РАЗДЕЛ XIV. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ |
Свою связь с миром христиане осуществляют посредством общения со всеми людьми. Каждый мужчина и каждая женщина, получившие свет от Бога, должны освещать им мрачный путь тех, которые не знакомы с лучшим образом жизни. Мы должны искать новые пути общения с людьми, чтобы при содействии Святого Духа приводить души ко Христу. СИ. 496. [402] 136. Общение с миром ради его спасенияПримеру Христа в том, что Он воспринимал нужды всех людей как свои личные, должны последовать все проповедывающие Его Слово и получившие дар благодати. Мы не должны пренебрегать общением с людьми и замыкаться в себе. Чтобы иметь доступ ко всем, мы должны искать общения с людьми там, где они живут и трудятся. Сами они не придут к нам. Божественная истина касается людских сердец не только из-за кафедры. Есть другое, возможно, более скромное поле работы, но не менее обещающее. Это лачуга бедняка и дворец вельможи, это праздничный стол в честь гостей и молодёжь собравшаяся вместе, чтобы провести время в приятных, невинных развлечениях. Будучи учениками Христа, мы не можем соединиться с миром просто из любви к удовольствиям и различным непотребствам. Такое общество пагубно. Мы никогда не должны давать повода ко греху ни словом, ни делом, ни своим присутствием. Куда бы мы ни отправились, мы должны пригласить с собою Иисуса, возвещая другим несравненную красоту нашего Спасителя. Те, которые стараются сохранить свою веру, скрывая её за четырьмя стенами, теряют драгоценные возможности делать добро. Посредством общения с людьми христиане поддерживают свою связь с миром. Каждый, кто получил свет от Бога, должен освещать им путь тех, кто не знает Света жизни. Мы все должны стать свидетелями Иисуса и искать всё новые и новые пути общения с людьми, чтобы при содействии Святого Духа приводить души ко Христу. [403] Пусть мир увидит, что мы не поглощены своими собственными эгоистичными интересами, но желаем разделить с другими наши благословения и преимущества. Пусть они видят, что наша религия не делает нас ни чёрствыми, ни жестокими. Пусть все исповедывающие имя Христа служат так, как Он служил для блага людей. Мы не должны подавать повода к тому, чтобы мир судил о христианах как о людях мрачных и отрешённых от всякой радости. Если наш взор обращён на Иисуса, мы будем видеть сострадание Искупителя и свет Его лица будет отражаться на нашем лице. Где царит Его дух, там обитает мир и будет пребывать радость, потому что там царит спокойная уверенность в Боге. Христос доволен своими последователями, когда они своей жизнью свидетельствуют о том, что хотя они и человеки, они сопричастники Божеского естества. Это не каменные изваяния, а живые мужчины и женщины. Их сердца, орошаемые росой небесной благодати, открываются навстречу Солнцу Праведности. Свет, который освещает их, они распространяют на других в делах, которые отражают любовь Христа. ЖВ. 152-153. Наша Общественная Жизнь Накладывает Отпечаток На Наше Будущее Слово Божье придаёт большое значение тому влиянию, какое мужчины и женщины оказывают на других в процессе общения. Но насколько больше сила их влияния на формирующийся ум и характер подрастающего поколения! От тех друзей, которых они избирают себе, а также принципов и привычек, которые они воспитывают в молодости, зависит их пригодность в этом мире и их вечная участь. СРУС. 220. [404] 137. Христианская общительность и дружелюбиеНа христианскую общительность обращается в народе Божьем ещё очень мало внимания. Этой важной стороной воспитания наши школы не должны пренебрегать. Учащимся нужно внушать, что они не могут быть независимыми: каждый из них — это отдельная ниточка, сплетённая с другими нитями, вместе составляющими целое полотно. Ни в какой другой отрасли воспитания нельзя научить этому с большим успехом, чем в домашней школе. Здесь учащиеся ежедневно встречаются со множеством благоприятных возможностей, пользуясь которыми они могут сделать свой характер более общительным. А это сделает их людьми счастливыми и полезными обществу. Те, которые замыкаются в самих себе, которые не желают посредством дружеского общения приносить другим благословения, теряют много благоприятных моментов в своей жизни. Ведь в процессе общения люди шлифуют свой характер, знакомятся и становятся друзьями, а это создаёт единение сердец и атмосферу любви, на которые Небо смотрит с благоволением. Особенно должны развивать в себе общительность те, которые вкусили от любви Христа, потому что таким путём они могут приводить души ко спасению. Христос не должен оставаться в их сердцах как сокрытое сокровище, предназначенное исключительно для них, и любовь Христа они не должны проявлять лишь к тем, кто подходит им по вкусу. [405] Учащихся нужно учить тому, чтобы они, подобно Христу, проявляли дружеское, заботливое участие к тем, кто находится в самой большой нужде, хотя последние, быть может, и не принадлежат к их избранному кругу. Всегда и на всяком месте Иисус проявлял к человеческой семье самое нежное участие, распространяя вокруг Себя лучи святости и добра. Учащихся нужно наставлять в том, чтобы они следовали по Его стопам. Их нужно учить проявлять христианское участие, сострадание и любовь к их юным друзьям и помогать им приводить их ко Христу. Христос должен быть в их сердцах подобно источнику воды, текущей в жизнь вечную и освещающей всех, кто встречается им на пути. Служение ближним с