Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 02 мая 2024
Два завета - 2 Галатам 4:21-25 PDF Печать E-mail

«Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии…» (Гал. 4:21-25).

Агарь типологически символизирует завет от Синая. Агарь была рабыней и египтянкой. Поэтому ее сын был также рабом. Он был рожден в рабство, не зависимо от того, как именно он родился: просто потому что его мать была рабыней. Как мы уже поняли, метод, которым на свет появился сын Агари, полностью следовал из недоверия Богу и неверия в Его обетования и был всего лишь измышлением плоти. И, следовательно, «…который от рабы, тот рожден по плоти». Но: «…плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:7, 8).

Соответственно, завет, который представляет Агарь, - завет от горы Синай – это завет, в котором люди, знающие только плотского человека и рождение плоти, стремятся собственными выдумками и собственными усилиями достичь праведности Божией и наследия, которое прилагается к ней. Это так, поскольку, как мы уже видели, Сара и Авраам имели полноту Божьего обетования и Его праведности в Божьем завете, утвержденном во Христе, задолго до того, как был составлен план относительно Агари. А план этот был придуман, и мог быть придуман только через отречение от этого обетования и завета. А отречься от обетования и завета означает полагаться только на плоть.

Итак, имел ли народ какое-либо обетование от Бога, или какой-либо завет, которому они могли бы доверять, прежде чем они вступили в завет на Синае? - Да. У них был завет Авраама. Точно так же, как они были у Авраама и Сары, прежде чем те взялись за план, который вывел на сцену Агарь.

Этот завет, заключенный с Авраамом, был у них не просто как что-то далекое, затуманенное временем, прошедшим от дней Авраама до их дней. Нет, он был повторен им непосредственно Самим Господом, и заключен с ними, как был заключен с Авраамом. И все это прежде, чем они вообще вышли из Египта. Читайте: «И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак, скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь» (Исх. 6:2-8).

Там, в Египте, сынам Израилевым было дано все, что было когда-либо дано Аврааму, Исааку и Иакову. Тот же самый завет, который Бог «… завещал Аврааму» и в котором «клялся Исааку…», и который был «подтвержден» Иакову, был заключен с Израилем в то время, когда они были еще в Египте, и когда Бог сошел, чтобы вывести их из оттуда.

Как, в таком случае, могло произойти, что Израиль должен был вступить в завет на Синае? – Точно так же, как возник план в отношении Агарь. Как вообще мог объявиться еще какой-то завет? – Точно так же, как вышла на сцену Агарь – целиком по причине недоверия Божьему завету; полностью в силу неверия в Божье обетование, подтвержденное Его клятвой. Ибо, если бы они доверяли обетованиям Божьим, которые Он дал им в Египте, они имели бы все, что только мог иметь Авраам или любой другой человек. Они обрели бы праведность Божию, Его вечное спасение и наследие, обещанное Аврааму. И все это - во Христе, ибо именно так Авраам имел обещанное.

Да, действительно, они пели песню торжествующей веры на берегу Красного моря, перейдя его. И если бы они по-прежнему оставались в этой вере, то продолжали бы оставаться в вечном Божьем завете, который Он дал им в Египте. И никакого завета на Синае никогда бы не было.

Но они не устояли в вере; ибо сразу после этого, когда на своем пути они подошли к Мерре, роптали там против Господа. А когда Господь избавил их от их страхов, они пришли в пустыню Син, и снова «… возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне…». «…и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исх 16:3). А когда Господь и на этот раз избавил их от их страхов, и они покинули пустыню Син, и пришлии в Рефидим, то там снова начали роптать, и сказали: «… зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями» (Исх 17:3, 4).

Все это доказывает стойкое недоверие Израиля Богу и неверие Его словам. И эти недоверие и неверие скрывали от них благословения и силу, данные им в завете Авраамовом, который Бог предложил им, когда они были в Египте.

Они не доверяли Богу ни в том, что касалось наследия, к которому они направлялись, ни в том, что касалось праведности, которая единственно давала им право на это наследие. Они думали, что сами могут его заработать. И, чтобы они могли увидеть, насколько далеки от того, чтобы заслужить его, Господь предоставил им самые широкие возможности попытаться сделать это. Соответственно, он сказал: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, ТО будете Моим уделом из всехнародов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым. [«…и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом…» (Иер. 11:4).] Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. «И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу» (Исх. 19:4-6).

Тогда они еще не слышал Его гласа; но когда, наконец, услышали его, были провозглашены Десять Заповедей. И они согласились строго соблюдать Десять Заповедей. И после того, как они услышали Его глас в таком величии, что убоялись и «народ отступил и стал вдали», они заявили: «…все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх. 24:7).

Они повторили сына Агари-рабыни, который был «рожден по плоти». Они знали только рождение по плоти и имели плотской ум, который «суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряется, да и не может» (см. Рим. 8:7). И сами они могли «по-настоящему» повиноваться этому закону ничуть не больше, чем Измаил, дитя плоти из семьи Авраама, мог являться исполнением обетования, данного Аврааму. В этом своем состоянии они могли соблюсти завет Бога не более успешно, чем план Сары относительно Агари мог являться соблюдением этого завета.

Но как, в таком случае, заключение подобного завета вообще было  допущено? Почему люди вступили в такой завет? – «…они не имели истинного представления о святости Божьей, о чрезвычайной греховности своих сердец, о своем полнейшем бессилии повиноваться Закону Божьему и о своей нужде в Спасителе. Всему этому их должно было научить… Люди не сознавали греховности своих сердец, не понимали, что без Христа они не в состоянии будут исполнять Закон Божий, и они поспешно заключили завет с Богом. Считая себя способными проявить свою личную праведность, они заявили: «Все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны» («Патриархи и пророки», страницы 371, 372).

Они уже находились в рабстве греха и самоправедности; и в этом рабстве, имея ум, который «закону Божию не покоряется», и который, на самом деле, и не мог ему покоряться, они обещали повиноваться закону Бога и «все выполнить». Но в том состоянии, в котором они находились, они неизбежно должны были нарушить свое обещание:.. они просто не могли его сдержать. В них не было способности его сдержать. Таким образом, в контексте этого завета они были нарушителями закона и нарушителями своего обещания не нарушать закон.

И это все, чем они могли быть в контексте данного завета, или любого аспекта этого завета. Соответственно, завет этот, КАК АГАРЬ, рождал и мог рождать только в рабство. А все только по причине их недоверия Богу и их неверия Его обетованию, данному в завете с Авраамом, который был дан им напрямую, прежде чем они вообще двинулись из Египта.

«… Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалимсвободен: он — матерь всем нам ... Мы, братия, дети обетования по Исааку».

[“AdventReviewandSabbathHerald” за 12 июня 1900 г.]