Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и
состареет.
Притч 22:6.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается,
и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим
воздал нам.
/7с 102:8-11
Дисциплина в классе — один из самых актуальных вопросов для каждого
преподавателя. Если дисциплины в классе нет, теряется контроль над процессом
обучения и, как следствие, непродуктивно расходуется ценное учебное время. В
результате страдают и учащиеся, и преподаватели.
Решить эту проблему не всегда легко. Хорошая дисциплина на занятии достигается
при условии того, что преподаватель, последовательно поддерживая установленные
нормы поведения, которые должны быть понятны учащимся, стремится к
сотрудничеству с ними, основанному на любви и взаимном уважении. То есть
основополагающий принцип хорошей дисциплины — установление доброжелательных
отношений между учащимся и преподавателем.
В понимании многих преподавателей дисциплина — управление поведением ребенка
или исправление его привычек. На самом деле, это понятие включает в себя
множество факторов: личность преподавателя, его умение улаживать конфликты между
детьми, способность сохранить доброжелательные отношения с учащимися. В толковом
словаре* слово «дисциплина» объясняется следующим образом:
воздержанность, подчинение и привычка к установленному порядку. Библейское
понятие «дисциплина» включает в себя также значение «обучение, учение». Это
понятие можно рассматривать как с позитивной, так и с негативной точек зрения. С
позитивной точки зрения, дисциплинирование — предотвращение плохого,
наставление. Например: «Если ты ляжешь спать в 10 часов, то завтра хорошо
выспишься и сможешь пригласить в гости друга». С негативной точки зрения — это
исправление, наказание. «Поскольку ты дотянул до двенадцати, я не разрешаю
смотреть тебе эту программу».
К сожалению, для многих людей слово «дисциплина» стало синонимом слова
«наказание». Эти два понятия необходимо различать. Наказание — расплата за
неправильный поступок. В юридическом смысле — штраф за нарушение закона.
Наказание — плохой учитель, потому что оно лишает возможности исправлять ошибки.
Дисциплинирование же не штраф, а соблюдение естественных, установленных Богом и
людьми норм, предупреждение о том, что наши действия влекут за собой
последствия. Кроме того, у дисциплинирования и наказания разные отношения ко
времени: наказание обращено к прошлому, как взимание платы за совершенное,
дисциплинирование же обращено вперед. Уроки, извлеченные из него, позволяют нам
не допускать ошибок впредь. Итак, методическое понятие «дисциплина» означает:
1. Свод правил для поддержания порядка.
2. Воспитание с целью наставления.
3. Наказание с целью исправления.
Дисциплинирование — процесс, развивающийся в ту сторону, куда преподаватель
направляет свои усилия.
Дисциплинирование — помощь ребенку со стороны взрослых в превращении в
ответственного, зрелого, любящего и нравственного человека.
Родителям и преподавателям необходимо знать, как воспитывать ребенка, не мешая
его развитию усиленным контролем. Чрезмерное руководство так же плохо, как и
его отсутствие. Попытка «сломить волю» ребенка — ужасная ошибка. Каждый человек
своеобразен. Силой можно добиться внешнего подчинения, но впоследствии
ребенок, которого воспитывали подобным образом, становится в душе бунтарем.
Дисциплинирование разумного человека, водимого Богом, отличается от дрессировки
бессловесного животного. Животное учат подчинению своему хозяину. Этот метод
иногда ошибочно применяют и в педагогике, превращая детей в послушных роботов.
Ум, волю, сознание человека нельзя подчинять ничьему контролю. Вряд ли мы можем
назвать Божьим планом подавление человеческого разума. Тот, кто унижает или
уничтожает личность, берет на себя ответственность, которая не приводит к добру.
В присутствии старших дети могут казаться вымуштрованными солдатами, но при
отсутствии контроля может оказаться, что в их характерах не хватает ни силы, ни
твердости. Не научившись управлять собой, такие люди впоследствии не будут
признавать никаких ограничений, кроме требований родителей и преподавателя.
Вдали от родителей они не могут использовать свою свободу и часто выбирают путь
потворства своим слабостям, приводящий к гибели. Слово «дисциплина», скорее,
должно быть синонимом «наставления в любви».
Правила дисциплинирования
Самое удивительное, что у детей есть потребность в дисциплине, это одна из их
основных нужд. Поэтому утверждать, что любовь — все, что нужно для того, чтобы
быть хорошими родителями или преподавателями, неверно. Ребенка нужно любить и
дисциплинировать. Чувства любви и расположения должны уравниваться пониманием
ситуаций и самоконтролем. Ребенок, не знающий границ своего поведения,
чувствует себя неуверенно. Он обретает свободу, если точно знает границы.
