Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 27 апреля 2024
Ритуальная динамика PDF Печать Email

В предыдущей главе нами был детально рассмотрен пасхальный ритуал. Имеет ли смысл так подробно рас­сматривать каждый из ветхозаветных ритуалов, что это даст? Относительно ритуалов богословы имеют разные точки зрения. Некоторые, например, считают, что прин­ципиальное отличие богопоклонения в Ветхом Завете от поклонения в Новом Завете заключается в том, что Вет­хий Завет требует от верующего исполнения многих ри­туалов. Если в Новом завете Бог дает спасение по благо­дати, то в Ветхом Завете –человек для своего спасения должен был совершать целый ряд ритуальных действий и спасение его зависело от того, насколько ревностно он ис­полнял эти действия.

Другие ученые говорят о том, что ритуалы Ветхого Завета свидетельствовали о примитивной культуре. То­гда, по их мнению, Бог обращался к человеку на доступном человеку уровне, и в связи с тем, что интеллектуальный уровень людей возрос, соответственно исчезла и необхо­димость исполнения ритуалов.

Есть и третья сторона в этом споре, утверждаю­щая, что сегодня  Бог также требует  соблюдения ритуа­лов во время поклонения. Однако ритуалы изменили свою форму и приобрели новый смысл.

Все эти три точки зрения объединяет нечто общее, а именно, определение ритуала ,как механического, лишен­ного смысла набора действий. Вот характерная формули­ровка, которая принадлежит голландскому ученому Стаалу : «Ритуал- это система действий, звуков и т. д., которые связаны между собой определенными правилами, но по сути своей не имеют значения».

Так ли это? Можем ли мы согласиться с тем, что ритуал-это какое-то бездумное действие, самой целью которого являлось исполнение правила или предписания?

Давайте разберемся. Возьмем для начала небиблейский ритуал. В Вавилонский праздник Нового года в храме Эса­гила жрец производит следующее действие: «Он окроп­ляет храм водой из реки Тигр, а потом водой из реки Ев­фрат, потом звонит в медный колокол, после чего проно­сит кадильницу и факел через внутреннее помещение храма». Что это за действия? Совершается ли оно исклю­чительно потому, что настал Новый год? Абсолютно нет. В следующей строке, которую мы не процитировали,  гово­рит: «Он (жрец) очищает храм». Обратите внимание на слово "очищает". По действиям жреца мы видим, что ок­ропления храма водой явно не достаточно для того, чтобы убрать из него грязь. Звук колокола, кадильница и факел также не напоминают инструменты для уборки. Не озна­чает ли это, что даже в языческом ритуале ничего не со­вершается бесцельно, в  нем играет большую роль смысло­вая сторона. И если мы видим, что даже языческие ри­туалы в самом своем описании содержат символический аспект, то не целесообразно ли предположить, что биб­лейские ритуалы тем более должны быть наполнены глу­боким смыслом.

В чем же смысл ветхозаветных ритуалов? Как их можно понять? Именно этим занимается такой раздел экзегетики[1], как "ритуальная динамика". Смысл ритуала, его значение, заложенное Самим Богом, можно, хотя бы отчасти, понять, только если систематически, шаг за шагом изучить каждое действие.

Учитывая это, богослов Рой Гейн определяет ритуал следующим образом: «Ритуал – это система действий, связанных между собой определенными четкими прави­лами, каждое из которых имеет свой глубокий духовный смысл. Целью ритуала является установление взаимосвязи между грешным человеком и запредельным Святым Бо­гом». Иными словами, чтобы совершить ритуал, угодный Богу, необходимо иметь веру.

Рассматривая каждое действие ритуала именно та­ким образом, мы очень скоро откажемся от идеи проти­воречия между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Мы увидим, что ритуал — это не бездумное действие, самоце­лью которого является достижение спасения по делам, но это акт веры, имеющий огромное значение для человека, совершающего его. Вот почему нам важно говорить не только о типологии Нового Завета в Ветхом Завете, но и Ветхого Завета в Новом, так как это поможет нам убе­диться в том, что Бог неизменен. Он осуществляет заду­манный им план спасения независимо от культуры и уровня развития человека. В ветхозаветных ритуалах Господь приоткрывает перед человеком завесу будущего, что по­зволяло израильтянину верою увидеть тогда то, что мы, христиане ХХ века, наблюдаем как свершившуюся исто­рию.



[1] Экзегетика – раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты.