Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 08 октября 2024
Главная Библейские уроки Новая жизнь Урок 21 Существует ли непростительный грех?
Урок 21 Существует ли непростительный грех? PDF Печать Email
Иисус говорит, что нет такого греха и такого богохульства, которое Господь не простил бы.

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам» (Мф. 12:31).

Возблагодарим Господа за Его великую мудрость! Но как нам тогда следует понимать следующий текст:

«А хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31)?

Так в чем же заключается грех против Святого Духа, который «не простится человекам»? Одно ясно: непростительность его не проистекает из природы греха как такового, ибо стих 31 подчеркивает, что всякий грех будет прощен. Это есть основополагающая истина всей Библии. Господь простит всякого грешника, независимо от того, кто он есть и каковы были его поступки. Для этого нужно только прийти к Нему с верой и искренним покаянием, моля о прощении именем Христа.

 

1. Грех против Святого Духа

 

Чтобы понять, что есть грех против Святого Духа и почему Господь не может простить его, мы должны уяснить, какая роль определена Святому Духу в Божьем замысле спасения человеческого рода.

Незадолго до Своего распятия Иисус говорил ученикам:

«Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде... Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:7, 8, 13).

Миссия Святого Духа – свидетельствовать о Христе, обличать человека во грехе и вести его к истине. Без Святого Духа невозможно было бы спасение нашей души. Он не только через нашу совесть указывает на наши прегрешения, но и побуждает сожалеть о них и искренне покаяться. Он дарует нам силу жить новой жизнью, день за днем одерживая победу над злом. (Подробнее см. урок 19).

Только одного греха не может простить Бог – греха против Святого Духа, и причина очевидна: без Святого Духа мы никогда не смогли бы принять Христа и идти дорогой, освещенной светом истины Святого Писания. Без Святого Духа, обличающего грех, мы никогда не смогли бы покаяться в своих грехах. А ведь только приняв Божий дар покаяния, мы можем получить целительное прощение. Только при таком условии Господь простит наши грехи:

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

«Но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:3).

Всякий, кого Святой Дух обличит во грехе, должен раскаяться в нем и покаяться, иначе Христос никогда не войдет в его жизнь.

Предостерегая от греха против Святого Духа (Мф. 12:31, 32), Иисус обращался к фарисеям, отвергавшим Его весть о спасении. Вдумавшись в слова Христа (Мф. 12:24–30), мы поймем, что грех против Святого Духа заключается в сопротивлении Его воздействию на наше сердце. Фарисеи, с которыми беседовал Иисус, отказывались прислушиваться к голосу Святого Духа, взывавшего к их сердцам. Они пытались обмануть свою совесть, приписывая Иисусу бесовскую силу.

Как совершается грех против Святого Духа? Мы совершаем этот грех, если отвергаем призыв Духа, обращенный непосредственно к нашему сердцу или через Слово Божье. Неприятие Святого Духа в нашей душе нарастает постепенно. Оно подобно незаметной царапине на пальчике ребенка, которая понемногу начинает гноиться, и незаметно воспаление охватывает всю руку. Так же воздействует на нас и грех.

Даже для христианина существует опасность совершения непростительного греха. Это может произойти в результате нежелания или неумения услышать голос собственной совести. Каждый отвергнутый луч света, каждое неуслышанное предостережение, каждая потакаемая страсть, каждое нарушение Закона Божьего, – все это суть семена, которые рано или поздно дадут всходы. Лишь одно греховное устремление может свести на нет всю силу, которую дает Евангелие. Совесть постепенно притупляется, как притупляется чувствительность ног деревенского мальчугана, бегающего босиком: мягкие в начале лета, они становятся совершенно нечувствительными к осени. Так и наша совесть: зачерствев, она уже не ощущает присутствия Святого Духа.

Это и есть грех, который заставляет Святой Дух скорбеть и оставлять человека. Этот грех непростительный, потому что грешник не чувствует потребности в прощении. Отказываясь следовать Духу Святому, человек все меньше и меньше слышит Его зов, пока голос Его не умолкает окончательно. И вот уже никто не несет обличения грешнику. Теряется сама возможность покаяться и получить прощение.

