игры на уроках Субботней школы |
Мы играли вам на свирели, и вы не плясали,
мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Мф 11:11 Есть все основания полагать, что игра всегда будет важной составляющей жизни человека. Досуг занимает все больше места в человеческой жизни, поэтому хочется надеяться на то, что человек, пытаясь сделать свою жизнь более насыщенной и полной, будет использовать свой досуг мудро и наполнять его духовным смыслом. И дети, и взрослые любят играть, но в отличие от взрослых, ребенок, играя, не только отдыхает, но и развивается. Какова же функция игр на занятиях воскресной школы? 1. Дидактические игры помогают преподавателю подать материал, а ребенку усвоить его. То есть игра на библейском занятии — перевод с языка взрослого на язык детей. 2. Ребенок, занимаясь интеллектуально и в общеобразовательной школе, и в воскресной, нуждается в отвлеченной творческой деятельности, которая создает в его жизни необходимое равновесие. Игра — один из видов такой деятельности. Правильно организованная, она помогает сделать занятие в воскресной школе наиболее полным, уравновешенным. 3. Игра развивает фантазию и творческие способности детей. Она дает возможность и помечтать, и разрешить проблемы, возникающие на занятии. Участники игры раскрывают свои потенциальные возможности, общаясь с другими и приобретая новые навыки, а преподаватель видит своих учеников с новой, незнакомой ему стороны. 4. Игра помогает весело провести время, что уже само по себе хорошо. Если в результате игры в группе появляется приподнятое настроение и жизнерадостность, это окупает все усилия, потраченные на ее организацию. 5. Новые навыки, полученные в результате игры, могут стать первыми шагами в будущей профессии ребенка. Спортивные навыки могут помочь стать профессиональным спортсменом. Навыки в рисовании и активное участие в сценках — возможно, первые шаги в будущей карьере. Игра помогает лучше узнать себя. Реакция других игроков на слова, поведение человека помогает понять и оценить личностные особенности. Игра укрепляет командный дух. Участие в общих затеях с друзьями или соседями развивает то, что называют заразительным энтузиазмом. 8. Игра укрепляет единство группы. Совместная радость, стремление к общей цели в игре поощряют отдельных детей стать коллективом. 9. Игра открывает путь для другой деятельности. У группы, сформировавшейся в играх, больше вероятности в будущем начать совместное служение, участвовать в поклонении Богу. 10. Игра — клапан безопасности, который выпускает «лишний пар» и сохраняет целостность группы. Игры можно использовать для устранения нездоровых настроений и трений, возникающих между двумя или несколькими людьми в группе. Доводы перечислены не для того, чтобы уверить вас в том, будто игра — избавление от всех проблем в субботней школе, но для того, чтобы убедить в том, что за — одна из возможностей их решения! Игра может быть способом достижения пей занятия, методом подачи нового материала или просто самоцелью — наслаждением в общении с другими. Преподаватель (в дальнейшем — лидер игры) не только не должен пренебрегать использованием игр в занятиях, но проводить их как можно чаще, подбирая новые или изменяя старые. Роль лидера в организации игр Игра становится праздником жизни, где человек может свободно выражать свои чувства, быть действительно самим собой, если организатор ставит верную цель при ее проведении. Цели могут быть самыми разными: знакомство, развитие дружеских отношений внутри группы, раскрытие новой темы на занятии. Лидер должен продумать свои действия и определить возможности достижения поставленной цели. Предварительная подготовка игры осуществляется таким образом: 1. Определите характер группы, ее опыт (кто из участников впервые попал на игру, все ли верующие, их отношение к спортивным или другим играм). 2. Проведите подготовительную работу с целью поиска всевозможных игр, викторин и других развлечений для будущих участников. 3. Продумайте порядок проведения игры. 4. Подберите запасные задания на случай свободного времени, продумайте призы для победителей. 5. Подведите итоги игры, в зависимости от цели, которую вы поставили, спросите участников, чему они научились во время игры? Качества лидера игры 1. Призванный. Лидер игры должен чувствовать свое призвание к этому служению, любить свое дело, иначе то, что он хочет донести до других, не будет понято и исполнено должным образом. Он должен уметь заражать других собственным энтузиазмом. 2. Уверенный. Лидер игры должен быть уверен в собственных знаниях и организаторских способностях. Подобная уверенность приходит с опытом работы с игровым материалом и игровой практикой, поэтому малоопытному ведущему нужно постоянно пополнять свои знания новыми играми и пробовать проводить их. Уверенность лидера игры удивительным образом отражается на всех игроках — направленная в нужное русло, она способна стать источником уверенности всех участников. 3. Тактичный. В пылу игры трудно уследить за собственными эмоциями и положительными, и отрицательными. Игроки проигравшей команды могут очень эмоционально отреагировать на победу соперников. Лидер игры должен оставаться тактичным в любых ситуациях, ровно реагировать на высказывания игроков в свой или чужой адрес, чтобы никого не унизить и не оскорбить. 