Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
Объяснение некоторых трудных текстов PDF Печать Email
 

1 Царств 28:14: "Какой он видом? - спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился".

Этот спиритический сеанс приводился как доказательство существования жизни после смерти. Однако вот положения, свидетельствующие об обратном:

1. Волшебники приговаривались к смерти и высылались из страны (3 стих, см. тж. Левит 20:27).

2. Бог оставил Саула и не стал бы вступать с ним в контакт (15 стих).

3. Самуил якобы был "выведен". В другом случае использованы выражения: "выходящий из земли", "выходит из земли". Находятся ли там - в земле - умершие праведники? Согласно представлениям тех, кто верит в бессмертную душу, - нет.

4. "Самуил" описан как "муж престарелый, одетый в длинную одежду". В таком ли виде предстают бессмертные души? Где же душа берет для этого тело? Ведь предполагается, что души бестелесны. Может быть, произошло воскресение? Может быть Бог, находящийся на побегушках у волшебницы, воскресил Самуила? А если не так, то может ли дьявол воскрешать мертвых?

5. Призрак Самуила сказал Саулу: "Завтра ты и сыны твои будете со мною". На следующий день, находясь на поле битвы, Саул совершил самоубийство. Где же обитал Самуил, если нечестивый Саул должен был отправиться туда же? 6. В Писании нигде не сказано, что Саул видел Самуила. Он получал сообщения из вторых рук, от волшебницы, и только по ее описанию он мог заключить, что он разговаривал с Самуилом. Истина состоит в том, что сатана обманул старую развратницу, а она обманула Саула. Это был не более, чем показанный дьяволом спиритический сеанс.

7. Вся гнусность греха Саула открывается в следующих словах Писания: "Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его" (1 Паралипоменон 10:13,14).

Матфея 10:28: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне".

Иисус ясно учит этим стихом, что душа не обладает естественным бессмертием. Она может быть и для многих будет погублена в геенне. Но что означают Его слова об убиении тела, но не души? Возможно ли душе существовать отдельно от тела? Некоторые говорят, что возможно, однако Библия свидетельствует об обратном.

Греческое слово "псюхе" переведено в этом стихе как "душа", хотя в сорока других стихах оно переведено как "жизнь". Например, Иисус сказал: "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою (псюхе) за овец" (От Иоанна 10:11).

Ну а что же Матфея 10:28? Поставьте слово "жизнь" вместо слова "душа", и этот стих получит ясный смысл в полном согласии с остальной частью Библии. Здесь противопоставляется тот, кто может отнять только земную жизнь, и тот, кто может отнять жизнь вечную. Вот доказательство этому, представленное словами Христа: "Говорю же вам, друзьям Моим: не боитесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь" (От Луки 12:3,4).

Иными словами, словом "душа" здесь обозначена не просто жизнь, но вечная жизнь. Обратите внимание, что Лука выразился во всем подобно Матфею, за исключением того, что вместо слов "душу погубить" он использует слова: "ввергнуть в геенну". Они имеют тот же смысл.

Матфея 25:46. "И пойдут сии на наказание вечное, а праведники в жизнь вечную". - [Английский перевод, а также уточненный перевод с греческого оригинала. - Прим. перев]

Каково наказание за грех? Наказание за грех - истребление, причем истребление навеки (2Фессалоникийцам 1:9). Иначе говоря, это истребление, последствиям которого не будет конца, поскольку воскресения после такого истребления не будет.

Апостол Павел говорит: "Возмездие за грех - смерть" (К Римлянам 6:23). Апостол Иоанн в Откровении 21:8 описывает эту смерть как "смерть вторую". Эта смерть, или это истребление, будут необратимыми.

Марка 9:43,44: "И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает".

