Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 26 апреля 2024
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ PDF Печать E-mail

 

КРИЗИСЫ "АЛЬФА" И "ОМЕГА"

В начале 1900-х годов церковь Адвентистов Седьмого Дня чуть не была разрушена ужасным кризисом, ересью пантеизма. Елена Уайт назвала этот кризис "альфой" соблазнов и доктрин дьявольских сил. Имел ли он отношение к событиям 1888 года, когда был отвергнут свет послания?

Если люди не видят истинный свет или понимают его неправильно, то его место занимает ложный свет, истинная природа которого в равной степени остается непонятой. После событий 1888 года было сказано, что отступничество внутри церкви будет неосознанным, едва различимым и, вероятно, распространится достаточно широко, прежде, чем его смогут обнаружить.

Принцип, гласящий, что за отвергнутым светом обязательно следует обман, является неизменным законом истории. Иисус говорит руководителям Израиля: "Я пришел во имя Отца Моего и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете" (Иоанна 5:43). Необходимо иметь правильное понимание событий, последовавших за 1888 годом, чтобы увидеть, что "мерцание лучины" заняло место подлинного света.

Служители церкви периода 1888 года были добрыми, посвященными людьми, которые много работали и испытывали лишения. Но так произошло, что они отвергли истину. Случившееся относится к наиболее поразительным событиям в истории христианства.

Братья ничего не знали о причинах, побудивших их отвергнуть величайшую из всех истин, которые были открыты этой церкви. По природе они были не хуже, чем мы.

Из вышесказанного следует, что грех отвержения света громкого клича никогда не может быть до конца побежден, пока мы не осознаем эти мотивы, так как они движут и нами. Эта работа несомненно связана с очищением небесного святилища. Наша история является осуществлением принципов Божьих, которые должны привести нас к примирению с Христом.

Появление ереси "альфа" служит иллюстрацией этого принципа

Господь не может и не будет принуждать или покорять с помощью страха то, что Он может получить только любовью. Отсюда Его долгое терпение во время нашего странствования. Что Ему остается делать, кроме как ждать, пока не исчезнут наши иллюзии? Но мудрость Его в конце одержит победу, ибо это есть мудрость любви, истинно божественная стратегия. Понимание истории 1888 года - это могущественная добрая весть!

Как в 1844, так и в 1888 году отвержение света сделало неизбежным подчинение обману. Вот как действовал этот принцип, когда некоторые из первых адвентистов отвергли больший свет истины о святилище.

"Я увидела особенно яркий свет, исходящий от Отца к Сыну и от Сына к людям, стоявшим перед престолом. Но лишь немногие принимали этот великий свет. Остальные же, либо отвергли его и тотчас стали оказывать ему сопротивление, либо в своей беспечности не обращали на него внимания. Поэтому они лишились его... Те, которые поднялись вместе с Иисусом, с верой взирали во Святое Святых и молились, говоря: "Отче наш, дай нам Духа Твоего".

Я повернулась, чтобы увидеть тех, которые все еще оставались у престола, они не знали, что Иисус оставил их. Тогда у престола появился сатана, пытаясь подражать делу Божьему. Я видела, как они, обращаясь к престолу, молились: "Отец, дай нам Твоего Духа". Тогда сатана дунул на них своим не освященным влиянием... Цель сатаны заключалась в том, чтобы обмануть и совратить с истинного пути детей Божьих" ("Ранние произведения", с. 53-55).

Тот же принцип обмана, который начинает действовать после отвержения света, посланного небом, проявился после 1888 года. Говоря об этом, Елена Уайт писала в 1889 году: "Никогда не следует ожидать, что в то время, когда Господь готов дать свет Своему народу, сатана будет спокойно наблюдать за этим и ничего не предпримет, чтобы помешать народу Божьему принять этот свет" (5Т 728).

"Как и в древности, найдутся многие приверженцы традиции, которые будут поклоняться сами, не зная кому...

Мы можем с уверенностью сказать, что появились среди нас те, кто отошел от Бога живого и полагаются на людей и на человеческую мудрость, а не на божественную.

