Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 30 октября 2024
Глава 1 РЕЛИГИЯ ПОЖАРНОГО ВЫХОДА PDF Печать Email
 

Одна из наиболее распространенных и несправедливых жалоб, исходящих в адрес религии, заключается в том, что она слишком уж ограничивает. В этот век вседозволенности, когда кажется, что все ударение делается на том, чтобы "делать то, что считаю нужным", получил развитие особый взгляд своеволия, который никак не назовешь здравым. Этот взгляд проник даже в религию. Кажется, что как члены, так и не члены церкви ищут одного: религии, которая не ограничивала бы их права и свободы. Любое учение, требующее отказа от чего-либо, мгновенно вызывает подозрение.

По мере того как происходило укрепление этого либерального духа, многие члены церкви становились все более и более критично настроенными по отношению к высоким духовным стандартам, которых придерживается церковь. Явно смущаясь при виде растущей пропасти между церковью и миром и не желая носить навешенный обществом ярлык "особенного" меньшинства, эти члены церкви пытались оправдать свой компромисс в сфере христианских стандартов. От них часто можно услышать, что церковь обладает узким кругозором, что она полна законничества, и что у многих прекрасных людей отпадает желание присоединиться к ней из-за такого вот "своевольного насаждения правил".

Если эти жалобы обоснованны, тогда, несомненно, необходимы какие-то изменения в учении церкви. Если они не обоснованны, тогда нам совершенно необходимо знать, как представить стандарты христианского поведения в их действительном библейском контексте. Иными словами, нам необходимо точно знать, кем установлены эти законы: Богом или церковью. Нам также нужно установить, что перед нами: произвольные запреты со стороны Бога или же продиктованные Его любовью указания, данные для нашего счастья.

Вопреки распространенному недовольству любым абсолютным законом, регулирующим поведение личности, мы призваны рассмотреть библейские факты, касающиеся христианской жизни вообще, и нравственности в частности. Насколько согласуются современные требования личной свободы со стандартами Слова Божьего? Давайте предположим, что действительная позиция Библии могла бы быть представлена со всей любовью и убедительностью, с какой она была бы представлена ангелом с Небес. Была ли бы тогда истина легко принята каждым?

Давайте посмотрим правде в глаза. Дорога к вечной жизни - это не мягкий, усеянный цветами путь. Иисус подчеркивал это в стольких текстах, что закрывать на это глаза мы просто не можем. "Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их", - сказал Он. (Матфея 7:14). Один из самых первых жизненных принципов христианина - самоотречение. Христос говорил: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною." (Луки 9:23). Быть христианином подразумевает, в том числе, и полное самоотречение. Притча нашего Господа о купце и драгоценной жемчужине говорит нам, что мы призваны быть готовыми вложить все, что имеем, чтобы получить во владение эту потрясающую награду вечной жизни. Если мы позволим чему-то или кому-то стать между нами и Христом, мы не сможем быть спасены.

Не виновны ли мы в том, что сбивали цену ученичества для того, чтобы люди не чувствовали, что путь слишком узок и полон ограничений? Иисус сказал: "Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником." (Луки 14:33). Молодому правителю Иисус сказал, что в его приготовлении к Царству Небесному ему одного лишь не доставало, но это одно он не захотел исполнить. Для спасения он должен был отречься от своего богатства, но он не пожелал раздать его. Нечто он возлюбил больше, нежели Господа, и вот, в печали он отошел, повернувшись к погибели. В этом вопросе Христос занимал настолько твердую позицию, что как-то Он даже сказал : "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня." (Матфея 10:37).

С одной стороны, я полагаю, что когда мы представляем мужчинам и женщинам то, на что претендует Христос, нам следует избирать как можно более мягкий, тактичный и исполненный любви к ним тон. С другой стороны, я убежден, что мало что меняется от того, как людям это представлено, если эти люди не возлюбили Господа Иисуса. Проблема здесь не в самой вести; некоторая ее часть происходит от того, как она подается проповедующими, но большая часть трудностей заключается в отношении жалующихся христиан, враждебно настроенных к этой истине, поскольку она требует от них определенной степени самоотречения.

Позвольте мне проиллюстрировать то, каким образом наши чувства и личное отношение к чему-либо производят все изменения в мире. Среди всех ограничивающих отношений, которые только может возложить на себя человек, брачный союз уступает место лишь его духовному посвящению себя Христу. Жених обещает отказаться от многих своих прежних привязанностей и привычек. Он лишает себя свободы ходить на свидания с другими девушками и торжественно связывает себя до конца жизни с одной единственной. Также и невеста дает подобные, ограничивающие ее свободу, обещания и соглашается оставить всех остальных мужчин, посвящая себя тому, кто стоит рядом. Брачные обеты - это, несомненно, одни из наиболее ограничивающих, жестких, строгих обязательств, которые только может принять на себя в своей жизни человек. Если ограничения и правила являются причиной стольких несчастий, то тогда для всех участвующих свадьбы были бы наиболее скорбными и несчастливыми событиями в жизни. Но это не так! Это наисчастливейшие события. Почему? Почему невеста излучает столько сияния, стоя рядом с женихом, с которым она связывает себя обещанием на всю жизнь? Как может быть счастливым жених, давая такие обещания, которые помешают ему во всей его дальнейшей деятельности? Ответ прост. Они любят друг друга. И их отношения и чувства друг к другу превращают эти ограничения в радость.

