Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 29 апреля 2024
ГЛАВА 27 СУББОТА В АМЕРИКЕ PDF Печать E-mail

Первые субботствующие церкви в Америке – Имена членов этой церкви – Происхождение второй субботствующей церкви – Организация Конференции баптистов седьмого дня – Статистика этой деноминации в тот период времени – Природа их организации – Современная статистика – Образовательные учреждения – Миссионерская деятельность – Американское общество богословских трактатов о субботе – Ответственность за принятие истины о субботе – Немецкие баптисты седьмого дня из Пенсильвании – Упоминание о субботе в Венгрии – В Сибири – Адвентисты седьмого дня – История их происхождения – Труды Джозефа Бейтса – Труды Джеймса Уайта – Издательская ассоциация –Систематические пожертвования - Проповедники трудятся большей частью на новых полях – Организация Церкви адвентистов седьмого дня – Статистика – Особенности их учения – Их цель – Адвентисты седьмого дня в Швейцарии – Почему суббота является бесценным даром для человечества – Спасенные народы будут соблюдать субботу на новой земле.

Первая субботствующая церковь в Америке возникла в Ньюпорте, Род-Айленд. Первым человеком, соблюдающим субботу, был Стивен Мамфорд, покинувший Лондон через три года после мученической смерти Джона Джеймса и спустя сорок четыре года после поселения первых отцов-паломников в Плимуте. Как оказалось, мистер Мамфорд был отправлен субботствующими Англии в качестве миссионера».  Мистер Исаак Бекус, историк ранних баптистов Новой Англии пишет:

«Стивен Мамфорд прибыл из Лондона в 1664 году, и принес с собой учение о том, что все десять заповедей закона, полученные на горе Синай, имели нравственную и неизменную природу, и что властью антихриста, возмечтавшего отменить праздничные времена и закон, суббота была перенесена с седьмого дня недели на первый. Несколько членов из Ньюпортской церкви приняли это учение, однако оставались членами своей общины еще несколько лет, пока двое мужчин из них со своими женами не вернулись к соблюдению первого дня недели».

Когда мистер Мамфорд приехал в Америку, он ревностно взялся за обращение людей к соблюдению субботы, предписанной четвертой заповедью, и к такому выводу мы приходим на основании следующей хроники:

«Стивен Мамфорд, первый субботствующий в Америке, приехал из Лондона в 1664 году. Тейси Хаббард начала соблюдать субботу 11 марта 1665 года, Самуил Хаббард – 1 апреля 1665 года, Рейчел Лангворти – 15 января 1666 года, Роджер Бакстер – 15 апреля 1666 года и Уильям Хискокс – 28 апреля 1666 года. Они стали первыми людьми в Америке, которые соблюдали субботу. Между этими людьми и их церковью возникли разногласия, продолжавшиеся несколько лет. Они хотели сохранить отношения со своей церковью, однако были вынуждены ее оставить, чтобы насладиться мирным соблюдением святого Божьего дня».  (В исторической хронике баптистов седьмого дня Бакстер упоминается как Бастер).

Хотя мистер Мамфорд верно преподавал истину, он, по-видимому, лелеял идею о том, что субботствующие в Англии, и те, кто соблюдает первый день недели, могут объединиться в служении Богу. Если бы приверженцы первого дня недели думали также, то свет истины о субботе уже погас бы в течение нескольких лет, о чем явно свидетельствует история английских субботствующих. Но по Божьему Провидению противостояние, с которым пришлось столкнуться хранителям закона Божьего, отвратило опасность совершения этой ошибки.

