Характеристика раннего возраста |
Социальная ситуация развитияОпыт, полученный ребенком в период младенчества, сформировал новую социальную ситуацию развития — совместной деятельности ребенка со взрослым. Ее содержание — усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. То есть взрослый человек учит малыша пользоваться разными предметами. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: ребенок — ПРЕДМЕТ — взрослый Предмет вклинивается между ребенком и взрослым, можно сказать, полностью закрывает взор ребенка от взрослого человека. Ребенок же целиком поглощен предметом, через него он познает окружающий мир. Однако без взрослого ребенок не может овладеть способами употребления предметов. Именно взрослый показывает ему, как ими нужно правильно пользоваться. Ребенок как бы говорит: «Мы одно, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, научи! Я не знаю, что делают с этим предметом!» И взрослый показывает. Ведущая деятельностьРебенок познает мир с помощью взрослого, манипулируя предметами. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую деятельность этого возраста называют предметной, прежде всего потому, что мотив деятельности (то, что толкает ребенка к действию) заключается в способе употребления самого предмета. Общение, которое выступало на первый план в младенчестве, не исчезло, но приняло форму предметной деятельности. Другими словами, мотивы ребенка переместились с личности взрослого на предмет. Активное овладение предметами не означает, что ребенок не развивается в других областях. Посредством ведущей деятельности ребенок учится общаться со взрослыми, развивает мышление, память, речь. Особенности общенияВ раннем возрасте, особенно в первой половине, ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с мамой и папой, бабушкой и дедушкой он постоянно овладевает нормами поведения, и хотя это делается под наблюдением взрослого, ребенок не может сразу усвоить отношения к людям и вещам, которого от него ожидают. Ребенок будет рвать книги, раскидывать вещи и не будет исполнять все ваши просьбы или приказы просто потому, что он еще маленький. Особенности развития речиВ раннем возрасте речь развивается двумя путями: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная речь. Подобно тому, как Адам в раю давал имена животным, ребенок начинает понимать, что реальный мир предметов и мир слов отражают друг друга. Умение соотносить слова с обозначаемыми ими предметами или действиями приходит к ребенку далеко не сразу. Ребенок сначала осмысливает ситуацию, а не конкретный предмет или действие. Например, если по просьбе мамы ребенок показывает носик, ушко, глазик, то на просьбу другого человека он не будет реагировать, потому что ребенок учитывает ситуацию: кто говорит с ним, с какой интонацией. Позднее ситуация преодолевается, ребенок воспринимает интонацию и начинает понимать слова независимо от того, кто их произносит и какими жестами сопровождает. После полутора лет ребенок становится более инициативным, и он не только постоянно требует назвать ему предметы, но и сам делает попытки произнести слова. Темп развития речи сразу же возрастает. Прежде всего, ребенок слушает речь взрослого, следовательно, произношение слов взрослым существенным образом повлияет на развитие речи ребенка. В этот момент нужно исключить всякие «сюсюканья» и искажения в произношении слов, чтобы ребенок смог правильно их услышать и проговорить. Учтите, фонетический слух (слушая речь взрослого, ребенок учится выделять звуки в словах) еще не развит: ребенок картавит, пропускает слоги, звуки. Если взрослый человек при этом будет «засорять» речь ребенка своей искаженной речью, это может привести к занятиям с логопедом. Наряду с обогащением словарного запаса в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка. Вначале, примерно до одного года десяти месяцев, дети ограничиваются простыми предложениями, состоящими из одного, позднее двух слов, не изменяющихся по родам, числам, падежам. Взрослым важно правильно строить предложения, потому что усвоение грамматических форм родного языка развивает у ребенка «чувство языка». К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении. Очень важно, чтобы родители молились вместе со своими детьми вслух несложными словами. Посредством этого раннего опыта дети уже приобретают язык молитвы и понимание того, как можно общаться с Богом. Особенности умственного развитияВ раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и манипулировать ими. Это предпосылки дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью. На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления- использование связи между предметами для достижения цели, например, притягивание подушки, на которой лежит любимый плюшевый мишка, для того, чтобы его достать. В течении раннего детства ребенок все чаще и чаще использует готовые связи подобного рода. При этом ребенку не приходится самостоятельно решать задачу, это за него делают взрослые, которые показывают примеры действий, способы употребления предметов. Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, — важная ступень в развитии детского мышления. В этот период действия ребенка направлены не на выявление и учет внешних свойств предметов, а на отыскивание связей между предметами и действиями, дающих возможность получить определенный результат. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Если перед ребенком стоит задача, он решает ее путем действий, которые сам видит перед собой. Он экспериментирует с предметом, наблюдает, что с ним будет, ищет решение проблемы. К концу раннего детства ребенок способен перенести знакомые образы в разум и решает сложившиеся проблемы «изнутри», в голове. Ему не надо заново проделывать с предметами действия, чтобы посмотреть на результат, он внутренне выбирает необходимое действие и переносит его на предмет. Это свидетельствует о появлении наглядно-образного мышления. Давайте проследим переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению: « Марина (1 год 8 месяцев) подходит к закрытой двери, держа в каждой руке травинки. Она протягивает правую руку к ручке дверного замка, но тут видит, что, для того чтобы открыть дверь, ей придется выпустить из рук траву. Она кладет траву на пол, открывает дверь, снова поднимает траву и входит в комнату. Но когда ей захотелось выйти из комнаты, ситуация осложнилась. Она кладет траву и берется за ручку. Но тут она замечает, что открывая дверь на себя, она при этом сметет траву, которую положила около себя. Тогда она поднимает ее и кладет за пределами пространства движения двери» Особенности развития памяти В раннем возрасте память ребенка развивается очень интенсивно. За первые три года ребенок осваивает родной язык. В усвоении опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память, которые преобладают в этот период. Ребенок лучше всего запоминает собственные движения, действия, переживания. Ярослав ( 1год 10 месяцев) идет, держась за бабушкину руку. Вдруг из-за угла с шумом и криками выскакивают велосипедисты. Ярослав испуганно вздрогнул, заплакал и потянулся на ручки. Конечно же, бабушка его успокоила.
