Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 21 ноября 2024
Получить прощение и жить надеждой PDF Печать Email

 

Почему так часто Иисус обращался к теме прощения? Имеет ли прощение только религиозный смысл как сугубо богословский термин, определяющий нашу способность жить с Богом и среди святых существ? В определенной степени такое представление верно, хотя оно не исчерпывает проблему.

Если мы внимательны к словам Иисуса настолько, что видим в них не требование, а приглашение, добрый совет Друга, то уже сегодня наша жизнь может измениться до неузнаваемости. Весьма печально видеть, как многие добропорядочные люди лишены радости только потому, что пренебрегают советом Иисуса испытать красоту и силу прощения.

Несколько лет тому назад я ехал в поезде в одном купе с интеллигентной женщиной почтенного возраста. Мы говорили о жизни, о наших семьях. Узнав о том, что ее родители все еще живы и она ухаживает за ними, я выразил свое восхищение. Не все родители имеют такое благословение на старости лет, и не все дети видят преимущество в заботе о престарелых родителях. Как часто мы, взрослые дети, приходим в себя только тогда, когда родителей уже нет в живых! Мы осознаем, что ничего не сделали, чтобы обогатить и облегчить их жизнь, сделать ее более разнообразной и насыщенной. Мы укоряем себя за чрезмерную медлительность, оправдываем себя постоянной занятостью, суетностью жизни... Мы страшимся своего будущего, если в прошлом были жестки или несправедливы к родителям.

Чаще всего столь праведное раскаяние приходит, когда сделать что-либо или поправить уже невозможно. Мы признаем, что утеряно нечто важное и утеряно навсегда, словно оторвавшись от нас самих. И это правда, ибо со смертью родителей теряется целый пласт жизни, светлый и радостный. Теперь он останется лишь в нашей памяти...

Однако моя попутчица на это весьма холодно возразила: "А я никогда не прощу своих родителей!" Хотелось верить, что эти слова были произнесены в сердцах, в результате недавней обиды на родителей. Но женщина долго рассуждала об их черствости. "Они живут со мной под одной крышей, а думают только о себе", - говорила она. Даже во время ее болезни родители никак не пытались помочь своей дочери. Обида оказалась затаенной. Женщина вспоминала свое не очень счастливое детство и одиночество в юности. Жалость к себе и досада на родителей переполняли ее.

Я возразил, сказав, что она взвалила на себя непомерно тяжелую ношу. Непрощение - это бремя, которое грозит раздавить нас в любой момент жизни. Простить - значит освободить себя от него! Более того, если вы не простили своих родителей, какой бы ни была их вина, то ситуация повторится в ваших отношениях с собственными детьми!

"А есть ли у вас дети?" - поинтересовался я. "Да, - ответила женщина. - Но у нас ужасные отношения! Сын развелся с женой и винит меня в развале своей семьи. Невестка ненавидит меня и запрещает встречаться с внучкой. Никогда еще мне не было так больно. Иногда кажется, что весь мир ополчился против меня!" И женщина расплакалась.

"Но неужели, - спросила она, - прощение является панацеей от всех бед этой жизни?" "Конечно нет, - ответил я. -Но непрощение ведет ко многим трагедиям, прежде всего во взаимоотношениях людей. Не простив кого-то из своих близких, вы несете на себе чужую вину. Такое состояние угнетает вас, лишает покоя. Вы часто говорите об этом незнакомым людям, даже своим детям, создавая при этом предпосылки для повторения подобной же трагедии в их жизни".

Обращаясь к Евангелию, да и ко всей библейской истории, мы видим пример Бога-Отца и Иисуса Христа в прощении. Когда мы прощаем кого-то, наши вина и грех навсегда ввергаются в пучину морскую (см. Мих. 7:19). Когда прощает Иисус, Он нас очищает и делает свободными от совершенного проступка. Вместе с этим Он ожидает, что мы последуем Его примеру, ибо прощение есть неотъемлемая часть человеческой жизни, человеческих взаимоотношений.