Грех проявляется по-разному: у одного это может быть ложь, у другого – воровство или извращенная мораль, у третьего – несоблюдение субботы, злословие или клевета на ближних.

Почему же Господь не прощает грешника? Потому что такой грешник просто не испытывает потребности в прощении, не обращается к Богу с мольбой простить его. Если Бог силой Святого Духа не может дойти до его сердца, Небеса уже ничего не смогут сделать для этого человека. «В узах греха своего он содержится», – говорит о таком человеке мудрый Соломон (Притч. 5:22).

 

2. Когда Господь обращается к нашей совести?

 

Святой дух обращается к нам через нашу совесть.

«Свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим. 9:1).

«И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: “вот путь, идите по нему”, если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево» (Ис. 30:21).

Если совесть запрещает нам что–то делать, а мы сознательно идем наперекор, тем самым ослабляем ее, и если мы будем поступать так часто, то в конце концов совесть потеряет все свои качества. А такая совесть «будучи немощна, оскверняется» (Кор. 8:7).

Только тогда путь, указываемый совестью, можно считать истинным, когда она направляется Святым Духом, а избранный путь никак не противоречит Библии. Нельзя доверять ослабленной совести, ибо голос ее может быть фальшивым. К сожалению, часто бывает, что человек заглушает голос совести, и тогда красный запретительный свет кажется ему зеленым, разрешающим. Теряется реальность оценки ситуации, и нарушение законов совести кажется естественным состоянием. О таких говорится как о «лжесловесниках», «сожженных в совести своей» (1 Тим. 4:2).

Есть только один способ остаться совестливым человеком: постоянно прислушиваться к голосу совести и следовать ему.

Слышал ли ты этот тихий голос, рожденный Святым Духом, зовущий нас к добру и следованию законам Божьим?

А может быть, сатана пытался обольстить нас, и мы искали и находили извинения нашим неправедным поступкам?

С какой горячностью восстает наше внутреннее «я» против заповедей Божьих, если они хоть немного ограничивают наши устремления! Мы боимся отдать всего себя вере и служению Богу, а вместо этого утешаемся мыслью, что будем служить Ему, придумывая какие-то свои правила и заповеди. Но они неугодны Господу, как были неугодны приношения Каина, который жертвовал Богу плоды и овощи вместо названного Богом агнца.

И вот день за днем мы отказываемся прислушиваться к голосу Божьему, который обращается к нам через нашу совесть. А в результате все с меньшей отчетливостью можем слышать его.

Постоянное нежелание прислушиваться к голосу Божьему приводит к тому, что Святой Дух, исполнившись скорби, уходит от нас.

«Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт. 6:3).

Но можно ли услышать голос совести, если глаза ослеплены грехом? Как услышать этот голос, если уши слышат только слова искусителя? Апостол Павел утверждает, что это возможно. Он говорит нам:

«Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).

Внимающего и повинующегося Господь никогда не оставит. Давайте и мы не будем отворачиваться от Него, отвергая Его Духа Святого, Который может оставить нас навсегда, а лучше уподобимся Самуилу, который был всегда готов внимать Господу: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар. 3:10).

 

3. Покайтесь по зову Духа Святого!

 

Иисус пришел на землю, дабы призвать грешников к покаянию. Покаяние проповедовали и Его ученики. Покаяние, как и прощение, есть дар Господень.

«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5:31).

Наша греховная природа не стремится к покаянию. Только «благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2:4). Без Духа Святого, говорящего с нами через нашу совесть, мы никогда не задумывались бы над вопросами добра и зла. И поэтому, отвергая Духа Святого, мы отвергаем и Его воздействие на наше сердце, в которое никогда не будет вписано стремление придти к Господу с покаянием.

Вспомним Исава, который не услышал предостережений Господних и продал свое первородство. Собственными руками отвел он от себя право и честь стать прародителем обетованного Спасителя. Тарелка чечевицы оказалась для него дороже, чем высокая духовность.

С горькими слезами молил он позже о восстановлении своего благословенного права. Но слишком поздно пришло раскаяние, и богатства, предназначавшиеся ему, перешли к другому.

«Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» (Евр. 12:16, 17).

Исав так часто отгонял от себя мысль о покаянии, что даже потеря благословения не заставила его опечалиться о содеянном грехе. Он сожалел о результатах, но не о самом грехе. Разум и сердце его были закрыты для Бога, но открыты для греха. И Дух, скорбя, оставил его. Голос совести не звал его более вернуться к Господу.

Многие из нас пробудятся однажды, чтобы увидеть, какое богатство потеряли, постоянно заглушая голос совести! Но запоздалым будет это пробуждение. Писание говорит о страданиях тех людей, которые не находят в своем сердце раскаяния:

«Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Иер. 8:20).

До тех пор, пока человек осознает свою греховность, пока есть стремление покаяться, до тех пор живет и надежда. Господь ждет всякого, кто исполнится духом покаяния:

«Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс. 85:5).

Всякий грех, в котором человек искренне раскаивается, может быть прощен. Но нередко, признавая зло своего поступка, человек все же меняется. Маленькая девочка, не послушавшись своей мамы, открыла коробку с леденцами. Когда мама застала ее за этим занятием, девочка смутилась и попросила прощения. Но отдать зажатые в липкой ручонке конфеты не захотела. Так же поступаем и мы, взрослые.

Господь ждет честных сердцем, готовых не только признать свои грехи, но и навсегда отказаться от них. За наши грехи, за нас Иисус принял смерть. Но Он не может заменить нас, когда настал час нашего собственного раскаяния, покаяния и послушания. И единственный грех, который Господь не может простить, есть нежелание покаяться и навсегда отказаться от греха.

 

4. Что есть «грех к смерти»?

 

Библия говорит о «грехе к смерти» и о «грехе не к смерти»:

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5:16, 17).

Что есть «грех не к смерти»? Это грех, который человек исповедует и от которого он отказывается.

«И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему; в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18:21, 22).

Каким бы большим ни было наше прегрешение, как бы долго ни предавались мы греху, Иисус примет нас и очистит, если мы дадим духу покаяния наполнить наше сердце.

«Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:18).

Но как мы можем быть уверены, что могут быть прощены, например, убийство или прелюбодеяние? Определенную уверенность дает нам прощение подобных грехов Давиду. Эти два страшных греха великий царь совершил почти одновременно. Но когда Господь обличил его и указал на его вину, Давид покаялся в содеянном и в глубокой скорби отвратился от греха. Молитва покаяния Давида записана в Псалме 50.

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня... Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:12, 13, 19).

Не исповеданный грех является грехом непростительным. Это и есть «грех к смерти», ибо преодолеть этот грех невозможно. Библия называет его произвольным грехом: «Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Евр. 10:26).

Произвольный грех непростителен, так как, упорствуя в нем, мы его уже не замечаем, потому и не можем покаяться и изгнать грех навек. Продолжая поступать так, как нам вздумается, мы все больше поддаемся духу неповиновения и преступаем ту грань, за которой становимся недосягаемыми для Духа Святого, зовущего нас вернуться к Богу. Кровь Христова есть свидетельство того, что прощение даруется всем принявшим спасение. Тот же, кто отворачивается от прощения, «Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10:29), тот совершает «грех к смерти».

 

5. Простительно ли незнание?

 

Даже грехи, совершенные по незнанию, должны быть исповеданы, когда мы наконец приходим к осознанию их. Неустанно должны мы молить Дух Божий, дабы Он вел нас к истине. Давид просил Господа:

«Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем» (Пс. 118:33, 34).

Господь прощает грех незнания, так же как Он прощает и любой другой грех. Осознав неправедность своего пути, мы должны покаяться и навсегда отвернуть его. Апостол Павел получил прощение за те гонения, которые возводил на христиан, ибо, осознав, что в своем неведении он творил зло, покаялся и отдал сердце свое Христу. Он говорил о себе:

«Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии» (1 Тим. 1:13).

Если бы Павел отказался признать ошибочность первоначально избранного им пути, это привело бы его ко «греху к смерти».

Еще раз подчеркиваем: Господь не обличит человека во грехе, о котором тот не ведает. Но Он признает греховным того, кто сознательно бежит от истины:

«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17).

