Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 04 октября 2024
Главная Здоровье Служение_здоровья ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЭПИДЕМИЕЙ СПИДа, И СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЭПИДЕМИЕЙ СПИДа, И СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ PDF Печать Email

 

СПИД (синдром приобретенного иммуннодефецита) является тяжелейшим хроническим заболеванием, которое вызывается вирусом иммуннодефицита человека (ВИЧ). Практически во всех случаях это заболевание приводит к смертельному исходу и на большинстве континентов, включая Северо-американский, его распространенность достигла угрожающих размеров эпидемии. СПИД впервые был признан заболеванием в 1981 году и вначале рассматривался как совокупность необычных заболеваний, характерных для лиц гомосексуальной направленности и наркоманов, применявших внутривенный способ введения наркотиков. Из истории известно, что первый зарегистрированный случай СПИДа имел место в 1959 году в Манчестере, Великобритания. В Соединенных Штатах первым человеком, умершим от СПИДа, был житель штата Сент-Луис (это произошло в 1968 году). В конце семидесятых годов многочисленные случаи заболевания имели место в Нью-Йорке, но они не были официально признаны.

К 1996 году Центры по контролю и профилактике заболеваний зарегестрировали приблизительно 510 000 случаев СПИДа, причем 320 000 из числа заболевших уже скончались. По оценкам этих Центров, еще около 1 000 000 человек являются носителями ВИЧ-инфекции. Такое значительное по масштабам распространение вируса иммуннодефицита человека - 1 510 000 зараженных ВИЧ - произошло за последние 20 лет. Приблизительно 45 000 случаев ВИЧ-инфицирования имеет место каждый год и 2 000 младенцев рождаются, уже являясь вирусоносителями. Потребности в медицинской помощи и уходе для лиц, являющихся вирусоносителями СПИДа, обычно значительно превышают возможности семейного бюджета. Когда ВИЧ-инфекция переходит в СПИД, эти затраты увеличиваются до 40 тысяч долларов в год. В 1995 году совокупная стоимость затрат на лечение и уход за ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом людьми составила 15миллиардов долларов.

В соотвествии с данными, полученными из Федеральных центров по СПИДу, в Канаде к 1994 году заболели СПИДом одинадцать тысяч жителей. Количество случаев заболевания СПИДом удваивается каждые два года и этот рост, по всей вероятности, продолжится. Среди всех ВИЧ-инфицированных пациентов в Канаде, которым был поставлен диагноз СПИД, 60 процентов уже умерли. (См.:Carol Strike, AIDS Into the 1990-s. - Canadian Social Trends, Winter 1991, pp.22-24).

Если СПИД продолжит распространяться такими темпами и если среди молодежи будут по-прежнему превалировать тенденции активной сексуальной жизни, то эпидемия заболеваний, передающихся половым путем, будет продолжаться. Постепенно она может истощить все ресурсы системы здравоохранения США, даже если будет изобретена вакцина или эффективный метод лечения данного заболевания. С ростами темпов распространения эпидемии в обществе будут расти страх, предрассудки и паника, а также усилится дискриминация и взаимная неприязнь.

Вышеописанное является сценарием наиболее печального хода событий. Но в будущем может быть вполне реальной такая ситуация: 1) от трех до пяти процентов подростков станут к 1996 году вирусоносителями и погибнут до наступления 40-летнего возраста, т. е. к 2026 году и 2) стоимость совокупного медицинского обслуживания ВИЧ-инфицированных пациентов превысит сто миллиардов долларов в год. Эпидемия СПИДа оставит без матерей 80 тысяч американских детей к концу нынешнего десятилетия. Если на нужды и потребности детей не будет уделятся большого количества средств, социальная катастрофа станет неизбежной; 80 процентов сирот (дети и подростки, ставшие сиротами в результате последствий заболевания СПИДом их родителей) являются представителями афро-американской и латиноамериканской диаспор.

Подавляющему большинству детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, данный вирус не передаются. В отсутствие соотвествующей терапии, включающей применение зидовудина, около 35 процентов младенцев рождаются инфицированными, но при условии использования терапии этот показатель составляет всего 10 процентов. Нужды этих детей не должны быть проигнорированы. Не уделяя им должного внимания, мы не только лишаем этих наиболее уязвимых членов общества необходимых повышенной заботы и внимания, но и создаем условия для неминуемого социального взрыва. Факты свидетельствуют, что большинство женщин, зараженных СПИДом, принадлежат к категории малоимущих. Для детей подобной матери ее смерть может быть последним испытанием в череде других ударов, связанных с бедностью и последствиями СПИДа.

Средства и материалы, имеющиеся для помощи женщинам и детям, больным СПИДом, в значительной степени ограничены. "Если умирает женщина, больная СПИДом, то ее семья лишается той помощи и поддержки, которую имела при жизни жены и матери. Таким образом, дети теряют поддержку в тот момент, когда сами являются наиболее уязвимыми членами общества" ("Нью-Йорк Таймс", декабрь 1992).

Рассел Чандлер, редактор отдела религиозных публикаций в журнале "Лос Анджелес Таймс", в своей книге "Racing Toward 2001" ("Гонка в 2001") утверждает, что СПИД "сотрясает само основание американского будущего и грозит поменять всю культуру американского общества на грядущие десятилетия. Вызывает беспокойство тот факт, что наиболее зловещие масштабы распространение эпидемии приняло в бедных кварталах городов".

"В связи с тем, что темпы эпидемии в 12-15 раз более значительны среди чернокожего населения, чем среди белых людей,"- говорит Шепперд Смит, который вместе со своей женой Анитой возглавляет организацию "Американцы за разумную политику в области СПИДа" (АРПС, национальная христианская организация), - "к 2000 году мы, возможно, будем классифицировать СПИД как болезнь национальных меньшинств". И, поскольку предостережения об опасностях СПИДа не производят должного эффекта в среде молодежи, то "на рубеже столетий эта болезнь станет болезнью подростков всех рас и этнических групп".

Сексуальная активность молодежи значительно увеличилась в 1980-е годы; в процентном отношении количество девочек в возрасте пятнадцати-девятнадцатилетних девочек, имевших половые контакты, возросло с 47 процентов в 1982 году до 53 процентов в 1988 году, при этом наибольший рост показателей в этой области наблюдается среди белокожих девочек, вышедших из состоятельных семей.

