавий описывает это событие так:

«Если бы закон наш не повелевал нам не работать по субботним дням, то вал не достиг бы своей вышины, потому что этому воспрепятствовали бы осажденные; дело в том, что закон разрешает отражать наступление и нападение, но не позволяет препятствовать какому-либо другому предприятию неприятелей. Когда римляне заметили это, то они по субботам перестали обстреливать иудеев или вступать с ними в бой, но занимались насыпанием валов и сооружением башен либо придвигали осадные орудия, чтобы на следующий день иметь их под рукой в полной исправности».

Отсюда видно, что Помпей тщательно каждый раз воздерживался от любого нападения на евреев в субботу во время осады, но проводил этот день, заполняя ров и поднимая вал, чтобы можно было напасть на них в день после каждой субботы, то есть, в воскресенье. Иосиф Флавий далее описывает, что священникам в их священном служении нисколько не препятствовали камни, бросаемые в них из осадных орудий Помпея, даже «если случался какой-либо печальный несчастный случай», и, когда город был взят и противник, набросившись на них, резал глотки тем, кто был в храме, священники все же не убегали и не воздерживались от повседневных жертвоприношений.

Этих выдержек из записей еврейской истории достаточно, чтобы указать на невероятные перемены относительно субботы, которые произошли в этом народе после Вавилонского плена. В завершение этой главы будет кратко представлено учение еврейских книжников в отношении субботы в те времена, когда Иисус Христос начал Свое служение:

«Они перечислили приблизительно сорок видов основных работ, которые, по их словам, было запрещено делать в субботу. Под каждым из них были многочисленные вторичные работы, которые, по их словам, также были запрещены... Среди основных работ, которые были запрещены, были вспахивание, сеяние, жатва, веяние, уборка, помол и т.д. Под пунктом о помоле были включены ломка или деление вещей, которые прежде были единым целым... Другой из традиций, так как молотьба в субботу была запрещена, было то, что ломание вещей, которое было разновидностью молотьбы, было также запрещено. Разумеется, в субботу было нарушением и ходить по зеленой траве, поскольку это могло поломать или молотить ее. Так, поскольку человек не мог охотиться в субботу, он не мог ловить мелкое насекомое, так как это было разновидностью охоты. Поскольку человек не мог нести бремя в субботу, он не мог и нести воду измученному жаждой животному, так как это было разновидностью бремени; но он мог вылить воду в корыто и привести животное к нему... Однако стоило овце упасть в яму, они с готовностью вытаскивали и относили ее в безопасное место... Они говорили, что человек мог служить больным ради облегчения его страданий, но не с целью исцеления их болезней. Он мог наложить повязку на больной глаз или помазать его глазной мазью с целью ослабления боли, но не для того, чтобы вылечить глаз».

Такими были заметные перемены в поведении еврейского народа относительно субботы; и таково было учение их книжников в отношении нее. Самое милосердное учреждение Бога для человечества стало источником бедствия; то, что Бог предопределил как наслаждение и источник отдыха, стало ярмом неволи; суббота, созданная для человека в раю, теперь была самым гнетущим и обременительным учреждением. Это было время, когда Бог должен был вмешаться. Дальше на месте действия появляется Господин субботы.