По мнению одного из комментаторов Библии, "прощение - это не столько отпущение грехов, сколько восстановление истинных отношений с Богом. Ничто не может освободить нас от определенных последствий наших грехов, прошедшего не вернешь, но отчуждение от Господа заменяется дружбой, далекий Бог становится ближе и "страшный" Бог оказывается Богом, искренне любящим людей" (У. Баркли. "Комментарий к Евангелию от Луки", с. 23).

Подумайте, во что превратился бы наш мир, если бы мы не умели прощать, если бы на земле жили только обидчики и обиженные, плачущие без утешителей, побежденные без права на свободу! Какова была бы жизнь, если бы поступками людей двигало злопамятство, лишенное радости прощения и будущего? Каким безнадежным было бы наше положение, если бы мы помнили только о дне грехопадения, забыв о жертвеннике у ворот Едема? Если бы мы знали .о судном дне, но отвергли благословенный дар жизни с Богом? Если бы в памяти людской оставались тысячи сожженных городов, сел и миллионы невинных жертв вследствие бесконечных войн и бессмысленных актов террора, но в душе не нашлось бы места прощению? Если бы мы знали только горечь смерти, сиротства и одиночества, но не ведали о Голгофе, принесшей радость прощения, то на земле давно бы не стало жизни!

Было время, когда мне казалось, что грех предательства и измены простить невозможно. Однако, встречаясь с людьми, сумевшими простить, и уяснив их мотивы, я чувствовал, словно меня что-то покоряет в них. Виновная сторона при этом кажется несчастной, а прощающая - великой!

Следуя примеру нашего Господа, эти люди прощают не от слабоволия или безвыходности ситуации (ибо это будет не прощением, а затаиванием обиды, готовой вырваться наружу при первой же возможности). Прощают от великодушия, благодаря силе Божьей, доступной каждому уверовавшему в Него. Прощают, потому что любят. А поэтому истинное прощение не имеет ничего общего с унижением личного достоинства. Скорее, это восстановление отношений, возвращение к прежнему уровню. Истинное прощение открывает путь к сердцу, дает еще один шанс оступившемуся, проявившему слабость. Оно не взирает высокомерно, с высоты победителя, но радуется победе ближнего.

Да, прощение - это всегда жертва, великая жертва во имя другого человека. И даже когда ты любишь, она дается нелегко. Ибо какая жертва может быть легкой?

Но жить непрощенным еще трудней. Я не видел людей более несчастных, чем те, кто слишком поздно начал искать прощения за свои поступки.

...Александр подошел ко мне сразу после окончания богослужебного собрания. Он сказал: "Пастор, мне нужна помощь!" У меня создалось впечатление, что этот человек пришел просить денег, ибо такое сегодня происходит весьма часто. Да и внешность его не вызывала доверия: помятая одежда, неопрятный вид, взлохмаченные волосы, бегающие глаза. Я попросил Александра немного подождать и, беседуя с другими людьми, наблюдал за ним. Во всем его поведении чувствовалась какая-то неестественность...

Поэтому, когда мы остались вдвоем, я спросил прямо: "Вы пьете или употребляете наркотики, и вам нужны деньги?". "Да, - ответил он.,- Мне тридцать лет, из которых шестнадцать я употребляю наркотики. Это в основном таблетки". Он вытащил из кармана пальто целую пачку таблеток, показывая, что они у него имеются. "Но, - продолжил он, - я пришел к Вам не для того, чтобы просить денег. Можете ли Вы отпустить мой грех?" Я ответил, что грех его может быть прощен Иисусом, так как в Библии от Его имени дается обещание каждому, имеющему подобную проблему: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин .1:9).