Дисциплинируя ребенка или группу детей, помните:
— Последствия проступков должны быть направлены на то, чтобы усилить в ребенке
чувство ответственности и контроля в своей жизни. Если мы заставляем ребенка
учиться, то вряд ли он сам поймет, насколько это для него необходимо. Если же
он, учась, столкнется с определенными трудностями, то это будет хорошим уроком
для него.
— Наказания за проступки должны соответствовать возрасту ребенка. Шлепанье
унижает подростка, да и вряд ли возымеет эффект, а для четырехлетнего ребенка
будет наказанием к пользе.
— Тяжесть последствий должна соотноситься с тяжестью проступка. Закон
предусматривает различные сроки заключения за различные преступления.
Отличайте мелкие проступки от серьезных нарушений. Иначе самые суровые
наказания лишаются смысла.
— Дети должны уметь говорить «нет» своим желаниям и уважать «нет» других людей.
Если мы не учим детей принимать «нет» от людей, то открываем дьяволу слабое
место для искушения. Это правило действительно для каждой соответствующей
ситуации.
Четкая структура дисциплины должна сочетаться с пониманием мотивов детского
поведения. «Золотым правилом» Библии называют золотой стих из Евангелия от
Матфея, 7:12 «... во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайтеи вы с ними...». Взрослые христиане относят это правило к своим
братьям и сестрам, но совершенно забывают о том, что оно относится и к детям в
классе или в семье. Почему взрослый часто думает, что условия, которые не
подходят или неприятны ему, будут приятны ребенку? Подумайте, что испытываете
вы, когда на вас постоянно в течение дня повышают голос, требуют что-то, не
объясняя причин, не интересуются вашими желаниями и самочувствием? Это правило
включает в себя одно важное понятие: уважение. То, что не совсем привычно
применять к ребенку. Уважать принято родителей, преподавателей, старших по
возрасту. Но просто необходимо уважительно относиться к детям. Одна молодая
мама сказала о своем новорожденном: «В нашей семье появился новый человек, и
мы с ним знакомимся». Подумайте о том, таков ли ваш подход к каждому новому
ребенку, приходящему в ваш класс? Можете ли вы сказать, что он — объект
знакомства, познания, или это просто объект воспитательного воздействия?
Есть еще одна большая ошибка, совершаемая взрослыми. Часто родители или
преподаватели грубо вторгаются в мир ребенка, разрушают его и пытаются навести
там свои порядки: вещи должны лежать только так, игрушки должны стоять только
здесь и т. д. Помните о том, что ребенок сам создает свой мир, и только в нем он
будет чувствовать себя комфортно и защищено. Конечно, вы будете его учить многим
правилам и будете требовать их соблюдать. Но не следует делать это грубо, ломая
при этом ребенка. Помните, что темперамент человека — это врожденное и не
изменится на протяжении жизни.
Что влияет на дисциплину в классе?
Физические условия
— Температура в классе. Если слишком жарко или холодно, то взрослые засыпают, а
дети начинают двигаться. Движение на занятии всегда — источник дисциплинарных
проблем.
— Освещение. Если слишком темно, или глаза слепит свет, это создает неудобства
и влияет на поведение учащихся.
— Оформление классной комнаты. Грязный, непривлекательный класс, где все
находится в беспорядке, провоцирует на неаккуратное отношение к мебели,
неуважение к преподавателю.
alt— Шум извне. Если, находясь в классной комнате, дети слышат, что делается в
молитвенном зале, то они не смогут сосредоточить внимание на занятии.
Удобство и размеры мебели. Если маленькие дети сидят на больших, неудобных
стульях, или наоборот, большие дети сидят на маленьких стульчиках, то они будут
любыми способами стараться устроиться поудобнее. Это будет срывать занятие.
Внешность преподавателя. Слишком яркие украшения отвлекают детей. Они с
восторгом будут смотреть на блестящую брошь или сверкающее кольцо и забудут о
занятии.
Посторонние люди. Повесьте возле двери объявление о том, что в классе идет
занятие. Некоторые члены церкви не относятся серьезно к занятиям в субботней
школе, они случайно заходят в классную комнату и занимаются своими делами,
срывая занятие.
Предупредите членов церкви, попросите пастора объявить с кафедры о том, чтобы во
время занятия в класс никто не заходил.
Эмоциональные условия в группе
— Психологический климат. Его могут испортить конфликты детей друг с другом,
родителями, преподавателями.
