Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 03 мая 2024
Три рождественских проповеди PDF Печать Email

Ошибка Эразма023

Прочитаем отрывок из Евангелия от Луки, глава 2, стихи 8-14: "В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"

Слова из четырнадцатого стиха послужили текстом для христианских гимнов во всем мире, а в дни Рождества они обретают совершенно особенное звучание, если не сказать обаяние. И в самом деде, каким покоем и добром дышат эти строки: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"

Это звучит настолько хорошо, что кажется по-детски сказочным.

"И на земле мир".

Однако где и когда исполнились эти слова, отметившие рождение Христа? Не ошиблись ли поющие от радости ангелы? И не допустил ли ошибку евангелист Лука, опрометчиво записавший их песнопение? А может, все, что поэтично, заведомо неправда, нереально, лишь красивые мечты, слова для песни и не более?

"На земле мир, в человеках благоволение".

Ежедневно мировая пресса уведомляет нас о происходящем на нашей планете. На ней царят ненависть и насилие, вражда и нетерпимость, терроризм и фанатизм. А в результате повсюду и в каждом случае обильно льется невинная людская кровь.

Ноябрь 1995 года. При огромном стечении народа сравнительно недалеко от того места, где пели однажды ангелы, иудей-фундаменталист расстреливает в упор иудея-миротворца. (Речь идет об убийстве политического лидера Израиля Ицхака Раббина.) Кажется, наступает предел, опровергающий светлый идеал, воспетый в древней песне о мире.

И на земле мир? В человеках благоволение?

Нет, не о Ближнем Востоке пели ангелы и, уж конечно, не о России, Америке или Африке. Увы, не мир и благоволение, а борьба и противостояние присутствует вокруг нас.

К тому же христианский мир порой стеснительно игнорирует трагический факт, связанный с Рождеством. Спустя лишь небольшое время после ангельского пения о мире и благоволении на земле царь Ирод, охваченный манией преследования и страхом, учиняет в Вифлееме фантастическую по своей жестокости расправу. Рождество Младенца Иисуса изначально было отмечено массовым убийством многих других младенцев, имена которых теперь известны только Богу...

Словом, Рождество - это счастливый и радостный и вместе с тем очень "трудный" праздник. Но почему же ангелы пели о мире, которого нет? Впрочем, поставим вопрос иначе. Что случилось с нашей Библией? Отчего в ней песнопение с такими словами?

Оказывается, дело в следующем. В 1516 году Эразм Роттердамский издает первый в истории печатный текст Нового Завета на греческом языке. В спешке он воспользовался лишь несколькими поздними манускриптами, имевшимися в Базеле, которые и привели его к ошибке. Впоследствии она была обнаружена, но поздно. Русский перевод Библии, как и переводы на другие европейские языки, просто скопировали эту ошибку. В итоге несоответствие во всего лишь одной букве привело к изменению смысла важного библейского текста.

В действительности в Евангелии Лукой было записано не "в человеках благоволение", а "в человеках благоволения". А это совершенно изменяет суть дела. Теперь давайте прочитаем этот текст не так, как по досадной ошибке воспроизвел его Эразм, а как услышал и записал благовестник Лука.

"Слава в вышних Богу, и на земле мир в человеках благоволения", то есть "на земле мир в людях доброй воли" (Лк. 2:14).

Это значит, что Рождество не принесло с собой обещание мира всем людям. Оно не имело намерения принести мир всем людям, минуя их волеизъявление по отношению к родившемуся в мир Христу. Мир даруется только людям доброй воли, благой воли, Божьей воли, то есть "человекам благоволения".

Как же стать и оставаться человеком благой воли, в жизни которого рождественское обещание мира имеет благодатную власть?

Для этого необходимо исполниться доброй волей, Божьей волей. Человеком, вся жизнь которого незримо пылает духом благодарности, Божественным желанием добра, стремлением последовать заповеди Христовой. Это и делает нас обладателями мира, дарованного Рождеством. Мира, которого многие желают, но обретают его лишь люди Божьей воли.

