Барьеры общения |
БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
2.1. БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ Вам, наверное, приходилось попадать в такие ситуации, когда вы продолжительное время что-то говорите, эмоционально объясняете, а ваш собеседник абсолютно спокойно воспринимает рассказ и иногда реагирует, направляя взгляд в вашу сторону. Вас пронизывают досада, горечь, обида, вы готовы растерзать обидчика или сказать ему все, что думаете по этому поводу. Вы столкнулись с одним из психологических факторов, называемым барьером общения. Факторы, которые служат причиной непонимания собеседников, и, как следствие, могут создавать предпосылки их конфликтного поведения, называют барьерами общения. Н.И. Шевандрин выделяет три формы барьеров: 1) барьеры понимания: - фонетический барьер (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов); - стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению); - семантический барьер (различие в системах значений слов); - логический барьер (сложна и непонятна или неправильная логика рассуждений, доказательств); 2) барьеры, социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения); 3) барьеры, отношения (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию). Любая поступающая к человеку информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения и желания, с целью их частичного или полного изменения. Реализация этой задачи зависит от соответствия внешней информации внутренним факторам. Рассмотрим основные из них: - потребности, - мотивы, - цели, - установки, - характерологические особенности человека. Потребностью в психологии называется состояние человека, нуждающегося в предметах и объектах, необходимых для его существования и развития, и являющееся источником его активности. За любым поступком человека кроются определенные цели, желания, а в деловом общении порой возникают ситуации, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Другими словами, потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности - это желания, которые человек может сформулировать и наметить план действий для их реализации. В данном случае речь идет о целях, с помощью которых человек реализует свои потребности. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на пути. Давайте задумаемся, как много желаний переполняет каждого из нас: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется иметь интересную работу, похвалы, признания, наслаждаться красотой, музыкой, новыми ощущениями и информацией, хочется, чтобы тебя понимали, хочется знать, для чего живем. И это лишь немногие характерные желания, а сколько мелких, преходящих желаний, ради которых мы совершаем те или иные действия и поступки. Возможно, систематизация потребностей поможет нам лучше понять себя, к чему мы стремимся и чего добиваемся? В психологической литературе существует много подходов к систематизации потребностей. Достаточно привести один из них, чтобы сделать определенные выводы. Американский психолог Абрахам Маслоу выделил следующую классификацию потребностей, состоящую из пяти уровней: 1) физиологические (органические) потребности: в пище, воде, сне и отдыхе, сексуальные потребности. Еще их называют базовыми, первичными. Важнейшим стимулом к их удовлетворению являются деньги, как фактор экономической состоятельности; 2) потребности в безопасности, в самозащите, стремление избавиться от страха и жизненных неудач, сохранить здоровье и работоспособность на долгие годы. Под этими потребностями понимаются: гарантированная работа с оптимальной заработной платой, социальное страхование и пенсионное обеспечение, стабильное положение в обществе. В данном случае деньги также играют значимую роль; 3) потребности в принадлежности и любви, стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими. Человек нуждается в общении с себе подобными, в эмоциональной поддержке, привязанности, любви; 4) потребности в уважении (почитании), самоуважении, стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету. Акио Морита, президент фирмы «Сони», писал: «Мы поняли, что люди трудятся не только ради денег, и что если вы хотите их стимулировать, надо сделать их членами семьи и обращаться с ними как с ее уважаемыми членами»; 5) самый высший уровень — потребность в самоактуализации, стремление к реализации своих способностей, достижение высокого уровня личностного развития. Основную роль в мотивации поведения человека играют, по А. Маслоу, потребности высшего уровня. Однако они могут стать актуальными только тогда, когда более или менее полно удовлетворены потребности, расположенные на нижележащих уровнях. Следовательно, изучение данной иерархии мотивов ваших деловых партнеров поможет более грамотно выстроить стратегию и тактику деловых отношений (более подробно об этом речь пойдет в других разделах). Продолжая разговор о проблеме мотивации, немаловажным оказываются учет и нейтрализация барьеров между менеджером и подчиненными в ходе организации эффективного труда. Подобные исследования проводили английские ученые Майк Вудкок и Дэйв Фрэнсис, раскрывшие факторы, влияющие на мотивацию трудового поведения. Факторы мотивации: 1. Рабочая среда оказывает сильное влияние на работников. Это значит, что организации стоит тратить время, ресурсы и проявлять максимум заинтересованности в создании благоприятной обстановки для сотрудников. 2. Вознаграждение включает в себя зарплату, выходные и дополнительные выгоды, жилье, личное медицинское страхование, страхование жизни, персональные автомобили, оплаченное питание, возможности для развлечения, бесплатные товары, скидки для сотрудников в магазинах компании, предоставление одежды, проведение диспансеризации и лечения, программы участия в прибыли, предоставление низкопроцентных кредитов, возмещение затрат на образование, загородные выезды для служащих и их семей, социальные функции. 3. Безопасность. Чувство безопасности не просто связано с наличием или отсутствием работы. Люди также боятся утратить свое положение или потерять уважение, которое испытывают к ним другие. Многим нравится чувство безопасности, которое они испытывают в группе, к которой принадлежат, что делает особенно важным развитие групповой работы. Очень важное значение имеет образ управления людьми, поскольку лишенный отзывчивости стиль может уменьшить чувство безопасности. 4. Личное развитие и рост. Развитие и опыт неразделимы, и хотя тренировка и обучение могут оказаться полезными, невозможно найти замену возрастающей ответственности и новому опыту. Обратная связь с работой неотделима от развития людей и она может быть сильнейшим мотиватором для еще больших достижений. 5. Чувство причастности. Большинству людей нравится ощущение полезности их работы, и они хотят чувствовать себя частью организации, которая их нанимает. Некоторые организации откровенно доводят до служащих информацию, что помогает им понимать происходящее. 