Около миллиона ВИЧ-инфицированных людей неминуемо умрет в грядущем десятилетии. Это, по словам Смита, представляет собой одну из самых острых проблем для церкви в Северной Америке. Посредством санитарно-просветительных программ в церквах и школах он планирует распространять идеи, касающиеся "правильного представления о сексуальности и сексуальном поведении. Должны быть показаны все опасности и потенциальный риск, но при этом не следует применять так называемую тактику запугивания".

КАДР-ВСТАВКА ДЛЯ СТР. 166 ОРИГИНАЛА

Задача, стоящая перед церковью

Братья и сестры! Что пользы человеку утверждать, что он имеет веру, если его поступки не подтверждают этого? Может ли такая вера спасти его? Предположим, есть братья и сестры, которые нуждаются в одежде и элементарной еде. Что пользы говорить им в такой ситуации: "Да благословит тебя Господь! Иди с миром, грейся и питайся!" - если вы не оказываете им никакой реальной помощи? "Так и вера, если не имеет дел , мертва сама по себе" (Послание Иакова 2:14-17).

Пришло время действовать. Мы, христиане, должны противостоять всему тому, что мешает нам вести эффективное служение. Церковь должна перейти к решительным действиям. Но при этом нам нужно избавится от неправильного отношения ко многим вещам - от негативного взгляда на окружающую действительность, от высокомерного отношения к ближнему своему, от ощущения собственной праведности. Нам также необходимо изгнать страх и невежество. И лишь затем мы сможем вести эффективное служение в области ситуаций, связанных со СПИДом.

Прежде всего мы должны больше узнать о СПИДе. СПИД не распространяется посредством случайных обстоятельств, например, на крыльях жука или другого насекомого. Прикосновение к человеку, зараженному СПИДом, не связано с риском инфицирования. Нельзя также заразиться СПИДом при пользовании общими столовыми приборами или туалетом. Давайте отбросим все это невежество, которое мешает служить нуждам людей.

Любое служение начинается на личностном уровне. Сделайте что-нибудь доброе и приятное человеку, больному СПИДом. Проведите вместе с ним некоторое время. Просто внимательно слушайте его, дайте ему выразить свои чувства и эмоции. Станьте ему другом. Предложите ему помощь, например, сходите в магазин и купите то, что ему необходимо в данный момент., Оказывая помощь и поддержку такому человеку, христианин может сделать так много начиная от простого телефонного звонка и кончая беседой о смысле жизни. Пригласите этого человека в церковь...

СПИД - это проказа 20-го века. Смертельная, неизлечимая. Уже при одном упоминании об этом страшном заболевании у многих мурашки бегут по телу.

В дни Иисуса люди бежали от прокаженных. Но, посылая своих учеников проповедовать благую весть, Иисус говорил: "Не обходите стороной больных проказой, этих людей, издающих смердящий запах. Очистите их!"

Христиан двадцатого века Иисус посылает служить больным СПИДом. Мы, утопая в собственном эгоизме и самодовольстве, скорее готовы всячески пренебрегать их нуждами и чураться общения с ними. Но наша прямая обязанность - поддерживать людей, больных СПИДом не только нашими молитвами, но и нашим участием.

Из проповедей Чарльза Брэдфорда, бывшего президента Северно-американского дивизиона.

Сегодня практически каждый знает хотя бы одного человека, зараженного СПИДом. Таким образом, каждая церковь в Соединенных Штатах и Канаде должна опредилить, какая помошь может быть оказана в решении данной проблемы. АРПС является одной из моделей христианского служения. Она может играть значительную роль, проповедуя сострадание к тем, кто заражен, и разъясняя профилактические принципы тем, кто потенциально рискует быть зараженным. Частью той работы, которую ведет АРПС, является помощь церквам в разработке политики в области СПИДа: когда, рано или поздно, на повестку дня становится вопрос о служении больным СПИДом, община в результате проделанной работы уже имеет подготовку. Евангельская церковь менионитов в Арчболде, штат Огайо, например, приняла целую программу, в соответствии с которой предусматривается помощь детям, зараженным СПИДом, или испытавшим на себе тяжкие последствия этого заболевания в связи с потерей близких. На совете церковной общины разбирался вопрос относительно реакции членов церкви на желание больного СПИДом ребенка присоединиться к церкви. Совет постановил: "Если у родителя или опекуна инфицированного ребенка появится желание искать братского общения и помощи в церкви Арчболд, ему будет оказано всяческое содействие".

Церкви постепенно все более активно вовлекаются в работу с жертвами этой страшной эпидемии. Так, в штате Калифорния функционирует "Служение без отвержения", экуменическая организация помощи больным СПИДом. Директором этой организации является католический прихожанин Джеймс Джонсон, начавший свою работу в этой области со служения в среде гомосексуальных меньшинств. "Служение без отвержения" обслуживает два приюта и одну ночлежку для бездомных людей, зараженных СПИДом.

Межрелигиозный совет по СПИДу, организация, объединяющая представителей церкви и мирян, проводит просветительные и социальные программы, а также обеспечивает заботу и уход за больными СПИДом и их родственниками на базе поместных церквей.

Роберт Редфильд из Исследовательского института Армии Уолтера Рида бросает следующий клич, обращаясь к членам церкви: "Пришло время отказаться от отрицания и замалчивания в отношении СПИДа; отвергнуть ложных пророков, проповедующих так называемые стратегии быстрого решения проблемы, основанные на раздаче разовых шприцов и презервативов; отвергнуть тех, кто проповедует предрассудки и предубеждения, пытаясь заменить Бога в роли судьи. Для христианского сообщества - как рядовых членов, так и руководителей церкви - пришло время объединиться и противостать эпидемии с энтузиазмом и посвященностью, которые олицетворяет пример Христа".

