Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 14 июля 2024
7. ОСВЯЩЕНИЕ PDF Печать Email

 

Большинству консервативно настроенных христиан \включая и адвентистов седьмого дня\ относительно нетрудо понять учение об оправдании вероб \то есть о том, что спасение грешника зависит от его веры в Иисуса Христа\. Однако значительная неопределенность наблюдается там, где речь заходит об освящении \библейском учении о возрастании во Христе\. Некоторые христиане воспринимают его как постоянную борьбу с грехом, другие считают, что можно достичь полной свободы от греха и даже от тяготения к нему. В нашей Церкви представлены оба взгляда, в которыз довольно легко дойти до крайностей. О некоторых ложных точках зрения на освящение много лет назад писала Елена Уайт.

"В религиозном мире существует теория освящения, которая ложна в своей основе и пагубна в своем влиянии. Нередко те, кто ее исповедует, не знают, о чем говорят. Их освящение - это разговоры и духовное своеволие. Те, кто действительно стремится обрести христианское совершенство, никогда не станут тешить себя мыслью, что они безгрешны. Их жизнь может быть безупречной, они могут быть живым свидетельством истины, которую восприняли, однако чем больше они размышляют о характере Христа, чем больше приближаются к Его божественному образу, тем яснее видят его совершенство и тем глубже чувствуют свои собственные недостатки. Когда кто-то утверждает, что он достиг освящения, можно с уверенностью сказать, что он далек от святости. Такой человек не способен видеть свою слабость и духовную нищету. Ему кажется, что он несет в себе образ Христа, однако это только потому, что у него нет подлинного знания о Христе. Чем больше расстояние между ним и Спасителем, тем большим праведником он кажется себе в своих собственных глазах".\26\

Пояснение терминов

Еврейские и греческие слова, которые переводятся на английский язык словами "освящать", "посвящать", "освящение", "святость", "святой" в оригинале берут начало от одного общего корня и несут в себе одно основное значение - "отделять" \независимо от контекста, который может быть сакральным или светским\. Например, когда Бог "освятил" седьмоц день, Он просто отделил его от остальных шести дней, обособил его \Быт.2:3\. Когда Моисею было сказано, чтобы он "освятил" всех первенцев, речь шла о том, чтобы он выделил их для особого служения Господу \Исх.13:2\. Когда сын Аминадава Елеазар был "посвящен", имелось в виду, что он просто будет выполнять особое служение - хранить ковчег Господа, находившийся в доме его отца в Кариафмариме \1 Сам.7:1\. Основываясь на Писаниях, это "отделение" можно рассматривать с двух точек зрения.

1. Освящение как свершившийся факт. Когда кающийся грешник принимает Иисуса как своего личного Спасителя и Господа, он отьединяется от царства тьмы и вступает в Божие царство света. Апостол Павел пишет, что Бог "избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего" \Кол.1:13\.

Во многих новозаветных отрывках освящение предстает как нечто уже совершившееся. Например, апостол Павел говорит царю Агриппе, что Бог послал его к язычникам, чтобы "они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу" и верою в Бога "получили прощение грехов и жребий с освященными" \Деян.26:18\. Приветствуя коринфских христиан, Павел называет их "освященными во Христе Иисусе", то есть в буквальном смысле уже принявшими освящение как некий единовременный акт \ 1Кор.1:2\. Несмотря на то, что некоторые из них в прошлом были весьма греховны, ныне они очищены и освящены. "И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа" \1 Кор.6:11\. В буквальном смысле здесь следует читать как "но были омыты, были освящены, были оправданы именем Господа нашего Иисуса Христа..."

Эти отрывки, в которых освящение предстает как уже свершившееся событие, напоминают о том моменте, когда некоторые коринфские христиане, бывшие в свое время грешниками, уверовали во Христа Иисуса и Его силою были отьединены от этого мира, дабы вступить в Его царсиво. В открытую это могло произойти во время их крещения, когда они недвусмысленно возвестили о своей преданности Богу.