К упомянутым выше людям, соблюдающим субботу, в 1666 году присоединилось еще четыре человека, которые, впрочем, уже в 1668 году отказались от нее. Эти четверо тоже были членами первой баптистской церкви в Ньюпорте. Хотя те, кто непоколебимо соблюдал субботу, считали вполне нормальным поддерживать общение с членами церкви, соблюдающими воскресенье, однако к тем, кто был четко убежден в истинности субботы, кто какое-то время соблюдал, но потом отступил от нее, они имели другое отношение. Такие люди «и писали и выступали против субботы, настолько огорчая их, что те не могли принимать вечерю ни с ними, ни с церковью». Но поскольку они были членами церкви, соблюдающей воскресенье, и «не могли поступать с ними так, как считали правильным, без ее согласия», «они, будучи братьями по вере, были вынуждены приостановить решение этого вопроса, и не выносить его на обсуждение», так как соблюдение субботы противоречило взглядам этой церкви.Поэтому они обратились за советом к субботствующим в Лондоне, воздерживаясь тем временем от общения с церковью.

Доктор Эдвард Стеннет ответил им от имени Лондонских субботствующих: «Если церковь продолжит общение с отступившими от истины, то вы должны будете попросить их исключить вас из церкви, если же церковь не согласится на это, то в этом случае, вы сами должны будете ее покинуть».  Однако они приняли решение не оставлять церковь, но высказались публично, что не смогут чувствовать себя уютно с этими четырьмя согрешившими». «Итак, в течение нескольких месяцев они посещали церковь, практически не испытывая давления со стороны ее членов, после чего служители или руководящие братья начали высказывать свое мнение относительно десяти заповедей». Мистер Тори «заявил, что закон был отменен». Мистер Лукер и мистер Кларк «поставили задачу день за днем проповедовать о тщетности соблюдения закона». На что братья, соблюдающие субботу, отвечали, ‘что десять заповедей всегда были и остаются святыми, праведными, нужными и духовными’. Мистер Тори «употребляя неучтивые слова сказал, ‘что они постоянно твердят только о четвертой заповеди', на что те ответили, ‘что для них все заповеди равнозначны, и что они не выделяют одну перед другими’. И в течение нескольких лет они имели  двойственное общение».

Мистер Бейли пишет, к чему это привело:

«Когда они изменили свое отношение к библейской субботе, у них не было намерения организовать церковь, имеющую эту отличительную черту. Очевидно, что Бог предназначил их для другой миссии, к выполнению которой они пришли, подвергшись суровым преследованиям. Они были вынуждены либо прекратить общение с баптистской церковью, либо отказаться от субботы Господней».

«Они покинули баптистскую церковь 7 декабря 1671 года».

«Двадцать третьего декабря, через шестнадцать дней после выхода из баптистской церкви, они приняли решение объединиться в церковную организацию».

Такова была история возникновения первой субботствующей церкви в Америке.  Если говорить о второй церкви, то она обязана своим появлением следующим обстоятельствам: Примерно в 1700 году, Эдмунд Дунхам из города Пискатауэй, штат Нью-Джерси, обличал одного человека за работу в воскресенье. Его попросили на основании Священного Писания представить доказательства того, что этого нельзя делать. Исследовав этот вопрос, тот человек убедился, что седьмым днем недели является только еженедельная библейская суббота, и с тех пор начал ее соблюдать.

«Вскоре его примеру последовали другие, и в 1707 году была организована Церковь баптистов седьмого дня, насчитывавшая 17 членов. Эдмунд Дунхам был избран пастором церкви и отправлен в Род-Айленд для получения рукоположения».

Генеральная конференция баптистов седьмого дня была организована в 1802 году. На своем первом годичном совещании она имела в своем составе восемь церквей, девять рукоположенных служителей и 1130 членов».  Конференция была организована только для консультативных целей, при этом поместные церкви самостоятельно решали дисциплинарные и административные вопросы.  В настоящее время Конференция включает в себя около восьмидесяти церквей и 8000 членов (на момент написания книги, прим. ред.). Эти церкви располагаются в большинстве северных и южных штатов, и разделены на пять ассоциаций, которые, однако, не располагают законодательными и дисциплинарными полномочиями над церквями, входящими в их состав. Этой конфессии принадлежат пять академий, один колледж, «университет с действующими теологическим, коллегиальным, машиностроительным и педагогическим факультетами».  Миссионерское общество баптистов седьмого дня поддерживает несколько миссионерских семей, которые, большей частью, трудятся на западных и южных рубежах конфессии. За несколько прошедших лет они достигли высоких результатов в своей работе. Церковь баптистов седьмого дня имеет миссионерские пункты в Шанхае и в Китае, где кроме этого есть и маленькая церковь посвященных христиан.