Нужды местного населения

Число ВИЧ-инфицированных больных стремительно растет, и поэтому увеличивается также потребность в заботе о них, осуществляемой как на дому, так и в специализированных учреждениях. подобная помощь оказывается непосредственно в домашних условиях и необходимо специально готовить людей для этих целей. С повышением стоимости медицинских услуг и страховки льготами сможет пользоваться все меньшее количество людей. Будет увеличиваться также количество бездомных, для которых единственным видом помощи останется социальная помощь местных организаций и добровольцев. Среди подростков, чьи матери были заражены вирусом иммуноодефицита, возрастет и число сирот. Большая часть таких детей придется на афро-американские и латиноамериканские сообщества, которые характеризуются повышенным уровнем рождаемости. В связи с этим чрезвычайно важным фактором будут являться домашний уход и воспитание.

Миру требуется церковь, обладающая состраданием Христа, готовая написать новую главу в служении исцеления и добавить помощь больным СПИДом к перечню добрых дел, содержащемуся в 25-ой главе Евангелия от Матфея (стихи 31-46). Миру нужна церковь, которая в то же время готова занять недвусмысленную позицию по вопросам личной морали и нравственности, а также сострадания к ближнему. Миру требуются церкви, члены которых хорошо информированы и подготовлены в вопросах профилактики СПИДа и стремятся поделится этой ценной инфомацией в области здоровья с теми, кто отчаянно нуждается в ней.

Принципы служения людям, больным СПИДом

Прежде, чем начать служение по отношению к людям, больным СПИДом, необходимо учесть несколько существенных факторов.

Для начала важно произвести своеобразный сеанс самообследования. Служение в такой специфической области требует настоящего мужества. Главная угроза при этом будет исходить не от самих больных СПИДом, а от тех членов сообщества, которые вознамерятся препятствовать вашей деятельности в этом направлении; возможно даже, такие найдутся и среди членов вашей церковной общины. Направленная на вас критика может быть как открытой, так и "подковерной." Особенно напряженность может усилиться в случае, если люди, больные СПИДом, присоединятся к вашей общине. Многие, возможно, захотят, чтобы вы ограничили свое служение стенами своего собственного дома, больницы или другого места вне пределов церкви. Такой подход, безусловно противоречащий духу Христа, превращает людей, больных СПИДом, в отверженных. Требуется безусловное мужество для безусловной любви: для того, чтобы быть с больным человеком, для того, чтобы разделить его горе, страдания и отчаяние. В ходе вашего служения вам придется иметь дело с человеком, который подвержен многочисленным, часто повторяющимся заболеваниям (таковы последствия действия ВИЧ-инфекции). Вам придется общаться с медицинскими работниками, отчаявшимися и истощенными борьбой с этими болезнями, которые сменяют одна другую.

КАДР-ВСТАВКА ДЛЯ СТР. 168 ОРИГИНАЛА

Позиция Комитета по СПИДу Северно-американского дивизиона в отношении эпидемии СПИДа

Вот уже второе десятилетие эпидемия СПИДа продолжает делать своими жертвами миллионы мужчин, женщин и детей в Северной Америке. Уроки, полученные в течение предыдущего десятилетия, показывают, что сама по себе информированность людей о проблеме не приводит к существенным изменениям в их поведении. По-прежнему существует большой разрыв между тем, что люди знают о заболевании СПИДом и их реальными поступками

Церковь христиан-адвентистов седьмого дня решительно отрицает возможность употребления наркотических веществ, а также всячески проповедует истину о том, что гармоничные сексуальные отношения между людьми могут быть достигнуты только внутри брака. Наша миссия состоит в том, чтобы дать людям надежду и возможность начать все сначала, предлагая заболевшим любовь, сострадание, духовную и эмоциональную поддержку.

Церковь выполнит эту миссию, готовя своих руководителей и рядовых членов активно противодействовать угрозе СПИДа. Необходимо обучать народ Божий основным принципам профилактики и навыкам принятия ответственных решений. Должен широко пропагандироваться позитивный, здоровый адвентистский образ жизни. За счет оказания со стороны церкви помощи в области просвещения и медицинского обслуживания, а также социальной и финансовой поддержки люди получат дополнительный стимул изменить свой образ жизни и привычки.

Руководящие работники Северно-американского дивизиона также желают привлечь внимание к необходимости давать всем членам церкви достоверную и правдоподобную информацию относительно заболевания СПИДом. Возникает ощущение, что многие пытаются воспользоваться намечающейся всеобщей истерией, окружающей данное заболевание. Часто можно слышать необоснованные утверждения относительно способов распространения болезни, а также по поводу способов, которыми люди, не являющиеся медицинскими работниками, могут безопасно для себя оказать необходимый уход и заботу больному СПИДом. Все это наносит значительный вред с точки зрения прежде всего распространения дезинформации, а также пагубно отражается на людях, больных СПИДом. Эпидемия сама по себя выглядит достаточно пугающей, так что излишне добавлять еще и какие-либо беспочвенные инсинуации. Абсолютно необходимо, чтобы по проблеме СПИДа как можно более активно выпускались книги, печатные материалы, фильмы и лекции, основанные исключительно на научно обоснованной информации. (Некоторые люди, по всей видимости, пытаются использовать распространение эпидемии в своих личных целях.) Мы призываем любого церковного руководителя перед выпуском любого рода материалов на эту тему проконсультироваться с представителями признанных в этом отношении авторитетных структур (таких, как Комитет по СПИДу при организации АДРА или Комитет по СПИДу Северно-американского дивизиона) чтобы быть уверенным в соответствии всей выпускаемой информации действительности. Члены церкви, чрезмерно испугавшиеся и/или не знающие истинных фактов в отношении заболевания СПИДом, могут оказаться в затруднительном положении и, возможно, никогда не получат Божьих благословений, которые Он желает дать им для служения ближним, пораженным этим страшным недугом.

(The Seventh-Day Adventist Church and The AIDS Epedemic: Guidlines voted at the Annual Council of the General Conference Executive Committe, October 1996.)

Очень важно действительно иметь неподдельное, искреннее желание совершать это служение и не утратить его после столкновения с незнакомой и далеко не парадной стороной положения. Многие из представителей сексуальных меньшинств и наркотической субкультуры ведут существование, чрезвычайно далекое от образа жизни консервативных христиан. Но Божий народ не должен ни в малейшей степени быть высокомерным и культивировать сознание своей праведности. Важно последовать примеру Христа, который демонстрировал свою безграничную любовь и заботу по отношению к тем, кто не знал, что Небесный Отец любит их, к тем, чья жизнь и поведение свидетельствовали об отверженности, к тем, кто нуждался в любви Отца Небесного.

