Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 22 февраля 2024
ГЛАВА ТРЕТЬЯ PDF Печать E-mail

 

ГРОМКИЙ КЛИЧ ЗАСТАЛ НАС ВРАСПЛОХ

В течение нескольких десятилетий, предшествующих 1888 году, церковь и ее руководители находились в ожидании "времени отрады", времени, когда прольется долгожданный поздний дождь. Сто лет тому назад мы ожидали этого с нетерпением, подобно евреям во времена Иоанна Крестителя, ожидавшим пришествие Мессии.

Однако лишь немногие, по-видимому, осознавали, что поздний дождь и громкий клич могут, прежде всего, означать более ясное понимание Евангелия. Мы предполагали, что громкий клич будет сильным шумом. Но оказалось, что это яркий свет, и этот факт застал нас врасплох.

Мы ожидали грома, землетрясения, сопровождаемого гласом: "Приготовьтесь, иначе..!" И оказались совершенно не подготовленными к тому, что послание третьего ангела дойдет до нас в виде спокойного, негромкого голоса, что оно явится откровением о благодати Божьей. Сверхъестественная сила, которую мы надеялись получить, должна появиться после того, как яркий свет Евангелия будет принят нами. И свет этот должен осветить всю землю славой.

Когда-то существовала ужасная опасность, что вожди Израиля отвергнут Мессию, когда Он внезапно придет на нашу землю. И такая же опасность была в том, что ответственные руководители нашей церкви могли с презрением отвергнуть громкий клич в момент, когда он раздастся. Еще в 1882 году Елена Уайт предупреждала, что может случиться, что руководители церкви будут неспособны, узнать действие Святого Духа.

"Многие из нас не могут распознать деяния и присутствие Бога... Есть среди нас люди, занимающие ответственные посты, которые полагают, что... вера Павла, Петра или Иоанна... в наши дни устарела и более неприемлема. Они заявляют, что подобная вера абсурдна, мистична и недостойна разумного человека" (5Т 74, 79).

Среди руководителей преобладало настроение ложного оптимизма ("Я знаю, что многие считают нынешнее духовное состояние хорошим"). "Во время великого просеивания" - кризиса церкви - они могли оказаться неспособными к руководству.

"Те, кто полагается на интеллект, гений или талант, не смогут вести за собой людей. Они отстали от света Божьего. Не сохранившим веpy не доверят впоследствии руководить церковью. В торжественную последнюю работу будут вовлечены немногие из руководителей церкви" (Т5 80).

Елена Уайт предвидела время, когда Господь возьмет руководство в Свои руки и выберет из человеческой среды посредников, которым Он сможет доверять.

"Когда среди нас будут люди, преданные и имеющие веру Илии, тогда Бог явится нам, как Он являлся святым древности. Когда среди нас будут люди, которые, признавая свои недостатки, с искренней верой будут молиться Богу, как делал это Иаков, тогда мы достигнем того же, что и он" (4Т 402).

В частности, президент Генеральной Конференции в 1885 году получил предупреждение о том, что если он и некоторые другие руководители

"не будут разбужены чувством долга, они не распознают деяние Бога, когда раздастся громкий клич третьего ангела. Когда освятится земля славой, то вместо того, чтобы прийти на помощь Господу, они попытаются помешать работе Божьей, чтобы оправдать свои ограниченные идеи. Позвольте мне сказать вам, что Господь совершит свое последнее деяние очень непривычным образом, как мы и предположить не можем. Служители церкви будут удивлены, когда узнают, какими простыми средствами Он осуществит и доведет до совершенства работу оправдания" (October 1, 1885; ТМ 300).

Это письмо было адресовано Дж. И. Батлеру и С. Н. Хаскеллу. Хаскелл обратил внимание на это предупреждение и стал одним из немногих, кто сумел распознать значение таинственного явления, случившегося у него на глазах три года спустя. Батлер, как и многие другие, поступил иначе. В 1888 году Господь вынужден был обойти известных служителей церкви и использовать более молодых и неизвестных посредников.

"Господь часто совершает свою работу там, где мы меньше всего ожидаем. Он удивляет нас, являя Свою силу через посредников по собственному выбору, в то же время проходя мимо тех людей, которые согласно нашим ожиданиям должны были стать носителями света...

