Заучивание памятного
стиха и разучивание Библейских стихов
В сердце своем сокрыл я слово Твое. Пс118:11
8 мая 1984 года американский миссионер Вениамин Вир шел на работу вместе с
женой. Дело происходило в Бейруте. Внезапно возле них затормозила машина. Двое
молодых мусульман-шиитов, чьи лица были закрыты платками, выскочили, схватили
Вира и втолкнули его в машину, бросив на пол возле заднего сиденья. Автомобиль
помчался по городским улицам. Террористы натянули миссионеру на голову мешок и
обмотали его тело скотчем так, что он был не в состоянии пошевелиться. Вир не
имел не малейшего понятия, где находится.
Первое, что пришло ему в голову: «Эти люди ошиблись. Они похитили не того
человека». Но, похоже, они не ошиблись.
Второе, что пришло ему в голову, был стих из Притч: «Надейся на Господа всем
сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях познавай Его, и Он
направит стези твои» (Пр 3:5-6).
Его привезли в неизвестный дом в незнакомой местности и заперли в комнате,
привязав к радиатору батареи. Он пробыл в этой комнате 16 месяцев. В течение
этого времени он ни разу не видел лиц своих похитителей, а только говорил с ними
сквозь дверь. Перед тем, как они вносили в комнату еду. Вир должен был надеть на
голову мешок. Лишь после того, как они уходили, он мог снять мешок и есть.
На первых порах заточения единственной Библией, которой Вир располагал, были
стихи, некогда заученные им в детстве и в годы изучения и преподавания Библии.
Он отсчитывал дни, процарапывая ногтем ежедневные отметины на стене. По
субботам он тайком оставлял маленький кусочек хлеба, прятал его под подушку, а
рано утром в воскресенье вставал на молитву. Молясь, он мысленно воскрешал в уме
стихи из Писания, которые помнил, брал и ел хлеб, который оставил, таким
образом, вспоминая, что он не оторван от любви Бога и от общения в теле
Христовом. Большинство российских учебников для воскресных школ говорят о
заучива-ии «Золотого стиха». Золотой стих — это ключевой стих, который детям
необхо-имо знать наизусть. Он называется золотым, поскольку кратко подытоживает
авные мысли занятия.
В размышлениях о том, как учить детей запоминать стихи из Писания, необхо-мо
взвесить как позитивные, конструктивные результаты, так и возможные риск
проблемы, которые может вызвать требование заучивать стихи.
(Несмотря на некоторые потенциальные трудности, с которыми связано заучивание
стихов, это задание весьма полезно для большинства детей.
Способы заучивания стихов
Здесь приведены некоторые способы заучивания стихов. Каждый способ по-своему
успешен в свое время и на своем месте. Наряду с ними существует немало других
способов, столь же пригодных для использования.
Простое повторение
Наиболее распространенный способ выучить с детьми стих - попросить детей
повторять его за вами. Если вы собираетесь воспользоваться этим способом,
начинайте с повторения самых первых слов стиха. Когда они выучат первые слова,
добавьте к ним пару следующих. Например, при разучивании стиха из Евангелия от
Иоанна (3:16) можно предложить детям повторять за вами следующие слова:
«Ибо так...» (дети повторяют). «Ибо так возлюбил Бог...» (дети повторяют). «Ибо
так возлюбил Бог мир...» (дети повторяют). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал
Сына Своего Единородного...» (дети повторяют).
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий,
верующий в Него...» (дети повторяют).
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий,
верующий в Него, не погиб...» (дети повторяют). «Ибо так возлюбил Бог мир, что
отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел
жизнь вечную» (дети повторяют). Повторение стихов можно превратить и в более
интересное занятие, предложив детям произносить их по-разному: громче, тише,
шепотом. Заодно можно сопровождать фразы движениями рук.