Священное Писание богато жизнеописаниями людей доброй воли. Вот одно из них. Пророка Аввакума постигло множество напастей. В переводе на сегодняшний язык мы могли бы сказать о его судьбе, пожалуй, так: "Изба прохудилась, сарай покосился, яблони не плодоносят, пенсию не принесли, дети в беду попали, да еще и захворал". И посреди всей этой жизненной разрухи Аввакум восклицает: "Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (Авв. 3:18). Он - человек Божьей воли.

А вот римский сотник на пыльной палестинской дороге встречает Иисуса из Назарета. Обращаясь ко Христу, он просит об исцелении своего слуги. Господь соглашается идти в его дом. Но сотник возражает: "Учитель, не трудись. Я римский командир. Я говорю своему подчиненному: "Делай", и он делает; "Не делай", и он не делает. Учитель, я верю в добрую силу Твоей воли. Скажи слово, и выздоровеет слуга мой".

Иисус, удивляясь, произносит: "В Израиле не нашел Я такой веры... И выздоровел слуга его в тот час" (Мф. 8:10, 13).

А вот женщина-самаритянка украдкой выходит из деревни, где многие питали к ней неприязнь. Полдень, зной, наконец, долгожданная прохлада колодца. И здесь она сталкивается с сидящим у колодца Христом, внимает Его словам и находит смысл своего, прежде серого, существования. Бросив постылые кувшины, она не идет, а летит в дотоле ненавистную деревню, где спешит рассказать всем о Том, Кого она повстречала.

Вот такие они, люди Божьей воли. Именно им Христос говорит: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам..." (Ин. 14:27).

Мир тебе, добрый старец Аввакум, тебе, римский сотник, тебе, женщина-самаритянка, и тебе, и тебе, и тебе... и всем вам, людям Божьей воли.

Вот евангельские слова, несущие истинно радостную весть, с которой приходит к нам Рождество Христово: "Слава в вышних Богу, и на земле мир в людях доброй воли" (Лк. 2:14).

10 января 1998


023 Имеется в виду Эразм Роттердамский (Дезидерий) - псевдоним Герхарда Преэта (1469-1536), ученого-гуманиста эпохи Возрождения, филолога, писателя и теолога. Экзегетическая идея этой проповеди была заимствована у Эдвина Ямаучи, бывшего редактора журнала "Christianity Today".

Наш Андрей024

Блажен, в чьем сердце мир глубокий,

Кто верит в Бога и людей,

Кто никогда, от зла далекий,

Не лгал пред совестью своей.

Он не один под небесами;

На каждый дружеский привет

Природа всеми голосами

С любовью шлет ему привет.

Но Божьих звезд любовный взор,

Улыбка неба голубого

Для сердца темного и злого -

Живой мучительный укор.

Д.С. Мережковский (1866-1941)

Какие картины возникают в вашем воображении при слове "Рождество"? Наверное, многим представляется заснеженная ночь с ярко-желтой Луной на небе, замерзшие окна домов и тепло домашнего очага. Огни рождественских елок создают неповторимую атмосферу праздника. Эти зимние дни наполняются ожиданием исполнения самых светлых надежд.

Но не будем забывать и том, что у всякого дня рождения есть свой "виновник торжества". И нынешние праздники тому не исключение.

Евангелист Лука так рассказывает об этом славном дне рождения: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле... И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк. 2:1, 3-7).

Есть немало удивительных рассказов о том, как приходят в этот мир дети. Бывали случаи, когда нетерпеливый малыш заявлял о своем рождении в мчащемся по шоссе автомобиле или в летящем над облаками самолете. Однако прочитанный нами библейский рассказ остается ни с чем не сравнимой историей. И не только потому, что младенец родился в маленьком палестинском хлеву для скота. В мир пришел не просто еще один мальчик по имени Иисус. Той давней ночью на землю явился "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира". Именно так описывает это событие пророк Исайя (9:6). Для многих это звучит невероятно. Возможно ли вообще говорить о рождении Бога? Но Священное Писание устами апостола Павла утверждает: "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти..." (1 Тим. 3:16).

В этом и состоит дивное чудо и слава Рождества Христова! Впрочем, остается и некоторая печаль. Ведь Иосифу, Марии и входящему в мир Христу так и не нашлось места в гостинице, где удобно расположилось множество людей.

