Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 29 апреля 2024
Главная Весть 1888 года История субботы и первого дня недели Д. Н. Эндрюс ГЛАВА 25 КАК И КОГДА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ ЗАНЯЛ МЕСТО БИБЛЕЙСКОЙ СУББОТЫ
ГЛАВА 25 КАК И КОГДА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ ЗАНЯЛ МЕСТО БИБЛЕЙСКОЙ СУББОТЫ PDF Печать E-mail

Свет Реформации лишил силы сильнейшие доводы, которые приводились во времена Темного Средневековью в пользу соблюдения воскресного дня – Противостояние между пресвитерианцами и сторонниками епископальной церкви Англии подвергает сомнению святость воскресного дня – Пресвитерианцы находят способ объяснить соблюдение воскресенья посредством четвертой заповеди – Как это могло быть осуществлено – Последствия этого необычного способа – Завершение истории о праздновании воскресенья.

Свет Реформации безвозвратно развеял большинство самых убедительных аргументов, приводимых в защиту празднования воскресного дня во времена Темного Средневековья. Свиток, упавший с Небес, явление святого Петра, освобождение душ из чистилища и даже осужденных из ада, и множество вселяющих ужас небылиц – ничто из этого, взятое в отдельности, или даже вместе, похоже, больше не могло говорить в пользу святости достопочтимого дня. И действительно, когда все аргументы были сметены, то в защиту празднования воскресного дня говорили только каноны соборов, указы царей и императоров, постановления богословов церкви и, самый авторитетный из них, – имперский указ Папы римского. Однако той же самой властью великая отступническая церковь установила и другие бесчисленные празднества. Эта власть несет ответственность перед Епископальной церковью, которая искренно принимает все праздники, предписанные римской церковью, что же касается тех, кто принимает Библию как единственное мерило веры, то здесь дело обстоит совсем иначе. В конце 16 века пресвитериане и члены Епископальной церкви вступили в борьбу, благодаря которой вопрос соблюдения установленных римской церковью праздников стал предметом ожесточенных дебатов. Епископальная церковь настаивала на соблюдении всех церковных праздников; пресвитериане же соблюдали только воскресенье и отрицали все остальное. Епископальная церковь показала несостоятельность избирательного подхода пресвитериан, поскольку все эти праздники она сама же и установила. Так как пресвитериане отвергли авторитет церкви, следовательно, они не могли соблюдать и воскресенье. Кроме того, им пришлось бы соблюдать и остальные церковные праздники.  Поэтому они должны были либо окончательно отказаться от соблюдения воскресенья, либо доказать его состоятельность на основании Слова Божьего. Однако у них была еще одна, более приятная альтернатива – принять субботу Господню. Но для них объединиться с теми, кто хранил это древнее и священное установление, было слишком унизительно. Вот что пишет о результатах этой борьбы выдающийся немецкий богослов Хенгштенберг:

«Дискуссия на тему о том, что суббота была перенесена на воскресенье, была впервые вынесена на обсуждение в процессе противостояния, возникшего между пресвитерианами и приверженцами Англиканской церкви в Англии. Не допуская мысли, что Церкви Нового Завета, которую Дух Святой довел до совершенства, Бог даровал в некотором смысле большую свободу, чем Церкви Ветхого Завета, пресвитериане довели до крайности принцип, что всякое установление должно иметь под собой библейское основание, и обвиняли Епископальную церковь, соблюдающую все христианские праздники, в том, что они имеют папскую закваску в суевериях и в подчинении человеческим заповедям. Приверженцы Епископальной церкви, в свою очередь, в качестве доказательства, что Церковь Нового Завета располагает большей свободой, ссылались на факт соблюдения воскресного дня, который был исключительно церковным постановлением. Пресвитериане попали в ситуацию, которая вынуждала их либо отказаться от празднования воскресенья, либо доказать, что Бог освятил этот день и отделил его от других церковных праздников. Первого они не могли сделать, потому что, имея глубокий опыт христианской жизни, они понимали, насколько слабая человеческая плоть нуждается в постоянном и регулярном времени, посвященном служению Богу. Поэтому они выбрали второе» .

Вот при таких обстоятельствах появился этот необыкновенный способ, посредством которого воскресенье приобрело статус библейской субботы. О том когда, кем и при помощи каких ухищрений это было проделано, открыто говорит Лиман Колман – историк, сторонник соблюдения воскресного дня:

«Истинное учение о христианской субботе (не путать с субботой из Десятисловия, прим. ред.) было впервые обнародовано английским диссидентом, преподобным Николасом Баундом, доктором богословия из Нортона, графства Суффолк. Примерно в 1595 году он опубликовал свою известную книгу под названием “Sabbathum Veteris et Novi Testamenti”, или Истинное учение о субботе. В этой книге он утверждал, «что седьмая часть нашего времени должна посвящаться Богу; что христиане должны покоиться в день Господень так же, как это делали евреи в Моисееву субботу; что повеление о покое является моральным и вечным установлением, и что люди не имеют права сосредотачивать свое внимание на чем-то своем или заниматься мирскими делами в этот день, а также проводить его в развлечениях, допустимых в остальные дни. Эта книга разлетелась с удивительной скоростью. Учение, которое она выносила на обсуждение, нашло отклик во многих сердцах и привело к самым положительным преобразованиям во многих частях королевства. 'Было удивительным наблюдать, - говорит Фуллер, - 'как воспринималось это учение, отчасти благодаря своей чистоте, а отчасти, благодаря исключительному благочестию людей, соблюдавших его; большие сообщества людей стали с особой осторожностью соблюдать день Господень; другие, которые были сами себе законом, стали воздерживаться от развлечений, не запрещенных законом; многие находили радость в ограничениях, налагаемых на день Господень’. Закон о субботе был, действительно, религиозным принципом, которому на протяжении многих веков следовала христианская церковь, только будто «идя наощупь». Благочестивые мужи разного возраста испытывали потребность иметь уверенность в божественной природе дня, отделенного для поклонения. Их совесть опережала их разум. В действительности, они святили субботу даже лучше, чем того требовали их принципы».

 

«Между тем, мнение общественности относительно новой доктрины о субботе еще не находилось на стадии определенности, хотя со стороны некоторых оно уже вызвало ожесточенное сопротивление. 'Мнения ученых мужей по этому вопросу сильно разделились: одни считали, что это учение является древней, давно забытой и пренебрегаемой истиной, согласующейся с Писанием; что оно своевременно обрело силу для возрастания в благочестии; другие же заявляли, что эта доктрина построена на ложном основании, но, поскольку она явно содействует духовному возрождению, было бы жаль от нее отказаться, тем более, что причин для жалоб не возникало, поскольку этот обман явно шел им на пользу. Была и третья сторона, которая просто перечеркнула все вышесказанные утверждения, сравнив их с натирающим шею иудейским ярмом, ограничивающим свободу христиан. Она утверждала, что Христос лишил субботу консервативности и разрешил людям отдых и развлечения в рамках закона; что доктрина о субботе наделяет воскресенье неоправданной славой, умаляя тем самым все остальные святые дни и, таким образом, подрывая авторитет Церкви. Строгость в соблюдении субботы объяснялась сторонниками третьей стороны, как измышления соблюдающей субботу фракции, созданные для того, чтобы строго осуждать за вольнодумство всякого, не исполняющего требования субботы'. Однако, ни в начале, ни спустя несколько лет после обнародования взглядов доктора Брауна никакого открытого протеста не последовало. 'Ни одно перо писателя не выступило в печати против него'».

 

«Вскоре в защиту тех же интересов было написано и издано несколько других трактатов. 'Все пуритане влюбились в эту доктрину, и, стали выделяться тем, что проводили эту священную часть времени в общественном служении, в общении с семьей и личном общении с Богом’ Даже доктор Хейлин свидетельствует о триумфальном распространении пуританских взглядов на субботу…:

 

«’Эта доктрина’, - говорит он, - ‘несла в себе такое неподдельное благочестие, по крайней мере, по мнению простых людей, что те, не доказав ее обоснованности, убеждали многих принимать ее и отстаивать, поэтому за короткий промежуток времени она стала самым обольстительным заблуждением и самым распространенным увлечением, которое когда-либо постигало народ Англии’».

Доктор Баунд абсолютно не был первым, кто выдвинул теорию о седьмой части нашего времени; он, скорее, собрал и объединил отдельные намеки своих предшественников и добавил к ним свое собственное понимание. Ниже представлены основания, которые он предоставил в доказательство того, что воскресенье и является седьмым днем недели, предписанным четвертой заповедью:

«То, что является естественным, а именно, что каждый седьмой день должен быть посвящен Господу, то остается неизменным; то, что является безусловным, а именно, что день, который был седьмым днем с момента сотворения, должен быть субботой, или днем покоя, то сейчас подверглось изменению в Божьей церкви».

Он говорит, что смысл утверждения «Седьмой день суббота - Господу Богу твоему», заключается в следующем:

«Необходимо, чтобы день был один из семи, а не один из восьми».

Но, основной ключ ко всей теории лежит в утверждении, что седьмой день, предписанный в заповеди, был «формой», т.е. разновидностью седьмого дня, заключавшей в себе несколько видов седьмого дня, как минимум, два. Иными словами, он говорит:

«Итак, он создает седьмой день, чтобы в заповеди он был родом или формой, имеющей вечную природу, и на основании которой, может существовать два вида или класса: суббота иудейская и суббота языческая, отраженная в законе, и отраженная в евангелии. Так что и та, и другая заключены в заповеди, подобно тому, как род может содержать два вида».

Он придает силу воскресному дню через четвертую заповедь следующим образом:

«Итак, в евангелии мы не находим новую заповедь о субботе, отличную от той, которая отражена в законе, но новую точку ее отсчета, которая теперь начинается не с момента сотворения, а с момента воскресения Христа, и о каждой из них, в определенное время, говорится в четвертой заповеди».