любовью и вниманием, когда они в этом имеют наибольшую нужду, особенно драгоценно перед Богом. Таким путём даже во время обучения учащиеся могут быть деятельными миссионерами. Для этого потребуется время, но время, проведённое таким образом, не пропадет даром, потому что учащиеся приобретут навыки проповедовать миру Христа. Христос никогда ни пренебрегал общением с другими людьми. Когда Его приглашали на пир фарисеи или мытари, Он принимал это приглашение. В таких случаях каждое сказанное Им слово было для слушателей запахом, живительным на жизнь, потому что Он не упускал возможности дать им в эти благоприятные минуты драгоценные наставления, в которых они особенно нуждались. Таким образом Христос учил Своих учеников правильно использовать свои возможности как в общении с верующими, так и с неверующими людьми. Сб. 6. 172-173. [406] 138. Принципы, которыми нужно руководствоваться каждому христианинуНаше сердце принадлежит Иисусу. Он уплатил за каждую душу безграничный выкуп и ныне ходатайствует перед Отцом не только как наш Посредник, умоляя о милости к нам, но и как могущественный Победитель, Которому по праву принадлежит то, что Он приобрёл Своим подвигом. Он силен спасти приходящих к Нему, ибо Он всегда жив, чтобы ходатайствовать о нас. Юное сердце — это самый драгоценный, неоценимый дар, который юноши могут вручить Богу. Всё, что в вас есть лучшее, все ваши способности и дарования, даны вам Богом как священный дар, который должен возвратиться к Нему в виде добровольного святого приношения. Невозможно отдать Богу то, чего бы Он прежде не дал вам. Поэтому, когда своё сердце мы отдаём Богу, это значит: мы вручаем Ему тот дар, который Он приобрёл дорогою ценою. Многие хотят направить в своё русло время, влечения и способности молодых людей. Сатана считает молодёжь своей собственностью, и большое число юношей и девушек служат ему своими талантами. Мир также претендует на сердце человеческое, но оно принадлежит Тому, Кто отдал за него выкуп. Сердце, отданное миру, исполнено заботы, горя и разбитых надежд, оно лукаво и испорчено. Отдать свои лучшие чувства миру, когда они принадлежат Богу, равносильно самому унизительному хищению. Расточая свои силы, свои лучшие чувства в вихре мирских удовольствий, мы ничего не приобретаем, а только теряем. Враг праведности Божьей имеет в своём арсенале для молодёжи тысячи удовольствий. [407] Он предлагает не только на улицах шумного города, но и на всяком месте человеческого обитания. Сатана взирает на молодых людей в своих рядах как на воинов, и это нравится ему. Хитрый враг знает, с кем ему приходится иметь дело. Он использует всю дьявольскую хитрость с тем, чтобы изобретать для молодых людей всё новые удовольствия и развлечения, которые бы удаляли их от любви Христа... Блудный Сын Притча о блудном сыне дана как наставление молодым людям. Предаваясь греховным удовольствиям и расточительству, он растачивает свою часть имения, которую получил от отца. Он остаётся один в чужом краю, без друзей, оборванный, голодный, желающий напитать своё чрево рожками, которые давали свиньям. У него остаётся последняя надежда: в раскаянии и смирении возвратиться в отчий дом, где его ожидает прощение и утешение на груди у отца. Многие молодые люди в наши дни поступают как блудный сын: ищут удовольствий и пренебрегают Источником Живой воды, приносящим истинную радость и наслаждение, строят себе водоёмы не могущие держать воды. Призыв Божий, Исполненный Любви Бог обращается к каждому молодому человеку со словами: «Сын Мой, отдай сердце твоё Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои». Бог желает сделать всех молодых людей счастливыми. Поэтому Он ждёт, когда они отдадут Ему свои сердца в распоряжение, чтобы сохранить их жизни со всеми её способностями как самый драгоценный дар в наилучшем состоянии. От Бога зависит биение нашего сердца. Он приводит в движение каждый орган нашего тела. [408] Невинные развлечения, в которых мы участвуем, не причиняют никакого вреда тем способностям, которыми мы наделены от Бога. Напротив, если мы ищем удовольствий, которые затмевают нашу любовь к Богу, тогда мы грешим против своего тела и против Бога. Молодые люди должны сознавать, что в этом мире они проходят серьёзное испытание, чтобы приобрести характер, делающий их способными жить в обществе Небесных ангелов. Когда ваши товарищи толкают вас на путь порока и преступления, и окружающие заставляют вас забыть Бога, погубить таланты, которые Он даровал вам, и осквернить всё, что есть у вас благородного, тогда противостаньте им. Помните, что вы собственность Божья, приобретённая дорогою ценою страданий Сына Божьего. Господь ждёт, когда вы откликнитесь на Его зов любви и станете служить Ему. Он любит вас. Если вы ещё сомневаетесь в Его любви, взгляните на Голгофу. Свет, исходящий от креста свидетельствует о величии той любви, которую не может выразить ни один человеческий язык. «Кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня». Путём прилежного исследования Писания мы должны хорошо познакомиться с заповедями Божьими и доказать делом, что мы являемся Его послушными сынами и дочерьми. Любовь Божья Окружает Нас Любовь Божья сопровождает вас на каждом шагу, и было бы хорошо, ежедневно задумываться о том, каким образом и откуда приходят к вам благословения. Пусть драгоценные благословения Божьи пробудят в вас чувство благодарности к Нему. Вы не в силах исчислить всех благословений