Пророчества о Мессии в книге пророка Исаии. |
1) 1-37- план А- книга царственного младенца; 2) 38-55- план Б- книга страдающего раба; 3) 56-66- книга Помазанного победителя; (59: 20,21;61:1-3;63:1-6; сравни Ис.24:21-23;Отк.19:11-16) I. Глава 2:1-5... пророчество относящееся к разряду условных (см.5,6... стихи; cp.Вт.11:26-28) n место поклонения всех народов; n закон; n универсальность Израиля. Приход Мессии связан с началом суда(4(а)). Мессианский век представляется как: n приход Мессии; n эпоха благоденствия; n суд. Это пророчество относится к последним дням(2 стих). В Ветхом Завете нет яркого разделения этого периода на первое и второе пришествие: Быт 49:1; Осия 3:5; Михея 4:1-5. Впервые оно встречается в Новом Завете: Дея/я ап/в 2:17; Евр 1:1,2( первое пришествие) и Иак 5:3; 1П/а 1:5 ( второе пришествие ). Гора дома Господня- Дан 2:35; Пс 86:2,3. Иерусалим. Храмовая гора.
Глава 4:2... ср. Исаия 28.1,4,5 4.2- будущее Израаиля 4.3- оосстатоок и его меесто в тот день 4.4- тема суда перекликающаяся с очищением (ср. Ис.1:15; 3:24): - духоом огня - духоом суда народ должен быть святой, т.е. совершенной нацией (ср. Исх19.6). В продоолжении этого суда народ станет таковым (ср. Ис.1.25) *отрасль Господа- tmc ( Цемах). Иеремия 23:5; 33:15; Зах. 3:8; 6:12. Ис 4 2 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. Иер 23 5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Иер 33 15 В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. Зах 3 8 Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Зах 6 12 и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. У Иеремии отрасль привязана к Давиду. У Исаии к ЯХВЕ. В день появления -ростка- будут жить все « вписанные в книгу для житья » (ср. Пс.68:29; Фил.4:3; Дан.12:1; Флп 4 3; Откр 3: 5; Откр 13: 8; Откр 17: 8; Откр 20: 12; Откр 20: 15; Откр 21: 27; Откр 22:19). Его народ покрывает знак Его присутствия(5 cтих). Будет шатер(6 стих)- обычно под шатром подразумевается святилище, скиния, палатка.( ср. Ин.1:14- дословно « Слово явилось плотью, и раскинуло Свой шатер среди нас, наполненное ...»; Исход 25:9; Отк.11:19) Для большинства пророчеств о Мессии, у Исаии, характерно наличие эсхатологического мира.Здесь так же, как и в 2:1-5, показано особое собрание народа, что это за народ, а так же говорится об очищении Иерусалима, которое скорее всего является результатом суда над ним ( Иерусалимом (4 стих)). Так же в Мессианских пророчествах указывается принадлежность Мессии к дому Давида. - 2:1-5- благословение которое могло бы быть в Иудее; - 2:6-22; 3:1-4:1- причина. В следствии чего оно невозможно; - 4:2-6- отрасль Давида. Отрывок строится на уверенности в 2:2-4. Божья цель не меняется. Бог по прежнему намерен пребывать на Сионе и судить народы со своего престола. Глава 6:13... станет корнем и послужит основанием для будущего дерева- народа Божьего. Семя хранит в себе тайну жизни, вся полнота которой разовьется из него в последствии. Этот символ согласуется с пророчеством о Христе, данном Аврааму (Быт.26:4) и Адаму с Евой (Быт.3;15). Глава 7:14... рождение Эммануила, как знак Господа, призванный укрепить в вере верующих. 8:8- Он Царь; 8:10- причина поражения нападающих( сравни Отк. 20:7-9). Дева: -АЛМА- Быт 24:43; Притчи 30:19; Пс.67:26- девушка брачного периода; -БЭТУЛА- девочка, ребенок. Исаия 7:14- -АЛМА- сравни Мф.1:23 греческое ПАРТЕНОС- девушка, дева. Апостол ссылается на Исаию 7:14... Три признака Эммануила: n Царь; n Спаситель; n Родится от девы. Глава 9:6,7... Опять таки Младенец назван: Князь мира, Бог, Спаситель. Сравним : 7 глава 9 глава мать Дева - отец - - Царь? да да Спаситель? да да Бог или человек? ? и Бог и человек
Обе колонки скорее паралельны, нежели противоречат друг другу. А следовательно речь идет об одной и той же личности. Глава 11:1-5... Отрасль от корня Иесеева. Как известно Иесей был отцом Давида. Это то о чем было сказано чуть выше. Принадлежность к дому Давида.
