РАННИЙ ВОЗРАСТ |
![]() |
![]() |
![]() |
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Пс 138: 14.
Кризис одного года
В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым разрывается изнутри — в ней появляются двое: ребенок и взрослый, в этом и есть суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: первые слова, первые шаги, манипуляция предметами. Однако диапазон возможностей ребенка пока очень ограничен. Еще до кризиса ребенок овладел определенными умениями и навыками. Его мышление начало развиваться, усовершенствовались слуховые, вкусовые, зрительные анализаторы, если раньше ребенок не представлял себя отделенным от взрослого, требовал полной слитности, теперь он впервые начинает осознавать себя отдельно от взрослого, требует новых отношений. Появляются новые потребности, желания, и он ищет их реализации. Часто взрослые немного «опаздывают», не могут угнаться за развитием ребенка, не всегда понимают его желания, и возникает конфликтная ситуация, присущая любому кризису. Если раньше ребенок спокойно сидел на коленях взрослого и открывал свой ротик всякий раз, когда видел ложку, то теперь он требует, чтобы взрослый отдал ему ложку, он хочет действовать самостоятельно. Он еще не может сказать «я сам», как скажет в 3 года, но он всем своим видом покажет проявление своей воли. Зачастую такое поведение воспринимается родителями как проявление каприза, и назревает конфликт. Конфликты подобного рода будут происходить до тех пор, пока взрослый не позволит встать ребенку на новую ступень отношений. Родители, постарайтесь поддержать в ребенке стремление к самостоятельности!
В этом возрасте ребенка сильно влечет к различным предметам. Иногда мамы весь день занимаются тем, что подбирают вслед за ребенком вещи, вытащенные из шкафов и с полок. Конечно, можно говорить ребенку все время «нельзя», наказывать и пытаться научить вести себя правильно, но ребенок ничего не может поделать с влечением к предметам, ему необходимо открывать для себя окружающий мир. Предложите ребенку альтернативу. Например, у одной мамы дочка все время открывала маленькую сумочку, где хранились запасные ключи, пуговицы, мелкие предметы. Она ей так нравилась, что все просьбы и приказы не трогать не помогали. Тогда мама выложила из сумочки нужные вещи и положила туда небольшие безопасные предметы. Дочка долгое время с удовольствием играла в нее — конфликт был исчерпан.
|