Божьих, непрерывного проявления нежной Его любви к вам, потому что они столь же бесчисленны как капли утренней росы. [409] Над вами проходят облака Божьей милости и любви, которые готовы излиться на вас в виде обильного дождя. Если вы высоко цените дар спасения, вы не будете безразличны к ежедневным милостям, охране и любви Божьей: вы твердо будете идти путём мира. Взгляните на славные дела Божьи в природе, и пусть ваше сердце наполнится благодарностью к Нему как к любящему Творцу. Для любознательного исследователя книга природы предлагает неисчерпаемые богатства. Только нельзя быть легкомысленными и неблагодарными. Окиньте окружающее очами своего разума, и вы увидите чудесную гармонию законов Божьих в природе и проникнитесь чувством восхищения и благоговения к своему Творцу, Властелину неба и земли. Вы увидите Его оком веры, склонившегося над вами с любовью и говорящего: «Сын Мой и дочь Моя, отдай сердце твоё Мне». Отдайтесь в руки Иисуса, и тогда с признательностью в сердце вам захочется сказать: «Я знаю, Искупитель мой жив!» Вера в Иисуса даст вам уверенность в любом деле и постоянство характера. Всё ваше счастье, мир, радость и успех, зависят от искренней, живой веры в Бога. Эта вера поможет вам проявлять послушание заповедям Божьим. Ваше знание и вера в Бога — это самые сильные средства удержания от всякого зла и самый могучий стимул к добру. Веруйте в Иисуса, прощающего ваши грехи и желающего вам счастья в обителях, которые Он приготовил для вас. Он хочет, чтобы вы жили с Ним и получили вечную жизнь и венец славы. ЯМ. 5.1.1887. [410] 139. Влияние друзей и товарищейМолодые люди находят себе товарищей, которые рано или поздно будут оказывать на них своё влияние. Между их сердцами пролегает таинственная связь, которая устанавливает согласие. Один от другого они перенимают мысли, чувства и дух. Такая дружба может быть или благословением, либо проклятием. Молодые люди способны морально поддержать друг друга, указать на недостатки в поведении и в характере, помочь в- приобретении знаний. Напротив, проявляя беспечность и неверность, они могут оказать друг на друга разлагающее влияние. Выбор друзей — это очень важный вопрос, на который молодёжь должна обратить серьёзное внимание. Среди юношей, посещающих наши школы, всегда будет два класса людей: тех, кто старается угодить Богу и проявить послушание учителям и тех, кто исполнен духа непокорности. Если молодые люди идут за большинством на зло, тогда их влияние будет на стороне врага человеческих душ, они будут способны увести с истинного пути тех, кто ещё не усвоил принципы непоколебимой верности. Существует верная пословица: «С кем поведёшься от того и наберёшься». Молодые люди не осознают, как сильно их характер и доброе имя зависят от их товарищей. Человеку свойственно искать себе общество таких товарищей, чьи вкусы и привычки родственны его собственным. Кто предпочитает общество невежд и злых обществу благоразумных и добрых людей, тот тем самым свидетельствует о недостатках своего собственного характера. [411] Его вкусы и привычки вначале отличаются от вкусов и привычек тех, к общению с которыми он стремится. Но по мере того, как он сближается с ними, его мысли и чувства меняются. Он жертвует добрыми принципами и незаметно, но неизбежно опускается до уровня своих товарищей. Подобно тому, как вода приобретает свойства почвы, через которую она течёт, так и принципы и привычки молодых людей приобретают окраску того общества, с которым они смешиваются... Сила Характера Сила характера состоит из двух элементов: силы воли и силы самообладания. Многие юноши путают сильную и необузданную страсть с силой характера. Но хорошо известно, что повинующийся своим страстям — это слабый человек. Истинное величие и благородство человека измеряется способностью подавлять свои чувства, а не способностью повиноваться им. Самый сильный человек — это тот, кто чувствуя нанесённую ему обиду, сдерживает себя и прощает своим врагам. Бог даровал нам как умственную, так и нравственную силу. Но во многом каждый человек кузнец своего счастья. С каждым днём здание нашего характера движется к завершению. Слово Божье подсказывает нам как правильно строить, чтобы наше строение было основано на Вечной Скале. Наступает время, когда наше дело обнаружится. Теперь время для каждого употребить свои способности, полученные от Бога для формирования характера, пригодного как для этой временной жизни, так и для будущей вечной жизни. [412] Вера во Христа, как личного Спасителя даёт силу и твёрдость характеру. Те, кто имеет истинную веру будут отличаться рассудительностью и благоразумием, помня о том, что око Божье над нами, что Судья всех людей взвешивает их нравственное достоинство и что небесные сотрудники наблюдают за формированием характера. Причина серьёзных ошибок допускаемых молодыми людьми, заключается в том, что они не желают научиться от старших, имеющих богатый жизненный опыт. Многие учащиеся насмешливо относятся к предостережениям и наставлениям своих родителей и учителей. Они должны дорожить каждым наставлением, в то же время сознавая острую нужду в более глубоком воспитании, чем то, которое способен дать человек. Когда Христос пребывает в сердце посредством веры, когда Дух Его становится силой, очищающей и оживотворяющей душу. Истина находящаяся в сердце, непременно будет указывать на преображающее влияние на всю жизнь человека... Пусть учащиеся, которые находятся вдали от