Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
РАЗДЕЛ XIII. ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ PDF Печать Email

 

 

Между отдыхом и развлечением, имеется определённая разница. Отдых, если он вовремя, способен укрепить человека. Отвлекая нас от наших повседневных забот и занятий, он обновляет наше тело и душу и таким обра­зом позволяет с новыми силами взяться за работу. Напро­тив, развлечение связано с получением удовольствий, поэ­тому люди часто теряют меру. Оно отнимает силы необ­ходимые для полезного труда и, таким образом, является препятствием на пути к настоящему успеху. Вое. 207. [362]

124. Важное значение отдыха

Христиане должны быть самыми жизнерадостными и сча­стливыми людьми в мире. Их сознание всегда проникнуто мыслью о том, что Бог — это отец и самый надёжный Друг.

Однако многие, называющие себя христианами, дают по­вод неправильно думать о христианской религии. Их лицо мрачно как туча. Они часто говорят о большой жертве, ко­торую принесли, чтобы стать христианами. Их слова дейст­вуют на тех, которые ещё не приняли Христа. Своим при­мером они внушают становящимся на путь Христа мысли о том, что им придётся отказаться от всего, что делает жизнь радостной и счастливой. Блаженную христианскую надежду они облекают мрачной завесой. Кажется, что тре­бования Божьи обременительны даже для искренне верую­щего христианина и что всё, что даёт радость человеку и услаждает его вкус, должно быть отвергнуто.

В таком случае можно не колеблясь сказать, что этот класс христиан находится на ложном пути. Бог есть любовь, и кто пребывает в Боге, пребывает в любви. Все, которые в дей­ствительности познали любовь и сострадание Небесного От­ца, будут распространять вокруг себя свет и радость жизни. Их присутствие и влияние среди товарищей подобно сладо­стному благоуханию, потому что они находятся в тесном со­юзе с Богом и Небом. Их нравственная чистота и возвышен­ная небесная любовь передаются всем, с кем они приходят в соприкосновение. [363] Таким образом они становятся све­том миру, солью земли. Они запах живительный на жизнь.

Отдых Христианина

Христиане имеют возможность и должны отдыхать умст­венно и физически, чтобы укрепить свои силы для более со­вершенного служения Богу. Наш отдых не должен прохо­дить в виде беспечного и бессмысленного веселья. Напро­тив, в образе наших действий должно быть нечто такое, что способно облагородить и возвысить окружающих нас людей и приготовить нас к более успешному выполнению наших христианских обязанностей.

Мы не будем иметь в очах Божьих никакого извинения, если станем предаваться развлечениям, уводящим нас от верного исполнения наших ежедневных обязанностей и при­тупляющих нашу способность созерцания всего Небесного и Божественного. Религия Христа в своей сущности светла и жизнерадостна. Она возвышается над смехотаорством и тщеславием. Во всякое время отдыха мы можем черпать из Божьего Источника новые силы и мужество, которые по­могут нам достичь в своей жизни нравственной чистоты, ис­тинного благочестия и святости.

Любовь к Прекрасному

Великий Бог любит всё прекрасное. Самым наглядным доказательством этой любви служат дела творения. Для наших прародителей Он насадил чудесный Эдемский сад, в котором произрастали величественные деревья, прекрас­ные видом и полезные для человека. [364] Чудесные цветы самых разнообразных форм и оттенков наполняли воздух своим приятным благоуханием. Весёлые птички с прекрас­ным оперением возносили радостные хвалебные гимны сво­ему Творцу. Богу было угодно, чтобы человек обрёл своё счастье в нежном и заботливом отношении к Его творению и чтобы свои нужды он мог утолять плодами с дерев рая.

Бог, насадивший для наших прародителей прекрасный рай, насадил в нём благородные деревья и прекрасные цве­ты и всё устроил наилучшим образом для счастья. Он дал нам эти знаки Своей любви, чтобы мы могли иметь правиль­ное представление о Его характере.

Он заложил в сердцах своих детей любовь к прекрасно­му. Но многие извратили эту любовь. Они поклоняются кра­соте, которую дал Бог, а самого Творца забывают. Это есть большая неблагодарность по отношению к Нему. Мы долж­ны видеть любовь Божью к нам во всех делах Его творения и направить к Нему самые лучшие и благодарные стремле­ния нашей души в ответ на доказательства Его любви.

Великий Художник

Бог окружил нас прекрасными картинами природы, кото­рые дают богатую пищу нашему уму. Ему угодно, чтобы мы в прекрасных картинах природы увидели отражение Его характера... Если мы старательно исследуем картину приро­ды, мы в ней найдём обильный источник для созерцания безграничной любви и силы Божией. [365]

Многие восторгаются искусством художника, который воспроизводит на холсте чудесные картины. Многие отдают свои дарования искусству, но как далеки их несовершенные произведения от прекрасной природы! Искусство никогда не может подняться до совершенства природы. Многие, на­зывающие себя христианами восхищаются картинами, изо­бражающими вечерний закат. Они поклоняются искусству художника, но в то же время они проходят равнодушно ми­мо, поистине очаровательного заката солнца, которым могут любоваться каждый вечер.

Где художник черпает свой замысел? не из природы ли? Так Великий Художник запечатлевает на полотне вечно из­меняющегося неба красоту заходящего солнца. Он окрасил небо в золотой, серебряный и алый цвет, как будто перед ним распахнулись врата Неба для созерцания безграничной славы. Многие равнодушно проходят мимо этой чудесной красоты. Они не видят безграничной любви и силы Божьей в неописуемой красоте неба, но в то же время почти до бе­зумия боготворят несовершенные произведения человеческо­го искусства. РГ. 1871.

Когда Невозможно Противостоять Искушению

Если вы любите развлечения, веселье и удовольствия, не обманывайтесь: в этом случае вы не можете бороться с искушением. 3В. 20.6.1900. [366]

125. Любовь к мирским удовольствиям

Любовь к миру, занимающая мысли и сердца молодых людей, является тревожным сигналом. Многие ведут себя так, как будто драгоценные часы благодатного времени — это сплошной праздник, и они живут в мире только для по­лучения развлечений и различных удовольствий. Они нахо­дят удовлетворение в обычаях мира и являются чуждыми Отцу и Его Духу благодати. Многие произносят легкомыс­ленные слова. Они не желают помнить о том, что их слова служат к их оправданию или же к их осуждению. Бог бес­честится легкомысленными пустыми разговорами и смехом, который присущ многим молодым людям адвентистских ро­дителей.