На основании Ис.53:2- корень и росток то же самое.1/ая часть(1-5)- о ростке из корня. А 2/ая часть (10 стих)- о самом корне. Здесь пророк показывает, что отрасль происходит не от Иесея. Эта отрасль имеет корень от которого происходит сам Иесей. корень --- Иесей --- Давид --- Отрасль
Сравним: глава 7,9 глава 11 мать дева --- отец --- корень Иесея Царь? Царь Царь Спаситель? да да Бог или человек? и Бог и человек и Бог и человек Опять таки, обратите внимание на то, как Исаия представляет Мессию здесь. О том, что здесь говорится о доме Давида мы уже отметили. Но кроме этого... 4 стих « будет судить »(ср.13-16) ... 10 стих к Нему собираются язычники, 11/й собирает остаток, а результатом Его пришествия будет мир (6-9; ср. Ис.2:4;12). Но важно заметить... здесь пророк не замечает разницы между 1/ым и 2/ым пришествием Христа. Она станет едва заметной во второй части книги: 38-55 ( страдающий Раб ), сейчас же он говорит о Христе, как о Помазанном Победителе, то ЧТО могло бы быть в Израиле в случае повиновения Богу (ср. 1:16-17). Вы разрешаете сыну играть над норой змеи? Или быть может вашей дочери по душе салки со львом? Нет? То, что могло бы быть. Сейчас этого мы не замечаем. Так же, как не заметно желание многих людей, в том числе зачастую и наших близких, придти к Иисусу Христу. Познать Его. Подняться в храм. Принять участие в общем Богослужении. В этой части: « дорогие Иудеи! Не жалуйтесь на свою судьбу. Я даю вам еще один шанс.»
Глава 24:21-23... посетит Господь воинство на небе и на земле. Вновь идет элемент суда с его описанием. А так же описаны события сопровождающие начало суда (сравни с типологическим пророчеством 13:10- падение Вавилона. События сопровождающие этот акт) Исаия в своем пророчестве идет дальше, нежели только видение о спасении из исторического Вавилона (13,14,24-27). Из этого исторического события он выводит падение еще и духовного Вавилона. Вавилона антитипического.(ср. Отк.17,18)
Глава 25:8,9... Следствие пришествия Мессии. МИР!!! По всей земле!!! Вы свидетель этого события? Нет. Опять нет. Причина та же самая. План А. Глава 32:1-5,15-20 Царь будет царствовать по правде. Царство Мессии начинается с излития Духа Святого (15 стих). Присутствует мир на земле.
Глава 33:17( контекст 14-22)... кто будет жить в присутствии этого Царя? И опять присутствие эсхатологического мира. 18 стих: « сердце будет только вспоминать об ужасах ». 22 cтих : « Господь- судья наш, Господь законодатель наш, Господь Царь наш: Он- спасет нас ». Это Теократическое государство. Располагают ли наши законы сегодня этим мотивом? Быть может война с Багдадом инспирирована Небом? И конечно налоговая инспекция только слухи? Увы...увы...увы нет!!! II. Глава 42:1-7... « Отрок Мой »- дословно «Раб Мой» (ср.52:13-53:12) Заметьте, какой контраст по сравнению с предыдущей частью книги- 2,3 стихи. Цель Раба- утверждение суда(1,4). Итог- уповают все острова. Через Него Бог желает: «открыть глаза слепым, вывести узников из заключения и сидящих во тьме (яркий представитель Никодим- Ин.3) из темницы » Дух Святой на Нем- 1 стих. Сравни с Ис.61:1-3- мир, венчающий пришествие Месии. 23 стих созвучен 53:1- услышать. Поверить. Вникнуть. Мышца Господня. Это для будущего. Будущее по прежнему царство Мессии. Но путь уже иной... Раб...
Глава 49:1-7... Израиль не как народ, но как личность. В Нем Бог намерен прославить Себя. Он свет для язычников.
Глава 50:4-11... Личность. Его характер. Его действия. Призыв уповать на Него.(ср. Ис.42:23;Ис.53:1)
Глава 52:13-53:12...