В Новом Завете о верующем во Христа обычно говорится как о "святом". Многие послания апостола Павла начинаются с обращения к "святым" \Еф.1:1, ср.1 Кор.16:1; 2 Кор.1:1; Флп.1:1 и т.д.\. Это слово, однако, употребляется не для того, чтобы подчеркнуть безгрешность тех, к кому оно применяется: речь идет только об их особом статусе, об их отьединенности. Святой - это человек, отьединенный от этого мира и с определенного момента принадлежит Богу.

С данной точки зрения освящение не является целью, к которой стремится человек. Оно, скорее, представляет собой определенное состояние, в котором он уже обладает, оставив мир и став одним из детей Божиих. В своей новой жизни, вжизни христианина он предсиавляет как "святой", то есть как отьединенный от мира и предназначенный для Бога.

Поэтому в данной библейской перспективе оправдание и освящение как предстояние пред Богом на уровне совершившегося факта являются двумя сторонами одного и того же христианского опыта. В акте оправдания подчеркивается, что кающийся грешник, обретший единение со Христом, пред Богом рассматривается как праведник. Благодаря заслугам Христа его грехи прощены и ему же вменена Христова праведность. Он оправдан, то есть в глазах Бога признан невиновным и принят Им. С другой стороны, в акте освящения как предстояния пред Богом подчеркивается, что он отьединен от мира и принадлежит Богу. Его отьединенность обуславливает его всецелую принадлежность Господу. В этом смысле Елена Уайт товорит, что "мы можем требовать освящения".\27\

2. Освящение как процесс духовного возрастания.

Библия постоянно описывает начало духовной связи с Богом как начало новой жизни. "Итак, кто во Христе, тот новая тварь" \2 Кор.5:17\. Царство Божие столь радикально отличается от царства сатаны, что об уверовавшем и принявшем его говорят как о "родившемся свыше" \Ин.3:7\. Принявшие крещение предстают как "новорожденные младенцы", которых апостол призывает "возлюбить чистое словесное молоко", дабы они возрастали и становились зрелыми христианами \1 Пет.2:2\.

Как в естественой жизни , так и в духовной дети растут или умирают, поэтому Писание постоянно призывает детей Божиих: "Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" \2 Пет.3:18\. Писание призывает, чтобы они "истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос" \Еф.4:15\.

Это духовное возрастание является иной формой образной характеристики освящения, понимаемого в его динамике \как процесс\. Если крещение рассматривать как начальный и публично исповедуемый момент отьединения кающегося грешника от царства сатаны и его добровольное подчинение верховной власти Христа, то освящение, понимаемое как процесс, можно рассматривать как ежедневную борьбу сгрехом, как преданность тому доброму и святому, что вытекает из крещения. По мере того как христианин возрастает в богопознании и все лучше понимает волю Отца, он становится более восприимчив к различению доброго и порочного.

Этот процесс предполагает постоянное распятие собственной воли волей Бога, постоянное самоотвержение. "Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем" - говорит апостол Павел в Послании к римлянам \Рим.6:11\. Такая установка указывает на непривычный прцесс духовного самовосстановления. К этому относятся и известные слова Елены Уайт:

"С утра посвящайте себя Богу; пусть это будет самым первым вашим делом... И тогда, изо дня в день предавая себя в руки Божии, вы все больше и больше будете уподоблять свою жизнь жизни Христа".\28\

Многие библейские тексты, касающиеся освящения, рассматривают его именно с этой точки зрения, то есть как постоянное отвержение от греха. "Ибо воля Божия есть освящение свыше", - возвещает апостол Павел Фессалоникийцам и затем показывает, что Бог пизвал их к нравственной чистоте, а не к тому, чтобы они подражали порокам языческого окружения \1 Фесс.4:3-8\. Итак, нет сомнений в том, что умственно, физически и духовно христиане призваны почитать Бога и служить Ему и что свое отьединение от этого мира они должны утверждать постоянно.

Некоторые считают, что освящение - это единовременное свершение, а не процесс. Исходя из этого они рассматривают его как второе свершение благодати, которое следует за оправданием христианина или его начальным принятием со стороны Бога. Иногда такой взгляд называют "вторым благословением". Однако, касаясь освящения как возрастания, Писания нигде не рассматривают его как единовременное свершение, ибо при таком подходе налицо логическая несообразность. Например, из слов апостола явствует, что речь идет о процессе, ибо он призывает христиан "сиараться":

"Старайтесь иметь мир со всеми и святость \освящение\, без которой никто не увидит Господа" \Евр.12:14\.

