Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Дети Семинары по ДСШ Дисциплина в классе
Дисциплина в классе PDF Печать Email

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонит­ся от него, когда и состареет.

Притч 22:6.

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и много­милостив. Не до конца гневается, и не вовек него­дует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам.

/7с 102:8-11

Дисциплина в классе — один из самых актуальных вопро­сов для каждого преподавателя. Если дисциплины в классе нет, теряется контроль над процессом обучения и, как следствие, непродуктивно расходуется ценное учеб­ное время. В результате страдают и учащиеся, и препо­даватели.

Решить эту проблему не всегда легко. Хорошая дис­циплина на занятии достигается при условии того, что преподаватель, последовательно поддерживая установ­ленные нормы поведения, которые должны быть понят­ны учащимся, стремится к сотрудничеству с ними, осно­ванному на любви и взаимном уважении. То есть осно­вополагающий принцип хорошей дисциплины — уста­новление доброжелательных отношений между учащимся и преподавателем.

В понимании многих преподавателей дисциплина — управление поведением ре­бенка или исправление его привычек. На самом деле, это понятие включает в себя множество факторов: личность преподавателя, его умение улаживать конфликты между детьми, способность сохранить доброжелательные отношения с учащимися. В толковом словаре* слово «дисциплина» объясняется следующим образом:

воздержанность, подчинение и привычка к установленному порядку. Библейское понятие «дисциплина» включает в себя также значение «обучение, учение». Это понятие можно рассматривать как с позитивной, так и с негативной точек зрения. С позитивной точки зрения, дисциплинирование — предотвращение плохого, настав­ление. Например: «Если ты ляжешь спать в 10 часов, то завтра хорошо выспишься и сможешь пригласить в гости друга». С негативной точки зрения — это исправле­ние, наказание. «Поскольку ты дотянул до двенадцати, я не разрешаю смотреть тебе эту программу».

К сожалению, для многих людей слово «дисциплина» стало синонимом слова «наказание». Эти два понятия необходимо раз­личать. Наказание — расплата за неправильный поступок. В юри­дическом смысле — штраф за нарушение закона. Наказание — плохой учитель, потому что оно лишает возможности исправлять ошибки. Дисциплинирование же не штраф, а соблюдение есте­ственных, установленных Богом и людьми норм, предупреждение о том, что наши действия влекут за собой последствия. Кроме то­го, у дисциплинирования и наказания разные отношения ко вре­мени: наказание обращено к прошлому, как взимание платы за совершенное, дисциплинирование же обращено вперед. Уроки, извлеченные из него, позволяют нам не допускать ошибок впредь. Итак, методичес­кое понятие «дисциплина» означает:

1. Свод правил для поддержания порядка.

2. Воспитание с целью наставления.

3. Наказание с целью исправления.

Дисциплинирование — процесс, развивающийся в ту сторону, куда преподаватель направляет свои усилия.

Дисциплинирование — помощь ребенку со стороны взрослых в превращении в ответствен­ного, зрелого, любящего и нравственного человека.

Родителям и преподавателям необходимо знать, как воспиты­вать ребенка, не мешая его развитию усиленным контролем. Чрез­мерное руководство так же плохо, как и его отсутствие. Попытка «сломить волю» ребенка — ужасная ошибка. Каждый человек сво­еобразен. Силой можно добиться внешнего подчинения, но впо­следствии ребенок, которого воспитывали подобным образом, становится в душе бунтарем. Дисциплинирование разумного чело­века, водимого Богом, отличается от дрессировки бессловесного животного. Жи­вотное учат подчинению своему хозяину. Этот метод иногда ошибочно применя­ют и в педагогике, превращая детей в послушных роботов. Ум, волю, сознание чело­века нельзя подчинять ничьему контролю. Вряд ли мы можем назвать Божьим пла­ном подавление человеческого разума. Тот, кто унижает или уничтожает личность, берет на себя ответственность, которая не приводит к добру. В присутствии стар­ших дети могут казаться вымуштрованными солдатами, но при отсутствии контро­ля может оказаться, что в их характерах не хватает ни силы, ни твердости. Не научившись управлять собой, такие люди впоследствии не будут признавать никаких ограничений, кроме требований родителей и преподавателя. Вдали от родителей они не могут использовать свою свободу и часто выбирают путь потворства сво­им слабостям, приводящий к гибели. Слово «дисциплина», скорее, должно быть синонимом «наставления в любви».