Бог пробудит Свой народ; если же другие средства не помогут, то в церкви появятся ереси, которые совершат "просеивание" и отделят зерна от плевел" (ibid., р. 707).

На сессии в Миннеаполисе было сказано, что если мы не будем идти под руководством Христа, то, сами того не зная, окажемся под руководством сатаны:

"Бог отнимет Свой Дух, если Его правда не будет принята... Я хочу, чтобы вы осознали, что если вы не идете вперед, то отступаете, и сатана понимает это; ему известно, как подчинить себе человеческий разум... Нам предстоит битва" (Ms.8, 1888, Olson pp.264,265)".

В Миннеаполисе Елена Уайт еще раз подчеркнула это.

"Сегодня Бог желает, чтобы Его работе был дан новый импульс. Сатана видит это и решительно настроен помешать... То, что является для церкви духовной пищей, считается опасным и не будет дано народу Божьему. Незначительное расхождение во мнениях разрушает веру, вызывает отступничество, разрывает единство, сеет разногласия, и все потому, что они сами не знают, с чем борются" (Ms.13,1889).

Враг сознавал, что отрицательная реакция многих к свету 1888 года могла стать для него наилучшей возможностью победы.

"Враг Бога и человека не желает, чтобы эта истина излагалась понятным языком, так как знает, что если люди примут ее во всей ее полноте, то он потеряет над ними власть... Христос предупреждает нас, чтобы мы остерегались появления ложных доктрин... Многие ложные доктрины будут представлены нам под видом учения Библии... Богу угодно, чтобы мы были разумными... и восприняли данные нам предупреждения, чтобы не перейти на сторону великого обманщика в том кризисе, через который предстоит пройти" (RH September 3, 1889).

"Те, кому был открыт великий свет и отказались от него, останутся во мраке, настолько темном, насколько ярким был свет, отвергнутый ими" (ТМ 163).

Поскольку свет, излившийся в 1888 году, был в действительности трехангельской вестью, то для врага имело смысл воспользоваться случаем и исказить наше понимание этой истины.

"Сатана использует сейчас всю свою силу, чтобы обмануть, отвлечь людей от послания третьего ангела, которое будет провозглашено с огромной силой... Он употребит все свое искусство, чтобы привести одних к фанатизму, а других - к холодному формализму и погубить их. Настало время постоянно бодрствовать. Будьте бдительны и преграждайте дорогу сатане, как только он сделает малейший шаг вперед...

Некоторые не смогут правильно воспользоваться доктриной оправдания через веру (Special Testimonies, Series A, No.1,pp.63,64; 1890).

Если божественная сила не будет дана народу Божьему, то умами завладеют ложные теории и ошибочные идеи" (RH September 3,1889).

А. Г. Даниэльс в 1926 году признал, что это предупреждение было оправданным и что это пророчество исполнилось.

"К несчастью, народ Божий не смог воспользоваться божественной силой и предсказанный результат увидели все:... Умами завладели ложные теории и ошибочные идеи" (COR 89).

Елена Уайт была обеспокоена. Время громкого клича - волнующее время, но и рискованное. По ее словам, кризис, начавшийся после 1888 года, ознаменовал собой новую эру.

"Нас ждет непрерывная борьба... Мне было сказано: "Появятся люди, которые будут проповедовать ложные идеи и увлекут за собой других". Это несомненно будет происходить среди народа Божьего... Будут те, кто... ошибочно примут за свет неправду, и правдоподобную ложь объявят светом, иллюзии примут за реальность, а реальность за иллюзии... Они увлекутся обманом и соблазнами сатаны... Те, кто думают, что могут идти, полагаясь на человеческую мудрость, без благодати Христа, попадут в сеть... Люди будут принимать одно заблуждение за другим до тех пор, пока их чувства не извратятся" (Ms.16,1890; Ev 593,594).