Такой грех совершили, например, Надав и Авиуд, когда принесли пред лицо Господа огонь чуждый, хотя и знали, что творят неправедное (см. Лев. 10:1). Вспомним также, как во времена Ноя люди отвергли истину Божью и в результате были обречены на гибель (см. Быт. 6:3–7). И в наши последние дни род человеческий повторяет свои прежние ошибки (Лк. 17:26). Может ли человек знать, когда он совершил грех против Святого Духа? Творящие этот грех не осознают зла своего поступка и считают себя праведниками. В Евангелии от Матфея мы читаем о тех, которые подойдут к закрытым вратам милосердия и будут ожидать, что они откроются перед ними, ибо, по их разумению, они хорошо служили Господу. Он же объявит им:

«Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, желающие беззаконие» (Мф. 7:23).

Из Библии мы узнаем и о судьбе тех, кто слишком поздно отправился на поиски Слова Божьего. В Книге пророка Амоса читаем о них: «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не най­дут его» (Ам. 8:12). Вряд ли даже автомобили и самолеты помогут им в этом.

В одном мы можем быть уверены: всякий, искренне приходящий сегодня к Господу, обретет спасение. Господь наш Иисус Христос примет их.

«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).

Тот, кого оставил Святой Дух, никогда не задумывается о спасении своей души. Никогда не испытывает он потребности в покаянии. Тревога о спасении души – своей или своего ближнего – свидетельствует о том, что Святой Дух не оставил нас, что Он по-прежнему обращается к нам, и поэтому не надо медлить с ответом на Его призыв!

Если крещение нами еще не принято, а Дух Святой продолжает взывать к нашему сердцу, признавшему свою греховность, будем знать, что настало время прийти к единственно верному решению. Господь не оставил нас.

Если в нашей душе есть стремление творить добро и служить Богу, то для нас есть надежда войти спасенными в Его Царство. Спасен будет тот, кто хочет спастись, кто принимает самое важное в своей жизни решение и соблюдает данные ему уставы. Господь наш Иисус Христос принял смерть за каждого человека. Однако многим никогда не удастся вкусить той жизни, ради которой умер Иисус, так как они не хотят услышать голос Духа, обличающего их во грехе. Святой Дух говорит им о стремлении Христа утешить каждого, возродить каждого к новой жизни, пребывать в каждом постоянно. Если мы уже заключили завет со Христом, то, отвергая данное нам Слово Божье, мы грешим против Духа Святого.

«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Не будем отвергать обличие Духа Святого, если мы нарушили заповедь Божью. Не будем отворачиваться от праведности святого Божьего Закона и откроем наш разум для знания о грядущем суде, которое дает нам Святой Дух.

Один усталый путник заночевал в лесу. Было холодно и сыро. Он собрал валежник и начал разжигать костер. После долгих попыток ему удалось зажечь огонь – крохотный язычок пламени.

Как заботливо защищал он это трепетное слабое пламя от порывов ветра и дождя! Он загораживал его собой, хранил и оберегал, пока наконец огонь не окреп, не разгорелось яркое пламя, которое согрело замерзшего и усталого человека.

Апостол Павел, говоря «Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19), также прибегал к образу огня, который необходимо не только сохранить, но и дать ему разгореться с полной силой.

Святой Дух ведет нас к послушанию Слову Божьему, Он отворачивает нас от греха, готовит наше сердце для Господа нашего Иисуса Христа, учит следовать за Ним, соблюдать заповеди Божьи на пути к Иисусу.

Как важно для нас внимать голосу Духа Святого, покаяться во всех грехах, принять весь свет Божественной истины, даруемой нам Его Словом.

 

Дорогой Отец Небесный! Обратись ко мне, не лишай меня Своего присутствия и не отводи от меня Духа Своего Святого. Ниспошли Дух Святой, дабы даровал Он мне покаяние. Прости все грехи мои и веди меня шаг за шагом каждый день. Впиши закон Свой в сердце мое и сделай послушание радостью моей жизни. Помоги мне всегда держать свое сердце открытым для Духа Твоего. Во имя Иисуса молю. Аминь