Многие отвергают те вести, которые Бог посылает Своему народу, только потому, что их не принимают руководители церкви... Даже если все наше руководство отвергнет свет и правду, все равно дверь та останется открыта. Господь найдет тех, кто донесет послание для настоящего времени Божьему народу" (GW old. ed., 126).

Кроме того, в 1882 г. нам было сказано:

"Подлинная красота христианского характера может проявить себя и в личности, имеющей непривлекательную и даже грубую внешность...

Илия взял Елисея от плуга и накинул на него милоть посвящения. Призыв к совершению такой же великой и важной работы был обращен к людям с образованием и высоким положением; если бы эти люди не возвышали себя и истинно верили в Господа, то Он доверил бы им нести Свое знамя к победе...

Бог совершит в наши дни работу, неожиданную для многих. Он поднимет из нашей среды и возвеличит не тех, кто получил поверхностные знания в процессе обучения в научных институтах, но получивших знания от помазания Святым Духом" (5Т 81, 82).

Эти свидетельства, датируемые 1882 годом, являют собой пример вдохновенного предвидения. Все выглядит так, будто эта маленькая женщина заранее описала то, что произойдет в 1888 году!

Божественное избрание вестников

В том же 1882 году Е. Дж. Ваггонер начал изучение Священного Писания, которое происходило под особым руководством Святого Духа. Бог готовил его как посредника для особой работы. Позже он так описал пережитый духовный опыт:

"По-настоящему я начал изучение Библии тридцать четыре года тому назад (1882 год). В это время я осознал, что Христос был распят за меня. Однажды в хмурый субботний день в летнем лагере в Хилдсбурге (Калифорния) я сидел в большой палатке несколько в стороне от остальных членов церкви. Я уже не помню, что было предметом проповеди. В памяти не осталось ни одного текста или слова. Осталось только то, что я тогда увидел. Внезапно все вокруг меня озарилось светом, который показался мне ярче света полуденного солнца. Я увидел Христа на кресте, распятого за мои грехи. В тот момент я впервые получил истинное знание, которое потрясло меня. Это было знание о том, что Бог любит меня, а Христос умер за меня. В ту минуту во всей Вселенной для меня существовали только двое: Бог и я. Я осознал, что Бог во Христе примирил с собою мир. А миром был я, со всеми его грехами. Уверен, что реальность происходящего была не меньшей, чем реальность случившегося с Павлом на пути в Дамаск...

Я тут же решил изучить Библию в свете этого откровения, чтобы помочь другим постигнуть эту истину. Я всегда верил, что в каждой части Библии, более или менее ярко, должно рассказываться об этом славном откровении (распятый Христос)". (Письмо от 16 мая 1916 года, написанное перед его неожиданной смертью).

В те же годы Бог готовил А. Т. Джоунса. Он служил рядовым в армии США. Джоунс день и ночь занимался самообразованием и накопил огромный запас знаний по истории и Библии. Знавший его лично Дж. С. Уошберн рассказал нам, что это был "смиренный, честный и глубоко чувствующий человек, чьи действенные молитвы свидетельствовали о том, что он знает Господа" (запись беседы, 4 июня 1950 года).

Проницательный ум молодого Джоунса сочетался с его горячей и по-детски простой верой. Когда Бог использовал его в качестве своего посредника, служение Джоунса отличалось особой силой. В период после 1888 года имелись существенные доказательства того, что Дух Божий работал через этого человека, и одно из них - его деятельность в Вашингтоне, в Сенате США, в результате которой не был утвержден сенатом декрет о праздновании воскресенья, фактически, религиозная свобода, которой американцы пользуются уже почти сто лет, является наследием эффективных усилий непризнанных и никем не почитаемых Джоунса и Ваггонера, восставших против религиозной нетерпимости своего времени.

Дух Божий действительно готовил этих двоих молодых людей, чтобы через них возвестить церкви остатка и всему миру начало долгожданного громкого клича:

"Господь в Своей великой милости послал драгоценнейшую весть Своему народу через пасторов Джоунса и Ваггонера. Целью этой вести было с большей, чем прежде, силой и убедительностью возвысить перед миром распятого Спасителя, принесшего себя в жертву за грехи всего мира. Бог через своих вестников открыл людям именно то, в чем они нуждались" (1895; ТМ 91, 95)

В течение восьми лет после 1888 года Елена Уайт часто называла этих двоих молодых людей "вестниками Господа".

