Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 13 июня 2024
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 PDF Печать E-mail

 

КАКОВО БУДУЩЕЕ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ?

Верно то, что церковь Адвентистов Седьмого Дня приостановила провозглашение чистого вечного Евангелия всему миру.1 Мы все разделяем ответственность за эту неудачу. Существует коллективная вина. Елена Уайт часто уподобляла наши просчеты неудачам Древнего Израиля, где каждое новое поколение разделяло вину отцов, поскольку они не только имели ту же падшую человеческую природу, но и проявляли то же неверие.2 Существует много трагических свидетельств нашего отступления от веры непослушания Духу Пророчества и даже отступничества. Все события нашей истории за прошедшие с 1888 года сто лет известны.

Означает ли это, что Господь отверг данную церковь или ее руководителей? Или же, если Он не сделал этого до сих пор, то совершит ли Он это в будущем? Означает ли это, что церковь Адвентистов Седьмого Дня обречена на неудачу?

Когда выбравшие путь Христа протестуют против того, что они считают отступничеством и неправильным поведением в церкви и обнаруживают оппозицию своим взглядам, то должны ли они считать ситуацию безнадежной? Следует ли им прекратить поддержку церкви и выйти из нее?

В книге Е. Уайт "Деяния Апостолов" на 11 странице говорится, что истинная церковь всегда состояла из "верных душ". Образуется ли какая-то новая группа или независимая организация из "верных душ", которая завершит евангельскую миссию и оставит уже организованную церковь Адвентистов Седьмого Дня прозябать в окончательном отступничестве?

Если уподобить церковь кораблю, то обречен ли он затонуть как "Титаник"? Или же ему суждено быть захваченным мятежной командой? Должны ли "верные души" покинуть этот корабль и броситься в холодные воды, полагаясь только на себя? Не окажутся ли пассажиры в последние дни вообще без корабля и каждому из них придется, спасаясь, выплывать в одиночку, цепляясь за обломки? Или же напротив, каждый из них станет членом команды и под руководством Христа-капитана приведет целый и единый корабль в порт?

Елена Уайт уподобляла церковь Адвентистов Седьмого Дня прекрасному кораблю, несущему народ Божий", и заявляла, что корабль этот благополучно придет в порт.3 Что есть истинная церковь? Остается ли организованная церковь "остатком от семени ее (женщины), сохраняющим заповеди Божии и свидетельство Иисуса Христа" (Откр.12:17)? Или же истинный "остаток" представляет собой лишь разрозненные, неорганизованные группы "верных душ"? Вопросы эти касаются мотивов существования нашей церкви на протяжении почти 150 лет.

Ни один разумный человек не осмелится заявить, что само по себе членство в организованной церкви может обеспечить личное спасение. Разумеется, нет. Вопрос не в этом. Вопрос в том, является ли принадлежность к церкви и ее поддержка долгом, исполнения которого Господь требует от "верных душ"? Каково отношение Христа к церкви Адвентистов Седьмого Дня? Если мы ответим на этот вопрос, мы сможем определить, каким должно быть наше отношение к церкви.

На этот счет существуют полезные указания в Священном Писании, а также многочисленные высказывания Елены Уайт:

(1) Бог всегда желал, чтобы Его народ на Земле был организованной, четко выделенной, видимой "семьей". Причиной этого является желание сделать этих людей Своими свидетелями, Своими посредниками для спасения душ. В древности церковью было "семя" Авраама. Господь сказал Аврааму: "И благословятся в тебе все племена земные... Потомству твоему отдам Я землю сию...". "И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их... и потомков твоих после тебя. Завет Мой поставлю с Исааком" (Бытие 12:3,7; 17:21).

(2) Бог никогда не менял этот завет, и Он не может его изменить. Во времена отступничества древнего Израиля и Иуды Господь оставался верным Своему обещанию. Во времена пророка Илии и царя-изменника Ахава и нечестивой царицы Иезавель Израиль оставался Израилем. Во времена пророка Иеремии и крайнего упадка Иудеи, когда Господь позволил вавилонянам пленить евреев, они все еще оставались избранным народом Божьим. Они никогда не стали Вавилоном, хотя и были в вавилонском плену. Только те, кто отказался вернуться с окончанием Вавилонского плена, потеряли свое место в истории. Завет продолжал распространяться на тех, кто сохранил индивидуальность избранного парода и в среду этого народа пришел Мессия.