Сатана прилагает специальные усилия к тому, чтобы привить им любовь к мирским удовольствиям и учит смот­реть на них как на невинные и безвредные развлечения, якобы содействующие здоровью. Путь святости он изобра­жает усеянным терниями, а путь мирских удовольствий — розами. Перед взором молодых людей он облекает мир в радужные цвета. Но временные земные удовольствия бы­стро придут к своему концу и придётся пожинать то, что посеяно. Неужели наш Бог, Творец всего сущего, Тот, Кто заботится о нас каждое мгновение, недостоин того, чтобы мы отдали Ему в распоряжение все наши дарования и по­жертвовали ради Него многими развлечениями? [367]

Путь Мудрости

Молодые люди часто указывают на то, что им нужно не­что, что вдохновляло бы их разум. Более всего этому отве­чает христианское упование. Для верующего человека рели­гия является средством утешения, верным путеводителем к источнику истинного счастья. Молодые люди должны ис­следовать Слово Божье с размышлением и молитвой. Они убедятся в том, что свободные минуты лучше всего про­явить к этому занятию. «Пути мудрости — пути приятные, и все стези её — мирные».

В своём послании к Титу апостол Павел призывает моло­дых людей быть целомудренными: «Юношей также увеще­вай быть целомудренными. Во всём показывай в себе обра­зец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповреждённость, слово здравое, неукоризненное, чтобы против­ник был посрамлён, не имея ничего сказать о нас худого».

Я увещеваю молодых людей ради спасения их собствен­ной души прислушаться к словам апостола Павла. Эти дра­гоценные наставления и предостережения служат либо запа­хом живительным на жизнь, либо являются смертоносными на смерть.

Молодью люди склонны считать, что они свободны от за­бот и всякой ответственности. Но на каждом из них лежит обязанность достичь Библейского идеала. Свет, который дан в виде благоприятных возможностей и преимуществ: про­поведи, советов и предостережений способен очистить ха­рактер серьёзных и осудить жизнь беспечных. Светом дол­жны дорожить как молодые, так и люди старшего возраста. Кто сегодня решится встать на сторону Господа и служение Ему поставить в своей жизни на первое место? Кто пожела­ет нести бремя? [368]

«Помни Создателя твоего в дни юности твоей». Иисус принимает служение тех, кто желает служить Ему во цвете своих сил. Он желает видеть их наследниками вечной жиз­ни. Они имеют возможность стать благородными мужчина­ми и женщинами несмотря на окружающий их разврат, ко­торому подвержены многие юноши с ранних лет. Они могут быть свободными во Христе — чадами света, а не тьмы.

Бог призывает каждого юношу и девушку отказаться от вредных привычек, быть прилежными в добрых делах, ре­вностными в служении Господу. Они не должны служить с ленью, не прилагая никаких усилий, чтобы оставить вредные привычки и исправить своё поведение. Искрен­ность их молитв доказывается теми усилиями, которые они проявляют в стремлении повиноваться заповедям Божьим. Продвигаясь вперёд по пути своего совершенства, они будут оставлять недобрые привычки и развращённых товарищей, веря в то, что Господь посредством Духа Своего даст им си­лу, чтобы победить.

Верность в Малом

Личные страдания, в которых проявляется настойчивость и постоянство, приводят к успеху. Кто стремится совер­шить много добра в этом мире, должен начинать с малого, как об этом говорит Бог. Кто хочет достичь самых больших успехов, совершая что-либо великое и чрезвычайное, обма­нывает сам себя; на самом деле он не добьётся ничего.

Непрерывное совершенствование в добрых делах и беско­рыстное служение ближним в очах Божьих более драгоцен­но, чем совершение какого-либо великого подвига... [369]

Молодые люди могут сделать много добра, принимая уча­стие в спасении душ. Бог потребует от них отчёта за использование тех талантов, которые Он вверил им. Называющие себя сынами и дочерьми Божьими должны стремиться к до­стижению высокой цели. Пусть они употребляют на доброе дело каждую способность, которую Бог даровал им. НМ. 1.1.1907.

Неудовлетворённые Желания

Постоянная жажда развлечений свидетельствует о глубо­кой неудовлетворённости души. Кто пьёт из источника мир­ских наслаждений, тот убедится в том, что ему недостаёт че­го-то большего. Они обманывают себя, принимая веселье за счастье. Когда же бурная весёлость проходит, многие впада­ют в глубокую тоску и отчаяние.

О, какое безумие и безрассудство оставить Источник жи­вой воды ради мирских удовольствий, которые подобны во­доёмам, не могущим держать воды. ОХВ. 422.

Возможности Для Свидетельства

Если вы воистину Христовы, вь1 будете искать благопри­ятных возможностей, чтобы свидетельствовать о Нём. Вас будут приглашать в увеселительные места и вам предста­вится случай рассказать о Господе. Если вы верны Иисусу Христу, то не станете искать для себя оправдания, но скром­но скажете, что вы дитя Божье, и что ваши принципы вам не позволяют быть в таком месте, куда Господь не пойдёт с вами. НМ. 4.5.1893. [370]

126. Советы и наставления

Согласно намерению Божьему, человек должен развивать в себе как умственные, так и физические способности. Ха­рактер физических упражнений должен находиться в пол­ном согласии с наставлениями, данными Христом ученикам. Эти наставления должны воплотиться в жизни христиан, чтобы Небесные вестники не написали о поведении учите­лей и учащихся грустные слова: «они сластолюбивы». К это­му числу сегодня принадлежат многие, о которых сказано: «Они более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим., 3:4).

Таким образом сатана и его ангелы расставляют сети для человеческих душ. Они влияют на разум учителей и уча­щихся, побуждая их участвовать в азартных развлечениях, которые пробуждают низкие страсти, противодействующие влиянию Духа Божьего на их сердца.

Все школьные учителя нуждаются в разрядке, в переме­не занятий. Бог подсказывает, что для этого нужно делать:

заниматься полезным трудом. Однако, многие уклоняются от этого намерения Божьего: они следуют человеческим вы­мыслам, пагубно влияющим на их духовную жизнь. Развле­чения более, чем что-либо другое, противно действует влия­нию Духа Святого, и Господь смотрит на них с огорчени­ем...

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дья­вол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петр., 5:8). [371] Он находится на игровой площадке, наблюдая за вашими развлечениями. Он берёт в плен каждую душу, ко­торая перестаёт бодрствовать над собой. Он сеет в сердце человека свои недобрые семена, стараясь полностью овла­деть его сознанием. Он находится в классной комнате, на­блюдая за каждым занятием учащихся. Те учащиеся, мысли которых поглощены развлечениями и играми, не в состоя­нии надлежащим образом усвоить наставления, советы и об­личения, столь необходимые для них.

