Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Евр 8 10 PDF Печать Email

"Здесь все еще это пятно….

Прочь, проклятое пятно! Прочь, я говорю!

Неужели мои руки не станут чистыми  ни когда?…

По-прежнему слышен запах крови.

Все благовония Аравии не смогут устранить

запах от этой маленькой руки"1.

 

 Леди Макбет спускается по лестнице в своем ужасном сне. При этом она делает движения руками, словно смывая что-то с них – она пытается смыть бремя вины за убийство, вины своей и своего мужа – вины, которая тяжелым гнетом легла на ее совесть.

В этой сцене Шекспир изобразил всех нас. Каждого из нас беспокоит чувство дискомфорта, засевшее в глубине души, чувство разлада с окружающим миром, несоответствия задуманной изначала гармонии, нас беспокоит чувство определенной личной ответственности за этот разлад.

Человек – это величайший мечтатель. Будучи окружен несовершенным миром, он пытается представить его совершенным, выдать условное за безусловное. В естественном порядке вещей, где все существует подчиняясь времени и случаю, где слабое сдает свои позиции, а сильное укрепляется, где, судя по всему, у каждого в этих социальных условиях есть своя цена, человек осознает свое моральное несовершенство. Как сказал Bouquet, человек страдает от "сверхъестественного дискомфорта"2, от укоренившегося чувства нарушения фундаментального закона своего существования.

Религия коренится именно в этом сверхъестественном чувстве дискомфорта. Мировые религии тем или иным образом пытаются дать мир мятущимся человеческим душам. На языке Библии они пытаются решить проблему "греха". В одних случаях это решение предполагает выполнение особых требований: переживание определенных лишений, оставление дома и мирских богатств, паломничества, безбрачия, изоляции. Однако зачастую муки совести оказываются настолько сильными, что даже самые суровые требования, – включая и расставание с жизнью, – принимаются людьми.

 

что Он сделал, чтобы успокоить глубочайшее внутреннее беспокойство человечества? Если мы не получим удовлетворительного ответа, наши разговоры об уверенности и убежденности будут абсолютно бесполезны

 

Наши усилия в понимании жертвы Иисуса, главным образом будут направлены на отрывок Евр. 8—10.

 

Человечество оказалось в трудном положении

 

Во введении автор в нескольких словах: "совершив Собою очищение грехов наших", -- суммировал весь смысл земной жизни Сына (Евр. 1:3). Рождение, проповедь, чудеса – все это, утверждает апостол, служило главной цели – решению проблемы греха.

 

в Евр. 10:22, мы читаем о единственном средстве, благодаря которому достигается полное очищение – кровь Иисуса Христа.

Через весь отрывок красной нитью проходит следующая идея: человек находится в грязи, он осквернен. Его главной нуждой является очищение. Решая проблему человечества, оказавшегося в трудном положении, Христос должен быть способен очищать.

 

Акцент, сделанный автором на осквернении и очищении заслуживает внимания. Дело здесь вовсе не в любопытстве относительно истории идей или религии. Изучая эти религиозные вопросы, мы убеждаемся, что они универсальны и находятся вне времени. Paul Rioeur, в книге "The Symbolism of Evil"5, показал, что эти два понятия включают в себя самые глубины религиозного исповедания. Человек, прежде чем у него возникнет чувство вины, осознает, что он в грязи, что он осквернен, в религиозном смысле. Подобное осознание встречается в так называемом "негативном исповедании" в древнем Египте: "Не осквернился я в чистых местах бога моего города".6

 

В качестве других примеров  можно привести воды Ганга и другие реки Индии, которые наделяются особой силой, способной очистить от греха; японские ритуалы, в которых посыпают соль и принимают ванны, чтобы избавиться от скверны.

 

Достаточно будет заметить, что данные об осквернении указывают на восприятие зла независимо от культуры в виде неких образов. Подобное восприятие было одним из основополагающих  и жизненно важных  для жизни людей. Осквернение представляет собой некую описательную характеристику силы беспорядка и хаоса, которая противостоит существованию отдельного человека, общества и, в конечном счете, всего космоса. Таким образом, оскверненный человек находится в опасности сам и представляет опасность для упорядоченных отношений.

Правомерно ли будет с моей стороны утверждение о существовании этого основополагающего чувства религиозного дискомфорта в сознании современного человека? Действительно, в США нет святых рек, мы не ищем очищения посредством посыпания пеплом телицы (как поступали древние израильтяне) или посредством прохождения через туннель, заполненный дымом (по примеру примитивных племен). Однако идеи об осквернении и очищении глубоко сидят в нашем подсознании, что находит свое выражение в нашей речи. Почему мы говорим о "нечистых трюках" и "грязных историях"? Почему люди придумывают истории о червях и грязи, как делал Howard Hughes, чтобы воздействовать на психику человека?

