Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 20 мая 2024
Капитан в растерянности PDF Печать Email

 

- Это заставляет меня задуматься, - произнес Гарольд вслед капитану. - Я помню, он говорил о литературе, которую они принесли на корабль. Интересно, есть ли там что-нибудь о субботе. Пойду спрошу г-на Андерсона.

Гарольд нашел миссионера в кормовой части корабля.

- Г-н Андерсон, как вы думаете, среди той литературы, которую ваши друзья принесли на корабль, есть что-нибудь о субботе?

- О, думаю, что есть, Гарольд. Но что побудило тебя заинтересоваться субботой? Разве ты не празднуешь воскресенье?

- Да, но, видите ли, капитан Манн беспокоится, как бы я не изменил этому обычаю, и сегодня вечером собирается доказать мне, что в Библии говорится о соблюдении воскресенья. Он сказал, что скоро вы сообщите мне о том, что воскресенье не упоминается в Библии, и хочет убедить меня в обратном.

Я думаю, что должен прежде разузнать об этом для себя. Что я могу почитать?

- Есть несколько брошюр, например, "Какой день вы празднуете и почему?", затем "Воскресенье в Новом Завете". Ты найдешь их в нашей подборке. А если нет, то скажешь мне, и я помогу тебе.

Пока Гарольд искал названные брошюры, капитан Манн воспользовался свободным временем для того, чтобы упорядочить свои мысли, которыми он собирался поделиться с Гарольдом. Ему казалось, что в целом он знает, о чем нужно сказать молодому человеку. Оставалось лишь подобрать соответствующие библейские тексты. Уже несколько лет его волновал вопрос о субботе. Фактически он ни разу не пытался отыскать в Библии места, где употреблялось бы слово "воскресенье", но почему-то был уверен, что найдет эти слова в Евангелиях, там, где описывается воскресение Христа. Капитан долго, с усердием искал желаемое, но ему не удалось достигнуть цели.

"Наверное, я забыл, в каком контексте они употребляются", - решил он и взял свою симфонию. Но и в симфонии отсутствовали ссылки на тексты о воскресении. Составители симфонии наверняка не собирались давать каждое библейское слово в своей симфонии.

"Воскресенье, воскресенье, где я видел это слово? - спрашивал себя капитан. - Молодому человеку покажется странным, что я позвал его, не зная ответа на вопрос".

Внезапно его осенила счастливая мысль: "На корабле есть священник православной церкви, г-н Митчел. Спрошу его и получу необходимую информацию".

Г-н Митчел пригласил капитана в свою каюту, польщенный тем, что понадобился столь почтенному человеку. - Извините меня, г-н Митчел, - начал капитан, - я пришел попросить вас об одной услуге. Вы знаете, что с нами на корабле находится молодой человек, один из матросов, который недавно пережил глубокое обращение. Должно быть, вы слышали о нем как о "человеке, имеющем Библию с пометками". Это очень интересная история. Здесь же, на корабле, присутствует некто Андерсон, из людей, соблюдающих субботу. Кажется, он имеет влияние на молодого человека и рано или поздно обязательно смутит его вопросом о субботе. Мне это небезразлично. Я пригласил Гарольда придти ко мне сегодня вечером и обещал показать, что воскресенье является истинным днем поклонения. Поэтому прошу вас напомнить мне тексты, в которых говорится о соблюдении воскресного дня.

Не то улыбка, не то досада или, может быть, разочарование при этих словах изобразились на лице г-на Митчела. Вопрос был явно неприятен ему.

- Капитан, - сказал он, - таких текстов нет. Вам следует знать, что во всей Библии, от корки до корки, не встречается слово "воскресенье".

- Но я готов поклясться, что я видел его и читал о нем.

- Это не в Библии, капитан. В ней вы встретите несколько раз упоминание о первом дне недели, а не о воскресенье. Но даже первый день недели назван святым. Вы взяли на себя нелегкую задачу, пытаясь на основании Библии показать, почему празднуется воскресенье.

За свои шестьдесят лет капитан Манн не слышал и сотой доли того, о чем сейчас столь откровенно говорил г-н Митчел. Он был потрясен, почти шокирован. Этого не может быть. Уж не заблуждается ли г-н Митчел, как и те люди? Капитан был в смятении.

