Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Главная Дети Ранний возраст Характеристика раннего возраста
Характеристика раннего возраста PDF Печать Email

 

Социальная ситуация развития

Опыт, полученный ребенком в период младенчества, сформировал новую соци­альную ситуацию развития — совместной деятельности ребенка со взрослым. Ее содержание — усвоение общественно выработанных способов употребления пред­метов. То есть взрослый человек учит малыша пользоваться разными предметами. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова:

ребенок — ПРЕДМЕТ — взрослый

Предмет вклинивается между ребенком и взрос­лым, можно сказать, полностью закрывает взор ребенка от взрослого человека. Ребенок же цели­ком поглощен предметом, через него он познает окружающий мир. Однако без взрослого ребенок не может овладеть способами употребления предметов. Именно взрослый показывает ему, как ими нужно  правильно пользоваться.

Ребенок как бы говорит: «Мы одно, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, научи! Я не знаю, что делают с этим предметом!» И взрослый показывает.

Ведущая деятельность

Ребенок познает мир с помощью взрослого, манипулируя предметами. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую деятельность этого возраста называют предметной, прежде всего потому, что мотив деятельности (то, что тол­кает ребенка к действию) заключается в способе употребления самого предмета. Общение, которое выступало на первый план в младенчестве, не исчезло, но при­няло форму предметной деятельности. Другими словами, мотивы ребенка переме­стились с личности взрослого на предмет.

Активное овладение предметами не означает, что ребенок не развивается в дру­гих областях. Посредством ведущей деятельности ребенок учится общаться со взрослыми, развивает мышление, память, речь.

Особенности общения

В раннем возрасте, особенно в первой половине, ре­бенок только начинает входить в мир социальных от­ношений. Через общение с мамой и папой, бабушкой и дедушкой он постоянно овладевает нормами поведе­ния, и хотя это делается под наблюдением взросло­го, ребенок не может сразу усвоить отношения к лю­дям и вещам, которого от него ожидают. Ребенок бу­дет рвать книги, раскидывать вещи и не будет испол­нять все ваши просьбы или приказы просто потому, что он еще маленький.

Особенности развития речи

В раннем возрасте речь развивается двумя путями: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная речь. Подобно тому, как Адам в раю давал имена животным, ребенок начинает понимать, что реальный мир предметов и мир слов отражают друг друга.

Умение соотносить слова с обозначаемыми ими предметами или действиями приходит к ребенку далеко не сразу. Ребенок сначала осмысливает ситуацию, а не конкретный предмет или действие. Например, если  по просьбе мамы ребенок показывает носик, ушко, глазик, то на просьбу другого человека он не будет реагировать, потому что ребенок учитывает ситуацию: кто говорит с ним, с какой интонацией. Позднее ситуация преодолевается, ребенок воспринимает интонацию и начинает понимать слова независимо от того, кто их произносит и какими жеста­ми сопровождает.

После полутора лет ребенок становится более инициативным, и он не только постоянно требует назвать ему предметы, но и сам делает попытки произнести сло­ва. Темп развития речи сразу же возрастает. Прежде всего, ребенок слушает речь взрослого, следовательно, произношение слов взрослым существенным образом повлияет на развитие речи ребенка. В этот момент нужно исключить всякие «сю­сюканья» и искажения в произношении слов, чтобы ребенок смог правильно их ус­лышать и проговорить. Учтите, фонетический слух (слушая речь взрослого, ребе­нок учится выделять звуки в словах) еще не развит: ребенок картавит, пропускает слоги, звуки. Если взрослый человек при этом будет «засорять» речь ребенка сво­ей искаженной речью, это может привести к занятиям с логопедом.

Наряду с обогащением словарного запаса в раннем детстве происходит усвое­ние грамматического строя родного языка. Вначале, примерно до одного года де­сяти месяцев, дети ограничиваются простыми предложениями, состоящими из од­ного, позднее двух слов, не изменяющихся по родам, числам, падежам. Взрослым важно правильно строить предложения, потому что усвоение грамматических форм родного языка развивает у ребенка «чувство языка». К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении. Очень важно, чтобы роди­тели молились вместе со своими детьми вслух несложными словами. Посредством этого раннего опыта дети уже приобретают язык молитвы и понимание того, как можно общаться с Богом.