В своей премудрости Бог предусмотрел для человека фи­зические упражнения. Несколько часов ежедневно должны быть отведены полезному труду. Он учит учащихся выпол­нять житейские обязанности, а это так необходимо для на­шей молодёжи.

Как в школе, так и в любом другом учреждении наши молодые люди должны быть подобны Даниилу. У них дол­жна быть тесная связь с Источником всякой мудрости, что поможет им достичь самых больших успехов в любой области жизни. Даниил имел в своём сердце страх Божий и лю­бил своего Бога. Чувствуя свою любовь к Нему, он старал­ся развивать свои способности, чтобы отдать их на служение Великому Учителю. Иудейские юноши подавляли в себе эгоистичные побуждения и любовь к удовольствиям, чтобы они не заслоняли для них драгоценные минуты жизни. Они трудились целеустремлённо и доброохотно. До такого уров­ня жизни может подняться любой христианский юноша, ес­ли пожелает. СРУС. 281. [372}

127. Опасные развлечения для молодёжи

Стремление к развлечениям и удовольствиям является большим искушением и сетью для народа Божьего, особен­но для молодёжи. Сатана придумывает всё новые и новые соблазны, чтобы отвлечь мысли детей Божьих от серьёзной работы приготовления к будущим событиям. Через мирских людей он постоянно возбуждает желание в сердцах неосто­рожных христиан искать участие в мирских удовольствиях. Посредством различных представлений, лекций и тому по­добных развлечений он прививает любовь к миру. А союз с миром приводит к оскудению веры.

Сатана является неутомимым работником, хитрым и опас­ным врагом. Он пользуется каждым необдуманно произне­сённым словом, в котором выражена лесть или снисходи­тельное отношение ко греху. Таким образом он сеет недоб­рое семя, которое вскоре взойдёт и принесёт пагубные пло­ды. Он в самом верном смысле слова лукавый и опытный искуситель. Он расставляет искусно сплетённую сеть, кото­рая кажется невинной, но она рассчитана на то, чтобы запу­тать молодых и неопытных. Плотское сердце жаждет мир­ских удовольствий. Сатана преследует определённую цель занять мысли людей тем, что ведёт к удовлетворению плот­ских желаний. Таким образом у них не остаётся времени подумать, а что будет с моей душой?

Трудный Век

Мы живём в такое время, когда молодым трудно устоять. Общественное мнение снисходительно относится к стремле­нию молодых людей следовать естественному влечению сво­его сердца. [373] Если дети непослушны, родители льстят себе надеждой, что когда они повзрослеют и образумятся, то оставят недобрые привычки и станут полезными людьми. Какая ошибка!

Много лет они позволяют врагу засевать почву сердца их собственных детей недобрыми семенами и наблюдают, как в них развиваются и укрепляются пагубные принципы. Они не видят тех опасностей и того опасного конца, к ко­торому ведёт путь, кажущийся им путём счастья. Нередко последующая воспитательная работа с этими людьми не при­носит никакой пользы.

Уровень благочестия среди именующих себя христианами в целом низок. Поэтому молодым людям очень трудно ус­тоять против мирского влияния. Большинство христиан по имени делают вид, что живут для Христа. Фактически же они живут для мира. Они не могут оценить всё превосход­ство Небесного, поэтому и не могут иметь любовь к нему. Многие называют себя христианами только потому, что хри­стианство сделалось почётным. Они не понимают того, что настоящее христианство означает несение креста, а та рели­гия, которую они исповедывают, не в состоянии удержать их от мирских удовольствий".

Некоторые посещают балы и участвуют во всём, что там происходит. Другие ещё не дошли до этой опасной грани, но и они устраивают вечеринки и ходят в увеселительные места. В таком случае самое проницательное око не может отличить их от неверующих.

При современном состоянии общества родителям очень трудно воспитывать своих детей в истинно Библейском ду­хе. [374] Дети часто раздражаются, когда их ограничивают в чём-либо, а им хочется поступать по-своему. Особенно они бывают своевольны в возрасте от десяти до восемнадцати лет... Им кажется что быть в компании мирских товари­щей не представляет никакого вреда. Но опытные родители видят в этом опасность. Они хорошо знают особенности ха­рактера своих детей и влияние на них мирской компании. Желая им спасения, они должны удерживать их от светских развлечений.

Когда дети принимают решение оставить удовольствия мира и стать учениками Христа, для заботливых и верных родителей это большая радость, они свободны от тяжёлого бремени. Но и теперь забота родителей не прекращается. Молодые люди только вступили в серьёзную борьбу против греха и недобрых наклонностей плотского сердца. Поэтому они нуждаются в серьёзном совете и заботе своих родите­лей.

Молодёжь Перед Лицом Испытаний

Молодые люди, соблюдающие субботу, но уступающие влиянию мира, будут испытаны. К нам приближаются за­труднения и опасности последнего времени, которых моло­дые люди и девушки, возможно, ожидают. Они будут по­ставлены в стеснённые обстоятельства и искренность их ве­ры будет проверена. Они относят себя к числу тех, которые ожидают Сына Человеческого, однако, многие из них пред­ставляют собой жалкий пример для неверующих. [375] От­казываясь оставить мир, они участвуют в различных пир­шествах и шумных весёлых компаниях, обольщая себя тем, что это лишь невинные развлечения. Но это именно то, что разделяет их с Богом и делает их сынами века сего.

Некоторые всё время подражают миру. Их взгляды и чув­ства более согласуются с духом мира, чем с духом самоот­речения смиренных последователей Христа. Естественно, они будут предпочитать общество тех, чей дух более схож с их духом. К сожалению, таких людей в народе Божьем немало. Они сливаются с детьми Божьими и носят их имя, но именно они являются большим соблазном для неверую­щих, для всех немощных и неутверждённых в церкви. В эти лукавые дни они либо полностью обратятся и освятят себя, либо останутся с миром, чтобы разделить его участь.

Любителей удовольствий Бог не считает Своими последо­вателями. Только те, которые проявляют самоотречение и ведут трезвый, святой и смиренный образ жизни, являют­ся истинными последователями Иисуса. Такие не находят никакого удовольствия в пустых и безнравственных разго­ворах мирских людей.

