ГЛАВА 2 ДОСТАТОЧНО ЛИ ТОЛЬКО РЕЛИГИИ? |
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя,
единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»(Ин.17:3) — Но, мама, почему я должен идти? Мне не нравится ходить в церковь, ее посещение ничего мне не дает. Моя мать не обращала внимания на мои жалобы, и нехотя каждые выходные мне приходилось появляться в церкви. Дол¬жен признаться, что посещение церкви было для меня таким тяжким бременем, что иногда я ненадолго приходил туда позже всех, брал еженедельный церковный бюллетень, чтобы у меня было чем доказать, что я присутствовал на собрании, а сам про¬водил время в парке. Нельзя сказать, что мои родители не прилагали никаких уси¬лий. Они отдавали меня в христианские школы и брали с собой в церковь, но она казалась мне какой-то искусственной, слиш¬ком формальной и скучной и поэтому не оказывала влияния на мой разум и мои чувства. Так как я должен был ходить туда, то уже с раннего возраста я умел соответственно вести себя, но по¬ведение мое было показным. Вероятно, и вам это знакомо, и не потому, что вы были членами моей церкви и видели меня там. Многие, называющие себя христианами, делают то, что от них ожидается, чтобы выглядеть хорошо, но сами они прекрасно знают, что их сердце далеко от этого места. Часто они боятся признаться себе в том, что посещение церкви ничего им не дает, но, несмотря на это, продолжают ходить туда, потому что это считается правильным... Когда я начал жить самостоятельно, без родителей, я пере¬стал посещать церковь, занимался тем, чем хотел, и делал все по-своему. Досыта наглядевшись на церковь и религию, я понял, что все равно ничего хорошего из посещения церкви не вышло бы. Бог был недосягаем ни для меня, ни для моих неверующих дру¬зей — зачем же тогда продолжать играть этот спектакль? Итак, я пошел своей дорогой, и Господь понял меня. Он знал, что церкви, которые я посещал, славили себя, а не Его. Он не обиделся на меня за то, что я отверг веру, а лишь ждал подходя¬щего времени, чтобы привлечь мое внимание. Когда мне было тридцать, я окончил университет и в течение пяти лет торговал компьютерами, затем стал единственным вла¬дельцем страхового агентства Хонбергера, которое страховало автомашины, дома, жизни людей. Я был молод, полон сил и решимости добиться благополучия в настоящем и будущем, чтобы безбедно жить в старости. В гла¬зах людей этого мира я был преуспевающим человеком — у меня был красивый дом, новая машина, хороший доход и процветаю¬щий бизнес. Я стремился к так называемой американской мечте, то есть верил в то, что вещи делают счастливым и что именно благодаря им жизнь становится интересной, комфортабельной и волнующей. Соломон — мудрейший из всех, когда-то живших, обобщил это, сказав: «Суета сует,— всё суета» (Еккл. 1:2) Суета — это пустота и мираж, ими невозможно обладать. Я гнался за этой пустотой, этим западным мифом, а Господь хотел привлечь мое внимание. Как Он мог это сделать? Он просто ждал, а когда нуж¬ный момент настал, Он устроил так, что я решил застраховать жизнь стоматолога, у которого лечил зубы. Тогда я мало пони¬мал, как резко изменится моя жизнь благодаря Божьему вмеша-тельству. Зубной врач был моим клиентом и имел свою фирму, дом, ав¬томашину, а здоровье свое он застраховал в моей компании. Я же хотел, чтобы он еще и жизнь свою застраховал. Мы решили встретиться и поговорить об этом. Но он совершенно не был заинтересован в этой страховке, чего я абсолютно не понимал, ведь я знал его как разумного человека. — Почему вы не хотите застраховать жизнь? — спросил я его. — Потому что я верю в то, что Господь придет раньше, чем мне понадобятся эти деньги, — ответил он. Я засмеялся, услышав такой ответ. Страхуя людей, можно услышать всякие отговорки, но эта была просто смешной! Я ду¬мал, он шутит. — А какова же истинная причина? — допытывался я. — Это и есть истинная причина. — Как вам только пришло такое в голову? — Об этом написано в Библии. Вы никогда не читаете Би¬блию, Джим? — Библия! Там записаны «Отче наш» и «Аве, Мария»! — О, нет, это