Американское общество богословских трактатов о субботе является издательским агентством, принадлежащим церкви баптистов седьмого дня. Его главный офис расположен в Альфред центре, Нью-Йорк. Общество издает Саббат Рекордер, журнал баптистов седьмого дня, а также ряд ценных трудов о субботе и законе Божьем.

В течение двухсот лет, прошедших со времени создания первой субботствующей церкви в Америке, Бог воздвигал из их среды людей выдающихся способностей и моральной чистоты. Чудесными путями Он направлял внимание баптистов седьмого дня на оказанное им священное доверие, непреходящую значимость которого они с таким трудом принимали.

Среди тех, кто был обращен к истине о субботе посредством трудов этих людей, особенно выделяется личность Д.У. Мортона. В 1847 году пресвитериане-реформисты отправили его в качестве миссионера на остров Гаити, и после серьезного исследования Библии он убедился в том, что седьмым днем недели является суббота Господня. Будучи честным человеком, он начал соблюдать субботу сразу, как только ее принял. Вернувшись домой, он был осужден церковным судом за еретическое учение и в конечном итоге был исключен из церкви пресвитериан-реформистов, которые даже не позволили ему объяснить мотивы своего поведения. Он подарил миру бесценную книгу под названием «Оправдание истинной субботы», в которой он с убедительной силой и ясностью описывает свой личный опыт и приводит доказательства, подтверждающие, что седьмой день является библейской субботой.

Церковь баптистов седьмого дня не может пожаловаться на недостаток образованных и талантливых людей, обладающих обширными возможностями для поддержания дела Божьего. И если в былые времена они не до конца понимали свою ответственность перед человечеством за вверенную им великую истину, то сейчас у нас есть основания думать, что они в той или иной степени её осознали.

В штате Пенсильвания, в округах Ланкастер, Йорк, Франклин и Бедфорд, а также в центральной и западной части штата, тоже есть небольшая группа немецких баптистов седьмого дня. История их происхождения приводит нас к 1728 году, к учению Конрада Бейселя, уроженца Германии. Они практикуют крещение тройным погружением в воду, обряд ногоомовения и свободное участие в Вечере Господней. Они приветствуют обет безбрачия, но никому его не навязывают. Даже те, кто избрал этот путь, могут в любой момент связать себя узами брака. Они организовали и успешно поддерживают субботнюю школу в Эфрате, генеральном офисе, где за сорок лет до этого Роберт Рейкс учредил систему воскресных школ. Эти люди перенесли жестокие гонения за соблюдение седьмого дня, поскольку законы штата Пенсильвания были особенно жестоки по отношению к субботствующим христианам.  Немецкие баптисты седьмого дня не принадлежат к Генеральной конференции баптистов седьмого дня.

Мы уже успели отметить тот факт, что в России, в Польше и в Турции проживает немалое число людей, соблюдающих субботу. У нас есть следующая информация о субботствующих в Венгрии:

«Конгрегация христиан седьмого дня в Венгрии, не найдя поддержки в законах страны, приняла ‘разрешенный законом иудаизм’, дающий им право на существование».

В виду того, что законы Австрийской империи не проявляют терпимости к любым религиозным организациям, не принадлежащим к числу санкционированных ими сект или орденов, эти «субботствующие христиане» обеспечили себе возможность для соблюдения седьмого дня. Не подпадая в это число, они позволили гражданским властям классифицировать эту доктрину как иудейскую, что дает им право на существование. Мы не утверждаем, что они поступили правильно, даже с технической точки зрения, но, очевидно, это то, на что тогда они могли пойти. Помимо этого, мы также узнаем, что на севере Азии тоже проживают люди, соблюдающие субботу:

«В Сибири находится община греческих христиан, соблюдающих иудейский Шаббат (субботу). Такие общины уже существуют в Соединённых Штатах, Германии и, мы надеемся, в Англии».