родного дома и не испытывают непосредственное влияние своих родителей, помнят о том, что око Небесного Отца над ними. Он любит молодых людей. Он знает их нужды, понимает их искушения. Он видит в них большие возможности и готов помочь им достичь совершенства, если только они почувствуют нужду и обратятся к Нему за помощью. Учащиеся! Ваши родители день и ночь возносят за вас молитвы к Богу. Изо дня в день с нежностью и любовью следят за вашими успехами. Прислушайтесь к их мольбам и предостережениям и решитесь сделать со своей стороны всё возможное, чтобы возвыситься над влиянием того зла, которое окружает вас. [413] Вы даже не можете себе представить с каким рвением ваш враг трудится над тем, чтобы развратить ваш ум и воспитать в вас порочные привычки. Быть может вы не видите никакой опасности в том, что сделали первый шаг на пути легкомыслия и самоугождения. Вы считаете, что если захотите изменить своё поведение, то будете способны делать добро также легко, как раньше вы привыкли делать зло. Но это ошибка. Выбор плохих товарищей многих уводит шаг за шагом с пути добра и бросает их в бездну непослушания и разврата, которую они раньше не могли даже себе представить. Учащийся, который поддаётся искушению теряет своё влияние к добру. Поступая неправедно, он становится орудием врага человеческих душ. В своё время он отдаст Богу отчёт за то, что он был камнем преткновения на пути ближних. Зачем учащимся вступать в тесную связь с великим отступником? Зачем им делаться орудием искушения? Они имеют возможность помогать своим учителям нести бремя, возложенное на них, и преодолевать затруднения, тяжесть которых сатана старается увеличить во сто крат. Они своими стараниями могут создать благоприятную и радостную атмосферу сотрудничества. Каждый учащийся может чувствовать удовлетворение от сознания того, что он находится на стороне Христа, проявляя во всём аккуратность, усердие и послушание, и отказываясь уступить своему противнику на одну йоту во всём том, что есть самого доброго и возвышенного. [414] Учащийся, который высоко чтит истину и имеет правильное понятие о долге, может своим влиянием приблизить товарищей ко Христу. Молодые люди, которые вступили в тесный союз со Христом и возложили на себя Его бремя, будут обуздывать свои страсти и подавлять прихоти. Так как они одно со Христом в духе, они будут одно с Ним и в деле. Старшие учащиеся наших школ должны помнить, что от них во многом зависит формирование вкусов и привычек их младших товарищей. Поэтому, их задача — полное использование с этой целью своих благоприятных возможностей. Пусть эти учащиеся твердо решатся не использовать своего влияния во вред своим товарищам, чтобы они не оказались добычей хитрого врага. Иисус готов быть помощником всем, кто уповает на Него. Те, которые имеют тесную связь со Христом, поистине блаженны. Они идут путём, которым их ведёт Спаситель, распяв ради Него плоть свою со страстями и похотями. Они строят свою жизнь на обетованиях Христа, и никакие вихри земли не в силах смести их с этого надёжного основания. Верные и Надёжные Слуги Юноши и девушки! От вас зависит, решитесь ли вы стать верными и надёжными слугами Божьими, готовыми стоять за правду при всех обстоятельствах жизни. Желаете ли вы воспитать в себе добрые привычки? Если так, тогда ищите общения с теми, кто имеет высокую нравственность и чья цель направлена к добру. [415] Вам даны драгоценные часы благоприятного времени с тем, чтобы вы могли исправить каждый недостаток своего характера. При этом вы должны иметь в виду не только достижение вечного блаженства, но и стремление быть полезными людьми в этой жизни. Добрый характер на много ценнее больших сокровищ, золота и серебра. На него не действуют никакие смуты и неудачи, и в тот день, когда все земные богатства исчезнут, он принесёт с собой обильную награду. Нравственная чистота, твёрдость и настойчивость — вот те качества, которые должен стремиться воспитать в себе каждый христианин. Обладателю их они дают неодолимую силу, способность делать добро, противостоять злу и бороться с врагом. Одним из самых могущественных стимулов в воспитании и развитии своего ума является любовь к истине и стремление прославить Бога. Руководствуясь столь высоким побуждением, учащийся не позволит себе никакого легкомыслия. Он всегда будет серьёзным и вдумчивым человеком. Он будет учиться со всем прилежанием, не забывая о том, что за ним внимательно наблюдает око Божье и что всё Небо заинтересовано в правильном воспитании его характера. Он приложит все старания к тому, чтобы быть добрым, отзывчивым, благородным и иметь в своём характере все чувства Христовы. Его разум и сердце будут трудиться в тесном согласии с волей Божьей. СРУС. 220-226. [416] 140. ВлияниеЖизнь Христа была подобна неиссякающему живому источнику, воды которого текут к Богу и человеку. Через Христа Бог дал человеку влияние, которое не позволяет ему жить только для себя. Каждый из нас связан с ближними, являющимися частью великого Божьего целого. Поэтому мы имеем по отношению друг ко другу определенные обязанности. Никто не может быть независимым от своего ближнего: благополучие одного должно считать благополучием всех. Согласно намерению Божьему каждый человек должен сознавать необходимость своего участия в создании благополучия и счастья для других. Каждый человек распространяет вокруг себя своё собственное влияние: быть может это живая, побеждающая вера, мужество