Вы должны оценить свою способность отделять истинное сострадание от сожалений по поводу того поведения, которое стало причиной заражения человека. Поддержка в отношении этих людей не означает поддержки их поведения, но скорее свидетельствует о том, что они представляют безусловную ценность для нашего Небесного Отца. Мы любим и принимаем их потому, что их любит и принимает Бог. Именно поэтому, служение в области помощи больным СПИДом имеет отношение к личным обязанностям каждого христианина и должно явиться свидетельством для тех, кто не способен увидеть в человеке, больном СПИДом, дитя Божье.

Христиане, готовящие себя для служения в этой области, должны рассмотреть еще одно обстоятельство. Призваны ли они на это служение Господом? Является ли их желание помочь страждущим единственно следствием посвященности Христу? Если это так, тогда служите Ему в Духе. Бог даст вам мужество и силы совершить то, на что Он призвал вас. Он даст вам способность справиться с переменами. Он даст вам желание пожертвовать своими личными интересами ради интересов ближнего.

Вначале усилия христиан могут быть встречены людьми, больными СПИДом, скептически. Но искренний и неподдельный интерес и видимое сострадание очень скоро изменят положение. Чтобы преодолеть подозрительность со стороны больного, требуется терпение, преданность и настойчивость.

Данный вид служения непредсказуем, он не может быть структурирован и втиснут в рамки определенного расписания. Христиане, вступающие на этот путь, должны оценить, сколько времени они реально имеют в своем распоряжении. Для работы с людьми, больными СПИДом, кроме того, требуется определенная подготовка. По этой причине был разработан семинар "Призыв к состраданию", который представляет собой один из специальных курсов в рамках программы Lifestyle sertification. Посещая этот семинар, люди знакомятся с достоверной медицинской информацией относительно СПИДа, а также изучают различные психосоциальные аспекты заболевания.

Очень важно понимать, как чувствуют себя ВИЧ-инфицированные пациенты: представители гомосексуальных меньшинств, наркоманы, их семьи и друзья. Следует учиться основным методам и приемам служения и пасторского наставничества, а также ухода за больным. Для этого потребуется последовательная подготовка, но более всего - смиренность и ясное сознание цели, которые дает чтение Писания и коленопреклоненная молитва.

Библейские принципы и служение больным СПИДом

В Евангелии от Луки 5:17-26 описано, как Иисус выражает свое сострадание парализованному человеку еще до того, как у последнего появляется возможность исповедаться в своих грехах. Фактически тем самым была прославлена не вера больного человека, а вера четверых его друзей, принесших его к Иисусу. Несмотря на тот факт, что, возможно, причиной паралича стала греховная жизнь этого человека, Иисус первым сделал шаг навстречу и простил раслабленному грехи даже до их исповедования. Без сомнения, именно такое поведение со стороны Иисуса вызывало негодование лицемерных представителей религиозной верхушки - книжников и фарисеев.

Заметьте, что Иисус прежде разрешил духовную проблему, заключавшуюся во внутренней опустошенности больного и испытываемом им чувстве вины, а лишь затем исцелил паралич. Иисус не принизил роли духовного фактора (виновность грешника), Он просто вышел за рамки непосредственной ситуации, и вычленил корни проблемы, освободив человека от ощущения вины. Избавившись от внутреннего гнета, парализованный получил возможность и физического исцеления. Иисус при этом выступил не в качестве порицающего обвинителя, наоборот, выздоровление сделали возможным Его любовь, прощение и даруемая Им надежда.

Это библейское повествование является своего рода фундаментом для формирования христианского подхода к служению людям, больным СПИДом, в современном мире. Даже если физическое избавление от недуга не является реальным, Христос приносит внутреннее исцеление и утешение каждому страждущему.

Вспомним Евангелие от Иоанна 3:16: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". В этих словах отражена вечная работа Бога по спасению человека. Всеобщая приобщенность и всепричастность Божьей любви выражена здесь чрезвычайно трогательно. Божья любовь охватывает всех и на нее не влияют предварительные условия. Бог заботится о нашем прошлом и дает нам будущее - в этом, безусловно, и состоит благая весть. Бог никогда не преграждает людям путь в Свое Небесное Царство на основании их прошлых ошибок и грехов, а также из-за того, что они отказываются от Божего прощения. Абсолютная трагедия происходит тогда, когда мы, зная о пути к спасению, сами, сознательно отвергаем его.

Писание дает нам уверенность в том, что Бог спасает каждого человека, включая того, кто болен СПИДом. Несмотря на прошлое больного, несмотря на то, сколь малы знания этого человека о путях Божьих, Христос умер на кресте и за него. И Он продолжает излучать Свою любовь к этому человеку через своих последователей. В хорошо известной истории о добром самарянине (Евангелие от Луки 10:25-37) мы не находим никакого упоминания о национальной или расовой принадлежности, нравственных установках или религиозных предпочтениях пострадавшего человека. Нам известно лишь, что он был ограблен и избит разбойниками, и оставлен лежать на дороге, ведущей в Иерихон. Иисус на этом примере расширяет наши представления о понятии "ближний," включая в него любого человека, нуждающегося в помощи, особенно в такой помощи, которую мы способны оказать. В данном контексте важны нужды человека, и только они. Жертвы страшного заболевания СПИДом нуждаются в нашем сострадании. Христос призывает нас сделать по отношению к ближнему, зараженному ВИЧ-инфекцией, то, что мы в силах сделать. Уже сам факт того, что они страдают и испытывают нужду в конкретных вещах, является для детей Божьих единственным основанием к тому, чтобы протянуть им руку помощи и милосердия.

Отрывок, в котором изображена проповедь Иисуса в церкви родного города, определяет содержащееся в Евангелии от Луки (4:18) описание служения Иисуса в Небесном Царстве и показывает главное в этом служении. В Иисусе присутствует царство и любовь, Он принимает и прощает, а не осуждает. Это соответствует историческим примерам (см. Исход 19:4, 20:1,2). Важно отметить, что Царство Божье - это забота и интерес к исцелению прежде всего тех, кто является изгоями общества.