Верно то, что враг попытался обмануть нас до 1888 года, самым упорным нападкам он подверг нас после 1888 года. Ересь "альфа" имела успех только потому, что до этого был отвергнут свет:

"Во время громкого клича третьего ангела те, кто были в малейшей степени ослеплены врагом, кто не освободился полностью из ловушек сатаны, будут в опасности, так как им трудно будет отличить истинный свет, сходящий с небес, и они будут склонны принять неправду. Ложный духовный опыт будет влиять на их мысли, решения, мнения. Свидетельства, данные Господом, не будут приняты теми, кто ослеп, выбрав тьму вместо света. Отвергнув свет, они создадут теории, которые назовут "светом". Господь называет их свет "мерцанием от лучины".

Многие отвергнут слова, посланные Господом, и примут за свет и правду другие слова, сказанные человеком. Иисус говорил: "Я пришел во имя Отца Моего и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примите". Человеческий разум уведет людей от самоотречения, посвящения и изобретет многое, вследствие чего вести Божьи потеряют силу. Мы не можем без риска полагаться на людей, у которых нет тесной связи с Богом. Они примут человеческие мнения и будут не в состоянии различить голос Истинного Пастыря. Под их влиянием многие собьются с пути" (RH, December 13, 1892).

После сессии 1893 года Елена Уайт увидела ожидающие нас бедствия которые появятся вследствие обмана: "Кажется, проницательность покинула многих и они не могут отличить свет, посылаемый Богом от тьмы, исходящей от врага наших душ" (RH August 7,1894).

Опасность нетерпеливости

В период 1888 года некоторые хотели ускорить события и вместе в Христом завершить проповедь Евангелия. Но церковь - "тело Христа" (и особенно руководители) не были готовы к этому. Нарушая принципы кальвинистского предопределения. Господь изменил Свои планы и остался со Своим народом. Они не шли в ногу с Ним, поэтому Он был вынужден идти с ними в ногу.

Это было утомительно для людей с более горячим темпераментом. Пришлось убедить их "не бежать впереди Учителя, а следовать за Ним" (ТМ 228; 1894).1 До своей смерти Елена Уайт не покидала церковь. Подобно Моисею, который остался с израильским народом после событий в Кадеш-Варни, она не ушла из церкви, которая не последовала Божьим советам.

Даже сегодня она является хорошим примером и ее советы полезны для нас. Критики не обладают терпением Господа. Долгая задержка - это эксперимент, проводимый не в интересах Господа, но в интересах самой церкви. Почему Бог допускает, чтобы появилось отступничество в Его Церкви? История Израиля повторяется.

"Даже в самой церкви Господь разрешал людям испытать, что есть человеческая мудрость... Когда появились лжеучителя, последовали духовные болезни, народ Божий стал терять веру, но Господь "очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою" (Луки 3:17).

Бывают времена, когда отступничество появляется в наших рядах, когда те, кому пристало идти в ногу с нашим Учителем, теряют благочестие... Но Бог посылает Утешителя, который открывает людям их грехи, чтобы предупредить свой народ об отступничестве и обличить его в том, что он отошел от веры" (RH December 15, 1891).

Весть о конце странствования - это добрая весть. Она приведет Церковь к верному пониманию ее состояния и к истинному покаянию, что станет величайшим в своем роде духовным опытом истории христианства.

"Церковь Адвентистов Седьмого Дня должна быть взвешена на весах небесного святилища... И если она не воспользуется благословениями, дарованными ей для выполнения работы, то будет объявлен приговор...

Если церковь, которая сегодня отступила от веры, не обратится и не покается, то будет питаться плодами своих дел, пока не начнет питать отвращение к самой себе. Если же она воспротивится злу, изберет добро и будет искать Бога со всем смирением, то получит исцеление. Она тогда предстанет в простоте и чистоте, данной Богом, свободная от земного и покажет, что истина сделала ее действительно свободной. Тогда члены церкви действительно станут избранными Богом, Его представителями.

Когда начнется преобразование, дух молитвы будет побуждать к действиям каждого верующего и исторгнет из церкви дух разногласий и споров... Все будут в гармонии с разумом Христа" (8Т 250,251).

Те, кто создают независимые от церкви движения, приводят цитаты из этого отрывка в доказательство того, что наша церковь отвергнута Господом. Истинный смысл этих слов - это предсказание о покаянии всей церкви.

