Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Просеивание PDF Печать Email

 

Одним из самых ярких признаков того, что мы приближаемся к концу времени, является жестокость, с которой враг нападает на Церковь как в целом - снаружи и изнутри, так и на каждого истинного последователя Христа в отдельности. Мы живем во время "потрясения".

В древние времена, а в некоторых регионах с примитивными формами хозяйствования даже сегодня, фермеры обычно просеивают пшеницу через решето, чтобы отделить от нее плохие зерна, шелуху и мякину. Писание использует это сравнение несколько раз, говоря об очищении и избрании Божьего народа, то есть о том процессе, который должен начаться в ходе подготовки к последнему кризису. Теперь, когда наступили последние дни, Богу надо совершить окончательное отделение пшеницы от плевел с помощью "потрясения" или "просеивания" (два синонима, употребляемые в Библии и в сочинениях Е. Уайт, чтобы указать на данное Божественное действие).

Просеивание - это не только действие, затрагивающее Церковь в целом, но еще и индивидуальный процесс, который начинается с принятием Христа и заканчивается в день, когда время испытания человека подходит к концу, будь то его смерть или завершение следственного суда. Когда в жизни Петра настал критический момент, Господь сказал ему: "Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя" (Лк. 22:31, 32). В данной связи надо отметить, что не Бог посылает испытания и беды, в результате которых совершается просеивание, но делает это сатана. Бог до определенного момента позволяет ему творить зло, как, например, в случае с Иовом.

Способ, которым Бог каждого из нас готовит к небесам, Он много раз применял и по отношению к Своему народу в древности. В Книге пророка Амоса мы читаем: "Я... рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю" (Ам. 9:9). Здесь пророк возвещает о рассеянии Божьего народа среди язычников. Бог дает Своему народу возможность пережить страдания и боль, чтобы народ понял собственное духовное падение и вернулся к Нему, ища помощи в надежде измениться.

Почему Божьей Церкви нужен опыт потрясения? То, что Бог совершал на протяжении всей истории, стремясь очистить Свою Церковь, ныне Он делает более тщательно в силу той особой миссии, которую должен исполнить остаток, в силу того особого уровня благочестия, которого ему надо достичь, и в силу того особого кризиса, через который ему предстоит пройти.

История быстро движется вперед. Божьей силой Его дети будут проповедовать вечное Евангелие каждому человеку в этом мире. Чтобы подобное произошло, Богу надо будет в изобилии излить на Церковь поздний дождь. Тем не менее Е. Уайт подчеркивает, что этого не произойдет до тех пор, пока большинство Божьего народа не обратится по-настоящему, пока это большинство не примет в свою жизнь весть Истинного Свидетеля, не пройдет через возрождение и реформацию и не станет народом деятельных свидетелей. Таким образом, процесс просеивания предшествует этой цепи событий, подготавливает их и в то же время продолжает сопутствовать им до конца времени испытания.

Описание и сущность

Ветры гонений, лжеучений, душевной горечи, срыва или просто нежелание подчиниться голосу Духа и расстаться с собственным эгоизмом и суетностью послужили причиной того, что многие оставили Церковь. Отпавшим надо отказаться от своих идолов и, полностью предавшись Господу, победить свои грехи и немощи.

Позволяя нам пройти через просеивание, Бог хочет только одного - очистить нас, помочь нам освободиться от собственного пустого "я", чтобы потом наполнить Своим Духом. Как и в случае с Петром, Он заверяет нас, что молится о том, чтобы вера наша не оскудела. Он ждет, что мы обретем полноту, поскольку, как некогда Петру, говорит: "И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих" (Лк. 22:32).

Бог ждет, что Его народ вернется к Нему. "Бог просеивает Свой народ, - писала Е. Уайт. - Он желает иметь чистую и святую Церковь. Мы не можем читать сердца людей, но Господь дает нам средства содержать Церковь в чистоте" (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 99).

Причины, обусловливающие необходимость просеивания

К просеиванию приводят четыре основные причины, которые мы и рассмотрим ниже.

1. Равнодушие и беспечность.