— Особенности темперамента ребенка во многом определяют его поведение. Активные,
напористые, энергичные малыши чаще бывают обидчиками. Им труднее справиться со
своими желаниями. Робкие, застенчивые, медлительные, напротив, чаще оказываются
обиженными. Какими бы ни были ваши дети, в разрешении конфликтов вы должны
опираться, прежде всего, на Слово Божие и на уважение к личности ребенка. Не
следует сразу же ругать провинившегося, грубо вырывать у него игрушку или
требовать, чтобы он немедленно сел на место. Это не прекратит ссоры, напротив,
дети получат пример насильственного решения проблемы. Ваша задача иная. Дети
конфликтуют не со зла: просто они хотят играть одной и той же игрушкой, но не
умеют договариваться.
— Возможные проблемы в семье ребенка. В любом возрасте люди испытывают влияние
социальных групп, к которым они принадлежат. В детстве это влияние ощущается
особенно сильно. Какая атмосфера царит у вас в классе?
Напряженная или атмосфера любви и покоя? — Природные способности ребенка.
Особенно одаренным или особенно отстающим часто надоедает привычная
деятельность.
— Методическая и духовная подготовка. Это самый трудный фактор. Анализируйте
свое поведение, свою подготовку объективно. Сколь качественна ваша подготовка?
Тщательно ли вы готовились к занятию или отнеслись к нему небрежно? Подготовили
ли вы класс к приходу учащихся, положили ли на стол нужные пособия или все это
делалось в спешке? Если рассказ преподавателя сбивчив, пособия не подготовлены,
то внимание детей потеряно.
Какие бы меры мы ни принимали, они предотвратят часть проблем, но не ликвидируют
их все. Молитва и внутренний настрой преподавателя помогают справиться с
возникающими проблемами.
Методы коррекции детского поведения
Установите для вашего класса определенные нормы поведения. Они должны быть
четкими и простыми, например: «Каждый должен вести себя хорошо» — звучит
туманно. «Мы будем говорить по одному: один говорит, другие слушают» — звучит
четко и конкретно. Спросите детей, согласны ли они выполнять эти правила,
напишите их на листе и повесьте на стену в классе. Объясните, что можно делать,
что нельзя и не меняйте правил в зависимости от своего настроения. Если дети
поймут, что в одном настроении вы позволяете что-то, чего не позволяете в
другом, они начнут изворачиваться, хитрить, подстраиваться под ваше настроение.
Не забывайте сами придерживаться установленных правил. Дети — большие
максималисты, и они будут зорко следить за вашим поведением.
Ведите себя так, чтобы было видно, что вы — руководитель. Будьте хозяином
положения, направляйте, ведите за собой детей. Они быстро распознают
нерешительность, отсутствие четких распоряжений, а это — стимул к плохому
поведению. Помните, что вы всегда должны быть им другом, вы для них —
преподаватель, а не партнер по игре. Будьте всегда дружелюбны, но не забывайте,
что фамильярность воспитывает неуважение. Можно замечательно общаться с
учащимися, не превращаясь в одного из них.
Хвалите учащихся. Похвала — лучший метод коррекции детского поведения. Это
подбодрит их и побудит сделать что-то еще лучше. Если вы говорите ребенку:
«Фу-у-у, как ты плохо выполнил эту работу, просто противно смотреть, ну-ка
переделай!» Скорее всего, следующая работа будет выполнена гораздо хуже
предыдущей. А если сказать по-другому: «Ну-у-у, в общем-то ничего, вижу, что вот
здесь и здесь ты действительно старался, но ты ведь можешь сделать еще лучше,
попробуй!» Если вы хотите научить попугая говорить, вы даете ему семечки каждый
раз, когда он издает нужный звук, если вы хотите научить собаку новому трюку, то
за каждое достижение вы награждаете ее косточкой. Психологи называют это
методом позитивной обусловленности. Проще говоря, награждайте ребенка за
хорошее поведение, и вы сможете его добиться. Показывайте учащимся, что вы ими
довольны, и физически, и эмоционально. Говорите учащимся, что вы гордитесь их
успехами. Это акцентирует внимание на продвижении вперед, а не на достигнутом.
Дайте ребенку видеть перспективу.
Будьте осторожны, чтобы побуждая, не перевозбудить учащихся. Слишком большое
разнообразие не приносит пользы, вы перегрузите детей, следствие этого —
плохое поведение. Чрезмерная нагрузка отключает внимание детей и порождает
скуку.
Действенные методы коррекции поведения базируются на стремлении поступать с
детьми справедливо. Если вы не собираетесь долго и кропотливо разбираться в
детском конфликте, то не применяйте наказание. Не наказывайте обе стороны и весь
класс за проступок кого-либо. Дети наделены чувственным восприятием, поэтому
небольшое происшествие в их глазах может вырасти и превратиться в значимое
событие. Старайтесь «погасить» сильную эмоциональную реакцию ребенка, чтобы,
наблюдая за вашими эмоциями, он не получил подтверждения своим. Разрешая
проблемы в классе, сдерживайте свои эмоции, тем более гнев и раздражение. Если
вы потеряете контроль над собой, то это плохо отразится на вашем авторитете.