Отделение От Мира

Жизнь истинных последователей Христа связана с посто­янным самопожертвованием. Они будут избегать мирских удовольствий, потому что там нет Иисуса, нет того облаго­раживающего влияния, которое бы направляло их мысли к Небу и содействовало возрастанию в благодати. Послу­шание Слову Божьему заставит их расстаться с мирскими развлечениями и совершенно отделиться от мира. [376]

«По плодам их узнаете их»,— говорит Спаситель (Матф. 7:20). Все истинные последователи Христа приносят плоды во славу Его. Их жизнь свидетельствует о том, что Духом Божьим в них совершена великая работа, и плод этой ра­боты святость. Их жизнь благородна и чиста. Праведные поступки — это плоды истинного благочестия. Те, которые не приносят таких плодов, доказывают, что они не имеют живых опытов с Богом. Они не являются ветвями истинной Лозы. Иисус говорит: «Пребудьте во мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:4-5).

Те, которые хотят быть истинными поклонниками Бога, должны в своей жизни расстаться со всяким идолом. Иисус сказал законнику такие слова: «Возлюби Господа Бога тво­его всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разу­мением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Матф. 22:37-38). Первые четыре заповеди десятисловия за­прещают удаляться от любви Божьей или делать предметом своей любви что-либо другое вместо Него. Пока мы не уда­лим всё, что разделяет нас с Богом, мы не можем иметь ус­пеха в христианском возрастании.

Великий Глава Церкви, составивший Себе из мира народ, требует, чтобы он отделился от мира. Согласно Его предвеч­ному намерению дух Его Закона, соединивший с Ним Его последователей, в конечном итоге отделит их от всего мир­ского. [377] Между любовью к Богу и Его заповедям и лю­бовью к миру и его удовольствиям лежит большая про­пасть. Между Христом и велиаром нет ничего общего.

Обетования Для Молодёжи

Молодым людям, которые следуют за Христом, предсто­ит суровая борьба. Ежедневная борьба с обычаями мира и подражание жизни Христа есть тяжёлое ежедневное несе­ние креста. Но тем, которые с раннего утра ищут Спасите­ля, даны драгоценные обетования. Мудрость обращается к сынам человеческим, говоря: «Любящих Меня, Я люблю, и ищущие Меня, найдут Меня» (Притч. 8:17).

«Посему, возлюбленные, препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благо­дать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не со­образуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петр., 1:13-15).

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и яв­ления славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ре­вностный к добрым делам» (Титу 2:11-14). СРУС. 325 [378]

128. Воспитание в молодых людях принципов благоразумия

В своих действиях молодые люди должны быть принци­пиальными. При этом условии они имеют возможность ум­ножить свои способности, полученные от Бога. Однако, они очень часто, пренебрегая принципами, следуют за своими чувствами, что подвергает их большой опасности. Так как им не вечно придётся жить под опекой своих родителей, они должны воспитывать в себе самостоятельность и само­контроль. Им нужно учиться думать и действовать, исходя из принципа благоразумия.

Отдых и Развлечения

Те, которые заняты учением, должны иметь возможность и отдыхать. Нельзя свой ум держать в постоянном напря­жении, потому что его нежный механизм не выдержит чрез­мерной нагрузки и это приведёт к истощению. Тело так же как и ум нужно упражнять. Но как и любое занятие, раз­влечения должны быть умеренными. Кроме того, надо тща­тельно подумать об их содержании. Каждый молодой чело­век должен поставить перед собой вопрос: Какое влияние эти развлечения будут иметь на моё физическое, умственное и нравственное здоровье? не могу ли я в суетности ума своего забыть Бога? не перестану ли я ставить на первое ме­сто Его славу?

Игра в карты должна быть категорически запрещена. Та­кие занятия очень опасны... Они не приносят никакого бла­га ни душе, ни телу. В них нет того, что бы укрепляло ум и обогащало бы его полезными занятиями. [379] Разговор тех, которые участвуют в таких развлечениях обычно ведёт­ся вокруг тривиальных и недостойных предметов...

Искусство картёжной игры часто побуждает использовать эти знания для личного обогащения. Сначала делается став­ка на маленькую сумму, затем на большую, пока не появ­ляется азарт к игре, ведущей человека к погибели. Сколько людей это пагубное развлечение привело ко греху, нище­те, тюрьме, убийству и виселице! И несмотря на это многие родители не видят ужасной пропасти, которая открывается перед нашей молодёжью.

Одним из самых опасных видов развлечения является те­атр. Вместо того, чтобы быть школой нравственности и доб­родетели, как он часто рекламируется, он является рассад­ником безнравственности. В посетителях театра укореняют­ся недобрые привычки и греховные наклонности, низко­пробные песни и непристойные жесты и выражения развра­щают ум человека и его сердце. Каждый молодой человек, посещающий театр потеряет чистоту своих принципов. Нет более пагубного влияния, отравляющего наше сознание, раз­рушающего наши религиозные чувства и подавляющего же­лание к невинным развлечениям и несению житейских обя­занностей, чем театр.

Любовь к театральным представлениям возрастает с каж­дым посещением театра, подобно тому, как жажда к спир­тному усиливается от каждого употребления спиртного. Един­ственно надёжный путь для молодых людей — избегать те­атра, цирка и прочих подобных развлечений.

Есть такие виды развлечений, которые весьма благотвор­ны как для души, так и для тела. Просвещённый ум спосо­бен черпать радость и наслаждение из того источника, ко­торый не только даёт пищу для развлечения, но и для ду­ховного обогащения. [380] Отдых на свежем воздухе, созер­цание дел Божьих в природе из всех средств развлечения являются для человека самыми благотворными. Св. 4. 651-653.

Устраивайте Приятные и Полезные Развлечения

Молодые люди не могут быть столь же усидчивы, как и взрослые; и ребёнок не может быть так же расчётлив, как и старец. В то время, как греховные развлечения под­лежат осуждению, родители, учителя и опекуны должны подбирать для молодёжи невинные развлечения, которые бы не запятнали их нравственности. Не воспитывайте молодых в духе суровых правил и ограничений, которые заставляют их чувствовать себя угнетёнными и, в конечном итоге, тол­кают на путь безумия и погибели. Будьте с молодёжью тверды и принципиальны, наблюдая за формированием их мыслей и намерений и в то же время проявляя нежность, благоразумие и чуткость, чтобы они чувствовали, что вы желаете им блага. СРУС. 335.

Миссионерская Работа Как Отдых

Часы, которые часто проводят в развлечениях, не принося­щих никакой пользы ни душе, ни телу, нужно использовать для посещения бедных и страждущих, а так же для оказа­ния помощи тем, кто имеет в ней нужду. Св. 6, 276. [381]

129. Что не ведёт к святости

Я призываю учащихся наших школ быть благоразумны­ми. Легкомыслие молодости не угодно Богу. Спорт и раз­личные игры открывают дверь многим искушениям. Моло­дые люди наделены высокими дарованиями от Бога. Поэто­му их мысли должны быть чистыми и возвышенными. Ха­рактер, воспитанный в духе заповедей Божьих, отличается твёрдостью принципов и благородством помыслов. Святой Дух наполняет стремления человеческого разума, в резуль­тате чего рождаются благородные побуждения...