(3) Здесь не утверждается, что плотское родство с Авраамом делало человека наследником завета. Бог сказал: "В Исааке наречется тебе семя". "Не плотские дети суть сыны Божий; но дети обетования признаются за семя". (Рим. 9:7, Гал. 3:7). Истинным Израилем всегда были те, кто имели веру Авраама. Но в то же время, в соответствии с волей Божьей, они должны были оставаться всегда избранным народом, отличным от других, чтобы действенно нести Евангелие миру. Даже маленькая девочка, служанка жены Неемана, находясь в рабстве, сохранила верность своему народу и спасла людей.4

(4) Первоапостольская церковь не была придатком или ответвлением от древнего Израиля. Она была истинным Израилем. Члены этой церкви хранили веру Авраама.5 С ее начала, когда Христос призвал Своих первых учеников, церковь была организованной, составляла одно целое.6 В годы земного служения Христа она оставалась организованной и подчинялась Ему, как Руководителю.

Новый Завет свидетельствует, что и в апостольские времена церковь была высокоорганизованной, в ней были апостолы старейшины, евангелисты, учителя, дьякона, дьяконисы и другие верующие, обладающие различными духовными дарами. Они действовали сообща, сохраняя порядок, под руководством Святого Духа.7 Когда был обращен в веру Савл из Тарса, Господь тотчас привел его в организованную церковь.8 "Верные души" действительно составляли раннюю церковь, но она ни в коем случае не была неорганизованной. Существуют многочисленные свидетельства наличия в ней дисциплины. Те, кто хочет доказать, что организованная церковь не может быть истинной, употребляют упомянутое высказывание из книги "Деяния Апостолов" о "верных душах" в отрыве от контекста.

(5) Забота Бога о "женщине, которая убежала в пустыню... на тысячу двести шестьдесят дней" указывает на то, что преследуемая во времена средневековья церковь соблюдала Новозаветные образцы дисциплины и организации.9 Истинные верующие всегда действовали в рамках организации, менялись только отдельные детали методов организации.

(6) В первые дни существования церкви Адвентистов Седьмого Дня было много столкновений по поводу организации церкви и фанатичные приверженцы анархии восставали против порядка.10 Святой Дух поставил печать одобрения на необходимости порядка. Наши пионеры расценивали существование организованной церкви как исполнение пророчеств из Откровения 12:17 и 14:12. Они видели в ней движение, предначертанное Богом, чтобы нести Послание миру и подготовить церковь к пришествию Господа.11

Любое движение, возглавляемое Святым Духом, должно быть организованно и дисциплинированно, потому что "Бог не есть Бог неустройства.12 Вот уже сто лет церковь Адвентистов Седьмого Дня существует во многих странах с разными культурами. Это безусловно работа Святого Духа. Нет ни одного другого всемирного движения или организации верующих, которые даже отдаленно можно было бы считать исполнением пророчества из книги Откровения 14:6-12. Елена Уайт никогда не сомневалась в нашем историческом предназначении.13

Это организация, прекрасно сотворенная Господом, для завершения задачи провозглашения "Вечного Евангелия". Ни одно самостоятельное движение или его ответвление не может в пределах жизни одного поколения развиться в такой потенциально эффективный инструмент для спасения человеческих душ. Истинных Адвентистов Седьмого Дня более волнует честь и оправдание Христа, чем личная награда. Предметом, занимающим их мысли, является скорее завершение Его евангельской миссии, чем обеспечение собственного спасения. У этих людей любовь к себе уступила место духовному опыту распятия своего "я" с Христом. Они находятся "под благодатью", новой мотивацией, возникшей из признательности к Его жертве, а не "под законом", старой мотивацией беспокойства о самом себе.

Они подвергаются тем же испытаниям, которым подвергнут был Моисей. Когда Бог предложил ему покинуть народ израильский и сделать его руководителем наследников израильтян, Моисей предпочел, чтобы имя его было вычеркнуто из книги жизни, но чтобы не была скомпрометирована честь Божья.14 "Просеивание" последних дней перед пришествием отделит от народа Божьего всех тех, чьей единственной мотивацией является стремление к личному спасению.

(7) Наше состояние "под законом", когда мотивом действий человека является забота о личной безопасности, вызвано тем, что мы должным образом не оцениваем праведность через веру. Эта мотивация исказила принципы организации нашей церкви. Джеймс и Елена Уайт настаивали на признании Христа как истинного руководителя нашей церкви:

"Во время Своего земного служения Христос ни разу не упоминал о том, что кто-либо из Его учеников и последователей должен быть назначен руководителем... Нет никаких указаний на то, чтобы апостолы Христовы назначили кого-либо из их числа своим руководителем... В таком случае, единственным руководителем Своего народа на все времена является сам Христос... Христос поведет Свой народ, если он захочет этого..."(James White, Review and Herald, December 1, 1874).

