Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
РАННИЙ ВОЗРАСТ PDF Печать Email

 

                                                                        Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.

                                             Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Пс 138: 14.

 

Кризис одного года

 

 

В конце первого года жизни социальная ситуа­ция полной слитности ре­бенка со взрослым раз­рывается изнутри — в ней появляются двое: ребенок и взрослый, в этом и есть суть кризиса первого года жизни. В этом воз­расте ребенок приобре­тает некоторую степень

самостоятельности: первые слова, первые шаги, манипуляция предметами. Одна­ко диапазон возможностей ребенка пока очень ограничен. Еще до кризиса ребе­нок овладел определенными умениями и навыками. Его мышление начало разви­ваться, усовершенствовались слуховые, вкусовые, зрительные анализаторы, если раньше ребенок не представлял себя отделенным от взрослого, требовал полной слитности, теперь он впервые начинает осознавать себя отдельно от взрослого, требует новых отношений. Появляются новые потребности, желания, и он ищет их реализации.

Часто взрослые немного «опаздывают», не могут угнаться за развитием ребен­ка, не всегда понимают его желания, и возникает конфликтная ситуация, присущая любому кризису. Если раньше ребенок спокойно сидел на коленях взрослого и от­крывал свой ротик всякий раз, когда видел ложку, то теперь он требует, чтобы взрослый отдал ему ложку, он хочет действовать самостоятельно. Он еще не мо­жет сказать «я сам», как скажет в 3 года, но он всем своим видом покажет прояв­ление своей воли. Зачастую такое поведение воспринимается родителями как про­явление каприза, и назревает конфликт. Конфликты подобного рода будут проис­ходить до тех пор, пока взрослый не позволит встать ребенку на новую ступень отношений. Родители, постарайтесь поддержать в ребенке стремление к самосто­ятельности!

 

В этом возрасте ребен­ка сильно влечет к различ­ным предметам. Иногда мамы весь день занима­ются тем, что подбирают вслед за ребенком вещи, вытащенные из шкафов и с полок. Конечно, можно говорить ребенку все время «нельзя», наказывать                        и пытаться научить вести себя правильно, но ребенок ничего не может поделать с влечением к предметам, ему необходимо открывать для себя окружающий мир. Предложите ребенку альтернативу. Например, у одной мамы дочка все время от­крывала маленькую сумочку, где хранились запасные ключи, пуговицы, мелкие предметы. Она ей так нравилась, что все просьбы и приказы не трогать не помога­ли. Тогда мама выложила из сумочки нужные вещи и положила туда небольшие безопасные предметы. Дочка долгое время с удовольствием играла в нее — конф­ликт был исчерпан.