«Иногда лик страдания безобразен. Лик страдания отталкивает нас. Однако и это может привести к сложной встречи со Христом и к пониманию чего-то по отношению к человеку и ко Христу. После освобождения Парижа стали искать и выискивать, ловить и вылавливать тех людей, которые сотрудничали с немцами, продавали и предавали других людей на смерть и муку. Такой человек был и в том квартале где я жил. И он сыграл очень страшную роль в судьбе многих людей. Его нашли. Шла толпа влачащая за собою этого человека. Он был одет в шутовскую одежду. Ему сбрили волосы с полголоы . Он весь был покрыт помоями. На нем были следы ударов... Сейчас он шел по тем улицам, где занимался предательством. Он был безусловно плох. Безусловно преступен; какой-то суд над ним и суждение о нем были справедливы. Через некоторое время я оказался в метро и ждал пока придет поезд; и вдруг мне стало совершенно ясно, что именно так, какие-то люди, видели Христа, влача Его на распятье.» /Антоний Сурожский/ «Так ярко и так детально изображено страдание Христа, как будто бы Исаия стоял у его подножия. Видение это так предельно ясно, что Исаия говорит о нем в прошедшем времени, как будто бы оно уже совершилось. А между тем оно написано было за 700 лет до Голгофы. Это предсказание не может относиться ни к кому другому в истории, как только к Иисусу Христу»( Геллей Г.) В тот момент, когда Исаия решился ходить нагим, чтобы уберечь народ... он лучше всех постиг, что значит жертвовать своими личными интересами ради общего блага. Ему стало ясно, что как он так же и Мессия вынужден будет перенести унижения ради того, чтобы спасти многих от вечной гибели... В мире, где гремели ассирийские колесницы, где апофеоз военного насилия праздновал свое торжество, Бог через Исаию возвысил идеал кроткого Отрока, Который не повысит голоса и не повредит надломненного.
52:13 и 52:15- паралельны- благоуспешность Раба
Сравним главы: 42 49 50 52,53 Имя --- Израиль --- ---
Грешен или нет? Нет(3ст) ??? Нет Нет
Личность или нет? Да (закон Его) Да Да Да
Дополнительные х/ки Дух Св. На Нем --- сначала поносимый, добровольное эсхат/й мир а после возвеличенный страдание
Во второй части книги противопоставляется Израиль, как нация, грешный(41:8-11; 44:1-3; 42:18-25; 44:21-24), нуждающийся в искуплении. Он не оправдал Божиих надежд. И Раб, Который послан, чтобы искупить грешный Израиль. Именно этот Раб станет светом для язычников. Безгрешный, Он является личностью носящей Божественную и человеческую характеристики. 53:10- дословно «Жертва повинности». Левит 5 глава. Это жертва за ритуальною нечистоту (прикосновение к смерти) « Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?» (Псалтирь 88:49). Ни один. Прежде чем принести ее человек должен был возместить причиненный им ущерб. Принося эту жертву, приносящий выражал свою веру в воскресение человека и веру в избавление от тела смерти. Жертва символизировала не только искупление от греха, но так же то, что Бог изгладит всякий след греха изо всей вселенной (Ис.25:8,9). В первой части (А) Мессия должен родиться и с этого момента наступает Его Царство. Во второй части (Б) Мессия становится жертвой. По плану А этого не должно случиться. По плану Б это единственный выход из создавшегося положения. 52:13,15- исполнение обещания в 49:7 7 Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя. (Исаия49) 52:14- тот Кто обезображен и искалечен, сокрушен и наказан (53:5), угнетен судом (53:7,8) и в итоге- похоронен (53:9) В комплексе тема представляет успех и с другой стороны мучение за человечество и делание человека невиновным, оправданным. Кульминация в 53:10-12. Толкование пророчества Талмуд и мидраш- до 10 века толковали как Мессию. 11 век раби Шламо Ицхаки (Раши). В своих коментариях на талмуд указывает: - это Мессия, но после 1 крестового похода, когда в Иерусалиме были произведены ужасающие по своим масштабам погромы евреев, он дополнил: “ Для меня было большим сомнением... Это не может быть Иисус Христос, руки последователей Которого оказались обагряны кровью невинных людей.” В Иерусалиме была уничтожена даже церковь верующих евреев (10 тыс.), соблюдавших субботу. “Лучшем будет видеть в этом пророчестве страдание нашего народа”
В 30 - е годы нашего века один американец по имени Майк Гольд, еврей по происхождению, написал книгу “Еврей, не подозревающий о том, что он - еврей”. Описывая свое детство в Нью-Йорк-Сити, он рассказывал, что мать просила его никогда не отходить от дома дальше, чем на четыре квартала. Он не могла сказать маленькому ребенку, что они жили в еврейском гетто. Она не могла сказать ему, что в его жилах текла иная кровь, чем у других.
