Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 03 мая 2024
Главная Проповеди Сборник проповедей Богатство нищих Две проповеди к обряду омовения ног
Две проповеди к обряду омовения ног PDF Печать Email

 

Уподобиться Христу

Прочитаем отрывок из Евангелия от Иоанна 13:1-17: "Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете".

Как много об этом уже было сказано. Как много об этом уже было слышано. И все же мы, люди, сегодня, сейчас вновь в десятый, сотый, тысячный раз обращаемся к евангельскому событию, которое часто ассоциируется с непопулярным и даже каким-то неудобным словом "ногоомовение".

Спустя мгновение, после того как омовение ног двенадцати учеников стало историческим фактом, Иисус произнес: "И вы должны умывать ноги друг другу".

"Ну вот, - скажет кто-то, - как красиво и возвышенно все начиналось: возлюбил, возлюбил до конца, а закончилось "чугунным" словом "должны"".

Увы, понятие долга сегодня не в чести ни у старшего поколения, ни у юного. Нравственный долг, долг по отношению к Богу, к людям, к своим повседневным обязанностям, как назойливая муха, гоним отовсюду. Недаром поэт сокрушался: "Ужасный век, ужасные сердца!"

"Я никому ничего не должен" - вот формула работы современного мозга. Не от того ли болезненное обилие декларативной любви? Она хлещет в наши уши чуть ли не с каждой волны эфира. На любой радиостанции сегодня поют о любви больше, чем в христианской церкви. И на фоне этой поп-культуры любви - абсолютная нехватка подлинно высоких отношений между людьми. Это самое слабое место в человеке. Пропасть, бездна между спросом на любовь и стремлением ее дарить.

Только в Боге единство любви и долга находят свое высшее и восхитительное выражение: "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5:8).

Как мало в мире людей, знающих о том, что любовь необходимо все время доказывать.

"Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5:8).

Он неустанно нам доказывает подобное отношение.

"У городских ворот двух учеников ждал друг, с которым заранее обо всем договорились. Было условлено, что он будет нести кувшин с водой и по этому знаку его узнают Петр и Иоанн. Этот друг расстелил на втором этаже своего дома ковер, разложил вокруг низкого стола подушки и заклал в Храме ритуального агнца, как и полагалось.

Любовь переполняла сердце Иисуса. "Перед праздником Пасхи, - пишет евангелист Иоанн, - Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их".

Не успев войти, ученики стали оспаривать друг у друга право возлежать рядом с Ним, право на первенство, не сознавая, что это за день, что это за час. Иоанн возлег справа. Человек из Кариота, по-видимому, оказался ближе всех к Иисусу слева, иначе Он не смог бы протянуть ему кусок хлеба, который перед тем обмакнул ему в блюдо.

- Очень желал я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания.

На плечо, на которое скоро ляжет тяжелое бревно виселицы, опустилась... голова Иоанна. Согласно обряду, Иисус благословил первую чашу... Но спор возобновился: каждый хотел быть первым. Тогда Он напомнил, что первый среди них должен быть последним:

- А Я посреди вас, как служащий" .

И являя Собой пример истинного первенства в Своем Царстве, первенства, при котором впереди тот, кто ищет послужить ближнему, Иисус встает, снимает с Себя верхнюю одежду, берет полотенце, препоясывается, не торопясь вливает воду в умывальницу... Как завороженные, ученики молча наблюдают и не смеют взглянуть друг на друга. И вдруг Господь простирает свои руки, на которых еще нет следов от гвоздей, к Иуде!

Что Он делает? Не может быть! Сон! Ошибка!

Прикосновение к ногам возвращает к реальности. Склонившись, преклонив колена, опустив голову, Творец жизни умывает ноги своему предателю. Ангелы прячут лица. Вселенная замирает.

"Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему" (Ис. 14:13), - так когда-то мечтательно объявлял дьявол, обманом лишив людей Богоподобия. "Взойду на небо..." Он опоздал. Небо опередило его, снизойдя к нам.

"Выше звезд Божьих вознесу престол мой". Доказывая свое превосходство друг перед другом, оспаривая первенство, ученики Христа будто бы тоже карабкались к мифическим звездам славы. А были подобны слепым котятам, ищущим большое и теплое кресло. Но плеск воды меж ладонями Христа вернул их на землю, приоткрыл им глаза. Впрочем, не всем.

"Буду подобен Всевышнему"?! Тогда встань на колени, склони голову, омой ноги двенадцати гордецов, которые не ответят тем же... С этого момента дьявол перестал мечтать о подобии Всевышнему. Ну кто же знал, что Бог таков? Да, Он именно таков. С этого момента желание уподобиться Всевышнему покинуло дьявола. Падший ангел остался бесконечно одиноким в своей безумной надежде взобраться на несуществующую вершину. Бог пребывал там, куда сатане идти совсем не хотелось. И отец лжи бесповоротно и навсегда сделался сыном смерти.