В "Ранних произведениях", в главе под заголовком "Просеивание" Е. Уайт рассказывает об одном из своих видений. Она ярко описывает борьбу, которую вел Божий народ. Столпившись вокруг сражающихся христиан, злые ангелы пытались окружить их еще большей тьмой, но христиане, "с сильной верой, мучительно вопия, взывали к Богу" (с. 269). Только устремляя свои взоры на Иисуса, они могли чувствовать себя в безопасности, "когда бесы чрезмерно сгущали вокруг них ядовитую атмосферу".

В то же время Е. Уайт видела, что некоторые христиане казались равнодушными и беспечными. Они не следовали примеру тех, кто "изо всех сил сопротивлялся бесам и пытался помочь себе, неотступно взывая к Богу" (там же, с. 270).

Видение Е. Уайт показывает, что наиболее характерные причины, по которым некоторые просеются, - это равнодушие, беспечность, отсутствие настойчивой молитвы и бодрствования в опасное время.

2. Отсутствие твердости во время появления закона о соблюдении воскресного дня.

Говоря о том, что нас ожидает, когда примут закон о соблюдении воскресного дня, описывая трудности, с которыми мы столкнемся, Елена Уайт отмечает: "Недалеко то время, когда каждому придется пройти испытание. На нас захотят нанести начертание зверя, и тот, кто шаг за шагом уступал земным требованиям и принимал светские традиции, посчитает возможным уступить властям, нежели подвергаться осмеяниям, оскорблениям, а также угрозе заключения и смерти... В это время в Церкви золото отделится от шлака" (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 81). "Многих призовут на суд, вероятнее всего, отдельно, по одному" (там же, с. 463). 3. Лжеучения и богословские споры.

Говоря о третьей причине просеивания, Е. Уайт подчеркивает, что "просеивание произойдет среди Божьего народа, но не об этом сейчас надо говорить церквам. Оно произойдет в результате отказа от той истины, которая уже возвещена. Служители не должны думать, что у них есть какие-то удивительные и прогрессивные идеи и что не принявшие их будут просеяны, а народ воспрянет и двинется вперед и вверх по пути к победе. Сатана одинаково добивается своей цели и тогда, когда люди стараются опередить Христа и начинают делать работу, которую Он никогда не вверял в их руки, и когда они остаются в том состоянии, в каком пребывали лаодикийцы" (Избранные вести, т. 2, с. 13).

В другом месте вестница Божья говорит: "Когда с появлением лжеучений начинается просеивание, поверхностные читатели, не укорененные в истине, уподобляются зыбучему песку" (Свидетельства для проповедников, с. 112).

Ни один человек не знает, как конкретно просеивание будет происходить в его жизни, потому что каждого сатана испытывает по-своему. Оно может принять вид какого-нибудь ложного реформаторского движения, стремящегося "очистить" церковное руководство или даже традиционное богословие Церкви. Оно может даже происходить под видом высокого богословского и научного обсуждения основополагающей истины.

Сатана стремится отвлечь наше внимание от наших личных духовных потребностей, заставляет занять ту или иную позицию в обсуждении какой-нибудь проблемы, которая, возможно, не имеет никакого значения. Он, например, хочет, чтобы мы упустили из виду тот важный факт, согласно которому оправдание по вере - не какая-то теория или учение, а конкретный опыт. Сатана хочет вовлечь нас в большой спор, который, быть может, разделит Церковь и заставит кого-то потерять доверие к великим основополагающим истинам, которые мы как Церковь восприняли и хранили благодаря многим исследованиям и молитвам, истинам, утвержденным Словом Божьим и имеющим силу свидетельством Духа пророчества.

Только живая, каждодневная связь со Христом и познание Бога на собственном опыте помогут нам пройти это просеивание и уцелеть. 4. Отвержение вести Истинного Свидетеля.

Елена Уайт ясно излагает основную причину просеивания в следующих словах: "Я спросила о значении увиденного мной просеивания, и мне было показано, что это действие будет вызвано достоверным свидетельством, вдохновленным тем советом, который дал Лаоди-кийской церкви Истинный Свидетель. Оно тронет сердца тех, кто примет его, побудит их высоко поднять знамя истины и твердо провозглашать ее. Не все будут возвещать это достоверное свидетельство. Кое-кто восстанет против него, и именно это станет причиной просеивания в среде народа Божьего" (Ранние произведения, с. 270).