и надежда, наполненные благоуханием любви. Или напротив, это тяжёлый гнёт недовольства и эгоизма, отравляющий жизнь. Каждый человек с которым мы поддерживаем общение, сознательно или несознательно ощущает на себе наше влияние. Наша Ответственность Речь идёт о такой ответственности, от которой мы не можем быть свободны. Наши слова, дела, одежда, наше поведение и даже выражение нашего лица — всё имеет своё влияние. От него зависят добрые или пагубные плоды, которые ни один человек не в состоянии оценить. Каждое действие есть посеянное семя, которое в своё. время принесёт плод. [417] Это одно из звеньев длинной цепи человеческих поступков, конечный результат которых нам неизвестен. Если своим примером мы помогаем другим воспитать в себе добрые принципы, этим самым мы делаем их способными к совершению добра. В свою очередь они это доброе влияние распространяют на других, а те — на третьих и так далее. Таким образом, через наше влияние тысячи людей могут иметь благословение. Бросьте камешек в озеро — от него образуется волна, за ней другая, третья... По мере того, как их становится всё больше, круг волны делается всё шире и шире, пока не достигнет берега. Так и наше влияние. Независимо от нашего знания и воли оно распространяется на окружающих в виде благословения или проклятия. Характер человека содержит в себе силу. Молчаливое свидетельство верной, бескорыстной, благочестивой жизни действует на людей почти неотразимо. Проявляя в своей жизни характер Христа, мы сотрудничаем с Ним в деле спасения душ. И это есть единственное условие сотрудничества с Ним... Чем шире сфера нашего влияния, тем больше мы можем сделать добра. Когда называющие себя служителями Божьими следуют примеру Христа, исполняя принципы Закона Божьего в своей жизни, когда каждый их поступок будет говорить о том, что они любят Бога больше всего и ближних своих как самих себя, тогда церковь получит силу, способную согреть холодные человеческие сердца. НУХ. 339-340. [418] 141. Выбор товарищейМы должны избирать для себя общество друзей, которое могло бы лучше всего содействовать нашему духовному развитию и пользоваться всякой возможностью для нашего совершенствования, потому что сатана пытается воздвигнуть на нашем пути к Небу множество трудно преодолимых преград. Мы можем оказаться в трудном положении, потому что мы бессильны в выборе обстоятельств по своему желанию. Зато мы можем противодействовать влиянию тех условий, которые отрицательно действуют на формирование нашего христианского характера. Если долг требует от нас совершенства во Христе, мы должны вдвойне бодрствовать и молиться о том, чтобы с помощью благодати Христа остаться незапятнанными грехом. Лот избрал местом своего жительства Содом, потому что более считался с временными преимуществами, которые он мог иметь, нежели с нравственным окружением, в котором придётся жить ему и его семье. Чего же он достиг, что касается временного благополучия в этом мире? Всё его богатство было истреблено, часть детей погибло при уничтожении нечестивого города, его жена сделалась соляным столбом на пути в безопасное место, а он был спасён, «как головня из огня». Но этим не ограничились пагубные результаты его выбора. Нравственная испорченность Содома так глубоко проникла в характер его детей, что они не в состоянии были отличить добро от зла и грех от праведности. 3В. 29.5.1884. [419] 142. Золотое правилоПоддерживая отношения с другими людьми, стараясь войти в их положение, стараясь понять их чувства, затруднения, их разочарование, радость и горе, слейтесь с их интересами и старайтесь сделать для них то, чтобы вы хотели сделать себе, будучи на их месте. Это есть истинное правило христианского человеколюбия. Это есть иная форма выражения одной и той же заповеди, которая гласит: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Это есть сущность учения всех пророков. Это есть принцип Неба, он осуществляется в жизни тех, которые готовятся к общению с Небесными святыми существами. Золотое правило является принципом настоящей любви, оно самым верным образом отражено в жизни и характере Иисуса. О, какой несказанной красоты и нежности была исполнена земная жизнь нашего Спасителя! Какое благоухание исходило от Его присутствия! Такой же дух проявляется Его детьми. Те, с которыми пребывает Христос, окружены Божьей атмосферой любви. Их белые одежды издают аромат Эдемского сада. Их лица освещены светом Его лица, Который указывает путь всем слабым и изнемогшим. Всякий, имеющий верное представление о совершенном характере, будет проявлять Христовы чувства: сострадание и нежность к людям. Влияние благодати направлено к тому, чтобы смягчить человеческое сердце и очистить чувства, полагая на них печать Небесного благородства и христианского приличия. РНП. 192-193. [420] 143. Истинное благородствоИисус заповедал нам признавать права каждого человека. Мы должны считаться не только с их общественным положением, но и с их религиозными убеждениями. Со всеми людьми нужно обращаться с христианской нежностью и благородством как с сынами и дочерьми Божьими. Христианское ученье ставит целью сделать человека благородным в своём характере. Христос относился с уважением даже к Своим гонителям, и Его последователи будут проявлять тот же дух почтительности ко всем людям. Представьте себе, апостола Павла, приведённого перед правителей. Его речь перед Агриппой является примером истинной почтительности и убедительного