СКОНСТРУИРОВАННАЯ РЕЛИГИЯ |
К. С. Льюис сказал, что в финальной схватке между религиями столкнутся индуизм и христианство как наиболее жизнеспособные религиозные системы: индуизм - поскольку он включил в себя все другие религиозные верования, а христианство - поскольку оно исключило все другие, утвердив приоритет учения Иисуса Христа. Отовсюду понемногу На Западе слово "индуизм" является синонимом "Нового века". "Новый век" представляет собой крайнюю форму синкретизма (т. е. стремления синтезировать несовместимые верования); это движение впитало в себя и пытается примирить столь широкий спектр верований, религий, культов, теорий и предрассудков, что у него почти столько же лиц, сколько и последователей. Обращаясь к высшим иерархам Англиканской Церкви, д-р Роберт Ранчи сказал: "Дать какие-либо точные характеристики "Нового века" значит приписать этому движению некую связную структуру, которой оно не обладает... Оно эклектично, поскольку пытается соединить самые разнородные элементы различных философских систем и религий без какого-либо их критического осмысления... Оно ставит эклектизм на более высокую ступень в стремлении объединить различные религии таким образом, чтобы они дополняли друг друга через свои доктрины с целью их "примирения""1. Но, как указывал Льюис, христианство невозможно "примирить" таким способом с другими религиями. По этой причине "Новый век" заимствует идеи практически из каждой системы, кроме христианства. Хотя, впрочем, некоторые ранние последователи "Нового века" заимствовали ряд псевдохристианских идей - особенно из гностических "евангелий", добавив их в свою мешанину псевдодуховных концепций. Но при этом христианские концепции пропускаются через призму гностицизма, либо они вообще искажены и чаще всего вырваны из общехристианского контекста. "Новый век": откуда движение берет свое начало? Легче перечислить те основные источники, из которых последователи "Нового века" почерпнули свои верования, чем перечислить сами доктрины этого движения. В начале шестидесятых выбор казался более простым. Мне лично в то время приходилось выбирать лишь между христианством, с одной стороны, и различными формами материализма -с другой. Но начиная с шестидесятых годов мы живем как бы в супермаркете, где в широком выборе различные идеи и концепции, т. е. выбор усложнился. Точно так же, как при выборе стирального порошка, вы сталкиваетесь с широким спектром мировосприятий. И так же, как и в случае стирального порошка, здесь есть свои "рекламные агенты", которые стараются вас убедить, что марка их товара выше всех. В такой разносортности идей неискушенный человек просто теряет голову. Церковные деятели тоже внесли свою лепту, когда подвергали нападкам Библию и отвергали ее Благую весть. Школа либеральных богословов бросила все силы на популяризацию идей синкретизма. Джон Хик, например, заявляет, что Церковь -это лишь путь к Богу и что христиане должны отказаться от своего негативного отношения к другим великим мировым религиям: буддизму, исламу и индуизму и, напротив, считать их союзниками в общей миссии. Он описывает бахаистский храм в Чикаго, каждый из девяти входов которого носит имя одного из духовных "учителей", в число которых входит и Христос. Все девять проходов ведут к единому, находящемуся в центре алтарю. Хик использует этот пример как иллюстрацию своего положения о том, что "все дороги ведут к Богу". Относительно недавно близкие взгляды высказывали многие либеральные богословы основных христианских конфессий. Затем внезапно они смолкли. Они слишком поздно осознали, что их богословская концепция - "все дороги ведут ко Христу" - подготовила путь для появления "Нового века". "Новый век" - искусственно созданная "религия", которая по мерке сатаны подогнана к нашему веку. Она заимствовала разнообразные идеи из всего набора мировоззрений, выставленных на продажу. Астрология. "Новый век" воспринял весь путаный астрологический инструментарий. Даже название движения заимствовано из астрологии. Экология. Роберт Ранчи пишет, что "Новый век" использует неосознанную неудовлетворенность существующим порядком вещей во вселенной и переносит акцент в область человеческого духа. Свое