Важно как следует осмыслить приведенное высказывание. Ясно, что провозглашение данной вести лаоди-кийцам вызовет разделение Церкви и покажет, кто полностью предан Христу, а кто только прячется за религиозным обличьем, не имея с Иисусом личной связи.

Принадлежащие к первой группе, то есть принимающие совет Истинного Свидетеля, продемонстрируют, что они действительно не хотят никуда уклоняться, они проявят постоянство и подлинное желание достичь освящения. Именно эти люди и поднимут знамя Христа.

Чему хочет научить нас Истинный Свидетель? "Должно возродиться непопулярное в этом мире свидетельство. Сегодня путь в небеса так же тернист, как и во времена земной жизни нашего Спасителя. Нам надо постараться избавиться от грехов, отсечь потакание любым привычкам, мешающим духовной жизни. Если правый глаз или правая рука соблазняют нас, надо принести их в жертву. Готовы ли мы отказаться от собственной мудрости и, как малые дети, принять Царство Небесное? Готовы ли расстаться с самоправедностью? Готовы ли отказаться от своих суетных друзей? Готовы ли пожертвовать одобрением окружающих?" (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 222).

"Когда дети Божьи видят, что сердца их противятся столь прямому призыву, это должно убедить их, что им надо еще кое от чего избавиться, если они не хотят быть извергнутыми из уст Господа... Некоторые люди переносят одно испытание, но когда Бог подводит их к следующему, они пугаются и отходят, потому что не хотят отказываться от какого-то взлелеянного идола... Выдержавшие все испытания и вышедшие победителями, какую бы цену им ни пришлось заплатить, тем самым засвидетельствуют, что приняли совет Верного Свидетеля. Они получат поздний дождь и будут готовы к переселению в небесные обители" (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 187).

Переживая возрождение и преображение, отвечающие Истинному Свидетелю будут отличаться от остальных. Своим поведением, жилищем, семьей они начнут свидетельствовать об истине, которую проповедуют. Это будут люди, преданные горячей молитве. В их характере не останется суетности и эгоизма. В то же время они не будут безмолвствовать, но станут возвещать Божью истину.

"Лаодикийская" весть окажет влияние не на всех членов Церкви. Равнодушные и беспечные не позволяют этому совету сформировать свою жизнь. Слова и жизнь тех, кто преобразится под воздействием Истинного Свидетеля, не дадут им покоя. Не в силах выносить свидетельство, воплощенное в жизни и возвещаемое посвященными проповедниками и рядовыми членами Церкви, они "восстанут против истины". Работу Святого Духа они станут считать фанатизмом и экстремизмом. Просеянные, они оставят Божий народ и во многих случаях перейдут на сторону врага.

Время

Нет нужды много говорить о том, что мы уже живем во время просеивания. Оно началось сразу после разочарования 1844 года и продолжается до сегодня. Тем не менее враг удвоит свои усилия, и мы увидим, что многие отойдут от Церкви. Порой ее покидают даже одаренные руководители.

Спустя какое-то время в видении, о котором говорилось выше, Е. Уайт увидела, как группа христиан борется с тьмой, которую насылают на них павшие ангелы. Отдельные христиане просеиваются.

Елена Уайт снова и снова предостерегает нас, что просеивание уже началось и с новой силой продолжится до окончания времени испытания. К нынешним дням особенно подходят следующие слова из Книги Откровение: "К вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени!" (Откр. 12:12). Подчас он лучше нас понимает, в какое время мы живем.

Однако нас должна ободрять мысль о том, что многие примут совет Истинного Свидетеля и сполна воспользуются им. Они подготовятся к пришествию Иисуса. Давайте же постараемся оказаться среди них.

Церковь не падет

Нас должна ободрять и другая радостная весть: Церковь не падет. "Будет казаться, что Церковь рушится, но это не так. Она сохраняется, хотя грешники в Сионе будут просеяны - мякина отделится от драгоценной пшеницы" (Избранные вести, т. 2, с. 380).

В своем видении вестница Божья видела, как многие, сражаясь и взывая к Богу, оставались верными до победного конца. "Я слышала, как облеченные во всеоружие с великой силой провозглашают истину, и это возымело действие" (Ранние произведения, с. 271).