совсем не так. Вот так и началась наша полуторачасовая дискуссия о настоя¬щем страховании жизни. Я очень внимательно слушал; мой ин¬терес, а также любопытство были разбужены. Врач взглянул на часы и сказал: «Джим, я должен идти домой, у меня еще есть дела. Почему бы вам и вашей жене не прийти к нам в среду вече¬ром, и мы продолжили бы наш разговор?» — И я смогу спросить вас обо всем, и вы не обидитесь? — Конечно, — заверил он меня. — Хорошо, — проговорил я. — Мы придем! В среду вечером Пол и Этель Коннер сердечно приняли нас у себя. Из гостиной Пол предложил пройти в столовую, где мы сели за большой обеденный стол. Я думал о том, насколько не¬обычно вели себя эти люди, ведь они не предложили нам ни пива, ни других напитков или еды. Теперь, когда все вместе мы сидели за одним столом. Пол исчез, чтобы что-то принести. Я предпо¬ложил, что он вспомнил о пиве, но нет. Он появился с четырьмя Библиями, я их даже сосчитал! «О, нет, — подумал я. — Опреде-ленно, он фанатик. Даже у Папы Римского нет четырех Библий! Затем он дал каждому по Библии и обратился ко мне: — Джим, откройте Книгу пророка Даниила. — Что за книга? — спросил я. — Это книга Ветхого Завета. — Что такое Ветхий Завет? — Вы и правда не шутили, когда сказали, что не читали Би¬блию, — произнес Пол улыбаясь. В тот вечер мы с Салли ушли от них только в половине две¬надцатого. Еще ни разу в своей жизни мы не слышали такой по¬разительной правды. Она тронула мое сердце и постепенно про¬будила в нем тоску по Богу, которую Он Сам вложил в сердце... Они пригласили нас снова, и я уже радовался каждой среде. Пол был знатоком Библии, он знал, как преподнести ее живо и интересно. — Почему мне в моей церкви никто и никогда не рассказывал об этом? — хотел я знать. — Этого я не знаю, — был простой ответ Пола. — Об этом вы должны спросить сами. Я как раз и намеревался сделать это. Я знал двух пасторов — с одним я ходил на охоту, с другим выпивал. Итак, я задал одному из них мои вопросы. — С кем ты изучал Библию? — хотел он знать. — С доктором Коннером и его женой. — Нет, Джим, я не имею в виду людей, а хочу знать, к какому религиозному обществу они принадлежат. Я сообщил ему это, и он возразил: — Джим, да они же фундаменталисты. — Что это значит? — спросил я. — Фундаменталисты верят в то, что написанное в Библии надо понимать буквально. Это означает, что ты должен пытаться делать то, что говорит Библия. Я был сбит с толку: — А что в этом плохого? И кто тогда мы, если мы не фунда¬менталисты? — Джим, мы приверженцы традиций. Мы верим, что Библия написана тысячи лет тому назад и поэтому должна пониматься в свете церковных традиций и согласно сегодняшнему времени. Поэтому мы не должны больше жить так, как в те варварские библейские времена. — Да, ты прав. Вооруженные этой информацией, мы продолжали каждую среду по вечерам изучать Библию с Коннерами еще полтора года. Я и понятия не имел, что Библия содержит такие глубокие истины! Как-то в один из таких вечеров Этель спросила меня: «Джим, а не пойти ли вам с нами в церковь?» И я привычно возразил: — Нет, я пойду с вами только тогда, когда буду абсолютно убежден в том, что все это — истина... Такой ответ стал своего рода моей традицией, и поэтому они были очень удивлены, когда однажды вечером я заявил: — На этой неделе я пойду с вами. Я с нетерпением жду встре¬чи со святыми, которые живут согласно этим истинам! Я был в приподнятом настроении! Находясь под впечатлени¬ем от изучения Библии, я предвкушал чудесную встречу с теми, кто живет по-библейски. Пол и Этель, напротив, не разделяя моих чувств, выглядели немного смущенными. — Джим,— произнесла Этель,— мы должны обсудить с вами нечто прежде, чем вы пойдете с нами в церковь... И они попытались объяснить мне то, что я и сам вскоре по¬нял: верующие и святые — не одно и то же! Позднее я нашел в Библии один стих, говорящий об этом так: «Не все те Изра¬ильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6) И еще: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности... но тот Иудей, кто внутренно таков» (Рим. 