Правила дисциплинирования

Самое удивительное, что у детей есть потребность в дис­циплине, это одна из их основных нужд. Поэтому утвер­ждать, что любовь — все, что нужно для того, чтобы быть хорошими родителями или преподавателями, неверно. Ребенка нужно любить и дисциплинировать. Чувства люб­ви и расположения должны уравниваться пониманием си­туаций и самоконтролем. Ребенок, не знающий границ своего поведения, чувствует себя неуверенно. Он обрета­ет свободу, если точно знает границы. Дисциплинируя ре­бенка или группу детей, помните:

— Последствия проступков должны быть направлены на то, чтобы усилить в ребенке чувство ответственности и контроля в своей жизни. Если мы заставляем ребен­ка учиться, то вряд ли он сам поймет, насколько это для него необходимо. Если же он, учась, столкнется с определенными трудностями, то это будет хорошим уроком для него.

— Наказания за проступки должны соответствовать возрасту ребенка. Шлепа­нье унижает подростка, да и вряд ли возымеет эффект, а для четырехлетне­го ребенка будет наказанием к пользе.

— Тяжесть последствий должна соотноситься с тяжестью проступка. Закон пре­дусматривает различные сроки заключения за различные преступления. От­личайте мелкие проступки от серьезных нарушений. Иначе самые суровые наказания лишаются смысла.

— Дети должны уметь говорить «нет» своим желаниям и уважать «нет» других людей.

Если мы не учим детей принимать «нет» от людей, то открываем дьяволу сла­бое место для искушения. Это правило действительно для каждой соответствующей ситуации.

Четкая структура дисциплины должна сочетаться с пониманием мотивов детского поведения. «Золотым правилом» Библии называют золотой стих из Евангелия от

Мат­фея, 7:12 «... во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайтеи вы с ними...». Взрослые христиане относят это правило к своим братьям и сес­трам, но совершенно забывают о том, что оно относится и к детям в классе или в семье. Почему взрослый часто думает, что условия, которые не подходят или не­приятны ему, будут приятны ребенку? Подумайте, что испытываете вы, когда на вас постоянно в течение дня повышают голос, требуют что-то, не объясняя причин, не ин­тересуются вашими желаниями и самочувствием? Это правило включает в себя одно важное понятие: ува­жение. То, что не совсем привычно применять к ре­бенку. Уважать принято родителей, преподавателей, старших по возрасту. Но просто необходимо уважи­тельно относиться к детям. Одна молодая мама ска­зала о своем новорожденном: «В нашей семье по­явился новый человек, и мы с ним знакомимся». По­думайте о том, таков ли ваш подход к каждому но­вому ребенку, приходящему в ваш класс? Можете ли вы сказать, что он — объект знакомства, познания, или это просто объект воспитательного воздействия?

Есть еще одна большая ошибка, совершаемая взрослыми. Часто родители или преподаватели грубо вторгаются в мир ребенка, разрушают его и пытаются навес­ти там свои порядки: вещи должны лежать только так, игрушки должны стоять толь­ко здесь и т. д. Помните о том, что ребенок сам создает свой мир, и только в нем он будет чувствовать себя комфортно и защищено. Конечно, вы будете его учить многим правилам и будете требовать их соблюдать. Но не следует делать это гру­бо, ломая при этом ребенка. Помните, что темперамент человека — это врожден­ное и не изменится на протяжении жизни.



Что влияет на дисциплину в классе?

Физические условия

— Температура в классе. Если слишком жарко или холодно, то взрослые засы­пают, а дети начинают двигаться. Движение на занятии всегда — источник дис­циплинарных проблем.

— Освещение. Если слишком темно, или глаза слепит свет, это создает неудоб­ства и влияет на поведение учащихся.

— Оформление классной комнаты. Грязный, непривлекательный класс, где все находится в беспорядке, провоцирует на неаккуратное отношение к мебели, неуважение к преподавателю.

alt— Шум извне. Если, находясь в классной комнате, дети слышат, что делается в молитвенном зале, то они не смогут сосредоточить внимание на занятии.

Удобство и размеры мебели. Если маленькие дети сидят на больших, неудобных стульях, или наоборот, большие дети сидят на маленьких стульчиках, то они будут лю­быми способами стараться устроиться поудобнее. Это будет срывать занятие.

Внешность преподавателя. Слишком яркие украшения отвлекают детей. Они с восторгом будут смотреть на бле­стящую брошь или сверкающее кольцо и забудут о за­нятии.

Посторонние люди. Повесьте возле двери объявление о том, что в классе идет занятие. Некоторые члены цер­кви не относятся серьезно к занятиям в субботней школе, они случайно за­ходят в классную комнату и занимаются своими делами, срывая занятие.

Предупредите членов церкви, попросите пастора объявить с кафедры о том, чтобы во время занятия в класс никто не заходил.
Эмоциональные условия в группе

— Психологический климат. Его могут испортить конфликты детей друг с дру­гом, родителями, преподавателями.