Слышали ли вы когда-нибудь невесту, жалующуюся после окончания брачной церемонии? Никто, наверное, никогда не слышал, как, сраженная горем, она бы говорила: "Теперь я не смогу больше ходить на свидания с Джимом и Энди. Так не честно. Государство заставляет меня быть верной мужу. Этот брак связывает меня по рукам и ногам." Нет, вы не слышали этого, как не слышали вы и жениха, жалующегося на то, что теперь он вынужден отдавать часть зарплаты, чтобы содержать жену. Действительно, закон требует этого от него под страхом тюремного заключения, но он даже и не думает о законе. Общественное мнение готово осудить невесту, если она совершит прелюбодеяние, но она даже и не допускает мысли об этом. Они любят друг друга, и любовь меняет все. Они верны не потому, что боятся наказания или упрека. Они верны потому, что хотят доставить удовольствие человеку, которого так сильно любят.

Самые несчастные мужчины и женщины в мире - это те, которые находятся в браке, но более не любят друг друга. Это почти буквально превращается в ад на земле. Они раздражаются и выражают недовольство теми ограничениями, которые легли на них тяжким бременем. Подобно этому, наинесчастнейшие члены церкви в мире - это те из них, кто вступил в брак со Христом в крещении, но, тем не менее, не любит Его. Это они столь часто бросают горькие упреки в адрес церкви и своих наставников, обвиняя их в навязывании им своей трудной, ограничивающей религии.

Но разве проблема заключается в религии или и пасторах? Печальный факт состоит в том, что эти люди никогда не вступали в личные взаимоотношения любви, являющиеся краеугольным камнем всякой истинной религии. Многие из них выучили на курсах по изучению Библии нужные тексты и вполне в состоянии объяснить последовательность событий последнего времени, но они так и не познакомились со Христом лично. Где-то, а, наверное, на всем протяжении своего обучения, они не были научены, или не захотели принять истинную основу религии сердца, которая есть не набор правил или доктрин, но глубокая личная вовлеченность во взаимоотношения любви с человеком Иисусом Христом.

Для миллионов христиан причина трудностей заключается в мотивах, движущих ими при присоединении к церкви. Их религия - это религия пожарного выхода. Они совершают то или другое только потому, что боятся огня в конце дороги. Они со страхом служат Господу, так как дрожат при мысли о том, что будут ввержены в озеро огненное. Не удивительно, что они унылы и несчастны! Какое извращение истины! Христиане должны быть самыми счастливыми людьми в мире, даже счастливее новобрачных, выходящих после венчания из церкви! Христианин должен любить Господа даже сильнее, чем он любит собственную жену и детей.

Как вы думаете, была бы счастливой семья, в которой жена каждый день готовила бы мужу любимое блюдо только из опасений, что он может развестись с ней? Земные взаимоотношения рухнули бы при таком напряжении. Она готовит это блюдо, потому что любит своего мужа и хочет радовать его. С приближением дня рождения жены любящий муж-христианин часто внимательно следит за малейшим намеком на то, что хотела бы получить в подарок его жена. И ей обычно не требуется огревать его по голове, чтобы он понял! Он с радостью покупает подарок, потому что любит ее и хочет ее порадовать. Подобным же образом христианин будет каждый день изучать Библию, чтобы узнать, как доставить удовольствие Господу. Он всегда будет искать какой-либо признак или указание на то, каким образом он может порадовать Того, Кого любит превыше всех. В переводе Библии "Двадцатый век" мы читаем 10 стих 5 главы послания к Ефесянам, выраженный такими словами: "Всегда старайтесь узнать, что доставит Господу наибольшее удовольствие". Это ли не девиз для каждого христианина! И в самом деле, для тех, кто искренне любит Господа, это наивысшее желание. И не удивительно, что Христос подытожил первую скрижаль закона следующими словами: "Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душ¨ю твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь." (Матфея 22:37,38).

Истинная причина того, почему некоторые христиане раздражаются и жалуются на правила и строгость, кроется в том, что их религии хватает ровно настолько, чтобы сделать их несчастными. Сфера их христианского "опыта" ограничена постоянными усилиями жить в соответствии с правилами - то есть, попытками соблюсти закон. Безусловно, что в соблюдении человеком заповедей Божьих плохого не больше, чем в соблюдении мужем законов государства, предписывающих содержание жены. Но если требования закона - единственная причина их соблюдения, то и с христианином, и с мужем что-то серьезно не в порядке. Любовь снимает наложенную законом тяжесть, превращая в удовольствие то, что могло бы быть бременем.