2:28, 29). Это суровые слова, но я и не догады-вался о том, что скоро они будут обращены и ко мне. Прошло полтора года, и я по-настоящему полюбил Слово Бо¬жье. Бог благодаря Писанию пробудил в моём сердце желание узнать Его. И все же я попался в ловушку, которую сатана рас¬ставляет тем, кто ищет Бога. Я думал, что одно лишь принятие Божественной истины делает человека христианином, и искрен¬не полагал, что истины Его Слова станут моей религией. Всю свою жизнь я искал того, кто бы мне показал, каков на самом деле христианин, и теперь мне казалось, что я нашел путь. У меня сильная воля, и как только я познавал новое в Сло¬ве Божьем, я тотчас же начинал претворять это в своей жизни. Я усердно стоял за правду, был искренним и честным, но, не¬смотря на это, мое понимание истинного христианина было не¬верным. Горя усердием, я пытался делиться открытой мною чудес¬ной истиной с моей семьей. Когда же я пытался объяснить им, что их богословие не является библейским, они не со¬глашались со мной и не признавали мои «истины». Конеч¬но, они не могли отстоять свою точку зрения, основываясь на Библии, но и мою отвергали. Я не мог этого понять. Ведь если бы они были убеждены в истине, то охотно бы следовали ей, не так ли? И я начинал все сначала и еще усерднее, пока моя семья не дала мне совершенно ясно понять, что они не хотят иметь ниче¬го общего не только с моей новой религией, но и со мной. Мое же поведение ясно говорило: «Я прав, а вы не правы. У меня — истина, а вы верите в ложь». Но они совершенно не принимали этого и были правы. Другие же заметили мое миссионерское усердие, и вскоре я уже преподавал библейские уроки таким же «правильным» ду¬шам, как и я, которые верили в чудесные библейские истины. Я стал первым пресвитером в нашей церкви и внешне производил очень хорошее впечатление. Конечно, и мне самому, несмотря на мой упрямый характер, становилось всё более очевидно, что в моей христианской жиз¬ни что-то не так. В церкви я говорил замечательную проповедь о том, как побеждать грехи, но, придя домой, мог накричать на жену и раздраженно разговаривать с детьми. Я знал, что это не¬правильно, но, видимо, даже моя крепкая сила воли не помогала мне одержать победу в этой области. Библия говорит об этом так: «Из тех же уст исходит благо¬словение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? ...Также и один источник не может изливать солёную и сладкую воду» (Иак. 3:10-12). «Если кто из вас думает, что он благоче¬стив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1: 26). Господь начал обращаться ко мне с подобными словами, и во мне стало нарастать настойчивое подозрение — неужели я что-то упустил, и обращен ли я действительно? Я был членом церк¬ви, но был ли я настоящим христианином? Я проникся Словом Божьим, но стало ли это Слово плотью и обитало ли оно среди нас? Постепенно мне становилось ясно, что мышь, только по¬тому, что она находится в коробке с печеньем, не станет этим печеньем! Через два года Господь достучался до моего упрямого сердца и обратился ко мне: Джим, ты должен вернуться назад и подвести итог своей жизни. Ты должен убедиться в том, что ты действительно обращен. «Почему, Господи, ведь я же первый пресвитер церкви?! Я привел в нее больше дюжины людей! Это я-то не обращен?» Да, Джим, есть нечто, что ты еще не понимаешь. Постепенно мне стало ясно, что правильное понимание Би¬блии — это лишь толика истинной религии. Сегодня миллионы людей называют себя христианами и считают себя правыми, но были ли они когда-нибудь воистину духовными людьми, нахо¬дясь в таком плачевном состоянии? Доскональное изучение Библии — это необходимость для каждого христианина, потому что ее знание поможет понять и пережить события, предшествующие концу этого мира. Но так мы можем познакомить людей только с библейскими истинами, но никак не с Богом. В конечном счете, эти истины — не просто слова, оживляю¬щие душу, они — Сам Бог! И пока слушатели не обретут лич¬ностного общения с Ним, они не станут лучше других только потому, что слышали библейские