— Особенности темперамента ребенка во многом определяют его поведение. Активные, напористые, энергичные малыши чаще бывают обидчиками. Им труднее справиться со своими желаниями. Робкие, застенчивые, медлитель­ные, напротив, чаще оказываются обиженными. Какими бы ни были ваши дети, в разрешении конфликтов вы должны опираться, прежде всего, на Сло­во Божие и на уважение к личности ребенка. Не следует сразу же ругать провинившегося, грубо вырывать у него игрушку или требовать, чтобы он немед­ленно сел на место. Это не прекратит ссоры, напротив, дети получат пример насильственного решения проблемы. Ваша задача иная. Дети конфликтуют не со зла: просто они хотят играть одной и той же игрушкой, но не умеют догова­риваться.

— Возможные проблемы в семье ребенка. В любом возрасте люди испытыва­ют влияние социальных групп, к которым они принадлежат. В детстве это вли­яние ощущается особенно сильно. Какая атмосфера царит у вас в классе?

На­пряженная или атмосфера любви и покоя? — Природные способности ребенка. Особенно одаренным или особенно отста­ющим часто надоедает привычная деятельность.

— Методическая и духовная подготовка. Это самый трудный фактор. Анализи­руйте свое поведение, свою подготовку объективно. Сколь качественна ваша подготовка? Тщательно ли вы готовились к занятию или отнеслись к нему не­брежно? Подготовили ли вы класс к приходу учащихся, положили ли на стол нужные пособия или все это делалось в спешке? Если рассказ преподавате­ля сбивчив, пособия не подготовлены, то внимание детей потеряно.

Какие бы меры мы ни принимали, они предотвратят часть проблем, но не ликвидируют их все. Молитва и внутренний настрой преподавателя помогают справиться с возникающими проблемами.

Методы коррекции детского поведения

Установите для вашего класса определенные нормы поведения. Они должны быть четкими и простыми, например: «Каждый должен вести себя хорошо» — звучит ту­манно. «Мы будем говорить по одному: один говорит, другие слушают» — звучит четко и конкретно. Спросите детей, согласны ли они выполнять эти правила, напи­шите их на листе и повесьте на стену в классе. Объясните, что можно делать, что нельзя и не меняйте правил в зависимости от своего настроения. Если дети поймут, что в одном настроении вы позволяете что-то, чего не позволяете в другом, они начнут изворачиваться, хитрить, подстраиваться под ваше настроение. Не забывайте сами придерживаться установленных правил. Дети — большие максималисты, и они будут зорко следить за вашим поведением.

Ведите себя так, чтобы было видно, что вы — руководитель. Будьте хозяином положения, направляйте, ведите за собой детей. Они быстро распознают нереши­тельность, отсутствие четких распоряжений, а это — стимул к плохому поведению. Помните, что вы всегда должны быть им другом, вы для них — преподаватель, а не партнер по игре. Будьте всегда дружелюбны, но не забывайте, что фамильяр­ность воспитывает неуважение. Можно замечательно общать­ся с учащимися, не превращаясь в одного из них.

Хвалите учащихся. Похвала — лучший метод коррекции детского поведения. Это подбодрит их и побудит сделать что-то еще лучше. Если вы говорите ребенку: «Фу-у-у, как ты плохо выполнил эту работу, просто противно смотреть, ну-ка переделай!» Скорее всего, следующая работа будет вы­полнена гораздо хуже предыдущей. А если сказать по-другому: «Ну-у-у, в общем-то ничего, вижу, что вот здесь и здесь ты действительно ста­рался, но ты ведь можешь сделать еще лучше, попробуй!» Если вы хотите научить попугая говорить, вы даете ему семечки каждый раз, когда он издает нужный звук, если вы хотите научить собаку новому трюку, то за каждое достижение вы награж­даете ее косточкой. Психологи называют это методом позитивной обусловленно­сти. Проще говоря, награждайте ребенка за хорошее поведение, и вы сможете его добиться. Показывайте учащимся, что вы ими довольны, и физически, и эмоционально. Гово­рите учащимся, что вы гордитесь их успехами. Это акцентирует внимание на продвижении вперед, а не на достигнутом. Дайте ребенку ви­деть перспективу.

Будьте осторожны, чтобы побуждая, не пе­ревозбудить учащихся. Слишком большое раз­нообразие не приносит пользы, вы перегрузи­те детей, следствие этого — плохое поведение. Чрезмерная нагрузка отключает внимание де­тей и порождает скуку.

