Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Исследование Ветхого Завета Евангелие в ВЗ Святилеще Божий замысел относительно Святилища
Божий замысел относительно Святилища PDF Печать Email

В 25 главе книги Исход мы впервые встречаемся со словом «святилище», и звучит оно из уст Самого Бога: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исход 25:8).

Очевидно, что Бог дает повеление строить святилище с определенной целью, и эта цель выражена очень ясно: «обитать среди их». Сразу вспоминается Евангелие от Ио­анна: «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:14). Еврейский глагол «шакан» означает больше, чем просто иметь место пребывания, находиться. Его можно перевести, как «пребывать вместе», «жить совместно». Бог хочет оби­тать со Своим народом. И это было не только в новозавет­ное время, когда Иисус Христос родился в этот мир. Он обитал с людьми всегда, Он выбирал для Себя те же усло­вия, в которых жил народ. Когда они странствуют по пус­тыне, разбивая палатки, Он повелевает построить Ему ски­нию – тоже палатку – посреди стана. Этим Он показывает Свою близость, Свое участие, Свое присутствие в их жизни. Близость, доступность и ощутимость присутствия Божества теологи именуют «имманентностью». Однако Богу присуще и другое свойство –  «трансцендентность», то есть запре­дельность, недоступность. Бог бесконечно Велик, Свят, Не­постижим, и человек не может не испытывать благоговей­ного трепета в Его присутствии. В самом расположении святилища проявляется замысел Божий: воспитывать благо­говение в своем народе. Как мы уже упоминали, святилище располагалось в центре стана и было окружено «зоной не­доступности»: вокруг него жили  левиты, а со стороны входа– Аарон и его сыновья.

Мы знаем, что левиты не должны были иметь своего хозяйства, только минимум необходимого. Следовательно, вокруг святилища не было суеты, шума, грязи –  всего, при­сущего огромному лагерю кочевников с их многочислен­ным скотом, детьми, насущными заботами.  Невозможно было приблизиться к скинии просто так, мимоходом. Необ­ходимо было специально приготовиться: «омыть одежды», чинно и благоговейно, с определенной целью направляясь к этому священному месту.

Таким образом, обитая среди людей, Бог в то же время неизмеримо выше. Он близок и одновременно недоступен.

Греческое мышление склонно всегда выбирать из двух противоположных вещей нечто одно, определенное. Или черное, или белое. В библейской философии реализуется сосуществование, на первый взгляд, противоположных по­нятий и свойств.     

В своих религиозных представлениях древние греки были склонны впадать в однолинейность: сначала их боги–олимпийцы были весьма похожи на людей, чересчур имма­нентны: они ссорились, соперничали, пьянствовали, блудо­действовали, бранились, плели интриги, рождали детей и тому подобное. Словом, они были «слишком человече­ские». Такие представления со временем исчерпали себя, и в I веке до нашей эры возникает платонизм, который, напро­тив, исповедует исключительно трансцендентность Бога: Бог запределен, Бог непостижим.

Бог, открывающий Себя в Слове, существует в двух противоположных качествах одновременно. Христос Бог или человек? Для греческого мышления это взаимоисклю­чающие понятия. В Библии они сосуществуют. Бог - любовь или справедливость? Одно не исключает другого.

Повелевая построить святилище, Господь осуществил еще одно Свое намерение, кроме желания «обитать среди них». Он вводит стройную, централизованную систему по­клонения. Он не просто присутствует – Он управляет и ру­ководит. Если раньше Авраам мог строить жертвенники в избранном им месте, то теперь было одно место, куда каж­дый должен был принести жертву. Если раньше в каждой семье роль священника исполнял отец, то теперь были на­значены священниками сыны Аарона, и никто другой не имел права исполнять их обязанности.

Кроме того, Бог дает повеление сделать вход во святи­лище с востока. Следовательно, все приходящие на покло­нение, становясь лицом ко входу, поворачивались спиной к востоку. Это было неслыханно, ибо все остальные культо­вые системы непременно предписывали поклоняться в сто­рону востока, в сторону восходящего солнца. В 8 главе Книги Иезекииля поклонение «лицом к востоку» осужда­ется как идолопоклонство.

Итак, замысел Божий заключался в следующем: дав по­веление построить святилище, Бог открыл Себя людям, как Бог заботящийся, близкий, постоянно пребывающий со Своим народом; и в  то же время – Святой, Великий, Непо­стижимый, воистину Бог. Он сам назначает порядок и сис­тему управления в Израильском стане, постепенно воспи­тывая из толпы невежественных рабов Свой избранный на­род. Устанавливается и впервые раскрывается во всей пол­ноте стройная система жертвоприношений, указывающая на грядущего Искупителя.