Ярослав (1 год 11 месяцев) идет, в том же месте, где месяц назад он неожиданно испугался, держась за бабушкину руку. Спонтанно он потянулся на ручки и заплакал. Бабушка его утешила. Ярослав (2 года 9 месяцев) идет с бабушкой по той части дороги, где около года назад он неожиданно испугался. Протягивает руки и просится на ручки. Не плачет и не вспоминает прошлогоднее событие. Память в этом возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью «запомнить или вспомнить событие» ребенок не производит. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Если при рассказывании сказки изменить порядок изложения, то ребенок с возмущением поправляет неточность. Общие рекомендацииВ этом возрастном периоде, как и в предыдущем, очень важно общение родителей с детьми. Господь сказал Адаму (Быт 2:18): «Нехорошо быть человеку одному», безусловно, это относится и к маленьким детям. Ребенок ассоциирует любовь близких с любовью Бога. Родители уже могут учить своих детей молиться простыми словами перед едой, молиться и петь хвалу Богу с детьми перед сном. Дети очень ждут этих песен и молитв перед сном. Они помогают ребенку успокаиваться и засыпать в осознании Божьей любви. В этом возрастном периоде полезно читать детям несложные детские книжки. Дети любят слышать истории, рассматривать картинки, перелистывать страницы. Есть особые книжки с толстыми страницами, предназначенные для детей этого возрастного периода, такие книжки не очень сильно пострадают, если даже дети будут их жевать. Опыт чтения с родителями очень ценен, он подготавливает детей к следующему этапу чтения книг с родителями и преподавателями. Нужно упомянуть о том, что привычки родителей передаются ребенку. Если родители постоянно смотрят телевизор, то ребенок будет делать, то же самое. Нельзя оставлять ребенка долгое время перед телевизором. Быстро сменяющие друг друга картинки, безусловно, привлекают внимание ребенка, но они, скорее, зомбируют его, чем приносят пользу. Они ни в коем случае не могут заменить прямое общение ребенка со взрослым. Ребенок требует много внимания от родителей, особенно от мамы. Мамам детей такого возраста хорошо встречаться время от времени, вместе молиться, читать Библию, пить чай, общаться и делиться своими проблемами и переживаниями. Церковь может оказывать им помощь, организовывая такие встречи. Организация детской комнаты в субботней школе Далеко не в каждой воскресной школе встретишь группу учеников раннего возраста. Оно и понятно — серьезного целенаправленного обучения не получается, дети неохотно расстаются с родителями, многого боятся и, как думают многие преподаватели, мало что умеют. Тем не менее существует хорошая практика организовывать детские комнаты для малышей в рамках субботней школы. Такой опыт может быть продиктован и простым желанием освободить родителей на время богослужения, и осознанием того, что дети этого возраста способны усвоить библейские истины, из которых складывается базовая основа мировоззрения. И чем раньше начать вкладывать в ребенка благую весть, любовь к Богу, любовь к церкви, тем крепче останутся эти привязанности с ребенком в будущем. Как должна выглядеть детская комната? Прежде всего, мы оттолкнемся от ведущей деятельности детей раннего возраста — предметной. Детям нужно все исследовать, манипулировать предметами. Это значит, что нам надо поместить в комнате большое количество предметов, игрушек, ярких иллюстраций для рассматривания и т.д. Не лишним будет напомнить о том, что малыши все тащат в ротик, размахивают всем, что попадает им в руки. Помните о технике безопасности: не должно быть мягких игрушек, острых мелких предметов. Дети любят музыку, любят петь несложные песни. Этот возраст не исключение. Конечно, каждый понимает, что малыши не способны спокойно посидеть и прослушать библейскую историю со сложными словами, а вот посмотреть на простую, большую, яркую картинку с библейскими персонажами, — пожалуй. И не важно, что занятия с такими малышами кажутся неполноценными, несерьезными. Главное, что дети приходят в церковь, впитывают вашу любовь, учатся общаться и запоминают несложные евангельские истины. Духовная сфераВ этом возрасте дети не могут многое понять и многое осмыслить. Тем не менее, они способны усвоить, что Бог — это Бог любящий, и Он любит меня. С Богом я могу разговаривать в молитве. Бог сотворил наш прекрасный мир, я благодарен Ему.
Тест1. В чем суть кризиса первого года жизни? 2. Какими возрастными рамками он ограничен? 3. Как складывается социальная ситуация развития в раннем возрасте? 4. Какова ведущая деятельность этого возраста, и почему ее так называют? 5. Как развивается речь в раннем возрасте? 6. Как изменяется мышление ребенка в раннем возрасте? 7. Каков механизм наглядно-образного мышления? 8. Каковы особенности памяти у детей этого возраста? 9. Почему важно разговаривать с ребенком этого возраста, правильно проговаривая| все звуки?
|