Впервые суббота была представлена вниманию адвентистского народа в Вашингтоне, штат Нью-Гэмпшир. Верная сестра из церкви баптистов седьмого дня штата Нью-Йорк, миссис Рейчел Д. Престон, переехав в Вашингтон, привезла с собой учение о субботе Господней. Здесь она заинтересовалась доктриной о славном и скором пришествии Спасителя. Получив от адвентистов наставления по этому вопросу, она, в свою очередь, раскрыла им истину о заповедях Божьих, и уже в 1844 году, почти вся Вашингтонская церковь, состоящая из сорока человек, начала соблюдать субботу Господню.  По этой причине, самая старая церковь субботствующих из числа адвентистов седьмого дня находится в Вашингтоне, штат Нью-Гэмпшир. В настоящее время, из-за эмиграции и смерти людей, эта церковь насчитывает довольно небольшое количество членов, но несмотря на это, свидетельствует о древней библейской истине.

В 1844 году несколько адвентистских служителей приняли истину о субботе от верующих этой церкви. Одним из них был Т. М. Пребл, которому выпала честь впервые представить великую истину перед своими братьями-адвентистами посредством печати. Его эссе было датировано 13 февраля 1845 года. В нем он вкратце приводит доводы в пользу библейской субботы и показывает, что она была изменена не Спасителем, а великим отступником. Затем он продолжает:

«Итак, мы видим в книге Даниила 7:25, что малый рог изменяет ‘времена и закон’. Поэтому я считаю, что все, кто соблюдает первый день недели вместо субботы, поклоняются папству и нарушают Божье установление».

В результате открытого им света, через несколько месяцев многие люди начали соблюдать субботу. Одним из тех, кто первым ее принял, был пастор Д. Б. Кук, бесспорно талантливый проповедник и писатель. В тот период времени пасторы Пребл и Кук переживали расцвет своих умственных способностей благодаря своим талантам и благочестию имели сильное влияние на адвентистов в вопросе соблюдения субботы. Провидение Божие призвало этих людей занять важное место в деле субботней реформы.

Но когда они проповедовали и писали в защиту седьмого дня, то оба допустили непоправимую ошибку, лишившую субботу ее практического значения. Они объединили в своих общинах тех, кто отверг субботу, с теми, кто ее соблюдал. Такие действия принесли вполне ожидаемый результат. Прошло два или три года такого соблюдения субботы, как пасторы Пребл и Кук сами отказались от соблюдения четвертой заповеди. С этого времени они начали вкладывать все приобретенное ими влияние в борьбу с четвертой заповедью. Большая часть тех, кто принял истину о субботе из их уст, не были достаточно убеждены в ее важности, что не позволило им убедиться в весомости аргументов, приводимых в пользу ее соблюдения. Спустя короткий период времени они отказались от ее соблюдения. При этом со стороны многих адвентистов было сделано немало для того, чтобы создать жестокую оппозицию, используяискусные и вызывающие доверие аргументы, доказывая, что Бог упразднил Свой святой закон.

Таковы были результаты выбранной ими политики, и таково было положение вещей в период их отступничества. Но эти опыты преподали адвентистам седьмого дня ценный урок, который они никогда не забудут. Они поняли, что к четвертой заповеди нужно относиться, как к части нравственного закона, если только люди пожелают соблюдать это священное установление.

Благодаря первой статье пастора Пребла о субботе наш достопочтенный брат Джозеф Бейтс обратил внимание на Божественное установление. Очень скоро он убедился в необходимости его соблюдения, к чему сразу же и приступил. Он сыграл выдающуюся роль в адвентистском движении 1843-1844 гг., и теперь, с самоотверженным рвением ухватился за возможность представить пренебрегаемую истину о субботе своим единоверцам. В отличие от пасторов Пребла и Кука, он делал это самым серьезным образом, ясно представляя всю важность данного вопроса.