"Если вы хотите уничтожить все свидетельства, провозглашающие праведность Христа, дошедшие до нас за последние два года, то на кого вы укажете как на вестника особого света для народа Божьего?" (RH, March, 18, 1890).

В 1888 году она сказала:

"Бог представляет нам драгоценные истины, имеющие божественное предназначение и необходимые для настоящего времени" (Ms. 8а, 1888; A. V. Olson, Through Crisis to Victory, p.279).

"Весть, проповеданная А. Т. Джоунсом и Е. Дж. Ваггонером, - это послание Бога к Лаодикийской церкви" (Letter S24, 1892).

Когда Елена Уайт впервые услышала весть, которую проповедовал Ваггонер, она сразу же поняла подлинное ее значение. Это было особое откровение, направленное церкви и всему миру:

"Мне задавали вопрос, что я думаю о свете, который несут эти люди? Но ведь я же несу его вам последние сорок пять лет, истину о бесподобном очаровании Христа. Именно эти истины я до сих пор старалась донести до вас. Когда брат Ваггонер высказал эти идеи в Миннеаполисе, то это было первое ясное изложение учения по данному предмету, услышанное мною из человеческих уст, не считая моих бесед с мужем. Я сказала себе, что ясно вижу все потому, что Бог открыл мне это в видении, а они не могут видеть, потому что им не было открыто это так, как мне; и когда я услышала, что другой человек представил эти истины, то каждая фибра моего сердца воскликнула: "Аминь" (Ms. 5, 1889).

Выражаясь терминами современной техники, она поняла, что послание оказалось приводом для передачи силы от двигателя на ведущие колеса. В течение сорока пяти лет она приводила в действие двигатель, но сила, предназначенная для реализации целей Евангелия, не достигала их. И вот она поняла, как новое послание совместно со старым практически подготовит людей ее поколения к пришествию Господа. Не удивительно, что она была счастлива!

Как мы не распознали громкий клич

Все глубже осмысливая послание 1888 года, Елена Уайт 1 апреля 1890 года охарактеризовала его следующим образом, используя язык 18 главы из книги Откровение.

"Некоторые писали мне, спрашивая, является ли весть об оправдании верой (1888 года) трехангельской вестью? И я отвечала :"Это и есть в действительности трехангельская весть". Пророк говорит: "После сего я увидел иного ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его" (Откровение 18:1) (RH, April 1, 1890).

К началу 1892 года она была готова определенно заявить, что послание действительно означало начало долгожданного громкого клича:

"Громкий клич третьего ангела уже получил свое начало в откровении праведности Христа, Искупителя, прощающего грехи. Это начало излития света ангела, от славы которого освятится вся земля" (RH, November 22, 1892).

Отметим, что "началом" работы этого ангела было само послание, а не его притворное принятие руководством церкви или людьми. Далее мы увидим, что во времена кризиса это имеет особую важность.

Пастор Батлер, занимающий самую ответственную должность в церкви, был первым из тех, кто воспротивился драгоценному свету громкого клича. Мало кто был способен превзойти его негативное влияние. В его слепом противодействии громкому кличу мы можем увидеть трагическое воплощение вдохновенного предупреждения, которое он получил 1 октября 1885 года (сравни ТМ 300).

"Есть некоторые, испытывающие сильное желание сразу же сказать, какая из точек зрения на обсуждаемый предмет является правильной. Если одна из них нравится пастору Батлеру, советуется признать эту точку зрения верной. Но подготовлены ли умы для принятия решений? Я не могу одобрить подобный метод... Они не подготовлены для принятия верных решений....

Я не вижу причины для той взвинченной, нервной атмосферы, которую создали на этом собрании (Миннеаполис, 1888)... Заявления, исходящие от вашего президента в Батл Крик, рассчитаны на то, чтобы вызвать возмущение и заставить принять определенную точку зрения; но я предостерегаю вас от этого.... Возбужденное состояние приводит к опрометчивым действиям" (Ms. 15, 1888; Olson, p.295).