Миссия Иисуса включает призыв к Его последователям о служении нуждам прокаженных сегодняшнего дня, то есть ВИЧ-инфицированным, медленно умирающим от последствий страшного недуга. Они, являясь представителями крайне нуждающейся категории населения в связи с их заболеванием, представляют собой поле для христианского служения.

Елена Уайт рекомендует нам чаще мысленно возвращаться к истинам, изложенным в 58-й главе Исаи. Это основополагающие тезисы для адвентистской церкви в ее служении ближнему, в них мы находим выражение благой вести. Необходимость милосердного служения является не только следствием потребности в нем страждущего, но и единственным путем, позволяющим человеку узнать характер Бога. Отказ от участия или безответственное отношение к подобной миссии является лжесвидетельствованием против Бога. Участвовать в искупительном плане Бога можно, с сотраданием и сочувствием оказывать помощь бедным, нуждающимся и больным мира сего.

Может ли Бог послать исцеление тем, кому уже было сказано, что в мире не существует лекарства, способного дать выздоровление? Евангелие от Марка 16:17, 18 представляет собой неоднозначныйтекст, который непросто было воспринять многим христианам, особенно адвентистам седьмого дня. Но в то же время он продолжает являться неотъемлемой частью Писания и никем не был отменен. Елена Уайт ссылается на вышеуказанные пророчества как на знамения истинной церкви и истинного апостольства:

"Сказав: "Пойдите... научите все народы", - Спаситель добавил: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы". Это обетование, как и поручение Христово, простирается до конца времен. Это не означает, что все дары даны каждому верующему. Дух "каждому особо, как Ему угодно" (1кор.12:11) ... И сегодня, как и во дни апостолов, это обещание остается в силе..." (The Desire of Ages (Христос - надежда мира), с. 823).

"Евангелие благовествовать не как формальную теорию, но как живительную силу, способную изменить жизнь человека... Бог всегда готов принять и тех, кто оскорблял Его своей жизнью. Когда такие люди каются, наделяет их Своим Божественным Духом, доверяет им самые ответственные посты и посылает их ... провозглашать Его безграничное милосердие..." (там же, с. 826).

Можем ли мы сегодня с верой молиться о выздоровлении людей, больных СПИДом? Конечно, такие молитвы вполне уместны. Работники церкви, занимающиеся служением людям, больным СПИДом, должны обладать духовной зрелостью и готовиться к тому, что их подопечные не получат исцеления. Но они также должны проводить большое количество времени в молитве за тех, на кого направлено их служение.

Подготовка миссионерского служения и помощи больным СПИДом

В мир, исполненный греха, страданий и болезней, вошел Иисус, использовавший недуги как возможность показать человечеству Божью любовь и сострадание. В мире, который одним дал клеймо грешников, а других сделал изгоями, пришел Иисус, чтобы прощать грехи и очищать прокаженных. Поступая так, Господь явил сущность грядущего Царства Небесного, основанного на милосердии и справедливости.

Иисус дал новую трактовку понятию святости. Святость стала означать не состояние отделенности, а вовлеченность в жизнь ближнего, превратилась в акт заинтересованности и соучастия. В Иисусе святость становилась заботой о нуждах страждущих, служением для блага смиренных и презираемых. Чудеса исцеления, описанные в Новом Завете, рисуют нам Иисуса, который рушил преграды и принимался за тяжелые и неприятные вещи,и это сегодня продолжает оставаться примером для нас. Иисус готов был помогать ближнему без всяких предварительных условий; Он не боялся поставить на карту Свою репутацию; Он совершал Свое служение ради Небес; Он рисковал Своей жизнью и потерял ее, но воскрес вновь, принеся в мир обетование жизни вечной.

Подготовка церкви к миссионерскому служению больным СПИДом

1. Организуйте встречу с руководителями. Проведите специальное собрание с участием членов церковного совета, учителей субботней школы, пресвитеров, дьяконов и других церковных руководителей для того, чтобы начать обсуждение проблем, связанных со СПИДом и разработки плана действий церкви в этой области.

2. Планируйте проведение богослужений, посвященных данному вопросу. Планируйте провести несколько общих богослужений и занятий в рамках субботней школы. В них должен принять участие комитет по СПИДу, сотавленный из членов церковной общины, специально изучающих данный вопрос и готовых представить всю необходимую информацию. Выступающие могут представить вниманию членов общины соответствующую медицинскую информацию и сведения законодательного порядка, изложить концепции миссионерского служения в этой области, осветить вопросы санитарного просвещения и т. п. Старайтесь включать в состав комитетов по СПИДу людей, имеющих соответствующую подготовку и образование в области здравоохранения, санитарного просвещения и юриспруденции.

3. Пригласите экпертов. Свяжитесь с организациями, занимающимися проблемами СПИДа в вашем административном округе, районе, городе и т.д. Пригласите представителей этих организаций выступить перед членами вашей общины и рассказать о проблемах и задачах в области помощи жителям ваших мест, больным СПИДом. Это поможет повысить уровень социальной заинтересованности и подчеркнуть необходимость миссионерского служения этого рода.

4. Акцентируйте внимание непосредственно на существующих проблемах. Планируйте провести специальное богослужение с тем, чтобы рассмотреть на нем проблемы и нужды тех, кто работает с последствиями эпидемий, затронут его или является ее жертвой: врачей и работников санитарного просвещения, ВИЧ-инфицированных пациентов, членов их семей и т. д.

5. Обучайте молодежь. Планируйте проведение специальных собраний совместно с молодежью церковной общины, чтобы помочь молодым понять сущность проблемы СПИДа, узнать о способах его передачи и факторах, ведущих к заражению. Облегчить эту задачу могут имеющиеся видео- и аудиоматералы.

6. Информируйте и просвещайте. Планируйте проведение образовательных программ. Последние призванны помочь членам церковной общины понять, что СПИД - это заболевание, касающееся всех слоев населения и сообществ, объединенных по самым различным признакам. СПИД имеет отношение к подросткам, ведущим активную половую жизнь, и к наркоманам (преимущественно осуществляющим внутривенный ввод наркотиков), к гомосексуалистам и бисексуалам, к супругам, детям и друзьям ВИЧ-инфицированных больных.