 

Третья идея – совесть (в англ. яз. слово "сознание" и "совесть" выражаются одним словом. прим. перев.) – требует вдумчивого рассмотрения. В современном представлении, под "совестью" понимается нравственный судья, чувство долга, различающее что правильно, а что нет. Однако посмотрим, в каком значении апостол использует этот термин:

9:9—10: ветхозаветные жертвы -- " не могущие сделать в совести совершенным приносящего". Они были лишь временными "обрядами, относящимися до плоти".

9:13—14: Кровь животных очищает "тело", но кровь Христа способна очистить "совесть".

10:1—2: Постоянное приношение жертв, само по себе уже указывает на их не способность очистить "совесть". (Заметьте, что в RSV  греческое слово "синейдесис", переведенное в остальных местах как "совесть", здесь переводится как "сознание").

10:22: новозаветные верующие приходят в присутствие Божье  "кроплением очистив сердца от порочной совести".

При изучении вышеприведенных текстов, можно выделить следующие важные моменты:

1.       Понятие "совесть" повсюду встречается в негативном контексте – ее следует "совершенствовать" и "очищать".

2.       Ветхозаветные ритуалы оказались не способны решить эту проблему. Эти ритуалы были внешними по своему характеру.

3.       Контрастом выступает кровь Христа, способная "довести до совершенства" и "очистить" совесть.

Очевидно, в данном послании (да и во всем Новом Завете) "совесть" не обозначает нравственного судью, как понимаем мы сегодня. Вместо этого, "совесть" выступает как часть того сложного, греховного состояния, в котором оказался человек. Оно даже ближе к понятию "сознание", чем к понятию "совесть", в нашем понимании. Этот емкий термин очень точно характеризует тот "сверхъестественный дискомфорт", который ощущает человек. Согласно Евр. 10:3: "Но жертвами каждогодно напоминается о грехах"11.

Внешние ритуалы характеризуются отсутствием законченности в отношении решения проблемы греха, но лишь постоянным напоминанием человеку о его состоянии, об осквернении, которое отрезает его от присутствия Святого Бога. Здесь очищение – внешнее, а напоминание – внутреннее. Таким вот образом апостол рисует ветхозаветное служение, фокусируя внимание на термине "совесть".

 

"Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!"

В этом высказывании содержится вывод из отрывка Евр. 9:1 –10:18.Однако он не сводит ветхозаветную систему жертвоприношений до уровня примитивной  религии, как полагают некоторые исследователи послания. В этом тексте обозначены границы этой системы – "очищение тела". То есть, эта система носила внешний характер, была не способна решить проблему греха окончательно. Жертва Христа, с другой стороны, достигает самой совести человека, удаляя грех окончательно.

 

"Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9:22).

Этот текст, часто цитируемый, выводит аксиому в отношение крови, которая лежит в основании всех рассуждений в этих главах. В начале апостол ссылается на "закон", то есть ветхозаветную церемониальную систему. Здесь он говорит о том, что кровь очищает почти все, за исключением тех случаев, когда священники использовали огонь или воду.12 От Ветхого Завета он переходит к общему утверждению: "без пролития крови не бывает прощения". В этих словах содержатся два интересных термина. Первый переведен, как "пролитие крови" и он нигде больше не встречается в Новом Завете и в другой литературе вплоть до конца второго столетия. Более достоверные источники предлагают нам другую версию: "применение крови", вместо "пролитие крови".13 Второй термин переведен, как "прощение", однако такой перевод необычен для данного контекста, и его лучше перевести словом "освобождать", в смысле окончательного очищения. Таким образом, посредством "формулы крови" апостол делает сравнение, и, одновременно, проводит контраст. Все вышесказанное позволяет нам перефразировать текст следующим образом: "При ветхозаветной системе почти все можно  было очистить кровью, но для окончательного очищения необходимо, чтобы эта кровь нашла свое применение".

 

Основная аксиома: Очищение возможно только кровью (Евр. 9:22)

Вторичная аксиома (1): Кровь животных – ограниченная способность очищать (Евр. 9:13) -- очищает "тело", но не может окончательно удалить грех (10:4).

Вторичная аксиома (2): Кровь Христа – безграничная способность очищать (9:14) – очищает даже совесть.

 

Идея здесь в том, что жизнь изливается в то, что мертво, это эффективное средство, которое вбирает в себя всю скверну.

Кровь затрагивает глубокие религиозные струнки так же, как осквернение и очищение. Человечество всегда и везде искало способ для очищения от скверны греха, и обратилось к приношениям с кровью. Ритуалы были самые разные. Жертвы включали в себя все формы жизни, включая человеческую. Человеческий дух постоянно указывает на необходимость пролития крови. Среди разнообразных способов очищения – водой, солью, дымом, маслом и так далее – крови отдавалось особое предпочтение.