Примерно в это время многие адвентисты, и особенно пастор Бейтс, стали интересоваться темой небесного святилища. Он первым увидел, что центральным предметом святилища был ковчег Господень. Он также обратил внимание на провозглашенную третьим ангелом весть о заповедях Божьих. Так он облёкся во всеоружие Божие, чтобы совлечьего только тогда, когда работа будет выполнена. Бэйтс сыграл важную роль в том, чтобы многие пришли к соблюдению Божьих заповедей и вере Иисуса, и из тех, кто принял через него субботу, мало кто впоследствии от нее отказался.

Прошло всего лишь несколько месяцев с того момента, как пастор Бейтс принял посланный ему свет истины о субботе, когда уважаемый и деятельный пастор Джеймс Уайт сделал то же. Он с большим успехом трудился для адвентистского движения и с готовностью приступил к осуществлению субботней реформы. Объединившись с пастором Бейтсом в провозглашении доктрин о Втором пришествии Христа и субботе, связанных со святилищем и Вестью третьего ангела, он с Божьей помощью достиг значительных результатов в деле субботней реформы.

Интерес к служению печатными публикациями возник у адвентистов седьмого дня по его инициативе. Он приступил к издательской деятельности в 1849 году, не имея для этого средств, испытывая нехватку дружеской поддержки, но полный желания упорно трудиться и руководимый духом самопожертвования и любви. Бог благословил его старания и помог создать успешно действующую типографию, посредством которой многие важные печатные издания достигли всех уголков страны, и в какой-то степени и других стран. Издание главного журнала адвентистов седьмого дня Advent Review and Herald of the Sabbath началось в 1859 году. Большую часть времени существования типографии Джемс Уайт был одним из редакторов журнала, а в первые годы его развития – единственным редактором и издателем. В это же самое время он, будучи служителем, также ревностно распространял евангелие Христа.

Нужды издательского дела требовали увеличения денежных вложений и расширения производства. Для удовлетворения этих нужд 3 мая 1861 года в городе Батл-Крик, штат Мичиган, была создана ассоциация, зарегистрированная как Издательская ассоциация адвентистов седьмого дня. Она владела тремя издательствами, располагающими собственными источниками энергии, мощными печатными станками и всеми принадлежностями, необходимыми для выполнения масштабных работ. В процессе издания публикаций постоянно задействовано около пятидесяти человек. Основной капитал ассоциации составляет 70000$. Своим процветанием и мудрым управлением она обязана в первую очередь Богу, а потом и неутомимому труду пастора Джеймса Уайта.

В настоящее время (ноябрь 1873 года) журнал Адвент Ревью выпускается 5000-м тиражом. «Наставник молодежи», ежемесячная газета, предназначенная для детей адвентистов седьмого дня, начала издаваться в 1852 году, и на данный момент почти достигла пяти тысячного тиража.

Датский ежемесячный журнал Advent Tidende выпускается в количестве 800 экземпляров и предназначен для тех, кто принял истину о субботе и кто говорит на датском и норвежском языках.

Адвентисты седьмого дня проявили большой интерес к теме гигиены и законов здоровья и создали Институт Здоровья в Батл-Крике, штат Мичиган, где ежемесячно выпускается журнал «Реформатор здоровья», имеющий тираж около 5000 экземпляров.

За последние двадцать лет, тиражом, исчисляемым многими миллионами страниц было издано бесчисленное число публикаций о пророчествах, знамениях времени, пришествии Христа, субботе, законе Божьем, святилище и т.д.

Постоянные финансовые нужды издательского дела удовлетворяются путем сбора средств, известного как систематические пожертвования. В соответствии с этой системой, всякий, кто считает себя участником дела Божьего, еженедельно и на добровольных основах давал сумму пропорциональную имуществу, которым он владел. Таким образом, бремя финансовой ответственности ложилось в равной степени на всех, а необходимые для работы средства шли непрерывным потоком в казну церквей, а оттуда в Конференции штатов. Каждый год на этих конференциях организуются расчётные дни, в которые тщательно анализируются результаты труда, фиксируются расходы, принимаются денежные квитанции каждого служителя. Таким образом, никому не позволяется небрежно относиться к деньгам, и те, кто призваны совершать служение для Бога, не остаются без финансовой поддержки.

