Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Здоровье Служение_здоровья ЕСТЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ИСЦЕЛЕНИЯ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ИСЦЕЛЕНИЯ PDF Печать Email

 

Адвентисты известны тем, что уже в течение длительного времени они широко используют для лечения и в целях профилактики заболеваний простые и доступные естественные средства и методы. В частности, рациональное питание, которое также принадлежит к числу естественных средств оздоровления, явилось одним из ключевых пунктоd в реформе здоровья. Другой областью стало терапевтическое использование воды и применение активированного угля и лекарственных трав для лечения различных заболеваний и облегчения общего состояния больного. Медицинская наука продвинулась далеко вперед по пути исследования возможностей и внедрения синтетической терапии - поскольку порошки и пилюли всегда легче применять; кроме того, они прошли должную оценку экспертов и зарекомендовали себя в качестве эффективного средства. Но, несмотря на это, простые домашние средства и методы лечения продолжают быть популярной темой семинаров и лекций о здоровье.

Рассмотрение нами данной темы не должно, однако, являться поводом для повсеместной замены естественными природными средствами хорошо известных лекарственных препаратов в случаях, когда их применение последних абсолютно необходимо. Есть ситуации, в специфическом контексте которых современная медицина предлагает наиболее оптимальные, безопасные и провереные временем средства (лекарственные препараты, методы терапии и т. д.), и если у человека есть возможность ими воспользоваться в полной мере, было бы ошибкой с его стороны обращаться к более простым средствам и методам.

Что подразумевала Елена Уайт, когда говорила о "естественных средствах оздоровления и исцеления"?

Елена Уайт учила, что естественные психические, физические и духовные средства оздоровления и исцеления оказывают влияние на здоровье человека в целом. Она составила перечень "естественных средств," применение которые оказывает благоприятное действие на физическое здоровье и самочувствие:

Рациональное питание (The Ministry of Healing (Служение исцеления), с. 200).

Чистота жизни (Selected Messages (Избранные свидетельства), том 2, с. 287).

Простые целебные травы (Там же, с. 295).

Дух благодарности и хвалы (Служение исцеления, с.168).

Хорошо сбалансированная работа (Testemonies for the Church (Свидетельства для церкви), том 2, сс. 555-557).

Физическая активность (предпочтительно в форме оздоровительной ходьбы) (Служение исцеления, с.159).

Вера в Божественную силу (там же, с.74).

Отдых и расслабление (там же).

Солнечный свет (там же).

Умеренность/ самоконтроль (там же).

Вода (Cвидетельства, том 5, с. 443).

Чистый воздух (там же).

Гигиена и поддержание тела в чистоте (там же).

Чистота и опрятность жилых и рабочих помещений (там же).

Адвентистская церковь активно пропагандирует каждое из этих естественных средств, и подобная практика получила высокую оценку мировой научной и медицинской общественности. Даже вегетарианство в настоящее время завоевало широкое признание среди профессиональных медицинских работников. Большинство этих естественных средств по своей природе являются превентивными, т. е. способствуют профилактике заболеваний. Но что сказать насчет тех природных средств и методов, которые обладают скорее терапевтическим действием - таких, как активированный уголь, травы или гидротерапия? Следует ли пропагандировать использование этих средств и методов в рамках нашей санитарно-просветительной работы?

Елена Уайт раскрывает нам способы применения этих естественных средств и методов, сравнивая их с практикой использования различных лекарственных препаратов, широко применявшейся в ее время. Это дает нам возможность понять сущность "подхода с позиций здравого смысла," который стал настоящим наследием для церкви христиан-адвентистов седьмого дня.

Активированный уголь

Не совсем ясно, являются ли рекомендации Елены Уайт относительно использования активированного угля результатом прямого откровения, полученного от Бога, или они связаны с признанием ею данного средства неотъемлемой частью общей группы домашних естественных средств оздоровления и исцеления, чье использование благоприятно для человека. Очень часто Бог вдохновлял Елену Уайт идеей, которую она затем развивала, основываясь на своем жизненном опыте.

Так, например, она писала: "Я рекомендовала такое же лечение (припарки активированным углем) и другим людям, страдающим от сильных болей, и это принесло им облегчение и явилось средством спасения жизни. Моя мать говорила мне, что последствия укусов змей и ядовитых насекомых могут быть нейтрализованы с помощью припарки активированным углем" (Избранные послания, кн. 2, с. 295).

Ниже мы приводим семь случаев, когда она прописывала использование активированного угля.

1. 1899 год. Дизентерия, малярия и стремление к "умервщлению плоти" (то есть интенсивное воздержание от желаний плоти и продолжительное голодание).

Лечение: пить воду с активированным углем и делать припарки в области желудка и кишечника (там же, с. 299).

2. 1889 год. 18-месячный ребенок укушен ядовитым насекомым в области колена.

Лечение: Припарки активированным углем, затем рассечение места укуса и дренаж. (Данный случай высветил необходимость создания в эой местности лечебного заведения) (там же, сс. 299, 300).

3. 1897 год. Пациент испытывал сильные боли, и врач был бессилен как-либо помочь.

Лечение: Припарки активированным углем, прокипеченные в smartweed (видимо лечебная трава, оттягивающая боль). (В своем письме к д-ру Дж. Келлогу она поясняет: "Я ожидаю, что вы будете смеятся надо мной, но если бы я придумала данному средству какое-нибудь изысканное, одной мне понятное название, то возможно оно произвело бы большее впечатление.") (там же, с. 294).

