Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 22 февраля 2024
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ PDF Печать E-mail

 

ОТСТУПНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ

Вместо оживляющей влаги позднего дождя, который подготовил бы народ Божий к возвращению Христа, в начале нового столетия произошли наиболее мрачные, почти трагичные события в истории нашей церкви. Только личное вмешательство смиренного посланника Господа не позволило доброму кораблю пойти па дно, как это случилось с "Титаником" через несколько лет после описываемых событий.

"Айсбергом" в этом случае стала едва различимая ересь пантеизма, распространению которой содействовали некоторые из наиболее уважаемых лидеров адвентизма, подобно капитану злополучного корабля компании Кунард, не обратившие внимания на предупреждения о надвигающейся опасности.

Когда Елене Уайт уже казалось, что никто не сможет преодолеть кризис, вызванный ересью, которую проповедовал доктор Келлогг, ей было дано видение:

"Плыл корабль. Стоял густой туман. Внезапно раздался крик дозорного: "Прямо по курсу айсберг!". В самом деле, впереди, возвышаясь над кораблем, плыл гигантский айсберг. Властный голос скомандовал: "Вперед!". Не было времени для раздумий. Надо было действовать, не теряя ни секунды. Механик дал полный ход и рулевой направил корабль прямо на айсберг. Со скрежетом корабль врезался в лед. Последовал сильный удар, и айсберг развалился на множество кусков, которые с шумом подобным грому обрушились на палубу. Несмотря на столкновение, ни один из пассажиров не погиб. Корабль получил повреждения, но все они могли быть устранены. Корабль отскочил назад после удара, содрогаясь от носа до кормы подобно живому существу. Затем он двинулся вперед по своему курсу" (Special Testimonies, Series В, No.2, pp.55, 56).

Этим кораблем была церковь Адвентистов Седьмого Дня. Властным "голосом" было свидетельство Иисуса. Корабль действительно получил повреждения, но они могли быть устранены. В процессе преодоления последствий столкновения ушли трое работников Божьих, которых особенно ценила Елена Уайт: Джоунс, Ваггонер и доктор Келлогг. Если бы айсберг заметили раньше и корабль обошел бы его, то церковь Могла бы избежать этой потери. В этой истории особого внимания заслуживают следующие факторы:

(1) Многие из наших служителей и врачей не смогли разглядеть природу кризиса. Они были как бы в тумане. Пантеистические настроения были популярны в то время, являясь как бы символом прогрессивной теологии. В них была какая-то захватывающая красота. Передовые идеи распространялись с радостью, практически не встречая протеста. "Как никогда прежде нас должно тревожить сейчас то, что те, кого мы считаем крепкими в вере, не смогли разглядеть смертельное влияние этой науки зла" (ibid.. Series В, 7, р.37).

(2) Елена Уайт не увидела бы едва различимую ложь, если бы не обладала Божественным даром проницательности. Она надеялась, что братья и сестры также не потеряют связи со Святым Духом и увидят, где ложь и где правда.

"Сатана пытается обмануть не только молодых и не обладающих духовным опытом, но и людей в зрелом возрасте и с большим духовным опытом. Людям, занимающим ответственные посты, грозит опасность поменять руководителей" (ibid., Series В, No. 2, р.48; 1004). "Я слышала голос: "Где же стражи, которые должны стоять на стенах Сиона? Не спят ли они? Основание было заложено Мастером, и оно выдержит и шторм, и бурю. Позволят ли этому человеку (Келлоггу) представлять доктрины, отрицающие прошлый опыт парода Божьего? Настало время предпринять решительные действия" (ibid., р. 54).

