Поминайте наставников ваших,
которые проповедывали вам слово Божие,
и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
Евр 13:7
Преподаватели не похожи друг на друга. Преподавание в ДСШ также не бывает
одинаковым. Каким преподавателем вы станете, зависит от талантов и духовных
даров, которыми наделил вас Бог, и от усилий, которые вы прикладываете к
совершенствованию своего преподавательского мастерства. Но, несмотря на все
различия, присущие как самим преподавателям, так и методам их работы, мы
отметим некоторые общие черты и особенности, свойственные преподавателям,
выделяющимся своим ревностным отношением к делу. И вот что мы обнаружим:
Преподаватели ДСШ считают СУББОТУ большим праздником
Придя поутру в класс, чтобы приготовить все необходимое для занятий,
преподаватели приносят с собой атмосферу праздника. И так бывает не только на
Пасху или Рождество. Ибо суббота — день Господень. И все говорит о том, что
каждая суббота для них — большой праздник. Преподаватели празднично одеты. В
разных церквях в зависимости от местных традиций люди по-разному представляют
себе, что значит быть одетым празднично, тем не менее преподаватели всегда
приходят на занятия, имея опрятный и приличный вид. Они рано встали, тщательно
привели себя в порядок, и вот они уже в церкви с сияющими лицами. Возможно,
вам небезынтересно узнать, к чему такая торжественность и откуда такой
энтузиазм. Они дожидаются встречи с близкими им людьми, которые в этот день
придут в субботнюю школу.
Преподаватели ДСШ любят людей
Возможно, не все преподаватели люди общительные, тем не менее, их отличает
дружелюбие и внимательное отношение к тем, кто приходит к ним на занятия.
Работают ли они с дошкольниками или с пенсионерами, они всегда приветливы,
предупредительны, деятельны и готовы оказать поддержку. Они стремятся к
позитивным взаимоотношениям с людьми, в особенности в группе, где они преподают.
Они интересуются тем, как живут эти люди. Они умеют создать обстановку
доброжелательности и взаимопомощи, атмосферу, в которой люди могут ощутить свою
общность. В стенах субботней школы они заботятся о своих подопечных подобно
тому, как пастырь заботится о стаде.
Преподаватели ДСШ любят преподавать Слово Божье
Само собой разумеется, что преподаватели ДСШ читают Слово Божье с упоением.
Библия для них — бесценное сокровище, которое они некогда открыли для себя и
которое не перестает восхищать их и придавать им силы, сколько бы лет ни прошло
с того дня, когда они впервые взялись за Его изучение. Эта радость общения со
Словом Божьим возрастает до такой степени, что выплескивается в неудержимом
желании поделиться ею с другими людьми. Преподавание Слова Божьего — источник
воодушевления для преподавателей. В ДСШ они преподают не только из чувства
долга и не просто потому, что их попросил об этом пастор — они полагают, что Бог
призвал их взяться за эту работу. Бог даровал им силы трудиться в ДСШ, и они
утверждаются в Господе, исполняя свое призвание к преподавательской
деятельности.
Преподаватели ДСШ готовятся к проведению занятий
Несмотря на чрезвычайную занятость, лучшие преподаватели приходят в церковь
подготовленными надлежащим образом. Они готовятся к своей работе постоянно,
молясь на протяжении всей недели. Они усердно изучают Божье Слово и
заблаговременно готовятся к занятиям. Если для проведения занятия могут
понадобиться какие-либо дополнительные материалы, они не станут откладывать их
поиск до субботы, а заранее проверят, есть ли у них под рукой все необходимое.
Таким образом, к началу занятий все готово — осталось только встретить
учеников.
