СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОТЕРИОЛОГИИ |
В этой лекции мы рассмотрим вкратце следующие сотериологические позиции основных богословских школ. Теология «освобождения». Экзистенциальная теология. Секулярная теология. Современная римо-католическая теология. Евангелическая теология. (Это консервативное крыло в протестантизме). Православная теология. Мы не будем подробно останавливаться на всех этих богословских школах, мы лишь поговорим о современных тенденциях в сотериологии,о понимании спасения этими богословскими школами. Теология «освобождения»В это понятие входит целый ряд богословских направлений. Прежде всего, это, так называемая, «блак теолоджи» (black theology). Это теология темнокожего населения нашей земли. Второе, это феминистская теология (теология женского населения Земли). И третье, это теология стран третьего мира. Что объединяет все эти направления богословской мысли? Во-первых, все они считают, что основная проблема человека - это угнетение, порабощение, эксплуатация слабых сильными. И потому спасение понимается как освобождение от угнетения, от рабства, от порабощения, от эксплуатации. Все эти виды богословской мысли возникли на волне либерализма. Уже изначально чувствуется приземленность подобной позиции. Здесь явно видна попытка решить проблему спасения человека самим человеком, его участием в социальных вопросах. Другими словами, проблема спасения рассматривается только на горизонтальном уровне. Мы решим наши социальные проблемы и, тем самым, построим Царствие Божие на Земле. Представители этого направления считают, что их позиция находит очень серьезное библейское обоснование. Если бросить взгляд на историю народа Божия, то мы видим, что народ Божий всегда был гоним, он всегда был в рабстве. Сначала, это Египетское рабство, потом порабощение ассирийцами, вавилонянами, филистимлянами. Народ Божий всегда боролся за свое освобождение, боролся против угнетателей и поработителей. Спасение - это избавление от ига порабощения, вот почему книга Исход - самая любимая книга представителей этого направления. Или возьмите социальный состав церкви. Апостол Павел в 1-Кор. 1:26-28 подчеркивает: «...и немощное мира сего избрал Бог, чтобы посрамить сильное». То есть, эти богословы хотят сказать, что народ Божий - это люди, которые всегда были в презрении и поношении. Это люди не знатные, не великие, это « не мудрые мира сего». Это люди, которые призваны освободиться от угнетения, от порабощения со стороны богатых, великих, мудрых. Вот так понимается спасение, спасение, как освобождение. Библия не рассматривается представителями этого направления, как универсальный источник истины. Библия - это просто собрание историй, описывающих попытки народа Божия освободиться от ига, от порабощения, от угнетения. Спасение представителями этой школы не понимается, как, скажем, жизнь после смерти, как нечто будущее, выходящее за рамки этой земли. Спасение понимается, как установление Царства Божьего здесь на земле, установление равенства и справедливости между людьми. Одним из ведущих представителей этого направления в современной теологии и сотериологии является Gustavo Guterierreз. Латино-американец, римско-католический священник и богослов, он выразил эти идеи в своей знаменитой книге «Теология освобождения» (1973). Вот примерно, как звучат эти идеи в устах другого католического священника Кардонеля, который в 1968 году, выступая в Париже говорил: «только революционной волей и в революционном действии Бог ныне присутствует и действует среди нас. Дело в том, чтобы все довести до конца, чтобы сделать эту землю окончательно обитаемой для нас. Мы не идем по направлению к другому миру. Нет неба, нет потустороннего, нет ничего иного, а только полное углубление того, что уже есть». (Цитировано по книге М. Зноско-Боровский, Сравнительное Богословие, Москва, 1998, стр. 7.)
|