7. Совершайте молитвы. Введите обсуждение проблемы СПИДа в повестку дня молитвенных кружков, молитвенных цепочек или других программ, проводящихся в церкви. Начните использовать примеры, связанные со СПИДом, в проповедях и выступлениях перед членами общины. Ваши прихожане должны понять, что это заболевание является объектом насущного интереса и заботы церкви.

8. Поощряйте участие членов церкви в соотвествующих программах. Поощряйте членов церкви участвовать в разработке и внедрении санитарно-просветительных программ в области СПИДа, предназначенных учебным заведениям.

9. Открыто обсуждайте проблему СПИДа. Как только больные начнут понимать, что ваша церковь готова оказать им реальную помощь и поддержку, предложить сострадание и сочувствие, к вам смогут обратится многие из них.

Изучите, какая деятельность в области помощи больным СПИДом ведется в вашем административном округе (районе, городе и т. д.)

1. Посещайте конференции. Посылайте представителей вашей церковной общины для участия в конференциях и научных симпозиумах по проблеме эпидемии СПИДа, а также следите за уже проводящимися в этой области социальными программами, чтобы наметить методы вовлечения вашей церкви в данное служение.

2. Проведите ряд исследований. Изыщите возможности для служения, связанного с проблемами в области СПИДа, например:

Создание групп поддержки для ВИЧ-инфицированных пациентов и членов их семей.

Обеспечение материальных нужд и потребностей людей, больных СПИДом: питание, транспорт, помощь по хозяйству и т. п.

Обеспечение жильем семей ВИЧ-инфицированных пациентов, госпитализированных в вашей местности.

Организация контактов и братского общения с ВИЧ-инфицированными пациентами (личное или по телефону).

Усыновление/ удочерение, опекунство детей ВИЧ-инфицированных пациентов, умерших от последствий заболевания.

Организация молитвенного служения за тех, кто вовлечен в решение данной проблемы в вашей местности и в национальном масштабе.

Поощрение членов церкви к участию в добровольных социальных программах для ВИЧ-инфицированных пациентов и членов их семей, действующих в вашей местности.

3. Начните конкретную программу миссионерского служения в области помощи больным СПИДом. Определите, как ваша программа может сочетаться с уже существующими проектами, и начните реализовать ее в качестве составляющей общего церковного служения.

4. Проведите кампанию по сбору средств. Разработайте специальный проект, дающий возможность собрать средства (в т.ч. получить субсидии) для проведения социальных программ в области СПИДа. Среди возможных проектов: спортивные состязания, конкурсы талантов, продажа изделий ручной выработки и т.п.

5. Организуйте общегородскую встречу. Пригласите на нее заинтересованных представителей всех церквей, расположенных в вашей местности, для рассмотрения вопросов, связанных с эпидемией СПИДа и ее влияния на местное сообщество.

С чего начать проведение программы

Когда вы начнете работать над составлением стратегии в области служения больным СПИДом, следует найти ответ на несколько вопросов. Многие искренние христиане допускают одинаковую ошибку: они отвечают на вопросы, предварительно правильно их не сформулировав. Проведите "оценку потребностей",выяснив:

Какие текущие тенденции в области СПИДа имеют место в вашем административном округе (районе, городе, и т.д.)?

Какое отношение к ВИЧ-инфицированным пациентам превалирует в вашем административном округе (районе, городе, и т. д.)?

Какие программы уже существуют и реализуются в вашем административном округе (районе, городе, и т.д.)?

Имеется ли потребность в еще одной программе подобного рода или же имеет смысл присоединиться и сотрудничать с уже имеющимися, экономя время, средства и усилия?

Каковы ваши возможности диагностики и консультирования?

Какие образовательные и санитарно-просветительные мероприятия в области профилактики СПИДа проводятся в школах вашего административного округа (района, города, и т.д.)?

Существуют ли отдельные программы, касающиеся распространения безопасных одноразовых шприцов и контрацептивных средств?

Какие потребности и нужды больных СПИДом удовлетворяют организации, функционирующие в вашем административном округе (районе, городе, и т.д.)?

Что делается для оказания помощи детям, оказавшимся сиротами в результате заболевания СПИДом их родителей?

Какое количество групп поддержки существует для людей, больных СПИДом, и членов их семей?

Планируют ли проведение каких-либо социальных программ представители других церквей вашего административного округа (района, города, и т.д.)?

Каковы альтернативы долговременной терапии?

Какие существуют приюты и источники домашнего ухода?

Какие частные лечебницы принимают людей, больных СПИДом?

Насколько распространена бездомность подростков и сопряженные с ней наркомания и проституция в вашем административном округе (районе, городе, и т.д.)?

Имеются ли приюты для сбежавших из дома подростков?

Имеется ли "горячая линия" для таких подростков?

Какие в вашем административном округе (районе, городе и т.д.) имеются ресурсы для эффективного служения людям, больным СПИДом?

Возможно ли сотрудничество с такими организациями, как Отдел здравоохранения округа, местные социальные структуры и т.д. и получение от них помощи?

Во многих местах действуют налаженные санитарно-просветительные программы в области СПИДа. Постарайтесь выяснить, имеются ли в вашей местности люди, хорошо информированные в соответствующих вопросах, и пригласите их к участию в работе вашей группы планирования. Если в вашем городе есть организация социального обслуживания людей, больных СПИДом, ее представители могли бы оказать вам содействие. Свяжитесь также с Медицинским обществом округа, местным филиалом Красного Креста или Ассоциации медсестер. Возможно, среди членов вашего сообщества есть служители или прихожане других церквей, имеющие подготовку и опыт работы в области помощи больным СПИДом. Возможно, существует даже межконфессиональный комитет, который координирует усилия различных церковных организаций, направленные на разрешение кризиса, вызванного СПИДом. Активно сотрудничайте с подобными организациями. Вы наверняка сможете найти в них людей, обладающих практическими знаниями и опытом, которые будут рады помочь вам.