Что следует понимать под выражением "вся церковь"

Может показаться, что в некоторых местах Елена Уайт утверждает что "вся церковь" никогда не покается и не будет сотрудничать со Христом. Независимые организации используют такого рода заявления. В других местах Елена Уайт утверждает обратное. Противоречит ли Елена Уайт самой себе?

Если читать данные утверждения в контексте, то противоречие исчезает. "Вся церковь" не возродится, пока не произойдет "потрясение" (просеивание); после "потрясения" "вся церковь" достигнет единства. Рассмотрим каждую группу утверждений:

"Надеемся ли мы увидеть всю церковь возрожденной? Такое время никогда не настанет. В церкви есть не обращенные люди, которые не объединятся в искренней, единой молитве. Мы должны проводить работу с каждым членом в отдельности" (1SM 122: 1887).

Вскоре после того, как были сказаны эти слова, послание 1888 года принесло новый взгляд и новые надежды. Послание вдохновило Елену Уайт.

"Когда будет изливаться поздний дождь, церковь получит необходимую силу для работы; но вся церковь не получит этого до тех пор, пока ее члены не избавятся от зависти, подозрений и клеветы (RH Octomber 6,1896).

Когда церковь пробудится..., ее члены будут сочувствовать тем, кто не знает Бога... Бог будет работать через посвященную, жертвующую собой церковь и явит Дух Свой во славе...

Когда народ Божий примет Святой Дух, то от него будет исходить сила (1SM 116,117; 1898).

Когда позор лености и праздности будет смыт с церкви, тогда Святой Дух будет милостиво явлен... Земля осветится от славы Божьей. Небесные ангелы давно уже ищут посредников - членов церкви, чтобы сотрудничать с ними в великой работе, которую предстоит выполнить (9Т 46,47).

В ночных видениях прошли передо мной картины великого реформаторского движения среди народа Божьего... Произошло истинное посвящение... Казалось, что весь мир освещен небесной славой...

И все же некоторые не захотели обратиться... Эти скупые люди были отделены от общества верующих (9Т 126).

Святой Дух должен оживить и наполнить Собой всю церковь, очищая и соединяя сердца...

Цель Божия в том, чтобы имя Его было прославлено в Его народе перед всем миром" (9Т 20,21).

Говоря о времени покаяния и реформации, когда поздний дождь будет принят. Елена Уайт предсказывает:

"Страх Господень, сознание Его доброты и святости будут пронизывать каждую церковную организацию. Атмосфера любви и мира будет в каждом отделе церкви. А затем работа будет продвигаться с удвоенной энергией... Земля осветится от славы Божьей, и мы будем свидетельствовать о скором пришествии нашего Господа и Спасителя, в силе и славе Своей" (ММ 184, 185; 1902).

Для достижения этой цели необходимо знать нашу историю. "Нам нечего бояться, кроме того, что мы забудем путь, по которому Господь ведет пас, забудем прошлые уроки, которые Он дал нам" (LS 196). Правдивый и искренний человек поймет это и возрадуется:

"Мы не должны отдаляться от нашего Учителя, иначе мы собьемся с пути и перестанем видеть Провидение, которое руководит нашей церковью, всем миром и каждым человеком. Намерения и дела Божьи в таком случае по-прежнему будут оставаться тайной. Мы можем сбиться с пути и увлечься собственными заблуждениями, говоря: "Пути Господин неисповедимы": но если сердце верно Богу, то все будет просто и понятно.

Настанет день, когда откроются тайны Божии, и пути Его станут понятны" (ТМ 432. 433).

Основа ереси пантеизма

Послание 1888 года было обращено к чувствительным, кающимся сердцам, к людям, высоко ценящим жертву Христа. Праведность Достигалась через такую веру. По многие не испытали подобного из-за своей гордости. Самонадеянность и высокомерие являются той почвой, Из которой вырастают заблуждения и ложь.

Если бы не эта гордость, отрицающая веру, самые изощренные Искушения сатаны не имели бы силы. Церковь наводнили ереси "альфа" По причине отвержения вести в период после 1888 года.