На самом деле виновны в большей степени ответственные стражи на стенах Сиона, которые из-за своей слепоты не заметили опасности, чем обманутый доктор, проповедовавший эту ересь.1 Мы готовы осудить его и радуемся, что преодолели этот кризис с помощью Духа пророчества. Но полученный урок нарушает наш покой: многократные предупреждения, сделанные после 1888 года, не смогли пробудить большинство из народа Божьего. Итак, кризис, вызванный пантеизмом выявляет глубину укоренившегося после Миннеаполиса неверия, в результате которого многие с готовностью впали в соблазн десятилетия спустя. Те, кто утверждают, что раскаялись в слепоте по отношению к вести 1888 года, с трудом могут объяснить причины последовавшей слепоты пантеизма.

(3) К сожалению, это испытание может оказаться не последним. Многочисленные высказывания относительно послания 1888 года должны были научить наших братьев самостоятельно вести корабль через опасные воды пантеизма. Но чтобы корабль не затонул потребовалось личное и срочное вмешательство Елены Уайт. В наше время, когда ее уже нет в живых, сатана испытает нас еще раз, чтобы узнать: достигли ли мы зрелости, либо, как дети нуждаемся в указаниях воспитательницы. Итак, мы установили, что кризис, связанный с ересью пантеизма, можно считать всего лишь "альфой", а "омега" должна последовать. И, возможно, скорее, чем мы думаем.

"Народу Божьему необходимо знать основу нашей веры и духовные опыты прошлого. Как жаль, что многие из членов церкви доверяют теориям, которые отрицают опыт прошлого и подрывают основу веры! Те, кто так легко увлекаются духом лжи, показывают, что следовали за ложным полководцем, так как не видят, что отошли от веры и что строят здание не па фундаменте истины...

Многие из высказанных мнений являются "альфой" наиболее фанатичных идей. Некоторые, занимающие важные посты в деле служения Богу, проповедуют учения, аналогичные тем, с которыми нам пришлось столкнуться вскоре после 1844 года" (Southern Watch-тaп, April 5, 1904).

"Работа "Living Temple" (Живой Храм) содержит "альфу" этих теорий. Я узнала, что вскоре за ней последует и "омега", и меня охватил страх за наш народ (Special Testimonies, Series В, No. 2, р.53).

Не допустите, чтобы вас обманули. Многие отойдут от веры, прислушавшись к обольщающим духам и бесовским доктринам. Перед нами только "альфа" этой опасности. "Омега" же поразит воображение (1SM 197, 1904).

"Омега" последует и примут ее те, кто не желает принять предупреждение, посланное Богом" (ibid., р.200; Special Testimoпies, Series В, No. 2, р.50: 1904).

Интересно, что мы не находим высказываний Елены Уайт, которые предупреждали об ошибках в работе Е. Дж. Ваггонера "The Glad Tidings" (Радостная весть). Одиннадцатого апреля 1901 года он заявил, что его взгляд не является пантеистическим (GCB 1901, р.223). С точки зрения чистой теологии он прав. Его проповеди на сессии 1901 года были искренными и имели большую силу. Именно после этих проповедей Елепа Уайт рекомендовала, чтобы его пригласили в качестве преподавателя в Берриен Снрингз, что было бы хорошо и для него, и для студентов. Он нуждался в более тесных товарищеских отношениях со способными братьями.

В номере "The Criterion" от 29 января 1982 года доктор Жак Прованша пишет о Келлогге, пантеистические идеи которого более резко выражены, чем у Ваггонера: "С точки зрения богословия Келлогг не был пантеистом". Но Келлогг придерживался неверной концепции о природе Бога. Елена Уайт благожелательно относилась к мотивам, стоявшим за проповедями Ваггонера, и, может быть, именно по этой причине она воздерживалась от критики в его адрес. Что касается Келлогга, она видела, что его взгляд может уничтожить духовное основание нашей церкви.

Кризис был допущен для испытания нашей веры, а также как Наглядный урок для будущего поколения.

