Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 28 мая 2024
Коллективный грех и вина PDF Печать E-mail

 

Признает ли Бог коллективную вину? Считает ли Он ответственными целые группы и организации людей? И если на эти вопросы можно дать положительный ответ, то совершила ли коллективный грех церковь адвентистов седьмого дня через отношение и поведение делегатов этой церкви на сессии Генеральной Конференции в Миннеаполисе в 1888 году?

Если Бог признает такого рода грех и вину, тогда отступление Израиля на Синае заключавшееся в поклонении золотому тельцу, может быть одной из иллюстраций этого (см. Исх. 32). Другим примером может быть отвержение Божьего руководства Израилем, когда они просили царя во времена Самуила (см. 1 Цар. 8). Другими примерами могут быть отступление Израиля во дни Илии (см. 3 Цар. 18:1-29), отказ Иуды под предводительством царя Седекии последовать совету Иеремии подчиниться Вавилонянам в 586 году до Р. Х. (см. 4 Цар. 25; 2 Пар. 36:11-23; Иер. 21:1-10; 34). Другим случаем явного коллективного греха может быть отвержение и распятие Иисуса иудейским народом (см. Мф. 27:20-25).

Во всех этих случаях большинство поступало вопреки Божьей воле. Но, возможно, среди них были те, которые не отступили от своей верности Богу. Относительно идолопоклонства на Синае Елена Уайт писала: "Громадная толпа собралась около его [Аарона] палатки, требуя, "сделай нам богов, которые пойдут перед нами"". Но она добавила, что "среди них были некоторые, оставшиеся верными завету с Богом, но большая часть народа объединилась в отступлении."1

Илия думал, что он один стоит за Бога. Но Бог сказал ему, что было еще семь тысяч других в Израиле, как и он, остававшихся послушными Богу, хотя скрытно и незаметно для него (см. 3 Цар. 19:18). Среди этих верных последователей Бога были Авдий, распорядитель дома Ахава, и пророки, которых он защищал (см. 3 Цар. 18:3, 4, 12, 13).

От Авеля до Захарии

В одном из обличений книжников и фарисеев Иисус сказал им: "Посему, вот, я посылая к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником" (Мф. 23:34, 35).

В этом отрывке Иисус упомянул Авеля и Захарию, людей, убитых столетия назад. Но Он обвинил своих слушателей в грехе своих праотцов. Из этого может показаться, что Иисус признает коллективную вину. Но нижеследующее утверждение ясно говорит о том, что Его слушатели не были виновны в убийстве пророков до тех пор, пока они не стали закрывать глаза на грех своих праотцов, отвергая данный им свет, противясь Христу и Его учениям.

"Иудеи очень слабо осознавали ужасающую ответственность в отвержении Христа. С того времени, как была пролита невинная кровь, когда праведный Авель пал от руки Каина, та же самая история повторяется со все увеличивающейся виной. Во все века пророки с риском для своих жизней возвышали голоса против грехов царей, правителей и народа, говоря слова, данные им Богом. От поколения к поколению накапливалось ужасное наказание для отвергающих свет и истину. И теперь враги Христа навлекали его на свои собственные головы. Грех священников и правителей был тяжелее, чем грех любого предыдущего поколения. Отвергая Спасителя, они делали самих себя ответственными за пролитую кровь всех праведных мужей от Авеля до Христа. Чаша их беззаконий должна была вот-вот переполниться. Вскоре она прольется на их головы, как справедливое возмездие, и об этом их предостерег Иисус."2

40 лет спустя разрушение Иерусалима принесло несказанные страдания Иудеям, которые во времена Христа были всего лишь детьми и юношами. Но страдание, выпавшее на долю Иудеев, затронуло их не из-за грехов отцов, которые действительно распяли Иисуса, но из-за их собственных грехов. Об этом самом бедствии Елена Уайт писала: "Дети не были осуждены за грехи родителей; но когда, имея знание всего света, данного их родителям, эти дети отвергли дополнительный свет, данный им самим, они стали причастными к грехам родителей и наполнили меру своего беззакония."3

Ни в одном из случаев, упомянутых выше, когда большинство народа, исповедующих Бога, объединились во грехе, не было какого-либо записанного коллективного исповедания греха. Но личности, такие, как Даниил, взывали к Богу о прощении народа и самого себя (см. Дан. 9:3-19). Даниил делал это не как администратор, священник или официальный представитель народа Иуды, но как частное лицо.