В этом стихе использовано слово "геенна" - другое название долины Енномовой, расположенной сразу же за стенами Иерусалима, Сюда сбрасывались отбросы и трупы животных для уничтожения постоянно горящим здесь огнем. То, что избежало уничтожения огнем, подвергалось неизменному уничтожению червями, пожиравшими мертвые тела. Геенна символизировала место полного истребления.

Иисус учит в этом стихе, что адский огонь не может быть кем-либо угашен или потушен. Пророк Исайя сказал: "Не избавили души своей от пламени" (Исайя 47:14). При этом в том же стихе он добавляет: "Не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним". Так что огонь неугасимый потухнет после того, как исполнит свое предназначение. Иерусалим сгорел в неугасимом огне (Иеремии 17:27), это значит, что он был полностью разрушен этим пламенем (2 Паралипоменон 36:19-21).

Огонь и черви геенны символизируют полное уничтожение и забвение греха и грешников. Для фарисеев не могло быть более наглядной картины полного и окончательного истребления грешников, чем та, которую нарисовал перед их глазами Иисус.

Люди, привлекающие этот текст для обоснования учения о естественном бессмертии души, оказываются перед серьезной дилеммой. Почему? Потому, что огонь и черви уничтожают не бестелесные души, но тела! В Евангелии от Матфея Иисус сказал, что "все тело" может быть брошено в геенну.

В Исайи 66:24 ад представлен той же картиной геенны, где горит неугасимый огонь и трудятся черви. Однако в этом случае использовано слово "трупы", свидетельствуя о том, что огонь пожирает мертвые тела, а не бестелесные души.

Луки 23:43: "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". На основании этого текста и вопреки десяткам других мест Писания, говорящим о прямо противоположном, некоторые заключили, что души получают свое воздаяние сразу же после смерти. Заметьте, что это предположение приводит к двум неверным следствиям. Прежде всего, хотя Иисус и сказал разбойнику: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю", - тремя днями спустя Он сказал Марии, что еще не восшел к Отцу Своему (От Иоанна 20:17). Вот свидетельство того, что Его Отец обитает в раю: Откровение 2:7 говорит, что древо жизни находится "посреди рая Божия", а Откровение 22:1,2 сообщает, что дерево жизни растет на берегу реки жизни, которая, в свою очередь, исходит от престола Божия. То есть, не может быть сомнений, что рай - это то место, где расположен престол Божий. Вопрос состоит в том, как мог Иисус сказать разбойнику, что он будет с Ним в раю в тот же день, если Он Сам не попал туда ранее, чем три дня спустя?

С другой стороны, Иисус и разбойник даже умерли в разные дни. Когда перед самым заходом солнца пришли солдаты, чтобы снять тела с крестов, Иисус был уже мертв (Иоанна 19:32-34). Разбойники же были еще живы, поэтому им перебили голени, чтобы ускорить их смерть и предотвратить их исчезновение. Нет сомнений, что их жизнь продлилась на все время захода до субботы, а, возможно, и дольше. Как же тогда Иисус мог заверить разбойника, что Он будет в тот же день с ним в раю, если они даже не умерли в один и тот же день?

Это очевидное противоречие проясняется, когда мы принимаем во внимание тот факт, что пунктуация Луки 23:43, как и других мест Библии, была добавлена переводчиками, труд которых не был богодухновенным. Они поставили запятую перед словом "ныне", в то время как, в действительности, она должна стоять после этого слова. Тогда стих будет звучать правильно: "Истинно говорю тебе ныне же, будешь со Много в раю". Другими словами, Иисус говорил: "Я заверяю тебя сегодня, когда кажется, что Я никого спасти не могу, когда Мои собственные ученики покинули Меня, и Я умираю как приговоренный к, смерти преступник, Я все же заверяю тебя сегодня, что ты будешь спасен".

Пожалуйста, отметьте, что разбойник не просил тогда взять его в рай. Он попросил: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" Именно тогда он и будет воспомянут и принят в это Царство.

2 Коринфянам 5:6,8: "Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа... То мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа".