4. У молодой женщины, которой, как считали, жить осталось не больше нескольких часов, была высокая не спадающая температура

Лечение: Припарки активированным углем. Облегчение наступило через 30 минут (там же, с. 295).

5. 1903 год. Одна из форм несварения.

Лечение: Питье из активированного угля смешанного с небольшим количеством оливкового масла (там же, с. 298).

6. 1908 год. Травмы обоих рук (в результате повреждения на рабочем месте) с воспалением и отечностью.

Лечение: Припарки активированным углем.

7. 1897 год: Острое воспаление глаз.

Лечение: Припарки активированным углем, предварительно помещаемые в холодную и горячую воду, наложить на глаза (там же, с. 294).

Интересно отметить, что сегодня всех этих больных, возможно, направили бы в лечебное учреждения для оказания неотложной помощи. Возможно, врачами была бы применена внутривенная регидратация и обильное введение антибиотиков. Но каждая операционная в США имеет, среди прочих лекарственных средств, запас активированного угля. Он может применятся три острых отравлениях или передозировках лекарственных препаратов. Активированный уголь является химическим веществом, обладающим сильным абсорбирующим действием. Это недорогое, безопасное и эффективное лекарственное средство. Он, кроме всего прочего, способствует снижению уровня холестерина в крови и выведению кишечных газов. Мы должны научиться использовать это простое и естественное средство в нашей работе медицинского евангелизма.

Например, если у человека расстройство желудка, десяток таблеток активированного угля с водой помогут решить проблему и избежать побочного действия, связанного с приемом лекарственных препаратов.

Это прекрасное противовоспалительное средство. Признаками воспаления являются: краснота, жар, отечность и болевые ощущения. Активированный уголь, известный своими абсорбирующими свойствами, помогает вывести из огранизма ядовитые вещества. Вы можете прочитать об этом в книге Е. Уайт "Избранные послания", кн. 2, в главе "Лечебные средства".

В аптечке каждой семьи должен присутствовать активированный уголь - это готовое противоядие в случае отравлений и как очищающее средство при инфекциях и расстройствах обменных процессов. Пероральный прием этого средства помогает эффективно предотвратить развитие кишечных инфекций. Многочисленные исследования показывают, что активированный уголь абсолютно безвреден в применении, будь то прием вовнутрь, вдыхание или контакт с кожей. Активированный уголь, без всякого сомнения, является самым эффективным средством для очищения организма (Agatha and Kalvin Thrash, "Home Remedies". - Seale, Alabama: Thrash Publications, 1981, p. 143).

Лекарственные средства

Елена Уайт использовала травы для настоев и в медицинских целях. Например, она очень любила пить настой, заваренный из сушеных цветков клевера. Для лечения тошноты и морской болезни она использовала чай и кофе (Избранные послания, кн. 2, с. 302-303). Она также упоминает чай, настоянный на хмеле обыкновенном, как средство от бессоницы, и "чай, настоянный на котовнике кошачьем, успокаивающий нервы" (там же, с. 297).

В 1908 году Елена Уайт увещевала г-на Бердена и других руководителей Университета Лома Линда, что: "существует множество лекарственных трав, которые, если наши медицинские работники научатся правильно оценивать их значимость, могли бы заменять лекарственные препараты" (там же, с. 295).

Д-р Уоррен Питер, директор Центра пропаганды здоровья Университета Лома Линда, в отчете, подготовленном для Генеральной Конференции церкви - христиан адвентистов седьмого дня на тему "Использование естественных терапевтических средств в контексте современной меддицины," утверждает: "В своем письме к руководителям только что основанного медицинского заведения Елена Уайт излагает преимущества применения в лечебных целях активированного угля и других естественных лечебных средств. Он предостерегает от излишнего увлечения обычными лекарственными препаратами, которые ослабляют организм. В то же время листья котовника кошачьего (который она сама использовала) содержат летучие масла, состоящие на 70-99 процентов из наркотического вещество непеталостон. Употребленное кошками, оно вызывает реакцию, варьирующуюся от эйфории до сексуальной стимуляции. Были зарегистрированы четыре случая побочного действия котовника кошачьего на человека. Эти простые лечебные средства представляют собой активные с фармакологической точки зрения вещества и могут нанести вред организму человека, если при их применении не соблюдать осторожность" (с. 7).

Специалист в области лекарственных трав, д-р Вароу Тайлер, пишет: "Должное использование лекарственных трав включает предварительную научную проверку и анализ, объективное изложение результатов, а затем применение надежных снадобий из трав после получения консультаций опытного специалиста. В этот процесс входит также производство и маркетинг продуктов на основе трав, производимые с соблюдением этических норм. Правильное применение лекарственных трав, раскрывающее достоинства чудесного мира полезны растений, действительно существует как равно правная часть науки о лечении травами. В то же время, однако, имеет место и темная сторона этой практики, которую я именую парагербализмом". Далее он излагает некоторые популярные мифы парагербализма. Например:

Миф N1: Широкому использованию лекарственных трав препятствует заговор, существующий в высшем медицинском сообществе.

Миф N2: Лекарственные травы не могут причинить вреда, они только исцеляют и приносят облегчение. (Прим. авторов: некоторые растительные компоненты принадлежат к числу наиболее токсичных веществ, известных на сегодняшний день.)

Миф N3: Лекарственные травы в цельном виде более эффективны, чем их отдельно взятые активные компоненты.

Миф N4: Травы по своей эффективности превосходят синтетические лекарственные препараты.

