Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 14 июля 2024
Главная Работа с особыми группами людей Помощь заключенным ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА PDF Печать Email

Характеристика личности молодого человека. Личность моло­дого человека характеризуется социальной зрелостью, способ­ностью правильно воспринимать явления общественной жизни и критически оценить свое поведение, однако огромное влияние на поведение личности оказывают стереотипы, сформировавшиеся в предшествующий возрастной период. В этом возрасте люди обзаводятся семьей, происходит их профессиональное становле­ние, углубляются и развиваются межличностные отношения на производстве, наступает правовая зрелость. Социальная роль лич­ности подкрепляется избирательным правом. Рассматриваемый жизненный период можно условно разделить на два этапа: 1) с 18 до 25 лет; 2) с 26 до 30 лет.

В возрасте от 18 до 25 лет формирование личности идет наи­более интенсивно. В этот период рельефно проявляется социаль­ная активность человека: он создает и изменяет обстоятельства «современной жизни собственным поведением и трудом», образует собственную среду «развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в раз­нообразные малые и большие группы-коллективы)".

В настоящее время в самостоятельную жизнь вступает наиболее грамотное за всю историю страны молодое поколение, наибо­лее подготовленное профессионально. Наша молодежь верна коммунистическим идеалам, революционным традициям, трудится па передовых рубежах пятилетки. Однако в молодежной среде отмечаются и негативные явления: запоздалое гражданское ста­новление и политическая наивность, иждивенчество некоторых молодых людей, их нежелание трудиться там, где это требуется обществу сегодня, стремление части молодежи выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей. Все эти недостатки могут стать благо­приятной почвой для асоциального развития личности.

Антиобщественное поведение некоторой части молодежи может наблюдаться там, где запущена политико-воспитательная работа, где не уделяют должного внимания удовлетворению ее запросов, интересов, потребностей. В этих коллективах начинают процве­тать групповой эгоизм, ложное товарищество, антиобщественные взгляды. Развитие отрицательных черт интенсифицируется с момента вхождения личности в асоциальную малую группу и принятия ее норм, ценностей, требований.

В молодежном возрасте особенно остро встает проблема осознания себя и своего будущего. Если в 18-летнем возрасте правонарушитель может еще неохотно включаться в общественно-полезные виды деятельности, сохранять детскую инертность, полагая, что он может жить за счет родителей, то уже к 22-25 годам под влиянием объективной действительности он начинает заботиться о перспективе своей жизни.

Однако часть осужденных этого возраста нередко не имеет производственной квалификации, трудового стажа, так как и в условиях свободы не участвовала в общественно полезном труде, вела паразитический образ жизни.

Среди осужденных молодежного возраста есть лица, желаю­щие изменить характер работы в будущем, и это требует их про­фессиональной переориентации и переквалификации при подготовке к освобождению.

Многие осужденные молодежного возраста не имеют общего среднего образования, а длительный преступный образ жизни, злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами отрицательно сказались на развитии их интеллектуальной сферы, раз­рушили навыки самостоятельной работы с книгой. Кроме того, часть молодежи этого возраста не видит перспективы в повыше­нии общего образования, поэтому посещает школу под нажимом администрации колонии или чтобы «убить» свободное время.

Вместе с тем среди осужденных этого возраста имеются ли­ца, которые стремятся получить в ИТУ среднее образование, свя­зывают это со своей будущей профессией. Учеба в школе и ПТУ колонии рассматривается ими как путь к получению интересной работы.

Важное место в жизни осужденных молодежного возраста за­нимают вопросы семьи и брака. Особенно дорожат семейным благополучием осужденные в возрасте 26-30 лет. Нарушение семейных связей часто бывает следствием аморального поведения одного из молодых супругов в быту, злоупотребления алкоголем.

Осужденные данной возрастной группы болезненно переживают факт их ареста по заявлению в органы милиции жены, соседа или близкого родственника. Они настолько уверены в своей правоте, что разубедить их бывает довольно сложно, для этого необходим целый комплекс мер индивидуального и общест­венного воздействия.

Отсутствие или ослабление семейных отношений осужденные молодежного возраста нередко замещают заочными знакомства­ми с лицами другого пола, восстановлением своих прежних свя­зей, что существенно влияет на психологию их личности. Бывает, что новые знакомства воздействуют на осужденного положитель­но. Так, рецидивист Н. долгое время был нарушителем режима. В 27 лет он стал переписываться с девушкой, которая убеждала его в необходимости начать новую жизнь. Однажды она приехала на свидание к Н. в колонию. Этот факт, особенно ее твердая вера в него изменили отношение Н. к себе и окружающей действитель­ности. После встречи с ней Н. начал честно трудиться, поступил в 10-й класс вечерней школы, публично выступил с осуждением своего прошлого поведения. Если поведение осужденных в возрасте 18-25 лет менее ус­тойчивое и определенное, то у лиц в возрасте от 26 до 30 лет выявляется тенденция стабилизации негативного или позитивного поведения. С возрастом увеличивается доля лиц, стремящихся встать на путь исправления, особенно это характерно для 28-30-летних. В эти годы более интенсивно и продуктивно идет процесс овладения социальным опытом. С достижением возраста 25 лет у человека (за крайне редким исключением) не прекра­щаются ни процесс познания себя и окружающих, ни процесс овладения новыми навыками, ни процесс освоения новых норм, ролей и выработки новых ценностных ориентации и установок.

В задачу воспитателей входит осуществление систематического контроля за поведением правонарушителей молодежного возраста, глубокое изучение их психологии, разработка научно обоснованных программ перевоспитания с учетом условий колонии и индивидуальных особенностей правонарушителей.