6. Интерес и вызов. Стремление добиваться значительных результатов. Большинство людей ищет такую* работу, в которой содержался бы вызов, которая требовала бы мастерства и не была бы слишком простой. Само содержание работы может взбодрить работников. К несчастью, очень многие виды работ скучны и не предъявляют особых требований. Есть рассказ о том, как в одной организации посетитель увидел оператора, выполняющего наиболее простую из рутинных операций на конвейере. Посетитель сказал: «Надо же, эта работа настолько проста, что ее может выполнить и обезьяна!» Оператор посмотрел на него и сказал: «Вовсе нет. Обезьяна умерла бы со скуки!» Даже явно исполнительские виды деятельности надо стремиться превратить в интересные, приносящие больше удовлетворения. Факторы, описанные в пунктах 1, 2 и 3 в приведенном выше перечне, в целом действуют как демотиваторы в том случае, если работники не удовлетворены ими; они будут мешать другим попыткам усилить мотивацию. Их можно нести к регуляторам мотивации. Пункты 4, 5 и 6 представляют факторы, увеличиваюшие заинтересованность и обеспечивающие крупные достяжения организациям. Их можно отнести к главным утиваторам. Таким образом, вторым после потребности но своему значению находится мотив. Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) - внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл (Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. 1998). Мотив - это сложное психологическое образование, в основе которого лежат личностные особенности человека, сформированные в процессе его жизнедеятельности. Это прежде всего жизненные принципы и взгляды, желания и интересы, склонности и установки, направленность и самооценка. Целью называется тот непосредственный, обязательно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено поведение. Цель - чрезвычайно мощный и эффективный инструмент в работе над собой. Владимир Ефимов конкретизировал три функции грамотно поставленной цели: Во-первых, она помогает правильно направлять усилия. До тех пор, пока вы не поставили себе цель, формально есть риск попасть под влияние потока обстоятельств, оказаться листком на ветру, делать не то, что нужно тебе, а то, чего просят другие, или то, что сейчас делать удобнее и приятнее, или ничего не делать. Цель же является первым шагом к планированию и структурированию жизни. Во-вторых, она позволяет оценивать успешность действий. Зная, к чему мы стремимся, представляя ту точку в пространстве возможных ситуаций, в которой надо оказаться, можно при каждом шаге оценить, насколько мы к ней приближаемся. В-третьих, достижение цели приносит позитивные эмоции, которые служат положительным подкреплением, закрепляющим конструктивную модель поведения. Поставив цель и достигнув ее, вы испытываете радость, которая поможет вам повторить этот цикл: снова поставить цель, снова достигнуть ее и снова испытать радость. Раскручивая в своем характере это колесо, можно превратить себя в машину успеха, которую будет уже не остановить. Постановку целей можно использовать для увеличения эффективности в работе, в личной жизни и в любых других областях, где вы хотите добиться положительных сдвигов. Однако постановка правильной цели - дело не такое уж простое, как может показаться. Для того чтобы вы могли однозначно понять, достигнута цель или нет, она должна быть достаточно четкой. Например, если вы зададитесь целью повысить свой профессиональный уровень в полтора раза, то вряд ли вам удастся объективно проконтролировать этот рубеж. Если же вы поставите задачу стать старшим менеджером, то такая цель тоже может принести больше вреда, нежели пользы, поскольку ее достижение зависит не только от вас. Вы можете сделать все наилучшим образом, но старшим менеджером вас так и не назначат. Правильно поставленной целью будет, например, такой вариант: «Научиться варить потолочные швы», «изучить всю номенклатуру товара» или «научиться оформлять накладные на компьютере». И не забудьте о сроках, чтобы не дать лентяю в себе возможности постепенно свести все предприятие на нет. Цель должна быть конкретной. Достижение цели должно зависеть только от вас. Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится. «Человек - сумма своего прошлого опыта», - говорил Уильям Фолкнер. Действительно, прошлый опыт незаметно , неосознанно подготавливает человека реагировать примерно так, а не иначе. Например, Шура Балаганов известный персонаж из книги «Золотой теленок» Ильфа и Петрова - даже став обладателем 50 тысяч рублей, не смог удержаться, чтобы не украсть в трамвае грошовую дамскую сумочку, в которой был 1 руб. 70 к. «Что это такое? Ведь я машинально», - шептал он ошеломленно, когда его окружили негодующие пассажиры. В примере речь идет о действиях, обусловленных установкой, то есть сформировавшейся неосознанной готовностью воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации. Установка создается как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. В случае авторитарного воздействия реализуется установка «сверху вниз», в случае диалогического - установка на равноправие. Установка «сверху вниз» предполагает не только подчиненное положение слушателя, но и восприятие его собеседником как пассивного объекта воздействия: коммуникатор вещает, слушатель внимает и некритически впитывает информацию. Предполагается, что у слушателя нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении. При равноправной установке собеседник воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение. В деловой беседе установка может быть направлена на: 1) личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе); 2) суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо») 3) обстоятельства разговора («сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений»). Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди — эгоисты, все преподаватели -формалисты, все предприниматели и торговые работники -нечестные люди») могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных характерологических особенностей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково. В любом случае необходимо стремиться к формированию положительной установки у партнера по деловому общению. А этого можно достигнуть с помощью хорошо подготовленных и убедительных фактов, благодаря сформировавшейся положительной аттракции, которая основывается на первом впечатлении. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ Каждый из нас, встречаясь с различными людьми, задавал себе вопрос, почему с одними нам приятно общаться, к другим мы относимся нейтрально, а при виде третьих возникает отрицательный эмоциональный фон. Этот феномен в психологии носит название «первого впечатления». А.