Действенные методы коррекции поведения базируются на стремлении посту­пать с детьми справедливо. Если вы не собираетесь долго и кропотливо разби­раться в детском конфликте, то не применяйте наказание. Не наказывайте обе стороны и весь класс за проступок кого-либо. Дети наделены чувственным вос­приятием, поэтому небольшое происшествие в их глазах может вырасти и превра­титься в значимое событие. Старайтесь «погасить» сильную эмоциональную ре­акцию ребенка, чтобы, наблюдая за вашими эмоциями, он не получил подтверж­дения своим. Разрешая проблемы в классе, сдерживайте свои эмоции, тем более гнев и раздражение. Если вы потеряете контроль над собой, то это плохо отра­зится на вашем авторитете.

Не заводите себе любимчиков, дети это чувствуют и найдут повод, чтобы ото­мстить вам и ему.

Не угрожайте мерами, которые вы не собираетесь или не можете применить. Позвольте учащимся на опыте познакомиться с последствиями их поведения:

если детали любимой игры потеряны, не спешите заменять их новыми, если ссорят­ся из-за места, не разрешайте садиться никому.

Рассказывайте истории, иллюстрирующие положительное поведение. Если все ваши усилия по дисциплинированию учащегося в классе безуспешны, поработайте с ним индивидуально. Объясните ему ваше отношение к ситуации. Рас­скажите о вреде, который он приносит классу, но не о том, что было нанесено ос-корбление лично вам. Будьте терпеливы, не рассказывайте другим об этом учащем­ся — нарушителе дисциплины. Иногда это провоцирует других сплетничать. Лучше в тишине помолитесь о нем.

Не наказывайте детей дополнительными занятиями. Посещение воскресной школы должно быть добровольным желанием ребенка, а не тяжелым бременем, и ни в коем случае не наказанием.

Будьте естественны и искренни. Учащиеся быстро улавливают малейшую неис­кренность и фальшь. В то же время, не берите за правило положение: «Делай так, как я говорю, и не делай так, как я делаю». Будьте сосудом, который Бог исполь­зует в Своих целях. Помните, что над жизнью учащихся работает Бог. Будьте парт­нером, союзником Бога, но не берите на себя ответственность за то, что может сде­лать только Он, «ибо мы — Его творение, созданные во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2:10).

Дисциплина — это воспитание ребенка в любви Господа. По-настоящему нераз­решимых проблем не так уж много. Поэтому с верой смотрите в будущее! Не по­гружайтесь в негативное. Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения с учащими­ся все больше и больше становятся негативными, проанализируйте причины, не за­бывая о том, что мы писали вначале: дисциплина — это процесс, который развива­ется в результате длительных, доброжелательных отношений.

Некоторые советы относительно дисциплины в классе

1. Иногда действия говорят лучше слов. Молча заберите предмет, которым уча­щийся развлекается. Не отдавайте до конца занятия. После занятия погово­рите с ним.

2. Подойдите к разговаривающему и молча встаньте около него. Положите ему руку на плечо или пересадите за другую парту.

3. Попробуйте помолчать. Внезапно остановитесь на полуслове и дождитесь ти­шины.

4. Попытайтесь установить контакт с помощью строгого взгляда, кивка головой, пригрозив пальцем.

5. Вместо того, чтобы выставить на доске оценки за плохое поведение, лучше назначьте каждому учащемуся некоторое количество баллов, флажков или звездочек. Вы сможете потом убирать по одному баллу за нарушение дис­циплины.

6. Не вызывайте учащихся отвечать по предсказуемой схеме. Пусть они будут немного волноваться, это только улучшит их ответы.

7. Умейте быстро переходить к вопросам и ответам, если чувствуете, что уча­щиеся устали. 8. Умейте замечать самые незначительные улучшения в поведении учащегося и поощряйте их.

9. Попробуйте спросить нарушителя дисциплины, не помочь ли ему чем-нибудь, и окажите ему помощь.

10. Попробуйте понизить голос. Никогда не повышайте его, иначе учащимся при­дется напрягать слух, чтобы расслышать ваши слова.

11. Признайтесь, повторяющееся плохое поведение часто служит сигналом того, что учащемуся недостает внимания или любви. Не всегда, поговорив с ним, вы можете успешно устранить причины, которые толкают его сорвать заня­тие. Возможно, вам придется говорить с ним несколько раз, прежде чем си­туация изменится.

12. Будьте терпеливы. Бог еще не закончил Свою работу с учащимися (и с вами тоже). Чтобы решить проблемы и наладить отношения с учащимися, требу­ется время. Будьте щедрыми на время, как и Господь наш: «Щедр и милос­тив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс 102:8).

Проверочный тест

1. Данте определения методическому понятию «дисциплина».

2. Напишите «золотое правило» понимания мотивов детского поведения.

3. Какие факторы влияют на дисциплину в вашем классе?

4. Опишите несколько методов коррекции детского поведения.

5. Придумайте один-два совета относительно дисциплины в классе.