Вне зависимости от того, сколько членов насчитывает ваша церковная община и каков ее бюджет, есть вещи, которые вы в состоянии сделать. Помните, что потребности больных СПИДом во многом схожи с нуждами других людей, страдающих хроническими, угрожающими жизни заболеваниями. Например:

1. Больные СПИДом, возможно, захотят принять участие в работе молитвенного кружка, в программе духовного совершенствования и роста или просто быть рядом с людьми, понимающими и разделяющими их проблемы.

2. Люди, больные СПИДом, возможно, захотят рассказать о себе и своей болезни, поделиться своими мыслями и соображениями. Человек, больной СПИДом, и его родственники и близкие являются самым ценным источником информации, когда речь идет о разработке и планировании программы помощи в данной области. Попросите их записать свой рассказ или надиктовать его на аудиокассету.

3. Люди, больные СПИДом, часто ощущают себя покинутыми и брошенными. В этой связи телефонные звонки и встречи с ними чрезвычайно важны. Позвоните заранее, перед тем, как нанести визит, и поинтересуйтесь, когда лучше прийти и что необходимо принести. Такие люди всегда с радостью откликаются на предложение совершить совместную прогулку или поход в магазин, ресторан, церковь или на концерт.

4. Людям, больным СПИДом, вероятно, потребуется помощь по хозяйству, например: уборка квартиры, стирка, покупка необходимых продуктов, отправка почты. Выполнение таких заданий, как правило не занимает слишком много времени у обычного человека, но для больного СПИДом подобные занятия могут быть чрезмерно утомительными.

5. Некоторым людям, больным СПИДом, требуется помощь, чтобы сходить к врачу или в аптеку. Часто им также требуется человек, который смог бы раскладывать лекарства, принимаемые в течение дня, на соответствующие дозы.

6. Некоторым больным требуется доставка на дом приготовленной пищи и приготовление, и доставку может осуществлять один или несколько членов церкви).

7. Некоторым требуется опытный помошник для ведения финансовых дел, в том числе и связанных с заполнением медицинских страховых документов, а также для составления завещания и т. п.

8. Иногда требуется посредник, который помогает примириться (при необходимости) с членами семьи и облегчить процедуру прощания с родными и близкими.

9. Некоторые больные бывают настолько слабы, что им необходима элементарная помощь в обеспечении мер личной гигиены (ванна, туалет, стрижка волос).

10. Могут понадобится услуги юриста или адвоката для решения различных жилищных вопросов, или вопросов, связанных с нарушением прав больного на работе, или отказом в предоставлении ему медицинских услуг.

Важно, что люди, больные СПИДом, их родные и близкие, а также медицинские работники, оказывающие им непосредственную помощь, знают об этом заболевании, что называется, из первых рук. Они могут рассказать членам церковной общины о том, что значит жить, заболев СПИДом, или заботиться о таком человеке. Их свидетельства и опыт являются бесценными. Именно эти люди могут достоверно описать собственные нужды и определить способы помощи со стороны церкви.

Не следует испытывать страх и предубеждение в отношении больных СПИДом, их родственников и близких, а также тех, кто оказывает им медицинскую помощь. Вы не заразитесь СПИДом от того, что сидите, разговариваете, обнимаетесь, едите или молитесь вместе с человеком, больным СПИДом, или даете ему возможность посещать ваш дом или церковь. Конечно, не лишнее соблюдать осторожность - это важно при любой инфекционной болезни, но эти соображения не должны препятствовать вам оказывать помощь больному человеку. Только посредством реального служения нуждам людей, чьи жизни разбиты страшной болезнью, церковь может вновь возродиться и ощутить, что значит быть Церковью, следующей примеру Христа.

Чрезвычайно важно, чтобы ваш пастор и члены церковного совета активно участвовали в программе служения больным СПИДом. Без их поддержки вы сможете сделать не так уж много.

 

Что может сделать программа помощи людям, больным СПИДом

Реализация программы помощи людям, больным СПИДом, может включать в себя различные виды деятельности. Вот некоторые из них.

1. Добровольцы, как уже говорилось, могут обеспечивать какие-то насущные нужды больных из числа тех, что перечислены на предыдущих страницах. Если в вашей местности уже имеются организации, обеспечивающие обслуживание пациентов, имеющих СПИД, скоординируйте свою деятельность с их усилиями.

2. В тех местах, где число пациентов, имеющих СПИД, достаточно велико, ваш центр или ваша церковь может предоставлять офисное место и секретарскую помощь для организаций, работающих в этой области.

3. В течение недели используйте церковную кухню для приготовления пищи, которая затем может быть распространена среди нуждающихся больных.

4. Организуйте регулярные еженедельные общие обеды для больных СПИДом, их семей и друзей. Поскольку многие из этой категории людей с интересом относятся к вегетарианской модели питания, адвентистская церковь может представить свои знания и опыт в этой области.

5. Предлагайте всем, кто имеет такую потребность, духовную поддержку и пасторские консультации.

6. Разработайте специальные программы подготовки для добровольцев, готовых оказывать посильную помощь больным СПИДом.

7. Организуйте мероприятия социального порядка, которые могли бы пользоваться успехом среди людей, больных СПИДом.

8. Разработайте программы для детей-сирот, чьи родители умерли от СПИДа.

9. Работайте в сотрудничестве с уже существующими организациями, предоставляющими уход и жизнеобеспечение детям и подросткам, больным СПИДом.

10. Организуйте группы дневного ухода за детьми и подростками, имеющими СПИД.

11. Совместно с другими организациями вашего округа проводите образовательные программы в области профилактики СПИДа.

12. Координируйте свою деятельность с работой межконфессиональных структур по обеспечению людей, больных СПИДом, жильем, услугами по дому, сестринским уходом и т. д.

13. Пошлите одного из своих представителей для обучения на курсах Красного Креста в области помощи больным СПИДом.

14. Участвуйте в различных кампаниях по информированию населения о проблемах СПИДа, например, в проекте NAMES, существенная часть которого заключается в показе транспарантов, содержащих имена людей, уже умерших от СПИДа. В период до 1996 года было составлено около 45 тысяч транспарантов с подобными печальными списками.

Особые нужды женщин и детей

Особым предметом вашего интереса и внимания, когда вы разрабатываете программы помощи могут быть больные СПИДом женщины и дети. Это относительно новая область служения, поскольку в последнее время все большее количество женщин и детей становятся жертвами этого заболевания.