"Бог разрешил, чтобы в работе "Живой Храм" добро и зло были представлены вместе, чтобы показать грозящую нам опасность. Он допустил, чтобы эта книга была издана, чтобы мы произвели определенные подготовительные действия, и чтобы стало ясно, что может сделать человек... Господь допустил этот кризис только затем, чтобы открыть глаза желающим знать правду. Ему угодно было, чтобы народ Его понял, до каких пределов может дойти искусство софистики и изобретательность врага" (ibid.. No.7, р.36).

Таким образом, кризис, вызванный опубликованием книги "Живой Храм", не положил конец усилиям сатаны, старавшегося увести в сторону, смутить и увлечь за собой народ Божий. Опасность едва различимого отступничества в нашей церкви все еще жива и даже более вероятна, чем когда-либо прежде: "Мы должны понять, что отступничество будет расти, быстро развиваться до того времени, как Господь сойдет с неба при гласе Архангела и трубе Божьей" (ibid., РР.56, 57).

(4) Распространенные представления о том, что период после 1888 года явился великой победой, сводят на нет значение наглядного урока, заключенного в отступничестве Келлогга. То, что Господь допустил, чтобы "показать грозящую нам опасность" и чтобы мы поняли "до каких пределов может дойти искусство софистики и изобретательность врага", представляется как победа человеческой мудрости и свидетельство Божьей милостивой заботы и одобрения. Утверждают, что опасность "омега" миновала, так как это событие произошло в далеком прошлом.

"В этой борьбе можно выделить две фазы: первая — пантеистические ошибки, и вторая — вопросы о собственности и контроле. Дух пророчества назвал их "Альфа" и "Омега". Пантеизм, "бесовские доктрины" был назван "альфа", а "омегой" должны были стать события(!), "поражающие воображение".

По утверждению некоторых, термин "омега" относится к некой большой проблеме или отступничеству в будущем; и время от времени этот термин ошибочно применяется по отношению к той или иной области церковной деятельности... В прошлые годы под "альфой" понимались ошибки, упомянутые выше, а под "омегой" — отступничество и сопротивление, которые лишили церковь ее старейшего медицинского учреждения. Это действительно было поразительным событием, которого почти никто не ожидал. Впрочем, в конечном итоге, мы потеряли лишь несколько членов церкви" (L.II.Christian, The Fruitage of Spiritual Gifts, p. 292).

Если верно то, что разрушение санатория в Батл Крик было "омегой", то мы можем быть уверены и в том, что самые большие испытания и опасности для Адвентистского движения закончились семьдесят лет тому назад. Теперь, когда весь список средств от "а" до "я", применяемый сатаной для искушения, иссяк, нам нечего опасаться.2

Где же правда об "Омеге"?

В недавнем номере "Spectrum" доктор Роберт Джонстон возвращается к мысли Кристиана, цитируя в поддержку своего мнения Д.Е.Робинсона. Однако, излагая свою точку зрения, он не приводит свидетельств Елены Уайт. Она ни разу даже не намекала, что под "омегой" следует понимать уничтожение зданий в Батл Крик. Она также не утверждала, что событие "омега" произошло. Джонстон ослабляет свои позиции, допуская, что "альфа и омега" являются "частями одного непрерывного события". Если это так, то первое и последнее должны иметь одинаковую природу и быть не "событиями", но "бесовскими доктринами", искусно замаскированными под истину.

Утверждение о том, что "омега" является "событием" прошлого, противоречит следующим высказываниям Елены Уайт:

(1) Она говорила: "Многие отойдут от веры", - в ходе этих событий. Но Кристиан утверждает, что "мы потеряли лишь несколько членов церкви" после уничтожения огнем санатория в Батл Крик.

(2) Она утверждала, что "омега" будет последней "опасностью", последней из списка смертельных ересей и доктрин зла. Поскольку она из того же списка, то должна представлять собой ересь и бесовскую доктрину, более сильную и коварную. Как может уничтожение санатория, в таком случае, считаться исполнением пророчества?

