Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 05 мая 2024
Дитя обетования Галатам 4:21-31 PDF Печать E-mail

«Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Гал. 4:21-31).

План, придуманный Саррой, принятый Авраамом, и выведший на сцену Измаила, сына рабыни, который родился по плоти, оказался неудовлетворительным для всех его участников с самого первого шага, сделанного к его выполнению.

«И взяла Сарра, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Аврааму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою» (Быт 16:3, 4). И хотя, как говорит Писание, Сарра первая предложила этот план, и что «…взяла Сарра, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь… и дала ее Аврааму, мужу своему, в жену», однако, как только она обнаружила презрение Агарь, (а случилось это благодаря успеху ее же собственного плана), она обрушила упреки на Авраама, и сказала: «…в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня…» (Быт 16:5).

«Авраам сказал Сарре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сарра, когда стала притеснять ее, та убежала (см. Быт 16:6). И хотя Господь сказал Агари: «…возвратись к госпоже своей и покорись ей…», очевидно, что и в дальнейшем не все было мирно и спокойно (см. Быт. 16:9).

Как мы уже видели,позже, когда родился Измаил, Авраам сказал Господу: «О, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!» Но он не был услышан; Измаил был явно отодвинут в сторону, и Аврааму было сказано, что именно Сарра, его жена, должна родить ему сына, и что он должен будет дать ему имя «Исаак»; «…и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него» (Быт 17:18,19).

«Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог…». «Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди. И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. И сказала Аврааму:выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя…» (Быт 21:2, 8-12).

Но не всем было ясно, о чем эта история. Авраам свернул с пути Божьего обетования и возложил надежды на плоть. Нужно было не только изгнать рабу и ее сына; необходимо было отказаться от каждого элемента этого плана, выведшего на сцену рабыню и ее сына. Соответственно, Господь сказал Аврааму: «…возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт 22:2).

Исаак – это дитя обетования. Никакого другого обетования ни о каком другом сыне не было; такого обетования и быть не могло; не могло быть и никакого другого сына без другого обетования. И теперь, насколько это можно понять, для Авраама принести Исаака в жертву всесожжения означало перечеркнуть все, что было обещано. Но когда Авраам подумал об этом, его взор проник еще дальше: он мысленно вернулся к первоначальному обетованию Бога и доверился Ему. Он подумал, что, даже если он принесет Исаака в жертву, Бог обязательно исполнит Свое обещание, воскресив Его из мертвых, восстановив из пепла после всесожжения.

Таким образом, это повеление Господа Аврааму - принести в жертву Исаака во всесожжение - вернуло Авраама назад, к ночи первоначального обетования, когда Бог сказал ему: «…посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15:5, 6).

Вот так Авраам был приведен в состояние уверенности в обетовании Божием и доверия ему. Всему, что содержалось в обетовании. И если бы Авраам стоял на нем с самого начала и отказался от предложения Сары в отношении Агари, в семье не было бы таких неприятностей, которые возникли между Саррой и Агарью; Измаил никогда бы не родился, а Авраама Бог никогда не попросил бы принести в жертву Исаака. Если бы он с самого начала «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере» (Рим. 4:20), воздавая славу Богу, в полной уверенности, что Все, что Он обещал, Он силен и исполнить, праведность, возможно, вменилась бы ему с самого начала.

«Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь». Завет на Синае был плодом плоти, недоверия и неверия в Бога, как и план, который привнес в общую картину Агарь и вывел на сцену Измаила. И как Агарь и Измаила, рабыню и ее сына, необходимо было изгнать, так и весь план, приведший к их появлению на сцене, должен быть полностью отвергнут; так же и завет от горы Синая должен быть отвергнут, и от всего, что привело к нему, необходимо было полностью отречься.

Как Аврааму и Сарре пришлось изгнать Агарь и Измаила и отречься от всего плана, приведшего к их появлению, а самим вернуться к первоначальному обетованию Божию и всецело положиться на то, что в нем содержалось, так должно отвергнуть и завет от Синая. А все, что привело к его возникновению, должно быть полностью отторгнуто и Израилем, и всеми остальными. Быть уверенными надлежит в первоначальном Божьем завете с Авраамом, и верить в него, единственно и целиком, и во все, что он обещает. И потому мы читаем:

«Выводя их из Египта, Бог стремился открыть им Свое могущество и Свою милость, чтобы они научились любить Его и доверять Ему. Он привел их к Красному морю, (где избежать руки преследователей-египтян казалось невозможным), - чтобы они могли осознать свою полную беззащитность, свою нужду в Божественной помощи. А затем Он сотворил для них избавление. В результате они были исполнены любви и благодарности Богу и уверенности в Его способности помочь. Он привязал их к Себе как к Избавителю от временных уз.

Но была еще более великая истина, которую необходимо было донести до их сознания. Живя [в Египте] в окружении идолопоклонства и разложения, они не имели истинного представления о святости Бога; о чрезвычайной греховности своих собственных сердец, о своем полнейшем бессилии повиноваться закону Божьему и о своей нужде в Спасителе. ВСЕМУ ЭТОМУ ИМ ПРЕДСТОЯЛО НАУЧИТЬСЯ.

«Бог привел их к горе Синай; он явил Свою славу; он дал им Свой закон, с обещанием великих благословений при условии послушания: «…итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то ... вы будете у Меня царством священников и народом святым…» (Исх. 19:5, 6). Люди не сознавали греховности своих сердец, не понимали, что без Христа они не в состоянии будут исполнять Закон Божий, и они поспешно заключили завет с Богом. Считая себя способными проявить свою личную праведность, они заявили: «Все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны» (Исх. 24:7).

«Они были свидетелями провозглашения закона в поразительном величии, и содрогались от ужаса, стоя перед горой. Но прошло лишь несколько недель, и они нарушили завет с Богом, и поклонились идолу. Они не могли надеяться на благоволение Божие в контексте завета, который нарушили, и ТЕПЕРЬ, видя свою греховность и нужду в прощении, они достигли состояния, когда могли прочувствовать свою нужду в Спасителе, открытом в Авраамовом завете и в прообразных жертвоприношениях. ТЕПЕРЬ они были связаны с Богом верой и любовью как со своим Избавителем от рабства греха. Теперь они были подготовлены к тому, чтобы оценить благословения НОВОГО ЗАВЕТА» («Патриархи и пророки», стр. 371, 372).

[“Advent Review and Sabbath Herald” за 3 июля 1900 г.]