Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 21 ноября 2024
СРЕДСТВА К СПАСЕНИЮ. PDF Печать Email

 

Христиане различаются в понимании средств к спасению. По этому вопросу существуют самые разные подходы. Представление о средствах достижения спасения определяется тем, как мы понимаем природу спасения.

    Существует три позиции по этому поводу, которые доминируют в современном христианстве.

Позиция богословия освобождения.

    Густаво Гутьерес в своем основном труде "Богословие освобождения" показывает как изменилось представление о богословской науке вообще, начиная с ранних столетий христианской церкви и кончая современной ситуацией в современном мире. Он начинает свой труд демонстрацией этого кардинального сдвига в христианском сознании. Он говорит, что на первых этапах становления и развития христианской церкви богословие понималось, как исследование Священных Писаний и обретение какой-либо божественной мудрости через это исследование и достижение духовного роста. Так понималось богословие в самом начале многими христианскими исследователями.

    Позже, уже во времена средневековья, во времена католической схоластики, протестантской схоластики, богословие стало пониматься, как систематический и критический анализ содержания христианской веры.

    Сегодня, в эпоху постмодернизма, Густаво Гутьерес говорит, что богословие уже не может рассматриваться, как утверждение какой-то истины. Сегодня богословие представляет собой определенную активность в мире, основное внимание которой приковано к светским сторонам жизни. Другими словами, Гутьерес хочет показать, что невозможно рассматривать богословие в отрыве от реальной жизни. Богословие не может быть отвлеченным от этой жизни, оно не может быть абстрактным, оно не может быть каким-то созерцательным процессом. Богословие - это активность в мире.

    Гутьерес понимает спасение, как освобождение угнетенных от рабства. Это и есть определяющее ядро в содержании спасения. Он рассматривает спасение эсхатологически, но не в контексте вмешательства Божьего в земные дела, а в контексте будущего достижения самим человеком общества всеобщей справедливости, равенства, добра и любви.

    Юрген Мольтман в своей книге "Религия, революция и будущее" отмечает, что человек отчужден от своей подлинной сущности, от своего будущего, и это отчуждение выражается в трех основных формах:

- экономическое отчуждение (мир разделен на богатых и бедных);

- политическое отчуждение;

- расовое отчуждение (расовая дискриминация).

    Все эти формы отчуждения рассматриваются на горизонтальном уровне. Здесь нет самого главного - отчуждение человека от Бога. В главе "Бог в революции" Мольтман предлагает решение всех этих проблем путем революционной борьбы. Какое место занимает насилие в этой борьбе? Мольтман однозначно пишет, что "нужно бороться против всего, что выдвигает любые барьеры между людьми". Далее он поднимает вопрос о том, насколько допустимо насилие. Он считает, что оно все же необходимо для достижения гуманных целей.

    Итак, основные средства спасения, понимаемого, как освобождение человека от угнетения, от насилия - определенные политические процессы, революция, включая даже элемент насилия. Оценивая эту позицию, следует обратить внимание на два важных момента.

    1. Коренной вопрос Священного Писания - это не земное рабство, а рабство греху, это не отчуждение между людьми, а отчуждение между человеком и Богом. Все то, о чем говорят теологи освобождения - есть следствие одной глобальной проблемы.

    В Священном Писании освобождение Израильского народа из рабства Египетского представлено не просто как политическая акция, не как политический процесс, не как революция, а прежде всего, как установление Богом особых отношений со своим народом.

    2. Второй важный момент, на который следует обратить внимание - это правомерность применения насилия. Насколько правомерно применять насилие со стороны обездоленных и угнетенных? Наша позиция: применение насилия несовместимо с учением Св. Писания, оно входит в противоречие с целым рядом заявлений Иисуса Христа. Позиция Иисуса гораздо более активная и более действенная, чем позиция "злом за зло", т.к. она все-таки решает проблему зла. Мы не можем согласиться с теологами освобождения по вопросу насилия.

2. Сакраменталистская позиция.

    Суть этой позиции в том, что спасение передается и получается через церковные таинства. Т.е. церковные таинства и есть те средства, которые передают человеку спасение. На этой позиции стоят римско-католическая церковь и православная церковь.