Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 29 апреля 2024
ГЛАВА 26 СУББОТСТВУЮЩИЕ В АНГЛИИ PDF Печать E-mail

Соблюдающие субботу в Англии 16 века – Их учение –Джон Траск осужден, высечен и заключен в темницу за это учение – Его отречение – Личность госпожи Траск – Ее преступление – Ее непоколебимая смелость – Она получает 15 лет тюремного заключения, во время которого умирает  – Принципы траскитов – Брабурн отстаивает в своих трудах седьмой день – Он призывает Короля Чарльза I к восстановлению древней субботы – Король поручает доктору Уайту опровергнуть в печати доводы Брабурна, а доктору Хейлину – написать Историю субботы – Король запугивает Брабурна и тот отрекается – Он снова отстаивает субботу – Филип Тэнди – Джеймс Окфорд пишет книгу «Учение о четвертой заповеди» – Его книгу сжигают – Эдвард Стеннет – Вильям Селлерс – Жестокое обращение с Фрэнсисом Бампфилдом – Томас Бампфилд – Мученическая смерть Джона Джеймса – Как в Англии было подавлено учение о субботе.

Вот что пишет Чэмберс о соблюдающих субботу в 16 веке:

«Во времена правления Елизаветы, ко многим искренним и независимым мыслителям (до этого это произошло с некоторыми протестантами из Богемии) пришло осознание того, что четвертая заповедь требует от них соблюдения не первого, а именно седьмого дня недели, и полного физического отдыха, как служения угодного Богу. Однако другие, несмотря на свою убежденность в том, что суббота была изменена на первый день недели божественной властью, все равно придерживались Божьего повеления воздерживаться от работы. Первая группа верующих стала в Англии настолько многочисленной, что на протяжении более ста лет представляла собой значительную религиозную единицу, члены которой назывались ‘суббот-ствующими’, а ныне имеющие менее двусмысленное название «баптисты седьмого дня».

Гилфиллан цитирует английского писателя Джона Стоквуда, который в 1584 году писал, что в то время:

«Среди грубого и бедного люда возникали самые разные мнения относительно субботы и ее правильного соблюдения».

Гилфиллан упоминает один из пунктов противостояния:

«Некоторые выступали за неизмененные и неизменяемые обязательства перед седьмым днем, субботой».

В 1607 году Джон Спринт, английский писатель, выступающий в защиту первого дня недели, описал взгляды соблюдающих субботу христиан, которые на самом деле оставались неизменными на протяжении всех веков:

«Они строят свои доводы: 1) на основании факта существования субботы до провозглашения закона и до грехопадения, и потому считают, что законы такой природы остаются неизменными; 2) на вечной природе нравственного закона; 3) на том факте, что эта самая объемная заповедь декалога; 4) исходя из назначения этой заповеди, призванной стать памятником творения рук Божьих и временем для созерцания Его трудов, она принадлежит не только евреям, но и христианам».

Джон Траск начал говорить и писать о том, что седьмой день недели является днем Господним, в то время, когда король Яков I и архиепископ Кентерберийский в 1618 году издали знаменитую «Книгу спортивных игрпо воскресеньям»(Book of Sports for Sunday). Полем своей деятельности он выбрал Лондон, и, будучи ревностным человеком, в скором времени был призван дать отчет в своих действиях перед церковной властью Англии. Он высоко ценил Библию за способность направлять религиозные взгляды человека, и считал непозволительным, чтобы гражданские власти ограничивали совесть человека в религиозных вопросах. Он предстал перед Звездной Палатой (тайным верховным судом Англии), где велась долгая дискуссия о субботе. Именно при этом событии епископ Эндрюс впервые выдвинул свой ныне широко известный аргумент в пользу воскресного дня, на основании которого первым мученикам задавали вопрос: «Ты соблюдаешь день Господень?»