Майк Гольда рассказывает, что однажды любопытство увлекло его дальше заповеданных четырех кварталов, за пределы его гетто. Его окружила группа мальчишек постарше, которые задали ему странный вопрос: “Эй, пацан, а ты не жид?” - “Я не знаю”, - ответил Майк. Он никогда не слышал этого слова раньше. Тогда мальчишки спросили по-другому: “Не вы ли распяли Христа?” И снова мальчишка отвечал: “Не знаю”. Этого имени он тоже никогда раньше не слыхал. Тогда его спросили, где он живет, и Майк, который знал свой адрес наизусть, как и большинство малышей, на случай, если он вдруг потеряется, сказал адрес мальчишкам. “А, так ты жид! Вы, жиды, распяли Христа. Сейчас ты на христианской территории, а мы все - христиане! Мы научим тебя знать свое место!” И они избили Майка - разбили ему в кровь лицо, изорвали одежду и приказали бежать домой, крича вслед: “Мы - христиане! Мы христиане, а вы распяли Христа! Сиди, где тебе положено! Мы христиане, а вы распяли Христа!”
Когда Майк вернулся домой, перепуганная мать, плача, спрашивала его: “Майк, что случилось?” Он мог ответить только: “Я не знаю”. - “Кто это тебя?” Он опять ответил: “Я не знаю”. Мать смыла кровь, переодела его, взяла на колени и, обняв, стараясь успокоить своего малыша. Много лет спустя Майк Гольд часто вспоминал, как он, прильнув к материнскому уху и с трудом шевеля своими запекшимися губами, спросил: “Мама, а кто такой Христос?”
Майк Гольд умер в 1967 г. Последнее время он питался в Католическом Доме Милосердия, руководимом Дороти Дэй. Она однажды сказала о нем: “Майк Гольд каждый день обедает за столом Христа, но он, наверное, никогда не примет Его из-за того дня, когда он впервые услышал Его имя”. Так он и умер.
III. Глава 59:20,21... придет Искупитель Сиона laego - гоэль - искупитель, родственник, мстящий. Это тот, кто: n выкупает проданное имущество родственника: Лев.25:25; Руфь 4:4,6; Иер.32:7; n выкупает родственника, ставшего, по каким-то обстоятельствам рабом: Лев.25:48,49; n в случае убийства родственника мстит за пролитую кровь (имеется ввиду предумышленное убийство): Числа 35:19; n женится на бездетной вдове ближайшего родственника и управляет имуществом принадлежащим потомству от такого союза; «А я знаю Искупитель мой жив» (Иов 19:25), т.е. Тот Кто искупит его из могилы при воскресении. Исаия употребляет это слово более 18 раз, искупление от врагов, от греха. Именно Христос искупил нас от власти греха и смерти(Ис.44:22; Осия 13:14). И если мы только приходим к Нему, то Он не отказывается от нас, как поступил близкий родственник Руфи(Руфь 4:6). Приходя к Нему мы находим покой душам нашим (Руфь 3:1; Мф. 11:39) Присутствие Духа Святого. Помазанный. Помазание в Израиле получали: царь, пророк, священник. Его помазание 61 глава.
Глава 61:1-3... освобождение, проповедь, исцеление. Сделаем сравнительный анализ отрывков... 11гл 42гл 61гл
Святой Дух есть есть есть
Мир 11:6-8,13-16 42:5-9 61:4-9
Задание + + +
Глава 63:1-6 Мститель выступающий в полноте Своей силы. День мщения.: (Притчи 6:34) - потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, (Ис.34:8) - Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. (Ис.61:2) - проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, (Ис.63:4) - ибо день мщения - в сердце Моем, и год Моих искупленных настал.
Исаия 24:21-23; 63:1-6- паралельны Отк.19:11-16 ВЫВОД 1)1-37- план А- царственный младенец , 2)38-55- план Б- страдающий раб, 3)56-66- Помазанный победитель.
Проще будет прочитать еще раз...
|