"Я никогда не забуду того, что произошло в Миннеаполисе, всего того, что было мне показано относительно духа, который правил людьми, относительно слов, сказанных ими, и действий, совершенных ими под влиянием сил зла.... Иной дух руководил ими на этом собрании, и они не знали о том, что Бог послал этих двух молодых людей.... чтобы донести до них особое послание, к которому они отнеслись насмешливо и с презрением, не понимая, что небесные существа в это время наблюдали за ними... Я знаю, что тогда Дух Божий был оскорблен" (Letter 24, 1892).

Так поступило тогда руководство нашей церкви, тщетно надеясь на то, что долгожданный громкий клич оправдает их перед всем миром, ответив злобой на призыв Духа Божьего, презрев все богатства Его благости.

Сразу внесем ясность: этот грех оскорбления Святого Духа не связал церковь непростительным грехом. Грех древних евреев против Святого Духа состоял в том, что они приписали Его работу сатане (Марк 3:22-30). Нет свидетельств относительно того, что большинство наших братьев в 1888 году зашли так далеко, хотя отдельные лица, вероятно, сделали это. (Грех оскорбления Святого Духа сам по себе был достаточно тяжел!). Елена Уайт продолжала служение в этой церкви до своей смерти в 1915 году, показав, таким образом свою веру в возможное прощение и то, что решение наших проблем лежит не в распаде или оставлении церкви, а в покаянии всей церкви и в примирении со Святым Духом.

Так называемые "ошибки" посланников - не достаточная причина, чтобы отвергнуть их весть

Отрицание света теми, кого Бог избрал в качестве своих доверенных, всегда непростительно. Сегодня, когда прошло столько времени, мы не должны искать виновных, мы можем только констатировать факты. Братья, которые противились свету, искренне полагали, что поступают правильно, потому что посредники Божьи делали, как им казалось, ошибки. Господь совершал свою работу необычным способом, и это вызывало удивление братьев. Елена Уайт так описала происходящее, пользуясь будущим временем для выражения событий, происходящих в настоящем:

"В проявлении силы, освещающей землю своей славой, они увидят только то, что из-за слепоты покажется им опасным, то, что вызовет у них страх, и они восстанут против этого. Они воспротивятся работе Господа только потому, что Он не действует в согласии с их ожиданиями и представлениями" (RH Extra, December 23, 1890).

Еще раньше она точно указала на проблему, с которой сталкивались братья. Мы можем только сочувствовать им, ибо испытание было очень тяжелым:

"Я искренне желаю, чтобы каждый из вас был внимательным, выбирая свою позицию, и решил, стоит ли ему окутываться облаком неверия, если видит он несовершенства; вы замечаете одно слово или какую-то маленькую подробность, возможно, действительно, существующую и по ним судите их (Джоунса и Ваггонера)... Вам же следует увидеть, что Господь работает через них; и признать, что Дух Божий проявляется в них. Если же вы выберете путь сопротивления, то поступите точно так же, как поступили евреи" (Sermon, March 9, 1890; MS. 2, 1890)

Самолюбие старших и более опытных братьев было задето тем, что Елена Уайт так решительно поддержала двух молодых и никому не известных людей, противопоставив их всему собранию служителей. Пастор А. Г. Даниэльс сказал позже, что ей пришлось выступить "практически в одиночку" против всей Генеральной Конференции (The Abiding Gift of Prophecy, p.369). Роберт В. Олсон сообщил Ежегодному Совету в Рио-де-Жанейро в 1986 году, что на сессии 1888 года ее "публично игнорировали" (Adventist Review, October 30, 1986). Если права была она, то это означало, что Бог прошел мимо руководителей церкви, и это их смущало:

"Те, кого Бог послал с вестью, всего лишь люди, но каков характер этого послания? Осмелитесь ли вы отвергнуть свет и предупреждения, если Бог не спросил у вас чему отдать предпочтение?" (RH May 27, 1890).