Не заводите себе любимчиков, дети это чувствуют и найдут повод, чтобы отомстить
вам и ему.
Не угрожайте мерами, которые вы не собираетесь или не можете применить.
Позвольте учащимся на опыте познакомиться с последствиями их поведения:
если детали любимой игры потеряны, не спешите заменять их новыми, если ссорятся
из-за места, не разрешайте садиться никому.
Рассказывайте истории, иллюстрирующие положительное поведение. Если все ваши
усилия по дисциплинированию учащегося в классе безуспешны, поработайте с ним
индивидуально. Объясните ему ваше отношение к ситуации. Расскажите о вреде,
который он приносит классу, но не о том, что было нанесено ос-корбление лично
вам. Будьте терпеливы, не рассказывайте другим об этом учащемся — нарушителе
дисциплины. Иногда это провоцирует других сплетничать. Лучше в тишине помолитесь
о нем.
Не наказывайте детей дополнительными занятиями. Посещение воскресной школы
должно быть добровольным желанием ребенка, а не тяжелым бременем, и ни в коем
случае не наказанием.
Будьте естественны и искренни. Учащиеся быстро улавливают малейшую
неискренность и фальшь. В то же время, не берите за правило положение: «Делай
так, как я говорю, и не делай так, как я делаю». Будьте сосудом, который Бог
использует в Своих целях. Помните, что над жизнью учащихся работает Бог. Будьте
партнером, союзником Бога, но не берите на себя ответственность за то, что
может сделать только Он, «ибо мы — Его творение, созданные во Христе Иисусе на
добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2:10).
Дисциплина — это воспитание ребенка в любви Господа. По-настоящему неразрешимых
проблем не так уж много. Поэтому с верой смотрите в будущее! Не погружайтесь в
негативное. Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения с учащимися все больше
и больше становятся негативными, проанализируйте причины, не забывая о том, что
мы писали вначале: дисциплина — это процесс, который развивается в результате
длительных, доброжелательных отношений.
Некоторые советы относительно дисциплины в классе
1. Иногда действия говорят лучше слов. Молча заберите предмет, которым учащийся
развлекается. Не отдавайте до конца занятия. После занятия поговорите с ним.
2. Подойдите к разговаривающему и молча встаньте около него. Положите ему руку
на плечо или пересадите за другую парту.
3. Попробуйте помолчать. Внезапно остановитесь на полуслове и дождитесь тишины.
4. Попытайтесь установить контакт с помощью строгого взгляда, кивка головой,
пригрозив пальцем.
5. Вместо того, чтобы выставить на доске оценки за плохое поведение, лучше
назначьте каждому учащемуся некоторое количество баллов, флажков или звездочек.
Вы сможете потом убирать по одному баллу за нарушение дисциплины.
6. Не вызывайте учащихся отвечать по предсказуемой схеме. Пусть они будут
немного волноваться, это только улучшит их ответы.
7. Умейте быстро переходить к вопросам и ответам, если чувствуете, что учащиеся
устали. 8. Умейте замечать самые незначительные улучшения в поведении учащегося
и поощряйте их.
9. Попробуйте спросить нарушителя дисциплины, не помочь ли ему чем-нибудь, и
окажите ему помощь.
10. Попробуйте понизить голос. Никогда не повышайте его, иначе учащимся
придется напрягать слух, чтобы расслышать ваши слова.
11. Признайтесь, повторяющееся плохое поведение часто служит сигналом того, что
учащемуся недостает внимания или любви. Не всегда, поговорив с ним, вы можете
успешно устранить причины, которые толкают его сорвать занятие. Возможно, вам
придется говорить с ним несколько раз, прежде чем ситуация изменится.
12. Будьте терпеливы. Бог еще не закончил Свою работу с учащимися (и с вами
тоже). Чтобы решить проблемы и наладить отношения с учащимися, требуется время.
Будьте щедрыми на время, как и Господь наш: «Щедр и милостив Господь,
долготерпелив и многомилостив» (Пс 102:8).
Проверочный тест
1. Данте определения методическому понятию «дисциплина».
2. Напишите «золотое правило» понимания мотивов детского поведения.
3. Какие факторы влияют на дисциплину в вашем классе?
4. Опишите несколько методов коррекции детского поведения.
5. Придумайте один-два совета относительно дисциплины в классе.
|