Гилфиллан, цитируя слова современных писателей, написал следующее о суде над Траском:

«За ‘организацию тайных собраний и фракций, которые могли привести к восстаниям и беспорядкам, и за злословие на короля, епископа и духовенство’, ‘тайный верховный суд приговорил пригвоздить его к позорному столбу в Вестминстерском аббатстве, и оттуда, под ударами плети, отвести в Лондонскую тюрьму, в которой он и должен будет содержаться’».

Этот жестокий приговор был приведен в исполнение и, в конечном итоге, сломил его волю. Проведя в заключении в ужасных условиях целый год, он отказался от своих взглядов.  Личность его жены заслуживает особого внимания. Вот как ее описывает Паджитт:

«Эта женщина, наделенная многими исключительными добродетелями, могла бы стать достойным примером для подражания для всех искренних христиан, если бы не заблуждалась в некоторых аспектах. Особенно ее портил дух ни с чем несравнимого упрямства, с которым она отстаивала свои личные взгляды».

Паджетт говорит, что она была превосходным школьным учителем и проявляла особую заботу к бедным людям. Он называет и причину такого отношения:

«Она признавалась, что поступала так по велению своей совести, веря в то, что наступит день, когда она должна будет дать отчет за все, что делала, живя в теле. Поэтому она решила идти самым безопасным путем и не искать удовлетворения своих личных интересов».

Паджетт описывает суть ее преступления следующими словами:

«В конце концов, за то, что она преподавала всего 5 дней в неделю и отдыхала в субботу по известным нам причинам, ее заключили в новую тюрьму на Мейден лейн, предназначенную в то время для содержания людей, несогласных со взглядами Церкви в Англии».

Посмотрите, в чем была суть ее преступления: не в том, что она отдыхала в субботу, поскольку это мог сделать и человек, соблюдающий первый день недели, а в том, что она это делала в соответствии с четвертой заповедью. Мотив, которым она руководствовалась, вызвал негодование со стороны представителей власти. Эта бесстрашная женщина отказалась купить свою свободу ценой отречения от субботы Господней. Паджетт говорит, что во время ее долгого тюремного заточения, кто-то написал ей следующие слова:

«Твои непрестанные страдания были бы достойны похвалы, если бы они защищали истину, но поскольку ты заблуждаешься, то твое отречение было бы более приемлемым в глазах Бога и достойным одобрения со стороны людей».

Но ее вера и терпение оставались непоколебимыми до тех пор, пока смерть не освободила ее.

«Миссис Траск провела пятнадцать или шестнадцать лет в заключении за веру в то, что седьмой день недели является субботой Господней. Все это время она не получала чьей-либо помощи, уповая лишь на то, что ‘Блаженнее давать, нежели получать’. Она ни у кого не занимала, потому что было сказано: ’И будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы’. Она считала, что просить милостыню или брать в долг значит бесчестить Господина, Иисуса Христа. Ее рацион во время большей части заключения, т.е. вплоть до ее смерти, состоял из хлеба и воды, кореньев и трав – и никакого мяса, вина или вареного напитка. Весь ее заработок состоял из сорока шиллингов в год, поэтому, чтобы было на что жить, она иногда подрабатывала у таких же заключенных, как и она».

Паджитт, который был современником Траска, так описал принципы субботствующих того времени, которых он называл траскитами:

«Принципы, которых они придерживались относительно субботы, состояли в следующем:

1. Четвертая заповедь декалога ‘Помни день субботний, чтобы святить его’ (Исх. 20 гл.), является божественным предписанием, простым по своей сути и полностью нравственным, не содержащим в себе, в целом или частично, ничего относящегося к церемониальному закону. Исходя из этого, еженедельное соблюдение субботы должно быть вечным и сохранять полную силу и действенность до скончания века.

2. Суббота, или седьмой день недели, должна стать вечным святым днем для христианской церкви, а ее соблюдение является таким же обязательным для христиан Нового Завета, как это было для иудеев перед первым пришествием Христа.