политическое выражение "Новый век" стремится найти в экологическом движении "зеленых"... Однако сами члены партии "зеленых" и их сторонники не являются поголовно "нововековцами"2. Опираясь на благоговейное отношение "зеленых" к окружающей природной среде, "Новый век" возводит это благоговение до уровня, который для многих "нововековцев" адекватен пантеизму. "Творение" и "природа" относятся к числу первостепенных факторов, занимающих ум каждого "нововековца". Налицо тенденция к персонификации природы - литература "Нового века" изобилует такими выражениями, как "мать-Земля", "благодатная Земля", и несмотря на то, что "нововековец" Дэвид Ик верит в альтернативное "божество", а Ширли Маклейн - в "бога внутри человека" (что типично для многих сторонников этого движения), во многих выступлениях, книгах и брошюрах "Нового века" ясно выражается идея присутствия бога во всем сущем (пантеизм). Гомеопатия. Из гомеопатической медицины "Новый век" заимствует целый ряд вполне здравых идей, но переворачивает их таким образом, что они превращаются в навязчивую идею на грани культа человеческого тела. "Новый век" претендует на создание некоей целостной картины мира - путем устранения всех границ, религиозных и национальных, и концепции личности - соединения разума, тела и духа в некоем "целостном индивидууме". Необычайно велик интерес "Нового века" к альтернативной медицине, различным формам терапии и псевдопсихологии. Налицо стремление поддерживать связь с теми могущественными силами Вселенной, которые исключаются либо осуждаются иудейско-христианской традицией. В числе этих сил энергия "биолиний" - концепция, заимствованная из примитивных религий и мира спиритизма. Индуизм. Из индуизма "Новый век" заимствует идею перевоплощения и методы медитации: перевоплощение лишает всякого смысла понятия греха и суда, предлагая множество жизней для исправления негативной "кармы". Различные же методы медитации используются для того, чтобы сделать разум "вакантным местом". Важное место в "Новом веке" занимают трансцендентная медитация Махариши Махеш Йоги и экстра-сенсорика Вернера Эрхарда. Буддизм. У буддизма "Новый век" заимствует отказ от Бога в пользу "бога внутри каждого человека", призывая стремиться к раскрытию ("освещению") этого "бога". Эволюция. Эволюционная концепция лежит в основе всей литературы "Нового века". "Новый век" принимает концепцию Дарвина, приспосабливая ее к идее о том, что элита способна эволюционировать до более высокого уровня. В этом состоянии элитарные "просвещенные" могут обладать определенным преимуществом перед другими людьми, в основном в сфере психических возможностей. Спиритизм. Из спиритизма "Новый век" заимствует настолько много, что ряд авторов рассматривают названное движение просто как последнюю модификацию этого древнего культа. Безусловно, многие из заимствованных "Новым веком" идей использованы для обоснования проникновения в мир духов, оккультизм. Но, как и в других случаях, терминология "Нового века" несколько отличается от той, которую использовали его предшественники. Приверженцы "Нового века" выдвигают идею о том, что живые "просвещенные" становятся "контакте-рами" (не медиумами) для умерших "просвещенных", "наставников". Контактеры - это "более высокая ступенька оккультной лестницы в сравнении с медиумами. По утверждению контактеров, их тела используются "существами" или духами из другого измерения"3. Сатанизм и колдовство. Поскольку "Новый век" выдвигает идею о том, что человек может и должен быть "одержим" духом или духами и что он может и должен своей жизнью служить одному или нескольким духам, можно смело говорить, что "Новый век" отдает дань сатанизму. И до тех пор, пока "Новый век", основываясь на посылке "ты - бог", утверждает, что в поведении человека не должно быть сдерживающих факторов, если это удобно индивидууму или группе, нужно говорить о причастности "Нового века" и к колдовству. "Новизна" "Нового века" проявляется в терминологии и других формах его деятельности, но, по сути, это древняя практика, такая же древняя, как восточные религии индуизм и буддизм, западный оккультизм и мистические оракулы древней Греции и Египта. ""Новый век" просто