Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 27 февраля 2024
Главная Здоровье Служение_здоровья ПРОПАГАНДА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
ПРОПАГАНДА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ PDF Печать Email

 

Молодежь может быть эффективным инструментом служения в области здоровья благодаря своей энергии, энтузиазму и свежим идеям. На людей пожилого возраста сегодня производит большое впечатление преданность молодых морально-нравственным ценностям и их способность влиять на своих сверстников, гораздо более эффективно, чем это получается у достаточно взрослых людей. Эта глава дает описание программ по пропаганде здоровья, в которых самое активное участие принимают люди нового поколения. Молодежь нашей церкви должна и далее вести широкомасштабную миссионерскую работу, имея перед собой пример служения Иисуса.

Программы в области здоровья для молодежи

Адвентистская молодежь к молодежи (Adventist Youth to Youth)

Эта программа направлена на привлечение внимания молодых к вопросам здорового, свободного от наркотиков и пагубных привычек, образа жизни и проводится адвентистской молодежью (при поддержке опытных руководителей из числа взрослых членов церкви). Программа получила спонсорскую поддержку церкви в 1988 году и была впервые проведена в Северо-американском дивизионе, имея своей основной целью изменить тенденцию употребление алкоголя и других наркотиков, набиравшую силу среди американских подростков. Основные содержательные характеристики этой программы таковы.

1. Пропагандирует выбор положительных ценностей. Программа утверждает важность выбора положителных ценностей в различных жизненных ситуациях, a также способствует осознанию нежелательности и вреда использования стимулирующих веществ (таких, как алкоголь, табак и другие наркотики). Большую роль в рамках программы играет принцип личной поддержки. Поддерживается заинтересованность в всех участников программы во взаимной помощи, пропагандируется принцип позитивного межличностного общения.

2. Ориентирована на сверстников. Молодые люди, посещающие программу, учатся поддерживать своих сверстников на пути к жизни, свободной от наркотиков.

3. Нацелена на профилактическую работу. Основная цель программы - помочь молодым людям принять отвественное решение воздерживаться от употребления алкоголя, табака и других наркотиков в будущем и настоящем (в случае, если оно имеет место).

Программа "Молодежь к молодежи" состоит из пяти компонентов:

1)    идея воздержания от любых видов наркотических веществ;

2)    ориентация на то, что молодежь оказывает помощь своим сверстникам;

3)    демонстрация образа жизни, свидетельствующего, что жизнь без наркотиков может быть не менее приятной и радостной;

4)    принцип личностной поддержки, реализуемый в контексте "малых" групп, состоящих из 10-12 человек;

5)    философия уважения к себе и окружающим. все эти пять компонентов объеденены общей духовной задачей.

Самым действенным аспектом программы Молодежь к молодежи является образование под ее эгидой районных клубов. Их должны возглавить молодые люди, имеющие опыт профилактической работы со сверстниками и посвятившие себя здоровой жизни без наркотиков. В рамках клуба регулярно проводятся собрания групп поддержки, основной задачей которых является неформальное общение и поддержка друг друга на пути духовного роста. Многие клубы организовывают выездные программы (например, драматические или кукольные постановки), выступают также в качестве спонсоров различных социальных мероприятий, где молодежь проводит время, воздерживаясь от употребления каких-либо наркотиков.

Общие конференции программы Млодежь к молодежи длятся обычно три-пять дней. В эх рамках происходит подготовка и набор новых добровольцев для молодежного служения, готовых вести жизнь, свободную от наркотиков, и помочь в этом своим сверстникам. участники таких мероприятий учатся искусству молодежного руководства и консультирования. Подобные прогрраммы обычно устраиваются на территории униона (или конференции), спонсирующего их проведение.

Далее в этой главе вы познакомитесь с девятиступенчатым планом организации клуба "Молодежь к молодежи. Если вы хотите заказать руководство по организации клуба "Молодежь к молодежи" или руководство по подготовке руководителей, обратитесь в AdventSource at (800) 328-0525.

Cтуденты адвентистских колледжей за здоровый образ жизни (Collegiate Adventists for Better Living)

Хотя данная программа преимущественно ориентирована на учащихся колледжей, ее участники тесно вовлечены в различного рода санитарно-просветительные проекты широкого охвата - такие, как программы по оценке здоровья населения, мероприятия под эгидой программы "Молодежь к молодежи", пропаганда среди школьников здорового образа жизни, свободного от наркотиков, экологические инициативы и т. д. Для получения дополнительной информации позвоните по телефону (301) 680-6733 (DeWitt Williams, North American Division).

Клубы следопытов (Pathfinder Clubs)

Дaятельность таких клубов подразделяется на три составляющих части: следование основным принципам здоровья, оказание первой помощи и физическая активность. Требования данной организации перечислены в "Руководстве для инструкторов", заказать которое можно через AdventSource по телефону (800) 328-0525.

Юные пионеры (Young Pioneers)

Программа "Юные пионеры" является частью Адвентистской молодежной сети. Ее главная задача может быть сформулирована следующим образом: "организовать при помощи молодежи служение в новых местах и укреплять его там, где оно уже ведется". Программа предусматривает подготовку команд, состоящих из студентов колледжей и учащихся школ, во всех конференциях Северной Америки. Адвентистская молодежь, подготовленная в этих группах, может вести работу среди мирских сверстников a таких областях, как профилактика наркомании, программы по отказу от курения, оценка здоровья и др. Для дополнительной информации свяжитесь с представителями Адвентистской молодежной сети по телефону (800) 331-2767.

Состязания в ораторском искусстве

Состязания в ораторском искусстве в настоящее время возрождаются благодаря прежде всего усилиям региональных конференций Северо-американского дивизиона и Ассоциации темнокожих молодежных адвентистских руководителей. Например, пастор Алекс Брайянт, директор молодежного служения Конференции центральных штатов, спонсирует ежегодные состязания ораторов на местном уровне, в которых принимают участие даже дети трехлетнего возраста.

Как организовать региональный клуб "Молодежь к молодежи"

Шаг N1: Создайте группу для планирования и руководства

Первым шагом должно стать создание группы, которая возьмет на себя руководство дальнейшим процессом формирования клуба. Эта центральная ячейка продолжит выполнение своих организаторско-управленческих функций и после основания местного отделения программы. Вот несколько основных характеристик инициативной группы:

1. В нее должны входить как молодые люди, так и взрослые члены АСД.

2. Важно, чтобы члены инициативной группы понимали и разделяли концепцию программы "Молодежь к молодежи". По этой причине хотя бы несколько ее членов должны иметь соответствующую подготовку в области работы с молодежью или опыт участия в установочных конференциях программы.

3. Все ее члены должны показательно жить жизнью, свободной от наркотиков, и последовательно пропагандировать воздержание от наркотических веществ.

4. Участники инициативной группы должны распологать достаточным количеством времени для активной работы по планированию и организации деятельности клуба.

Шаг N2: Выберите консультанта или наставника

Этот консультант должен постоянно участвовать во всех организационных мероприятиях группы. Возможно, потребуется более одного консультанта. В соответствии с моделью программы "Молодежь к молодежи" молодые люди участвуют a разработке проектов, принятии решений и их осуществлении, в то время, как взрослые консультируют их и поддерживают. Данный подход отличается от модели "Взрослые - молодежи," при которой взрослые разрабатывают программу, принимают решения, а затем приглашают для участия молодежь. Различия налицо и при сравнении с другой моделью, "Взрослые вместе с молодежью," где программу также разрабатывают взрослые, а затем для совместного управления ею приглашается молодежь.

Опыт работы клубов показывает, что хотя молодежь активно управляет всеми делами, но наибольшего успеха достигают те группы, в составе которых имеется хотя бы один взрослый консультант. Следует при выборе такого консультанта принимать во внимание его опыт работы и участие на различных установочных конференциях программы "Молодежь к молодежи". Желательно, чтобы он также имел соответствующую подготовку, предусмотренную для взрослого персонала программы, и хорошо представлял бы себе свою роль в соотвествии с существующей моделью.

Потенциальному наставнику (попечителю) должны, по возможности, быть присущи следующие качества:

Он искренне ходит путями Христа;

Уважаем и любим и в среде взрослых и в кругу молодежи;

Организован, умеет довести дело до конца;

Способен принимать участие в неформальных мероприятиях, проявляя энтузиазм и заинтересованность;

Побуждает остальных к работе над принятием совместного решения;

Умеет положительно оценить чьи-то достижения;

Избегает играть доминирующую роль;

Готов к преодолению ошибок и неудач;

Имеет достаточно времени для участия в вашей программе (не вовлечен в другие серьезные проекты);

Посещал или планирует посетить конференции программы "Молодежь к молодежи";

Познакомился или собирается в ближайшее время познакомиться с руководством программы "Молодежь к молодежи";

Готов сделать все от него/нее зависящее для достижения успешного результата.