Г-н Митчел был человеком блестящих умственных способностей. Более тридцати лет он выступал публично и был известен и на Западе, и на Востоке как неустрашимый защитник церкви и ее дела. С язычниками, с атеистами, с противниками церкви внешними и внутренними он смело вступал в борьбу и всегда с честью выходил из нее. Однако он упорно воздерживался от дискуссий с приверженцами субботы, потому что понимал невозможность победы на этом поприще. Поэтому его резковатый ответ капитану был все-таки логичен. Он сказал правду.

Видя, что капитан ошеломлен беспощадной ясностью его ответа, г-н Митчел перешел к объяснению, почему без "так говорит Господь" он все-таки соблюдает первый день недели.

- Любой серьезный исследователь церковной истории скажет вам, что существует только одно основание, позволяющее нам праздновать воскресенье, - это обычай раннехристианской церкви. И Христос, и его апостолы, и те, кто сразу же присоединился к ним, признавали и хранили седьмой день недели, субботу, согласно четвертой заповеди. В течение нескольких столетий после Христа не было слышно ничего о почитании воскресенья как святого дня. Изменение произошло постепенно, через влияние церковников, но мы не можем сказать, что им было дано Божественное повеление относительно этого. Просто изменился дух времени, он и породил перемену дня.

Я всегда говорил своим друзьям в личных беседах то, что сказал вам, и другое, что скажу сейчас. Изменение произошло не тем путем, с которым можно легко согласиться, но, так или иначе, оно произошло, и единственный разумный выход для нас - придерживаться его и идти вперед с великой церковью Божьей, неся людям свет Евангелия. Слишком поздно теперь затевать реформацию. Мой вам совет: дайте вопросу более широкое толкование. Споры о нем производят лишь множество недоразумений и дают повод тем, кто верит в непреложность требований нравственного закона, выдвигать против нас свои аргументы, которые практически неотразимы. Я думаю, вы принимаете мою точку зрения. Постарайтесь незаметно перевести разговор на тему о том, что Бог есть любовь, что Он вел свою церковь через века и продолжает руководить ею, и поскольку мы не в состоянии дать ответы на все вопросы, то будем без оглядки идти вперед, совершая великую работу проповеди о Христе, в ожидании времени, когда все наши сомнения будут разрешены. Обычно люди удовлетворяются этими рассуждениями, и скорее всего так будет и на этот раз.

- Благодарю вас, отец, - сказал на прощание капитан, вежливо откланялся и вернулся к себе. В это время Гарольд уже разыскал несколько интересных брошюр, касающихся истории празднования воскресенья, хотя пока это не представлялось ему таким существенным, как оказалось впоследствии. Его духовный взор еще только раскрывался, он мог видеть, но пока очень немногое. Тем не менее он получал благословение от того, что познавал, и с нетерпением ожидал встречи с капитаном, желая услышать, что тот расскажет ему.

Г-н Андерсон с улыбкой, хотя и серьезной, смотрел на задуманное капитаном. Ему уже приходилось наблюдать, как множество таких же честных посвященных людей пытались сделать то же самое, но таким путем открывали для себя истину или же совсем отворачивались от нее, сознательно выбирая неповиновение. Миссионеру очень хотелось узнать то, что скажет капитан Манн.

Капитан же чувствовал себя очень неловко. Он не только был безжалостно поставлен перед фактом, что долгое время ошибался, но вдобавок получил совет от служителя Христова пойти нечестным, на его взгляд, путем. Он всегда дорожил собственной честностью и не намерен был изменять себе. Решение его было таково: встретиться с Гарольдом и сообщить ему, что Библия не содержит указаний о соблюдении воскресенья. Как поступить далее, капитан не знал. Несмотря на слова г-на Митчела, он продолжал верить в святость воскресного дня.

В назначенный час появился Гарольд. В руках он держал Библию, в карманах у него лежали брошюры. Первые ростки истины уже взошли в сердце молодого человека. Нетерпение выражалось во всем его облике.

- Друг мой, - сразу же начал капитан, - прежде всего я должен сказать тебе, что ошибался, считая воскресенье указанным в Библии. Многократно упоминается первый день недели - наверное, поэтому я считал так. Признаю свою ошибку. Но эта ошибка не меняет того факта, что Господь Иисус назначил другой день и что апостолы впоследствии святили первый день недели, день Христова воскресения из мертвых как день Господень и проводили в этот день свои собрания.