красноречия. Евангелие учит не формальной вежливости, принятой в мире, а душевному благородству, исходящему из доброго сердца. Самое тщательное соблюдение правил хорошего тона не сохранит человека от его раздражительности, духа осуждения и грубых слов. До тех пор, пока в центре всего находится собственное «Я», проявление истинного благородства невозможно. Любовь должна исходить из сердца. Примерный христианин в своих поступках руководствуется глубокой любовью к своему Господу. Из его любви ко Христу рождается бескорыстное участие к его братьям. Любовь того, у кого она есть, накладывает отпечаток на все его поступки. Она освещает лицо светом любви Христа и придаёт голосу нежность, она возвышает и облагораживает всё человеческое естество. СИ. 489-490. [421] Воспитать Христианскую Обходительность Мужчины и женщины, имеющие познание воли Божьей, должны учиться тому, чтобы успешно трудиться в деле Божьем. И в этом есть величайшая необходимость. Это должны быть во всех отношениях вежливые, рассудительные люди, имеющие не внешний, обманчивый блеск и напускное приличие мирского человека, а внутреннее благородство и обходительность, от которых исходит Небесное благоухание. Такие качества должен иметь каждый христианин, если только он является причастником Божеского естества. Недостаток христианского достоинства и благородства среди соблюдающих субботу свидетельствует против нас. как народа и делает истину, которую мы проповедуем, непривлекательной. Воспитание культуры поведения мы должны поставить на более высокий уровень. Если те, которые исповедывают истину, не будут совершенствовать свои возможности и преимущества, чтобы возрастать в меру полного возраста Христова, тогда они своей жизнью не смогут возвеличить великое дело истины и прославить Христа. Св. 4. 358-359. Выбор Товарищей Молодые люди, которые находятся в союзе со Христом, будут избирать для себя таких товарищей, которые бы содействовали им в добрых делах, будут избегать общества таких людей, которые уводят их от принципов добра и справедливости. Всюду можно встретить молодых людей, чьи мысли направлены на всё низменное и недостойное. При встречах и общении с такими людьми, верующие молодые люди, решительно вставшие на сторону Христа, должны твердо держаться принципов добра, которые внушают им их разум и совесть. СРУС. 226. [422] 144. Не ищите дружбы с миромМолодые люди должны серьёзно задуматься о своём призвании и цели жизни: положенное ими основание должно быть гарантией против всех тлетворных привычек. Если они хотят иметь влияние на окружающих, то должны быть самостоятельными людьми. Водяная лилия, пуская свои глубокие корни среди грязи и ила, по своему пористому стеблю пропускает только те вещества, которые способствуют её развитию и проявлению цветов белоснежной чистоты. А всё, что мешает её безупречной красоте, она отторгает. Водяная лилия может служить для нас прекрасным примером. Может быть, нас окружают развращённые люди, влекущие нас к погибели, мы можем решительно противостоять их испорченному влиянию и сохранить своё сердце чистым. Каждый молодой человек должен приобретать себе таких друзей, которые мужественно и настойчиво, шаг за шагом продвигаются по пути своего совершенствования. Молодые люди должны избегать общения с теми, которые перенимают всё плохое, которые ленятся приложить серьёзные усилия, чтобы воспитать свой характер до высокого совершенства и кому нельзя довериться в главных вопросах жизни. Пусть молодые люди завязывают дружбу с теми, которые любят Бога и ходят в страхе Божьем... Эти благородные люди с твёрдым характером подобны лилии, раскрывающей свои белоснежные лепестки на поверхности вод. [423] Они не поддаются влиянию тех людей, которые способны привести их к нравственному падению; они берут для себя только то, что содействует воспитанию их чистого и благородного характера. Они стремятся во всём подражать Божьему образцу. ЯМ. 5.1.1893. Наши Слова Как Источник Утешения Для Ближних Христиане очень редко делятся воспоминаниями о драгоценных опытах в своей жизни. Дело Божье находится в ущербном состоянии. Наше злоупотребление даром речи бесчестит Бога. В своём сердце верующие вынашивают зависть, злую подозрительность и себялюбие: их слова свидетельствуют об их внутренней испорченности. Худые слова и мысли исходят от тех, которые исповедывают имя Христа. Они редко говорят о благости, милосердии и любви Божьей, проявленной в том, что Он ради спасения мира отдал в жертву Своего Сына. Всё это Он совершил ради нас, не проявить ли нам свою любовь и признательность? Разве нам не стоит позаботиться о том, чтобы наши слова были источником поддержки и утешения друг друга в нашей христианской жизни? Если мы по-настоящему любим Христа, мы будем прославлять Его нашими словами. Когда неверующие слышат святые слова хвалы и признательности Богу, тогда они сознают свою вину и чувствуют угрызения совести. РГ. 25.1.1898. Наше Влияние Своими словами так же как и всем своим образом действий, христианин должен пробудить в грешнике желание прийти к источнику жизни. РГ. 29.11.1887. [424] 145. Благородная речьИмеющие самые обширные знания наук не всегда являются самыми успешными работниками в деле Божьем. Многие из них вообще оказываются в стороне от важных дел, уступая место людям, не имеющим книжных знаний, зато имеющим практические навыки, столь необходимые в повседневной жизни. Те, которые считают себя учёными, нередко