Взрослые члены церкви важны для молодежи преимущественно при оказании помощи в финансовых вопросах, для координации законодательной, организационной и этической сторон программы, а также для обеспечения безопасности. Однако, взрослый наставник должен всегда активно вовлекать молодежь в процесс обдумывания и обсуждения принимаемых отвественных решений. Количество взрослых наставников зависит в основном от размеров клуба и того, какое количество отвественности готов на себя взять каждый из них. Среднему по количеству членов клубу обычно требуется два-три наставника, но обязательно должен иметься в наличии по крайней мере один. Наставники также должны играть активную роль в работе инициативной группы клуба.

Другими важными качествами для наставника являются преданность здоровому, свободному от наркотиков образу жизни и желание работать с молодежью. В роли возможных консультантов и наставников могут выступать учителя и другой персонал школ, пасторы, работающие с молодежью, родители, служители и работники районных общественных служб. Кроме этого, инициативная группа, возможно, захочет сотрудничать с группой взрослых, которые были бы готовы помочь при проведении крупных мероприятий. Подобного рода добровольцы из числа взрослых образуют структуру "Друзья программы "Молодежь к молодежи".

Шаг N3: Начните планировать свои действия

Сейчас, когда у вас создана инициативная группа и вы имеете также группу консультантов из числа взрослых членов церкви, вы готовы заложить прочный фундамент для создания клуба. Третий этап подразумевает выполнение трех основных пунктов: 1.определение цели, 2.постановка первостепенных задач, 3.разработка стратегии и основных правил. Планирование действий является масштабной организационной задачей, которая одновременно и трудна и интересна. Инициативная группа должна прежде всего осуществить реализацию начальной фазы, то есть: определение цели и постановку первостепенных задач.

1.     Определение цели. Каковы основные нужды и потребности местного населения, проживающего в вашем районе, округе? Какие программы и виды услуг уже имеются в наличии для эффективного удовлетворения этих нужд? Как можно присоединится к уже существующим проектам? Какие имеются проблемы? Ответ на все эти вопросы позволяет членам инициативной группы четко определить цели. После того, как инициативная группа достигает согласия по основным вопросам, следует письменно зафиксировать решение, принятое оoносительно намеченной цели.

2. Постановка первостепенных задач. Что следует предпринять, когда определена главная цель? Постановка нескольких конкретных задач и выделение приоритетов помогут группе спланировать свои первоочередные действия. Это могут быть долгосрочные задачи, например, на год вперед, a также кратковременные, позволяющие спланировать и осуществить более мелкие, сиюминутные проекты и начинания. Инициативная группа должна по возможности возвращаться к рассмотрению и доработке (если для этого имеется необходимость) ранее определенных задач. Это помогает поддерживать своеобразный ритм, необходимый для движения вперед в правильном направлении.

3. Разработка стратегии и основных правил. Важно установить ряд основных правил, которые бы регулировали работу клуба и деятельность его членов. Основой создания программы должен стать девиз: "Порядочность, достоинства и уважения" Необходимо упорядочить следующие моменты:

Базовые правила для собраний и деятельности членов клуба? Для собраний членов клуба могут быть взяты бaзовые правила, используемые в рамках Family Groups.

Порядок использования карточки принятых обязательств.

Шаг 4: Определите источники финансирования

Финансовые ресурсы могут понадобиться для обеспечения различных материалов и атрибутов, способствующих успешной работе клуба. К их числу относятся:

Предметы с символикой клуба (значки, майки, знамя клуба);

Материалы, выдаваемые на руки во время различных презентаций (печатные пособия, и o. д.);

Справочная литература;

Посещение и тренинг в рамках конференций программы "Молодежь к молодежи"

Обеспечение транспортом;

Печать и распространение информационных бюллетеней.

Как можно обеспечить финансирование всех вышеперечисленных нужд и потребностей? Имеется несколько возможностей для этого: правительственные фонды, выделяемые на разработку и осуществление приоектов в области санитарного просвещения и социальных программ; частные субсидии, в том числе от церковных структур и средства спонсоров из числа представителей региональных деловых структур. Можно также инициировать сбор средств за счет проведения спонсируемых местным клубом, определенных мероприятий, или могут быть, например, продажа печеного хлеба, устройство гостевых обедов, организация программы, за посещение которой взимается определенная плата и т. д.

Шаг N5: Договоритесь о расписании встреч

Некоторое время необходимо посвятить обсуждению таких вопросов, как время, место и частота рабочих встреч. Опытные руководители программы "Молодежь к молодежи" признаются, что невозможно составить расписание таким образом, чтобы оно абсолютно устраивало всех участников. Так, например, известно, что учебное расписание может подвергаться регулярным изменениям в связи с проведением тех или иных мероприятий. По этой причине следует определить в качестве приоритета возможности консультанта группы. Затем необходимо оценить, какое время является наиболее подходящим для большинства учащихся. Некоторые учащиеся будут иметь возможность посещать мероприятия, спонсируемые клубом, но не смогут регулятрно присутствовать на собраниях членов клуба. Определите время для встреч всех членов клуба и инициативной группы в отдельности. Общие собрания проходят обычно раз в неделю и реже, инициативная группа, возможно, должна встречаться более часто. Многие инициативные группы собираются сразу после общего собрания членов клуба для того, чтобы составить планы на будущее.

Шаг N6: Разработйте структуру клуба

Определение структуры деятельности клуба облегчит достижение основных целей и задач. Профилактическая работа, проводимая под эгидой программы "Молодежь к молодежи", может быть охарактеризована тремя словами: приятное времяпрепровождение, семья и позитивная направленность работы. Эти три компонента должны быть сбалансированы в соотвествии с целями и перспективами программы.

Приятное времяпрепровождение - это основная ваша позитивная aльтернатива. Вы будете предлагать ее приходящим на программу молодым людям, нуждающимся в изменении образа мысли и отказе от употребления наркотиков. Программа "Молодежь к молодежи" может по праву именоваться "фабрикой улыбок," поскольку дает возможность весело и творчески провести время вместе, и почувствовать радость от своей принадлежности к христианской церкви, от следования принципам здоровой и полноценной жизни, не омраченной зависимостью от наркотиков. Многие молодые люди считают, что хорошо повеселиться можно только в компании друзей, употребляющих спиртное. Программа "Молодежь к молодежи" демонстрирует, что для этого алкоголь совсем не обязателен. Кроме того, поскольку улыбки и смех также Богом соoворены, веселое совместное времяпрепровождение является возможностью для дальнейшего духовного роста. Хороший отдых можно организовать несколькими способами: по окончании общих встреч членов клуба выделять время для неформального общения, совместных игр, отдыха и расслабления; организовывать различные общественные мероприятия с участием членов клуба, и т. п. Групповые мероприятия, не предусматривающие употребление алкоголя или других наркотиков, - это прекрасная и безопасная возможность для приятного общения. Эти встречи представляют собой своего рода испытательный полигон, на котором демонстрируется, что веселая жизнь не зависит от химических стимуляторов. По этой причине такие мероприятия обеспечивают прекрасную возможность для привлечения новых людей. Члены клуба могут объединять свои усилия при планировании различных общественных мероприятий, а затем назначать специальный комитет, который далее будет заботится о реализации деталей плана.

Семья помогает человеку сосредоточить свое внимание на заботе о себе и своем здоровье, обеспечить личный духовный рост. Семейные группы должны быть частью каждого общего собрания клуба. Лидерство в них должно осуществлять молодые люди, которые имеют либо специальную подготовку в области руководства малыми группами, либо опыт участия в работе малой группы, руководимой опытным инструктором. Каждая такая группа должна также иметь второго руководителя в лице взрослого человека или более опытного молодого члена клуба. Затем необходимо определиться с формами деятельности. Один из способов организовать работу семейной группы таков: создав ее в начале года, оставить постоянное членство на протяжении нескольких последующих месяцев. Это наилучшая норма при условии, что состав клуба остается практически неизменным. Но при таком подходе страдают его новые члены. В некоторых клубах семейные группы встречаются каждый раз во время общих встреч или на совместных мероприятиях (поход в ресторан, отдых на природе, и т. п.), и в таком случае членство в группе может меняться от недели к недели. Эти клубы используют одни и те же базовые правила, которые способствуют укреплению доверия между его членами и плодотворному участию в работе семейных групп.