"Нас окружают опасности последних дней, когда со всех сторон будут раздаваться голоса: "Вот Христос. Вот истина". Основным мотивом в поведении многих будет разрушение основания нашей веры, которая вывела нас из других церквей и из этого мира...

Истина для этого времени драгоценна, но те, сердца которых не разобьются о скалу, имя которой Христос, не увидят ее. Они примут то, что соответствует их взглядам, и начнут возводить новое основание веры. Они станут льстить своему тщеславию, полагая, что способны заменить столпы нашей веры своим основанием" (Elmshaven Leaflets, The Church, No 4; Ms. 28, 1890).

Оппозиция в Миннеаполисе хотела "остаться у старых вех". Видеть, как люди покидают свои старые вехи, было бы самым большим удовольствием для нашего врага.

Враг располагает армией термитов, готовых довести дело до конца, после того, как с ним не справилась команда подрывников. Правдоподобные идеи, исходящие от отца отступничества, могли бы незаметно разрушить наше понимание правды. Эти термиты не могут одолеть столпы веры, но они способны изнутри уничтожить нашу веру и оставить нас с внешней оболочкой трехангельской вести. Сатане было по силам провести такую работу после 1888 года, что и подтверждает проникновение в церковь ереси пантеизма.

"Самонадеянные люди... будут создавать внешнее впечатление служения Богу, в действительности же они будут предоставлять свои услуги князю тьмы. Глаза их не помазаны небесной мазью, они духовно слепы и ничего не будут знать о вражьих средствах, так удивительно похожих на правду. Их видение будет искажено зависимостью от человеческой мудрости, что в глазах Господа является безрассудством" ("Danger of Adopting Wordly Policy", p.4; 1890).

События развивались скрытно, в то время как корни предубежденности по отношению к вести 1888 года "никогда не были уничтожены... и все еще приносили свои не освященные плоды, отравляющие суждения, извращающие восприятие и ослепляющие понимание... Когда через истинное покаяние будут истреблены корни ожесточенности, вы увидите свет, исходящий от Бога" (ТМ 467). Но "истинное покаяние" так и не наступило для большинства братьев. Враг желал такого положения вещей, при котором верхушки срезаны, а корни оставлены невредимыми.

"Мирское поведение приходит на смену подлинному благочестию и мудрости, сходящей свыше, и Господь лишит благословений нашу конференцию. Отнимут ли ковчег завета у этого народа? Необходимо ли тайно принести идолов? Следует ли ввести в святилище фальшивые принципы и ложные заповеди? Следует ли почитать антихриста? Должны ли мы игнорировать истинные доктрины и принципы, которые дал нам Бог, которые сделали нас тем, кто мы есть?... Вот к чему ведет нас враг с помощью духовно слепых, непосвященных людей" (Ms.29,1890).

В 1894 году увеличилось число предупреждений, разоблачающих хитрость сатаны.

"Ангелы сатаны... будут авторами того, что назовут новым светом... хотя в некоторой степени это послание будет правильным, в нем будут содержаться человеческие мнения, будут предложены человеческие заповеди... Многое из этого будет казаться хорошим, и все же это следует рассмотреть с серьезной молитвой, так как оно является правдоподобным изобретением врага, чтобы увести душу на тот путь, который настолько близко проложен от пути правды, что его трудно отличить от пути, ведущего к святости и небесам. Но глазами веры можно будет увидеть, что этот путь не является истинным, хотя это и тяжело увидеть. С первого взгляда он может показаться верным, но через некоторое время обнаружится большое отклонение от дороги истины, спасения, ведущей к святости и небесам" (ТМ 229, 1894).

Еще более критическим является следующее высказывание:

"В нашей церкви будут проявления фанатизма. Появятся заблуждения, чтобы "прельстить, если возможно, и избранных". Когда проявятся явные несоответствия и будут произнесены ложные высказывания, в словах Великого Учителя перестанут нуждаться...

Я бью сигнал тревоги потому, что благодаря Святому Духу я могу видеть то, что не видят мои братья" (Letter 68, 1894).