Свой духовный опыт Павел описывает следующим образом: "Говорю так не потому, что я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" \Флп.3:12-14\. Эта метафора поразительна. Апостол уподобляет себя участнику больших состязаний в беге, налагаемых жизнью и заставляющих стремиться к намеченной цели. Остановиться нельзя. Бег длится всю его жизнь. Ничто не говорит о том, что цель, к которой он стремится, достигается где-то на середине пути, на том пределе, за которым жизнь еще не кончается. Смысл отрывка таков, что до самой смерти или вплоть до Второго пришествия Христа уверовавший в Него не может остановиться и сказать: "В духовном развитии я достиг всего того, на что был способен". Здесь уместно привести слова Елены Уайт, которые вполне однозначны:

"Освящение - это постепенный труд и движение от одной ступени совершенства к другой".\29\

"Пока царствует сатана, мы будем смирять себя, борясь с грехами; пока длится жизнь, мы не сможем остановиться, не сможем достичь предела, где могли бы сказать: "Я обрел все сполна".\30\

"Даже самые совершенные христиане могут постоянно возрастать в познании Бога и любви к Нему".\31\

"Начало духовной жизни символизирует прорастанием семени, и рост растения представляет собой прекрасный образ христианского возрастания. Как в отношении природы, так и в отношении благодати жизни без возрастания быть не может. Растение должно расти или оно умрет. Развитие христианской жизни подобно его росту: оно совершается неслышно и незаметно, но постоянно. Наша жизнь может быть совершенной на каждой ступени развития, однако, если в отношении нас исполняется Божий замысел, духовное продвижение будет постоянным. Освящение - труд всей жизни. По мере того как будут умножаться наши возможности, наш опыт будет расширяться, а знание возрастать. Мы сможем возложить на себя ответственность, и уровень нашей зрелости будет соразмерен тому, что нам дано".\32\

Освящение легко обьяснить, если рассматривать его как учение и использовать при этом широкие смысловые категории; освящение же как образ жизни не всегда находит свое осуществление, поскольку христианин со всех сторон подвержен соблазнам окружающего мира, своей плоти и дьявола. В своей молитве непосредственно перед пленением в Гефсиманском саду Иисус произнес такие слова: "И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною" \Ин. 17:19\. В данном случае Христос не принимает человеческой греховности, но просто обращает внимание на Свою жизнь как образец для учеников. Он всецело посвящает Себя Богу, и в данном случае действительно все сводится к святости или освящению \ по-гречески одно и то же\. Святость - это служение Богу всем сердцем, разумением и силами. Когда в Гефсимании Иисус боролся с сильным искушением бросить человечество на произвол судьбы, в Его молитвах звучали такие слова: "Не Моя воля, но Твоя да будет" \Лк.22:42\.

Принцип, по которому жил и молился наш Спаситель, заключает в себе всю суть освящения, понимаемого как возрастание. Обратимся к Елене Уайт:

"Я уже говорила об истинном освящении, которое есть не что иное как ежедневное умершвление своего эгоизма и ежедневное стремление сообразовать свою жизнь с волей Бога... Освящение, совершавшееся Павлом, было постоянной борьбой с самим собой. "Я каждый день умираю", - сказал он \1 Кор.15:31\ Его воля и желания каждый день противоборствовали долгу и воле Бога. Однако вместо того, чтобы поддаваться соблазну, он исполнял волю Ьога, как бы она ни противоречила его природе и ни распинала ее".\33\

Те, кто следует за Христом, должны уподобиться Ему, то есть благодатью Божией сообразовать свою жизнь с принципами Его святого закона.34

Несмотря на то, что христианин отвечает на призыв Бога верою и послушанием, оправдание и освящение не являются результатом его собственных усилий. Повсюду в делах спасения участвует Святой Дух, влекущий нас к святой жизни.

"Ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умершвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" \Рим.8:13-14\.

Дух обращается к Слову Божию в Его таинственном чуде преображения. "Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина", - молился Иисус Богу, имея в виду учеников \Ин.17:17\. Писания, обращенные к нам произволением Святого Духа, являются могущественным средством очищения.