4. Внимательный. Лидер должен видеть юмористическую сторону в неожиданной ситуации, вызвавшей дискомфорт в группе, и уметь отреагировать на нее с юмором. Помните, что на занятии всегда есть время посмеяться над собственной ошибкой, и никогда нет времени, чтобы показывать собственные комплексы. Внимательный лидер распознает подобные «комплексы» у своих игроков и поможет им относиться к ошибкам, как к нормальному явлению, которое способно многому научить. 5. Наблюдательный и дружелюбный. Лидер должен дружеским отношением поддержать новичка в игре: если игрок не понял свою роль — лидер должен показать ее, если игрок не понял правил — лидер должен повторить их еще раз, если игрок не может сориентироваться в своих действиях — дать ему нужные инструкции. Всегда нужно помнить, что люди усваивают информацию по-разному, поэтому иногда одно и то же действие лучше объяснить несколько раз, используя разные слова. 6. Лидер должен взращивать собственные способности: пополнять свою методическую базу, пробовать новые нестандартные подходы в играх, регулярно проводить различные игры, набирая собственный опыт. Взаимоотношения лидера и группы В зависимости от ситуации у лидера может быть та или иная роль в игре. Существует несколько типов ролей лидера или организатора игры по отношению к ее участникам. Рассмотрим некоторые из них: Руководитель Роль организатора состоит не только в том, чтобы объяснить правила игры, но и в том, чтобы руководить ею, управлять действиями игроков и быть в курсе каждого поворота в течение игры. Пример Организатор или лидер уважает достоинство игроков и ожидает такого же ответного отношения к себе и к другим игрокам. Восполняющий нужды Организатор или лидер — показатель настроения. Он чувствителен к интересам и настроению игроков и готов изменить свою позицию руководства по отношению к ним. Если игра идет хорошо, лидер не останавливает ее. Если же группа утратила интерес, лидер должен попытаться изменить игровую ситуацию. Участник Организатор или лидер по возможности должен участвовать в игре, передавая игрокам свой энтузиазм. Возрастные группы участников Организатору игры или лидеру часто приходится планировать и вести игру для определенных возрастных групп — детей, младшей молодежи, старшей молодежи, взрослых. При этом необходимо учитывать несколько факторов. А. Действуйте в соответствии с прежним опытом участников. Например, если участникам нравится петь и слушать истории, и они уже имеют подобный опыт, лидер знает, что может использовать это как элементы игры или, усовершенствовав, сделать нечто новое. Например, в автомобильной промышленности стараются усовершенствовать уже известную модель, хотя при этом часто добавляются лишь незначительные изменения в интерьере, облицовке и т. д. Тем не менее такое обновление необходимо для того, чтобы машины продолжали покупать. И это работает! Используйте подобное усовершенствование в играх, и они станут другими. Б. Нужно обязательно учитывать социальное и экономическое положение участников, чтобы избежать сложных ситуаций или даже конфликтов. Возможно, неправильно использовать игры, включающие что-либо о еде, если вы работаете с детьми из неблагополучных семей. Тем не менее, если вы все же решились провести какую-нибудь непривычную для ваших подопечных игру, постарайтесь сделать так, чтобы это доставило радость всем. В. Продумайте, что дети будут делать непосредственно перед игрой и во время ее, и постарайтесь делать все переходы более плавными и поддерживать равновесие. Меняйте виды деятельности на занятии: например, если дети только что занимались чем-то активным, они лучше отреагируют на спокойную игру. Если вы запланировали что-то серьезное, вам непременно придется сделать переход от активной игры к более спокойной и только затем приступить к серьезной части занятия. Г. Подвижные игры, в которых детям приходится много двигаться, хорошо подходят для начала занятия. Д. Игры, предназначенные для детей младшего возраста, хорошо воспринимаются подростками, если они пребывают в беззаботном или «детском» настроении. Е. Есть несколько возрастных характеристик, которые нужно учитывать при работе с разными возрастными группами детей. Дети часто переполнены энергией и требуют живых игр. Чем меньше ребенок, тем больше он требует индивидуальных игр и меньшего состава игроков. Чем меньше ребенок, тем меньше нужно использовать интеллектуальные игры, но больше ролевые. Молодежь младшего возраста хорошо реагирует на интеллектуальные игры и занятия с соревнованиями, например, спортивные игры, эстафеты, интеллектуальные и познавательные представления, командные игры. Большинство молодежи старшего возраста нуждается и хорошо реагирует на игры общие и командные, где им приходится взаимодействовать с другими игроками. Если вам пришлось работать с семьями, то постарайтесь придумать игры, доступные одновременно всем возрастам, чтобы семья в полном составе могла принять участие. Например, дайте такое задание, при котором старшие выполняли бы роль ассистентов, помогая младшим преодолеть препятствие, и т. д. Игры для различных групп Существует множество игр, которые хороши