"Бог не желал, чтобы в христианской церкви существовала какая-то организационная система, которая бы оттеснила руководство Христа.

Пастырь, полагающийся только на решения Комитета Конференции, тем самым отвергает руку Христову. Да сохранит Господь для нас нашу организацию и наш церковный порядок в его первоначальном виде" (ibid., January 4, 1881г.).

Но признание Христа Главой церкви, требует покорности, исходящей от сердца, а это невозможно до тех пор, пока до конца не понята радостная весть о праведности через веру. Мотивация "под законом" вытесняет мотивацию "под благодатью", в результате чего страдают и руководители, и рядовые члены церкви. Начинает реализовываться "царская власть", священнослужители и миряне привыкают к ожиданию руководящих указаний от людей, склонных к ошибкам, начинают следовать их указаниям и превозносить их. Едва уловимая форма поклонения Ваалу питает наше себялюбие сохраняя внешнюю преданность Христу. Мотивация "под законом" кажется, уже настолько глубоко проникла в нашу церковь, что искренние люди уже не могут представить себе другой вид руководства.15

(8) Важной истиной, помогающей нам понять отношение Христа к церкви Адвентистов Седьмого Дня, являются события 1888 года. Невзирая на царившее десятилетиями состояние "теплоты", Господь даровал церкви "начало" позднего дождя через делегатов Генеральной Конференции. Он даровал народу "откровение праведности Христа", послав "самую драгоценную весть", чтобы она осветила всю землю славой.

(9) 1901 год должен был принести с собой возрождение и реформацию и вернуть руководящую роль Христу, который совершал бы Свою работу через тех, кто верил Его словам: "Вы все братья". Но возрождения духовного не произошло... Оно оставалось мечтой, "тем, что могло случиться". То неверие, которое было характерным для 1888 года, сохранилось.16

Сессия Генеральной Конференции 1903 года расценивалась некоторыми как шаг назад. Позиция, занятая Джоунсом и Ваггонером по отношению к пересмотренной конституции, уже рассматривалась в 10 главе. Их взгляды разделяли еще несколько человек:

"Любой, кому довелось ознакомиться с этими историческими записками (Ниндер, Мосхайм), могли прийти только к одному выводу: принципы, которые должны быть реализованы введением предлагаемой конституции (1903 года),... это те же принципы, которыми руководствовались сотни лет тому назад, когда было установлено католическое папство. Те, кто голосуют за них, голосуют за возвращение на два года назад, к прежним нашим позициям". (П. Т. Морган, P. T. Magan. GCB, 1903, р. 150).

"Братья, нам необходимо вернуться к тому, что было два года назад — к проблеме реорганизации, обсудить ее, довести это дело до конца и дать ей честную оценку, потому что те, кто занимал ответственные посты, уже признают, что не довели этого дела до конца, потому что не верили, что это возможно" (Е. A. Sutherland, pp. 168, 169).

(10) Если Елена Уайт и полагала, что пересмотр конституции в 1903 году был ошибкой, то она ничего не сказала об этом, хотя, впрочем, некоторые из ее более поздних замечаний и можно рассматривать как неодобрение. Более существенным и примечательным является то, что она не лишила организованную церковь своей поддержки после 1903 года и оставалась лояльной по отношению к этой церкви вплоть до своей смерти в 1915 году. И это несмотря на ее глубокое разочарование тем духовным состоянием, которое возникло после сессии Генеральной Конференции 1901 года.17

Решение нашей проблемы не в разрушении или в механическом изменении структуры нашей организации, а в том, чтобы, оставаясь в ней, обрести покаяние и примирение с Христом. В противном случае все наши усилия будут тщетны. Все слабости и ошибки нашей организации можно преодолеть буквально за одну ночь, если мы откликнемся на призыв Святого Духа к покаянию.

(11) Буквально миллионы людей сегодня могут засвидетельствовать, что единственной организацией, приведшей их к пониманию Вечного Евангелия из Откровения, 14 глава, была церковь Адвентистов Седьмого Дня. несмотря на все ее неудачи. Лучшее, что может произойти для окончательного и успешного провозглашения последней вести, это покаяние церкви, которая в таком случае не только будет с кристальной ясностью проповедовать весть, но и явит плоды этой вести. Таково было убеждение Елены Уайт. В период неверия 1888 года она надеялась на реформацию:

"Эту работу возглавляет Бог и Он установит во всем порядок. Если обстоятельства дела требуют поправить работу руководства, то Бог позаботится и об этом и все исправит... Богу предстоит вести величественный корабль, несущий народ Божий, и довести его благополучно до порта (2 SM 390; 1892).