Миф N5: Снижение дозы используемого лекарства увеличивает его терапевтическое действие. (Это противоречит всем природным законам и физилогическим принципам.)

Миф N6: Большую роль играет влияние звезд.

Миф N7: Большую ценность имеют устные свидетелства.

Миф N8: Результаты физиологических испытаний на животных не могут быть применимы к человеку.

Миф N9: Лекарственные травы были специально созданы Богом для лечения заболеваний (Varrow E. Tyler, False Tenets of Paraherbalism. - Nutrition Forum, 1989; vol. 6: p. 41).

Эти мифы во времена Елены Уайт зачастую принимались за достоверную истину. Сама она подчеркивала первостепенную важность факторов образа жизни (которые, как показала практика играют огромную роль для здоровья человека) и безопасных естественных средств оздоровления, называя их вторичной терапией. Лекарственные травы относятся к числу простых естественных средств, но их использование требует осторожности.

Прежде всего, лекарственные травы могут быть полезны для лечения болезней, но не для повседневного приема. Бог обеспечил нас изобилием овощей, фруктов, орехов и злаков - то есть всего, что нам нужно для сохранения здоровья.

Во-вторых, лекарственные травы следует принимать изолированно, а не в виде разнообразных смесей сомнительной природы.

Лекарственные травы - это лекарства. Они представляют собой необработанные формы фармацевтических средств, и обладают как полезным, так и вредным действием. Но, поскольку в Соединенных Штатах травы классифицируются в разряде "продукты", а не "лекарства," на их производство и распространение не существует таких строгих ограничений - конечно, если на сопроводительных этикетках не содержится громких и претенциозных заявлений. Из-за отсутствия строгого контроля нет причин подвергать травы тщательному научному исследованию, поэтому в настоящее время гораздо больше известно о синтетических лекарствах, чем о лекарственных травах. Это предоставило некоторые возможности для развития так называемого знахарства и способствовало распространению тех мифов, о которых упоминал д-р Тайлер.

В европейских странах травы и лекарства относят к одной и той же категории и поэтому они должны подвергаться многочисленным лабораторным испытаниям для определения их эффективности. Результатом такого подхода стало открытие ряда лекарственных трав, обладающих чрезвычайно полезным эффектом для лечения некоторых заболеваний.

Например, Ginkgo признается эффективным средством при пониженном мозговом кровоснабжении. Рудбекия стимулирует активность различных типов фагоцитов и способствует повышенному синтезу интреферона. Именно по этой причине данная лекарственная трава считается эффективным средством с точки зрения профилактики простудных заболеваний. St. John,s Wort сейчас успешно используется в Европе для лечения расстройств сна. Но что еще более важно, ученые продемонстрировали, что данная трава содержит гиперицин и его производные, известные своим "противовирусным действием и низкой токсичностью в адекватных дозах". В настоящее время проводятся клинические испытания с целью определить, насколько эффективным будет применение данной лекарственной травы для лечения СПИДа.

Какую позицию должны занять мы по отношению к лекарственным травам? Д-р Питерс в своей статье на эту тему высказывает следующую точку зрения: "Мы можем опередить всех в области исследования и применения лекарственной терапии. Эффективность, безопасность и потенциальные побочные действия лекарственных трав, обладающих терапевтическими свойствами, должны изучаться наряду с изучением лекарственных препаратов" (с. 10).

Гидротерапия в сравнении с лекарственной терапией

Хотя гидротерапия (водолечение) и является одним из главных компонентов из разряда так называемых естественных средств и методов лечения и оздоровления и открывает широкие потенциальные возможности для медицинской миссионерской деятельности, интересно отметить, что Елена Уайт писала о ней немного.

Мистер и миссис Уайт посещали лечебный центр д-ра Джеймса Калеба "Наш дом," расположенный в Дансвилле, штат Нью-Йорк, в котором частью программы были лечебные процедуры. Елена Уайт также сделала выбор в пользу гидротерапии, когда заболел ее сын Уилли. Чета Уайтов планировала поехать в центр д-ра Калеба, чтобы поподробнее разузнать о таких вещах, как лечебные ванны, использование мокрой простыни, обливание холодной водой из ушата, сидячие и ножные ванны, а также о диете Сильвестра Грэхема, включавшей простые растительные продукты и лишенной всяческих специй и жирной пищи. Но до того, как они смогли отправится в Дансвилль, в их семье случилась трагедия. Вот что произошло:

"У их старшего сына Генри, после перенесенного инфекционного заболевания верхних дыхательных путей, появились осложнения с подозрением на пневмонию. Когда состояние Генри ухудшилось, родители обратились за помощью к своему семейному врачу. Врач, основываясь на мудрости своего времене, прописал сильные лекарства. Генри умер и был плхоронен на клдбище Оук Хилл в Бэтл Крик, штат Мичиган. Можно себе представить, какие мысли посещали скорбящих родителей, которые совершили это путешествие в Мичиган с гробом мертвого сына. После этого становится понятной та страстность, с которой Елена Уайт впоследствие выступает против применения лекарственных препаратов. Движение реформы здоровья набирало все большую популярность в Америке и Божье откровение относительно этих вопросов обретало все большую значимость.