Если по Божьей благодати нам удается оставаться безгрешными, ничто не может отъединить нас от Божьей любви и небесного источника силы - даже самые тяжкие жизненные невзгоды. "Кто отлучит нас от любви Божи-ей? - спрашивает Павел и затем перечисляет самое плохое, что может случиться с человеком. - Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?" Далее он говорит, что "все сие мы преодолеваем силою Возлюбившего нас", и заостряет свою мысль, возвещая: "Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:35, 37,38).

Возблагодарим же Бога за такую уверенность. Возблагодарим Его и за то, что Церковь адвентистов седьмого дня является именно той Церковью, которая будет нести Благую весть миру и встречать Господа.

Как избежать падения

А теперь мы подходим к ответу на последний вопрос, имеющий практическое значение и последствия которого являются вечными: как избежать просеивания?

Никоим образом нельзя пребывать в ложной уверенности, будто мы можем полностью отвечать за свои поступки. Заверяя Христа, что он последует за Ним до конца и не оставит Его, даже если так поступят все остальные ученики, Петр ступил на опасную почву, и Иисус предупредил его, что в ту же ночь он трижды отречется от Него.

Но когда, пережив этот печальный опыт, Петр полностью обратился, избавившись от самоуверенности, Бог смог преобразить его. Через несколько дней после своего позорного предательства Петр стоял перед синедрионом и совершенно спокойно, бросая вызов смерти, говорил власть предержащим о том, что он будет послушен Богу, а не людям.

Побеждают отнюдь не храбрецы. Никакое состояние или качество не могут стать надежным залогом нашего триумфа: этому способствует только живая каждодневная связь со Христом, проявляющаяся в абсолютной преданности Ему и полном послушании. "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть", - предостерегает Павел (1 Кор. 10:12). "Без Меня не можете делать ничего", - сказал Христос (Ин. 15:5). Итак, единственный источник нашей уверенности - Иисус.

Но как установить с Ним связь, дабы избежать падения? Каким образом предоставить Ему возможность совершить чудо преобразования в нашей жизни?

Описывая свое видение, Е. Уайт говорит, что она видела две группы христиан, причем первая состояла из людей равнодушных и беспечных, не молившихся и не занимавшихся исследованием Библии. Они не предпринимали никаких усилий, чтобы противостоять тьме, окружающей их. В конце концов они были просеяны и покинули Божий народ (см. Ранние произведения, с. 269-273).

Характер второй группы дает нам ключ к успеху. Сначала Е. Уайт видела, как верные Богу молитвенно обращались к Нему, претерпевая мучительную борьбу. Позднее она описывает их такими словами: "Мне были показаны люди, которых я прежде видела плачущими и молящимися Богу в душевной агонии. Число ангелов-хранителей вокруг них удвоилось, и они облеклись во всеоружие с головы до пят... Они одержали победу" (там же, с. 271).

Наше время требует от нас преданности и серьезности, то есть таких качеств, которые побуждали бы нас вести борьбу в молитве и с новыми силами искать настоящую истину. Во время просеивания поверхностный опыт окажется недостаточным, а отсутствие полной преданности будет гибельным.

Стоя на коленях и ища более полного Богопознания, мы как никогда прежде должны учиться молиться, с новым интересом изучать Слово Божье и размышлять над ним.

Кроме того, такие духовные опыты побудят нас работать для Христа. "Мы живем в изменчивое время, - пишет Е. Уайт, - когда все, что надо просеять, будет просеяно. Господь не оправдает знающих истину, но ни словом, ни делом не исполняющих Его заповеди. Если мы не будем прилагать усилий ради приобретения душ для Христа, то с нас взыщут за работу, которую мы могли сделать, но не сделали вследствие нашей духовной праздности. Люди, принадлежащие к Божьему Царству, должны ревностно трудиться для спасения душ. Они обязаны делать свою часть, чтобы скрепить закон и запечатлеть его в сердцах учеников" (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 332).

Что произойдет со мной, когда просеивание очистит Церковь и многие покинут ряды воинствующей Церкви? Окажусь ли я с беспечными и равнодушными или попаду в ряды тех, кто молится и ведет борьбу за обретение более тесной связи с Богом, и, следовательно, останусь с победителями? Бог думает о каждом из нас. Он способствует нашему успеху, а результаты будут зависеть от наших устремлений.