Как царь, Давид согрешил в переписи Израиля и таким образом позволил лукавому поразить его народ (см 2 Цар. 24). Как личность, он покаялся и исповедал свой грех (см. ст. 10). Некоторые из Иудеев под руководством священников и правителей избрали распять Христа, но также некоторые из этих самых людей покаялись и просили Бога о прощении, как мы читаем, что позже "из священников очень многие покорились вере" (Деян. 6:7).

Дух Пророчества уверяет нас, что "те, которые живут в эти дни, не ответственны за поступки распявших Сына Божьего; но если мы, имеющие весь свет, сиявший над Его народом в древности, встаем на ту же позицию, лелея тот же дух, отказываясь принять обличение и предостережение, тогда наша вина значительно возрастет, и осуждение, павшее на них, обрушится на нас, но только в большей степени, точно также, как свет в наши дни больше света в их время."4

Эта идея находится в согласии с божественным принципом верности в служении. "Кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12:48). "О Сионе же будут говорить: "Такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его". Господь в переписи народов напишет: "Такой-то родился там"" (Пс. 86:5, 6). "Мужчины и женщины будут судимы в соответствии со светом, данным им Богом."5

Есть мужчины и женщины, которые никогда не достигли зрелости настоящей личности из-за ограниченной возможности развивать свою способность делать выбор. Несомненно, таковые были и, возможно, существуют в настоящее время, выросшие в жалком рабстве. "Я видела, что рабовладельцы будут отвечать за души своих рабов, которых они держали в неведении, и грехи рабов взыщутся с их господ."6 Хозяева этих людей будут нести моральную ответственность за них, но это нельзя назвать коллективным грехом или виной.

Личная ответственность

Понятие коллективного греха и, следовательно, коллективной вины чуждо для отношений Бога с человеком. Сотворив Адама и Еву, Он наделил каждого из них свободой выбора (см. Быт. 2:17, 18). Бог даровал эту уникальную способность каждому разумному члену человеческой расы. Грех с последующей виной стал возможным только при наличии свободы выбора и поэтому связан с личной ответственностью перед Богом.

В случае с грехом Бог имеет дело не с группами людей или комитетами. Он не считает комитет, как таковой, ответственным за действия этого комитета. Бог имеет дело с индивидуальностями. Даже если комитет или Церковь через избранных представителей может принять неправильное решение, то Бог все же считает ответственными за принятое решение личностей, составляющих этот комитет.

Скорее есть личный грех и личная вина, чем коллективный грех и вина. Таким образом, личности становятся виновными во грехе;7 личности, "враждующие с истиной и ее представителями"8, и, следовательно, они погибнут, будучи уничтоженными Божественным присутствием9 Именно личность впадает в грех,10 и личность, которая скрывает свои грехи, не будет преуспевать.11 Именно для личности грех не кажется чрезвычайно греховным;12 именно личность считает грех за праведность;13 именно личность ищет того, чтобы скрыть грех и вину.14

Грех скорее личный, чем коллективный. Следовательно, Бог считает ответственными не группы, но отдельных людей. Если группа или комитет принимает план, который противоречит Божьей воле, то отдельные члены могут покаяться в своем отступлении от Божьей воли. Это как раз то, что сделали священники, о которых сказано в Деян. 6:7.