А. Бодалев определяет первое впечатление как сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты, в который входят значимые особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Оно содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения, эмоциональную окраску по отношению к тому человеку, который оказался предметом восприятия. Первое впечатление может формироваться, как при специальном намерении оценить человека с какой-либо позиции, так и при отсутствии такого намерения. Существенными факторами при оценке собеседника являются особенности внешнего облика и его поведения. В психологии выделяется три фактора формирования первого впечатления о человеке: - фактор привлекательности партнера, - фактор превосходства, - фактор отношения к собеседнику. Очевидно, что в реальном процессе взаимовосприятия эти три фактора действуют в теснейшем единстве. Рассмотрим их проявление в формировании первого впечатления о другом человеке более детально. Фактор привлекательности - когда внешне привлекательного человека люди так же склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. А. Миллер, проводя исследования в этом направлении, отобрал из большого числа фотографии людей с лицами красивыми, обыкновенными и некрасивыми. Эти фотографии он показал мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и попросил их высказаться о внутреннем мире каждого. Испытуемые оценили красивых людей, по сравнению с некрасивыми, как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно. Кроме того, испытуемые-мужчины оценили красивых мужчин и женщин, фотографии которых они видели, как более направленных на других людей, заботливых и внимательных к ним. Многочисленные исследования показывают, что физическая привлекательность вызывает «сдвиг» в оценках не только тогда, когда объектом их оказываются черты личности, но и тогда, когда оценивается конкретный результат деятельности человека или его отдельный поступок. Вот некоторые примеры, приведенные в книге А.А. Бодалева «Личность и общение», подтверждающие справедливость высказанной мысли. Молодым людям предлагали оценить очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался (автор эксперимента использовал в одних группах испытуемых портрет женщины с привлекательной внешностью, в других - портрет «дурнушки»). Этот очерк оценивали более высоко, когда считали, что его написала красивая женщина. Важно подчеркнуть другое: в психологии собрано множество фактов, которые говорят о том, что «эффект красоты» сильно влияет на содержание формирующегося понятия о личности только в момент образования первого впечатления о человеке. В последующем оценивание этого человека другими людьми все больше начинает определяться характером взаимодействия с этим человеком, ценностью в их глазах его дел и поступков. Фактор превосходства - когда человек, который превосходит нас по важному параметру, оценивается нами гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствуем мы себя в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. И особенности телосложения, конституция человека, "рассматриваемая в целом, в первый момент восприятия ''его другими людьми тоже влияют на формирующееся о нем впечатление. В одном эксперименте группу взрослых испытуемых попросили охарактеризовать личностные особенности мужчин, которые различались типом телосложения. О полном, с округлыми формами мужчине, они настойчиво утверждали, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорчивый, доверчивый, эмоциональный, открытый к людям, любящий житейский комфорт и большой любитель поесть. О мускулистом атлетического сложения мужчине испытуемые сказали, что он сильный, мужественный и смелый, уверенный в себе, Энергичный, дерзкий, инициативный. О высоком, худощавом и на вид очень хрупком мужчине опрашиваемые говорили чаще всего, что он высокий, тонкий, нервный, честолюбивый, подозрительный, чувствительный к боли, любящий уединение и скрытный. Что касается возраста, то полного мужчину они видели намного более старым, чем на самом деле, а худощавый, как правило, казался моложе своих лет. Взгляд другого человека также влияет на наше отношение к нему. Так, например, в одной небольшой аудитории новый преподаватель, впервые читая лекцию, по просьбе экспериментатора на одну группу студентов подолгу неотрывно смотрел, а от другой, взглянув на нее мельком, сразу отводил глаза. И в итоге студенты из первой группы оценили его как властного и уверенного в себе человека, а вторые отнесли к очень стеснительным людям. В другом почти подобном опыте студентов попросили высказать свое мнение о новом преподавателе - женщине. Как и в предыдущем случае, во время изложения учебного материала она постоянно обращала свой взор на одну группу студентов, как бы адресуя учебный материал только ей, а на другую группу студентов внимания не обращала. И в этом случае студенты из первой группы дали ей, как человеку, более положительные оценки, чем студенты из второй группы. В приведенных примерах решающую роль у испытуемых сыграли представления о том, что волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям и, если человек на нас задерживает свой взгляд, значит мы ему чем-то интересны. На формирующееся у нас впечатление о человеке может повлиять принятая человеком поза. Так, в одном эксперименте людей, выступающих в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговора с теми, чье впечатление оценивалось, наклонять свой корпус вперед, а в других случаях отклонять его, наоборот, назад. Оказалось, что в первом случае и мужчины, и женщины нравились воспринимавшим их людям больше, чем во втором. Кроме того, женщины нравились им сильнее, если они сидели в спокойной позе и с неперекрещенными руками и ногами. Значимыми для формирования впечатления о человеке оказываются особенности его речи и голоса. Так, например, напряженность в голосе женщины в одинаковых условиях опыта не способствовала к приписыванию ей негативных характеристик. Напряженность в голосе мужчин обычно заставляла людей думать, что он не очень владеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т.д. Многословие у мужчин воспринимается как серьезный недостаток в их личности, а у женщин - как почти нормальное состояние, не вызывающее предположений о каком-либо личностном изъяне. Особенности «оформления» внешности человека в первое время также оказывают воздействие на складывающееся у нас об этом человеке впечатление. Факты это подтверждают. Например, перед равными практически по всем параметрам группами испытуемых в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе он выходил в другой одежде или менялись (если это была женщина) прическа, украшения и пр. Эксперименты показали, что когда человек появлялся в другом костюме (в обычном штатском, в тренировочном, в рабочем комбинезоне, в духовном одеянии, в военной форме), то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также те качества, на которые указывал костюм, в котором был оцениваемый ими человек. Например, когда на человеке была военная форма, ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям, свобода в проявлении чувств. Следовательно, и отдельные сравнительно частные детали во внешнем облике человека могут воздействовать на формирующееся о нем впечатление. 