Преподаватели ДСШ уповают на Божью силу
У некоторых людей прирожденный талант к преподаванию. Другие таких способностей
у себя не находят, они много и упорно работают над развитием своих
преподавательских навыков. Но главное, что сознают преподаватели, — Бог будет
действовать через них, невзирая на их человеческие ограничения и слабости. Они
привычны к молитве и изучению Писания, они заранее готовятся к занятиям и
потому перед учащимися излагают материал спокойно и уверенно — будь то дети,
молодежь или взрослые. Из этого вовсе не следует, что они знают все, что только
можно знать. Это не означает, что у них есть ответы на все вопросы. Скорее, это
говорит о том, что они доверяют Богу. Для этих людей Бог — основа их
уверенности. Они не видят нужды в том, чтобы уметь ответить на все вопросы,
которые могут быть заданы. Они сознают, что каждый ребенок ищет истину,
каждому ребенку предстоит достичь понимания истины в той степени, которая
определена Богом, и во время им назначенное. А потому ревностные преподаватели
опираются в работе на свою веру и побуждают учащихся к самостоятельному поиску
истины.
Преподаватели ДСШ имеют слушать
Преподаватели стремятся передать Слово Божье учащимся. Разумеется, им
приходится много говорить, излагая материал. Но умелый преподаватель не станет
все свое занятие превращать в лекцию. Ему не свойственно говорить и говорить не
переставая, дабы показать свои обширные познания. Такие преподаватели умеют
слушать тех, кого они учат. Они готовы со вниманием выслушать то, что хотят
сказать учащиеся. Они поощряют их задавать вопросы и сосредоточенно размышляют
над их вопросами, прежде чем ответить. Если вопрос неясен, они просят учащегося
повторить его или задать как-то иначе. Умелые преподаватели сознают, что
обучение — это не односторонний процесс, напротив, оно предполагает диалог. Они
понимают, что дети, как и любые другие люди, растут и развиваются, активно
высказывая свои мысли, убеждения и сомнения.
Преподаватели ДСШ должны быть терпеливыми
Преподавание может доставлять огорчение и разочаровывать. Подчас учащиеся далеки
от понимания важности преподаваемого материала. Подчас они утверждают, что им
все ясно, в то время как совершенно очевидно, что это не так. Дети отвратительно
себя ведут. Взрослые ведут себя не лучше, перебивая и не слушая друг друга. В
процессе преподавания мы сталкиваемся со множеством проблем и трудностей, и все
же ревностные преподаватели умеют хранить терпение несмотря ни на что. Они
любят детей, даже когда те безобразничают. Они не против повторить сказанное для
тех, кто не понял. Они терпеливо просят учащихся не перебивать друг друга и
высказываться по очереди. Они мягко утихомиривают расшалившихся детей. Они
продолжают делать все, что в их силах, даже если кажется, что люди потеряли
интерес к занятиям.
Преподаватели ДСШ готовы работать
Умелые преподаватели берутся сделать все необходимое для ведения занятий. Они не
только заранее готовятся провести занятие, но они приводят в порядок классную
комнату. Особенно если те, кто занимался в ней накануне, оставили после себя
грязный пол, столы и стулья. Преподаватели приходят в церковь и обнаруживают,
что в помещении сплошной беспорядок. Не хватает столов и стульев, кто-то
раздросал канцелярские принадлежности, куда-то девались книги, или же они лежат
не на своем месте. Все это может запросто вывести из себя. Несмотря на это,
преподаватели делают все необходимое для нормального проведения занятий, хотя
подобные трудности могут возникать с удручающим однообразием.
Церковное служение преподавателя
Церковное служение преподавателя установлено в Новом Завете
Мы обозначили некоторые качества, свойственные преподавателям ДСШ. Теперь нам бы
хотелось вкратце обратиться к библейскому обоснования служения преподавания,
которое мы находим в Новом Завете. В Евангелии от Марка (6:34) мы читаем, «Иисус
... увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы,
не имеющие пастыря; и начал учить их много». Самым великим Учителем на земле был
Иисус Христос, Его служение было посвящено учению. При виде народа сердце Его
охватывало сострадание, Его проникновенные очи видели нужды народа. Он знал как
и чему надо учить, и Своей жизнью возвысил труд учителя. Иисус Христос был
учителем
Он был совершенным учителем, учил не как книжники и фарисеи, надменно,
монотонно, соблюдая минимальную «букву» закона, но учил живому Слову, из Его
уст исходили слова жизни, и люди чувствовали их силу. Иисус Сам Себя называл
учителем, а Его последователи назывались учениками. Даже Его враги обращались к
Нему «равви», что значит учитель.