Несмотря на то, что в церкви есть грехи и они будут до конца истории этого мира, именно церкви предстоит в эти последние дни стать светом для мира, зараженного и деморализованного грехом. Эта церковь, ослабленная и несовершенная, нуждающаяся в порицании, предупреждениях и советах, является единственным предметом пристального внимания и заботы Христа на земле. Давайте воздержимся от протестов против единственного народа, который, как народ остатка, сохраняет заповеди Божьи и веру Иисуса, кто провозглашает принципы праведности в эти последние дни мира. У Бога есть избранный народ, церковь на земле, которая впереди всех и превыше всех в своих возможностях проповедовать правду и отстаивать законы Божьи... Так объединимся же с избранным народом" (ТМ 49, 57, 58; 1893).

"Если кто-то отходит от организованной церкви, члены которой соблюдают заповеди Божьи, взвешивая церковь на весах человеческого разума и осуждая членов этой церкви это показатель того, что Господь не руководит им" (3 SM 18; 1893).

"Проповедь послания третьего ангела увенчается победой. Как вождь воинства Господня обрушил стены Иерихона так и народ, сохраняющий заповеди Божьи, победит, и все противостоящие ему, будут повержены" (ТМ 410; 1893).

"Ничто другое в моей жизни не удивило меня настолько, как поворот событий, который произошел на этом собрании (сессии 1901 года). Это не было делом рук человеческих. Господь совершил это... Я хочу, чтобы мы помнили это, и еще я хочу, чтобы вы не забывали слова Господа о том, что Он излечит раны Своего народа" (GCB 1901, pp.463,464).

Были или не были эти "раны" исцелены в 1901 году или позже, нас должны приободрить слова о том, что "Он излечит" их. После 1903 года Елена Уайт сделала самые яркие из ее заявлений, дающие определение нашей организованной церкви как церкви истинной и уверяющие нас в конечном успехе служения этой церкви, когда покаяние охватит всю церковь:

"Мы уже не можем сойти с основания, установленного Богом. Мы не можем вступить ни в одну новую организацию, ибо это означало, бы отступить от истины" (Ms. 129, 1905).

"Мне поручено сказать Адвентистам Седьмого Дня со всего мира, что Бог назвал наш народ Своим сокровищем. Он указал, чтобы Его церковь на земле оставалась в совершенном духовном единстве и руководствовалась советом Господа до конца времени" (2SM 397; 1908).

"Страх Божий, сознание Его доброты будут пронизывать каждый отдел церкви. В каждом ее отделе воцарится мир. Каждое произнесенное слово, каждое действие будут оказывать такое же влияние, как и влияние неба... И тогда наша деятельность продвинется вперед с удвоенной энергией и уверенностью. Всякий наш работник станет трудиться с новой отдачей, за что бы он ни взялся... Земля осветится славой Божьей, и нам предстоит свидетельствовать о скором пришествии в силе и славе Господа нашего и Спасителя" (ММ 184, 185; 1902).

"Я испытываю прилив воодушевления и счастья при мысли о том, что Бог Израиля все еще во главе Своего народа и будет оставаться с ним до самого конца" (remarks to 1913 General Conference session; LS 437, 438).

Она отождествляла "народ Божий" с церковью христиан Адвентистов Седьмого Дня. В. К. Уайт через несколько недель после смерти Е. Уайт написал следующее:

"Я рассказал миссис Лиде Скотт, как мама относилась к опыту церкви остатка и о ее убежденности в том, что Бог не позволит нашей церкви настолько отступить от истины, чтобы была необходимость в появлении другой церкви" (Letter. May 23, 1915).

Больница является местом, где людям оказывают медицинскую помощь, чтобы восстановить их здоровье. Жизнь пациента — высшая ценность. Церковь, которая должна стать Невестой Христа, больна, она нуждается в лечении. Верность Христу потребует и верности к Его будущей невесте, совместных усилий, чтобы обеспечить ее выздоровление.

Мы работали миссионерами в Африке и знаем, как проявляет себя в сердцах человеческих верность Христу (или ее отсутствие). Некоторые служащие неосознанно демонстрируют свой подлинный дух, говоря о нашей церкви, как "вы" или "они". Они не могут относиться к ее достоинству и благоденствию с большим уважением. Но истинные верующие во Христе проявляют свое единство с церковью, говоря о ней неосознанно "мы". Они, как представители Христа, больше заинтересованы в достоинстве церкви, чем в получении своего вознаграждения.