Итак, "Послание к евреям" содержит обращение ко всему миру. В нем отражено особое беспокойное состояние человечества – его взбудораженное сознание – состояние присущее каждому человеку. В решении этой проблемы акцент стоит ключевом средстве – крови. Каждый человек несет бремя чувства вины, осознавая, что в жизни что-то происходит не так – и лишь кровь способна здесь помочь.

 

у христиан есть твердое, непоколебимое основание в истории. Волны скептицизма могут подниматься и спадать. Аргументы со стороны философии и науки могут приводиться и опровергаться. Гонения могут оборвать жизнь преданных Богу людей. Но это основание останется. Это – Голгофа, где была принесена Жертва однажды и за всех.

Здесь мы встречаемся с элементом таинственности. Почему, можно спросить, Ему необходимо было умирать? Разве нельзя было решить проблему греха другим способом? На эти вопросы невозможно дать окончательный ответ. Даже при самом глубоком рассмотрении плана Божьего в отношении Примирения, мы, в конце концов, сталкиваемся, с тайной. Все, что мы можем сделать – принять слова, записанные в Евр. 9:22, с их аксиоматической "формулой крови".

Рассмотренный в данной главе аргумент, изложенный в послании, касается каждого человека, христианин он или нет. Каждый из нас страдает от глубокого внутреннего дискомфорта, религиозного характера: мы в грязи в присутствии Святого Бога, испытываем потребность в омовении и очищении. Мы испытываем беспокойство и глубокую озабоченность нашей дисгармонией с фундаментальным порядком во вселенной. Бог нашел средство для решения этой проблемы – это кровь.  Это средство проникает в глубины нашего подсознания и очищает его. Кровь – единственное, эффективное  очищающее средство, которое  очищает нас полностью.

Жертва Христа служит для христиан гарантией в двух величайших фактах: во-первых, был совершен поступок, который решило проблему греха. Христианам не нужно истязать себя, мучить себя голодом и жаждой, прилагать неимоверные, фанатичные,– однако тщетные усилия, – чтобы очистить себя от грехов. Одной жертвой Бог окончательно, навсегда решил этот вопрос.  Мы ни можем ничего к этому ни добавить, ни отнять. Голгофа дает нам "абсолютную уверенность" в избавлении от грехов.18

Во-вторых, Голгофа обеспечивает нам свободный доступ в присутствие Божье. Не имеет значения кто мы -- мы принадлежим Богу во Иисусе Христе. Ворота храма открыты для нас настежь.  Всякий верующий может войти в них – не раболепно, но с "дерзновением". Мы приходим с "омытыми телами" и "кроплением очистив сердца от порочной совести" – как братья Сына, пришедшего на землю, и умершего ради нас.

 



1  Макбет, Действие 5, сцена 1.

2 A.C. Bouquet, "Numinous Uneasiness", in Guilt or Pollution and Rites of Purification (Leiden: Brill, 1968), pp. 1—8.

5 Boston: Beacon Press, 1969, pp. 25—46.

6 Book of the Dead, chapter 25.

11  Но разве в ветхозаветной религии отсутствовала личная убежденность? Можно привести много текстов из Книги Псалтирь, для опровержения этого мнения. Следует понимать, что в этом послании апостол представляет саму суть Израиля и его обрядов, главным образом в свете ежегодного Дня примирения. Главная идея носит корпоративный характер. Мы еще увидим, насколько концепция заключенная в слове "синейдис" отличается от понятия "совесть".

12  См. Лев. 5:11—134 Чис. 31:22—33.

13  Этот аргумент я детально рассматриваю в книге Defilement and Purgation in the Book of Hebrews, pp. 323, 324.

18     "Наш великий Первосвященник принес за Себя жертву, когда пострадал вне врат. Одновременно были  совершено искупление людских грехов. Иисус – наш Защитник, Первосвященник  и Посредник. Сегодня мы подобно древним израильтянам стоим во внешнем дворе с блаженным упованием на славное явление Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа"  (Manuscript 128, 1897, in Seventh-day Adventist Bible Commentary, Vol. 7A, pp. 663—664).  "Голгофский крест бросает вызов всем земным силам и силам ада. Их ждет окончательное уничтожение. На кресте сосредоточены все святые силы, и от креста они исходят. Крест  находится в центре особого внимания, ибо на нем Христос отдал Свою жизнь за человечество"  (Manuscript 56, 1899, in Seventh-day Adventist Bible Commentary, Vol. 7A, pp. 661).  

19