СУБЪЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ СПАСЕНИЯ |
Под субъективным аспектом спасения мы понимаем то, что Бог делает в нас. Союз со Христом в какой-то степени является связующим звеном между объективным аспектом спасения, (тем, что Бог делает для нас), и субъективным аспектом спасения, (тем, что Бог делает в нас). Т.е. союз со Христом - это и то, и другое. Обращение("эпистрофэ"), буквально означ. "разворот", "повернуться на 180 градусов". Иез. 18:30-32, Еф.5:14, Деян.3:19. Обращение включает в себя два внутренних переживания: покаяние и веру. Покаяние - негативный аспект обращения, подразумевающий отказ от греха, поворот от грешной жизни. Вера - позитивный аспект обращения; человек поворачивается лицом ко Христу. Обращение может быть разным по своей эмоциональной окраске. Для кого-то, обращение - это очень яркое переживание, как, например, в случае с темничным стражем. Для кого-то, это более спокойное, уравновешенное переживание. Никогда не следует полагать, что опыт обращения должен быть стандартным. Это происходит индивидуально. Итак, покаяние - это негативный аспект обращения. Что такое покаяние? Покаяние - это отказ от греха, сожаление о сделанном грехе. В Священном Писании Ветхого Завета используется два еврейских слова для того, чтобы передать идею покаяния: "нахам" (Иов 42:5-6) и "шув" (2-Пар. 7:14). Буквально "нахам" означает "воздыхать, скорбеть, сожалеть". Интересно то, что именно это слово используется и по отношению к Богу (Быт.6, "и раскаялся Бог..."). Слово "шув" часто используется в Ветхом Завете, когда пророки обращались к своим богам, призывали народ к покаянию. В Новом Завете слово "метанойя" означает "полная перемена в сознании". Это изменение сознания. Есть в греческом языке другое слово - "метамеломай", которое означает чувство сожаления, озабоченности. Это слово подчеркивает эмоциональный аспект покаяния. Глагольная форма - "метаноэо" означает "считать совершенно по-другому", "полностью изменить свое мнение". Именно это слово используется Иоанном, когда он обращается к своим слушателям: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". То же самое слово используется в Матф. 3:2, Деян. 2:38. Если речь идет о спасении грешного человека, мы говорим, что каждый человек должен пройти через покаяние (Деян. 17:30). Это говорит о том, что покаяние - обязательный аспект спасения. Кроме того, покаяние не обезличено, оно всегда личностно. За покаянием всегда стоит личность. То есть это не только сожаление о каком-то грехе, это не только нарушение какого-либо предписания. Покаяние обязательно связано с личностью, которая стоит за моим грехом, против которой я согрешил.
Вера - позитивный аспект обращения. В Ветхом Завете нет существительного для слова вера. Идея веры в Ветхом Завете передается только глагольными формами. Для благочестивого иудея вера - есть нечто такое, что человек делает. Это не то, что он имеет, а то, что он делает. Это то, что он проявляет в своей жизни. Вера - это скорее активность, чем обладание. Самый распространенный глагол в Ветхом Завете - "аман" (озн. считать что-то установленным, незыблемым, верным, твердым). Это слово передает также идею "полагаться на кого-то", "уповать на кого-то". Быт.15:6. Есть еще один глагол в Ветхом Завете - "батах", который передает идею доверия и посвященности. В христианской церкви мы наблюдаем извечный спор между значением веры и дела в спасении. Но в Священном Писании нет противопоставления между верой и делами. Истинная вера та, которая делает, которая проявляет себя в жизни. В Новом Завете используется как глагольная форма, так и существительные. "Истео" - верить, "пистис" - вера. Глагол "пистео" имеет два важных значения: верить кому-то (1-Ин.4:1, Матф.9:28) и личное доверие (Ин.1:12). Итак, библейская вера заключает в себе как элемент согласия с чем-то, так и элемент доверия. Протестантская схоластика главный акцент делала на вере, как на согласии с доктринами, с определенным исповеданием веры. В ответ на это, современный протестантизм подчеркивает веру, как субъективное переживание. Библия - это просто книга, написанная очень давно, потерявшая свою актуальность сегодня. Главное в вере в Бога - это мое личное восприятие Бога, моя встреча с Ним. В Священном Писании нет противопоставления этим двум аспектам веры. Библейское понятие веры сочетает в себе оба аспекта, и согласие и личное доверие, опыт. Это Бог призывает нас к покаянию, это Он вызывает в нас веру. Покаяние и вера, несмотря на субъективный характер, являются дарами Божьими. Это работа Святого Духа в человеке (Ин.16:8-11, Ин.6:37, 44, 45). ВозрождениеЕсли обращение отражает ответ человека на Божие спасение, то возрождение отражает Божие действие в человеке. Бог преобразует человека уверовавшего, дает ему новое видение, новое отношение, новое направление в жизни. Предпосылка: состояние человека во грехе. (Римл.3:9-20). Человек духовно мертв, он нуждается в новом рождении или в духовном рождении. Библейские описания нового рождения многочисленны, ярки, многообразны. Ветхий Завет - Иез. 11:19-20 Новый Завет - основное греческое слово, которое передает идею возрождения - это "палингенесия" (Титу 3:5). Самое известное выражение этой идеи мы находим в диалоге Иисуса с Никодимом - Иоан. 3:3-7. Это сверхъестественное действие, преобразующее жизнь. Переживший этот опыт называется новым творением (2-Кор. 5:17) - обновленным Святым Духом (Тит. 3:5); - ожившим (Еф. 2:15); - воскресшим от смерти (Еф. 2:6). Что же имеется ввиду? Понять новое рождение нелегко! Метафора это или реальность? Несколько библейских характеристик: Этот опыт действительно привносит что-то новое в жизнь человека. Но это новое не является чуждым для человеческой природы. Это начало восстановления искаженного грехом образа и подобия Божия. Скорее всего новое рождение - это событие, а не процесс. Нигде в Библии не говорится о возрождении, как о чем-то незаконченном. Глаголы используются или в аористе (что указывает на разовое действие, нежели чем продолжающееся) или в перфекте (завершенное действие). Иоан. 1:12-13; 2-Кор. 5:17; Еф. 2:1, 5-6; Иак.1:18; 1-Петра 1:3, 23. Возрождение Мертвые ОЖИВШИЕ СО ХРИСТОМ во грехе О С В Я Щ Е Н И Е Обращение Новое рождение - это сверхъестественное переживание, которое не может осуществляться самим человеком. Это работа Святого Духа (Ин. 3:6). Мы не можем спекулировать о природе изменения в человеческой сущности.
|