Апостолы были учителями
Перед вознесением Иисус повелел Своим ученикам: «Идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я
повелел вам... »
(Мф 28:19,20). Таким образом, Иисус передал апостолам Свое служение учителя.
Это значит, что авторитет преподавателя — от Господа.
Бог поставил учителей в церкви
Это поручение Христа актуально и сегодня. Он наделяет дарами всех верующих, один
из них — дар учительства. «И Он поставил одних апостолами, иных Евангелистами,
иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания
тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа
совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4:11-13). Апостол Павел три
раза упоминает об учительском даре в посланиях. Этим даром наделяет Бог верующих
для назидания и укрепления других в вере. И мы, принимая этот дар от Святого
Духа, призваны совершать служение преподавателя перед Господом, передавая Слово
Господне современным людям.
Духовная жизнь преподавателя
Секрет результативного служения преподавателя отчасти имеет отношение к его
духовной жизни. Посредством пламенной веры, которая живет в сердцах
преподавателей. Бог являет Свою силу, зажигая веру в сердцах других людей.
Наиболее важно в духовной жизни преподавателей следующее:
Обращение
Преподаватель ДСШ, прежде всего христианин. А это значит, что он рожден от Духа,
омыт кровью Христа и принадлежит к церкви.
Тот, кто будет рассказывать детям о прощении грехов во Христе, должен покаяться
и получить личную уверенность в прощении своих грехов. Преподаватель новой
жизни сам должен получить эту жизнь через рождение свыше. Вы можете научить
другого только тому, что стало частью вас самих. Невозможно эффективно учить,
полагаясь только на учебник. За учебным материалом должна стоять вера
преподавателя — живая, растущая, воспитанная на изучении Слова и молитве. Лучшая
подготовка и новейшая методика — ничто, если преподаватель — не христианин.
Настолько важно, чтобы преподаватель был христианином, что преданный Богу и
делу, но не подготовленный преподаватель предпочтительнее, чем подготовленный,
но не преданный.
Призвание
Быть призванным Богом, преподавать Его Слово детям — великая привилегия.
Желающий обучать детей Божьим истинам должен иметь ясное, твердое внутреннее
убеждение, что он призван Богом на это служение.
Это может выражаться в непреодолимом влечении к детям, в особой любви к ним.
Призвание может быть основано на особом переживании, какое было у Исайи,
который «услышал голос Господа, говорящего:
«Кого мне послать? И Кто пойдет для нас?»
И ответил Исаия:. «Вот я, пошли меня» (Ис 6:8).
Или может быть подобно переживанию Иеремии, когда Господь воспламенил его
желание служить: «Но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в
костях моих» (Иер 20:9). Иеремия почувствовал от Господа призыв к служению, от
которого нельзя отказаться. Господь может дать и нам личное осознание
необходимости нести детям Его
Слова. Часто призвание выражается через внутреннее откровение или постоянно
растущее убеждение, которое есть результат многократных молитв.
Если вы знаете, что Бог вверил вам эту миссию, то это изменит ваше отношение к
детям и к вашему преподаванию, укрепит вас, когда будет казаться, что ничего не
получается.
Молитва
Молитва — большое преимущество верующего. Как чудесно иметь любящего,
всемогущего Отца! Он нас любит и хочет, чтобы мы приносили Ему свою
благодарность и проблемы. Мы верим, что, приходя к Богу посредством заслуги
Христа, мы получаем благословение, которое ищем, и Господь хочет благословить
наш преподавательский труд.