Потомки не ответственны за грехи своих праотцов. Слово Божье говорит: "Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается" (Иез. 17:20; ср. 4:4). Дети "не наказываются за вину отцов, если только они не участвуют в их грехах."15

Голосование

Время от времени делается утверждение о том, что, отвергнув весть праведности по вере во время сессии Генеральной Конференции в Миннеаполисе в 1888 году, церковь адвентистов седьмого дня совершила коллективный грех и навлекла на себя коллективную вину. Хотя, по-видимому, и прилагались усилия некоторыми присутствовавшими на конференции для того, чтобы делегаты проголосовали по этому вопросу, но все же голосования так и не произошло.16 Всякая попытка проголосовать была сведена на нет речью Елены Уайт, произнесенной к концу конференции. В этом обращении она упомянула, что некоторые хотели бы, "чтобы было принято решение по поводу, какая точка зрения по обсуждаемому вопросу была верна... Это было бы приятно старейшине [Батлеру]," который "настаивал, чтобы этот вопрос был решен раз и навсегда." Но она добавила: "Я не могу одобрить такой путь, потому что наши братья не обладают сейчас такими чувствами и побуждениями, чтобы контролировать свое суждение. С таким возбуждением, как сейчас, они не готовы принять безопасные решения."17

Продолжая, она предостерегала о том, что "послания, приходящие от вашего президента в Батл-Крике, рассчитаны на то, чтобы подтолкнуть вас к поспешным решениям и занять определенные позиции. Но я предостерегаю вас от этого. Вы сейчас не пребываете в спокойном состоянии; есть многие, которые не знают, во что они верят. Рискованно принимать решения по поводу спорного пункта без беспристрастного рассмотрения вопроса со всех сторон. Возбужденные чувства приведут к поспешным решениям. Определенно, что многие прибыли на эту встречу с ошибочными впечатлениями и извращенными мнениями. Они вообразили себе то, что не имеет основания в истине. Даже если занимаемая нами позиция относительно двух законов истинна, то Дух. истины не поддержит любой такой способ защитить ее, как многие из вас хотели бы сделать."18

Церковь официально никогда не отвергала учения о праведности по вере. И даже если бы произошло голосование, и большинство проголосовало против вести 1888 года, то совершенный грех не являлся бы коллективным грехом, но был бы грехом каждой личности, голосовавшей против.

Записи в небесных книгах

В Миннеаполисе некоторые отвергли с презрением Божий призыв к живому опыту праведности по вере, хотя другие приветствовали его. Те, кто отвергли весть, а не Церковь, стали лично ответственными за этот грех. О тех, кто отверг призывы Святого Духа в Миннеаполисе, Елена Уайт позже сказала: "Грех, совершенный в случившемся в Миннеаполисе, остается записанным в небесных книгах, отмеченный напротив имен тех, кто воспротивился свету; и он останется записанным до тех пор, пока не будет сделано полное исповедание, и нарушители закона предстанут в полном смирении перед Богом."19

"Слова и действия каждого, принимавшего участие в этой работе, будут отмеченными напротив их имен до тех пор, пока они не исповедуют свою неправоту "20

"Господь изгладит преступления тех, которые с того времени совершили искреннее покаяние. Но всякий раз, когда тот же дух просыпается в душе, совершенные тогда поступки подтверждаются, и совершившие их становятся ответственными перед Богом, и должны ответить за них перед Его престолом."21

"До тех пор, пока каждая душа не покается в этом, совершенном ими, грехе [в Миннеаполисе], этой неосвященной независимости, бывшей оскорблением Духа Божьего, они будут ходить в темноте. Я сдвину светильник с его места, если они не покаются и не обратятся, чтобы Я исцелил их."22 Из всего приведенного выше видно, что какой бы то ни было грех, совершенный на Миннеаполисской конференции, был не коллективным, а личным и индивидуальным. В глазах Божьих личности несут ответственность за их грех отвержения Божьей вести об оправдании и праведности по вере. И как личности они должны были покаяться, чтобы получить прощение греха, снятие вины и вновь обрести Божье благословение.