"Как юноше содержать в чистоте путь свой? - хранением себя по слову Твоему" \Пс.118:9\.

"Послушанием истине через Духа очистивши души ваши к нелицемерному браиолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца" \1 Пет.1:22\.

Апостол Павел формулирует библейский принцип, действующий в этой области духовного возрастания: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" \Рим.12:21\. Когда уверовавший в Бога стремится восстановить в себе Его образ \ср. Кол.3:10\, Дух призывает его сосредоточить свои помышления на добром и благотворном. \ср.Флп.4:8\, и прежде всего думать о Спасителе. Стремление к святости мысли, к утверждению честных и цельных принципов мышления искореняет нечестивые помыслы. Мы уподобляемся Тому, о Ком мы решили думать.

"Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" \2 Кор.3:18\.

"Жизнь во Христе - жизнь отдохновения и покоя. В ней может не быть взлета чувств, но в ней должно быть неизменное и кроткое упование. Наша надежда коренится не в нас, но во Христе. Наша слабость соединяется с Его силой, наше неведение - с Его мудростью, наша бренность - с Его неколебимой мощью. Поэтому нам надо смотреть не на себя и думать не о себе, но взирать на Христа. Будем думать о Его любви, о красоте и совершенстве Его характера. Христос в Своем самоотвержении, Христос в смирении, Христос в чистоте и святости, Христос в Своей несравненной любви - таков предмет наших размышлений. Любя Его, подражая Ему, всецело полагаясь на Его волю, мы преобразимся и уподобимся Ему".\35\

О Христе сказано: "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие" \Евр.1:9\. Дух воспитывает в сердце христианина ту же самую установку по отношению к греху и праведности. Он начинает любить то, что раньше ненавидел, и ненавидеть то, что любил. У него формируются новые вкусы, новые идеалы, новые установки по отношению к Богу и ближнему.

"Всякое истинное послушание исходит из сердца. Сердце трудится со Христом. И если мы идем Ему навстречу, Он столь глубоко входит в наши мысли и стремления, столь прочно сообразует наш ум и сердце со Своей волей, что подчиняясь Ему, мы следуем своему собственному влечению. Воля, прошедшая через очищение и освящение, в служении Ему находит свое высшее наслаждение. Когда мы постигаем Бога так, как нам это дано, наша жизнь становится постоянным послушанием. По достоинству оценивая характер Христа и вступая в общение с Богом, мы сумеем возненавидеть грех".\36\

Но означает ли это, что христианин может полностью очистить свою жизнь от греха и обрести совершенство? Писания предьявляют высокие требования. "По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках", - говорит апостол Петр и продолжает: "Ибо написано: "Будьте святы, потому что Я свят" \1 Пет.1:15-16\. Нет более высокого идеала, и потому для духовного возрастания христианину дается благодать.

Но в то же время мы слышим и серьезное предостережение: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" \1 Ин.1:8\. Немного дальше апостол пишет: "Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали, а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши" \1 Ин.2:1-2\.

Однако, если христианин воистину вступает в новую жизнь и укрепляет связь со Христом, противоречие между идеалом \"Будьте святы, потомучто Я свят"\ и реальным опытом \"Нет человека, который не согрешил бы" \3 Цар.8:46\ может быть только кажущимся.

Итак, мы отметили, что с библейской точки зрения освящение предстает как свершившийся акт и как процесс. Обретая единение со Христом, уверовавший оправдывается пред Богом и освящается. Благодать оправдывает его и полностью посвящает Богу. Отныне он "святой", то есть отьединенный от мира и посвященный Богу. В этом смысле можно говорить, что он исполнил призыв "Будьте святы, потому что Я свят". Однако, пребывая под сенью оправдания и освящения как свершившегося факта, он тем не менее продолжает духовно возрастать и все больше жить освященной жизнью, каждый день смиряя свою волю пред волей Бога. Духовное возрастание совершается всю его жизнь вплоть до смерти или Второго пришествия Христа. Пока он живет, его знание углубляется, его понимание жизни становится более зрелым, и он постоянно возрастает. В каждый миг своей жизни он может быть уверен, что Бог ради Христовых заслуг милосердно принимает его.\37\