Позитивная направленность работы заключается в том, чтобы поменять в положительном направлении общий морально-нравственный климат района, округа, местности (в которой ведется работа), а также бескорыстно помогать и поддерживать их жителям за счет объединения совместных усилий членов клуба. Во время общих клубных встреч потребуется время для тщательного планирования, подготовки материалов, репетиции презентаций, предназначенных для местного населения. Главным моментом здесь является вовлечение в работу абсолютно каждого члена клуба. Концепция программы "Молодежь к молодежи" предусматривает развитие внутреннего потенциала каждого человека, участвующего в ней, а не просто активность "звезд руководителей". Обязательно планируйте вовлечение в проекты каждого члена клуба. Помните, однако, о необходимости следовать важному принципу: если кто-либо выступает перед местным населением от лица клуба, он должен сам являться приверженцем здорового и полноценного образа жизни, свободного от наркотиков. Есть множество путей, позволяющих оказывaть позитивное влияние на местное населения, пропагандируя преимущества жизни без алкоголя, табака и других наркотиков. Дайте возможность высказаться на общих собраниях клуба каждому его члену и вы увидите какое громадное количество идей для реализации у вас появится.

Успешная работы группы должна при наличии трех вышеописанных компонентов. Встречи надо планировать с учетом этих трех пунктов. Будет ли очередная встреча лишь возможностью хорошо повеселится? Или станет площадкой для отработки умений и навыков презентации, которую вы планируете провести в одной из местных школ? Не забывайте о позитивной направленности и концентрации внимания на насущных нуждах.

Шаг N7: Представьте свои планы на рассмотрение окружающих

После реализации предыдущих этапов, наступает время представить программу на рассмотрение родителей, учителей, членов церкви и представителей других организаций, выполняющих роль попечителей. Необходимо, чтобы лица, ответственные за такую презентацию, были хорошо знакомы с историей и основной концепцией программы "Молодежь к молодежи". Ответственное лицо должен/а будет убедительно и точно ответить на все интересующие аудиторию вопросы.

В процессе подобного отчета должны быть представлены основные правила деятельности клуба, его долговременные цели и первоочередные задачи. Желательно, чтобы частью презентации был показ видеоматериалов, свидетельствующих о характере мероприятий, проводимых клубом. Обсудите с присутствующими содержание различных клубных общественных мероприятий и взаимосвязь программы "Молодежь к молодежи" с другими программами профилактического характера.

Если в клубе существует практика выпуска информационного бюллетеня, его также следует распространять среди всех заинтересованных лиц.

Шаг N8: Общение и информационный обмен

Безусловно важно определить способ, которым вы собираетесь поддерживать связь с членами своей группы. Одной из самых действенных форм является регулярный выпуск информационного бюллетеня. Если вы не имеете такой возможности, то целесообразно иметь хотя бы ежемесячный календарь-расписание, в котором указаны памятные события и мероприятия, которые предполагается провести (его может подготовить один из членов инициативной группы). Часто расходы по оплате издания информационного бюллетеня, берут на себя местные деловые организации, имеющие социальную направленность, если они хорошо осведомлены в деятельности клуба и поддерживают ее.

Выпуск информационного бюллетеня следует производить силами молодежи. Издание должно рассказывать о том, что уже сделано и что планируется сделать в будущем. Кроме новостей разнообразьте свой бюллетень различными очерками, которые могли бы заинтересовать аудиторию. Темы подобных публикаций могут быть следующими:

Личный духовно-интеллектуальный рост (стихи, сочинения, размышления);

Последние данные относительно проблемы наркомании и распространения наркотиков в регионе;

Материалы для проведения профилактических программ;

На страницах информационного бюллетеня могут быть напечатаны объявления о предстоящих мероприятиях или подготовительных курсах. Достижения и личные свершения членов клуба могут, выходить за рамки деятельности последнего. Проведение различных совместных мероприятий (вечеринки, празднества и тому подобное) способствуют укреплению связей и взаимопонимания между их участниками. Попечителям клуба всегда приятно видеть, что их участие оценено по достоинству. Информационный бюллетень является идеальным способом поблагодарить всех заинтересованных лиц и обеспечить им необходимую рекламную информацию.

Информационные бюллетени также являются прекрасным средством привлечения новых членов. Страрайтесь напечатать несколько больше экземпляров, чем, по вашему мнению, может понадобится. Оставшиеся (лишние) копии распространите среди потенциальных членов клуба, потенциальных попечителей и спонсоров. Оставьте несколько экземпляров также для "архива" клуба.

Необходимо добиться признания деятельности своей группы на местном уровне. Установите рабочие взаимоотношения с местной прессой, а также радио и телевидением, чтобы была возможность заранее уведомлять корреспондентов о предстоящих мероприятиях. Это поможет им должным образом освещать все эти события. По возможности, следует снимать мероприятия на собственную видеокамеру для того, чтобы иметь в наличии видеоматериал об успехах и достижениях клуба.

Шаг 9: Проверяйте себя время от времени

По крайней мере раз в год (возможно и чаще) надо проводить оценку и анализ всей работы клуба. Следует возвращаться к изначально установленным целям и задачам для того, чтобы оценить степень достигнутого соответствия им. Нужны ли какие-либо преремены в направлении движения? Нормально ли функционирует организационная структура клуба? Вот ряд других аспектов, которые важно рассмотреть:

Отражены ли цели клуба в его деятельности?

Насколько обширной по охвату является программа клуба?

Реализуются ли в полной мере три основных правила: приятное времяпрепровождение, работа в рамках семьи и позитивная направленность?

Насколько эффективна работа консультантов?

Какая дополнительная подготовка требуется молодежным руководителям клуба?

Подготовка является постояннной необходимостью. Каждый клуб может предъявлять к качеству подготовки разные требования. Некоторые или даже все из нижеперечисляемых ее видов могут быть насущными для вашего клуба: информация о наркомании и наркотиках, реакция на давление со стороны сверстников, навыки работы с местным населением, развитие навыков руководства. Инициативная группа должна вынести решение о потребностях того или иного члена в дополнительной подготовке по различным аспектам и обеспечить возможности ее получить.

Для получения полной и детальной информации по организации работа клуба:

Закажите "Руководство для местных клубов "Молодежь к молодежи". Заказ можно осуществить через Adventist Youth to Youth Headquarters, Institute for the Prevention of Addictions, Berrien Springs, MI 49104-0211; (616) 471-6611.

Материалы, имеющиеся в наличии в структурах Адвентистской церкви

Дети Иисуса на кухне. Это программа расчитана на детей в возрасте 4-12 лет. Большинство предлагаемых наглядных пособий, ко всему прочему, являются съедобными. Предлагается также набор материалов по здоровому образу жизни и кулинарная книга. В рамках данной программы могут быть проведены возобновляющиеся курсы: занятия по вегетарианскому питанию и т. п. По вопросам заказа звоните (800) 765-6955.

Материалы исследований

Лучше оценить нужды и потребности молодежи дают возможность материалы научных исследований, которые проводились врачами и учеными в рамках адвентистской церкви.

Одно из последних исследований было осуществлено экспертами из Университета Лома Линда и касалось риска заражения СПИДом для адвентистской молодежи. Один из выводов, сделанных по окончании работы, таков: в стремлении воздерживаться от добрачных половых контактов молодые люди больше всего полагались на духовные силы и ободрение своих учителей. (Статья "СПИД и адвентистская молодежь," в которой изложены данные, полученные в рамках упомянутого исследования, напечатана в конце главы).

Другое исследование показало, что существует непосредственная взаимосвязь между употреблением наркотических веществ родителями и последующей вероятностью того, что и их дети будут экспериментировать с алкоголем, наркотиками и ранними половыми контактами. Свяжитесь с Образовательным отделом Генеральной Конференции по телефону (301) 680-6440. В конце данной главы вы найдете краткое резюме исследования, которое называется "Употребление наркотиков среди молодых людей, принадлежащих к адвентистской церкви".

Рацион питания Даниила

Беатрис Нил, бывший профессор теологии в Юньон Колледж, Линкольн, штат Небраска, в рамках своих занятий по пророчествам Даниила создала в области санитарного просвещения своеобразное ответвление - Рацион питания Даниила. Она предложила своим студентам на время сдачи зачетов и экзаменов следовать названной модели питания. Хотя это и не является научным экспериментом, но 10-ти дневная программа здоровья, описанная в Книге пророка Даниила (глава 1), дала студентам возможность оценить образ жизни пророка. Студенты, следовавшие рaциону питания Даниила, имели более высокие, чем обычно, академические результаты. Вот правила этой диеты:

Не употреблять жирной пищи и рафинированного сахара.