Молодому педагогу и его подопечным однажды поручили подготовить и провести рождественский спектакль. Мальчишки и девчонки с энтузиазмом взялись за подготовку столь ответственного дела. Надо сказать, что предстоящий спектакль должен был стать испытанием и для молодого классного руководителя. Предстоял своего рода творческий отчет о его работе, исканиях и педагогических успехах. На спектакле ожидалось присутствие всех преподавателей школы, директора и, конечно, многих родителей.

Вскоре был готов сценарий, и весь класс приступил к репетициям. Подготовка костюмов и декораций давалась нелегко. Но самым трудным делом оказалось распределение ролей. Некоторым родителям очень хотелось, чтобы их дети были на виду и выгодно отличались от своих одноклассников. Все это прибавляло немало головной боли учителю, который старался распределить все роли в соответствии со способностями ребят. Был в классе мальчик, Андрей, не очень способный, с посредственной памятью, однако мирный и добрый. И вот ему-то как раз не находилось подходящей роли. Долго пытались его куда-нибудь определить, но неудачно. Все роли требовали запоминания множества реплик, а затем их безошибочного произнесения. Какую бы роль не давали Андрею, он обязательно сбивался и что-нибудь путал.

Наконец нашлось дело и для него. Учитель решил дать мальчику роль хозяина гостиницы, в двери которой должны были постучаться Иосиф и Мария. Мама Андрея с облегчением вздохнула: выход найден. В роли недружелюбного хозяина от Андрея требовалось совсем немного: открыть дверь в ответ на стук, угрюмо посмотреть на пришельцев, сказать: "В гостинице нет мест", и захлопнуть дверь, оставив на улице незваных гостей. Всего четыре слова, которые трудно перепутать.

Настал долгожданный день премьеры. В переполненном зале все замерли в ожидании представления. Мама Андрея заняла место на последнем ряду, ожидая выхода на сцену своего сына. Учитель то появлялся в зале, то снова уходил за сцену к ребятам, отдавая последние распоряжения. Начало спектакля прошло гладко.

И вот на сцене появляется уставший Иосиф и сидящая на ослике дева Мария. Они останавливаются напротив двери в гостиницу, Мария сходит с ослика, Иосиф протягивает руку, и в напряженной тишине зала слышится стук. Дверь распахнулась, и на пороге показался хозяин гостиницы, наш Андрей.

Мария умоляюще посмотрела на него, а Иосиф нараспев проговорил:

- Не найдется ли нам место для ночлега? Жена моя вскоре должна родить. А мы пришли издалека и очень-очень устали.

- Очень устали?.. - задумчиво переспросил хозяин, и возникла пауза. В этот момент мама Андрея болезненно прищурилась, а учитель изо всех сил прикусил нижнюю губу. Хозяин гостиницы еще раз взглянул на утомленного Иосифа, перевел взгляд на печальную Марию и, отступая в сторону, произнес:

- Входите...

Учитель обеими руками схватился за голову, мама Андрея вскочила с места и почти на весь зал воскликнула:

- В гостинице нет мест!!!

- А я отдам свое место, - громко и твердо ответил владелец гостиницы, не глядя в зрительный зал.

А затем, обращаясь к Иосифу и Марии, весело добавил:

- Что же вы стоите? Проходите. Я все знаю. У вас скоро родится Христос!

Учитель бросился вон из зала, мама незадачливого актера, закрыв лицо руками, опустилась на стул, директор школы покачала головой...

Спектакль был сорван. Но чудо, которое неизменно сопровождает Рождество, произошло и на этот раз, хотя и осталось многими незамеченным. Случилось именно то, чего не бывало, пожалуй, за всю христианскую эру.

Доброе детское сердце не согласилось со сценарием, который две тысячи лет назад в реальной жизни разыграли черствые взрослые люди. Мальчишка попытался изменить историю Рождества. Он отдал Христу свое место...

Рождество - это тот день, когда в наше сердце вновь постучится Христос. Найдите для Него место. Не бойтесь осуждающего мнения зрителей вокруг вас. Ведь не отпереть заветную дверь - значит выбрать очень неудачный сценарий для своей жизни.

18 декабря 1997

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос...

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком...

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

"Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!"

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: "Смотри скорей!.."