"Бог... дал вам возможность выступить в Его помощь при оружии и в полном оснащении... Но подготовились ли вы?... Вы сидели неподвижно и ничего не делали. Вы позволили слову Господа остаться без внимания; и теперь Господь берет мужей, которые были совсем молоды, когда вы уже выступали впереди войска, и дает им послание и поручение, которые вы не приняли на себя... Осудите ли вы их? Будете ли говорить: "Они не на своем месте?" Но вы же не находитесь на том месте, которое они теперь призваны занять" (ТМ 413).

Природа человеческая такова, что оппозиционеры всегда заняты поисками крючка, на который они могут повесить одежду своих сомнений. Но факт состоит в том, что посланцы Господа были "всего лишь людьми" взятыми по необходимости:

"Те, кого направил Господь с посланием, были всего лишь людьми... Некоторые отвернулись от послания праведности Христа, чтобы осудить этих людей" (RH, December 27,1890)

Обращаясь к тем, кто занимает ответственные посты, Елена Уайт спрашивала: "До каких пор вы будете ненавидеть, и презирать посланников Божьей праведности?" (ТМ 96).

Один из наших уважаемых авторов пытается доказать, что оппозиция 1888 года была оправданной. Обратите внимание на акцент, который он делает на "ошибки" Джоунса и Ваггонера. Он считает, что послание было отвергнуто по их вине. Тем самым он увековечивает предубеждения 1888 года и отводит стрелки часов на сто лет назад.

"Он (Джоунс) был не только резок от природы, но и отличался своеобразной речью, странными манерами... был иногда шумным и сам давал повод для неприятия...

Их возгласы (Джоунса и Ваггонера): "Христос - это все"... давали основание полагать, что они не были до конца освящены... (Здесь некорректно цитируется миссис Уайт, как поддержавшая идею о том, что Джоунс и Ваггонер внесли дух спора в "тот ужасный опыт конференции в Миннеаполисе").

Они настаивали на том, что для спасения нужна только вера... не были расположены спокойно обсудить точку зрения другой стороны... Не были полностью лишены самонадеянности и высокомерия...

В них незаметны были смирение и любовь, которые являются плодом праведности через веру... Экстремистская манера проповеди Джоунса и Ваггонера до сих пор заметна в мистических высказываниях тех, кто полагает, что вера значит все, а дела - ничего. ...

Они были несовершенными каналами... Оглядываясь назад на это противостояние, мы видим, что враждебность вызывалась личными качествами (Джоунса и Ваггонера) в гораздо большей степени, чем разницей в верованиях, именно это и вызывало трудности" (A. V. Spalding, Captains of the Host, pp.591-602).

Такова негативная оценка тех, кто были названы "посланниками Господа". Они действительно были "всего лишь людьми", но трудно понять, почему Бог выбрал для такой особой работы тех, кто были "несовершенными каналами", неосвященными и не очищенными от греха (по сравнению с другими), справедливо вызывали "неприятие" и "враждебность", были грубыми и "мистическими". Господь ненавидит дух самоправедности и придирчивости. У Джоунса и Ваггонера не было такого духа.

Это верно, что Елена Уайт упрекала А. Т. Джоунса за то, что он вспылил и был "излишне резок" с Урия Смитом в споре, состоявшемся перед сессией Конференции по поводу значения десяти рогов из книги Даниила. Несмотря на это, она поддерживала двух братьев, называя их "христианами" и "порядочными людьми". Она также довольно ясно дала понять, что действия многих из тех, кто им противостоял вовсе не были отмечены печатью "небесного доверия".

И сегодня некоторые авторы представляют Джоунса и Ваггонера так же, как это делали их противники в 1888 году. Но у "посланников" была решительная поддержка со стороны Елены Уайт. Верно и то, что через несколько лет после событий 1888 года они сбились с пути. Видимо, в этом и состоит причина того, что современные авторы считают их виновными в трагедии, случившейся в 1888 году. Но они неправильно трактуют факты.

Елена Уайт предсказала, что произойдут трагические события, если не прекратится противодействие посланию. В то же время, по ее словам, ошибки, совершенные посланниками после периода 1888-1896 годов, когда она оказывала им поддержку, не смогут обесценить их весть и служение (см.10 главу). Критиковать действия посланников" в том периоде, когда начинался громкий клич, означает поддерживать их оппонентов. Логически эта критика оправдывает тех, кто с презрением оттолкнул особое благословение пришедшее с небес. Просто поразительно, что сто лет спустя мы чувствуем в себе потребность обвинять посланников Господа в последствиях нашего собственного неверия.