Каждое утро есть полноценный завтрак.

Употреблять в пищу только овощи, фрукты, изделия из муки грубого помола и орехи.

Выпивать 6-8 стаканов воды в день.

Полчаса в день посвящать физическим упражнениям на открытом воздухе.

Ежедневно обеспечивать себе возможность семи часов спокойного ночного сна.

Рацион питания Даниила также является составляющим компонентом программы здоровья следопытов.

Нецерковные организации и материалы по вопросам здоровья для молодежи

Национальная информационная палата по вопросам СПИДа, (800) 458-5231. Эта программа Центров по контролю и профилактике заболеваний предлагает бесплатные публикации, а также платные оптовые материалы; производит анализ литературы; дает информацию по последним клиническим испытаниям в области лечения СПИДа и предлагает информацию о возможностях стационарного лечения. В рамках программы публикуется также каталог соответствующих материалов для детей и подростков школьного возраста.

Горячая линия СПИД, (800) 342-2437. Данная служба также предлагает обширную информацию, касающуюся СПИДа, и называет медицинские заведения, где можно пройти тестирование и лечение. Это своего рода кризисная линия, оказывающая персонифицированную консультативную помощь.

Ал-Анон/ Алатин: Ал-Анон - это система групповой поддержки для членов семей алкоголиков, возраст которых превышает 18 лет. Алатин - это программа для членов семей алкоголиков в возрасте 12-18 лет, (800) 344-2666. Эта линия дает информацию о семейных группах. Al-Anon Family Group Headquarters, Inc., World Service Office, M-F, 8 a.m.-6p.m. EST; (800) 356-9996 or (757) 563-1600; Fax (757) 563-1655. Этот оффис предлагает публикации и материалы программы Aл-Анон/Алатин.

Горячая линия лечения от алкоголизма, (800) 252-6465. Эта горячая линия помогает направить на лечение и групповую терапию в местные группы поддержки и лечебные центры для подростков и взрослых. Она также предоставляет информацию по финансовой поддержке.

Научный центр потребительского спроса, (202) 332-9110. Проводит исследования по проблемам маркетинга алкогольной продукции и др. Эта организация публикует "Бюллетень по здоровому питанию". В ней также имеется видеофильм с титрами "Дети против второсортной пищи".

Горячая линия Американской диетологической ассоциации, (800) 366-1655. Американская диетологическая ассоциация дает ответы на общие вопросы и направляет для решения более специфических проблем к местным специалистам в области питания. Некоторая часть информации относительно вегетарианства спонсируется организацией "Уорингтон Фудс"; в том числе приводятся результаты исследования здоровья адвентистов.

Фонд детей алкоголиков, (800) 359-2623; (212) 754-2623. Фонд публикует разнообразную литература для детей, а также для взрослых. Имеет следующие важные матералы: "Внутренний образ", программа профилактики алкоголизма для детей 10-13 лет, с плакатами, материалами для раздачи на руки и руководством для инструкторов программы; "Дети обращаются к детям", видеофильм с прилагающимся руководством по проведению дискуссий для детей 9-13 лет; "Книга хорошего самочувствия" с рабочими тетрадями для 1-6 классов; "Если вы считаете, что ваши родители злоупотребляют алкоголем", буклет для подростков.

Анонимные семьи, (800) 736-9805. Это двенадцатиэтапная программа для родственников и друзей лиц, злоупотребляющих наркотиками (в возрасте свыше 13 лет). Оператор на телефоне располагает информацией о деятельности групп поддержки в различных регионах, а также предлагет брошюры с описанием программы для желающих ознакомиться с ней перед посещением.

Хейзелден Паблишн энд Эдьюкейшн, (800) 328-9000. Эта организация издает печатает разнообразные материалы по проблеме зависимости и другим вопросам, связанным со здоровьем (о неправильном питании, созависимости в случае с инфицированием СПИДом/ВИЧ, эмоциональных расстройствах и др.). Имеется в наличии каталог по проблемам санитарного просвещения A K-12 Education.

Центр здоровья ребенка, (510) 670-4581; (510) 670-4582. Центр сотрудничает со школами, пропагандируя грамотность в вопросах здоровья. Мaтериалы, выпускаемые центром, могут быть получены бесплатно и включают: видеокассеты, лазерные диски и визуальные матералы на такие темы, как СПИД, семейная жизнь, психическое и эмоциональное здоровье, профилактика травм и общая безопасность.

Просто скажи "нет" интернешнл, (800) 258-2766. "Просто скажи "нет" - это региональный клуб по пропаганде здорового образа жизни без наркотиков. Информация, членство и различного рода публикации за определенную плату.

Национальная ассоциация детей алкоголиков (301) 463-0985. Ассоциация обеспечивает юридическую поддержку, а также образовательно-профилактическую работу в школах. Членство платное. Силами Ассоциации разработан также проект внешкольной работы aля детей, врачей, родителей и учителей.

Клиника новой жизни Минирт-Меир, (800) 229-3000. Это серия радиопередач для желающих выступить в прямом эфире. Клиника новой жизни Минирт-Меир является крупнейшей организацией по оказанию психологической помощи и консультированию, имеет филиалыповсеместно в США. Это христианская организация, которая основывает свою деятельность на библейских принципах, помогает людям, находящимся в зависимости или переживающим семейные трудности.

Кризисная линия Минирт-Меир, (800) 639-5433. Предлагает консультации в случае кризисных ситуаций.

Ресурсы новой жизни Минирт-Меир, (800) 266-5745. Этот центр предлагает книги, аудиокассеты, видеокассеты и радиопередачи в области психического здоровья. Один из самых популярных матералов – курс "Защити своих детей от наркотиков", разработанный Стивом Артербурном (стоял у истоков основания служения). Он имеется в виде книги, аудиокассеты, видеофильма и руководства для инструкторов. Бесплатно можно получить каталог материалов.

Национальная информационная палата по проблемам алкоголя и наркотиков (НИППАН), (800) 729-6686. НИППАН является центральной службой по обеспечению федеральных санитарно-просветительных программ материалами в области профилактики алкоголизма, табакокурения и наркомании. Среди ее заказчиков - Депертамент труда и образования, Национальный институт наркомании и алкоголизма и Центр лечения зависимостей. Каталог НИППАН содержит подробное описание материалов, имеющихся в наличии: плакаты, наклейки, брошюры, отчеты, видео- и аудиокассеты и т. п. НИППАН также предлагает список с описанием свыше 8000 различных материалов, используемых в области санитарного просвещения. Связаться в данной организацией и получить необходимые материалы можно также по каналам электронной коммуникационной системы РREVline.

Институт родительской поддержки профилактике наркомании, 30303 (404) 577-4500. Институт предлагает информацию по проблемам профилактики наркомании, а также услуги по направлению к платным и бесплатным специалистам; кроме того, выпускает каталог и квартальный информационный бюллетень. Им также спонсировалась ежегодная молодежная конференция, которую посетили многие именитые гости, включая бывшую первую леди США, Ненси Рейган.

Президентский совет по физической культуре и спорту, (202) 272-3431; (202) 504-2064. Одна из приоритетных задач Совета - помочь детям и молодежи поддерживать должный уровень физической активности.

Президентский спортивный приз побуждает людей в возрасте свыше 6 лет принимать активное участие в спортивной жизни. В любой из имеющихся 68 спортивных категорий каждый может завоевать престижную эмблему и получить соотвествующий сертификат.

Президентская программа вовлечения населения в активные занятия физической культурой - это самая крупная программа в рамках Совета, дающая возможность провести оцеку общефизического состояния школьников. Проводится с участием учителей и других работников, занимающихся с детьми (подобная программа используется в рамках программы следопытов).

Совет также издает для детей и подростков от 6 до 17-ти лет учебное пособие "Стремись к здоровью", предназначенное для того, чтобы помочь детям подготовится к мероприятиям "Президентского приза". Выпускается также брошюра для детей 9-15-ти лет "10 советов о здоровом питании и физической активности"; "Дети в действии", адресованный родителям, учителям и работникам дошкольных учреждений, в которой описаны способы организации простых видов физической активности для детей и подростков; и "Дайджест и исследований в области физкультуры и физической активности ", содержащий специфическую информацию для детей и подростков.

Вегетарианская информационная сеть (VEGANET), (800) USA-VEGE [234-8343]. Эта организация была основана в 1980 году и является инициатором и главным спонсором Месяца вегетарианской информации, национального мероприятия, проводимого в октябре. VEGANET предлагает бесплатные рецепты, информацию и разнообразные пособия. Имеется большое количество материалов для детей о различных аспектах вегетарианства.