истины. Библия — не цель, но орудие для того, чтобы побудить людей жить в тесном общении с Богом. И сегодня Христос обращается к нам все с теми же сло¬вами, которые Он сказал в свое время учителям израильского народа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5: 39, 40). Хорошо зная богословие, я мог свободно дискутировать о толковании Библии, но если бы я столкнулся с настоящим хри¬стианством, то эти «большие знания» выглядели бы глупо. Например, если бы я мог находиться у подножия креста и гово¬рить с Марией Магдалиной, то каким бы оказался этот разговор? «Мария, ты не покинула Христа, как некоторые. Ты творишь эти добрые дела, поскольку тебе вменили праведность или наде¬лили ею? Если твоя порядочность от Бога, тогда ты праведница. А знаешь ли ты, в какой момент ты была оправдана? А может, ты обладаешь „врожденной" праведностью, или все-таки ты была оправдана судом?» «Что?.. Кто?.. О чем ты говоришь? — спросит она меня. — Он — мой Господь, мой Спаситель! Я люблю Его, ведь Он осво¬бодил меня от моих грехов!» Кто же из нас — первый пресвитер или блудница — обладает истинной религией? Я использовал правильные богословские понятия, а у нее были настоящие живые отношения с Богом. Церкви заменили собой спасительную истину о Боге. В на¬шем самодовольстве таится большая опасность. Мы соглашаем¬ся с доктринами и каждую неделю посещаем богослужения, при этом ублажая самих себя тем, что мы — часть Божьего стада. Ведь мы же в церкви и под руководством Его Слова, значит, мы нашли Бога! Но так ли это?.. Членство в церкви и признание основ веры ошибочно при¬равняли к новому рождению. Почти каждый из нас прошел че¬рез это; мы больше не видим в этом опасности и не ощущаем потребности в более глубоких опытах. Такая ситуация царит почти во всех церквах и религиозных конфессиях нашего вре¬мени. Вера в то, что можно обрести религию, лишь зная и при¬знавая истину и присутствуя в церкви, ведет к тому, что мы и Бога принимаем как факт, вместо того чтобы позволить Ему на практике стать основой нашей жизни. Часто в церкви гаснут последние живые искры настоящей ду¬ховности, которые еще в ней присутствовали. Они дают спокой¬ную уверенность и утешение без живой связи с Господом. Члены церкви бывают удовлетворены этим, как младенцы, наученные довольствоваться «пустышкой» вместо настоящего молока. Может показаться, что я против религии, но это не так. Не¬смотря на то, что моя религия не привела меня к Богу, она ста¬ла стимулом, так как открыла глаза и привела к размышлениям. Она стала как бы катализатором; она указала мне направление и укрепила во мне определенные принципы. Без всего этого не¬многие смогут найти путь к глубокой вере, и за этот опыт я на¬веки благодарен Богу. Но я очень надеюсь на то, что люди, посещающие церкви, откроют то, что забыли: Бог — Личность, с Которой каждый может познакомиться и узнать ее ближе! Общение Господа с человеком — это пульс истинного христианства! Ежедневно, ежечасно, ежеминутно Он побуждает и вдохновляет нас обре¬сти жизнь, «сокрытую со Христом в Боге» (Кол. 3:3), и к тому, чтобы Бог был «все во всем» (1Кор. 15:28) Такого опыта у меня и не было. Я не понимал этого, но в глубине моей души я по нему тосковал... Эту тоску вложил в мое сердце Господь; Он хотел, чтобы я об¬рел такую жизнь, но Он также знал, что для этого я нуждаюсь в некоторых изменениях. Он знал, что я никогда по-настоящему не обрету Его в религиозном мире, где правят гордость, помпез¬ное лицемерие и себялюбие. Поэтому Бог дал мне такой же со¬вет, какой Он дал когда-то Своим ученикам, сказав: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк. 6:31). Благодаря этому совету я понял, с чего начать, сначала я дол¬жен внять Его призыву и решиться последовать за Ним. «И взы¬щете Меня, и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер.29:13). И еще Господь сказал мне: Джим, ты должен быть готов кое-что исключить из твоей программы жизни и твоих бесконечных обязанностей; сделай проще твою жизнь, чтобы ты мог «остано-виться и познать, что Я — БОГ» (Пс. 45:11).
|