"Все, что Вам нужно, - сказал я Александру, - это рассказать Ему о своем грехе. Сказать, что Вы сожалеете о содеянном и отказываетесь в будущем повторять греховные поступки. Вы, конечно, приняли правильное решение, придя в церковь. Здесь Вам помогут понять Библию и отыскать путь к Богу, Которому Вы сможете излить свою душу".

"Понимаете, - ответил он, - я жил вместе с матушкой. Она была парализована, но как жестоко я избивал ее!" Все еще не понимая, что он имеет в виду, я посоветовал: "Так возвратитесь домой и скажите ей, что раскаиваетесь, что Вам больно и обидно за прошлое и Вы не хотите повторять его! Она как мать поймет и простит Вас".

"Да, но уже два месяца как она умерла, - был его Ответ. - Если бы Вы только знали, что творится в моей душе!.. Можете ли Вы как-нибудь помочь мне?"

Как ответить на этот крик души? Как можно помочь этому жестокому, но истерзанному раскаянием человеку? И это не одиночный случай! Дело в том, что лишь немногие находят решимость говорить о своем состоянии, в то время как миллионы молчаливо ожидают помощи...

Размышляя о прощении, мы начинаем понимать, почему умер Иисус и почему Он назван Спасителем людей. Рассматривая внутреннее состояние непрощенных, нам становится ясно, почему Он придет снова. Он придет к нам, придет за нами!..

Хотя бы однажды пережив раскаяние, которое некому услышать, хотя бы однажды попросив безответно прощения, хотя бы однажды ощутив непосильную тяжесть вины, мы испытаем сильное устремление к новой жизни и поймем, зачем Иисусу необходимо во второй раз приходить в этот мир.

Широко распахнув свое сердце навстречу внутренним переживаниям ближних, каждый из нас должен сделать все возможное, чтобы направить к Иисусу ищущего помощи. Ибо каким бы привлекательным ни было прощение, обещаемое человеку в земных храмах, подлинное прощение возможно получить только от нашего Господа!

Что же можно предложить Александру и тем, кто, подобно ему, безуспешно ищет прощения? Только одно - идти на Голгофу! И не просто взойти туда, но пройти вместе с Иисусом весь скорбный путь "Виа долороса", чтобы увидеть, насколько отвратительна жестокость людей, каким глубоким может оказаться падение и бессмысленным совершаемое ими преступление, поскольку они не ведают, что творят... Ибо, предавая на смерть Невинного, всю тяжесть этого преступления эти люди возложили на своих же детей, говоря: "Кровь Его (Христа Иисуса) на нас и на детях наших" (Мф. 27:25). Но остались ли они непрощенными?

В евангельском повествовании о крестных страданиях Христа присутствует один весьма поучительный момент. Находясь уже несколько часов на кресте, чувствуя приближение смерти и нуждаясь в поддержке, Он ищет ее у Бога. Но не видит Его рядом с Собой и говорит: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27:46),

Где же был Бог Отец, Единородный Сын Которого нуждался в Нем как никогда? Иисус знал, что Его Отец присутствует рядом. И в этой кромешной тьме, покрывшей землю и ставшей символом духовного рабства людей, пришедших взглянуть на зрелище казни, Он пытается помочь им, ибо они во власти дьявола и не ведают, что творят.

Власть дьявола, к тому времени распространившаяся на весь мир людской и ослепившая кричавших: "Распни Его!", могла быть сокрушена смертью за преступления и грехи людей, но смертью Того, Кто не имел греха, Кто был Единородным Богу. Сила греха была проявлена в своей самой уродливой форме! Но не только это. Теперь Святой, умерший вместо грешников, мог сказать: "Вы свободны от греха своего, он не имеет более власти над вами".

Поэтому сила и власть дьявола в тот день были сокрушены не только смертью Христа, но и Его прощением, свободой, дарованной Им всем узникам дьявола.