'Фактор личного пространства в общении отличен в ряде работ при выяснении условий, которые влияют на характер складывающегося о человеке впечатления, имеются данные о значении. Так, установлен факт существования для каждого человека, находящегося в привычной для него обстановке, дистанции, которая должна разделять его и незнакомого человека, чтобы последний не вызывал чувства досады. Величина этой дистанции колеблется в зависимости от роста людей, их пола, состояния нервно-психического здоровья, намерений, которые у них имеются по отношению к человеку, о котором они пытаются составить мнение. Люди, привыкшие к одиночеству, находятся от собеседника на более протяженном расстоянии, чем люди, направленные на других и любящие общаться. Хотя и незнакомым, но нравящимся нам людям, мы позволяем, как правило, приближаться к нам на более короткую дистанцию и не испытываем при этом состояния психологического дискомфорта. Более подробно об этом речь пойдет в теме 4. Социальный фон также влияет на формирование у нас мнения о человеке. Как много людей находится около человека, которого мы должны оценить, какие они, каков их облик и как они себя ведут. Все это влияет на то, какие особенности во внешнем облике другого человека мы отметим раньше и лучше, как мы их оценим в целом и какие черты личности или состояние мы, прежде всего, припишем этому человеку и как к нему отнесемся. На фоне невысоких людей рослый человек кажется еще выше. На фоне смеющихся лиц спокойное лицо сильнее привлекает к себе внимание воспринимающего эти лица человека. На фоне работающих людей томящийся от безделья человек также скорее останавливает на себе внимание наблюдающих за всей группой. Когда во время какого-то происшествия почти все люди - свидетели этого происшествия - проявляют растерянность и вдруг среди них оказывается человек, который ведет себя смело и решительно, мы воспринимаем его поведение в резком контрасте с поведением других людей, более объемно видим обнаруженные им достоинства, и высоко положительно оцениваем всю его личность. Это значение социального фона в складывании впечатления о человеке отчетливо прослеживается и в экспериментах, проведенных К. Клейнке. Мужчину с неброской наружностью представляли двум группам незнакомых ему людей. В одну он был приглашен в сопровождении женщины с яркой привлекательной внешностью, а в другую его сопровождала женщина некрасивая и неаккуратно одетая. Первая группа положительные качества мужчины оценила значительно выше, чем вторая, и общее отношение к нему со стороны первой группы также оказалось более для него благоприятным. В другом опыте одной группе испытуемых предлагали высказать свое мнение о человеке, который в спокойной позе и с таким же спокойным лицом стоял перед группой подростков, сидевших в один ряд напротив него за длинным столом. Следующая группа испытуемых, уравненной по всем параметрам с первой, увидела его в такой же позе и с таким же выражением лица, но у автобуса, двери которого, не соблюдая очереди, штурмовали несколько мужчин и женщин. Испытуемые третьей группы оценивали того же человека (поза и выражение лица его остались прежними), но без того социального фона. Во всех трех группах этому человеку помимо черт, отмеченных всеми группами, были приписаны качества, «увидеть» которые в нем явно подтолкнул фон, на котором каждая из групп должна была его воспринимать. Когда таким фоном были подростки, в личности оцениваемого человека испытуемые увидели доброжелательное отношение к детям, умение разговаривать с ними, быть интересным рассказчиком. Когда же таким фоном были автобус и садящиеся в него пассажиры, в воспринимаемом человеке были отмечены воспитанность, уважение к женщинам, отсутствие чувства стадности, коллективизм в будничном поведении. Когда же человек оценивался один, без социального фона, намного больше суждений было высказано о его лице, глазах, их выражении, о характере телосложения, особенностях «оформления» внешности и не назывались черты, которые были отмечены у него, когда он стоял рядом с сидевшими подростками или когда собирался садиться в автобус. Таким образом, стремясь вызвать позитивное первое впечатление, необходимо учитывать все детали, на которые наш собеседник сознательно или нет, но обращает внимание. Фактор отношения к собеседнику заключается в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям. Человека же, не разделяющего наши взгляды, мы склонны оценивать негативно, так же как и информацию, исходящую от него. Так, например, на фоне злых и кажущихся человеку несправедливых реплик людей по поводу допущенной им в общественном месте оплошности доброе, произнесенное кем-то в защиту этого человека слово не только воспринимается с благодарностью, но и заставляет взглянуть на сказавшего с симпатией. Поведение оценивающего человека влияет на других людей и способствует выработке у него определенного мнения. А.А. Бодалев приводит опыт, поставленный Штрайклендом, в котором испытуемые наблюдали за двумя работниками, выполнявшими одинаковое задание с равным уровнем успешности. Однако если за действиями одного они могли наблюдать без перерывов, то работу другого видели лишь эпизодически. Первому они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вторым человеком у них такой связи не было. Когда во второй части эксперимента испытуемым было предложено сказать, который из рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, они почти все ответили, что первый. В других исследованиях было установлено, что в формировании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, заключающийся в том, что собеседник порой приписывает свои черты, настроение, переживания другому человеку. Так, в исследованиях С. Фешбаха и Р. Сингера две группы испытуемых студентов в ходе просмотра кинофильма подвергались несильным ударам тока, вызывавшим неприятные ощущения. Третья группа испытуемых смотрела фильм без электровоздействия. От всех групп требовалось, чтобы они дали оценку качествам личности киногероя и, по возможности, оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию испытуемые оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, просто смотрящие фильм, причем, чем сильнее были электроудары (группа 2), тем большее количество студентов дали воспринимаемому на экране человеку такую характеристику. Все исследователи, наблюдавшие явление проецирования при формировании мнения о другом человеке, отмечают, что тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. По данным Т. Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа. Так, в своих опытах он знакомил представителей этих двух крайних типов друг с другом, а затем каждого спрашивал, как его новый знакомый ответит на определенные вопросы (Ньюком эти вопросы специально подбирал). Представители «авторитарного» типа, говоря о возможных ответах «не авторитарных» личностей, приписывали им авторитарную манеру высказывания, свои суждения, собственные мнения по тем вопросам, которые им предлагал проводивший опыт исследователь. Представители «не авторитарного» типа личности в подобную крайность не впадали. Исследователи Дж. Боссом и А. Маслоу установили также, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей как на тяготеющих к холодности и не расположенных к ним. При оценке другого человека большую роль играет сформированность системы ценностей. Данная система у человека постоянно воздействует на характер впечатления, которое складывается у него о любом другом лице.Таким образом, точность и правдивость первого впечатления о собеседнике можно сравнить с фотографией. «Фотографические снимки, — писал Ф.