Обычное застолье, чтобы поесть и выпить, лёгкое пением и треньканье на инструментах — исходят от духа преис­подней. Всё это является оружием сатаны...

Те, которые в этих увеселениях задают тон, кладут на де­ло Божье пятно, которое трудно стереть. Они наносят раны собственной душе, рубцы от которых видны на всю жизнь. Делающий злое может заметить свои грехи и раскаяться. В этом случае Бог простит ему его беззакония, но его спо­собность отличать святое от несвятого будет утеряна. СРУС. 336-338. [382]

130. Истинная религия приносит радость

Будущие обители праведных и их вечная награда — это возвышенные темы, о которых могут размышлять молодые люди. Задумайтесь о чудесном плане Искупления, вникни­те в смысл Великой Жертвы, принесённой ради вас Царём Славы, тогда ваша вера в Его драгоценную Кровь и ваше послушание приведёт вас к престолу Божьему. Эта тема должна побуждать вас к самым возвышенным стремлениям. Какое великое преимущество — удостоиться благословений Божьих!..

Юные друзья! Мне было показано, что такое благородное занятие может сделать вас счастливыми. Причина вашего беспокойства заключается в том, что вы не ищите истинный Источник счастья. Вы стараетесь иметь удовлетворение без Христа, которое находится только в Нём. В Нём никакая надежда не приводит к разочарованию. Молитва! О, в ка­ком пренебрежении находится это драгоценное преимущество! Чтение Слова Божьего приготовляет человека к молит­ве. И на это есть веская причина: чтение увлекательных ро­манов возбуждает ваше воображение и рождает нечистые помыслы и это делает вас неспособными к святой работе. Слово Божье становится скучным и вы забываете про мо­литву. А ведь в молитве — сила христианина. Оставаясь наедине, он не один, он чувствует присутствие Того, Кто сказал: «Се Я с вами во все дни».

Молодым не достаёт того, к чему они смутно стремят­ся — истинной религии. Её нельзя заменить ничем. [383] Одного призвания мало. В церковных списках значится много имён, но увы, их нет в Книге Жизни. Мне было по­казано, что из двадцати молодых людей нет ни одного, ко­торый бы хорошо представлял себе, что значит религия в жизни человека. Они служат себе, хотя называют себя слугами Христа. Но, когда упадёт пелена с их глаз, они увидят, что принадлежат к числу нарушителей Закона. Когда им представлялась возможность идти путём самоотре­чения и самопожертвования ради истины, они избирали бо­лее лёгкий путь. Когда их совесть побуждала с сильным воплем и слезами молить Бога о прощении и получении силы, чтобы устоять против искушений сатаны, они видели в этом ревностном обращении голос слабости и потому от­вергли его. Христос, Царь славы, часто уходил в горы, в пустынные места, чтобы там излить Своему Отцу боль Своей души. А грешный, немощный человек думает, что он может обойтись без молитвы. Св. 1. 503-505

Пример Иисуса

Иисус не искал угождения Себе ни под каким видом, и тем не менее, Он был общителен с людьми. Он не гну­шался гостеприимством маленьких и незаметных людей; по­сещал дома бедных и богатых, учёных и простолюдинов. Он старался направить их мысли от временного, земного к духовному и вечному. Он не давал никакого повода ко греху, ив Его поведении не было ни малейшей тени свет­ского легкомыслия. Но Он радовался естественному челове­ческому счастью, когда видел людей, занятых каким-либо полезным делом. Всюду, где бы ни находился Иисус, Он нёс атмосферу добра и святости. ЖВ. 150 [384]

131. Христианский отдых

Стараясь обновить свои умственные и физические силы, мы не должны забывать требований Божьих: непрерывно совершенствовать свои способности для высшей цели. Мы можем и должны планировать свой отдых таким образом, чтобы лучше приготовиться к выполнению жизненных обя­занностей. Тогда наше влияние на окружающих будет более благотворным. Вернувшись домой, мы почувствуем, что наш отдых не был напрасным, мы освежили свой ум и получи­ли прилив физических сил. Это даст нам возможность взять­ся за труд с большей уверенностью и надеждой.

Здесь на земле наше призвание — приносить пользу все­му человечеству и быть орудием благословения для всех людей. Если же мы направим свои мысли в низменное рус­ло подобно тем, которые стремятся лишь к тщеславию и удо­вольствиям, то как мы можем сделаться тогда орудием бла­гословения для человеческого рода?

Противоположность Принципов

Между отдыхом христиан и светскими развлечениями су­ществует заметная разница. Среди светских людей не слыш­но ни молитв, ни имени Христа; вместо этого из их уст ис­ходят легкомысленные слова и смехотворство. Они собра­лись, чтобы повеселиться. В их развлечениях много безрас­судства и тщеславия. Наш отдых должен быть не таким. [385] Когда мы возвращаемся домой, наша совесть должна быть чистой как перед Богом, так и перед человеком, зная, что мы никого не обидели и ни на кого не оказали дурно­го влияния.

Плотской ум стремится к получению наслаждения. Поэ­тому сатана заботится о том, чтобы в них не было недо­статка. Он старается занять мысли людей мирскими развле­чениями, чтобы у них не оставалось времени задать себе вопрос: а что будет с моей душой? Любовь к удовольстви­ям заразительна. Увлечённый этим ум человека ищет всё но­вых удовольствий и развлечений. Послушание Закону Божь­ему противодействует этой наклонности и воздвигает барь­ер против всякого нечестия.

Молодые люди должны помнить о том, что они ответст­венны перед Богом за правильное использование получен­ных преимуществ, времени и своих способностей. У них может появиться вопрос: а разве мы не нуждаемся в отды­хе и развлечениях? Разве нашим уделом должен быть один труд и никакой перемены, никакого разнообразия?

Любое развлечение, которое не мешает вам с верой про­сить благословений у Бога, не представляет опасность. Но развлечение, которое удаляет вас от тайной молитвы и по­сещения молитвенного собрания, внушает серьёзную трево­гу. СРУС. 337. [386]

132. Общение

Собрания людей с целью общения очень полезны и бла­готворны, когда сердца собравшихся горят любовью к Бо­гу, когда у всех появляется желание поделиться друг с дру­гом о Слове Божьем, о методах продвижения дела Господ­ня, а так же о том, как сделать добро ближним. На тех со­браниях, где Дух Святой рассматривается как желанный Гость и где не допускается ни одного поступка, ни одного слова, которые бы огорчили Его, там Бог прославляется, а собравшиеся получают новые силы и вдохновение.