Иными словами, он говорит, что четвертая заповедь предписывала соблюдение седьмого дня недели со дня сотворения и до дня воскрешения Христа, и что последнее событие положило начало празднованию другого дня, а именно седьмого со дня воскресения. Вот к таким ухищрениям могут прибегать люди, чтобы уклониться от исполнения закона, и при этом создать видимость его добросовестного исполнения. Такова была история возникновения теории о седьмой части времени, которая заменила седьмой день недели из четвертой заповеди, на один из семи дней; теория, созданная в тот период времени, когда ничто больше не смогло бы спасти достопочтенный день Солнца. Посредством этой теории воскресенье «Папы римского и язычников» проникло в четвертую заповедь, а затем как бы прикрылось природой божественного установления, чтобы притязать на поклонение всех христиан, которые верят Библии. Таким образом, получилось отбросить все остальные ложные доводы, что использовались в защиту воскресного дня, и основываться лишь на одной Библии. Во времена императора Константина воскресенье восседало на троне Римской империи, а на протяжение времен Темного Средневековья, утверждало свое превосходство с трона Святого Петра. Теперь же оно добралось и до престола Всевышнего. И таким образом день, о котором Бог «не повелевал», и который «не приходил Ему на сердце», был предписан всему человечеству властью Его святого закона. Вот как очевидец и член Епископальной церкви доктор Хейлин описывает немедленное воздействие книги доктора Баунда на существующее противостояние:

«Ибо насаждая в умы людей эти новые рассуждения о субботе (относительно воскресенья) и уча, что только этот день был предписан Богом, а все остальные дни, соблюдаемые Церковью Англии являются пережитком религиозных обрядов, установленных Римской церковью, они нанесли такой удар по святым церковным праздникам, что те до сих пор не могут от него оправиться. Причем удар этот не был случайным, но тщательно продуманным и целенаправленным».

В предыдущей главе мы обратили внимание на тот факт, что воскресенье можно рассматривать как постановление Божье только тогда, когда человек принимает исповедание веры, предложенное Римской церковью, которое представляет собой смесь библейского учения и церковных традиций. Мы увидели, что в 16 веке пресвитериане Англии были вынуждены выбирать между отказом от соблюдения воскресенья, как церковного праздника, или готовностью доказать его божественную природу на основании Библии. Они выбрали последнее. Тем не менее, когда избегая очевидного обвинения в соблюдении католического праздника, они доказывали божественную природу воскресенья, то обнаружили, что в Библии есть утверждения, которые полностью противоречат их теории. Для поддержки своего учения, им пришлось обратиться к церковным традициям, добавив их к своим, так называемым, библейским доказательствам. Лучше соблюдать воскресный день, честно признавая его праздником, установленным Римской церковью, который не имеет под собой библейского основания, чем заявлять, что ты соблюдаешь его на основании Библии, и оправдывать это основание, принимая исповедание веры католической церкви. Джованни Перроне, выдающийся католический богослов итальянского происхождения, в своем серьезном богословском труде под названием «Теологические уроки», делает весьма впечатляющее заявление о признании протестантскими сторонниками воскресенья традиций, установленных Римской церковью. В своей главе «О необходимости существования традиций» он утверждает, что необходимо соглашаться с доктринами, основанными не на авторитете Священного Писания, а только на традициях. Затем он говорит:

«Если такие традиции будут отвергнуты, то, в действительности, некоторые доктрины, которые протестанты разделяли с нами после своего выхода из Католической церкви, невозможно будет обосновать. А на это вряд ли кто отважится пойти, потому что сами протестанты как и мы признают законность крещения, совершаемого еретиками и неверными, а также законность крещения младенцев посредством кропления; как и мы они верят в недействительность закона о воздержании от употребления крови и удавленины, так же и в то, что произошла замена библейской субботы на день Господень и во многие другие доктрины».

Учение доктора Баунда о седьмой части времени нашло всеобщее признание во всех церквях, вышедших из Римской церкви. Наиболее убедительно высказался об этом Коттон Мэзер:

«Церкви Реформации, улетевшие из Рима, унесли с собой, кто-то больше, кто-то меньше, но все без исключения, частицу Рима».

Одно «святое сокровище», которое все они переняли от достопочтимой матери всех блудниц, – это древний праздник поклонения солнцу. Она(церковь Рима, прим. изд.) выжила из своего общества субботу Господню, и усыновив достопочтенный день солнца, превратила его в день Господень в христианской церкви. Церкви, принявшие Реформацию, покидая её общество и унося с собой этот древний праздник, теперь могли оправдывать соблюдение дня солнца, как будто бы он в действительности был настоящей субботой Господней! Как цельнотканая одежда Иисуса, Господина субботы, была сорвана с Него перед распятием, так и четвертая заповедь, которая была установлена великим Законодателем, была оторвана от дня покоя Господа и отдана этому папскому дню; а разбойник Варавва, одетый в украденную четвертую заповедь, с того дня и по настоящее время с поразительным успехом принимает поклонение всего мира, претендуя на место субботы, установленной Всевышним. На этом мы завершаем повествование об истории празднования воскресного дня, который сегодня окончательно занял место библейской субботы. А сам труд завершится кратким обзором истории хранителей субботы в Англии и Америке.