Есть особые нужды, о которых преподаватель должен молиться: о благословении
своей жизни; о силе, вдохновении, мудрости, творчестве на занятии; чтобы
Господь открыл истину детям и вел их к Себе во всех обстоятельствах: через
занятие или семью, школу, разные христианские мероприятия; о любви окружающих к
ним и сохранении детских сердец от ожесточения; о духовном росте детей через
общение со всеми прихожанами и христианскими друзьями и многое другое. Читаем из
Первого послания Иоанна, 5:14-15: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что
когда просим чего по воле Его, Он слушает нас во всем, чего бы мы не просили, —
знаем и то, что получаем просимое от него». В молитве скрыта могучая сила, для
Бога нет ничего слишком сложного. Каждый преподаватель должен найти и
использовать эту силу в своей жизни, открывая ее учащимся
.Четыре аспекта служения преподавателя
Работая с детьми, преподаватель выступает в разных ролях, его служение имеет
разные аспекты. Вот некоторые из них:
1. Преподаватель — источник знаний и опыта христианской жизни Этот аспект
служения преподавателя понимается наиболее широко. Преподаватель обладает
знанием и большим опытом Божьего Слова и христианской жизни. Преподаватель
стремится передать свое знание и опыт таким образом, чтобы способствовать росту
и развитию тех, кого он обучает. Для учителя воскресной школы Слово Божье — не
только предмет, но самое драгоценное сокровище жизни. Он стремится преподавать
Слово Божье так, чтобы дети могли вместить его, принять и применить к своей
жизни. Нет нужды пояснять, что те, кто обучает детей, должны преподавать Слово
Божье, приспосабливаясь к их юному возрасту. Язык, методы и подходы,
используемые в обучении детей, будут отличаться от языка, методов и подходов,
используемых для обучения взрослых или подростков.
2 Преподаватель — друг детям
В Евангелии от Иоанна Иисус говорит Своим ученикам: «Я назвал вас друзьями» (Ин
15:15). Эта дружба, существовавшая между Иисусом и Его учениками, должна
воплощаться в отношениях между преподавателем и его классом воскресной школы.
Эта дружба подтверждена любовью Бога в Иисусе Христе. «По тому узнают все, что
вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).
Любовь — не только чувство. На священном языке слово «любовь» означает отдачу
самого себя. Иисус показал Свою любовь, полностью отдав Себя за погибший мир.
Таким же образом нам надо отдать себя ребенку во имя Иисуса. Это и есть
настоящая любовь. Дети легко распознают преподавателей, которые их любят, и так
же быстро — равнодушных к ним. Большая пропасть разделяет класс и
преподавателя, в котором нет искренней любви. Необходимо понимать, что хорошие
отношения между преподавателем и учащимся, основанные на любви, уничтожают
барьеры на пути к сердцу учащегося, его уму и воле, позволяя семенам Божьего
Слова находить готовую почву. Преподаватель, который не любит детей и не умеет
дружить с ними, — помеха в работе субботней школы.
3. Преподаватель — соученик детей
Хороший преподаватель всегда учится. В тот момент, когда мы перестаем учиться у
Иисуса, прекращается наш духовный рост. Если, прекращается духовный рост, то
наши творческие силы не обновляются. В конечном результате мы оказываемся
неэффективными в преподавательском служении. Другими словами, мы умираем.
Самодовольство — это сигнал тревоги. Опасность появляется в тот момент, когда мы
не чувствуем необходимости развиваться. Ученые утверждают, что человеческий мозг
способен делать в пятьдесят тысяч раз больше, чем он делает. Застояться в колее
базовых знаний — смертельно для преподавателя Библии. Преподаватель должен много
читать и пополнять свою сокровищницу информацией. Образование не заложено в нас
от рождения оно приобретается.