М. Достоевский, ~ чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, т.е. каждый из нас, чрезвычайно редко бывает, похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль... Фотография же застает человека, как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк нежным». «Спору нет, - отмечает А.А. Бодалев, - в проявлениях личности, отраженных в первом впечатлении, находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении. Факты показывают, что формирование первого впечатления почти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые сложились у него в прошлом». Теперь необходимо рассмотреть те эффекты, которые возникают при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы два из них: - эффект ореола; - эффект стереотипизации. Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, исполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по взаимодействию. Эффект стереотипизации означает классификацию форм поведения и интерпретацию их причин путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученное из книг, кинофильмов и т.д. При этом эти знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться и глубоко неверными. Наглядный пример данного эффекта показан Э. Халлом. Он выявил, что испытуемые характеризовали людей в очках как более умных и прилежных, чем тогда, когда они были без очков. Вместе с тем отсутствие у них очков или, наоборот, их наличие никак не отразились на суждениях испытуемых о честности, доброте, независимости воспринятых ими людей и о присущем им чувстве юмора. В другом эксперименте, проведенном по такой же схеме, одна группа испытуемых в течение десяти минут разговаривала с незнакомой женщиной, которая в меру и очень умело, использовала средства косметики, чтобы лучше подать себя аудитории. Другая группа воспринимала эту же самую женщину и тоже разговаривала с ней, но теперь уже женщина использовала косметику сверх меры. Во втором случае испытуемые, а ими были студенты, приписали этой женщине не только дурной вкус, отсутствие одухотворенности, интеллектуальную недалекость, но и сильное желание обратить на себя внимание мужчин. К данному явлению можно отнести и этнические стереотипы - образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, аккуратности немцев, характерные для нашей культуры). Таким образом, систему формирования первого впечатления можно условно представить как «трафарет», который мы прикладываем к другим людям. Подошедшие под наш стандарт люди воспринимаются нами со знаком «+», имеющие существенные отличия - со знаком «-». Те, кто занял промежуточное место - воспринимаются нейтрально - до определенного действия, после которого первое впечатление меняется. Выводы. Свести к минимуму или нейтрализовать барьеры, общения можно с помощью следующих правил: 1. Сформировать положительное впечатление о себе. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но понята и осмыслена. Кроме этого, на бессознательном уровне быстрее снимается психологическая защита и формируется положительное впечатление при использовании следующих правил: а) чаще произносите имя собеседника, так как с именем для большинства людей связаны позитивные воспоминания детства, а имя, произнесенное вами, выступает мостиком к положительным эмоциям; - имя сопровождает человека всю жизнь и обращение по имени (имени и отчеству) говорит о внимании к собеседнику, признании его как личности, располагает к вам как к источнику положительных эмоций; б) при общении улыбайтесь, так как улыбка говорит о вашей доброжелательности и дружественности, вызывает у собеседника ответные положительные эмоции; в) произносите комплименты в адрес собеседника, организации (фирмы, города, страны), которые он представляет. 2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. 3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой и сходной системы кодификации и декодификации. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что следует понимать под барьером общения? 2. Назовите и дайте характеристику формам барьеров общения. 3. Что называется потребностью? 4. Назовите иерархию потребностей согласно концепции Абрахама Маслоу. 5. Какой уровень потребностей реализован у вас в соответствии с данной классификацией? К какому уровню реализации потребностей вы стремитесь? 6. Что такое мотив? 7. Раскройте сущность и особенности концепции английских ученых Майка Вудкока и Дэйва Фрэнсиса. 8. Насколько факторы мотивации, определенные М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом, соответствуют нашему обществу? Обоснуйте свой ответ. 9. Что такое цель? 10. Какова ваша цель в жизни, бизнесе или иной деятельности? 11. Расшифруйте психологический термин «установка». Назовите несколько примеров, характеризующих данное определение. 12. Приведите примеры направленности установки. 13. Раскройте факторы формирования первого впечатления о человеке. 14. Какие эффекты присутствуют при формировании 'первого впечатления о собеседнике? 15. Назовите правила формирования позитивного перового впечатления. ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ Задание 1. Изучите приемы усиления обаяния и обсудите в группе особенности их применения. Существуют три группы качеств, благодаря которым можно повысить уровень личного обаяния. 1. Природные качества: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатия (способность к сопереживанию), рефлексия (способность понять другого человека), красноречие (способность воздействовать словом). Эти качества составляют основу природных дарований, обозначенных обобщенным понятием «умение нравиться людям». 2. Характеристики личности, являющиеся следствием образования и воспитания: нравственные ценности, психическое здоровье, владение техниками общения; межличностное общение, деловая речь, профилактика и преодоление конфликтных ситуаций. 3. Характеристики личности, связанные с жизненным и профессиональным опытом человека. Особенно ценно, когда этот опыт обостряет интуицию. Чтобы усилить личное обаяние, воспользуйтесь данными рекомендациями. 1. Ведите себя естественно. 2. Будьте хорошим слушателем. Помните, что люди больше интересуются своими собственными идеями, опытом, чем жизнью других. Если по ходу разговора вам очень хочется прервать собеседника, сделайте глубокий вдох и медленный выдох; повторите это упражнение несколько раз. Развивая в себе такую привычку, вы научитесь терпеливо слушать говорящего, не перебивая его. 3. Показывайте ваше лучшее «я». В сознании человек не един: в нем как бы несколько «я», которые иногда мирно уживаются, а иногда - вступают в конфликт. По старайтесь демонстрировать людям ваше лучшее «я». 4. Демонстрируйте ваш интерес к другим - это один из лучших способов произвести хорошее впечатление. 5. Старайтесь понять и поддержать людей. Пусть люди увидят в вас то, в чем больше всего нуждаются: соучастие, понимание, поддержку. Почаще ставьте себя на место другого человека. Этого можно достичь, ежедневно незаметно копируя позу другого человека, его мимику: представьте, что он может чувствовать в этой позе, с таким выражением лица. Проверяйте себя, просматривая телепередачу без звука (периодически включая звук и сравнивая свои представления с происходящим). 