именно для больших групп. Такую группу можно быстро зажечь интересом, используя так называемые ледоколы — игры, направленные на снятие первичного напряжения в группе. Помимо игр «на знакомство» и спортивных игр, это могут быть музыкальные миксты, групповая акробатика, народные танцы. Построив участников в один, два или несколько больших кругов, расположив круги один в другом, можно проводить командные игры и эстафеты. Используя «строевую систему», можно привлечь внимание, заинтересовать, заставить смотреть и слушать большое количество людей. Расставив участников квадратом для игры, где требуются несколько команд, стоящих шеренгой или колонной по диагонали; или для игры, где участвуют несколько маленьких групп (эстафеты, игры в кругу), организатор или лидер может легко управлять игрой. Можно менять построения. Лидер должен внимательно продумать переход от одного построения к другому, чтобы избежать неразберихи. Например, очень легко перейти от квадрата к четырем кругам, каждая сторона квадрата становится кругом, но трудно перейти от пяти кругов к одному квадрату. Подобным же образом большая группа может быть разделена на малые. Работая с малыми группами, лидер может быстрее активизировать поведение людей и организовать их. В малых группах легче переходить от одной игре к другой. Примеры игр Беги вдоль (для большой группы) Количество участников: 20 и более человек. Ход игры: участники становятся в круг, протянув левую руку в сторону центра круга. Один игрок становится в центр круга. По сигналу игрок в центре начинает движение по кругу и берет любого из игроков за вытянутую руку. Избранный игрок по своему выбору берет следующего. Три, четыре или шесть человек, держащихся за руки, по сигналу стараются наперегонки занять свободные места в круге, оставшийся игрок становится водящим. Для сигнала можно использовать будильник, свисток. Или же игра начинается, когда заиграет музыка, и прекращается, когда она умолкнет. Острова Сделайте на полу в разных местах комнаты круги (мелом, при помощи веревок, развернутых газет) — это «острова». Кругов должно быть столько, чтобы на них поместились все участники. Когда начинает играть музыка, игроки ходят по комнате, не наступая на «острова». Как только музыка прекращается, каждый игрок должен оказаться на ближайшем «острове». Если «остров» сильно переполнен, допускается стоять на нем одной ногой, поджав другую. С каждым новым туром игры один «остров» убирается или же все «уменьшаются». Участники, не попавшие на «острова», выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один остров. Эстафеты Для проведения эстафет расположите участников по кругу, друг против друга, подобно расположению спиц в колесе. Стартовая точка должна находиться на линии круга, а предмет, которого нужно коснуться, — в его центре. Такое расположение позволяет участникам свободно наблюдать за ходом эстафеты. Складные стулья Игрок бежит к сложенному или завернутому в ткань стулу, лежащему на полу, раскладывает его или разворачивает, садится и три раза ударяет пяткой о пятку. После этого складывает обратно или заворачивает в ткань, бежит к своей команде и передает эстафету. Взорванный шар Каждому участнику дается надутый круглый шар. По сигналу первый игрок бежит к центру круга, кладет шар на пол, садится на него, когда шар лопнет, он встает, бежит к команде и передает эстафету. Червяк-землемер Первый игрок должен занять положение «полный присед» и начать передвигать руки вперед, пока его тело не будет растянуто во всю длину. Затем он подбирает ноги к рукам и, передвигаясь так, доходит до центра круга. Затем он встает, бежит к своей команде и передает эстафету. Неразбериха с обувью Все участники снимают обувь и кладут ее возле стены. По сигналу каждый пытается отыскать свою обувь. Команда, которой удалось обуться первой, выиграла. Игры для малой группы Дубинушка Для этой игры потребуются стулья, расставленные в круг. Их должно быть на один меньше, чем участников группы. «Дубинушка» мастерится из оберточной бумаги или свернутых газет, она должна быть мягкой. Участники садятся на стулья, водящий стоит в центре с «дубинушкой» в руках. Один игрок называет чье-то имя из сидящих в кругу, водящий должен коснуться «дубинушкой» плеча (головы) названного человека, прежде чем он успеет назвать чье-то имя. Тот, кто не успел назвать имя, становится водящим. Нарисуй своего соседа Для этой игры потребуются полоски бумаги, шляпа или корзина, бумага и карандаши, клейкая лента или кнопки. Попросите игроков написать свои имена на полосках бумаги. Соберите полоски в шляпу или корзину, откуда каждый вытянет чье-то имя, сохранив его в секрете, пока не будут разобраны все полоски. После этого предложите игрокам в течение 10 минут молча нарисовать лицо того, чье имя они вытянули. Соберите рисунки, перемешайте их и прикрепите к стене. Попробуйте отгадать и художника, и того, кто изображен на рисунке. Проверочный тест 1. Какова функция игр на занятиях в субботней школе? 2. По каким этапам осуществляется предварительная подготовка игры? 3. Перечислите возрастные особенности, которые нужно учитывать при работе с разными возрастными группами. 4. Приведите примеры игр, которые можно провести в субботней школе.
|