Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 05 мая 2024
Если ..., то… Галатам 4:21-24 PDF Печать E-mail

«Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь…» (Гал. 4:21-24).

Завет от горы Синай – это завет, который Бог заключил с сынами Израиля, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской.

Завет тот был с изъяном. «Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» (Евр. 8:7).

Недостаток этого завета заключался в обетованиях: ибо второй завет есть «лучший завет», нежели этот; его преимущество в том, что он «утвержден на лучших обетованиях» (Евр. 8:6).

Недостаток завета от горы Синай заключался, прежде всего, в народе. «…укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет…» (Евр. 8:8).

Таким образом, поскольку недостаток этого завета заключался в обетованиях, изъян - в первую очередь, в самих людях, то, следовательно, обетования, на которых этот завет был основан, - это, прежде всего, обещания народа.

Что же это были за обещания? - Они указаны в завете, который был заключен с ними, когда они вышли из Египта. Вот этот завет:

«…вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». «И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним» (Исх. 19:4-6, 8).

При заключении этого соглашения весь народ обещал слушаться гласа Господа. Они еще не слышали, что произнесет Его глас. Но в двадцатой главе услышали, как Его глас произносит слова Десяти Заповедей, к которым, закончив говорить, Господь не добавил более ничего. И когда они услышали это, то торжественно повторили свое обещание: «Все, что Господь сказал, сделаем и будем послушны».

Что это завет, в который Господь вступил с ними, когда взял их за руку, чтобы вывести из земли Египетской, становится очевидно из следующих слов:

«…ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: «Слушайтесь гласа Моего, И Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо» (Иер. 7:22, 23).

И это, безусловно, подтверждается следующими словами: «так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской, из железной печи, сказав: «Слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам, — и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом…» (Иер. 11:3,4).

Внимательно рассмотрите каждую из трех следующих формулировок завета (видимо, речь идет о разных переводах одного и того же текста – прим. перев.) и отметьте, в какой последовательности даются обетования. Первая формулировка гласит (указывая, что обещано со стороны Господа): «ЕСЛИ будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, ТО ... будете у Меня царством священников и народом святым» и т.д. Согласно этой формулировке, обетования Господа не могут исполниться, пока они не исполнят свои обещания, ибо завет начинается со слова «если». «ЕСЛИ вы будете» делать так и так «ТО» будет то и то.

Такова же организация и второй формулировки: «слушайтесь гласа Моего, И я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом». В соответствии с этим положением, Он не был и не будет их Богом, а они - Его народом, пока они не исполнят того, что обещали, и не подчинятся Его гласу, как клялись.

Третья формулировка подчеркивает то же самое: «…слушайтесь гласа Моего и поступайте согласно всему, что я повелеваю тебе: ТАК будете вы Моим народом, и Я буду вашим Богом». Отсюда совершенно ясно не только, что ничто со стороны Господа не может исполниться, пока они не сделают того, что обещали; но, что обещания Господа должны исполниться ЧЕРЕЗ ИСПОЛНЕНИЕ ими того, что они обещали. «Слушайтесь гласа Моего» и «делайте», «ТАК будете вы Моим народом, и Я буду вашим Богом».

Поскольку в таком случае, в соответствии с этим заветом, то, что Господь может сделать для народа, - обетования Господа - могли исполниться только «на вторичном» уровне, как следствие исполнения народом того, что они обещали, становится совершенно ясно, что завет этот покоился/основывался только на обещаниях народа.

Чего же, в таком случае, стоили обещания народа? Что же именно они обещали? Они обещали повиноваться гласу Господа. Они обещали повиноваться его закону, - исполнять Десять Заповедей.

Но каково было их состояние, когда они давали эти обещания? - Оно соответствовало состоянию Измаила в семье Авраама. Народ повторял Измаила: они родились только по плоти и знали только рождение по плоти; посему и имели только плотской ум. Но «плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». «…живущие по плоти Богу угодить не могут».

Если таково было их состояние, чего могли стоить их обещания исполнять Десять Заповедей? - Любое из них, или все подобные обещания вообще ничего не стоили.

Соответственно, в контексте этого завета люди обещали делать нечто такое, что выполнить было для них просто невозможно. А так как Господь и Его обетования не могли в рамках данного завета принадлежать им, доколе они не выполнят своих обещаний и не исполнят то, что согласились исполнять, то бесспорно, что с любой практической точки зрения, понятной людям илипринятой людьми, этот завет совершенно ничего не стоил, потому что обещания, на которых он основывался, совершенно ничего не стоили.

По самой своей природе завет этот мог рождать только в рабство; поскольку люди, на чьих обещаниях он основывался, сами уже находились в рабстве плоти, в рабстве греха. И вместо того, чтобы действительно соблюдать заповеди Божии, они постоянно их нарушали. Но они не только нарушали заповеди, которые обещали не нарушать, но неизбежно нарушали и данное ими обещание не нарушать заповеди. Это происходило просто потому, что они находились в состоянии, в котором закону Божьему не покорялись, да и не могли.

Проявили они это немедленно. Ибо, когда Моисей взошел на гору, чтобы получить скрижали закона, которому они обещали повиноваться, то отсутствовал сорок дней. Тогда они воскликнули: «…встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами; ибо с этим человеком, Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32:1). И они сделали себе золотого тельца - бога египетского - и поклонились ему по обычаю Египта. Это показывает, что в сердцах своих они все еще находились в египетском рабстве, и были подлинно подобны Измаилу, сыну Агари египтянки, «рожденному по плоти».

И хотя все это написано для всех, кто будет жить позже, а также для вразумления нас, «достигших последних веков», факт в том, что даже сегодня есть люди, которые, зная только рождение по плоти, не родившись вновь, не зная, рождения от Духа, все еще вступают с Богом в точно такой же завет. Они обязуются строго соблюдать все заповеди Божии. Но их проблема – та же, что была у народа на горе Синай; у народа на Синае всегда одна беда: «Они не имели истинного представления о святости Бога, о чрезвычайной греховности своих сердец... Считая себя способными проявить свою личную праведность, ОНИ ЗАЯВИЛИ: «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны».

Конечно, здесь возникают следующие вопросы: «Почему же тогда Господь позволил им вступить в такой завет? Почему Господь заключил такой завет с ними?» Ответы на эти вопросы будут даны на следующей неделе.

[“Advent Review and Sabbath Herald” за 10 июля 1900 г.]