6. Поддерживайте людей в их лучших начинаниях. избегайте слов: «Вы ошибаетесь», «Ваша идея бесперспективна». Если предлагается не заведомый абсурд, лучше скажите: «Какую интересную идею вы предложили!». 7. Подчеркивайте общность с вашим собеседником. Как известно, нас привлекает в других единство взглядов, общие интересы, схожие судьбы. 8. Не держите злобы. Пока вы истощаете свою нервную систему, злясь на кого-то, этот человек, возможно, неплохо проводит время и получает удовольствие. Подумайте об этом, и ваша злость уменьшится. 9. Выражайте искреннее одобрение, замечайте все хо-рошее (от одежды, прически, до интересных идей, мыслей) и говорите только о том, что действительно видите и чувствуете. 10. Не жалуйтесь, но и не говорите, что все хорошо. Постоянные жалобы на жизнь формируют о вас впечатление неудачника. По поводу своих проблем лучше слегка пошутить. Но еще больше избегайте заявлений о том, что вас все отлично - наживете немало врагов: для некоторых людей успехи окружающих еще более неприятны, чем постоянные жалобы. Не зря Будда сказал: «Победа -причина ненависти и победитель несчастен». 11. Не соглашайтесь с чужой самокритикой. Лучше сказать: «В такой ситуации было трудно что-либо сделать», «Вы и так сделали все возможное». 12. Постарайтесь понять причину конфликта, обговорить и устранить ее. Очень важно выработать в себе способность идти на компромисс. Умейте признать ошибку -это очень выигрышно и верный способ завоевать уважение. 13. Будьте добры к тем, кто занимает более скромное место в жизни. Зачем портить себе настроение, если этого можно избежать? 14. Говорите от первого лица. «Я - сообщения» позволяют честно констатировать, что вы чувствуете по данному поводу, причем таким образом, что люди захотят вас выслушать. Примеры того, как кажущиеся обвинительными «Вы-утверждения» можно превратить в более мягкие и эффективные «Я-обращения»: «Вы-утверждения» - «Вы докучаете мне вашими вопросами» заменить на: «Когда вы пытаетесь сказать мне что-то, то Я не могу уделить внимание тому, что вы мне говорите, так как сосредоточен на своих мыслях. Я был бы очень благодарен, если бы вы потерпели, пока я договорю, конечно же, исключая те случаи, когда вы считаете свои слова настолько важными, что сказать их необходимо сразу» или «Когда я занят другим, я чувствую раздражение, потому что не готов уделить вам внимание. Я был бы признателен, если бы вы задали мне все свои вопросы в более подходящее время, например, в... (указываете время)». Согласно основной модели этих более сложных «Я-обращений» фраза начинается с нейтрального обвинительного описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните после этого, почему данное поведение составляет затруднение для вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень вежливых неагрессивных выражениях опишите, чего бы вы желали. При этом используйте такие обороты, как «Мне бы хотелось', «Я был бы вам признателен», «Я бы предпочел». Задание 2. 1. Определите, какие виды барьеров описаны в даных рассказах: 1) Известному в свое время сатирику Джону Донну от властей пришло предупреждение: «Бичуйте пороки, но щадите их носителей!» - Удивительно! - воскликнул он. - Осуждать карты и щадить шулеров? 2) Джонатан Свифт, любивший путешествовать пеш-ком, поздно вечером добрался до какого-то маленького городка и решил устроиться на ночлег. Но в связи с ярмаркой все места в гостиницах были заняты. Наконец Свифту предложили в одном доме единственный вариант: переспать в кровати вместе с прибывшим ранее фермером. {Едва уставший за день путешественник прилег, как явился его сосед по ложу, который, будучи в изрядном подпитии, стал долго и нудно похваляться своими торговыми успехами. А как ваши дела? - спросил затем фермер. - не могу похвастать, - отвечал Свифт, смертельно хотевший спать, - за эту неделю вздернул только шестерых... - Как вздернул?! - оторопел тот. - Что же это за дела у вас такие? - Да так, не слишком для некоторых приятные: я па-лач. Здесь, правда, обещают набрать десяток. Фермер в ужасе покинул своего собеседника, и счастливый Джонатан Свифт с удовольствием растянулся на Кровати. 3) Граф Мерль был назначен посланником в Португа-лию. Поскольку он был человеком умеренных умственных способностей, к нему приставили аббата Нарди, смыслившего в делах дипломатии. При первом представлении португальскому королю граф должен был произнести Приветственную речь. Ее предварительно написал аббат и вручил Мерлю, который всю дорогу от Парижа до Лиссабона пытался вызубрить этот текст, но безуспешно. Тогда Нарди посоветовал ему листок с приветствием поместить в шляпу так, чтобы, держа ее перед собой, он мог попросту прочесть речь. И вот граф предстал перед королем Португалии. Но когда он, сняв шляпу и отвесив галантный поклон, хотел приступить к приветственному слову, король ласково сказал: «Дорогой посол, по нашим обычаям вы должны в момент представления быть в шляпе». Мерль вынужден был подчиниться, и впал в такое замешательство, что только и мог произнести: «Ваше величество...» Этими словами исчерпалась вся посольская речь. 4) Напутствуя своего посланника перед отъездом за рубеж, Людовик XIV внушал ему: - Придерживайтесь главного правила, выполняя порученную вам миссию: поступайте во всем прямо противоположно своему предшественнику. - Ваше величество, - отвечал посланник, - буду стараться вести себя так, чтобы вам не пришлось давать такие же наставления моему преемнику. 5) У Петра I был шут по фамилии Балакирев. Откуда он взялся, никто толком не знал. Хотя на вид он был довольно прост и выглядел обыкновенным человеком, без обязательных для такой профессии одежд и украшений, многие не столько уважали его за талант острослова, сколько побаивались, а то и ненавидели. Но за это любил его царь, хотя бывало, что и сам император гневно вскипал от его колких речей. И вот однажды гнев Петра был настолько велик, что он приказал Балакиреву: - Вон с глаз моих и с земли русской! И шут действительно уехал за границу, которая была не столь далеко. У пограничной стражи, за небольшую плату, он насыпал мешок шведской земли и попросил удостоверить надписью, что земля действительно из Швеции. Вскоре Петр увидел своего шута, свободно разъезжавшего по Петербургу на двуколке. - Ну, пеняй на себя, коли вновь вернулся на нашу землю! - угрожающе сказал император. - Никак нет, ваше величество! Я - на земле шведской. Вот, извольте убедиться! - указал Балакирев на мешок, в который он упирался ногами. И вновь - в который раз! последовало прощение. 6) После сражения при Кагуле, когда все - от солдат до генералов - испытывали радостные чувства по поводу одержанной победы над турками, один из соратников графа П.А. Румянцева спросил его, почему он не разделяет всеобщего ликования. Полководец ответил: «Посмотрите на эти потоки крови, на эти поверженные тела, принесенные в жертву ужасной войне. Как гражданин я сражался за Отечество, как предводитель - победил, а как человек –я, плачу!» 