Мать троих сыновей выбивалась из сил, пытаясь навязать им правила опрятности и чистоты. Как и большинство мальчиков, эти трое противились правилам, вменяющим им необходимость мытья ушей, причесывания волос и чистки туфель. Эту ежедневную битву мать выигрывала только с помощью длинной руки власти и силы. Но вот, однажды, старший мальчик, едва вошедший в подростковый возраст, вышел из комнаты, являя собой образец безупречной опрятности. Казалось, что каждый волосок был точно уложен на свое место, в то время как туфли ослепительно сверкали под аккуратно отвернутыми манжетами. Маму чуть не хватил удар. Едва подавив удивление и восторг, она приняла мудрое решение выждать, чтобы выяснить причину такого поворота событий. Решение загадки не заставило себя долго ждать. Уже на следующий день мать узнала, что в дом по соседству переехала новая семья, в которой была девочка. Может быть девочка еще и не видела Джонни, но он уже видел ее, и это произвело на него неизгладимое впечатление. Мы не скажем, что это была любовь, изменившая его отношение к правилам опрятности, но он уже определенно приводил себя в порядок не из-за страха перед маминой политикой насилия.

Суть всего сказанного состоит в том, что христианская жизнь состоит не просто из "делай" или "не делай". В этом духовном браке, равно как и в физическом, есть, конечно, ограничения, Но эти ограничения налагаются любовью, постоянно стремящейся порадовать объект своих чувств. Христиане, любящие Иисуса, излучают свет, радость, энергию, ярко свидетельствуя этим, что они стоят на пути истинного счастья. К сожалению, существует большая группа тех членов церкви, которые со скорбью переносят то, что должно приносить блаженное счастье. С унылым видом они жалуются на то, что они не могут есть то, что им хочется, или одеваться так, как им угодно. Они обвиняют церковь в том, что она от столь многого заставляет "отказаться". Их религия очень напоминает ситуацию человека, страдающего головной болью. Он не хочет отрубить себе голову, но ему будет очень больно, если она останется. Глядя на такое безрадостное отношение, можно подумать, что их религия - продукт соглашения мрачных проповедников, только и думающих о том, как бы установить побольше запретов, делающих жизнь мужчин, женщин и детей несчастной.

Но так ли это в действительности? Как быть с духовными принципами, составляющими учение, называемое нами нормами христианской жизни? Является ли деспотичным церковным законом то, что нам не следует ходить в театр? Решение, что танцы - это неподобающее христианину занятие, исходит "от Бога или от человеков"? А как быть с использованием цветной косметики и украшений - угодно это Богу, или же нет? Истина состоит в том, что каждый пункт нашего вероучения должен быть твердо основан на принципе исполнения Божьей воли, открытой нам в Библии. Любовь к Нему всегда будет вести нас к вопросу: "Как я могу постоянно стремиться узнать, что доставит наибольшую радость Господу?"

Ответ на этот вопрос можно найти в десятках библейских текстов, дающих ясные указания и признаки того, как доставить радость скорее Ему, чем самому себе. Это единственный действительно уместный в отношении любой привычки или действия вопрос. Что думает об этом Бог? Не имеет значения, что думает об этом тот или иной проповедник, или какого мнения об этом та или иная церковь. Величайший, наиболее важный вопрос таков: " Угодно или неугодно это Господу?" Если мы находим тексты, открывающие Божье неодобрение, то для истинного христианина всякие дебаты должны прекратиться. Мы любим слишком сильно, чтобы позволить себе рисковать сделать нечто такое, что было бы неприятным Ему. Мы должны Испытывать радость в поиске и исполнении того, что радует Того, Кого мы любим, и исключении из нашей жизни таких вещей, которые ранят Его.

Когда люди любят, им не нужно угрожать друг другу или объявлять ультиматумы. Они постоянно ищут пути, как показать свою любовь и порадовать друг друга. Для выполняющих первую и наибольшую заповедь Христа послушание не будет бременем, Бог ищет тех, кто откликался бы на малейшее проявление Его воли. Те, которых нужно постоянно ставить на место страхом наказания, не вызывают у Него радости. Каждому из нас Он говорит: "Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою. Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти надо обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе". (Псалом 31:8,9).

Многие христиане - последователи принципа "узды и удил". На них действуют только угрозы, они повинуются только из страха перед наказанием. Бог же говорит: "Я хотел бы, чтобы вы исправлялись от одного Моего взгляда". Этот любящий взгляд, побуждающий к исправлению, смогут различить только те, кто любит Его превыше всего и ищет возможности порадовать Его чем-нибудь еще. Те, кто исследует Библию с единственной целью - узнать, что угодно Ему -немедленно будут повиноваться малейшему проявлению Его воли. И в этом состоит суть истинного христианства: из любви к Богу привести каждую сторону своей жизни в гармонию с открытой нам заповедью.