3. Воскресенье, или день Господень, является обычным рабочим днем, и те, кто пытаются сделать то же самое с субботой, предписанной четвертой заповедью, следуют своим религиозным предубеждениям и исполняют постановления человеческие».

Именно за это выдающееся исповедание веры госпожа Траск пробыла в тюремном заключении до самой смерти. За эти же взгляды ее супруг был пригвожден к позорному столбу и под ударами плети отведен в королевскую тюрьму, где после года пребывания в ужасных условиях он освободился, путем отречения от своих взглядов.

Мистер Аттер упоминает еще об одном служителе церкви, соблюдавшем субботу:

«Теофилус Брабурн, высокообразованный служитель евангелия в государственной Церкви, написал книгу, которая вышла в свет в Лондоне в 1628 году. В этой книге он оспаривал учение о том, что ‘день Господень’ (воскресенье) является субботой, предписанной Богом в четвертой заповеди, и утверждал, что ‘теперь седьмой день недели суббота является днем, назначенным Богом'. В 1632 году мистер Брабурн издал еще одну книгу, озаглавленную ‘Защита самого древнего и священного Божьего установления, субботнего дня’».

Брабурн посвятил свою книгу королю Чарльзу I, которого призывал восстановить древнюю субботу королевским указом. Но те, кто надеется на князей, несомненно ждет разочарование. Доктор Ф. Уайт, епископ города Или, так описывает причину написания своего труда, направленного против субботы:

«Теперь, когда этот Брабурн посвятил свой трактат о субботе его Королевскому величеству, а принципы, на которых он построил все свои доводы (которые проповедуются, издаются и принимаются во всем королевстве), вероятно, отравили и заразили многих людей своими ошибочными теориями о субботе, или чем-то другим подобным; именно король, наш милосердный повелитель, по своей воле и милости, приказал издать труд, который бы предотвратил дальнейшее распространение этой заразы и направил своих добрых подданных (которых в течение долгого времени сбивали с толку рассуждениями о субботе)  на древний и истинный путь повиновения исконной ортодоксальной католической Церкви. И теперь то, что его Святое величество мне повелело, я, под руководством Вашей светлости (архиепископ Лод) покорно исполнил».

Этим повелением король хотел уничтожить не только тех, кто соблюдал день, предписанный в заповеди, но и тех, кто на основании новой теории доктора Баунда лишь претворялся, что этим днем является воскресенье. С этой целью он объединил усилия доктора Хейлина и епископа Уайта:

«Поскольку бремя ответственности было слишком велико, чтобы возложить его на одного человека, а работа должна была быть выполнена быстро, было решено, что будет целесообразнее разделить обязанности пополам. Аргументация и схоластическая часть были поручены высокообразованному доктору Уайту, епископу Или, который через свои книги ранее уже доказал свою способность вести полемическую борьбу и диспуты против папистов. Практическая и историческая часть (должна была быть написана) Хейлином из Вестминстерского аббатства, он приобрел определенную известность в своих исследованиях в области древних писателей».

Работы Уайта и Хейлина были изданы одновременно в 1635 году. Доктор Уайт, обращаясь к тем, кто выступает за соблюдение воскресенья на основе четвертой заповеди, о приводимых Брабурном доводах, в пользу того, что в четвертой заповеди говорится не о воскресенье, а о седьмом дне недели, пишет следующее:

«Основываясь на своих принципах, утверждающих, что четвертая заповедь имеет чисто нравственную природу, вы не сможете ни на английском, ни на латинском языке объяснить доводы Теофилуса Брабурна».

Но у короля было кое-что еще для Брабурна помимо доводов. Его привели в присутствие архиепископа Лода и на суд Верховной комиссии, и, повторяя судьбу Траска, он на какое-то время покорился авторитету государственной Церкви Англии, однако спустя какое-то время написал еще несколько книг в защиту седьмого дня.  Книга доктора Уайта содержит это многозначительное упоминание об учении о неопределенном времени:

«Либо неопределенное время должно быть привязано к любому моменту времени, как связан долг с не определенным днем расплаты, и потому он может подлежать выплате в любой момент; либо оно вообще не связано со временем».