Уподобиться Христу... Тогда, в тот самый четверг, в горнице это удалось не всем. А сегодня?

"Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его" (Откр. 3:21).

Побеждающих себя зовет Господь. Разделить место с Христом на Его престоле можно уже сегодня. И, пожалуйста, не суетитесь. Рядом с Христом Служащим места хватит всем. Кто хочет быть первым? Это наш день. Это наш час. Займем же свои места.

Христос говорит: "Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете" (Ин. 13:17).

26 сентября 1998

***

Я не Тому молюсь, кого едва дерзает

Назвать душа моя, смущаясь и дивясь,

И перед кем мой ум бессильно замолкает,

В бездумной гордости постичь Его стремясь;

Я не Тому молюсь, пред чьими алтарями

Народ, простертый ниц, в смирении лежит,

И льется фимиам душистыми волнами,

И зыблются огни, и пение звучит;

Я не тому молюсь, кто окружен толпами

Священным трепетом исполненных духов,

И чей незримый трон за яркими звездами

Царит над безднами разбросанных миров, -

Нет, перед Ним я нем!.. Глубокое сознанье

Моей ничтожности смыкает мне уста, -

Меня влечет к себе иное обаянье, -

Не власти царственной, - но пытки и креста.

Мой Бог - Бог страждущих,

Бог, обагренный кровью,

Бог-человек и брат с небесною душой, -

И пред страданием и чистою любовью

Склоняюсь я с моей горячею мольбой!..

С.Я. Надсон (1862-1887)

По стопам Христа

Прочитаем отрывок из Евангелия от Иоанна 13:1-17 (см. начало предыдущей главы).

Кому из нас не хотелось бы побывать на Святой Земле? Имеется в виду современный Израиль и дорогие сердцу всех христиан места. Ныне такая возможность в общем-то открыта для всех. Хотя по вполне понятным причинам не все могут ей воспользоваться. Но отправиться туда хотелось бы, пожалуй, каждому. И это легко объяснимо. Бродить по узким улочкам старого Иерусалима и при этом мысленно уноситься в прошлое! Разве это не волнующе? Ведь на мостовые того города ступала нога самого Спасителя Христа. Там ходили Его апостолы, там раздавались голоса Его врагов, там начиналась христианская Церковь. Недаром десятки и сотни тысяч людей ежегодно посещают Святую Землю. Для чего? Пройти по стопам Христа - вот награда для каждого паломника.

Однако есть еще один путь следования за Христом. И он доступен всем. Но вот что удивительно, этим путем идет гораздо меньше людей. Почему? От туриста ожидается всего лишь уплата определенной суммы. И через несколько часов он уже следует за экскурсоводом, дорогой, по которой прошел Иисус. А вот для того, чтобы идти этим другим путем, требуются не деньги, а нечто несравненно большее. Господь наш и Бог ожидает от нас самого дорогого. Нас самих, наше сердце, мысли и чувства. Пройти по стопам Христа, подражая Его поступкам и отношению к ближним, - вот христианский путь.

Давайте внимательнее вчитаемся в евангельское описание последней Вечери Иисуса с учениками. Господь говорит о примере, оставленном для нас (Ин. 13:15). Это и есть Его след. В деяниях Христа мы должны опознать след нашего Господа и Учителя. Пойдем ли по Его следам и мы?

Апостол Петр в своем Первом послании призывает каждого из нас глубже вникать в рассказ об Иисусе. Бывши участником событий в горнице, апостол, спустя годы, записал следующее: "Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1 Петр. 2:21).

Вы обратили внимание? Мы идем по следам Иисуса, когда следуем Его примеру. "Если вам пришлось пострадать ради Бога, не печальтесь", - увещевает Петр. "Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его". А какую цель преследовал Господь, оставляя нам пример омовения ног? Только одну. Мы должны следовать оставленному примеру. И это прекрасный христианский долг. Прекрасный и христианский потому, что это долг любви - единственный долг христианина. Другой апостол Иисуса, Павел, заметил по этому поводу: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви..." (Рим. 13:8).

И, умывая ноги друг другу, мы повторяем путь Господень. Этим христиане отличаются от туристов. У христиан другие маршруты. Их пути духовны. Мир усердно ищет следы великих учителей, оставленные на камне, дереве, полотне. Христиане же заняты другим поиском. Они следуют по стопам Христовым духовно. Иными словами, они стремятся к подражанию поступкам Иисуса. Они стремятся к отношениям, явленным в Иисусе. И это стремление в очах Божиих стоит очень дорого. Ради того, чтобы оно в нас возникло, Христос пошел на страдания и смерть.