переводит теорию перевоплощения на язык западной гуманистической психологии, науки и технологии"4. Вполне вероятно, что, в силу своей связи с астрологией, этот культ также может быть историческим звеном, связывающим практику шумерской, халдейской, вавилонской и персидской религий5. Основные верования Теперь, когда мы имеем представление о пестрой природе "Нового века", о многочисленных источниках, из которых заимствованы его верования, о его разнообразных формах проявления и фазах, попытаемся кратко перечислить основные положения вероучения "Нового века". Я основывался на материалах многочисленных бесед с "нововековцами" (некоторые из них имели место еще до середины семидесятых годов, когда термин "Новый век" еще не был широко известен; большинство же этих бесед относится к концу восьмидесятых - началу девяностых годов) и литературы "Нового века", в том числе книг таких авторов, как Мерилин Фергюсон, Рут Монтгомери, Бенжамин Крим, Ширли Маклейн, Джейн Роберте, Дэвид Спенглер и Дэвид Ик6. 1. О Боге. Большинство авторов "Нового века" принимают буддистскую концепцию о "боге внутри нас". В литературе "зеленых нововековцев" встречается утверждение, что "бог присутствует во всем сущем" (пантеизм). "Меньшинство верит в то, что на вершине иерархической пирамиды "Нового века", составленной из "просвещенных" (наставников), находится "божество". Бога не существует, и в то же время окружающее сущее есть Бог и существует только лишь Бог и ничего, кроме Бога. А поскольку все сущее есть Бог, то Бога нет"7. 2. О Христе. У "нововековцев" термин "Христос" используется как синоним "наставника". Это означает, что есть много христов/наставников - ныне умерших "просвещенных" прошлых веков. Приверженцы "Нового века" считают, что Иисус - один из многих христов, которому была свойственна "грешная природа", но Он, в конечном итоге, смог подняться до совершенства. Дэвид Спенглер писал: "Иисус завоевал звание христа огромными жизненными усилиями". Он также говорит о Христе как о примере, как о "модели Христа". 3. Об искуплении. Большинство христиан верят в то, что Иисус - совершенный, единородный Сын Божий - умер на кресте за грехи человечества. Богословы называют это "заместительной смертью". Апологеты "Нового века" подвергают активным нападкам концепцию заместительной смерти Христа, искупления кровью, называя ее "примитивной идеей". Бог не стал. бы - утверждают они - возлагать грехи мира на плечи Своего безгрешного Сына. Если концепция "спасения" и встречается в "нововековской" литературе, то лишь в виде утверждения, что это состояние, которого можно достигнуть совершенной, просвещенной жизнью. Концепция незаслуженного нами прощения (благодати) чужда "Новому веку". 4. О человеке. По концепции "Нового века" человек по своей натуре, в общем-то, добр, но его сегодняшняя карма находится лишь на пути к истинной самореализации, к добру. Человек несет ответственность за те обстоятельства, в которых он живет в настоящее время и в которых он будет жить в будущем. 5. О смерти. Смерти нет; есть лишь вечный цикл перевоплощений, управляемый законом кармы. 6. О грехе и суде. У "Нового века" нет таких понятий, их лишило смысла перевоплощение. Если в нынешней жизни обстоятельства человека определяются "негативной кармой", то это положение может быть исправлено в будущем перевоплощении. Поскольку "бог внутри" человека, то человек в значительной мере способен сам определять, что для него добро, а что зло. 7. О мире. Мировоззрение "нововековцев" монистическое (все сущее едино) или пантеистическое (все есть бог). Единство всего сущего называется "конечной реальностью". Мир и зло не входят в эту реальность. Фундаментальная идея "Нового века": "все сущее едино", так пишет Дуглас Грутиус в своей книге "Снимая маску с "Нового века"". "Она пронизывает это движение в самых различных его проявлениях - от холистической концепции здоровья до новой физики, от политики до надличностной психологии, от восточных религий до оккультизма... Добро и зло, в сущности, одно и то же". Влияние монизма на современное мышление американцев таково, что Г. Дж. Берри заметил: "Мировоззрение Соединенных Штатов переместилось от атеизма светского гуманизма (человек - мера всех вещей) к пантеизму движения "Новый век" (человек и все сущее - есть бог)". 