После того, как мистер Аттер прокомментировал ситуацию, связанную с Брабурном, он продолжил:

«Примерно в это время в северной части Англии Филип Тэнди начал распространять такое же учение о субботе. Он был воспитанником государственной Церкви, служителем которой впоследствии и стал. Изменив свои взгляды на способ, которым должно совершаться крещение, и на день субботний, он оставил свою церковь, ‘став мишенью для нападок’. Он провел нескольку диспутов в защиту своих субъективных взглядов и сделал немало для их обнародования. Джеймс Окфорд был еще одним из первых защитников истины в Англии, он утверждал, что седьмой день является субботой Господней. По-видимому, он был хорошо знаком с предметом дискуссий, в которых принимали участие Траск и Брабурн. Испытывая неудовлетворенность от заявляемых убеждений Брабурна, он написал книгу ‘Учение о четвертой заповеди’. Эта книга, изданная в 1642 году, была сожжена по приказу органов власти государственной Церкви».

Известная семья Стеннетов на протяжении четырех поколений взращивала посвященных служителей, соблюдающих субботний день. Мистер Эдвард Стеннет, первый из них, родился в начале семнадцатого века. Его труд, озаглавленный ‘Царский закон под угрозой ниспровержения’, был впервые опубликован в Лондоне в 1658 году. «Он был талантливым и посвященным служителем, который после своего отступления от взглядов государственной Церкви лишился всякой поддержки». «Он претерпел жестокие гонения, которым в то время были подвержены все инакомыслящие, и в частности за свою непоколебимую приверженность доктрине о субботе. За эту истину он хлебнул немало горя не только от тех, по чьему приказу долгое время находился в тюрьме, но и от своих враждебно настроенных и несогласных с ним братьев, старающихся разрушить его влияние и погубить его дело». В 1664 году он напечатал свою книгу, под названием «Седьмой день – суббота Господня».  В 1671 году в ответ доктору Оуэну преподобный Селлерс написал книгу в защиту седьмого дня. Цель написания книги, по словам Кокса, заключалась в следующем:

«В противовес мнению о том, что святить один день из семи – это все, что предписывает четвертая заповедь, писатель утверждает, что седьмой день недели является субботой Господней по той причине, что ‘в декалоге Бог прямо называет седьмой день – субботой, имея ввиду один и тот же день, – и об этом знают все, кто когда-либо читал десять заповедей’».

Одним из самых выдающихся субботствующих служителей второй половины семнадцатого века был Франсис Бампфилд. Первоначально он был служителем Англиканской церкви. Баптистский историк Кросби писал о нем:

«Чувствуя глубокую неудовлетворенность, будучи вынужденным следовать всем догматам Англиканской церкви, противоречащим его собственным взглядам, он в 1662 году попрощался со своей скорбящей и рыдающей паствой… и, вскоре после этого, был заключен в тюрьму за то, что совершал богослужение в своем собственном доме. Его непоколебимая преданность королю была настолько быстро забыта, что он чаще других несогласных подвергался тюремному заключению и лишениям за нежелание покоряться церковным догматам».

О его заключении Нилс пишет:

«После выхода «Акта о единоверии», он, когда у него была возможность, продолжал тайно проповедовать, пока однажды вместе с двадцатью пятью своими слушателями, не был помещен в одну камеру на пять дней и ночей… Это время они провели в духовных размышлениях и молитве и через некоторое время были выпущены. Вскоре после этого, он, человек, известный своей непоколебимой преданностью королю, был снова задержан и заключен на девять лет в Дорчестерскую тюрьму».

Во время своего заключения, он почти ежедневно проповедовал и даже сумел в таких обстоятельствах организовать церковь. И когда он снова был на свободе, то не переставал проповедовать во имя Иисуса. После своего освобождения из Дорчестерской тюрьмы он уехал в Лондон, где с большим успехом распространял благую весть».  Нилс говорит о его деятельности в этом городе:

«Когда он поселился в Лондоне, то в Пиннарс Холле он организовал церковь, основанную на принципах субботствующих баптистов и взглядах, которых он ревностно придерживался. Он был известным проповедником и глубоко благочестивым человеком».