(3) Она говорила, что, предчувствуя появление "омеги", ее "охватил страх за наш народ". Но огромный санаторий был заново отстроен при неодобрении Елены Уайт; зачем ей было "бояться за наш народ", который потерял то, что стало для него ловушкой, и что не следовало бы отстраивать в таком большом масштабе?

(4) Кризис, символически представленный буквами алфавита, связан с развитием отступничества и ложных взглядов внутри церкви. Ниже приводится ее определение "альфы"; "омега" должна быть сходной по природе:

"Отступничество, ложные принципы, теории и софистика, подрывающие основные принципы веры, извращение правды, причудливое и спиритическое толкование Писания, ложная праведность, семена разногласий, неверия и неверности..., коварные заблуждения, чувства и представления врага, ложь и привлекательные выдумки, неверность и скептицизм, множество обманов, хитроумно придуманные басни, ложь (все это высказывания, взятые из Special Testimones, Series В.. Nos. 2, 7 относительно "альфы").

Великая борьба между Христом и сатаной все еще продолажается. Сегодня мы подошли к тому самому "будущему", о котором говорится ниже:

"В будущем истину будут заменять человеческими заповедями. Теории, вводящие в заблуждение, будут представляться как верные доктрины. Ложная наука — одно из средств, использованных сатаной на небе...

Не проповедуйте теорий, которые не основаны на Библии... "Так написано"... вот критерий, которым должен пользоваться сегодня каждый" (RH January 21, 1904; Ev 600, 601).

Наш враг овладел совершенным мастерством. С сожалением нужно отметить искренность доктора Келлогга, считавшего, что он проповедовал то же, что и Елена Уайт. Многие из наших братьев именно по этой причине попались, в ловушку.

"Путь правды лежит совсем рядом с путем неправды, и оба пути могут слиться в один для разума, которого не коснулся Святой Дух и который по этой причине не может быстро заметить разницу между правдой и ложью...

Сторонники распространения книги "The Living Temple", вышедшей большим тиражом, говорят: "Книга содержит те же истины, которые проповедует сестра Уайт". Подобное утверждение нанесло мне удар прямо в сердце...

В моих работах, возможно, есть много утверждений, которые будучи вырваны из контекста и истолкованы в соответствии со взглядами автора книги "Living Temple" могли бы показаться гармонирующими с учением, изложенным в этой книге. Подобное истолкование могло бы явно поддержать утверждение о том, что мнения, изложенные в этой книге, соответствуют моему взгляду" (Special Testimonies, Series В, No 2 pp.7, 52, 53; сравни с высказываниями Елены Уайт, которые по форме близко подходят к учению пантеизма в 8Т 255-261. В них нет пантеистических идей, но читатель, не обладающий проницательностью, может подумать обратное).

Когда бы ни появилась "омега", ее сторонники будут заявлять, что их взгляд подтверждается Духом Пророчества и "многие" несведущие люди согласятся с ними. Возможно также, что некоторые известные влиятельные руководители церкви будут поощрять этот обман. Те, кто будут иметь характер подобный характеру Христа и будут жить в союзе с Христом, выступят с протестом.

"Когда люди, занимающие руководящие должности, действуют под влиянием спиритических идей и софистики, следует ли нам молчать из-за того, что можем нанести удар по их авторитету, в то время как они обманывают людей?...

Будут ли продолжать молчать люди в отделах нашей церкви, не препятствуя распространению коварных заблуждений, которые губят души?" (ibid., р.9, 13, 14).

В конце жизни Елена Уайт говорила, что события "омега" наступят после ее смерти:

"Я должна сказать нашим братьям, что некоторые не знают, что дьявол использует одно средство за другим и добивается своего способом, о котором никто не догадывается. Посредники сатаны будут изобретать методы, как из святых сделать грешников. После моей смерти произойдут большие перемены. Я не знаю, когда это случится, но желаю всех предупредить о средствах, применяемых дьяволом... Они должны остерегаться любого греха, который сатана попытается увековечить" (Letter, Elmshaven, February 24, 1915).