Церкви проводят свои собрания, большей частью, без проповедующего. Они собирают средства для финансовой поддержки служителей Христа, но поручают им делать акцент на спасении тех, кто на своем жизненном пути еще не принял свет истины. Эти служители распространяют слово Божье в тех местах, куда их ведет провидение Божье. В летний период времени работа на новых полях совершается в палатках, которые мобильны и удобны для проведения богослужений. Благодаря им служитель может трудиться в тех местах, где посчитает необходимым.

Адвентисты седьмого дня имеют тринадцать конференций, которые ежегодно собираются каждая в своем штате. Вот их названия: конференция штата Мен, Вермонт, Новая Англия, Нью-Йорк и Пенсильвания, Огайо, Мичиган, Индиана, Иллинойс, Висконсин, Миннесота, Айова, Миссури, Канзас, и Калифорния. Эти конференции созданы для того, чтобы отвечать потребностям местных церквей. Есть еще и Генеральная Конференция (ГК), которая собирается один раз в год и состоит из делегатов конференций штатов. Эта конференция осуществляет общий контроль над деятельностью всех конференций штатов, следя за тем, чтобы в них было достаточно служителей, и объединяя силы всех членов всемирной церкви для выполнения своей миссии. Кроме этого в задачу ГК входит руководство миссионерской деятельностью в тех штатах, в которых нет конференций.

Так же около пятидесяти служителей посвящают все свое время евангельскому служению. Значительное количество людей проводят одну часть своего времени в служении проповедью, а другую – в мирских трудах.  Некоторые конференции насчитывают около 6000 членов, многие из которых не поддерживают с ними никаких отношений из-за широкой географии их места жительства (их можно найти во всех северных штатах и частично – в южных). Отдельные адвентистские семьи проживают на территории, простирающейся от штата Мэн до штата Калифорния и Аризона. Для многих из них единственными наставниками в вере являются журналы «Ревью энд Геральд» и «Наставник молодежи».

Библейскими истинами, которые особенно интересуют адвентистов седьмого дня, являются истины об исполнении пророчеств, втором личном и скором пришествии Спасителя, бессмертии, приобретаемом только через Христа, изменении сердца посредством силы Святого Духа, соблюдении субботы на основании четвертой заповеди, божественной природе Христа и его посредническом служении, а так же тема достижения святости характера через послушание совершенному и святому Божьему закону.

Эти люди очень скрупулезно относятся к обряду крещения. Они верят, как в библейский способ крещения через полное погружение человека в водную могилу, так и в то, что даже такой способ крещения будет считаться недействительным, если крещаемый нарушает хотя бы одну из десяти заповедей. Они верят в актуальность повеления Господа о совершении обрядов ногоомовения и Вечери, оставленных на страницах Евангелия от Иоанна в 13 главе.

Они проповедуют о том, что дары Святого Духа, перечисленные в 1 послании Коринфянам в 12 главе и в послании Ефесянам в 4 главе, останутся в Церкви до конца времени. Они верят в то, что Церковь потеряла эти дары вследствие того же отступничества, изменившего субботу на воскресенье, а также в то, что окончательное восстановление закона Божьего, совершаемое работой Третьего ангела, приведет к появлению даров Святого Духа. Поэтому об остатке Церкви, или о последнем поколении ее членов, сказано, что «они сохраняют заповеди Божьи и имеют свидетельство Иисуса Христа».  Ангел Господень объясняет, что «Свидетельство Иисуса есть дух пророчества».  Поэтому в окончательной работе по субботней реформе Духу Пророчества отведено второе место, ибо так учит Писание.

Столкнувшись с сильным сопротивлением, люди, известные как адвентисты седьмого дня, поднялись, чтобы нести свидетельство о субботе Господней. Они подвергались опасности со стороны явных врагов и лжебратьев, однако они смогли преодолеть все трудности, встретившиеся на их пути, и почерпнуть силы для предстоящей борьбы. Они поставили перед собой четкую цель, которой стремились достичь, а именно, приготовить людей к пришествию Господа.