Семнадцатого февраля 1682 года во время своей проповеди он был арестован и приговорен к пожизненному заключению с конфискацией имущества. В результате лишений, которые он перенес находясь в тюрьме, 16 февраля 1683 года он умер.  «Бампфилд, - писал Вуд, - умер в возрасте семидесяти лет в мрачной тюрьме Ньюгейта, и на кладбище за его телом шла нескончаемая вереница раскольников и еретиков».  Историк Кросби писал о нем:

«Все, кто знал его, признают, что он был глубоко благочестивым человеком. И он, несомненно, оставался бы таким же богобоязненным, эрудированным и здравомыслящим, если бы не поддерживал учение, запрещающее крещение младенцев и настаивающее на соблюдении иудейской субботы».

Бампфилд издал две свои книги о седьмом дне, субботе Господней, одну – в 1672, а другую – в 1677 году. Вот, что он пишет о доктрине о субботе в своей первой книге:

«Заповедь о седьмом дне, субботе, существовала до провозглашения закона на Синае. Еще в момент сотворения нашей планеты она была заповедана Адаму, а через него и всему миру» …Послушание Господа Иисуса Христа четвертой заповеди во время Его земной жизни, проявившееся в соблюдении именно седьмого, и никакого другого дня, как еженедельной субботы, является частью совершенной праведности, в которую старается облечься каждый искренний верующий для того, чтобы быть сообразным Христу в Его совершенном послушании десятисловному закону».

Его брат, Томас Бампфилд, был спикером в Кромвельском парламенте. Он тоже писал в защиту соблюдения седьмого дня и за это был заключен в Ильчестерскую тюрьму.  Примерно во время его первого заключения, в Лондоне на соблюдающих субботний день были воздвигнуты жесточайшие гонения. Кросби свидетельствовал об этом:

«Это произошло примерно в 1661 году. Церковь баптистов седьмого дня проводила собрание в молитвенном доме на Булл-стейк, где за кафедрой проповедовал мистер Джон Джеймс. Около трех часов дня (19 октября), дверь отворилась, и в собрание вошел судья Чард вместе с главою округа мистером Вудом, который обвинил присутствующих в государственной измене и именем короля приказал Джону Джеймсу замолчать и сойти с кафедры. Не обращая внимания на его слова, служитель церкви продолжал проповедовать. Тогда глава округа подошел к нему ближе и снова именем короля приказал ему сойти с кафедры, угрожая применить насилие. В собрании поднялся такой шум, что проповедовать дальше стало невозможно».

Офицер стащил его с кафедры и под усиленной охраной отвел его в суд. Мистер Аттер описывает дальнейший ход дела:

«Мистера Джеймса допросили и по свидетельству нескольких лжесвидетелей, обвинивших его в подстрекательстве к измене королю, отправили в тюрьму в Ньюгейте. Суд над ним состоялся примерно через месяц, но поведение мистера Джеймса на этом процессе вызвало расположение многих присутствующих. Несмотря на это, его приговорили к повешению и четвертованию.  Этот ужасный приговор не вызвал в нем ни малейшего страха. На это он спокойно сказал: ’Да будет имя Господне благословенно. Кто будет обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их’. Когда он находился в тюрьме, ожидая исполнения смертного приговора, его посетило немало знатных особ, которые восхищались его благочестивым поведением и безропотностью и предлагали свою помощь в получении помилования. Но он, казалось, почти не верил в успех этого предприятия. Миссис Джеймс, по совету своих друзей, дважды подавала прошение на имя короля (Чарльза II), заявляя о невиновности своего мужа и о лживости свидетельских показаний. Она умоляла Его Величество даровать ему помилование. Но в обоих случаях ее просьбы были встречены насмешками и издевками. В день казни, стоя на помосте, мистер Джеймс обратился к присутствующим в возвышенной и трогательной манере. Закончив свою речь, он преклонил колени, поблагодарил Бога за милости завета и за осознание своей невиновности; он помолился о лжесвидетелях и о палаче, о Божьем народе и об устранении разногласий, о пришествии Христа и о присутствующих. Молился он и о себе, о том, чтобы он смог почувствовать Божье благоволение и присутствие, и чтобы мог войти в Его славу. Когда он закончил, палач сказал ему: ‘Пусть Господь примет твою душу', на что мистер Джеймс ответил: ‘Благодарю тебя’. Когда его друг, глядя на него, сказал ему: «Это прекрасный день», - он ответил: «Да, по милости Божьей». Затем, поблагодарив шерифа за его любезность, он произнес: «Отец, в Твои руки я предаю дух мой». Когда он умер, из его груди извлекли сердце и сожгли его, части тела вывесили на городских воротах, а голову установили на шесте на Белой часовне, находившейся напротив аллеи, на которой располагался его молитвенный дом».

Такой опыт пережили английские субботствующие семнадцатого века. В те времена за послушание четвертой заповеди можно было заплатить высокую цену. Законы Англии того века были крайне агрессивными по отношению ко всем инакомыслящим, и чрезвычайно жестоки – к соблюдающим субботу. Но в те смутные времена Бог воздвигал талантливых и известных своим благочестием людей, чтобы отстаивать истину, и если понадобится запечатлеть свое свидетельство собственной кровью. В семнадцатом веке в Англии существовало одиннадцать активных субботствующих церквей, в то время как многие другие были рассеяны в различных частях королевства. В настоящее время из этого количества сохранились только три церкви! (на момент написания книги, прим. ред.) И даже из них, сохранился только остаток!

Так в чем кроется причина этого горького факта? Это произошло не потому что их противники смогли опровергнуть их взгляды, поскольку доктринальное противостояние обоих сторон по-прежнему продолжается, и не потому, что у них не хватает образованных и богобоязненных людей – Бог даровал им таких людей, особенно в семнадцатом веке. Нельзя сказать, что причина кроется в фанатизме, возникшем в тот период времени и дискредитировавшем дело Божье – поскольку история не имеет подобных свидетельств. Их жестоко преследовали, но это время становилось для них временем наибольшего процветания. Подобно несгорающему кусту, перед которым стоял Моисей, они оставались невредимыми среди бушующего пламени. Ни одна из этих причин не объясняла, почему учение о субботе в Англии пришло в упадок.

Суббота была как бы ранена в доме своих же друзей. Спустя какое-то время, они взяли на себя ответственность за лишение субботы практического значения и отношение к ее несоблюдению, как к несерьезному нарушению закона Божьего. Несомненно, своими действиями они хотели завоевать людей для Христа и для истины, но вместо этого бросили Божественную истинув пыль. Иногда служители субботствующих церквей считали заботу о церквях, соблюдающих первый день недели своей единоличной ответственностью, а иногда они делали это в связи с осуществлением контроля над субботствующими церквями. И результаты оказались вполне ожидаемыми, когда поступающие так субботствующие служители и их церкви стали заверять всех людей, что можно безнаказанно нарушать четвертую заповедь, и те верили им на слово. Мистер Кросби, историк, выступающий за соблюдение первого дня недели, показывает истинное положение вещей:

«Если седьмой день недели должен соблюдаться как христианская суббота, тогда все церкви, соблюдающие первый день недели, должны считаться нарушителями четвертой заповеди… Я должен предоставить тех джентльменов на противоположной стороне их собственным взглядам, и оправдывать действия служителей, которые становятся пасторами для тех, которых они по совести должны считать нарушителями библейской субботы».

Конечно, в практике субботствующих в Англии были и благородные исключения, однако на протяжении многих лет им не удавалось оправдать оказанное им высокое доверие.