Заключение

Правда — это всегда добрая весть. По словам тех, кто был знаком с Еленой Уайт, она имела обыкновение произносить следующую молитву: "Господи, покажи мне самое худшее, что есть во мне". Нам было бы полезно произносить молитву: "Господи, покажи нам правду о нашей истории, правду о нашем духовном состоянии". Правда о нашем прошлом может дать нам неизмеримую надежду и уверенность в будущем.

Церковь остатка, несмотря на ее недостатки и слабости, все еще остается предметом особого внимания Господа. Признавая нашу греховность, мы надеемся на Божью милость и Его неизменную любовь. Долгий окольный путь, выбранный нами, должен привести нас, когда наступит полнота времени, к Христу, которого мы с презрением отвергли в 1888 году. В самоотречении и покаянии мы найдем Его. И при этом не будет места самооправданию.

С другой стороны, Бог надеется на честность наших сердец. Вместе с нами он находится на суде перед Вселенной. Он рассчитывает на честность Своего народа. В выпуске "Бюллетеня" Генеральной Конференции 1893 года мы находим призыв:

"Скоро должно произойти что-то великое и решающее. При любой отсрочке Бог и Его престол будут скомпрометированы".

Можем ли мы обесславить Бога? Братья, во имя Господа и ради Его престола не будем этого делать (А. Т. Джоунс, цитирующий Елену Уайт, с. 73; в свою очередь, Елена Уайт позаимствовала эту мысль из работы "The Great Teacher" Джона Гарриса, 1836).

Должен ли другой громкий клич осветить землю славой, кроме того, что последует за нашим покаянием?

____________

1 Елена Уайт хотела помочь Келлоггу и верила, что это возможно. Он был "врачом Господним" и, по ее словам, был обращен на сессии в Миннеаполисе (GCB, 1903, р.86). Келлогг говорил: "Я был бы рад получить до издания книги "The Living Temple" серьезную и дружескую критику понятным для меня языком" (Letter to W. С. White, December 24, 1903). Он был обескуражен оппозицией служителей церкви как по отношению к посланию 1888 года, так и по отношению к реформе здоровья (cf.EGW Letter К-18, 1892; К-86а, 1893). Келлог говорил о своей молодости: "Когда я увидел принципы здорового образа жизни, они показались мне настолько прекрасными и последовательными, что я сразу же согласился с ними. Затем мне столько пришлось сражаться за эти принципы, что я мог любить только тех, кто принимал их. Худшим нападкам реформа здоровья подверглась со стороны служителей Генеральной Конференции. Для наших помощников в санатории было большим испытанием, когда служители из Генеральной Конференции, садясь за стол пообедать, просили тех, кто давно уже не ели мяса, подать жаркое из цыпленка или бифштекс. Мы опасались встреч с представителями Генеральной Конференции... Кончилось это тем, что один вид служителя внушал мне ужас. Я относился к ним с подозрением, так как не знал, могу ли им доверять... Теперь же я чувствую, что могу вам доверять и полностью в вас уверен". (GCB 1903, р.83). Позднее он утратил большую часть своей уверенности. Безразличие служителей церкви к реформе в области медицины и к посланию 1888 года продолжалось и далее, и этот двойной грех сыграл большую роль в том, что Келлогг сбился с истинного пути. Духовная закваска в Батл Крик, вызванная отверженном послания, послужила плохой пищей для Келлогга.

2 Попытки наклеить ярлык "омеги" на ту или иную ложную доктрину продолжаются, начиная с 1920-х и по сей день. Сегодня некоторые видят ее в реформаторском движении "новая теология". Каждое новое поколение сталкивается с все более сложными заблуждениями. Никто с уверенностью не может сказать, что видел последнюю букву этого алфавита сатаны, составленного из разных обманов. Впрочем, возможно, мы находимся уже в самом конце алфавита.