Вегетарианская образовательная сеть (VEN), (717) 529-8638; (717) 529-3000. VEN выпускает журнал "Как могло быть такое на земле", выходящий раз в три месяца, в котором поддерживается оправданный с экологической точки зрения образ жизни. Журнал пропагандирует вегетарианское питание, публикует на своих страницах разнообразные рецепты вегетарианских блюд и дает консультанции по различным аспектам образа жизни и питания. Он практически полностью издается силами молодежи и подростков. Редакция приглашает молодых людей в возрасте 13-24 лет приносить в журнал свои статьи и очерки, сочинения и вегетарианские рецепты. VEN также выпускает для вегетарианцев и другие материалы, в частности, по пропаганде вегетарианской модели питания для школ и кулинарные книги-меню для паланирования школьных обедов.

Вегетарианская группа, (410) 366-VEGE [8343]. Это некоммерческая организация, занимающаяся обучением и просвещением людей в области вегетариаства и связанных с ним вопросов - таких, как здоровье, экология, этика и т. п. Усилиями Группы выпускается ежемесячный "Вегетарианский журнал", в котором часто публикуются статьи о вегетарианстве для детей и подростков. Она также проводит опросы, например, в номере за ноябрь/декабрь 1995 года приводились данные анкетирования, которое касалось привычек молодых людей в области питания. Группой выпущены и другие печатные материалы для детей и подростков: "Сказка про пирог и другие истории" (вегетарианская кулинарная книга, выполненная в форме рассказов и содержащая около 40 рецептов); "Я люблю животных и капусту брокколи" и "Я люблю животных и выбираю продуктовую корзинку с капустой брокколи" - книга ситуаций для детей; "Книга-раскраска про супы и естественные продукты". Кроме этого, группа каждую весну проводит кункурс на лучшее сочинение среди детей и подростков в возрасте 8-18 лет.

Журнал "Веджетериан таймс" и "Веджетериан таймс букшелф", (800) 435-9610. Журнал печатает статьи о питании и приготовлении пищи для детей и подростков. Издательство "Букшелф" предлагает книги для детей и подростков: "Дети могут готовить"; "Коровы сами вегетарианцы!" "Книга для детей- вегетарианцев"; "Победитель, вегетарианец и пища от Матери-земли: кулинарная книга для молодых вегетарианцев".

Необходимость пропаганды здоровья среди молодежи

Нa необходимость такой пропаганды указывают нижеизложенный документ, подготовленный для Северо-американского дивизиона Институтом профилактики зависимостей, а также статья, в основу которой легли исследования ученых Университета Лома Линда в области распространения СПИДа среди адвентистской молодежи.

КАДР-ВСТАВКА ДЛЯ СТР. 137-139 ОРИГИНАЛА

Коротко об употреблении наркотических веществ среди адвентистской молодежи

Этот документ, содержащий имеющиеся на сегодняшний день данные относительно употребления адвентистской молодежью на территории Северной Америки алкоголя, табака и других наркотиков, показывает актуальность этого вопроса и необходимость его рассмотрения церковным руководством на всех уровнях. Данное резюме является обновленной версией аналогичного документа за 1987 год, которое дополнено рядом материалов, полученных в результате проведения Национального исследования адвентистской молодежи.1 В нем также содержатся выдержки из отчета по школам за 1988 год2.

Молодежь в поместных церквах

Национальное исследование по вопросам употребления алкоголя и других наркотиков молодыми адвентистами (в возрасте от 12 до 24 лет) было проведено на территории Северно-американского дивизиона АСД летом 1985 года3. Одним из важных открытий, сделанных в процессе данного исследования, был тот факт, что 12 процентов респондентов на момент опроса употребляли алкоголь, а 8 процентов являлись курильщиками. Употребление наркотических веществ (алкоголь, табак) было наиболее представлено среди лиц старшей возрастной категории; об употреблении алкоголя и табака сообщили 17 процентов молодых людей в возрасте студентов колледжа. Факт крещения не имел большого влияния на снижение показателей в этой области. Защитным обстоятельством, однако, был признан факт обучения в aдвентистских учебных заведениях; имел место среди адвентистов, обучавшихся в адвентистских академиях гораздо меньший процент вовлечения, чем среди адвентистов, посещавших государственные учебные заведения4.

По сравнению со статистикой относительно употребления алкоголя, табака и других наркотиков неадвентистами, собранные данные представляются обнадеживающими. В 1985 году об употреблении алкоголя сообщали 67 процентов учащихся-неадвентистов, посещавших государственные учебные заведения, (соответственно 15 процентов учащихся-адвентистов того же возраста); в возрасте 18-24 употребляли алкоголь 80 процентов учащихся колледжей - неадвентистов (соответственно 17 процентов учащихся-адвентистов5. Но, согласно aдвентистским убеждениям по данному вопросу, любое употребление наркотических веществ является бедствием.

Адвентистская молодежь в адвентистских учебных заведениях

В 1985-1986 года данные национального исследования были подтверждены результатами другого исследования за 1986 год, предметом которого стало изучение соответствующей статистики среди старшеклассников адвентистских академий (9 академий) в одном из унионов Северо-американского дивизиона6. Об употреблении алкоголя за последие 30 дней сообщали 14 процентов старшеклассников. В данном исследовании отмечалось, что большая часть случаев употребления алкоголя и других наркотиков была связана с так называемым подростковым "экспериментированием." Тем не менее 7,7 процентов тех, кто сообщил об употреблении алкоголя, находился в состоянии алкогольного опьянения по крайней мере 5 раз (за последние две недели). Когда учащиеся-адвентисты употребляют алкоголь, их поведение почти ничем не отличается от поведения учащихся-неадвентистов.

В течение 1988 года Отделом образования Северо-американского дивизиона было проведено крупное исследование в адвентистских школах, целью которого было изучить представленность и популярность среди учащихся тех или иных ценностей. Вопросы анкеты в том числе касались отклонений в области поведения и привычек, в том числе употребление алкоголя (6 и более раз), марихуаны (1 и более раз)7.

Таблица 1

Употребление алкоголя и марихуаны среди представителей адвентистской молодежи

Возрастная группа        Употребление алкоголя    Употребление марихуаны       

Учащиеся средней школы           

Исследование IPA    12-13 лет        4%                1%   

Valuegenesis    7-й, 8-й класс        3%-5%                4%-6%   

Американская мирская молодежь    

тот же возраст                8%, 16%                3%,7%   

Учащиеся старших классов   

Исследование на территории униона

12 класс                    13,5%                11,6%   

Valuegenesis   

12 класс            15%                11%

Американская мирская молодежь    

тот же возраст                    54%                20%   

               

Эти данные были получены тремя годами позже. Имееются ли какие-либо признаки, свидетельствующие об изменении наметившихся среди адвентистской молодежи тенденций? Таблица 1 показывает, что, возможно, намечается тенденция увеличения употребления марихуаны.

Другие данные, свидетельствующие о растущих проблемах в этой области, исходят из сравнения результатов исследования IPA (употребление алкоголя учащимися в возрасте 18-24 лет) за 1985 год. В 1985 году об употреблении алокоголя сообщали 17 процентов молодых адвентистов, зачисленных в колледж. Четыре последующих исследования, проведенные на территории студенческих городков колледжей в период 1989-1992 гг, показали, что алкоголь употребляли 24-26 процентов студентов 8.

Таблица 2

Первый случай употребления наркотиков лицами, не следующими принципам воздержания

    Академия Х (1990)    Академия Y (1991)    Учащиеся классов (1986)    старших академии   

Алкоголь                       

Употребление до 6-го класса        12,5%        9,9%        16,1%   

Употребление до 8-го класса        48,4%        11,10%    11,6%       

Табак                           

Употребление до 6-го класса        34,1%        8,4%        16,7%   

Употребление до 8-го класса        36,4%        6%        12,8%   

Марихуана                       

Употребление до 6-го класса        15,4%        4%        2,7%       

Употребление до 8-го класса        46,2%        2,5%        6,2%       

Когда учащиеся начинают употреблять алкоголь или курить?