В стихах с 1 по 8 апостол Павел противопоставляет теперешнее смертное состояние человека его будущему бессмертному состоянию на Небесах. Обратите внимание на то, какие выражения он использует в каждом из двух случаев: СМЕРТНОЕ - земной дом, хижина, смертное, находиться в теле, устранены от Господа. БЕССМЕРТНОЕ - жилище от Бога, дом нерукотворенный, небесное наше жилище, выйти из тела, водворились у Господа.

Он также говорит о желании "облечься в небесное наше жилище" (стих 2), а в 4 стихе он вновь высказывает стремление, "чтобы смертное поглощено было жизнью". Однако ключ к пониманию всего этого отрывка заключен в описании третьего состояния. После выражения желания облечься в бессмертие, Павел говорит: "Только бы нам и одетым не оказаться нагими". И в следующем стихе та же мысль иными словами: "Потому что не хотим совлечься" (снять одежду).

Ясно, что нагота или совлечение символизируют здесь не смертное состояние и не бессмертие, но смерть, могилу. Павел хорошо понимал, что человек немедленно не переходит из состояния облечения в земную хижину в состояние облечения в небесное наше жилище. Между ними находятся смерть и могила, на которые он ссылался как на состояние наготы.

В другом месте Павел ясно выразил, когда произойдет переход из смертного состояния в бессмертие. В 1 Коринфянам 15:52,53 он написал: "При последней трубе... тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие". Это произойдет, когда придет Иисус.

1 Петра 3:18-20: "Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды".

Существует серьезное заблуждение при истолковании этих стихов Писания. Проповедовалось, будто бы Иисус спускался в преисподние места земли, чтобы проповедать душам погибших, находящимся там в заточении в некоем чистилище, или преддверии ада. Это очень далеко от того, о чем, в действительности, говорит этот стих. Давайте рассмотрим его внимательно, чтобы понять заключенный в нем смысл. В нем сказано: "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал". Прежде всего, обратим внимание на то, каким образом Христос проповедал находящимся в темнице духам. Он сделал это Духом, и это слово написано в вашей Библии с большой буквы (в английской Библии и современных русских переводах - прим. перев). Речь идет о Святом Духе. Следовательно, все, что проповедал Христос согласно этому отрывку, было проповедано им через Духа или Духом.

Имея это в виду, зададим вопрос: когда прозвучала эта проповедь? В 20 стихе находим прямой ответ: "Во дни Ноя, во время строения ковчега". Следовательно, в действительности, проповедь звучала во время "долготерпения Божия", проявленного в период постройки ковчега, когда Ной проповедовал допотопному миру. Теперь следующий вопрос: к кому была обращена эта проповедь? Наш текст говорит: "Находящимся в темнице духам". Через всю Библию это понятие используется для характеристики тех, кто заключен в темницу греха. Давид молился: "Выведи из темницы душу мою" (Псалтирь 141:7). Павел говорил об этом, используя такие слова: "Но в членах моих вижу иной закон, делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих".

Петр здесь попросту говорит, что Христос Духом Святым присутствовал при проповеди Ноя; через Духа Святого Христос убеждал сердца слушающих, призывая их уверовать и войти в ковчег. Этот текст не содержит абсолютно ничего, что бы указывало на то, что Иисус отделялся от тела после Своей смерти, чтобы отправиться в какое-то преисподнее место служить духам нечестивых. На все три вопроса ответы содержатся в самом тексте: Он проповедал Духом Святым, это произошло во времена постройки ковчега, Он проповедал находящимся в темнице духам, или тем, чьи жизни оказались в заточении в темнице греха.

Откровение 14:10,11: "Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его".