7) Князь Потемкин не раз навязывался к великому полководцу А.В. Суворову на званный обед, но тот, сторонившийся слишком роскошных пиров, откладывал, пока, наконец, не вынужден был пригласить Светлейшего со своей многочисленной свитой. Предварительно Суворов позвал княжеского метрдотеля Матоне, искусного в таких делах, и поручил ему накрыть стол, не жалея на это средств. Для себя же он приказал своему повару Мишке приготовить два простых постных блюда. Когда гости во главе с князем прибыли, их взорам предстал великолепный стол, вызвавший приятное удивление. Однако сам хозяин, кроме своих двух блюд, ни к чему не притронулся под предлогом поста и недомогания. На другой день, когда метрдотель принес Суворову счет, превышавший тысячу рублей, он сделал на нем надпись: «Я ничего не ел» и переадресовал его князю. Потемкин вынужден был заплатить, сказав при этом: «Ох и дорого обходится мне этот боров!» 8) Караульный остановил у петербургской заставы озябшего от холода мужика и стал осматривать его сани. Обратив внимание на завязанный мешок, он строго спросил: — А тут что? - Овес... - прошептал тот. — А почему это ты шепчешь? - Боюсь, лошадь услышит! Упражнение 1. «Развитие способности принимать на себя ответственность» Данное упражнение направлено на формирование внутренней готовности принимать ответственность за свои действия и поступки, заменяя систему долженствования на фразу «Мне нравится...» Вначале лучше работать в паре. В дальнейшем это упражнение можно выполнять без партнера. Произнесите поочередно по три фразы, начиная их со слов: «Я должен». Затем замените первую часть словами: «Я предпочитаю. .. » На следующем этапе произнесите по три фразы, начиная со слов: «Я не могу ...», а далее скажите то же самое, но используя начало: «Я не хочу...». На третьем этапе начните со слов: «Мне надо...» (три фразы), а потом замените фразу словами: «Я хочу...». Четвертый этап заключается в произнесении трех фраз, начиная со слов: «Я боюсь, что...» и заменой их на слова: «Мне нравиться...». Обсудите выполнение этого упражнения с партнером. Когда вам было наиболее сложно изменить фразу? Какие Чувства и мысли у вас возникли при выполнении этого упражнения? ^то нового вы узнали о себе и своей способности брать ответственность на себя? На пути самореализации встречаются различные препятствия и трудности, причем они могут быть обусловлены как внешними обстоятельствами, так и свойствами самой личности. Поль Вайнцвайг пишет: «Трудности -это проклятие для тех, кто ищет комфорт, и благословение для стремящихся к самовыражению». Биографии многих известных людей показывают, что они обладали громадным терпением в преодолении трудностей и поиске призвания. Поль Вайнцвайг писал: «Генри Форду было сорок лет, когда он нашел подлинное дело 'своей жизни - автомобилестроение. До этого он перепробовал практически все (с его-то образованием в пять классов!), постоянно меняя одну работу за другой. Если не знать, кем он стал впоследствии, его можно было бы назвать неудачником, однако все предыдущие работы оставили свой отпечаток на его организаторском гении, что отразилось на отработке технологического процесса, массовом масштабе производства, на дизайне машин и «секретах сбыта». Упражнение 2. «Качества, важнейшие для делового общения» Коммуникабельность - умение устанавливать контакт с собеседником, способность к общению. Доброжелательность — уважение, симпатия, умение понимать людей даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других. Аутентичность - способность быть самим собой в контактах с людьми. Конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы. Инициативность - способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать. Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую. Открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность. Принятие чувства - умение выражать и готовность принимать свои чувства и эмоциональную экспрессию со стороны других. Креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству. Самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки. 1. Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6, в какой мере ему присущи отдельные качества, руководствуясь своим собственным представлением о себе; если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо - 1, если данное качество полностью свойственно - 6. Самооценка проводится в течение 10 минут. 2. Общее задание: группа должна проранжировать 10 качеств в зависимости от их важности и решить, какое из них - самое важное. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. По истечении 20 минут работа группы прерывается, независимо от того, какая часть задания выполнена. 3. Группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню Правил Совместных Поисков, которые зачитываются. Каждый участник, руководствуясь этими «Правилами», в течение 1-2 минут говорит о том, что происходило между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Важно, чтобы в словах говорящих затрагивались конкретные события, поступки, чувства участников, а не содержались соображения, продолжающие дискуссию о качествах. Через несколько минут ведущий, прерывает говорящего и снова зачитывает «Правила». Он предлагает группе решить, удалось ли выступавшим следовать «Правилам» и напоминает, что следующим нужно помнить о них. Правила Совместных Поисков: 1. Говори о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других людей группы. 2. Учись доверять своим ощущениям: они более ценны, чем общие рассуждения. 3. Старайся быть открытым, когда говоришь или слушаешь других. 4. Рискуй: без риска останешься в плену уже известного. 5. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться. Упражнение 3. «Интервью» Участники разбиваются на две группы, первая - журналисты, которые берут интервью, во второй группе -каждый выбирает себе роль (спортсмен, политик, актер, бизнесмен и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключение обсуждают: «Легко ли было общаться, исходя из определенной роли? Возникали ли барьеры общения и какие? Как вы их преодолели? Какие переживания и • мысли возникали во время выполнения упражнения? Что оно помогло понять? Смогли ли вы избежать барьеров общения? ». Упражнение 4. «Отражение чувств» Участники разбиваются на пары. Один произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сначала повторяет своими словами содержание услышанного (отражение содержания), а затем пытается определить Инициативность - способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать. Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую. Открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность. Принятие чувства - умение выражать и готовность принимать свои чувства и эмоциональную экспрессию со стороны других. Креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству. Самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки. 1. Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6, в какой мере ему присущи отдельные качества, руководствуясь своим собственным представлением о себе; если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо - 1, если данное качество полностью свойственно - 6. Самооценка проводится в течение 10 минут. 