Особенности умственного развития

В раннем детстве ребенок начинает выделять свой­ства окружающих предме­тов, улавливать простейшие связи между предметами и манипулировать ими. Это предпосылки дальнейшего умственного развития, ко­торое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью.  

На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления- использование связи между предметами для достижения цели, например, притягивание подушки, на которой лежит любимый плюшевый мишка, для того, чтобы его достать. В течении раннего детства ребенок все чаще и чаще использует готовые связи подобного рода. При этом ребенку не приходится самостоятельно решать задачу, это за него делают взрослые, кото­рые показывают примеры действий, способы употребления предметов. Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, — важная сту­пень в развитии детского мышления.

В этот период действия ребенка направлены не на выявление и учет внешних свойств предметов, а на отыскивание связей между предметами и действиями, да­ющих возможность получить определенный результат. Мышление ребенка, осуще­ствляемое при помощи внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным.

Если перед ребенком стоит задача, он решает ее путем действий, которые сам видит перед собой. Он экспериментирует с предметом, наблюдает, что с ним будет, ищет решение проблемы.

К концу раннего детства ребенок способен перенести знакомые образы в ра­зум и решает сложившиеся проблемы «изнутри», в голове. Ему не надо заново проделывать с предметами действия, чтобы посмотреть на результат, он внутренне выбирает необходимое действие и переносит его на предмет. Это свидетельству­ет о появлении наглядно-образного мышления.

Давайте проследим переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению: « Марина (1 год 8 месяцев) подходит к закрытой двери, держа в каж­дой руке травинки. Она протягивает правую руку к ручке дверного замка, но тут видит, что, для того чтобы открыть дверь, ей придется выпустить из рук траву. Она кладет траву на пол, открывает дверь, снова поднимает траву и входит в комнату. Но когда ей захотелось выйти из комнаты, ситуация осложнилась. Она кладет тра­ву и берется за ручку. Но тут она замечает, что открывая дверь на себя, она при этом сметет траву, которую положила около себя. Тогда она поднимает ее и кла­дет за пределами пространства движения двери»

Особенности развития памяти

В раннем возрасте память ребенка развивается очень интен­сивно. За первые три года ребенок осваивает родной язык. В усвоении опыта принимают участие двигательная, эмоци­ональная и образная память, которые преобладают в этот период. Ребенок лучше всего запоминает собственные дви­жения, действия, переживания. Ярослав ( 1год 10 месяцев) идет, держась за бабушкину руку. Вдруг из-за угла с шумом и криками выскакивают велосипедисты. Ярослав испуганно вздрогнул, заплакал и потянулся на руч­ки. Конечно же, бабушка его успокоила.

 

Ярослав (1 год 11 месяцев) идет, в том же месте, где месяц назад он нео­жиданно испугался, держась за бабушкину руку. Спонтанно он потянулся на ручки и заплакал. Бабушка его утешила.

Ярослав (2 года 9 месяцев) идет с бабушкой по той части дороги, где около года назад он неожиданно испугался. Протягивает руки и просится на ручки. Не плачет и не вспоминает прошлогоднее событие.

Память в этом возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных дей­ствий с целью «запомнить или вспомнить событие» ребенок не производит. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Если при рассказывании сказки из­менить порядок изложения, то ребенок с возмущением поправляет неточность.