Слова "во веки веков" совсем необязательно означают "бесконечно". В действительности, Библия использует это выражение пятьдесят шесть раз в связи с событиями, которые уже закончились. (Вы можете в этом убедиться, открыв симфонию на слово "веки".) В книге Исход 21:1-6 сказано, что раб из числа евреев будет служить своему хозяину "вечно", однако очевидно, что это означало "до конца жизни". В 27-й главе 1-й книги Царств о филистимском царе Анхусе сказано: "И доверился Анхус Давиду, говоря: он опротивел народу своему Израилю и будет слугою моим вовек" (Стих 12).

Значение этого слова ясно определено в Псалме 47:14: "Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим до самой смерти". Запустение Едома должно было продолжатся "во веки веков" (Исайи 34:10). Иисус назван "священником вовек" (к Евреям 5:6), хотя Его труд первосвященника закончится после того, как грех во вселенной будет упразднен. Библия говорит: "Нечестивые возникают, как трава, и... цветут, чтобы исчезнуть на веки" (Псалтирь 91:8). Тема ада представляется одной из наиболее запутанных богословием тем Библии. Она настолько неуклюже была подана духовенством и настолько искажена в представлении мирян, что слово "ад" стало чаще употребляться как распространенное просторечие или как бранное слово. Люди повсюду задают одни и те же вопросы: Что такое и где находится ад? Станет ли Бог любви мучать в нем людей на протяжении вечности? Выжжет ли когда-либо огонь ада нечестие из грешников?

Таковы вопросы, требующие ясных, обоснованных Библией ответов, и споры вокруг этой темы не должны нас обескураживать, препятствуя раскрытию всей истины, такой, какая она есть во Христе. Прежде всего нам следует понять, что есть Небеса, к которым мы призваны стремиться, и ад, которого нам следует остерегаться. Иисус учил, что всякая душа либо будет спасена, либо погибнет. Не может быть ни нейтрального положения, ни вторых призов. "Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Матфея 13:41-43).

Во свете той или иной конечной участи для всякого рожденного на этой земле насколько искренними нам следует быть в стремлении найти путь истинный. Христос сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь". Единственный абсолютно безопасный путь для каждого из нас - принять в точности то, чему учил об аде Иисус. Только Его учение можно считать абсолютно надежным и правдивым. И Он сказал, что одни будут брошены в огонь, а другие воссияют в Царстве.

Весьма странным является то, что многими религиозными авторитетами Христос был обвинен в проповеди ереси на эту тему. Они обвинили Его в том, что Он учил о бессмертной душе, которая отделяется от тела в момент смерти с тем, чтобы отправиться в рай или в ад. Это совсем не то, чему учил Иисус. Он никогда не давал ни малейшего повода представлять, как какая-то бесплотная душа отделяется от тела в момент смерти. И, бесспорно, никогда не создавал Он представления о том, что нечестивые начинают страдать в вечных мучениях сразу же после смерти.

Теперь давайте обратимся к примеру того, чему Иисус на самом деле учил, говоря об аде. "И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну..." (Марка 9:43). Эти слова нашего Учителя не оставляют и тени сомнения в том, что в огонь попадает именно тело, а не какая-то мистическая душа. В Нагорной проповеди (Матфея 5:30) Он прямо говорит о "всем теле", могущем быть "вверженным в геенну". Это означает руки, ноги, глаза и все остальные члены физического тела.

В противоположность учению Христа сегодняшние проповедники провозглашают, сопровождая это драматическими описаниями, как воображаемые души покидают тело в момент смерти - души, не обладающие ни материей, ни формой. Это представление, пусть и очень популярное, полностью противоположно тому, чему учил Иисус. Хорошо уясните это, ибо наш великий Учитель множество раз повторил в разных Евангелиях: те, кто брошены в огонь, попадают туда с руками, ногами, глазами и всеми другими частями тела. Они не отправляются туда в некоем неземном состоянии, в виде бесформенного духа или души.

Теперь мы готовы рассмотреть четыре важнейших положения Библии, которые осветят для нас большую часть вопросов, задаваемых об участи нечестивых.