2. Повторение стиха по очереди группами детей
Простое повторение стиха может наскучить довольно быстро. Оно станет
занимательнее, если при каждом повторе вы будете обращаться к разным группам
детей. К примеру, одну фразу вы попросите произнести только мальчиков, другую
только девочек; обратитесь к тем, кто одет в красное, и к тем, у кого в одежде
есть синий цвет; к светловолосым и темноволосым. Подобных объединений в группы
можно придумать очень и очень много. Дети будут слушать очень внимательно,
чтобы не пропустить своей очереди. Им будет не скучно повторять одни и те же
слова. И прежде, чем они осознают, в чем дело, стих прочно осядет у них в
голове.
3. Напишите весь стих на доске и попросите детей прочесть его вслух несколько
раз. С каждым повтором стирайте по одному из написанных слов.
Этот способ подходит только, если дети умеют читать. Напишите стих большими
буквами на доске — мелом или маркером. Несколько раз прочтите его вслух вместе
с детьми. На четвертый раз начните стирать по одному слову после каждого
прочтения. Так, если вам предстоит заучить с детьми 1 Петр 5.7, изначально на
доске будет написано:
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас».
После того, как дети несколько раз прочтут вслух эту строку, сотрите одно из
слов, например, слово «печется»:
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он о вас».
Попросите детей заново повторить стих, не забыв произнести пропущенное слово.
После чего сотрите еще одно слово:
«Все ваши возложите на Него, ибо Он о вас».
Снова попросите детей прочесть стих, не упустив слов, которые вы стерли.
Продолжайте делать пропуски:
«Все ваши возложите на ибо Он о вас».
Попросите детей произнести весь стих целиком. Продолжайте стирать слова, каждый
раз предлагая детям припомнить написанное, пока на доске не останется ни одного
слова, и дети будут воспроизводить стих по памяти, без какой бы то ни было
визуальной поддержки.
4. Игра с упорядочением слов
Приготовьте игру, сделав два или более комплектов карточек со словами
заучиваемого стиха. На каждой карточке напишите или напечатайте одно из слов
или знаков препинания, которые содержит этот стих. В каждом комплекте должны
быть все слова и знаки препинания. Существует не менее двух вариантов этой
игры.
А) Можно заготовить отдельные комплекты карточек — в игре принимают участие
несколько групп. Поделите ваш класс на две или более групп. Каждой группе
вручите комплект карточек со словами разучиваемого стиха, предварительно их
перемешав. Задача детей — расположить слова стиха по порядку. Выигрывает
команда или группа, которая первой восстановит стих в первоначальном виде.
После того, как все группы расположат слова стиха в правильном порядке, дети
должны все вместе прочесть его вслух. Б) Другой вариант: приготовьте один
комплект карточек, перемешайте их и вручите детям, чтобы те разложили их
правильно. Вы также можете предложить детям самим изготовить комплект карточек
по слову на каждой, чтобы любой ребенок мог потренироваться самостоятельно,
перемешивая карточки, сортируя их по порядку, восстанавливая и произнося вслух
заучиваемый стих.
5. Изготовьте и украсьте рукопись
В древние времена монахи переписывали Библию от руки. Как известно, они не
только переписывали библейский текст, но затейливо и с любовью украшали многие
буквы. Подобно тому, как во многих церквях отдельные слова из Писания написаны
красками на церковных стенах, дети могут изготовить рукопись библейского стиха,
прилежно разукрасив буквы и вложив в это занятие весь свой художественный
талант. Такая неспешная декоративная работа, как правило, означает, что дети
отнесутся с пристальным вниманием к выписываемым ими словам; пока они будут их
разукрашивать, те накрепко осядут у них в памяти.
6. Сделайте плакат
Вы можете изготовить плакат с библейским стихом, написанным крупным, ярким и
легко читаемым шрифтом. Можно держать его в руках, повторяя с детьми слова
стиха, или же повесить на стену — в месте, где всем будет видно. Это позволит
детям зрительно следить за тем, что они слышат и повторяют вслух. Важно, чтобы
каждый ребенок мог без труда видеть стих с того места, где он сидит. В противном
случае, дети будут напрягать глаза и ошибаться, не в силах прочесть слова.
