ОСВЯЩЕНИЕ. |
Освящение - это процесс продолжающегося действия Божьей благодати в жизни верующего. Это процесс внутреннего преобразования, возрастания, совершенствования, уподобления Христу, служение Богу и людям. Когда речь идет об освящении, о совершенствовании человека последний аспект часто пропускается и остается незамеченным. Все внимание концентрируется на том, что происходит внутри человека. Забывается о том, что элемент дел, какого-то внешнего проявления, изменение характера тоже присутствует в процессе освящения. Т.е. нельзя отрывать процесс внутреннего изменения от внешнего. Идея освящения в Библии. В Священном Писании освящение очень тесно связано с таким понятием, как святость (в значении быть отделенным). Интересно отметить тот факт, что понятие освящения присутствует почти во всех религиях мира, в том числе и в языческих. Это универсальный элемент человеческой культуры, и не только религиозной, но и светской. В Ветхом Завете идея освящения представлена целой группой слов, имеющих общий корень - "кадаш" - освящать, "кодеш" - освящение, "кадош" - освященный. Все эти слова передают идею освящения, отделения и встречаются в Ветхом Завете очень часто. В Древнем Израиле акт освящения включал в себя: освящение места. Исх. 3:5 (земля), Втор. 23:14 (стан), Исх. 29:44( скиния); освящение животных (Втор. 15:19); освящение времени Быт.2:3 (суббота), Лев. 25:10 (юбилейный год), Иоиль 1:14 (время поста); освящение людей, например, священника - Исх. 28:41... и целого народа - Исх. 19:10. Для евреев понятия "Бог " и "святость" неотделимы друг от друга. Бог всегда свят (Лев. 11:44). Применительно к Богу идея святости означает, что Бог отделен от греха. Бог и грех несовместимы. Божья святость, Его непримиримость со грехом является эталоном для людей. В Ветхом Завете нет единой формы освящения. Человек мог сам себя освятить или быть освященным кем-то.Освящение могло сопровождаться каким-то обрядом, например, жертвоприношением, омовением, помазанием или не сопровождаться никаким. Очень часто мы мыслим об освящении в плане культивирования каких-то качеств, моральных или духовных. В Ветхом Завете все внимание концентрируется на определенном статусе или положении. Т.е. освящение - это просто изменение статуса, изменение положения предмета или человека. Что-то или кто-то отделяется для Бога. С освящением в человеке не обязательно происходит какая-то внутренняя трансформация, он просто теперь отделен для какой-то миссии, для особого служения. Другими словами, идея освященности несет в себе элемент декларативности. В Новом Завете идея освящения также присутствует очень зримо, и ее передает целый ряд греческих слов. Глагол "хагиадзо" - освящать, прилагательное "хагиос"(встречается 230 раз в Н.З.) - святой, существительное "хагиасмос"и "хагиосуне" - святость. Если "хагиасмос" передает идею отделения, изменение статуса, то "хагиосуне" больше передает идею внутреннего изменения, проявление святости в жизни. Употребление этих слов в Новом Завете схоже с употреблением слов группы "кадаш", "кодеш", "кадош". В Новом Завете мы встречаемся с освящением каких-то материальных вещей (Матф. 23:17-19), людей (1-Кор. 6:11). Подчеркивается часто святость Бога (1-Ин. 2:20), Христа (Ин. 10:36, Ин. 7:19) и, конечно же, Святого Духа. Интересно отметить то, что в Священном Писании Нового Завета, когда говорится об освящении, подчеркивается уже не столько изменение статуса, положения нашего перед Богом, хотя, это тоже присутствует (2-Фес. 2:13), сколько идея внутренней трансформации, изменение, которое происходит в человеке (2-Петра 3:11, Еф. 5:27). Кроме того, освящение в Новом Завете тесно связано с послушанием (1-Петра 1:2) и определенным образом жизни (Римл. 6:22). Богословское значение понятия "ОСВЯЩЕНИЕ".
Когда мы говорим, что Бог свят, это значит, что Он отделен от греха. До грехопадения между Богом и людьми и между людьми не было ничего, что бы их разделяло. Причиной разрыва являются не какие-то метафизические различия (различия в сущности), а именно грех. Божья святость - это несовместимость со грехом, это тот образец, к которому мы должны стремиться, когда говорим об освящении. Следует выделить два измерения освящения: позиционное и кондициональное (лат. состояние, условие). Позиционное освящение отражает наше положение перед Богом, наш статус перед Богом, как отделенных, святых (1-Кор. 1:2). Позиционное освящение - это объективная реальность и мы воспринимаем это верою. Кондициональное освящение отражает определенное состояние человека, подчеркивает внутреннюю трансформацию в человеке. Оно относится к нашему характеру и поведению. Основные различия: 1. Позиционное освящение объективно, кондициональное -субъективно. 2. Позиционное освящение фиксировано, кондициональное - вариационное. 3. Позиционное освящение декларативное, кондициональное освящение - то, которое приобретается на опыте. 4. Позиционное освящение - это какой-то момент, а кондициональное - процесс.
Говоря об освящении, следует подчеркнуть: В Священном Писании освящение это всегда синэргия, т.е. взаимодействие двух воль, воли Божьей и воли человеческой. Бог не совершает освящения насильно, без согласия человека. Евр. 12:14, 2-Петра 1:5-11. Образцом, примером, эталоном святости для нас является Христос. 1-Петра 1:15-16. Освящение - это работа Святого Духа. Гал.5:17, 1-Кор. 10:13, Римл. 8:12-14.
|