Но бывают собрания иного характера, где проявляется желание блеснуть своим нарядом, произнести остроумное словечко и вдоволь повеселиться. Стремясь развлечь друг друга, собравшиеся забывают о Боге, тогда Небесные анге­лы горько плачут. Развлечения на какое-то время увлекают собравшихся и они чувствуют себя удовлетворёнными. Все предаются веселью: глаза горят, на лицах румянец, а их со­весть спит.

Отсутствие Духовности

Такое веселье ничего общего не имеет с Небесной радо­стью. Оно — земного происхождения. Небесные ангелы с горечью взирают на забывчивость тех, ради кого Христос сделал так много. Когда болезнь и смерть приходят к тем, которые жили лишь для своего удовольствия, они обнару­живают, что в их светильниках нет масла и что они не спо­собны изменить свой характер. [387]

Направление беседы на многих собраниях открывает, к чему привязаны сердца собравшихся. Легкомысленные слова и остроты, высказанные только для того, чтобы вы­звать смех, не создают правильного представления о Хри­сте. Те, которые произносят их, не хотели бы снова встре­титься с ними на Небесном суде. У слушающих складыва­ется неблагоприятное впечатление и таким образом поро­чится дело Христа. О, если бы молодые люди следили за своими словами, которыми они либо оправдаются, либо осудятся.

Помните, что Иисус находится рядом с вами. Он отмеча­ет ваши поступки и прислушивается к вашим словам. Раз­ве не устыдитесь вы, услышав Его голос, обращённый к вам и чувствуя, что Он слышит ваши слова?..

Серьёзный христианин, который приобщился к мирским развлечениям, вступил на опасную территорию. Он оставил ясную и животворную атмосферу Неба и вступил в атмос­феру тьмы и мрака. Во многих случаях увеселительные со­брания порочат религию Христа.

Кто поддерживает связь с Богом, тот не может с искрен­ним сердцем участвовать в них. Слова, которые он слышит, чужды ему, они далеки от Ханаанского наречия. Они свиде­тельствуют, что говорящие в своих сердцах не славят Бога.

Ловушка Для Неопытных

Те, которые в своей жизни не отличаются искренностью, охотно собираются для joto, чтобы поразвлечься и повесе­литься и этим оказывают пагубное влияние на других. Иногда юноши и девушки, которые называют себя христи­анами, поддаются уговорам принять участие в развлечени­ях. [388] Не желая показаться странными и инстинктивно следуя примеру других, они попадают под влияние тех, ко­торые, быть может, никогда не ощущали Божественного прикосновения ни в своих мыслях, ни в сердце. Если бы они с молитвой обратились к Библии как мерилу Божьему, чтобы знать, что говорит Иисус о плодах, которые должны приносить христиане — Его последователи, тогда они уви­дели бы, что их развлечения — это пир, приготовленный для того, чтобы удерживать души от участия в Вечере Агнца.

Случается, что посещая увеселительные места, молодые люди, тщательно наставленные в пути Господнем, поддают­ся чарам человеческого искусства и завязывают дружбу с теми, чьё образование и воспитание носит светский харак­тер. Так они на всю жизнь подвергают себя игу рабства, со­единяя свою судьбу с людьми, которые не имеют в себе христианского духа, являющегося основным украшением христианина. Те, кто искренне любят Бога и служат Ему, имеют в себе страх, который не позволяет им опуститься до уровня мирских людей и смешаться с обществом тех, кото­рые в своём сердце не поставили Христа на первое место. Таковые будут мужественно стоять за Христа, хотя, быть может, их жизнь связанна с самоотречением и самопожер­твованием.

Средство От Легкомыслия

Всю свою жизнь Христос трудился и жертвовал ради нас. Неужели же мы откажемся пожертвовать ради Него? Разве искупление, которое Он совершил ради нас, и пра­ведность, которую Он готов дать нам, не являются теми возвышенными темами, которые должны занимать наши мысли? [389] Если бы молодые люди черпали из Источни­ка сокровищ, который содержит в себе Библия, если бы они размышляли о даре прощения, мире и вечной праведности, которые являются уделом того, кто идёт путём самоотрече­ния, тогда бы у них не возникло желание иметь сомнитель­ные удовольствия и развлечения.

Христос радуется, когда мысли молодых заняты величе­ственной темой спасения. Он входит в сердца таковых как Желанный Гость, наполняя их радостью и миром. Любовь Христа в их сердцах подобна источнику воды, текущему в жизнь вечную... Кто имеет в себе такую любовь, с радо­стью делится с другими той вестью, какую Бог дал ему, и теми сокровищами, которые ожидают возлюбивших Его.

Вечный Бог провёл чёткую грань между святым и греш­ным, между обращённым и необращённым. Оба класса лю­дей не переходят друг в друга постепенно, как цвета раду­ги, а отличаются друг от друга как день и ночь. Дети Божьи не могут, не рискуя своим спасением, вступать в близ­кие отношения с теми, кто не знает истины и не проводит её в своей жизни. Патриарх Иаков, говоря о злых деяниях своих детей, на которые он взирал с ужасом, восклицает: «В совет их да не войдёт душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя».

Он чувствовал, что если он будет иметь участие в делах грешников, его честь как верующего человека будет запят­нана. Он поднимает сигнал тревоги, предостерегая нас от со­мнительного общества, чтобы и на нас не падала тень зла. Святой Дух через апостола Павла даёт нам такое же предо­стережение: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы...» ЯМ. 4.2.1897. [390]

Собрания, Которые Приятны Богу

Всякий дар, посредством которого мы можем оказывать доброе влияние на других, нужно бережно выращивать и использовать с целью приобретения душ для Христа. Юноши и девушки не должны думать, что их игры, моло­дёжные вечера и музыка в том виде, как они проводятся ими, приятны Христу.

Мне было открыто и сказано, что все наши собрания дол­жны отличаться религиозным влиянием. Если наши моло­дые люди будут собираться для чтения и исследования Свя­того Писания, каждый спрашивая себя: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» и решительно встанут на сторону истины, тогда Господь наполнит их сердца сво­им благословением.

О, если бы каждый член церкви и каждый работник на­ших учреждений уразумели, что настоящая жизнь — это школа, в которой мы воспитываем в себе чистоту помыслов и бескорыстие поступков, чтобы однажды предстать пред испытанием Небесного Бога! Каждое слово и каждый по­ступок, каждая мысль записываются в Небесных книгах.