перестают быть учениками, они самонадеянны и не желают учиться даже у Иисуса, величайшего Учителя людей. Те, которые достигли зрелости и чей разум укрепился посредством исследования Священного Писания, чтобы познавать волю Божью, будут в жизни полезными людьми. Слово Божье стало частью их жизни и характера. Оно проникает до суставов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. Слово Божье должно сделаться пищей, способной укрепить дух и разум верующего человека, чтобы он мог вести успешную борьбу за истину и справедливость. Причина Низкого Духовного Уровня Почему наша молодежь и даже люди зрелого возраста так легко впадают в искушение и грех? Вероятно потому, что Слово Божье не изучается должным образом и о нём мало размышляют. [425] Если бы верующие высоко ценили Слово Божье, в них была бы нравственная чистота и сила духа, которые помогли бы им преодолеть сатанинские искушения ко злу. Сила воли не становится частью жизни и характера верующих, потому что святые наставления Божьи не являются предметом исследования и глубочайшего размышления. Люди прилагают мало усилий, чтобы обогатить свой разум чистыми и святыми мыслями и оградить его от всего нечистого и лукавого. Они не избирают лучшую часть: сидеть у ног Иисуса, как это делала Мария, чтобы усвоить самые святые и драгоценные уроки Небесного Учителя, сложить их в своём сердце и исполнять в ежедневной жизни. Размышление о святом возвышает и облагораживает ум, оно делает христиан воспитанными мужчинами и женщинами. Бог не может принять никого из тех, кто в похотях своих предан низменным страстям, согрешая либо словом, либо делом. Небо — это чистая и святая обитель, куда войдут только очищенные от всякой скверны и просвещённые Духом. Для каждого их нас есть работа: потрудиться над самим собой, которую мы можем выполнить только тогда, когда будем черпать силу от Иисуса. Мы должны сделать Библию предметом нашего исследования и поставить выше всех других книг. Мы должны любить её и слушаться как голоса Божьего. Мы должны соблюдать всё, что записано в ней, как заповеди Божьи. Стремление к Горнему Когда Слово Божье мы делаем своим учителем и ищем в нём свет истины, тогда ангелы небесные приходят к нам, чтобы просветить и укрепить наш ум, как сказано: [426] «Откровение Слов Твоих просвещает, вразумляет простых». Не удивительно, что молодые люди, исповедующие Христа, так мало мыслят о горнем. Причина в том, что они мало внимания уделяют Слову Божьему. Они не внимают Божьим советам, не слушаются Его наставлений, не ищут Небесной мудрости, чтобы оставить свои прежние грехи и очисть свой характер от всякого пятна и порока. Давид молился о себе такими словами: «Дай мне уразуметь путь заповедей Твоих, и я буду возвещать чудные дела Твои». Если бы наша молодёжь, равно как и люди более зрелого возраста, собираясь вместе, помышляли о небесном, тогда бы их слова были возвышенными. Когда их разум чист и мысли облагорожены истиной Божьей, такими же будут и слова: они «подобны золотым яблокам в серебряных сосудах». Но тот духовный уровень и те дела, которыми довольствуются многие из христиан, делают их слова пустыми и убогими, они земного происхождения, в них нет ничего от Небесного благоухания и даже того благородства, которым отличаются более образованные классы. Непрерывный Процесс Освящения Если предметом нашего рассуждения являются Христос и Небо, об этом будут свидетельствовать и наши слова. [427] Наша речь будет говорить о том, что мы получили воспитание в школе Божественного Учителя. Псалмист говорит: «Я избрал путь истины, поставил перед собою суды Твои». Он высоко ценил Слово Божье, оно было для него откровением, просвещающим ум и побуждающим к исполнению заповедей. Каждый день и каждый час в верующем человеке должен происходить непрерывный процесс самоотречения и освящения. Его внешняя жизнь будет свидетельствовать о том, что посредством веры Иисус пребывает в его сердце. Освящение не ставит преграды знанию, напротив, оно обогащает ум и вдохновляет его искать истину как сокрытое сокровище. Познание же воли Божьей продвигает работу освящения. Есть Небесная страна, и сколько стараний мы должны приложить, чтобы достичь её! Я призываю учащихся наших школ и колледжей верить в Иисуса как своего Спасителя. Верьте, что Он готов помочь вам силой Своей благодати, когда вы приходите к Нему с искренним сердцем. Вы должны подвизаться добрым подвигом веры и всеми силами стремиться получить венец жизни. Дерзайте, потому что сатана не дремлет. Если вы не вырветесь из-под его влияния, вы обречены на погибель. Враг действует и справа, и слева, и впереди, и позади вас. Вы же должны сокрушить и победить его. Дерзайте, потому что поражение грозит вам потерей всего и в этой временной ив будущей вечной жизни. Стремитесь к победе, но не своими силами, а силой воскресшего Спасителя. РГ. 21.8.1888. См. ОХВ. 129-137. [428] 146. Легкомыслие молодостиЮные друзья! Дни, проведённые вами в легкомыслии и беспечности, принесут горькие плоды, которые отравят вам всю жизнь. Несколько минут бурного, безотчётного развлечения, одно единственное искушение могут направить всю вашу жизнь в порочное русло. У вас только одна молодость: постарайтесь провести её с пользой и для себя, и для людей. Стоит вам всего один раз вступить на запретную территорию, как вы теряете способность возвратиться назад и исправить свои ошибки. Кто отказывается быть в союзе с Богом и идёт навстречу искушению, тот