Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Главная Семья, воспитание Характер 6 аспектов развития характера5
6 аспектов развития характера5 PDF Печать Email

Характер и духовность

Духовная жизнь ребенка является основой для развития характера в целом, а не только для этической и религиозной его стороны. Чем более зрелым становится характер ребен­ка, тем лучше он будет функционировать в мире взрослых. Ребенок хочет, что мир приспосабливался к его желаниям, а взрослый человек сам приспосабливается к миру. По мере того как мы приучаемся принимать жизнь такой, какая она есть, и не пытаемся больше в своих мечтах изменить ее, мы становимся взрослыми и можем лучше справиться с этой жизнью.

Поскольку признаком взрослого человека является уме­ние приспосабливаться к реальности, воспитывая ребенка, вы должны научить его ориентировать свою жизнь на Создателя этой реальности. "Ибо мы Им живем и движемся и существуем" (Деяния 17:28). Бог создал реальность и ваше­го ребенка таким образом, что они могут функционировать лишь по определенным правилам. Путь к взрослой жизни лежит через осознание и приятие Божьих установлении. Вот почему духовная составляющая характера является наиболее важной.

У многих из нас есть такие знакомые — любящие, трудя­щиеся, вполне ориентирующиеся в реальности люди. Одна­ко они лишены духовных запросов. Они сумели принять ре­альность, благодаря дарованным Богом источникам позна­ния — добрым людям, истине и опыту. Но по той или иной причине они не воспринимают Бога как источник своего су­ществования. Известны нам и чрезвычайно набожные люди, то и дело цитирующие Библию и поминающие Бога, в чьей повседневной жизни это высшее знание никак не отражает­ся, то есть их духовная жизнь никак не связана с "реальной".

214     Как воспитать замечательного ребенка

Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку воспринять реальность духовной жизни и включить ее в по­вседневный опыт.

Нельзя отделять духовную жизнь ребенка от всего ос­тального, напротив, она должна интегрироваться во все ас­пекты его отношений и выполняемых им задач. Духовный рост ребенка подразумевает не только религиозное обуче­ние; ребенку необходимо понять, ощутить, что само бытие наше духовно.

Подготовить почву для создания отношений

Вся наша жизнь начинается с отношений, и духовная жизнь тоже — она начинается с отношений между ребенком и Богом. Чрезвычайно важно развитие их в первые годы жизни. Если ребенок вовремя узнает, Кто Такой Бог и как Он хочет общаться с ним, ему будет легче в дальнейшем включить эту реальность в свою жизнь.

Для отношений требуется согласие обеих сторон. Невоз­можно заставить ребенка вступить в отношения с Богом — Бог призывает нас, но Он не навязывает Себя ни вам, ни ва­шему ребенку. "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откровение 3:20).

Бог все устроил так, что, когда ребенок будет готов гово­рить с Ним, он обретет голос для этого разговора. Полезно со смирением подумать об ограниченности ваших возмож­ностей — никто не гарантирует, что ваш ребенок будет ис­кать Бога. Этот голос дан ему, а не вам. Как говорится, "у Бога нет внуков" — то есть вера родителей не обеспечивает детям близость к Богу. Это сугубо личные отношения между Богом и отдельным человеком.

Вы можете проделать лишь подготовительную работу, чтобы облегчить ребенку встречу с Богом. Все отношения, в том числе и отношения с Богом, обладают определенной

9. Связь с Богом

215

структурой. Создать эту структуру в вашей власти, то есть вы можете создать контекст, способствующий близости ребенка с Богом. Так, собираясь развести цветник, вы сперва выбира­ете место, где достаточно солнечного света, готовите почву для клумбы, увлажняете и удобряете ее, удаляете сорняки и вредителей. Примерно так же вы можете создать наилучшие условия для встречи своего ребенка с Богом, для пробужде­ния в нем любви к Нему. Далее мы обсудим способы, с помо­щью которых мы можем подготовить почву для поисков и обретения Бога. "Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евреям 11:6).

Искать вечное в повседневности

Ребенок должен воспринимать жизнь как часть вечности — это необходимо для того, чтобы встать на путь, ведущий к Богу. И при воспитании духовной стороны характера вы мо­жете воспользоваться тем благоприятным для родителей об­стоятельством, что дети открыты трансцендентальному опы­ту. Они воспринимают мир как волшебство, особенно до на­ступления отрочества. Могущественные маги (родители) управляют миром с помощью своих чар, из-за этого летают самолеты, в микроволновой печи за минуты готовится еда. Деньги, конечно же, "растут на деревьях". Ребенок полнос­тью зависит от старших, и эта зависимость побуждает его ве­рить в существование реальности, превосходящей его раз­умение.