Употребление алкоголя и табакокурение среди учащихся начинается несколько раньше, чем думает большинство людей (см. Таблицу 2). По результатам исследования IPA за 1985-86 гг, 8 процентов опрошенных сообщили о употреблении алкоголя в возрате до 10 лет (примерно 5-й класс). К 14-летнему возрасту, т.е. к 8-му классу, 23 процента попробовали спиртное и 22 процента табак. Исследование, проводившееся в 1986 году среди студентов-старшекласников адвентистских академий, продемонстрировало, что 27 процентов опрошенных впервые начали употреблять алкоголь до 8-го класса и раньше. Два недавних (1990,1991) исследования нескольких адвентистских академий свидетельствуют, что раннее начало употребления наркотических веществ является серьезной проблемой9 . Поскольку вопрос касался "первого употребления," результаты ответов учащихся 6-го и 8-го классов должны быть суммированы. Поэтому, хотя по результатам исследования за 1986 год, до поступления в академию впервые пробуют алкогольные напитки только 28 процентов старшеклассников, в Академии "Х"в 1990 году об употреблении алкоголя до начала учебы в академии сообщили 60 процентов студентов. Различного рода превентивные программы в области санитарного просвещения должны быть направлены на учащихся начальной школы адвентистских учебных заведений, предпочтительно уже до 6-го класса -для того, чтобы можно было избежать проблем в будущем.

Отчего возникают берутся такие проблемы?

Отрицание. Многие адвентисты в n-нном поколении, всю свою жизнь последовательно воздерживающиеся от употребления любого рода наркотических веществ, зачастую очень мало знают о проблемах, связанных с химической зависимостью. Родители, учителя и пасторы часто не умеют или не хотят распозновать сиптомы угрозы, даже когда те проявляются совсем недвусмысленно, принимая их за трудности подросткового периода. Вдобавок к этому, многие адвентисты, которые убеждены, что принадлежат к незапятнанной церкви, слишком сильно хотят, чтобы их община, школа и семья "выглядели как надо". Отрицание ведет к возникновению множества проблем: процветают невежество и искаженное восприятие действительности, набирает силу позиция, предполагающая концентрацию основного внимания на внешнем евангелизме, а не на внутренней (в пределах церковной общины) пропаганде воздержания. Лишь небольшое количество адвентистских школ является подписчиками адвентистских журналов по здоровью и умеренной жизни; в 1985 году только 10 процентов молодых адвентистов являлось читателями журналов "Слушай" или "Победитель", хотя местные церкви могут выступать в качестве спонсоров на подписку нескольких экземпляров этих изданий.

Замалчивание. Имеет место убежденность в том, что поскольку одной из доктрин церкви является доктрина воздержания, то употребление алкоголя и наркотиков не стало распространенным явлением среди молодых членов адвентистской церкви. Эта убежденность явилась причиной отсутствия адекватной реакции церкви на эпидемию употребления наркотических веществ в Северной Америке. Данные, касающиеся взрослых членов церкви АСД, показывают, что воздержание от алкоголя приближается к полному (90 процентов)10. только среди лиц, имеющих более чем 20-ти летний церковный "стаж".

Превентивные программы санитарного просвещения исключительно редки в начальных адвентистских школах; лишь наличие программы "Молодежь к молодежи" обеспечивает некоторое влияние в этой области на уровне адвентистских академий. В этот ваккуум проникает различного рода рекламная информация (спонсорами которой являются ведущие табачные и алкогольные компании), восхваляющая удовольствие, получаемое от употребления легальных наркотиков, представляемых как безвредные для здоровья вещества. Эта реклама создает романтический образ потребителя сигарет и спиртного как человека, которому сопутствует удача и успех. Адвентистская молодежь вполне уязвима перед такой мпессированной атакой, идущей со страниц средств массовой информации.

Заключение

Воздержание - это не просто морально-нравственная позиция члена адвентистской церкви. Этот принцип является краеугольным камнем всей адвентистской вести о здоровье. Мало есть привычек, которые бы оказали столь разрушительное действие на душу, тело и межличностные взаимоотношения, как употребление наркотических веществ (включая алкоголь и табак). Самое пристальное внимание следует уделять немедленной разработке и распространению санитарно-просветительных программ профилактического порядка среди детей и подростков; необходимо также поддержание и расширение молодежных альтернативных движений - таких, как "Молодежь к молодежи". Кроме того, следует прекратить замалчивание данной проблемы на всех уровнях церковной структуры.

Литература:

1. Mutch, P.B., Dudley, R.L., Cruise, R. J. A Study of Drug Usage among Seventh-day Adventist Youth in Mutch, P.B.,. - Technical Report 86-3. Institute for the prevention of Addictions, Andrews University. 1986.

2. Dudley, R.L., Mutch, P.B., Cruise, R. J. Religious factors and drug usage among Seventh-day Adventist Youth in North America. - J Scientific Study Religion 26:218-233. 1987.

3. Johnston, L.D., O,Malley, P. M., Bachman, J.G. Drug Use Among American High School Students, College Students, and Other Young Adults: National Trends Through 1985. Univ. Michigan Institute for Social Research. Nat Institute for Drug Abuse, 5600 Fishers Lane, Rockville, MD. 1986.

4. Guthrie, S., and Mutch, P.B. Prevalence of alcohol use among Adventist academy seniors in a North American Union Conference. - Technical Report 87-1. Institute for the preventions of Addictions, Andrews University. 1987.

5. Benson, P.L., and Donahue, M.J. Valuegenesis: Report 1: A Study of the Innfluence of Family, Church, and School on the Faith, Values and Commitment of Adventist Youth. Minneapolis, MN: Search Institute. 1990.

6. Unpublished data, Institute for the Prevention of Addictions. 1991, 1992.

7. Mutch, P.B. Substance use among academy students. - Institute for the preventions of Addictions, Andrews University. Unpublished data. 1990, 1991.

8. McBride, D.C., Mutch, P.B., Dudley, R.L., and Julian, A. G. Substance use and correlates among Seventh-day Adventists in North America. - Technical Report 89-2. Institute of Alcoholism and Drug Dependency, Andrewes University. Berrien Springs, MI 49104. 1989.

9. Ibid.

10. Unpublished data, Institute for the Prevention of Addictions. 1991, 1992.

Данная статья используется с разрешения журнала "Ministry" (июль, 1996).

СПИД и адвентистская молодежь

Гарри Л. Хопкинс,

Джойс В. Хопп,

Хелен П. Хопп,

Кристин Нейш и

Гэйл Роадс

Оценка риска заражения СПИДом для учащихся, посещающих адвентистские учебные заведения в Соединенных Штатах и Канаде.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) превратился в значительную угрозу мирового масштаба. По всему миру миллионы людей ежегодно умирают от этого страшного заболевания. К октябрю 1995 года в Соединенных Штатах Центрами по контролю и профилактике заболеваний было зарегистрировано около полумиллиона человек, больных СПИДом. СПИД в явных формах является проявлением заключительной стадии продолжительного инфицирования организма вирусом иммуннодефицита человека (ВИЧ). CDC1 сообщает, что 20 процентов всех продиагностированных случаев СПИДа зарегестрированы среди представителей возрастной категории 20-29 лет. Поскольку период времени между инфицированием вирусом иммуннодефицита человека и развитием СПИДа обычно составляет 8-10 лет2, лица, зараженные вирусом в подростковом возрасте, к моменту диагностирования заболевания уже не являются подростками3.

Несмотря на то, что на научную работу в этой области было направлено значительное количество средств, в настоящее время не существует известных способов лечения от СПИДа, не существует также вакцины, способной предотвратить заражение ВИЧ-инфекцией4. Одним из методов, способствующих профилактике заражения вирусом ВИЧ, является воздержание от фаторов повышенного риска таких, как употребление наркотиков и беспорядочная половая жизнь.

Руководители церкви христиан-адвентистов седьмого дня рассматривают и рекомендуют в качестве наиболее эфективного метода предотвращения заражения СПИДом гетеросексуальные отношения между неинфицированными супругами в браке. До тех пор, пока нам недоступно лекарство от СПИДа, главным профилактическим методом является санитарное просвещение, направленное на снижение фаторов риска заражения этим заболеванием.

Христианские учебные заведения традиционно пропагандируют такие стандарты в области поддержания здоровья, как: 1) воздержание от употребления опасных наркотических веществ, включая алкоголь и табак, и 2) воздержание от добрачных сексуальных контактов, наряду с соблюдением других библейских принципов.

Церковь АСД является спонсором 93-х академий в Северной Америке. Четыре исследования, проведенные среди учащихся этих академий, показали, что некоторые подростки подвергают себя повышенному риску заражения вирусом СПИДа за счет пагубной практики употребления наркотиков и ведения добрачной половой жизни5. В связи с наличием фактов безрассудного поведения, характеризующегося повышенным риском заражения, возникает необходимость проведения исследований в адвентистских учебных заведениях для того, чтобы наметить способы и методы решения потенциальных проблем ВИЧ-инфицирования.