Прошло совсем немного времени, и похожим образом заболел их младший сын Уилли. Без всяких колебаний супруги Уайт обратились за помощью к своим друзьям и в течение пяти дней применяли лечение водой. Вот что написала об этом Елена Уайт:

"На следующий день Уилли был очень болен. Кажется, он почти не видел и не слышал меня, когда я говорила с ним. Сердце его билось неровно и учащенно. Мы продолжали молить Бога о его исцелении и использовали холодные примочки на лоб, а также постоянный компресс на тело в области легких и очень скоро его состояние стало несколько улучшаться. В то же время у него были острые боли в правом боку, он даже мгновения не мог лежать на нем. Мы смогли подавить боль с помощью холодных водных компрессов, варьируя температуру воды в зависимости от температуры его тела. Мы с большой осторожностью следили также за тем, чтобы его руки и ноги всегда находились в тепле... Я была сильно утомлена и от тревоги не могла заснуть на протяжении нескольких часов... Во сне я видела, что рядом с моим ребенком стоит опытный врач и следит за каждым его вдохом; одна рука его была на сердце, а другая щупала пульс. Он повернулся к нам и сказал, что кризис прошел" (Духовные дары, том 4, сс. 151-152).

Это и другие опыты побудили Елену Уайт обратится к семьям с призывом, в котором подчеркивалась важность осознания каждым отвественности за свое здоровье и здоровье членов семьи. Она говорила о необходимости обеспечить чистоту и гигиену жилых помещений, в том числе за счет проветривания и создания условий для проникновения в жилые комнаты солнечного света. Обращаясь к матерям, она призывала их обучаться простым и доступным методам и средствам исцеления и поддержания здоровья.

Вся адвентистская система медицинского обслуживания вышла из недр гидротерапевтического движения - которое характеризовалось тем же неприятием традиционных лекарственных форм терапии и главный акцент в рамках которого делался на то же вегетарианство, свежий воздух, солнечный свет, нравственную чистоту и стремление к личному совершенствованию. Памятуя об этом, зададимся вопросом: почему же тогда гидротерапия мертва, в то время как адвентистская система здоровья продолжает существовать и процветать? В настоящее время нет ни одной организации национального масштаба, которая бы специализировалось исключительно на гидротерапии. А тем временем количество адвентистских медицинских учреждений по всему миру продолжает увеличиваться. Что же произошло?

Ответ д-ра Питерса на этот вопрос таков: адвентистская реформа отношения к здоровью так и осталась в рамках "движения" и не произошло ее дальнейшего оформления в соответствующую институализированную структуру. Елена Уайт постоянно прислушивалась к водительству Святого Духа. В видении ей было показана необходимость подготовки врачей и медсестер в новых, только зарождающихся областях здравоохранения. Она видела, как в операционных комнатах присутствовали ангелы, оберегая руки верных Богу хирургов. В 1899 году Елена Уайт написала врачу, являвшемуся управляющим санатория в Бэтл Крик, следующие строки: "Кто был рядом с вами, когда вы делали все эти сложные и важные хирургические операции? Кто помогал вам сохранить спокойствие и самообладание в минуты кризиса, даруя вам быстрое и четкое понимание проблем, ясное зрение, крепкие нервы и искусность рук? Господь Иисус послал своих ангелов быть рядом с вами и подсказать вам, что делать. Иисус, а не вы, направлял движения ваших инструментов" (Свидетельства, том 8, сс. 187-188).

В том же году она пишет: "Наша привилегия состоит в том, чтобы использовать сполна все Богом данные средства в сочетании с нашей верой и затем довериться Богу, уповая на его обетования. Если имеется необходимость в хирургической операции и врач готов взять на себя ее проведение, данный факт нельзя рассматривать, как отрицание веры" (Избранные послания, кн. 2 сс. 284-285).

Уорен Питерс считает весьма маловероятным, чтобы наш Господь и его слуга Елена Уайт предусматривали хирургическое вмешательство без применения анестезии. В 1899 году главным обезболивающим средством в Америке был эфир. Хотя данный наркотик и являлся эффективным анастетиком, он имел определенные побочные эффекты, одним из которых была интоксикация сердечной мышцы. Что же хотел донести до нас Господь тем, что побудил Елену Уайт встать на сторону современных ей защитников гидротерапии, страстно осуждавших всяческое использование лекарств? Где же последовательность подхода - ведь Елена Уайт в другом случае ведет речь об ангелах, направляющих руку хирурга во время оперирования пациента, находящегося под наркозом (т. е. в организм которого введены обезболивающие наркотики)?

Практика использования лекарственных препаратов в 19-м веке во многих случаях поражала своим вопиющим несоответствием целям и задачам терапии и заслуживала открытого осуждения. Многие врачи почти не имели специального образования. За редким исключением, последнее состояло из обучения и стажировки в течение шести-двенадцати месяцев под руководством уже практикующего врача. Специальное образование в области анатомии, физиологии и фармакологии при этом почти полностью отсутствовало. Даже после того, как были основаны первые учебные медицинские заведения, президент Гарвардского университета Эллиот в 1871 году выражал свою озобоченность: "Страшно представить, сколько невежества и некомпетентности проявляют большинство американских практикующих врачей, выпускников высших учебных медицинских заведений. Они отравляют, травмируют и другими изощренными способами доводят людей до смерти, демонстрируя полную неспособность спасти жизни и сохранить здоровье" (Theodore Puschmann, History of Medical Education. - New York, Hartner Publishing Co., Inc., 1966, p. 534).

Даже так называемые врачи-натуропаты не чурались "жестокой" терапии. Некоторые, например, считали, что половина чайной ложки красного стручкового перца с подслащенной горячей водой помогают вернуть внутренний жар телу. Другие рекомендовали в качестве панацеи от желудочно-кишечных расстройств чай из корней различных растений, листьев и ягод, смешанный с брэнди.