Только истина способна освятить и возвысить нас до уровня, указанного в Слове Божьем. Пути Господню мож­но научиться только благодаря добровольному послушанию Его Слову. Читайте и исследуйте Слово Божье. НВ. 14.8.1906. [391]

133. Как проводить дни отдыха

Отдых необходим для тех, которые заняты физическим трудом, и ещё более для тех, которые трудятся умственно. Если наш ум чрезмерно занят пусть даже размышлением о духовных вопросах, то это не ведёт ни к славе Божьей, ни приближает нас ко спасению. Есть развлечения, подо­бные танцам, игре в карты, шахматы, шашки, и т. п., ко­торые мы не одобряем, потому что их не одобряет Небо. Такие игры открывают дверь многим искушениям. Сами по себе они не приносят блага, они оказывают на других зара­зительное влияние, рождая в них страсть к азартным играм и разврату. Христиане должны отвергнуть такие игры, за­менив их другими невинными развлечениями.

Мне было показано, что дни отдыха мы не должны про­водить так, как их проводит мир. Но это не значит, что мы должны оставлять их без внимания. Пренебрежительное от­ношение к дням отдыха принесло бы нашим детям большое разочарование. В эти дни, когда нашим детям угрожает опасность подвергнуться нездоровому влиянию мира посред­ством его пагубных развлечений, родители должны вместо этих сомнительных развлечений предложить своим детям не­что более благородное и полезное. Старайтесь убедить сво­их детей в том, что вы им желаете счастья и блага.

Хорошо было бы нескольким семьям, живущим в городе или деревне, оставить физическую и умственную работу, от которых они почувствовали усталость и утомление, и вме­сте отправиться за город, чтобы отдохнуть на берегу живо­писного озера или среди дерев тенистой зелёной рощи. [392] Они должны взять с собой фруктов и орехов самого лучше­го качества, а также другой пищи, полезной для здоровья, и вкушать трапезу под сенью деревьев или под кровом голу­бого неба. Путешествие на лоно природы, движение и пре­красный пейзаж способны пробудить в детях такой аппетит к еде, какой не могут возбудить самые тонкие царские яства.

Во время проведения такого отдыха родители и дети дол­жны чувствовать себя свободными от бремени труда и забот. В общении со своими детьми родители должны уподо­биться детям, делая для них, по возможности, только при­ятное. Целый день должен быть посвящён беззаботному, приятному отдыху.

Развлечение на свежем воздухе, особенно для тех, кото­рые заняты физическим трудом, очень благотворно для здо­ровья. Все, кто имеет для этого возможность, должны счи­тать своим долгом придерживаться такого образа жизни. От этого они ничего не потеряют, а только выиграют. К своей работе они вернутся с полными силами и новым вдохнове­нием. Кроме того, их окрепший организм будет способен лучше сопротивляться любой болезни. Св. 1. 514.

Христианский Источник Радости

Бог даёт каждому человеку богатому и бедному возмож­ность иметь истинную радость — радость стремления к чис­тоте помыслов и бескорыстию поступков, радость говорить ближним утешительные слова и совершать для них добрые дела. Свет тех, кто подвизается на этом поприще, освещает жизнь людей, омрачённую многими скорбями. Со. 9. 57. [393]

134. Литературные общества

Часто можно слышать вопрос: «Полезны ли литератур­ные общества для нашей молодёжи?» Чтобы правильно от­ветить на этот вопрос, мы должны поразмыслить не только о цели этих обществ, но и о том влиянии, которое они ока­зывают на верующих в действительности. Развитием своего ума мы обязаны своим личным усилиям, обществу и Богу. Но при этом мы не должны поступаться нравственными и духовными ценностями. Совершенство интеллектуальных и нравственных качеств человека достигается путём их обо­юдного гармоничного развития. Содействуют ли литератур­ные общества в том виде, в котором они приводятся?

К сожалению, литературные общества оказывают на лю­дей влияние, противоположное тому, какое должны оказы­вать согласно своему названию. В целом их поведение па­губно для молодёжи, так как сатана использует их и ставит своё клеймо. Всё, что делает мужчин мужественными, а жен­щин женственными, исходит от характера Христа. Чем меньше в этих обществах от Христа, тем меньше в них воз­вышенного и благородного. Когда мирские люди устраива­ют такие собрания в угоду своим прихотям, Дух Христа от­сутствует в них. Их мысли направлены не к Богу и к то­му, что является самым главным и существенным для чело­века, а ко всему тому, что призрачно и поверхностно. О, если бы литературные общества соответствовали своему на­званию! Можно ли пшеницу заменить мякиной? [394]

Цели и задачи при создании литературных обществ могут быть вполне нравственными. Но если мудрость Божья не ру­ководит этими объединениями, их благие намерения превра­щаются во зло. В литературные общества вступают, как правило, не религиозные люди, сердца и жизнь которых не освящены Словом Божьим. Но этим людям часто доверя­ют самые ответственные посты. Можно принять строгие пра­вила и устав, которые считаются достаточными, чтобы удержать людей от пагубного влияния. Но не нужно забы­вать о том, что сатана является опытным генералом; он пе­рекраивает общество на свой план и лад и часто ему это удаётся. Великий враг находит лёгкий доступ к тем, кем он успешно управлял в прошлом, и через них он добивается своей цели. Чтобы литературные встречи сделать интересны­ми для мирских людей, устраиваются различные представ­ления. Таким образом занятие так называемого литератур­ного общества вырождается в пустые театральные спектак­ли. Последние дают пищу плотскому уму, который находит­ся во вражде с Богом, но они нисколько не содействуют ни развитию нашего ума, ни укреплению нашей морали.

Общение богобоязненных людей с неверующими в этих объединениях нисколько не делает последних святыми. Когда дети Божьи добровольно соединяются с мирскими и неосвящёнными людьми, отдают им инициативу в важ­ном деле, они, подпадая под их влияние, отступают от Бога. Вначале кажется, что в таком общении нет ничего пре­досудительного, но мысли людей, не привыкших покорять­ся Духу Божьему, будут направлены в сторону от истины и святости. Если бы у них до этого было стремление к ду­ховному, они бы встали в ряды Иисуса Христа. [395] Оба класса людей повинуются разным господам, и их цели, на­дежды, вкусы и желания противоположны. Последователи Иисуса любят говорить о жизненно важных вопросах. А тем, кто не любит святое, это совсем не по вкусу — их устраи­вают легкомысленные и пустые развлечения. Постепенно духовное вытесняется неверием, и попытка согласовать принципы, которые несовместимы друг с другом по своей природе, терпит провал.