Саша Черный (1880-1932)


024 Сюжетную идею этой проповеди подсказал Том Тэйвз, бывший преподаватель английского языка в Заокской духовной академии.

 Тревоги и радости

В эти январские дни в целом ряде стран, которые традиционно относят к христианству восточному, особенно часто упоминается имя Иисуса Христа. Во второй половине декабря нечто подобное происходило в странах Западной Европы и американского континента. Как известно, даты рождества Христова, которые чтут христиане различных конфессий, не могут считаться точными. И все же хорошо, что хотя бы раз в году многие люди вспоминают рождение в мир Спасителя. Рождественские праздники всегда исполнены надежды. Христиане ныне вправе утверждать, что с рождением Иисуса в мир зримо явилась Надежда. А с ней Вера, а также Любовь. Небо склонилось над землей, как мать над младенцем. Все лучшее стало земным и доступным. Рождение Этого Младенца торжественно утвердило радостную весть: с нами Бог.

Вместе с тем, вчитываясь в евангельскую историю, вдруг замечаешь, как неодинаково было воспринято известие о рождении Иисуса.

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: "и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля". Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою" (Мф. 2:1-12).

А теперь давайте представим себе такую, скажем, в некотором смысле аналогичную ситуацию. Вечер, уютная кухня вашей квартиры, и вы после трудного рабочего дня, после теплой ванны пьете горячий чай, наслаждаясь покоем. Вдруг слышится настойчивый стук в дверь. Вы неспешно отворяете. На пороге трое мужчин. Они вежливо спрашивают:

- Можем ли мы увидеть хозяина этой квартиры?

- Он перед вами, - отвечаете вы, слизывая с губ варенье.

- Нет, нет. Нам хотелось бы видеть нового хозяина этой квартиры.

- Что за чепуха? Я - хозяин этой квартиры, - повторяете вы и занимаете положение поустойчивей.

- Видите ли, по нашим расчетам совсем недавно в городе появился новый хозяин этой квартиры, и нам хотелось бы видеть его.

- Вздор! Вы ошиблись адресом, - вас начинает раздражать вежливость незваных визитеров.

- Да нет. Не вздор. У этой квартиры теперь другой хозяин. Мы вчера видели его звезду на небе.

- Я не верю в астрологию, - нервно шутите вы.

- А вот и зря...

Возмущенные такой настойчивостью, вы захлопываете дверь и, кипя от негодования, возвращаетесь в кухню. Чай остыл, настроение испорчено, спать уже не хочется. Вы уверены, что все произошедшее - нелепость и недоразумение. Однако в душу вселяется подспудная тревога: "новый хозяин" - только этого мне и не хватало...

А теперь вернемся к евангельской истории.

Оказывается, у великого злодея Ирода Великого терпения хватило на большее.

- Не сообщите ли вы мне потом адресок нового царя, если, конечно, вам удастся его разыскать? - с деланным интересом, вторя вежливости гостей, просит Ирод.

- Ну конечно! С радостью, - отвечают благодарные за понимание мудрецы и уходят.

""Новый царь", только этого мне и не хватало, - думает Ирод, - что ж, поклонимся..."

Но мудрецы не оправдали ожиданий Ирода. Они решили не возвращаться к "любопытному" царю.

Проходит время. Вдруг слуги сообщают Ироду: есть вести о тех самых мудрецах. Обрадованный Царь от возбуждения, его охватившего, даже не расслышал сказанного. Не вести от мудрецов вернулись во дворец, а вести о мудрецах. Но Ирод не замечает этого. Предвкушая услышать заветный адрес, он злорадно улыбается.

И что же слышит царь? Оказывается, мудрецы исчезли! Их нигде нет!

Застывшая улыбка еще несколько мгновений не сходит с превратившегося в маску лица Ирода. Наконец, нервный спазм передергивает все его тело. Как же он мог довериться? Ведь он никогда и никому не доверял! Ирод приходит в себя. Апофеоз ярости...