Общие рекомендации

В этом возрастном периоде, как и в предыдущем, очень важно общение родите­лей с детьми. Господь сказал Адаму (Быт 2:18): «Нехорошо быть человеку одно­му», безусловно, это относится и к маленьким детям. Ребенок ассоциирует лю­бовь близких с любовью Бога. Родители уже могут учить своих детей молиться простыми словами перед едой, молиться и петь хвалу Богу с детьми перед сном. Дети очень ждут этих песен и молитв перед сном. Они помогают ребенку успока­иваться и засыпать в осознании Божьей любви. В этом возрастном периоде по­лезно читать детям несложные детские книжки. Дети любят слышать истории, рас­сматривать картинки, перелистывать страницы. Есть особые книжки с толстыми страницами, предназначенные для детей этого возрастного периода, такие книжки не очень сильно пострадают, если даже дети будут их жевать. Опыт чтения с ро­дителями очень ценен, он подготавливает детей к следующему этапу чтения книг с родителями и преподавателями.

Нужно упомянуть о том, что привычки родителей передаются ребенку. Если родители постоянно смотрят телевизор, то ребенок будет делать, то же самое. Нельзя оставлять ребенка долгое время перед телевизором. Быстро сменяющие друг друга картинки, безусловно, привлекают внимание ребенка, но они, скорее, зомбируют его, чем приносят пользу. Они ни в коем случае не могут заменить пря­мое общение ребенка со взрослым.

Ребенок требует много внимания от родителей, особенно от мамы. Мамам де­тей такого возраста хорошо встречаться время от времени, вместе молиться, читать Библию, пить чай, общаться и делиться своими проблемами и переживаниями. Цер­ковь может оказывать им помощь, организовывая такие встречи.

Организация детской комнаты в субботней  школе                      

Далеко не в каждой воскресной школе встретишь группу учеников раннего возраста. Оно и понятно — серьезного целенаправленного обучения не получается, дети неохотно расстаются с родителями, многого боятся и, как думают многие преподаватели, мало что умеют. Тем не менее существует хорошая практика организовывать детские комнаты для малышей в рамках субботней школы. Такой опыт мо­жет быть продиктован и простым желанием освободить родителей на время бого­служения, и осознанием того, что дети этого возраста способны усвоить библейс­кие истины, из которых складывается базовая основа мировоззрения. И чем раньше начать вкладывать в ребенка благую весть, любовь к Богу, любовь к церкви, тем крепче останутся эти привязанности с ребенком в будущем.

Как должна выглядеть детская комната? Прежде всего, мы оттолкнемся от ве­дущей деятельности детей раннего возраста — предметной. Детям нужно все иссле­довать, манипулировать предметами. Это значит, что нам надо поместить в комна­те большое количество предметов, игрушек, ярких иллюстраций для рассматрива­ния и т.д. Не лишним будет напомнить о том, что малыши все тащат в ротик, раз­махивают всем, что попадает им в руки. Помните о технике безопасности: не дол­жно быть мягких игрушек, острых мелких предметов.

Дети любят музыку, любят петь несложные песни. Этот возраст не исключение. Конечно, каждый понимает, что малыши не способны спокойно посидеть и прослу­шать библейскую историю со сложными словами, а вот посмотреть на простую, большую, яркую картинку с библейскими персонажами, — пожалуй.

И не важно, что занятия с такими малышами кажутся неполноценными, несерь­езными. Главное, что дети приходят в церковь, впитывают вашу любовь, учатся общаться и запоминают несложные евангельские истины.

Духовная сфера

В этом возрасте дети не могут многое понять и многое осмыслить. Тем не менее, они

способны усвоить, что Бог — это Бог любящий, и Он любит меня. С Богом я могу

разговаривать в молитве. Бог сотворил наш прекрасный мир, я благодарен Ему.

 

Тест

1. В чем суть кризиса первого года жизни?

2. Какими возрастными рамками он ограничен?

3. Как складывается социальная ситуация развития в раннем возрасте?

4. Какова ведущая деятельность этого возраста, и почему ее так называют?

5. Как развивается речь в раннем возрасте?

6. Как изменяется мышление ребенка в раннем возрасте?

7. Каков механизм наглядно-образного мышления?

8. Каковы особенности памяти у детей этого возраста?

9. Почему важно разговаривать с ребенком этого возраста, правильно проговаривая| все звуки?