неминуемо падет. Бог испытывает каждого молодого человека. Многие оправдывают свою беспечность и легкомыслие поведением старших, которые подают им недобрый пример. Но это не должно удерживать их от делания добра. В тот день, когда вам предстоит предстать с отчётом, вы не будете ссылаться на те извинения, которые приводите сейчас. Вы будете осуждены потому, что знали путь, но не хотели идти по нему. Искушение Сатана, древний обманщик, принимает вид ангела света и приходит к молодым людям со своими искушениями. Ему удаётся постепенно, шаг за шагом совратить их с пути долга. В Библии он предстаёт перед нами как обвинитель, искуситель, лжец, тиран и убийца. «Всякий, делающий грех, есть раб греха». Всякое преступление ведёт к осуждению и навлекает Божье неудовольствие. Бог читает наши мысли. [429] Хотя быть может человек не сказал ни одного недоброго слова и не совершил ни одного греховного поступка, ведущего к осуждению, но если он лелеет в себе нечистые мысли, то этого достаточно: его совесть осквернена и искуситель празднует победу. Каждый человек искушается своей собственной похотью. Следуя собственным наклонностям, он сворачивает с пути милости и добра. Если бы молодые люди обладали нравственной чистотой, то самые сильные искушения против них оказались бы бессильны. Сатана может лишь искушать вас, но от вас зависит, поддадитесь ли вы его искушениям или нет. Даже всё воинство сатанинское бессильно заставить искушаемого согрешить. Поэтому для греха нет никакого оправдания. В то время как одни молодые люди растрачивают свои силы в бесплодных удовольствиях и развлечениях, другие воспитывают свой ум, приобретают знания и облекаются во всеоружие Божье, чтобы вести в этой жизни бескомпромиссную борьбу с грехом и победить. Но их самые выдающиеся достижения не приведут к успеху, если свои лучшие чувства они не отдадут Богу. Если они обратятся к Господу всем своим сердцем, отвергнув похвалу тех, кто хотя бы в малейшей степени способен охладить их ревность идти путём правды, тогда они получат силу от Бога и будут всецело полагаться на Него. Пустые Развлечения не Приносят Счастья Те, которые любят бывать в обществе, увлекаются этим настолько, что это увлечение превращается в неодолимую страсть. Одеваться, посещать увеселительные места, посмеяться и поболтать о чём-нибудь пустом — вот цель их жизни. Они не любят читать Библию и размышлять о горнем. Они несчастны, если поблизости нет какого-нибудь развлечения. [430] Они не имеют в себе силы, способной делать людей счастливыми. Своё счастье они пытаются найти в компании других молодых людей, столько же беспечных и легкомысленных, как и они сами... Свои способности, которые можно направить для благородной цели, они отдают легкомысленным развлечениям. Молодые люди, которые находят удовольствие в чтении Слова Божьего и в уединённой молитве, постоянно освежаются новой струёй из Источника жизни. Они достигнут в своей жизни такой нравственной высоты и такой широты мышления, которых другие не могут себе представить. Общение с Богом рождает добрые мысли, благородные стремления, ясные понятия об истине и возвышенные намерения. Те, которые таким образом соединяют свои сердца с Богом, признаются Им Его сынами и дочерьми. Они постоянно возрастают, достигая всё более высокого уровня и приобретая всё более ясные понятия о Боге и вечности. В этом случае Господь делает их распространителями Своего света и мудрости в этом мире... Те, которые пребывают в Иисусе, будут иметь счастье и радость в Боге. Ласка и нежность будут звучать в каждом их слове и в каждом поступке будет видно благоговение перед духовным и вечным. Этот сладостный дух любви исходит от престола Божьего. Это есть тайна благочестия, которую трудно объяснить словами, но блаженство, которой, тем не менее, может переживать каждый истинно верующий человек. Упорное и надменное сердце способно закрыть двери сладостному влиянию благодати Божьей и радости в Духе Святом. Пути же мудрости — пути приятные и все стези её мирные. Чем теснее мы соединены со Христом, тем более в наших словах и делах будет проявляться покоряющее и преобразующее влияние Его Божественной благодати. Св. 4. 622. [431] 147. Неверующие гостиХристиане поступают неосмотрительно, когда предпочитают общество тех, которые не имеют связи с Богом и чей образ жизни не угоден Ему. Однако, сколько христиан рискуют вступать на запрещённую территорию! Многие приглашают в свой дом родственников, которые отличаются своим легкомыслием, беспечностью и отсутствием благоговения. Нередко пример и влияние этих светских посетителей глубоко оседает в сознании детей. Их влияние приводит к тому, к чему привело общение иудеев с неверующим Ханааном. Многие считают, что они должны уступать своим неверующим родственникам и друзьям, чтобы угодить им. Но так как в этих случаях не всегда удаётся провести чёткую грань, то одна уступка следует за другой, и те, которые были верными последователями Христа, приспосабливаются в своей жизни и характере к обычаям мира. Связь с Богом прерывается, они по-прежнему называют себя христианами, но это — формальные христиане. Когда придёт час испытания, они увидят, что их надежда не имеет основания. Они продали себя и своих детей врагу. Они обесчестили Бога" и в час праведного суда они пожнут то, что посеяли. Христос скажет им, как Он сказал древнему Израилю: «Вы не слушаетесь гласа Моего. Зачем вы так поступали?» 3В. 2. 6. 1881. [432]
|