Текущие исследования

В 1995 году среди выборочной группы учащихся адвентистских школ в США и Канаде было проведено исследование, основной целью которого было определение и описание факторов риска заражения СПИДом. Это исследование должно было оценить основные моменты, связанные с перцептивным (т.е. осуществляемым непосредственно органами чувств) восприятием учащимися проблематики СПИДа и факторов риска, ведущих к инфицированию.

Разработка анкеты

Мы разработали специальную анкету-вопросник, основываясь на тщательном анализе медицинской литературы в области СПИДа и факторов риска, специфических для подросткового периода. Целью данной анкеты было по возможности более точно оценить основные детерминанты поведения, которые могут привести подростка к заражению вирусом СПИДа. Анкета была поделена на четыре раздела: 1) демографические характеристики респондентов, 2) знания и информированность в вопросах СПИДа/ВИЧ-инфицирования, 3) поведение и привычки, характеризующиеся повышенным риском ВИЧ-инфицирования, 4) намерения относительно необходимости контроля за факторами риска появления СПИДа (такими как половая жизнь и употребление наркотиков), их восприятие и взгляды на них.

Выборочное исследование

Разрешение на проведение исследования было получено от д-ра Гила Плабела, директора Отдела образования Северо-американского дивизиона. Отдел образования также частично спонсировал проект.

Вслед за этим была подана заявка в Рецензионную комиссию Университета Лома Линда, для получения полномочий на проведение исследования и одобрения протокола исследования. Функции Рецензионной комиссии, как это предусмотрено федеральным законодательством, состоят в защите субъектов исследования от любого рода физического и эмоционального вреда и в надзоре за соблюдением этических норм и правил. Рецензионная комиссия в целом одобрила предложенный протокол, с добавлением, что учащиеся перед участием в заполнении анкет должны предоставить письменное разрешение от своих родителей.

93 школы-участницы отослали по почте в общей сложности 13 368 писем на имя родителей своих учащихся. Те родители, которые ничего не имели против участия своих детей в исследовании, оповестили об этом Университет Лома Линда также по почте. Всего объектом исследования стали 2 834 учащихся. Учащиеся представляли 85 из 93-х адвентистских учебных заведений Северо-американского дивизиона.

Анкеты-вопросники были затем разосланы в каждую школу, согласившуюся участвовать в исследовании, к анкетам прилагался список учащихся, чьи родители дали свое согласие. Каждая анкета была вложена в отдельный конверт и содержала приписку о гарантии полной анонимности и конфиденциальности полученной информации.

Результаты

Количество возвращенных анкет (с ответом). В общей сложности было заполнено и возвращено 1 765 анкет; таким образом процент участия составил 62,46%. Шестнадцать из 85 школ не вернули в совокупности 1 061 анкету.

Демография. Большинство респондентов являлись учащимися закрытых учебных заведений, так называемых школ-пансионов (их число составило 53,7 процента и соответственно 46,3 процента учащихся дневных школ). Средний возраст опрошенных учащихся - 17 лет; при этом возрастной ранжир составил 12-19 лет; 56,4 процента респондентов относились к лицам женского пола и 93,3 процента принадлежали к адвентистской церкви. Распределение респондентов по количеству лет обучения было примерно равным (24,1 процента учащихся первого года обучения, 24,0 процента учащихся второго года обучения, 27,9 процента учащихся третьего года обучения, 24,0 процента учащихся четвертого года обучения). Основная масса учащихся была зачисленна в академии после окончания одиннадцати классов школы. Сравнительное изучение этнической принадлежности респондентов показало, что белокожие учащиеся были представлены гораздо больше (79,3 процента), чем представители этнических меньшинств.

Знания и информированность. Была зарегистрирована достаточно высокая информированность относительно основных способов передачи и заражения ВИЧ-инфекцией. Средний показатель составил 90,92 процента.

Употребление наркотических веществ. В отношении употребления наркотиков, анализ ответов показал, что учащиеся-неадвентисты, посещавшие адвентистские учебные заведения, были гораздо больше вовлечены в подростковое "экпериментирование" с различными видами наркотических веществ. Различия в степени использования наркотиков между этими двумя группами были значительными.

Употребление наркотических веществ родителями. Для того, чтобы оценить взаимосвязь между сообщениями учащихся об употреблении их родителями наркотических веществ и степенью вовлеченности в употребление последних самих учащихся, были предложены три специальных вопроса. Учащиеся должны были ответить, употреблял ли кто-либо из их родителей или опекунов алкоголь, марихуану или табак. Было обнаружено, что в той категории учащихся, где хотя бы один из родителей употреблял алкоголь, табак или марихуану, процент вовлеченности был выше.

Сексуальные контакты. 16,3 процента от общего числа респондентов сообщили о том, что ведут половую жизнь. Среди учащихся женского пола степень представленности была несколько ниже (14,6 процентов), по сравнению с учащимися мужского пола (16,2 процента). Средний возраст вступления в первый сексуальный контакт - 15 лет для обоих полов (14,5 лет для юношей и 15 лет для девушек).

Взаимосвязь употребления учащимися наркотических веществ (или их родителями) и их вовлеченности в сексуальные контакты. Было признано, что употребление учащимися или их родителями наркотических веществ связано с имеющимся у учащихся сексуальным опытом. Учащиеся, употреблявшие наркотики, как пра вило, являлись наиболее опытными в плане сексуальной жизни. Аналогичная ситуация наблюдалась в случае употребления наркотических веществ родителями учащихся. Самый низкий уровень вовлеченности в половую жизнь был отмечен среди тех учащихся, которые не имели предыдущего опыта употребления наркотических веществ в семье и самостоятельного опыта.

Гомосексуальные контакты. Семьдесят девять учащихся (4,6 процента) сообщили об имевшихся случаях половых контактов с лицами одного с ними пола. Несколько больший процент вовлеченности в гомосексуальные половые отношения был зарегестрирован среди юношей (5,0 процентов), по сравнению с девушками (4,2 процента).

Намерения иметь добрачные сексуальные контакты. Респондентам был задан вопрос "Насколько вероятно, что ваш первый половой контакт состится до вступления в брак?" За эим вопросом следовала шкала из семи пунков, характеризующих разную степень вероятности. Среди учащихся, которые продемонстрировали наиболее высокую степень намерений иметь добрачные сексуальные контакты, были те, кто 1) уже имели опыт половой жизни, 2) имели опыт употребления наркотических веществ, 3) имели хотя бы одного родителя, употреблявшего алкоголь, табак или марихуану, и 4) не являлись адвентистами.

Намерения относительно необходимости контроля за такими факторами, как добрачная половая жизнь, ее восприятие и взгляды на нее. Для оценки данного феномена были заданы три вопроса. Каждый из этих вопросов сопровождался шкалой из семи пунктов. Среди тех, кто продемонстрировал наибольшую склонность к началу половой жизни в добрачный период, были: 1) учащиеся, уже имевшие опыт сексуальных контактов, 2) имевшие опыт употребления наркотических веществ, 3) те, кто имели хотя бы одного родителя, употреблявшего алкоголь, табак или марихуану, или 4) неадвентисты. Заметьте, что те же самые четыре категории учащихся продемонстрировали низкую степень потребности в контроле за добрачной половой жизнью.

Детерминанты поведения, свидетельствующего о намерении иметь добрачные половые контакты. Были использованы соотвествующие статистические тесты для определения того, насколько поведение, отношения и восприятия учащихся свидетельствовали об их намерении вести добрачную половую жизнь. Было обнаружено, что отношение к необходимости контроля являлось наилучшим индикатором. Учащиеся 1) уже имевшие опыт сексуальных контактов, 2) имевшие опыт употребления наркотических веществ, 3) имевшие хотя бы одного родителя, употреблявшего алкоголь, табак или марихуану, или 4) бывшие неадвентистами - продемонстрировали наименьшую степень осознания необходимости контроля за добрачными половыми связями.

Детерминанты осознания необходимости контроля за добрачными половыми связями. Среди таких детерминантов основной была духовная поддержка со стороны учителей.

Дискуссия

Употребление наркотических веществ. Многие учащиеся, посещающие адвентистские учебные заведения (академии с четырех-годичным сроком обучения) на территории Северо-американского дивизиона, так или иначе волечены в процесс употребления наркотических веществ, тем самым подвергая значительному риску свое здоровье и, в частности, увеличивая вероятность своего заражения вирусом СПИДа. Хотя уровень вовлеченности в этот процесс учащихся адвентистских школ, как правило, ниже, чем таковой в государственных школах, учащиеся, которые все-таки употребляют наркотические вещества (включая алкоголь, табак, кокаин и другие наркотики), безусловно, подвергаются большей опасности ВИЧ-инфицирования6.