2. Общее задание: группа должна проранжировать 10 качеств в зависимости от их важности и решить, какое из них - самое важное. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. По истечении 20 минут работа группы прерывается, независимо от того, какая часть задания выполнена. 3. Группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню Правил Совместных Поисков, которые зачитываются. Каждый участник, руководствуясь этими «Правилами», в течение 1-2 минут говорит о том, что происходило между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Важно, чтобы в словах говорящих затрагивались конкретные события, поступки, чувства участников, а не содержались соображения, продолжающие дискуссию о качествах. Через несколько минут ведущий прерывает говорящего и снова зачитывает «Правила». Он предлагает группе решить, удалось ли выступавшим следовать «Правилам» и напоминает, что следующим нужно помнить о них. Правила Совместных Поисков: 1. Говори о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других людей группы. 2. Учись доверять своим ощущениям: они более ценны, чем общие рассуждения. 3. Старайся быть открытым, когда говоришь или слушаешь других. 4. Рискуй: без риска останешься в плену уже известного. 5. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться. Упражнение 3. «Интервью» Участники разбиваются на две группы, первая - журналисты, которые берут интервью, во второй группе -каждый выбирает себе роль (спортсмен, политик, актер, бизнесмен и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключение обсуждают: «Легко ли было общаться, исходя из определенной роли? Возникали ли барьеры общения и какие? Как вы их преодолели? Какие переживания и • мысли возникали во время выполнения упражнения? Что оно помогло понять? Смогли ли вы избежать барьеров общения? ». Упражнение 4. «Отражение чувств» Участники разбиваются на пары. .Один произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сначала повторяет своими словами содержание услышанного (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое, по его мнению, испь1тывает его партнер в момент говорения (отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями. Оценить уровень эмпатии - способность переживать те же чувства, которые испытывает партнер по общению в данный момент. В ходе обсуждения выяснить -легко или сложно было выполнять задание? Упражнение 5. «Мои сильные стороны» Все садятся в круг. Каждый член группы в течение двух минут должен рассказать о своих сильных сторонах; о том, что он любит, ценит и принимает в себе; о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Если человек говорит о себе меньше 2 минут, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что остальные члены группы остаются только слушателями, не могут высказываться, уточнять детали, просить доказательств или разъяснений. Может быть, значительная часть этого времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует в этом смысл, спросить молчавшего: «А еще какие-нибудь свои сильные стороны ты мог бы назвать?». По истечении 2 минут начинает высказываться следующий член группы. Упражнение 6. «Метафора» Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаем одному желающему выйти в середину круга. Задание участникам: какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает? Поделитесь своими творческими идеями по этому поводу. Упражнение 7. «Символика» Каждому из вас предстоит придумать себе три символических атрибута: во-первых, псевдоним, во-вторых, именной отличительный знак, и, в-третьих, девиз. Именной отличительный знак должен быть нарисован на листке. Он должен быть достаточно прост и символичен. Девиз должен быть кратким и образным. Итак, псевдоним, отличительный знак и девиз. Например, псевдоним - «Дядя Вася», отличительный знак - лопата, девиз - «Рою глубоко». Если задание понятно, можно приступать к работе. Теперь каждый выступает и знакомит всех со своим творчеством, которое отражает его личностную характеристику. Ведущий задает вопросы: «Насколько удачно выбраны символические атрибуты каждым из участников группы? Насколько полно отражают они внутренний мир человека?» По пятибалльной системе проставьте оценку каждому участнику по совокупности выбранного им псевдонима, именного знака и девиза. Итак, пускаем лист со своей фамилией по кругу, все по очереди выставляем на них свои оценки. Подсчитайте суммарный балл и установите, кто смог лучше выразить себя в такой символической форме. Упражнение 8. «Пиктограмма» Пиктограмма - это емкое графическое изображение предметов, сообщений, всякого рода информации. Примеры пиктограмм - расположенные крест-на-крест ложка и вилка - это, конечно, столовая или кафе. Красный крест -пункт медицинской помощи. Ну, а изображение молнии на фоне черепа скорее всего означает «Не влезай - убьет!» Вам предлагается попробовать свои силы в создании следующих пиктограмм: «Веселый праздник», «Первое впечатление», «Глухая старушка», «Одиночество», «Деловое общение», «Счастье», «Надежда». Итак, придумайте, как лучше изобразить эти пиктограммы и нарисуйте их на своем листке. Обсуждение проходит по каждой пиктограмме, где участники рассказывают о своем видении данного сообщения. Ведущий предлагает сравнить рисунки и обсудить различия. Может быть, по этим рисункам удастся узнать кое-что новое о себе. Давайте устроим выставку и проведем конкурс пиктограмм. По совокупности пиктограмм, представленных каждым автором, выставьте оценки всем участникам. Каждый участник определяет суммарную оценку, полученную за работы. Определяем победителя, набравшего наибольшее количество баллов, который рассказывает о своем замысле. Упражнение 9. «Согласованность действий» Сейчас мы проверим, насколько организованно, согласованно вы умеете работать в команде, сообща. Работая плечом к плечу, часто очень важно понимать друг друга без слов. Распределитесь на три команды. Все удобно сели. По команде ведущего все участники выбрасывают на пальцах какое-нибудь число - от одного до пяти. Давайте попробуем один раз. Начали. Попробовали? Скорее всего, что все участники игры выбросили разное количество очков. Интересно, за сколько раз, за сколько совместных выбрасывании пальцев группа придет к одинаковому результату? Всем участникам запрещено переговариваться и подавать друг другу тайные знаки. Ведущий засекает время. В вашем распоряжении две минуты. Хватит ли вам этого времени, чтобы прийти к единому результату? Сколько раз вам придется выбросить пальцы, прежде чем все участники покажут равное количество очков? Запишите на своих листках, за сколько раз вам удалось прийти к единому результату, и уложились ли вы в отведенные две минуты. Теперь вторая и третья команды выполняют последовательно данное задание. Ведущий проводит обсуждение по вопросам: «Что каждым из команды предпринималось для нахождения взаимопонимания? Насколько удалось выполнить задание? Что вам понравилось в действиях собеседников? Какие приемы использовались для поиска общих действий?
|