Не имея никакого представления о физиологии человека и этиологии заболеваний, врачи в процессе обучения часто усваивали неправильный тезис о том, что ответом на любые симптомы, описываемые пациентом, являются большие дозы лекарственных препаратов. Если сразу не удавалось достичь желаемых результатов по дегидратации организма, предписывались дополнительные лекарственные препараты.

Неудивительно после этого, что Елена Уайт в одной из своих работ писала: "Ртуть, каломель, хинин сделали свое пагубное дело, масштабы которого известны лишь одному Богу. Препарат на основе ртути и каломеля продолжает сохранять свою ядовитую силу, даже если в организме остаются лишь мельчайшие его частицы. Эти ядовитые лекарственные препараты принесли неисчеслимые страдания и погибель миллионам. Люди, сами того не ведая, становились жертвами этих лекарств, которые во многих случаях назначались врачом для лечения незначительных заболеваний, исход которых мог бы быть предрешен после двух дней голодания" (Избранные послания, том 4, с. 139). Д-р Уорен Питерс пишет:

"Рекомендации Елены Уайт относительно использования хинина помогают нам понять ее видение вопросов, связанных с применением лекарств в целом. Очень часто хинин использовался врачами без меры, для лечения всех болезней подряд. Большие его дозы зачастую предписывались при самых простых недугах типа простуды, вызванной инфекцией верхних дыхательных путей, - точно так же, как при малярии и других серьезных инфекционных заболеваниях. Елена Уайт призывала изменить ситуацию в этой области. Она приравнивала хинин к таким ядовитым веществам, как опиум, стрихнин, ртуть и др.

В то время еще не был известен возбудитель малярии. Но одним из симптомов этой болезни была лихорадка, и у многих жителей, населявших берега Миссисипи (воды которой была заражены) вошло в практику принимать хинин ежедневно за завтраком. Они обнаружили, что ежедневный прием небольшого количества данного препарата позволял избежать повышения температуры. Но никто из них не выздоровел благодаря хинину. В период с 1904 по 1909 год в санатории Три-сити в городе Молин, штат Иллинойс работал адвентистский врач Д-р С. Эдвардс. Ознакомившись с трудами Елены Уайт, он решил отказаться от использования хинина для лечения малярии. Вместо этого, он прибегнул к методу гидротерапии. По его мнению, ни гидротерапия, ни прием хинина в малых дозах ни разу не привели к положительному результату - исцелению от малярии. С появлением новых научных данных об этом заболевании, некоторые врачи стали предписывать интенсивную терапию большими дозами хинина в течение короткого периода времени и пришли к выводу, что это позволяет уничтожить возбудитель инфекции в организме. Д-р Эдвардс попытался сочетать такой подход с методами гидротерапии, желая преодолеть побочное действие препарата. Это явилось достаточно эффективным способом терапии и многие жизни были спасены. Елена Уайт посетила санаторий некоторое время спустя. Когда она услышала об успешно примененном там методе, она сказала: "Все это несколько отличается от того, что я писала в своих свидетельствах. Так же как в случае с использованием эфира или хлороформа во время хирургической операции, вы используете одну или две дозы для того, чтобы уничтожить причину, и не продолжаете далее давать пациенту препарат день за днем, как это делается во многих местах. Второй способ - продолжительное использование фармакологических препаратов, которое я осуждаю" (Эта беседа была описана Эдвардсом в 1957 году в письме к пресвитеру Николу.)

Врач затем продолжает рассказывать о том, как Елена Уайт послала пресвитера Уайта, при посещении им в 1910 году санатория Святой Елены, к доктору Эдвардсу. Пресвитер Уайт привез медику письмо, адресованное Елене Уайт и написанное пресвитером Фултоном из Саут Си Айлэндс. В письме пресвитер Фултон сообщал, что члены церкви умирали от малярии, но, памятуя об указаниях Елены Уайт, воздерживались от употребления хинина. Елена Уайт попросила д-ра Эдвардса описать свой опыт борьбы с малярией во время вспышки данного заболевания на берегах Миссисипи. В конце письма Елена Уайт написала на полях: "P.S. Если хинин спасает жизни, применяйте хинин. Елена Уайт". (Письмо Эдвардса пресвитеру Николу, 1957.)

Елена Уайт нигде не упоминает об изменении своих взглядов на хинин. Но существует ряд указаний на то, что в процессе появления новых научных данных она продолжала адаптировать свои рекомендации. После того, как переливание крови стало возможно с медицинской точки зрения, она, в своем письме к д-ру Крэссу, который был серьезно болен, дала оценку данному виду лечения: "Есть способ, помогающий сохранить жизнь - переливание крови от одного человека к другому; но это сложно, вероятно, даже невозможно в вашем случае. Это всего лишь мое предложение" (Избранные послания, том 2, с. 303). Д-р Крэсс медленно умирал от пернициозной анемии, в те времена являвшейся тяжелым заболеванием, связанным с нарушением питания. Он неадекватно воспринял некоторые положения реформы отношения к здоровью; скудный рацион питания, который он себе установил, привел к развитию у него недостаточности нескольких жизненно важных витаминов. В данном случае непрофессионал Елена Уайт дает врачу-специалисту совет воспользоваться одной из самых передовых для того времени медицинских процедур.