Поскольку существует непосредственная взаимосвязь между употреблением наркотиков и повышенной вероятностью заражения СПИДом, нельзя недооценивать важную роль консультационной работы с подростками по проблемам употребления наркотических веществ7.

Наибольшее влияние на жизнь подростка оказывают родители и по этой причине существует необходимость наставнической работы среди самих родителей в отношении их собственной практики алкоголя, табакокурения и наркомании. Текущие исследования показывают, что употребление наркотических веществ родителями в значительной степени способствуют тому, что их дети 1) начинают употреблять наркотические вещества, 2) экспериментируют с добрачными половыми контактами. Таким образом, употребление наркотических веществ родителями может быть фактором, увеличивающим риск заражения их детей СПИДом. Среди учащихся, которое сообщали, что их родители не употребляли наркотических веществ,уровень имевших опыт добрачной половой жизни был лишь 3,5 процента. Следует, однако, помнить, что об употреблении наркотических веществ родителями сообщали не сами родители, а их дети-учащиеся.

Сексуальные контакты

Сексуальные контакты среди учащихся адвентистских школ как ключевой фактор риска заражения СПИДом имеют, о чем явствуют результаты исследования, умеренную распространность. Для данной группы учащихся этот показатель составил 16,4 процента. Менее склонны к ведению добрачной половой жизни были учащиеся-адвентисты, по сравнению с учащимися-неадвентистами, посещавшими адвентистские академии (14,6 процентов по сравнению соответственно с 37,1 процентом). Хотя степень распространенности данного явления среди учащихся адвентистских учебных заведений меньше, по сравнению с учащимися государственных школ, где этот показатель составляет 53 процента, учащиеся, которые начинают половую жизнь в подростковом возрасте, имеют большую вероятность в дальнейшем быть вовлеченными в множественные сексуальные контакты, тем самым увеличивая риск заражения вирусом СПИДа через одного из сексуальных партнеров.

Образовательная система церкви АСД

Адвентистская церковь большое внимание уделяет вопросам христианского образования и воспитания. Северо-американский дивизион имеет на своей территории 1 050 образовательных и воспитательных учебных заведений, включая дошкольные учреждения. По данным на осень 1994-1995 учебного года, в них обучалось и воспитывалось в совокупности 50 988 человек. Как правило, преподавательский состав адвентистских учебных заведений представлен учителями-адвентистами.

Адвентистская церковь убеждена в необходимости водержания от добрачных половых отношений, а также от употребления наркотических веществ, - таких, как алкоголь, табак и другие наркотики. Исследования демонстрируют, что для опрошенных учащихся главным фактором, способствовавшим формированию ответственного отношения к воздержанию от добрачных сексуальных контактов иосознанного контроля за ним была духовная поддержка со стороны преподавателей.

Это вновь подтверждаетнеобходимость избрать для работы в системе адвентистского образования людей, ориентированных в своих взаимоотношениях с учениками на демонстрацию основных христианских ценностей. Работники адвентистской системы образования должны отвественно осознавать свою роль в процессе христианского воспитания учащихся. Администраторы и члены совета попечителей учебного заведения должны тщательно отбирать из числа потенциальных сотрудников таких преподавателей, которые способны вести соответствующую разъяснительную работу и оказывать поддержку своим ученикам в том числе и в вопросах воздержания от добрачных половых контактов и употребления наркотических веществ.

Учащиеся-неадвентисты, посещающие адвентистские учебные заведения

До последнего времени, в соответствии с положениями ряда документов, принятых руководством Северо-американского дивизиона, прием неадвентистских учащихся в адвентистские учебные заведения был ограничен. В школах с шестилетним обучением процент неадвентистских учащихся не должен был превышать 15 процентов от общего числа, а в школах с классами

с 7 по 12 эта цифра ограничивалась 10 процентами. Те школы, которые допускали превышение этих пропорций, получали название "миссионерских". За последние годы, однако, советы попечителей многих школ несколько изменили свою позицию и стали более охотно принимать в свои учебные заведения неадвентистов. Основным мотивом для подобной перемены взглядов послужили соображения финансовой необходимости, хотя некоторые приписывают подобный феномен желанию осуществлять евангельскую миссию.

Учителя и администраторы во многих случаях сообщают о том, что многие учащиеся-неадвентисты весьма благоприятно "вписываются" в сообщество студенческого городка и оказывают исключительно позитивное влияние на своих сверстников-адвентистов. В числе неадвентистских учащихся, посещающих адвентистские школы, без сомнения, есть выдающиеся люди. Настоящее исследование тем не менее дает основания полагать, что соответствующие церковные структуры должны пересмотреть свои позиции по этому вопросу.

Степень достоверности собранных данных

Важно помнить о возможных издержках, связанные со степенью точности и репрезентабельности собранных данных. Хотя были сделаны попытки обеспечить наиболее объективную репрезентативную выборку относительно всех учащихся, посещающих адвентистские академии на территории Соединенных Штатов и Канады, полученные ответы характеризуются следующими общими чертами 1) непропорционально большая представленность белокожих учащихся, 2) наличие мнений только тех учащихся, чьи родители или опекуны дали согласие на их участие, 3) недостаточная представленность учащихся старшего возраста, и 4) недостаточная представленность учащихся, обучающихся в школах так называемых "бедных" районов городов.

Необходимость в дальнейших исследованиях

В процессе контактов с представителями 93-х школ, расположенных на территории Северо-американского дивизиона, которые должны были стать предметом исследования, сложилось впечатление, что многие преподаватели и административные работники плохо представляют себе результаты и ценность подобной работы заранее скептически к ней относятся. Часто высказывалась озабоченность по поводу того, что статистические данные относительно распространенности употребления наркотических веществ и добрачного секса могут выставить адвентистскую систему образования в негативном свете и явятся скорее источником лишних сомнений, нежели полезным и эффективным воздействием на учителей и студентов.

Польза от выводов, сделанных по результатам данного исследования, заключалась не в констатации того, что адвентистская молодежь вовлечена в пагубную с нравственной точки зрения практику. Польза состояла в признании факта, что адвентистские юноши и девушки не застрахованы от возможности стать жертвами пагубного поведения и привычек. А последние сопряжены с повышенным риском непреднамеренной беременности, заражения болезнями, передаваемыми половым путем (включая СПИД) и появления последствий, связанных с употреблением наркотических веществ. Учителя и работники в области санитарного просвещения должны задуматься над разработкой стратегий, результатом осуществления которых может быть снижение вероятности развития последствий вышеописанных моделей поведения.

Литература:

1 HIV/AIDS Surveillance Report, Part 7, No. 1 (Atlanta: Centers for Disease Control and Prevention, 1995).

2. V.L. Tucker and C.T. Cho. AIDS and Adolescents: How Can You Help Them Reduce Their Risk? - Postgraduate Medicine 89, No 3 (1991): 49-53.

3. G. C. Zimet, D.l. Bunch, T. M. Anglin, R. Lazebnik, P. Williams, and D. P. Krowchuk. Relationship of AIDS-related Attitudes to Sexual Behavior Changes in Adolescents. - Journal of Adolescent Health 13, No. 6 (1992): 493-498.

4. H. Palacio. Safer Sex.: in PT Cohen, M.A. Sande, P.A. Volberding, eds., The Aids Knowledge Base (Boston: Littile, Brown, and Company, 1994).

5. See: G. Ludescher. AIDS-related Knowledge, Attitudes and Behaviors in Adolescents Attending Seventh-day Adventist Schools in California: (doctoral dissertation, Loma Linda University, 1992); P.L. Benson and M.J. Donahue Valuegenesis: Report 1: A Study of the Innfluence of Family, Church, and School on the Faith, Values and Commitment of Adventist Youth. (Minneapolis, MN: Search Institute. 1990); G. L. Hopkins. AIDS-related Knowledge, Attitudes and Behaviors of Twelfth-Grade Students at Loma Linda University (unpublished manuscript, 1994); and D. Gray. Human Immunodeficiency: Beliefs, Knowledge and Behaviors of High School Students Attending Seventh-day Adventist Academies (doctoral dissertation, Andrews University, 1994).

6. K. R. Miner. Educating About HIV/AIDS. - in P. Cortese and K. Middleton, eds., The Comprehensive School Health Challenge: Promoting Health Through Education (Santa Cruz, Calif.: ETR Associates, 1994), vol. 1, p. 413-441.

7. M. Hochhauser. AIDS and Chemical Dependency: Prevention Needs of Adolescents. Journal of Psychoactive Drugs 21, No. 4 (1989): 381-385.