Эта нехитрая аналогия помогает лучше понять, отчего встревожилась царственная особа и весь Иерусалим вместе с ней. Сам вопрос о новорожденном Царе Иудейском подразумевал грядущую перемену власти. В мир, в страну, в город пришел новый царь. В старой квартире сменился хозяин. Двум хозяйкам на кухне не ужиться. Двум царям не престоле не усидеть. Надо что-то предпринимать. Тревога Ирода понятна. Чего же тогда испугался народ? А дело в том, что перемена власти всегда порождает множество вопросов. Мы станем беднее или богаче? Мы будем рабами или свободными? Кто тот, который придет управлять нами? Кому и чему нам придется теперь поклоняться?

Пройдет три десятка лет, и всем станет ясно, что новый Царь пришел в мир не для того, чтобы смещать правителей и их наместников. В 23-й главе Евангелия от Луки мы читаем о том, как потомок Ирода Великого, тоже Ирод, встречается с Иисусом за несколько часов до Его распятия. "Ирод... очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его" (Лк. 23:8). Никакой тревоги. Ее сменила радость. Радость, кроме всего прочего, еще и оттого, что выяснилось: Иисус вовсе не царь! Он не домогается трона. Как хорошо! Какое облегчение!

Новый Царь явился в мир не для того, чтобы манипулировать толпой. В 6-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о том, как толпа ищет Иисуса, намереваясь сделать Его царем. А Он скрывается от ее назойливого внимания.

Новый Царь явился в мир не для того, чтобы требовать поклонения Себе. В разговоре с безымянной женщиной Он вдруг говорит, что Его "Отец ищет Себе поклонников". Ищет! Никого не понуждая.

Новый Царь пришел для того, чтобы обогатить нас ведением истины. Тем самым освободить, спасти нас от грехов наших. Он пришел наделить нас радостным, личным, свободным желанием поклоняться. Поклоняться Тому, от Кого исходит наша жизнь. И в поклонении Христу - наше достоинство. Прекрасны связанные с этим бунинские строки: Ты сокрушил мои колени, Голгофский Крест, смиренный взор...

Христос пришел, чтобы убедить нас в нашей принадлежности Царству Всемогущего и Любящего Бога...

Но тогда в тот день Ирод-старший "встревожился, и весь Иерусалим с ним". Почему? Ведь появление нового Царя не могло произойти абсолютно неожиданно и непредсказуемо. Многие в те дни имели некоторые сведения о грядущем Царе. Они располагали информацией о месте, времени, обстоятельствах Его рождения. Но они практически ничего не знали о характере Царя и духе Его Царства. Они пренебрегли вдумчивым отношением к Слову Божию. Причина их тревоги крылась не в недостатке информации об истине. Ее истоком был недостаток личного отношения к истине. В них не было любви к истине. И потому последняя не обрадовала, но встревожила, даже испугала многих.

Христос пророчествовал о том, что в канун Его Второго пришествия всеобщая тревога мира перерастет в страх, разлагающий душу. И это удушающее чувство станет уделом погибающего в неверии мира.

В образе же волхвов-мудрецов нам представлено совершенно иное душевное состояние. "Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою" (Мф. 2:10).

Не случайно апостол Павел позже скажет: "Ибо Царствие Божие... (есть) праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17).

А Христос указывал: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17:21).

Они видят звезду, которую никто не видит. Они радуются радостью, которая другим неведома. Здесь нет места тревогам. Здесь царят ясность и определенность. Мудрецы радуются. И радость обитает в их сердцах. В них поселилось Царство Божие.

Они, как и жители Иерусалима, читали то же самое слово Священного Писания. Но как разительно отличаются их настроения, их отношение к грядущему Царю, а значит, и к Его Царству. Они полюбили прочитанное. Любовь к узнанной истине сделала их духовно просвещенными людьми. Духовные знания открыли им глаза. Они увидели в небе то, чего другие не заметили. Они были готовы идти сколь угодно далеко и долго вслед за этой звездой. Ими овладела жажда узреть Царя, поклониться Ему.

"Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою" (Мф. 2:10).

И как эта радость себя выражает? В поклонении! Вот в чем выражается первозданная, подлинная радость Рождества.