Я спросил восьмилетнего мальчика^ каким было его пер­воначальное представление о Боге. Он сказал, что, насколько он помнит, он представлял себе Бога невидимкой, летающим на облаке, он знал, что Бог очень добр и очень могуществен. Этот образ вполне годится для раннего детства, и в последую­щие годы из него может развиться более концептуальное представление о Боге, когда осуществится переход от "сверх­человека" к духовной реальности.

216     ^а/с воспитать замечательного ребенка

Помогите ребенку обнаружить вечное в повседневной жиз­ни. Ребенок должен видеть, как вы воспринимаете события с точки зрения вечности. Например, вы можете обсудить, как Бог поможет ему принять правильное решение, когда он поссорится с соседским мальчишкой, или как Бог отвечает на его молитвы, как применить выслушанную им проповедь к каким-то школьным делам.

Помогите также ребенку понять, что правила незримого мира сходны со знакомыми ему "земными" законами. Лю­бовь, верность, честность действуют в обоих мирах. Бог за­ложил эти принципы в основание реальности, и Бог не про­тиворечит Сам Себе. Вы структурируете жизнь ребенка в со­ответствии с этими универсальными принципами и тем са­мым способствуете его сближению с Богом. Божьи законы не покажутся ему нелепыми. Так, подавая пример открыто­сти и откровенности в своих отношениях с ребенком, вы по­могаете ему понять истинный смысл того библейского тек­ста, который призывает нас говорить истину с любовью (см. Ефесянам 4:15). Его опыт облегчит ему шаг или, вернее, прыжок навстречу Богу.

Воспринимать Бога как источник всех благ

В своем зависимом положении ребенок усиленно прора­батывает свои нужды и необходимость принимать помощь со стороны. Это положение достаточно унизительно, ведь ребенок не имеет ничего из того, в чем нуждается, и должен просить об этом. Покажите ребенку, что, научившись про­сить, он приблизится к Богу. Библия называет смирение бла­женным: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Не­бесное" (Матфея 5:3).

Ребенок должен понимать, что Бог не только зовет его следовать Его путями. Господь с самого начала дает ему бла­га, в которых он нуждается. Бог — источник всего нашего су­ществования, как физического, так и эмоционального, Он

поддерживает нашу жизнь. Расскажите ребенку, что Бог дает ему любовь, защиту, знание и надежду, покажите, что самый правильный способ удовлетворить все свои нужды — это вступить в отношения с Богом. Один человек сказал мне:

"Мы стараемся объяснить сыну, что Бог — лучший родитель, чем мы с матерью".

Ребенок должен также видеть, что чем крепче ваша связь с Богом, тем лучше вы справляетесь с ролью родителя. Обраща­ясь к Нему в молитве, во время богослужения и при чтении Библии, вы черпаете новые силы, которые вы можете вложить в любовь к своему ребенку. Печально, когда дети набожных родителей, вырастая, отворачиваются от церкви, потому что духовная жизнь их родителей кажется им чем-то вроде ши­зофрении: по воскресеньям мама с папой ведут религиозные беседы, а в понедельник вновь проявляют свой эгоизм или другие серьезные изъяны личности. Гораздо лучше было бы для ребенка, если б родители возвращались из церкви или с молитвы более настроенными выслушать его просьбы, пого­ворить по душам, нормально отреагировать на его проблемы, признать, если понадобится, свою неправоту. Тогда ребенок убедится, что в общении с Богом человек становится лучше.

Жить по Божьим установлениям всегда лучше

Ребенок должен воспринимать Бога не только как источ­ник благ, но и как Царя. Любые отношения, в том числе и от­ношения с Богом, подразумевают ответственность: Бог снабжает ребенка всем, что ему нужно в жизни, но при этом Он ждет, чтобы он строил свою жизнь по Его заветам. Разве мы не наблюдаем множество случаев, когда человек (причем давно уже взрослый) хочет быть любимым и пользоваться всеми преимуществами этого положения, но не считает нуж­ным принимать на себя какие-то обязательства?

Бог создал реальность в соответствии с определенными принципами. Он сформулировал эти истины в Библии, что-218     Как воспитать замечательного ребенка

бы их помнили на протяжении столетий и не искажали. Истина содержится в заповедях Божьих, законах, правилах, регулирующих нашу жизнь. Дети должны понять и освоить на собственном опыте эти истины. "В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь" (Псалом 1:2).

Бог дал нам законы не потому, что Он фанатик дисципли­ны, и слушаться Его мы должны не во имя покорности как таковой. Библия утверждает, что, когда дети спросят, почему Бог установил все эти правила и предписания, на это будет дан вполне разумный ответ, а именно: "И заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боя­лись Господа, Бога нашего, дабы хорошо нам было во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь" (Второза­коние 6:24). Духовный рост и развитие и обогащают, и обере­гают жизнь вашего ребенка.