Братья прилагают усилия к тому, чтобы создать такое литературное общество, которое было бы полезно для всех его участников, такие общество, все члены которого чувст­вовали бы нравственную ответственность за духовное состо­яние и избегали всего, что угрожает его здравым религиоз­ным принципам. Верующие отличающиеся своим благоразу­мием и рассудительностью, имеющие живую связь с Небом, замечающие каждое отклонение от правды и не поддающи­еся уловкам сатаны, способны двигаться вперёд, отстаивая чистоту Евангелия и высоко держа знамя Христа. Такие люди нужны литературным обществам, в которых они мог­ли бы возглавить всю работу. В таком случае литературные собрания могут стать не проклятием, а благословением. Ес­ли взрослые мужчины и женщины объединятся вместе с мо­лодыми с целью создания и организации таких литератур­ных обществ, тогда они могут стать интересными и полез­ными для всех. Если же такие собрания превращаются в по­вод для безудержного и беспечного веселья, тогда их никак нельзя назвать возвышенными литературными встречами. Они приводят к снижению как интеллектуального, так и нравственного уровня молодых людей. [396]

Чтение Библии, углублённое исследование Библейских вопросов, статьи воспитательного и познавательного харак­тера, изучение пророчеств и драгоценных наставлений Хри­ста — всё это будет содействовать развитию ума и воспита­нию духовности. Хорошее знание Священного Писания обо­стряет ум и ограждает душу от нападков сатаны.

Только немногие понимают, что каждый человек должен строго следить за своими мыслями и чувствами. Очень трудно недисциплинированному уму думать о благочести­вых предметах. Но если мыслям не дать правильного на­правления, духовная жизнь замрёт. Наш разум должен быть занят святым и вечным, иначе в нём постоянно будут рождаться мысли о временном и земном. Наши нравствен­ные и умственные силы должны находиться под контролем и непрерывно развиваться путём упражнений...

Мы должны посвятить на служение Богу как ум, так и сердце. Он ждёт от нас полной отдачи. Последователь Христа не должен угождать своим прихотям и не должен заниматься никаким делом, каким бы похвальным оно ни казалось, если совесть подсказывает ему, что оно способно охладить его ревность или снизить его духовность. Каждый христианин должен прилагать все усилия к тому, чтобы сдерживать поток зла и оберегать наших юношей от тлет­ворного влияния, угрожающего им вечной гибелью. Да по­может нам Бог смело пролагать свой путь среди пагубных обычаев мира. СРУС. 541. [397]

135. Танцы

Верный христианин не пожелает принять участие ни в каком развлечении, которого не одобряет Бог. Его не увидишь ни в театре, ни в бильярдной комнате. Его нет и среди кружащихся в пленительном вальсе и предающих­ся упоительному веселью, когда им некогда думать о Хри­сте.

Тем, которые отстаивают подобные развлечения, мы отве­чаем: «Мы не можем участвовать во имя Иисуса Назаряни­на». Часы, проведённые в театре или на танцах, не сопро­вождаются благословением Божьим. Ни один христианин не захотел бы закончить жизнь на таком месте. Никто не захотел бы встретить пришествие Христа в подобном ме­сте.

Когда пробьёт наш последний час и перед нами пройдёт вся наша жизнь, то неужели мы пожалеем о том, что так мало посетили увеселительных заведений и так редко при­нимали участие в весёлых пиршествах? Напротив, не будем ли мы горько сожалеть о том, что так много драгоценных часов провели в угождении похотям плоти, что было поте­ряно так много благоприятных возможностей, которые при правильном использовании могли бы сделать нас наследни­ками нетленных сокровищ?

Называющие себя верующими привыкли оправдывать лю­бой порок, к которому привязано их сердце. Заигрывая со грехом, они перестают замечать его страшное обличье. Мно­гие называющие себя детьми Божьими смягчают грехов­ность безбожных пиршеств, называя их трапезой или вече­рей любви. [398] Таким образом они облачаются в небес­ную одежду, чтобы в ней служить дьяволу. Благодаря утон­чённому разврату многие души обмануты, совращены с пу­ти и потеряли нравственную .чистоту.

Путь Разврата

Во многих религиозных семьях — танцы и игра в карты рассматриваются как средство от скуки. Утверждается, что это спокойные домашние развлечения, в которых можно участвовать под родительским надзором. Но таким образом в детях воспитывается любовь к азартным удовольствиям, и то, что дома считалось позволительным, не будет считать­ся зазорным и в обществе. Кроме того утверждается, что в подобных развлечениях есть какая-то польза. Фактически же они не дают ни физического здоровья, ни покоя для ду­ши. Они не могут посеять в душе ни одного святого чувст­ва. Напротив, они отнимают всякую охоту к серьёзному размышлению и религиозному служению. Несомненно, между собранием высшей знати и трактирным сборищем. с сомнительной репутацией, ради которого устраиваются низкопробные танцы, существует заметная разница. Но те и другие находятся на пути к разврату.

Современные танцы — это школа разврата, это прокля­тие для общества. Если бы свести вместе горожан, с ранне­го детства вкусивших от этого разврата, то перед нами от­крылись бы страницы многих разбитых жизней. Многие, кто сегодня отстаивает это пагубное развлечение, в послед­ствии будут со скорбью и горечью взирать на плоды его. Как могут родители-христиане позволять своим детям идти путём искушения, посещая вместе с ними места увеселения? [399] Как могут юноши и девушки подвергать свою душу опасности ради этого пагубного удовольствия? РГ. 28.2.1882.

Опасность Развлечений

Любовь к удовольствиям представляет одну из больших опасностей, потому что это одно из самых утончённых и за­маскированных развлечений, которым подвергаются дети и юноши больших городов. Свободных дней бывает много. Игры и верховая езда привлекают тысячи людей. Вихрь удовольствий и развлечений заставляет их забыть об обя­занностях домашней жизни. Деньги, которые можно было бы употребить на доброе дело — нередко это скудный зара­боток бедняка — беззаботно тратятся на пустые развлече­ния. ОХВ. 422.

Принципиальность

Многие так лихорадочно страшатся критики от друзей и людской молвы, что им не хватает смелости поступать принципиально. Они не решаются вполне слиться с теми, кто следует за Христом во всём. Они желают приспособить­ся к обычаям мира и иметь похвалу от мирских людей.

Христос отдал Себя за нас, чтобы «избавить нас от вся­кого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревност­ный к добрым делам». РГ. 29.11.1887. [400]