Проведите изучение этого вопроса и узнайте, какое количество женщин и детей, больных СПИДом, имеется в вашей местности.

Сколько детей, больных СПИДом, живет в своих семьях?

Имеются ли случаи, когда детей оставляли в районных больницах, лишая заботы со стороны близких?

Имеются ли больные в детских домах и требуется ли им дополнительная забота или усыновление?

Есть ли среди членов вашей церковной общины те, кто готов взять под свою опеку ВИЧ-инфицированного ребенка, или помогать семье такого ребенка, например, в роли сиделки.

Какого рода семейные службы имеются в вашей местности?

Какие нужды и потребности удовлетворяются слабо или вообще не находят адресной помощи?

Имеется ли необходимость в юридических услугах?

Родные братья/сестры ВИЧ-инфицированного ребенка имеют особые нужды. Им требуется полноценное общение с друзьями, они нуждаются в людях, которые готовы проводить с ними время и поддерживать их. Вы можете организовать группу поддержки для родителей ВИЧ-инфицированных детей. Вот некоторые вопросы, которые следует рассмотреть:

Скрывают ли какие-то семьи, живущие в вашей местности, факт инфицирования одного из своих членов? Почему?

Как может помочь церковь?

Какие программы, нацеленные специально на нужды ВИЧ-инфицированных детей, могла бы разработать ваша церковь, возможно, в сотрудничестве с другими социальными группами?

Имеются ли у какого-то числа больных детей задержки развития? Нельзя ли разработать для таких случаев стратегии вмешательства?

Является ли просвещение в области СПИДа и сопутствующих факторов риска частью учебного плана в начальных и средних школах вашего города? Возможно, вы могли бы, в случае отсутствия такого рода занятий в учебных заведениях, предложить свои программы и семинары профилактической направленности на базе церкви. Какие еще меры должны быть предприняты, чтобы помочь молодежи вашего города изменить отношение к факторам риска, способствующим инфицированию?

Важно также понять, в каком состоянии находится разработка санитарно-просветительных профилактических программ для женщин. Выясните следующие моменты:

Какие программы и материалы профилактической направленности для женщин существуют в вашем городе?

Адаптированы ли данные материалы к культурным и языковым особенностям тех, на кого они направлены?

Возможно, следует подумать об организации добровольных групп, которые взяли бы на себя задачу по опеке "проблемных" семей, регулярно их посещая, помогая с решением различных хозяйственных и других вопросов и просто поддерживая доверительные дружеские отношения.

Вот еще некоторые соображения, требующие внимания:

Имеет ли место в ваших краях любого рода дискриминация в отношении ВИЧ-инфицированных детей и их семей?

Какие факторы определяют негативное отношение окружающих к таким семьям?

Существуют ли какие-либо организации, занимающиеся защитой прав цветных женщин? Представлены ли этнические меньшинства какими-либо группами служителей? Имеется ли возможность сотрудничества со всеми этими организациями и группами, а также с работниками социальной и медицинской сфер в области решения специфических проблем цветных женщин и детей? (Это особенно важно, если в вашем населенном пункте большой процент составляют эммигранты.)

Адвентистские материалы и услуги в данной области

Информация: Информация о СПИДе. Контактный адрес и телефон: Dr. Bruce Moyer, Institute of World Missions, Andrews University, Berrien Springs, MI 49014; (616) 471-6532; Fax (616) 471-6252; CompuServe 74617,2465.

Видеоматериалы: "Призыв к состраданию". Контактный телефон в международном отделе организации АДРА: (800) 843-3605 или (800) 424- ADRA [2372].

Руководства: "Сострадание в эпоху СПИДа": Руководство, разработанное специально для пасторов и служителей церкви и посвященное тому, как организовывать служение помощи людям, больным СПИДом. Заказ можно осуществить через AdventSource (800) 328-0525.

Книга: "Воздержание или СПИД: Выбор за вами". Брошюра, составленная Роном и Линдой Ду Перес, в которой содержатся рекомендации молодежи, касающиеся воздержания от добрачного секса как средства профилактики СПИДа. Заказ можно осуществить через Южный адвентистский университет по телефону (423) 238-2985.

Адвентистская сеть помощи больным СПИДом: группа, состоящая из людей, озабоченных проблемой СПИДа и проявляющих внимание и сострадание к жертвам этой болезни. Члены этой группы собираются по крайней мере раз в год во время общего собрания Межконфессиональной национальной сети и ведут выпуск информационного бюллетеня. Если вы желаете стать членом данной Сети, свяжитесь с Отделом здоровья Северно-американского дивизиона; телефон: (301) 680-6733.

Организации, работающие в области помощи больным СПИДом

AIDS Action Council, 2033 M Street, Suite 802, Washington DC 20036; (202) 293-2886; Fax (202) 296-1292.

AIDS Infomation Hotline, U. S. Public Health Service, Department of Health and Human Services, 5600 Fishers Lane, Rockville, MD 20857; (800) 342-AIDS.

American Foundation for AIDS Research, 5900 Wishire Blvd., Second Floor, East Satellite, Los Andgeles CA 90036; (213) 857-5900.

American Social Health Association National AIDS Hotline, Box 13827, Research Triangle Park, NC 27709. Hotline (800) 342-2437; Spanish hotline (800) 344-7432; deaf access/TDD (800) 423-7889.

AIDS National Interfaith Network (ANIN), 110 Maryland Ave. NE, Rm. 504, Washington D.C. 20002; (202) 546-0807; Fax (202) 546-5103.

The National Coalition of Hispanic Health and Human Services Organizations (COSSMHO), 1030 15th St., N. W. Suite 1053 Washington D.C.20005; (202) 371-2100.

Health Education Resource Organization, 101 West Reed St., Suite 825, Baltimore MD 21201; (410) 685-1180.

National Minority AIDS Council, 300 Eye St., N. E., 400, Washington, D.C. 20002; (202) 544-1076; Fax (202) 544-0378.

Pediatric AIDS Foundation, 2407 Wishire Blvd., Suite 613, Santa Monica, CA 90403; (800) 552-0444.