Как бы отвечая на желание Бога Отца, Иисус, забыв о собственных страданиях, молится: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34). И результаты усилий Отца и Сына проявились уже к вечеру того же дня. Евангелие от Луки рассказывает о тех, кто находился на Голгофе и еще мгновенье назад осуждал, смеялся и плевал в лицо Сыну Божьему, но теперь "возвращался, бия себя в грудь" (Лк. 23:48),

Слова Иисуса о прощении привели их к раскаянию и сожалению. И не страх был мотивом этого, ибо бояться им было нечего, за исключением собственных поступков. Глаза этих людей открылись, и им стала понятна природа происходящих вокруг них событий. Они более не желали жить по-старому, оставаться на том месте, где грех их был открыт и позор преступления смыт кровью Невинного.

В прощении сокрыта великая сила. Сила, заставляющая человека двигаться вперед, способная подарить ему искру надежды. Прощение не позволяет получившему его долго топтаться на могиле собственных грехов, помогает идти, но теперь уже к новой цели...

Вот почему христианская надежда не заканчивается Голгофой! Голгофа - это поворотный момент в истории Вселенной, нашей Земли и в жизни каждого отдельного человека. Какими бы кривыми ни были пути, но если человек пришел на Голгофу, то оттуда он пойдет прямой дорогой к Богу, освободившись от бремени греха.

Евангелие было бы неполным, если бы путь Иисуса от славы к унижению, от вечной жизни к смерти на земле заканчивался Голгофой. Но мы знаем, что за пятницей, в которую Он умер, последовала суббота покоя, а затем утро первого дня недели -дня, в который Ангелы Божьи сообщили пришедшим ко гробу: "Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес..." (Лк. 24:5, 6).

Смерть, воскресение и последовавшее затем вознесение Иисуса на небо были звеньями Божьего замысла спасения человека от силы греха, оков смерти и власти дьявола. Но и в этом контексте мы не можем говорить о завершенности Евангелия, о полноте Благой вести.

И опять Голгофа помогает нам понять это, ибо мы идем туда не только за прощением, но и за надеждой. Там, на Голгофе, мы видим явление любви Божьей миру, недостойному ее. Но все мы идем туда, чтобы согреться в ее лучах!

Голгофа - самая сильная проповедь Библии об Иисусе Христе, Который, несмотря на унижение и смерть, опять придет в наш мир. И это не удивительно, ибо Второе пришествие является также неотъемлемой" частью, завершающей фазой замысла Божьего о спасении человечества от власти зла.

Если бы мы не имели надежды на Второе пришествие Иисуса, то были бы подобны детям, которых поместили в больницу для лечения, а после выздоровления о них забыли и не вернули домой. Правда, задержалось и наше с вами возвращение домой, к Отцу... Однако мы уверены в Его любви. Ему, нашему Богу, принадлежит обещание, оставленное в Священном Писании: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленней..." (2 Петр. 3:9), ибо "Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение" (Евр. 9:28).

В тот мрачный день, когда в лице предававших смерти Христа все человечество расписалось в своей виновности, небеса уже озарились светом будущей славы. Находившийся рядом, распятый подобно Ему, но умиравший за свои преступления человек увидел в Иисусе Царя неба. Его просьба прозвучала естественно, Не о прощении, ибо Иисусе и его простил, как и всех живых, все еще ходящих по земле. Он просил о небе, о последней, желанной обители скорбящих и странствующих во все века.

Как же поступил наш Господь? Отверг ли Он просящего или сделал вид, что не слышит? Нет! Мы знаем, что это не так. Ведь Он всегда искал возможности ответить на просьбы. Потому слова Его ответа закономерны. "Помяни меня, Господи, - просил распятый разбойник, - когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:42,43).

Что бы вы почувствовали, услышав такое? Получить заверение от Самого Спасителя! А ведь мы имеем его! И наше ожидание не будет напрасном точно также, как и уверенность разбойника не будет обманута в день, когда Иисус придет во славе.

Потому и, сегодня поступь жизни нашей будет твердой, невзирая ни на какие обстоятельства, ибо будущее согревает сердце надеждой.