8. О будущем. Люди, обладающие особыми свойствами психики (те, кто достиг более высокого эволюционного уровня), вместе с "внеземными существами" провозгласят новый век -Век Водолея. Одни говорят, что это произойдет к концу XX в., другие же - что к 2050 г. Третьи ожидают этого к 2064 г. В конечном счете, когда все люди пройдут через самопреображение, произойдет глобальное преображение, и все придет к полному единству. Дэвид Спенглер пишет: "Вступая в новый век, мы вступаем в цикл, в период времени, в период развития, когда... человечество... является спасителем мира, и, в конечном счете, именно на плечи человечества ложится ответственность за будущее и за "перенесение" в свет". Далее он высказывает мнение, что Финдхорнская община в Морей Ферте в Шотландии "олицетворяет собой второе пришествие. Любой индивидуум, любой центр, притягивающий все новых приверженцев из мира, является воплощением второго пришествия"8. Бенжамин Крим заявляет, что "господь" Майтрейя возглавляет иерархическую структуру "христов" на протяжении 2600 лет (и что Иисус был одним из его учеников). Далее он высказывает мнение, что "господь" Майтрейя - вместе с другими христами или Наставниками - появится в физическом теле в нужное время в следующей половине века9. 9. О демонах. "Нововековцы" считают, что Библия выставила сатану, или Люцифера, в неприглядном свете, и что в его намерения вовсе не входит сбить человечество с истинного пути. С точки зрения "нововековцев", нет ни сатаны, ни демонов. "Человек - сам себе сатана в той же мере, как и сам свое собственное спасение... Силы зла присущи Богу"10. 10. Об истине. "Новый век" учит, что нет такого понятия, как абсолютная истина. Насколько новым является "Новый век"? Одна из посвященных "Новому веку" статей в журнале "Тайм" заканчивалась так: "И вот мы уже в "Новом веке", причудливо сочетающем спиритизм и суеверия, моду и фарс, - о чем с полной уверенностью можно сказать, что в этом нет ничего нового"". Та дань, которую, как мы видели, отдает движение "Новый век" астрологии, индуизму и буддизму, позволяет определять возраст его ключевых концепций тысячелетиями. Нам следует "поблагодарить" Елену Петровну Блаватскую и "Теософское общество" XIX в. за то, что они привили индуистскую философию на западную почву, связали ее крепкими узами со спиритизмом и оккультизмом. Блаватская соединила спиритизм XIX в. и "Новый век" XX в. утверждением, что те умершие, каналом для духов которых она служила, были источником космической мудрости. Согласно ее утверждению, ее насчитывающая 1200 страниц книга "Изис снимает покров" была "продиктована Учителями Мудрости через астральный свет и духов-наставников". Сам оккультизм берет свое начало еще в ветхозаветные времена. Мы читаем о том, что царь Саул обращался к волшебнице и участвовал в спиритическом сеансе. В Библии есть много мест, где подробно перечисляются "оккультные практики" и предается проклятию "оккультизм". Однако непосредственный контакт с миром духов на Западе, по-видимому, начался 20 декабря 1835 года с Эмили Персфильд, члена секты трясунов. Более известен случай, когда 31 марта 1848 года в Гайдсвилле, штат Нью-Йорк, в скромном деревянном домике Джон и Маргарет Фоке и их дочери Маргарет и Кейт разработали особый код для общения с миром духов12. Мир духов откликнулся на эти сигналы, так было положено начало современному спиритизму. Сеансы общения с "духами мертвых" стали повальным увлечением сначала в США, а затем и в Европе. Поклонники "Нового века" считают, что умершая в 1949 г. Алиса Бейли была первым "современным контактером". По ее утверждению, она служила каналом для духа по имени Джвал Кул. После смерти Бейли ее мантию принял Бенжамин Крим. В своем кратком обзоре верований и обрядов "Нового века" Александр Брукс пишет: "Существа (духи) постоянно повторяют древнейшую ложь, вот ее три кредо: смерти нет; человек есть бог; спасение в познании собственного "я""13. По крайней мере, два из этих трех утверждений: "Не умрете... вы будете, как боги" (Быт. 3:4, 5) - исходят от дьявола и были произнесены еще на заре человеческой истории.
|