Работа с трудными детьми |
Многие спрашивают: как работать с трудными детьми? Я знаю чуть-чуть больше тех, кто только начинает. Полтора года назад мы начали кормить уличных детей, а в результате был создан Центр для безнадзорных детей и приют. Термин «трудные» появляется в психологии в военное время, затем исчезает и появляется снова уже в 50-х годах. - «Трудные» – это дети, которые совершают разные дурные проступки; у них проблемы в семье; они сильно отличаются от примерных детей. - «Педагогически запущенные» - дети, у которых не было и нет тех, кто занимается их воспитанием. Трудные дети – дети, которых трудно исправить. Но Господь творит чудеса. Мы должны помнить, что дети, которые приходят к нам, посланы Богом. Когда я только познакомилась с ними, я не могла спокойно ложиться спать в чистую постель – мне было стыдно. Потому что я знала, что они спят в грязных подвалах на картонках. В процессе работы мы поняли, что не сможем помочь всем детям. Надо сделать все, что в наших силах. Я расскажу вам о своем опыте за полтора года работы с детьми.
Мы не употребляем термина «трудные дети», а говорим «уличные». Они делятся на две группы: безнадзорные и беспризорные. Сначала мы кормили таких детей, давали им деньги. Они брали деньги, но не на еду. Они не голодные. Еще одно: они обманывают. Однажды в метро мальчик на костылях просил милостыню, я дала, а он, оказывается, обманывал. Надо быть с ними внимательными: если берут булку и молоко, значит, действительно голодают. Безнадзорные дети: - частые контакты с семьей: родители есть, но сильно пьют; дети сами пытаются найти деньги, а родители отбирают у них эти деньги; мамы гордятся, что их дети уже зарабатывают сами. - нечастые контакты с семьей: дети могут дома ночевать, но большую часть времени проводят на улице, собирают бутылки, копаются в помойке, моют машины, попрошайничают. Такой ребенок уже обрел привычку свободы, улицы. Здесь нужна профилактика, чтобы они не остались на улице. Беспризорные дети: Они не имеют контакта с семьей; побывали в приюте частном или государственном; родители продали квартиру. Живут эти дети в подвалах, канализационных люках - устраивают себе там «уют» - носят из помойки выброшенные коврики, на стенах подвала развешивают картинки. Такие дети живут стаей. Не всех к себе допускают. Они боятся, что их выгонят из их жилищ. Например, одна девочка 14 лет потеряла семью в 4 года, она не идет на контакт ни с кем. Сначала, она ненавидела меня, не давала даже дотронуться до себя. Наши отношения были натянутые, потому что девочка чувствовала, что мне от нее что-то надо. Другой девочке 16 лет: она беременна, уже сидела в тюрьме. Девятнадцатилетний парень завел семью, ребенку полтора года, жить негде, работы нет - ничего нет. Уже растет еще одно поколение беспризорных. Государство не помогает. Такие организации, как наша, считает притонами, которые только все портят и мешают. Дети эти трудные, не только для нас. Им самим плохо от того, что они такие. Понять, почему они такие – наша задача. Дети в семье общаются с взрослыми, которые им объясняют духовные и нравственные законы жизни, заботятся о них, оберегают. Если бы обычные дети столкнулись со всем тем, с чем сталкиваются уличные дети, у них был бы шок. Уличные дети – «раненые дети» - есть такое понятие в психологии. Многие взрослые не понимают, что они раненые. Непонимание общества делает рану еще глубже. Надо убирать этих детей с улицы. Больным часто не нравится боль, которую им приходится неизбежно терпеть при лечении. Мы должны вывести этих детей из опасного окружения. Многие считают, что если дети живут на улице, то они уже взрослые: они выглядят, как взрослые, курят, выпивают. Но их поведение – это поведение пятилетнего ребенка. Мы должны относиться к ним, как к пятилетним – снисходительно. Бог дал каждому из нас план развития человека. Люди агрессивно настроены, кричат, не понимают, почему это так: у подростка вид оборванный, грязный. А они специально рвут одежду, чтобы вызвать чувство сострадания.
Психологическая травма.
Психологическая травма - это нарушение целостности души, что может быть вызвано нервным потрясением.
А что это такое? Когда человеку холодно или голодно, это видно, это понятно. Нервного потрясения нельзя увидеть. Колоссальное количество детей страдает от боли. Каждый из нас может вспомнить разные случаи из своего детства: стресс, забитость, заниженная самооценка и т.п. Кто испытывал подобное, может легче понять этих детей. Бог дал нам детство, чтобы развивать в себе то, что Он даровал. Дьявол украл у уличных детей все. Источник – семья, где пьющие родители не занимаются воспитанием детей. Приведу пример: в семье 6 человек: старший сын в тюрьме; второй погиб как раз в тот момент своей жизни, когда изменился, и начал ходить в церковь, уверовал, просветлел душой и сердцем; третий сын – тоже сидит в тюрьме. Есть еще маленькие дети в этой семье. Их отец недавно ушел к другой женщине – мать одна надрывается. Дети оказались на улице, не получая достаточно заботы и ласки дома… Дела родителей – посев, дела детей – жатва. С родителями труднее работать, чем с детьми – это дело церкви. Уличные дети живут в мире, полном страдания. Среди них есть больные туберкулезом; наркоманы, больные гепатитом; у них много разных хронических заболеваний – они родились от алкоголиков. Дети страдают от насилия родителей. Детей из нашего центра мы кладем на лечение в больницу. Медленно идет процесс выздоровления, но болезни отступают. Недавно по телевидению показывали фильм о таких детях: на шестилетней девочке следы ожогов от утюга, сигарет – на ней нет живого места, она уже дебил в умственном отношении. Среди уличных детей есть те, которые могут и приучены красть или отбирать, другие – тихие, забитые. Надо говорить с детьми, но, прежде всего, – накормить. Если ребенок не голоден, то угостить чем-нибудь вкусным. С первого раза, скорее всего, не получится контакта. Наша задача - установить травму, ее причину, а затем продумать «лечение». Задание для аудитории: разбейтесь на группы, вспомните какой-нибудь случай с трудным ребенком, которого вы хорошо знаете (соседский ребенок; воспитанник лагеря), и определите, какие чувства испытывает ребенок в результате психологической травмы: насилие, смерть близких и т.п. - унижение - постоянная обида, вызывающая душевную боль - озлобленность - безысходность - страх - тоска по любви - любовь к родителям - чувство недоверия - чувство несправедливости - ненависть - одиночество - горечь - беззащитность - неполноценность - безразличие - ранимость - потребность привлечь внимание к себе - эгоцентризм
Психологическая травма может продолжаться долго. За агрессивность взрослые наказывают детей, не желая понять, что это следствия психологической травмы.
|