Хотя преподаватель призван передавать детям свои знания и опыт, он не знай
всего, и зачастую дети задают вопросы, которые ставят его в тупик. Иногда мы
испытываем соблазн на ходу выдумать ответ, и у некоторых преподавателей это
неплохо получается. Ведь учащиеся рассчитывают, что преподаватели ответят на все
вопросы. И как преподаватели мы можем растеряться оттого, что у нас нет готовых
ответов на все вопросы.
К примеру, дети могут задать такие вопросы:
— Если Бог любит каждого, то любит ли Он дьявола?
— Если Иисус велит нам любить наших врагов, почему в Ветхом Завете Бог велевает
Своему народу уничтожать их врагов?
Сразу ответить на подобные вопросы не так просто. Лучше сказать: «Я точно не
знаю, но постараюсь выяснить, и мы поговорим об этом на следующей неделе». В
течение недели вам нужно посоветоваться со сведущими и зрелыми Христанами,
пасторами и любыми другими людьми, которые в состоянии помочь вам отыскать
удовлетворительный ответ. Возможно, вам потребуется обратиться к библейским
словарям, энциклопедиям или комментариям.
Помимо изучения Библии и библейских справочников, преподавателям воскресной
школы необходимо читать книги о воспитании детей и детские книжки. Если вы
состоянии читать книги по психологии детей, непременно это делайте. Правде
психологические теории зачастую трудны для понимания. Есть иной способ получше.
Читайте детские книги там содержатся сюжеты, которые прекрасно помогают при
изучении библейских тем. Эти книги не только дают новые идеи, но и помогают
увидеть мир глазами ребенка. Они напоминают, какой нам представлялась жизнь,
когда мы были детьми, и эти воспоминания дают возможность более тонко и умело
обучать детей.
4. Преподаватель — пример христианина для детей
Деятельность преподавателя обязывает его согласовывать дела со словами, жить
так, как он учит детей. Служение преподавателя заставляет его быть на виду у
детей, родителей и церкви. Это обстоятельство накладывает еще большую
ответственность быть образцом для верующих «в слове, в житии, в любви, в духе,
в вере, в чистоте» (1 Тим 4:12).
Никакие самые лучшие книги, самые хорошие программы не заменят личного влияния
преподавателя. Вне зависимости от методов неповторимая личность преподавателя
накладывает свой отпечаток в процессе обучения. Преподаватель — не только фигура
назидающая, но и пример для подражания. Его обязанность — не только передать
информацию о Библии учащемуся, но также положительно влиять на его жизнь.
Цель обучения состоит в том, чтобы жизнь Бога вошла в душу учащегося. Личный
пример преподавателя в этом смысле имеет решающее значение. Он показывает собой
образец, в соответствии с которым формируется духовное развитие учащихся.
Дети очень зорко наблюдают. Они склонны смотреть на преподавателя как на
высокий идеал, сам преподаватель — это лучший урок. Но, если дети заметят
несоответствие между жизнью преподавателя и тем, чему он учит, тогда конец
влиянию человека как воспитателя добра. Учащиеся видят нас глубже, чем мы
думаем. Они видят наши личные взаимоотношения, видят внутреннюю жизнь.
Христианский преподаватель больше говорит своими действиями, нежели словами. Но
еще сильнее влияет на учащихся его внутренняя личность, его взаимоотношения со
Христом.
В Евангелии от Луки, 6:40, написано: «Ученик не бывает выше своего учителя;
но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его».
«Каков поп, таков и приход» — гласит русская поговорка. Если уровень нашей
духовной жизни низкий, то от этого, прежде всего, страдают учащиеся. Они могут
узнать о Библии больше, чем знаем мы, они могут превзойти нас в умении
объяснять Слово. Но вряд ли они станут более похожими на Бога, чем мы.