Однако этот способ также не подходит для детей, которые не умеют читать.
7. Предложите детям написать слова в тетради или распечатайте стих, чтобы дети
разучивали его с родителями
Попросите детей записать слова библейского стиха в тетради. Они могут взять ее
домой и заучивать текст наизусть как домашнее задание. При работе с детьми
младшего возраста вам придется размножить стих на ксероксе или переписать от
руки, сделав на листах примечание для родителей. Попросите их разучивать с
детьми стих в течение всей недели к следующему воскресенью, чтобы дети смогли
прочесть его по памяти на очередном занятии.
8. Исполните песню или сочините ее
Некоторые стихи легче петь, чем декламировать. Если песня, где в качестве текста
взяты слова из Писания, уже существует, то просто пойте ее. Такие стихи, как
«Ищи-
те прежде Царства Божьего», уже положены на музыку. Если же необходимой вам
песни не существует, возможно, вам удастся подобрать к словам Писания
подходящую мелодию.
9. Используйте наглядные пособия
Иногда может пригодиться рисунок. При заучивании стиха «Господь — Пастырь мой»
из 22-го Псалма картинка, изображающая пастыря со своим стадом на фоне
зеленеющей долины, способствует запоминанию с помощью зрительной ассоциации.
Этот способ может пригодиться и при разучивании других стихов.
Некоторые советы
— Не начинайте заучивания Писания с длинных стихов.
— Не заучивайте новый стих, пока не убедились, что дети достаточно хорошо
запомнили предыдущий.
— Есть правило, касающееся маленьких детей: сколько лет ребенку, столько и
должно быть, примерно, слов в золотом стихе. Выполняя это правило, учитывайте
многозначность встречающихся в тексте слов, обозначающих абстрактные или
сложные понятия.
Выбор стиха
— золотой стих должен быть связан с темой занятия.
— не обязательно на каждом занятии заучивать новый стих.
Награды
В воскресных школах нередко принято награждать детей за выученные стихи из
Писания. Это вызывает желание заучивать стихи и может побудить к тому, что дети
будут стремиться как можно лучше и быстрее выучивать стихи, которые им задают.
Дети с нетерпением ожидают поощрения. В некоторых воскресных школах принимают в
расчет целый ряд обстоятельств — приход на занятие вовремя, посещаемость,
выученные стихи и так далее. Существует целая система баллов, и детям, набравшим
в течение недели определенное их количество, позволяется выбрать себе маленькие
подарки в школьном магазине. Для многих детей это весомый стимул. К сожалению,
подобное стремление может иметь и негативные последствия. Становится очевидным,
что дети упускают из виду духовную сущность Писания, если их цель -выиграть
приз.
Но есть и другой вариант. Мы советуем использовать такие способы заучивания,
которые позволяют получить награду всем классом. Пусть заучивание стихов будет
групповой, а не индивидуальной задачей. Всегда есть дети, которым заучивание
стихов дается с трудом. Несмотря на то, что они стараются изо всех сил, у них
мало что получается. Пусть дети, у которых есть дар заучивать наизусть, помогут
тем, кто слабее. Если вся группа (или 98 процентов) выучила стих, наградите
группу целиком. Этот подход помогает развивать чувство общности и командный
дух. Он помогает созидать тело Христа в группе воскресной школы.
Дети из воскресной школы подготовили представление для показа в церкви —
декламацию библейских стихов. Когда пришел черед одного маленького мальчика, он
забыл слова. Его мать, сидевшая в переднем ряду, пыталась подсказать ему,
жестикулируя, но это не помогало. Нужные строки начисто исчезли из его памяти.
В конце концов, она наклонилась вперед и шепотом произнесла реплику сына: «Я
свет миру». Ребенок засиял и громко произнес: «Моя мама — свет миру».
Проверочный тест
1. Какой библейский стих называют «золотым»?
2. Назовите положительные аспекты заучивания золотого стиха.
3. Какие проблемы могут появиться при разучивании золотого стиха?
4. Перечислите способы заучивания золотых стихов.
|