- Сколько раз, по-вашему, упоминается первый день? - О, очень часто, естественно. Конечно, точное число я не могу назвать.

Гарольд вытащил из кармана маленькую брошюру и зачитал следующее:

"Это показывает, что оно упоминается всего восемь раз, и ни в одном из них не названо святым днем. Чтобы убедиться в этом, обратимся к ссылкам: Мф. 28:1; Мк. 16:2,9; Лк. 24:1; Ин. 20:1,19; Деян. 20:7; 1 Кор. 16:2".

- Давайте прочтем эти тексты, капитан.

Один за другим отрывки были найдены и прочитаны.

- Капитан, вы знакомы с Библией, я же не знаком. Поэтому позвольте мне задать несколько вопросов, чтобы я мог узнать то, что хочу. Итак, скажите мне, какая из этих ссылок показывает, что первый день недели занял место седьмого дня, субботы?

Капитан указал на собрание апостолов в день воскресения Христа и добавил:

- Очевидно, что они имели какое-то служение в честь Его воскресения из мертвых, потому что здесь говорится, что Иисус появился среди них (Лк. 24:36) и сказал: "Мир вам". Тогда же Он наделил их Духом Святым и послал проповедовать о том, что Он восстал от смерти. Это разумное объяснение, как тебе кажется?

- Звучит убедительно, но вы упустили один момент. Гарольд снова обратился к брошюре: "Я вижу, что с приходом той ночи ученики сели ужинать (Мк. 16:14), и когда пришел Иисус, они дали Ему печеной рыбы и сотового меда (Лк. 24:42). Двери были заперты, поскольку ученики боялись иудеев (Ин. 20:19). Они не верили, что Иисус воскрес, потому что, когда Он явился им, они ужаснулись, думая, что видят призрак (Лк. 24:37). Иисус укорил их, потому что они не верили (Мк. 16:14), и сказал им "Мир вам", чтобы успокоить их. К тому же, Фома не верил в воскресение Христа еще несколько дней спустя (Ин. 20:24-27)".

- Капитан, они не могли праздновать воскресение Христа, если не верили в него.

- Друг мой, откуда ты взял все это? Я слышу об этом впервые. Но, должен сказать, ты, кажется, прав. Я хочу быть честным. Однако есть еще один текст, который ясно пока- зывает, что верующие во времена апостолов праздновали первый день недели. Посмотри еще раз Деяния Апостолов 20-ю главу. Там однозначно утверждается, что они собрались в первый день недели для преломления хлеба.

Гарольд вновь обратился к своей брошюре и прочел: "Это собрание состоялось в субботу вечером, поскольку было в темную часть первого дня недели. Сначала идет темная часть дня, как написано в Бытие 1 главе 5 и 8 текстах. Сам Павел проповедовал до полуночи, потому что на следующее утро отправлялся в Асе - Деяния 20 глава 7 текст. Затем он поужинал (текст 11-й) и беседовал с присутствующими до рассвета, а потом, в течение светлой части воскресного дня прошел пешком 19 миль через перешеек, чтобы отплыть в Асе. Значит, он не соблюдал этот день как святой. Похоже, что собрание в тот вечер было особым, специально созванным для встречи с Павлом, а совершенное на нем преломление хлеба было общей трапезой, которая проводилась не в воспоминание смерти Христа, а как вечеря любви, обычно совершаемая для духовного общения верующих".

В этот момент звук гонга возвестил о смене вахты, и Гарольд поспешил к своим обычным делам. Капитан Манн был изумлен. Мысль о том, что он заблуждался в своих взглядах так много лет, и то, что служитель Евангелия посоветовал ему закрыть глаза на допущенные ошибки, - все это было слишком тягостно.

- Может быть, - проговорил он сам себе, - я и в другом заблуждаюсь? Если я был так далек от понимания простых вещей, связанных с воскресеньем, то в более сложных вопросах я, возможно, еще более далек от истины?

При первой же возможности буду говорить с г-ном Митчелом. Нужно разобраться во всем наконец.