Похожий пример можно привести в связи с ее отношением к вакцинации от оспы. В то время, как многие из ее современников - защитников гидротерапии, выступали против любой вакцинации, она сама прошла через данную процедуру и настояла, чтобы так же поступили члены ее семьи. Елена Уайт была прогрессивным реформатором в области здоровья, она воздавала хвалу Господу за прогрессивные научные открытия.

Она даже пошла на то, чтобы использовать для лечения болезни кожи (на лице) метод облучения. Возможно, она предполагала у себя рак. В письме к сыну Уилли (1911 год) она сообщает: "В течение нескольких недель мне проводили процедуры рентгеновского облучения того черного пятна, которое появилось у меня на лбу. В общей сложности я прошла через двадцать три сеанса и результатом стало полное исчезновение пятна. За это я очень благодарна" (Избранные послания, т.2, с.303).

По всей видимости, тот факт, что сестра Уайт прибегла к услугам достаточно специфической терапии, не являлся непоследовательностью в отношении ее призыва к использованию простых и естественных средств и методов исцеления. Знания в медицинской области продвинулись настолько, что данный вид терапии рассматривается сегодня как один из самых радикальных. Сейчас мы научились лучше понимать природу патологических кожных изменений и рака кожи. Но для своего времени Елена Уайт воспользовалась самым передовым и радикальным видом лечения, который был доступен ей.

В январе 1910 года И. Эванс и Х. Котрелл обратились к Елене Уайт с письмом, прося уточнить свою позицию относительно разработки и внедрения программы подготовки квалифицированных врачей и медсестер. Многих удивила ее заинтересованность в данном проекте, в свете ее предыдуших высказываний о важности простых средств и методов лечения.

Эванс и Котрелл писали: "... Но между нами, однако, существует разница во мнениях по поводу того, что вы вкладываете в понятие "медицинское учебное заведение". Некоторые считают, что термин "медицинское учебное заведение" означает школу, где изучению Библии и всех положений нашего вероучения отводится первостепенное место, где весть преподается во всей ее полноте, и в дополнение к этому даются основные принципы лечения простых заболеваний и ухода за больным. Все это должно подоготовить студента-выпускника к широкой медицинской миссионерской работе в разных странах... Другие полагают, что, когда вы используете выражение "медицинское учебное заведение", вы имеете в виду, в добавление к вышеупомянутому, хорошо оснащенную медицинскую школу, которая преподает основы Библии и благой вести, как уже было сказано раньше, но которая также предоставляет столь основательную подготовку в различных областях медицины, что студенты обладают знаниями и компетенцией, достаточными для того, чтобы выдержать государственный экзамен и в дальнейшем открыть частную практику..." (I.H. Evans, Medical Practice and the Educational Program at Loma Linda. - Ellen White Publications, General Conference, Washington D.C., Letter to Ellen White, Jan. 25, 1910, p. 83).

Многие задают тот же самый вопрос сегодня. Прочитав большинство из того, что Елена Уайт написала о медицинском миссионерстве, они пришли к окончательному выводу о том, какой должна быть эта работа. Некоторые до сих пор видят идеал в применении исключительно методов гидротерапии и отрицании всех передовых достижений медицинской науки. Другие представляют себе медицинское служение, как опирающимся на последние научные данные и разработки и полностью отвергают применение естественных средств.

А тогда, в далеком 1910 году, заинтересованным отправителям письма не пришлось долго ждать ответа от Елены Уайт: "Свет, данный мне, подводит меня к осознанию важности получения молодежью, желающей работать в медицинской сфереименно квалифицированной подготовки, достаточной для того, чтобы они могли выдержать любой экзамен и доказать свою компетенцию в соответствующей области знаний. Они должны обладать наиболее полным набором знаний и умений, чтобы наши учебные медицинские заведения нельзя было даже заподозрить в непрофессионализме... Медицинская школа в Лома Линда должна предоставлять обучение высшего уровня качества. Кроме того, те, кто обучаются в ней, имеют преимущество поддерживать живую связь с самым мудрым Врачом" (там же, сс. 83-84).

Наставления Елены Уайт оградили в девятнадцатом веке авентистскую церковь и реформу отношения к здоровью от запятнания, так как удалось избежать всяческих отклонений, а также соблазна использовать различные ложные средства и методы лечения и оздоровления. Хотя в те времена с водолечебными методами считались месмеризм (лечение посредством так называемого "животного магнетизма") и френология (теория, согласно которой по рельефу черепа якобы можно судить о психических особенностях человека), Елена Уайт решительно отвергала такие добавления. Она предупреждала в своих посланиях: "Это все часть хорошо задуманного дьяволом плана, который предусматривает активное привлечение различных псевдонаук. Посредством френологии, психологии [скорее даже мистицизма, ибо психология все больше превращается в мистицизм] и месмеризма сатана находит подходы к людям нынешнего поколения, работая при этом с особым усердием, что характерно для последнего времени" (Избранные послания, том 2, с. 351).

Неровности черепа не имеют никакого отношения к особенностям характера человека или состоянию его здоровья, как это утверждают защитники френологии. Голова человека у френологов превращается в объект ворожбы, точно так же, как рука у гадалки, предсказывающей судьбу по линиям ладони. Сегодня в области медицинского шарлатанства изучение особенностей черепа все больше уступает место иридологии, то есть диагностике заболеваний по радужной оболочке глаз. Следует в этой связи быть настороже и не поддаваться на всяческие уловки разнообразных полумистических подходов, не основывающихся на подтвержденных научных данных.