(12) В чем состоит обусловленность обещаний Божьих? Следует ли нам занять пассивную, выжидательную позицию и воздержаться от проявления верности и активной поддержки церкви, пока мы не получим доказательства выполнения нашей церковью этих самых условий? Вот высказывания, делающие акцент на этих условиях:

"Сейчас мы далеки от того состояния, в котором мы находились бы, будь наш христианский опыт в согласии с тем светом и теми возможностями, которые были даны нам... Если бы мы ходили в свете, который был дан нам.., то путь, по которому мы идем, становился бы все светлее и светлее...

Церкви Адвентистов Седьмого Дня предстоит быть взвешенной на весах небесного святилища. Ее будут судить согласно тем привилегиям и преимуществам, которые ей были даны... И если дарованные ей благословения окажутся тщетными, если она не выполнит предназначенную ей работу, то тогда будет вынесен приговор: "Не справилась" (8Т 247).

Все обещания Бога, данные древним евреям, были не менее условны, чем нынешние. Поколение за поколением умирало, так и не достигнув цели. История, случившаяся в Кадеш-Варни, повторялась много раз, когда целое поколение, за исключением двух человек, погибло в пустыне. И все-таки Бог, сохраняющий завет, оставался верным Израилю, в то время как они предавали Его. Никогда Он не поручал другому народу занять место "семени Авраама".

Тот факт, что и древний Израиль, и современная церковь многократно терпели неудачи, еще не означает, что подобная модель отхода от веры и отступничества будет обязательно существовать вечно. Неудачи народа Божьего всякий раз приводили к осквернению небесного святилища, а у сатаны появлялся случай насмехаться над Богом по поводу ответственности за неудачи Своего народа.

Основание церкви Адвентистов Седьмого Дня — это вера в слова пророка Даниила, которые несут добрую весть: "И тогда святилище очистится" (Даниила 8:14). Когда план спасения осуществится в Его народе, тогда рассеются тучи неудач, постоянно нависающие над Израилем Божьим, тогда прославится имя Божье и оправдана будет жертва Христа. Относиться к этому с цинизмом, говоря: "А что, если церковь не справится и условие так и не будет выполнено", — значит сказать: "А что, если небесное святилище так и не будет очищено". Во имя благости Божьей, оно должно быть очищено!

В этом последний вопрос великой борьбы. Нам дана привилегия остаться абсолютно верными Христу и Его будущей Невесте.

Свидетельство, процитированное выше, называется "Справимся ли мы?". В конце главы Елена Уайт сама отвечает на поставленный вопрос:

"Когда среди нас произойдет очищение, тогда мы более не сможем оставаться праздными и ленивыми... Если церковь, разбухающая ныне на дрожжах собственного отступничества, не покается и не обратится, то будет она питаться плодами рук своих, пока не станет сама себе отвратительна. Если же она воспротивится злу и выберет добро, если она со смирением обратится к Господу и достигнет своего высокого призвания во Христе, став на основании вечной истины... то получит исцеление. Она явится в простоте и чистоте, дарованной Богом, отделенной от земной суеты, и покажет, как истина сделала ее действительно свободной. И тогда все ее члены истинно станут избранниками Божьими и Его представителями. Настало время полной реформации. Когда оно начнется, то дух молитвы станет двигать каждым верующим и отторгнет от церкви дух ссор и раздоров... Непонимание и смятение исчезнут, ибо все станут жить в согласии со Святым Духом... Все осознанно будут возносить молитву, которой Христос научил учеников: "Да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как и на небе". (ibid, pp. 250, 251)".

Долг наш сейчас в том, чтобы удалить препятствия внутри церкви, мешающие наступлению "полной реформации", и научиться молитве Господа.

____________

1. Ev.694-697

2. См. 4 главу книги.

3. 2 SM 390; 1892.

4. См. 4 Царств, 5 глава.

5. Галатам 3:7-9, 29.

6. АА 18: DA 29.

7. 1 Кор. 12:128; Еф. 4:8-16; 1 Тим.3:1-15; Титу 1:5-11.

8. Деяния 9:10-19; AA 122, 163

9. GC 62, 63, 67-69.

10. TM 2629.

11. FE 254: 1T 271, 413; 3T 501.

12. 1 Кор. 14:33.

13. См. например 9T 19; IT 186-187; 1 SM 9193; 7BC 959-61.

14. Исход, 32 глава.

15. См. ТМ 359-364.

16. 8T 104-106; EGW Letter to Judge Jesse Arthur, January 15,1903

17. ibid.