Елена Уайт считала, что Джоунс и Ваггонер явили истинно христианский дух как во время, так и после Конференции в Миннеаполисе (свидетельства очевидца событий подтверждают ее суждения).

"Доктор Ваггонер проповедовал в простой и откровенной манере... Я уверена в том, что как христиане мы не должны питать чувства вражды, недружелюбия и предвзято относиться к Доктору Ваггонеру, который излагал свои взгляды просто и честно, как и подобает христианину... Я верю, что он был совершенно искренен в своих мнениях, и намерена уважать его чувства и доверять ему как христианину до тех пор, пока мне не докажут, что он не достоин доверия. Тот факт, что он честно придерживается некоторых взглядов на Священное Писание, отличающихся от ваших или моих, еще не является основанием, чтобы считать его отступником, опасным человеком и делать его объектом несправедливой критики" (MS. 15, 1888; Olson p.294).

Некий молодой служитель церкви, прибывший на собрание в Миннеаполис с предубеждением против Ваггонера, оставил запись о впечатлении, которое Ваггонер произвел на него:

"Будучи решительно настроен в пользу пастора Батлера и против Е. Дж. Ваггонера, я отправился на это собрание с предубеждением... С карандашом и записной книжкой в руках, я готов был услышать ересь и старался отыскать недостатки и ошибки во всем, что говорилось. Но как только пастор Ваггонер начал говорить, я увидел, что это сильно отличается от того, что я ожидал. К концу второй лекции я уже был готов допустить, что он старался быть честным и учтивым, и что в его манерах не было ничего от духа противостояния: он ничего не сказал также и об ожидаемой оппозиции. Очень скоро его манера говорить и Евангелие, которое он проповедовал, фактически изменили мое мнение и отношение, и я стал ревностным слушателем Истины ... В конце четвертой или пятой лекции пастора Ваггонера я был уже смиренным и кающимся грешником... ...После проведенных пастором Ваггонером одиннадцати занятий у многих в значительной мере пропал дух споров..." (C. McReynolds, "Experiences While at the General Conference in Minneapolis, Minn., in 1888." E. G. White Estate, D File, 189).

Елена Уайт даже защищала уверенную манеру проповеди и дух молодых посланников, борющихся с предрассудками:

"Появятся люди, которые будут иметь силу и дух пророка Илии, чтобы подготовить путь для второго пришествия Господа Иисуса Христа. Они выпрямят то, что было криво. Что-то нужно отбросить, что-то нужно построить (Ms.15, 1888; Olson, p.300).

Пусть никто не жалуется на слуг Господа, которые пришли с небесным посланием. Не ищите более в них плохое, говоря: "Они слишком уверенны, они используют слишком смелые выражения". Возможно, они так выражают свои мысли, но в этом действительно есть необходимость. Мы будем сгорать от стыда, если не станем внимать голосу и посланию Бога...

Служители, не оскорбляйте Господа и не огорчайте Святой Дух, бросая тень на пути и образ действия людей, которых Он избрал. Личность каждого известна Богу. Он знает и темперамент тех, кого избрал. Ему известно, что только честные, твердые, решительные люди с уравновешенным характером будут относиться к порученной им работе, как к жизненно важной, и вложат решимость и твердость в свои свидетельства, чтобы сломать барьеры, возведенные сатаной" (ТМ 410,412,413).

Современный историк описывает грубоватого и, вероятно, не получившего должного образования А. Т. Джоунса, как "возвышавшегося над остальными угловатого мужчину с прихрамывающей походкой и неуклюжими позами и жестами" (Spalding, op.cit., р.591). Елена Уайт видела его по-другому:

"Есть служители христианской церкви, которые не получили образования в колледже из-за невозможности обеспечить себе такое образование; но Господь отметил их своим избранием... Он превратил их в своих действенных сотрудников... Эти люди способны к учению; они чувствуют свою зависимость от Бога, и Святой Дух живет в них, помогая им преодолеть немощи... В их голосах слышится отзвук голоса Христа.