Был человек, который сказал: «Некоторые люди читают только одно Евангелие —
вашу жизнь». С полной уверенностью можно сказать, что эти «некоторые люди» — все
наши дети. С удивительной быстротой и легкостью они просчитывают все наши слова
и поступки и делают их примером своей жизни. Проходит совсем немного времени, и
мы начинаем видеть в поступках детей, в их словах и привычках самих себя. Именно
в наших субботних школах с такой ясностью и силой выполняется стих: «Что посеет
человек, то и пожнет».
Преподаватели христианской школы, помните: переступая порог класса, — мы учим!
Мы учим детей, когда говорим и когда молчим, когда сидим и когда стоим, учим
движением своей руки, учим мимикой, одеждой и прической,.Когда мы встаем или
садимся — мы учим. Мы учим, когда отдаем и принимаем, встречаем и провожаем.
Учим быть христианином или христианкой.
Во Втором послании к Коринфской церкви Павел обращается к верующим
«Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми
человеками».
Вы показываете собою, что вы — письмо Христово» (2 Кор 3:2-3). Своей жизнью мы
свидетельствуем о силе Евангелия.
Цели и задачи преподавания
Каковы же цели и задачи преподавания в ДСШ? Преподаватель должен иметь
личностный подход к каждому ребенку. В связи с тем, что классы состоят из самых
разных детей, каждому работающему с детьми необходимо двойное призвание в своей
работе — благовествовать не обращенным детям и воспитывать тех детей, которые
уже приняли Иисуса Христа как своего личного Спасителя.
Определим цели преподавателя по двум основным направлениям:
1. Благовестие.
2. Воспитание.
Каждое направление содержит в себе две задачи:
Благовестие
1.а. Передать Слово Божье
1.б. Привести ко Христу
Воспитание
2.а. Учить соблюдать Слово Божье
2.б. Учить служить
Рассмотрим каждую из задач отдельно.
1.а. Преподаватель должен так преподать Слово Божье, чтобы каждый ребенок смог
убедиться, что он нуждается в Иисусе Христе как Спасителе, «потому что все
согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23).
1.6. Привести ко Христу — с дерзновением раскрывать Слово Божье, пока ребенок не
придет к личной вере. Мы должны раскрыть учащимся любовь Христа и представить
таким ясным Божественный план спасения, чтобы каждый ребенок смог принять Христа
в свое сердце. Если учащиеся достаточно взрослые, чтобы совершить этот шаг, их
надо подтолкнуть словами: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал
власть быть чадами Божиими» (Ин 1:12), любя и поддерживая их при этом.
2.а. Когда учащийся пришел к спасительному познанию Иисуса Христа, наша
следующая цель — воспитывать его во Христе, то есть «учить соблюдать все, что Я
повелел вам»
(Мф 28:20).
Воспитывать учащихся так же важно, как и благовествовать им. Недостаточно
привести учащегося к спасительному познанию Христа, нам надо вместе с другими
верующими сохранить его. Преподаватель должен стараться ввести ребенка в
полноту христианской жизни, жизнь веры и святости; через изучение Слова Божьего
и молитву ребенку необходимо научиться распознавать, что праведно и что
неправедно в очах Божьих и прийти к посвящению Господу, согласно своему
детскому возрасту и телом, и душой, и духом.
2.6. Итак, обучение есть целенаправленный процесс преобразования человека. Цель
христианского преподавания заключается в том, чтобы вести каждого человека к
совершенству в Иисусе Христе, и мы помогаем детям сделать первый шаг по этому
пути. Этот процесс не может привести к безгреховному совершенству, но он
предусматривает постоянное улучшение отношений с Богом, христианское духовное
возрастание. Вопросы
1. Опишите своими словами, кто такой преподаватель субботней школы и какова
сфера его деятельности?
2. Какими тремя фактами обосновано служение преподавателя в Новом Завете?
3. Перечислите, что наиболее важно в духовной жизни преподавателей.
4. О каких четырех аспектах преподавательского служения необходимо помнить
каждому преподавателю?
|