Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Смерть можно сравнить со сном PDF Печать Email
 

В согласии со всеми другими книгами Библии, Иов описывает смерть человека как сон, который будет продолжаться до тех пор, пока Господь не пробудит его для получения воздаяния. Пророк Даниил говорит о пришествии Христа в следующих словах: "Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Даниила 12:1,2).

Есть причина, по которой так много богодухновенных авторов сравнивают смерть со сном. Сон - совершенное описание состояния умерших. Когда уставший за день человек ложится вечером спать, он немедленно погружается в сон. И, как ему кажется, он в следующий же момент просыпается, пробужденный лучами восходящего солнца. Он абсолютно не имеет представления о том, что происходило, пока он спал. То же самое происходит и при смертном сне.

Рассмотрим следующий евангельский эпизод. Умер Лазарь. Иисус сказал Своим ученикам: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер" (Иоанна 11:11-14).

Перед нами классический пример изложения библейской истины о состоянии умерших. Иисус назвал смерть сном. Позже Он встал перед высеченной в скале гробницей, где лежал Его друг, и воззвал: "Лазарь, выйди". Он не сказал: "Лазарь, спустись". Лазарь не был ни на Небе, ни где-либо еще, кроме как за каменными стенами гробницы. В ответ на призыв Иисуса он проснулся от своего смертного сна и вышел на свет Божий.

Люди пересказывают друг другу множество изобилующих преувеличениями рассказов о том, как кто-то вернулся к жизни, пережив смерть. Здесь перед нами точное изложение самой правдивой истории. Не возникает никаких сомнений в том, что Лазарь оставался мертвым в течение четырех дней. Его сестры возражали, когда Иисус распорядился отодвинуть камень, закрывавший вход в гробницу. Марфа сказала: "Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе" (Иоанна 11:39).

Большинство современных свидетельств пациентов, возвратившихся к жизни после перенесенных инфарктов, содержит волнующие описания славных картин Неба. О чем же должен был поведать этот праведный человек? Ведь он находился в состоянии смерти ни много, ни мало - четыре дня! Сообщил ли он о райских видениях и небесной награде? Ни слова. Он был все это время в состоянии сна, как и указал Иисус. Это было как момент небытия.

Кстати, каким бы это было невыразимым наказанием для Лазаря - вернуться в этот мрачный мир после пребывания в присутствии Божием! Несомненно, он умолял бы о возвращении, если бы действительно наслаждался наградой спасенных. Возобновление земной жизни было бы хуже ужасов ада, если сравнивать ее с 96 часами пребывания в раю. Несомненно, наш Господь никогда не позволил бы Себе сыграть такую злую шутку со Своим другом Лазарем.

Почему же нам так трудно поверить в то простое описание смерти, которое предлагает Иисус? С пониманием природы сна у нас, несомненно, нет особых проблем. Давайте представим себе, как человек заснул крепким сном на скамейке в парке. Он заснул так глубоко, что совершенно не слышит скрытого приближения бандита. В следующий момент он уже лежит мертвый в луже крови. В соответствии с распространенным представлением о смерти, человек этот, спавший и ничего не ведавший, неожиданно постигает все обстоятельства своей смерти в тот момент, когда его душа покидает тело. Но как это может быть правдой? Иисус сказал, что смерть - это сон. Если человек ничего не чувствовал во время сна, может ли он знать больше после смерти? Слова Христа не будут иметь никакого смысла, если мы исказим их ради оправдания нашей точки зрения.

Мы не оставлены в неведении относительно природы этого смертного сна. Многие писатели Библии приводят подробное объяснение того, на что это похоже. "Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают (все) помышления его" (Псалом 145:3,4).

Среди всех непростых аспектов смерти, которые только могут обсуждаться, богодухновенные писатели наиболее часто упоминают о бессознательном состоянии умерших. Ни разу мы не находим какого-либо волнующего описания жизни после смерти, столь типичного для современной версии учения. Христианское богословие восприняло это представление прямо из привлекательных построений языческого мировосприятия и богопочитания. Но Давид ясно свидетельствует: "Он возвращается в землю свою: в тот день исчезают (все) помышления его".

Соломон говорит: "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем... Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Екклесиаста 9:5,6,10).

Если бы кто-то намеренно попытался найти более сильные слова и выражения для описания того сна без сновидений, каким является смерть, вряд ли он смог бы достигнуть той силы, какой обладают слова мудрого Соломона. Предположим на минутку, что столь же сильные утверждения высказаны в пользу представления о сознательном состоянии умерших. Другими словами, предположим, что Соломон сказал бы: "И любовь их, и ненависть их, и ревность их остаются... ибо есть и работа, и размышление, и знание, и мудрость в могиле, куда ты пойдешь". Столь недвусмысленное заявление положило бы конец всяким дебатам на эту тему. Кто мог бы противоречить этому?

Но вот невероятная истина! Библия не только не содержит подобного заявления, она неоднократно утверждает обратное. И, тем не менее, люди продолжают верить только в то, во что они хотят верить. Не обращая внимания на исчерпывающие проблему стихи, которые написаны несколькими богодухновенными авторами, ясно передающими истину о смерти, множество людей слепо следует пустой традиции, унаследованной от родителей или воспринятой со слов пастора.

Вновь мы читаем: "Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою" (Исайи 38:18,19). Разве спасенные не прославили бы Господа, если бы они были немедленно допущены на Небо в момент своей смерти? Давид повторяет ту же бессмертную истину: "Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу" (Псалом 113:25). "Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?" (Псалом 6:6).