Особое внимание нужно уделить адвентистам седьмого дня в Швейцарии. Впервые они услышали драгоценные истины от пастора М. Б. Чеховского, который в течение нескольких лет наставлял их в духе заповедей Божьих и веры Иисуса. С того момента, как он прекратил свои труды, Бог даровал этим людям силу твердо стоять за истину и увеличил их численность. Они имели сердце, готовое покоряться истине и жертвовать собой для ее продвижения. Их численность составляет около 60 человек. Отдельные верующие проживают в Италии, Германии и Дании.

Иногда соблюдение субботы объясняется тем, что человеку нужен день отдыха, без которого он преждевременно состарится, и это действительно так; или же говорят, что Бог обязательно благословит во всех отношениях того, кто святит субботу, что тоже истинно в большинстве случаев. Но Библия не призывает нас руководствоваться такими мотивами для соблюдения этого священного установления. Конечно, соблюдение субботы сопровождается большими преимуществами, но не они должны руководить нами. Истинные мотивы бесконечно выше этих доводов и должны побуждать человека к послушанию, даже если он убежден в том, что это будет стоить ему всего самого дорогого, что он имеет в этой жизни.

Субботу также отстаиваютна том основании, что людям нужен день, в который они по общему согласию, могут предстать перед лицо Божье на поклонение. Это очень важная мысль, но Библия почти ничего не говорит об этом. Это благословение скорее сопровождает субботу, и не является ее главным мотивом. Но суббота была призвана увековечить сотворение неба и земли.

Значимость субботы, как памятника творения, всегда была истинной причиной нашего поклонения Богу, основанной на том, что Он – Творец, а все сущее – Его творение. Поэтому суббота лежит в основе богопоклонения и как никакое другое установление открывает великую истину самым впечатляющим образом. Истинный мотив нашего богопоклонения, совершаемого не только в седьмой день недели, но и во все остальные дни, кроется в различии, существующим между Творцом и Его творением. Этот факт никогда не потеряет своей актуальности и не может быть забыт. И для того, чтобы сохранить его в памяти человека, Бог даровал ему субботу. Человек принял этот дар еще в безгрешном состоянии, и несмотря на порочность своего народа, Бог сохранил это священное установление на весь период жизни человека в его падшем состоянии.

Двадцать четыре старца, поклонившиеся Сидящему на престоле, указывают на истинную причину поклонения:

«Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено».

Исходя из этих текстов, мы понимаем, что эту великую истину мы будем помнить даже, находясь в наших прославленных телах, и то, что Бог подарил человеку в Эдеме, как напоминание о творении, останется действенным и тогда, когда Бог его восстановит.

Священное Писание в своих пророчествах приподнимает перед нами завесу будущего, и мы узнаем, что наша земля будет отдана огню, и что из ее пепла Он восставит новое небо и новую землю, которые никогда не прейдут.  Второй Адам, Господин субботы будет царствовать над этим прославленным наследием и под Его милостивой защитой спасенные народы наследуют землю навеки и веки.  Когда слава Господня наполнит собою всю землю, как воды наполняют море, тогда мы снова услышим упоминание о субботе Всевышнего:

«Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут перед лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь».

Разве Павел не ссылается на те же события, описанные пророком Исайей, когда говорит, что «Посему для народа Божьего еще остается субботство (греч. слово Саббатимос, букв. «СОБЛЮДЕНИЕ СУББОТЫ»).  Причина, по которой в Новом Иерусалиме будут собраны все искупленные со всех концов новой земли, сокрыта в словах книги Откровения:

«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления (букв. Служения)  народов».

Тот факт, что все спасенные и уже безгрешные народы, будут приходить каждую субботу со всех концов новой земли на поклонение своему Творцу, свидетельствует о вечной природе этого древнего установления, скрепленного печатью Всевышнего.