Елена Уайт никогда не теряла из виду основу основ благовестия здоровья, понимание которого ей даровал Бог. Этим фундаментом была и всегда будет реформа образа жизни. Современные передовые технологие помогают лечить заболевания, но сохранение и поддержание здоровья по-прежнему находится в прямой зависимости от естественных методов оздоровления - таких, как физическая активность, свежий воздух, солнечный свет, рациональное питание и доверие к Богу.

Реформаторское движение церкви христиан-адвентистов седьмого дня не сошло на нет и пережило все другие "движения по реформе отношения к здоровью," предлагавшиеся в девятнадцатом веке различными энтузиастами - типа аллопатии, френологии, лечения травами и т. п. Это движение по-прежнему способно задействовать новейшие научные разработки в области медицины, учитывающие утонченную природу Божьего творения. Оно развивалось. Оно приспосабливалось к меняющимся условиям. В то же время оно осталось верным принципам здоровья, открытым еще в 1863 году.

Рекомендации для продолжающих реформу отношения к здоровью

Вот некоторые выводы и рекомендации, которые приводит д-р Уорен Питерс 14 июня 1993 года в своем отчете, написанном для Генеральной Конференции церкви АСД под названием "Использование естественных терапевтических методов и средств в условиях современной медицины".

1. Естественные средства исцеления и оздоровления - это прежде всего сфера образа жизни и привычек человека. Такой подход должен оставаться центром адвентистской вести в области реформы отношения к здоровью. Использование естественных терапевтических методов и средств по-прежнему вторично и сопутствует санитарному просвещению людей, позоляющему им думать и действовать в соответствии с Божьим планом целостного существования.

Рекомендации: Следует разнообразить и расширять санитарно-просветительную работу как в церкви, так и за ее пределами. Так, где это представляется возможным и уместным, присоединяйтесь к различным авторитетным медицинским организациям для того, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни.

2. Самолечение по-прежнему является ценным умением. В связи с ухудшением экономических тенденций возможность получения медицинского обслуживания для лиц с наиболее серьезными заболеваниями будет уменьшаться. Мы должны поменять положение, существующее сегодня в области здравоохранения, когда обеспеченные в финансовом отношении граждане зачастую злоупотребляют различного рода медицинскими услугами, а более бедные и ограниченные в возможностях люди страдают от недостатка внимания в этой области.

Рекомендации: Назрела необходимость обучать людей простым методам и способам лечения в домашних условиях. При появлении симптомов простуды не стоит каждый раз мчаться к врачу и плтить за визит деньги. Растяжения, синяки, укусы насекомых, головные боли и грипп могут быть вылечены и дома, если обучить людей это делать.

3. По-прежнему важным правилом является правильное использование фармакологических препаратов (как естественных, так и синтетических). Однако, многие зачастую злоупотребляют лекарствами. Не возникала бы так часто Необходимость в использовании тройчатки или анлигина, если бы люди знали, как помочь себе простыми и доступными методами, например, с помощью гидротерапии.

Рекомендации: Инициируйте обучение работников санитарного просвещения в области фармакологии, включая в это обучение умение использовать препараты на основе растительных трав. Люди, получившие соответствующую квалификацию, в свою очередь, могли бы далее обучать других применению простых и уместных средств. Студенты Университета Лома Линда не являются исключением и тоже должны быть включены в этот процесс.

4. К сожалению, многие консервативно мыслящие адвентисты седьмого дня попадают в сети людей, пропагандирующих различные сомнительные и зачастую фальшивые средства исцеления и оздоровления. Просвещение в вопросах физиологии - это самая лучшая защита перед лицом всяческого медицинского шарлатанства. Оно также поможет распозновать и правильно оценивать различные методы спиритуального целительства.

Рекомендации: Приложите еще больше усилий к развитию системы санитарного просвещения в рамках церковной организации. Вводите преподавание членам церкви общих положений анатомии и физиологии. Активно реагируйте на проникновение в церковь различных подозрительных терапевтических методик и лекарственных средств. Если человек был исцелен ими или сам успешно практикует эти мистические методы диагноза и лечения, будет очень тяжело побудить его отказаться от них. Профилактика является первым рубежом защиты. Следует лучше готовить пасторов и служителей, чтобы они могли вовремя определять опасные отклонения.

5. Духовное исцеление является центром всей медико-санитарной работы. Данному аспекту должно удялятся как можно больше внимания.

Рекомендации: Методы, позволяющие удовлетворить духовные потребности пациентов, следует внедрять на всех уровнях адвентистской медицинской организации. Обучайте врачей, занимающихся частной практикой, помогать людям в решении духовных проблем. Все адвентисткие программы подготовки должны учитывать этот момент, имеющий большое значение.

6. Не должно быть никаких противоречий между подходом, пропагандирующим последние научные достижения в области медицины, и методами, предусматривающими использование наиболее эффективных естественных средств исцеления. Елена Уайт, в частности, не видела ничего зазорного в том, чтобы обучать медицинских сестер использованию лекарственных трав, и в то же время настаивала на создании в рамках адвентистской церкви такой системы медицинского образования, представители которой могли бы с достоинстом представлять церковь в любых авторитетных медицинских организациях национального масштаба. Сестра Уайт могла в одних случаях рекомендовать одному из самых квалифицированных и образованных врачей применение припарок активированным углем для облегчения болей в области живота, а в других случаях обращалась к наиболее передовым видам терапии кожных заболеваний. Разделение профилактической медицины, лечебной медицины и самолечения, представление их чуть ли не антагонистическими практиками является в корне неверным.