В книге "Желание веков", в главе, посвященной происшедшему в горнице, есть такие слова: "Христос таким образом учредил церковный обряд". А на следующей странице читаем: "Для тех, кто проникается духом этого служения, оно никогда не станет простым обрядом" . Иными словами, когда мы проникаемся подлинным духом обряда ногоомовения по примеру Спасителя, тогда происходит большее, чем формальный обряд. В этом момент рождаются святые взаимоотношения с Богом и ближними. Идя по стопам Иисуса и действуя по Его примеру, мы становимся живым благословением друг для друга. Нет, не пустой обряд, а встреча со Христом в Духе ожидает нас сейчас.

Что же должно произойти с нами? То же, что и случилось в тот памятный день с учениками Господа. Они собрались к пасхальной трапезе в предчувствии чего-то важного. Но почему-то при этом разглядывали друг друга, как оценщик в ломбарде рассматривает закладываемую вещь. Каждый искал недостатки в ближнем, тем самым как бы повышая собственную эгоистичную ценность.

Иисус не мог не заметить, сколь недобрый, опасный дух овладевал Его учениками. Они сидели вокруг низкого, как принято на Востоке, столика. Были произнесены первые молитвы, и люди уже приступили к пасхальной трапезе. Как вдруг Господь встает. Он не смог более находиться в такой гнетущей атмосфере нелюбви. Христу стало тесно среди таких людей. Но Он не выбежал в отвращении из горницы и не хлопнул дверью. Он остался, чтобы тесные сердца Его учеников преобразились в просторные, чтобы эгоистичные отношения сменились святыми, чтобы их охватила жажда очищения, чтобы произошло и само очищение душ.

И все это действительно случилось. Стыд, смущение, радость - все эти чувства смешались в учениках Господа. На них снизошел дух исповеди. Нет, они не стали, перебивая друг друга, восклицать: "Господи, прости!" Их сердца наполнились молитвами. Их мысли устремились к Спасителю. Цель была достигнута. Произошел столь нужный им сейчас катарсис, наконец пришло очищение. Сознание открылось преображающему действию Духа Божия. Как никогда ранее они пережили осознание своей греховности, стали испытывать жажду прощения и ощутили желанное прощение в поведении Христа. Тайная исповедь очистила самые потаенные уголки их душ. Они сделались готовыми к принятию хлеба и чаши Господней.

При этом стоит вспомнить и об Иуде. Он также прошел через этот обряд, но лишь через обряд. Он не просил прощения. Он не пережил исповеди. Он не принял прощения. Его не коснулось очищение. А после хлеба, принятого из рук Христа, как говорит Писание, в него вошел сатана (см. Ин. 13:27). Для него все происшедшее оказалось напрасным, пустым, бесплодным. Пусть подобное не произойдет ни с кем из нас!

Христос сделал все, чтобы переродились мысли и чувства Его учеников. Все, чтобы поведение их стало другим. И Он сумел достичь великого, преобразив Своих апостолов. Исповедь, прощение, принятие прощения, а затем - единство в причастии. Вскоре ученики оставят своего Господа. Но тогда, в те минуты первого своего причастия, они пережили истинное, хотя и хрупкое единение. Сила жизни во Христе еще придет к ним. Тогда же в их душах было заложено основание для опыта веры.

Омовение ног - больше, чем просто обряд и символ. Следуя по стопам Иисуса верой и действием, мы соприкасаемся с самой реальностью. Участие в обряде омовения ног как символе очищения вводит нас в саму реальность очищения. Ученики воистину стали другими. Следование по стопам Христа изменяет человека. Поступая по примеру Господа, мы стремимся восстановить Его образ и подобие в нас. И это восстановление действительно происходит, когда мы веруем и действуем с должным отношением.

Таков путь следования по стопам Христа согласно Его примеру. Путь этот нелегок. И нас порой может это смущать. Нас может огорчать собственная немощь. Однако сейчас давайте отложим мысли о себе. И вслушаемся в слова Господни: "Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу" (Ин. 13:14).

Пройти по стопам Христа-вот награда для каждого христианина. Так последуем же Его примеру.

26 июня 1999

***

Не ноги Ты омыл ученикам:

Ты дал завет - смирять свою гордыню,

И вечно благодарны мы векам,

Сумевшим сохранить его доныне.

Сын Божий, Ты Иуде ноги мыл,

Хотя и знал - предаст Тебя Иуда.

Нам, смертным, где таких набраться сил,

Такую святость почерпнуть откуда?

Но Ты сказал, что в вере наша мощь,

Что мы любовью дух увековечим,

И, одолев грехов глухую ночь,

С Тобою раны тяжкие излечим.

О Светлый, разве смог бы человек

Изведать без Тебя любовь и счастье?

Ты мир в одежды чистые облек

Примером одоленья и участья...

И.А. Яворовская