Во дни современных рождественских праздников выплескивается много бурной, но на самом деле фальшивой радости. Рождественские дискотеки, рождественские шоу, рождественские скидки и распродажи... Как много радости! Но при чем тут Христос?! Почему древний Иерусалим встревожился, а наши современники так странно "захлебываются" от радости? Не оттого ли, что сегодня люди твердо знают, что власть не переменится и все останется как прежде! Рождество нас не встревожит. Напротив, оно обрадует нас бодренькими дискотеками, всевозможными красочными театральными и телевизионными шоу; реклама запестрит ярчайшими звездами шоу-бизнеса, снижением цен на "тряпки", любимыми кинокомедиями и так далее, и так далее, итак далее...

Где же и в чем та первозданная подлинная радость Рождества? Осталось ли от нее хоть какая-либо малая частица?

В прочитанном нами отрывке Евангелия от Матфея 2:1-12 трижды упоминается слово "поклонение". И это не случайно. И Ирод, и мудрецы высказывают желание поклониться. Но поступили так только последние. Желание Ирода оказалось ложным. Однако притворство Ирода выглядело так праведно, что мудрецы поверили в искренность его желания служить новому Царю. Бог сохранил их от повторной встречи. Господь замечает то, что скрыто от людских глаз.

Итак, мудрецы не только желали поклонения, но и искренно совершили его. Тем самым стала явна и их радость. Встревоженный Рождеством, Ирод так и не нашел ни радости, ни покоя. Подлинная радость обретается только в поклонении Господу Иисусу Христу. А многим жителям Иерусалима и по сей день незнакомо это светлое чувство. Спасибо туристам, которые хоть как-то поднимают настроение...

"Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою" (Мф. 2:10).

Именно таким оказалось состояние души тех, кто нашел родившегося в мир Царя Иисуса. Истинная радость существует только в поклонении и через поклонение Царю царей и Господу господствующих.

Тревога и радость. Перед нами проявление двух отношений. Какое из них наше? Родившийся царь всегда вызывает два отношения, две реакции. Так будет и до скончания века сего. Об этом свидетельствуют библейские пророчества. Одни люди в ужасе обратятся к камням с просьбой скрыть их от лица грядущего в мир Христа: "Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле..." (Откр. 6:16). Другие - воскликнут, обращаясь к Богу: "Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!" (Ис. 25:9)

Дни рождественских праздников - хороший предлог спросить себя: каков мой дух?

Вы знаете, тревога жителей Иерусалима может, увы, оказаться до боли знакомой и нам. Каким образом? Ясно, что сегодня в двери к нам не постучат. И родившийся Царь не угрожает нам выселением из наших "дворцов". Христос стучит в двери наших сердец. И в нашей душе порой от этого поселяется тревога. Тревога, вызванная неожиданным осознанием того, что в двери стучится не попрошайка с колядками, которого можно легко выставить. В двери стучится Сам Царь! Если я открою Ему дверь, Он не удовлетворится мелкой подачкой. Он займет все место в моей жизни. Все без исключения! Подчиниться Богу, поклониться Ему - вот что так часто удерживает нас от того, чтобы распахнуть перед Ним двери.

Впрочем, можно дверь и не открывать. А просто отсидеться в своем темном чулане, притвориться, будто дома никого нет, или заголосить во все горло: "Я - хозяин, прочь отсюда". Но это будет означать либо возврат к тревоге неверия, к страху, к безнадежности, либо - к болезненно наигранной, фальшивой радости.

Христос говорит: "Я семь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6). И еще Сын Божий сказал, что Он есть наше воскресение и наша жизнь (см. Ин. 11:25).

Пусть и Рождество, и славный крестный подвиг Спасителя, и Светлое Христово Воскресение будут нашей путеводной звездой. И пусть никто из нас не возвратится к тревоге отвержения Царя царей. Но да обретем мы радость в поклонении Господу господствующих!

7 января 2000

***

Непостижима благодать, непостижима!

Ее лучи сквозь мрак и смерть вовеки живы,

Ее тепло сквозь снег и боль дойдет, согреет,

И верность светлая ее преодолеет

Неодолимость всех преград на белом свете,

Ей недоступных уголков, поверьте, нету...

И лишь один, и лишь один фатален случай -

Когда бессильна благодать исправить участь -

Она не в силах одолеть лишь сердца двери,

Что ты закрыл однажды сам ключом неверья.

Н.И. Щеглова