Рекомендации: Создайте образовательную группу, которая могла бы объединить разнообразные " медицинские фракции," представленные в вашей церкви. Самолечение и самоуход должны преподаваться на всех уровнях системы профессионального медицинского образования. Это поможет побороть предрассудки.

7. Многие адвентистские сторонники процедур хиропрактик до сих пор пользуются весьма сомнительными "сверхестественными" методами лечения.

Рекомендации: Нужно способствовать объединению в ассоциацию адвентистских хиропрактиков, желающих реформировать свои методы.

8. Многие адвентистские врачи перестали обращать внимание на свое конфессиональное наследие, базой которого является концепция "здравоохранения, основанного на модификации образа жизни". Они предпочитают другой принцип: "для каждой болезни своя пилюля".

Рекомендации: Произвести на самом высшем уровне нашей системы медицинского образования пересмотр программы обучения студентов медицинских учебных заведений. Имеют ли они возможность соприкоснуться с "адвентистским наследием" в области гигиены и физиологии? И, что еще более важно, видят ли они, как данная модель реализуется на практике их университетскими профессорами и преподавателями?

9. Наблюдения и рекомендации, приведенные в данном отчете, ориентированы прежде всего на специфические условия и культуру Северной Америки. В связи с этим, вышеописанное применение принципов реформы отношения к здоровью может рассматриваться преимущественно в качестве иллюстрации и не является определяющим для других культур. В отдельных странах наибольшее количество дивидендов с точки зрения укрепления здоровья населения может принести реформа в области санитарии и гигиены. При этом могут оказаться весьма ценными простые виды лечения и некоторые традиционные народные средства. Но другие, в тоже время, могут быть вредными и опасными.

Рекомендации: Необходимо разработать специфические для каждой культуры (народности) модификации принципов реформы отношения к здоровью. Приоритетными являются те местности, где имеется наиболее острая необходимость в данной реформе. Перенос внимания на вегетарианскую модель питания может быть неуместным в тех районах, где проблема обеспечения энергетических потребностей организма является вопросом выживания.

Применение естественных средств исцеления и оздоровления в контексте личного евангелизма

Многие люди признаются, что интерес к церкви адвентистов у них пробудили их близкие друзья или знакомые, которые предложили методы лечения и оздоровления с применением естественных средств. Например: "Когда моя мать была больна, пришел наш сосед и провел с ней несколько сеансов гидротерапии". Или: "Когда я был еще ребенком, у меня на ноге развилась от ранки инфекция, которую не удавалось ничем вылечить. Врач уже начал предлагать ампутацию. Однажды к нам зашла женщина-адвентистка. Она помолилась с нами, сделала мне на ногу припарки, порекомендовала каждый день по пятнадцать минут подставлять рану под воздействие солнечных лучей, а также посоветовала изменить рацион питания, основывая его преимущественно на растительной пище, а также употреблять большое количество воды. Каждый день, когда она приходила вновь, она расказывала нам о Библии. К всеобщему изумлению, рана постепенно затянулась. После этого мои родители стали посещать адвентистскую церковь".

Сегодня люди, кажется, вновь открывают для себя тот факт, что естественные методы действительно эффективны и помогают. В этой главе подробно объясняется, почему они могут быть полезны и действенны. Кроме того, мы хотим научить вас нескольким простым методам, которыми вы затем сможете поделится с другими людьми. Вооружившись любовью к своим ближним, истиной евангелия и знанием об этих простых методах и средствах исцеления, вы можете стать автономным работником санитарного просвещения и евангелистом. Но прежде всего начните со своей собственной семьи.

Затратив немного времени и усилий, вы сможете сэкономить средства и укрепить свою иммунную систему за счет использования этих простых лечебных и оздоровительных методов. Вот как вы можете начать.

Зачем идти природным путем?

Антибиотики теряют свою значимость. Времена, когда главной панацеей был пенициллин, уходят в прошлое. Микроорганизмы с высокой степенью сопротивляемости в несметных количествах размножаются на фермах, где в пищу коров, кур и свиней почти ежедневно добавляют антибиотики. Препараты данной группы зачастую используются в больницах для лечения тривиальных заболеваний, а иногда даже без четко определенных целей и предписаний. Когда иммунная система человека подвергается столь неадекватному воздействию, даже менее устойчивые микробы получают возможность размножаться и "набирать силу" в его организме. Каков же результат? Старые и новые микроорганизмы становятся все более трудноуничтожаемыми и посему чрезвычайно опасными!

В течение многих десятилетий мы относились к своему организму так, как будто он был произведен на мощном заводе, напичканном совершеннейшими технологиями. Но подход, предусматривающий быстрое решение проблем с помощью лекарственных препаратов, более не срабатывает. Более того, он вызывает рикошетное действие. Лекарство является инородным веществом, которое может иметь побочный эффект, не проявляющийся до поры до времени. Такие области медицинской науки, как иммунология и физиология, объясняют, каким образом сегодняшнее применение лекарственного препарата может завтра ослабить сопротивляемость организма по отношению не только к похожим возбудителям, но и другим инфекциям, более серьезной этимологии. Статистика аутоиммунных заболеваний, поражений ДНК, суставов, печени, почек и других органов угрожающе растет. Бог, установивший природные законы, преподал человеку основные принципы разумного существования. Поэтому книга Служение исцеления продолжает оставаться кладезем мудрости в области здоровья и источником правильных подходов.