Хотя ребенок и мечтает о всемогуществе, он опасается принимать те решения, которые должны принимать за него родители, он старается найти свою нишу, где он сможет чув­ствовать себя в безопасности. "И буду ходить среди вас, и бу­ду вашим Богом, а вы будете Моим народом" (Левит 26:12).

Покажите ребенку, в чем состоит благо жизни в послуша­нии: как ваши домашние правила идут на пользу семейному сосуществованию, так и Божьи заповеди любви, честности, верности улучшают нашу жизнь. Кстати, и сигналы свето­фора делают нашу жизнь более безопасной. Бог вовсе не хо­чет лишить нас удовольствий, но Он хочет, чтобы мы жили хорошо.

Вам придется заново пересмотреть свои убеждения, по­нимание Библии, христианские понятия. Почему вы верите в библейские истины? Почему вы ходите в церковь? Почему вы против наркотиков и внебрачного секса? Подготовьте бо­лее содержательный ответ на эти вопросы, нежели: "Потому что Бог так повелел, а Ему виднее". Пусть ребенок постоянно ищет более глубокую истину, всматривается в суть запове­дей, не довольствуясь столь поверхностными отговорками.

9. Связь с Богом

219

Расскажите ребенку, почему вы верите в то, во что вы верите, и пусть он обдумает, почему он сам во что-то верит.

Духовная дисциплина и ее цели

Для духовного развития ребенка недостаточно заучить ис­тины и принципы. Воспитывая ребенка, вы помогаете ему усвоить дисциплину духовной жизни, те традиционные спо­собы, с помощью которых верующие люди на протяжении многих столетий ищут контакта с Богом. Вот самые важные из них.

• Работа с Библией: слушать, читать, изучать, запоми­нать наизусть и медитировать

• Молитва: личное общение с Богом, индивидуальное или групповое

• Коммуникабельность: общение с другими верующи­ми, взаимная поддержка и связь с реальностью. Обще­ние осуществляется в церкви, церковных комитетах, небольших и семейных группах.

Духовная дисциплина образует структуру, внутри которой ребенок обращается к Богу. Эти известные способы помога­ют ему формировать любовь к Богу и служить Ему. Они не являются самоцелью, но это полезные привычки, которые должны соблюдаться в вашей семье, и вы вправе требовать этого от ребенка.

Такого рода деятельность приближает ребенка к Божьей любви и реальности. Ребенок должен убедиться, что затра­ченные таким образом время и энергия приносят благие плоды. Он начинает понимать, что такое честность и откры­тость, мудрость и откровенность. Эти понятия применимы и к семейной жизни, и к дружбе, и к школьным будням.

Многие люди рассказывали мне, как в молодости они от­далились от Бога, все перепробовали и испытали, а потом

220     Как воспитать замечательного ребенка

вновь открыли для себя веру своих отцов. В этом обретении веры им очень помогли нежные воспоминания о семейной жизни, согретой глубокой и деятельной верой. Возвращаясь к Богу, они опирались на эти воспоминания, свой опыт, за­павшие в душу библейские строки.

Наш друг Синтия рассказывала, как она, вступая во взрос­лую жизнь, постоянно вспоминала такие моменты из про­шлого: она идет на кухню выпить воды и, проходя мимо го­стиной, видит, как отец стоит на коленях, погрузившись в молитву за своих близких. Даже в пору поисков собственной веры она никогда не забывала эту реальность — реальность веры своего отца. Теперь Синтия счастлива в браке, у нее прекрасные дети, хорошая работа и крепкая вера. И во мно­гом она обязана этим духовной дисциплине молитвы, уна­следованной от отца.

Но бывает и так, что пекущиеся о благе ребенка родители принуждают его молиться, читать Библию и ходить в цер­ковь, не вполне отдавая себе отчет в том, зачем это нужно. Они требуют соблюдения обрядов, не интегрируя их в жизнь, а дети упорно противятся всем их начинаниям.

Через такой опыт взросления пришлось пройти моему дру­гу Роджеру. Его постоянно упражняли, можно сказать, ната­скивали в духовной практике, но при этом пути Господни не становились частью его жизни. До сих пор с Роджером об­щаться нелегко: он ненавидит свою работу, ссорится с родите­лями, переполнен негативными ожиданиями. И вдруг посре­ди этих бурных протестов он ни с того ни с сего цитирует би­блейский стих и восклицает: "Сколь велик Господь!" Я готов согласиться с ним, что Бог велик, только я не понимаю, каким образом его возмущение внезапно оборачивается благодар­ностью. По-видимому, Роджер мечется между двумя мирами — "реальным" и "духовным", он постоянно конфликтует с са­мим собой, так как не может объединить эти две реальности.

Будет полезно установить определенную духовную дис­циплину для ребенка. Она должна соответствовать его Воз-

расту — в этом вам поможет множество удачных издании Библии для детей, руководства по духовному воспитанию», воскресная школа. Дети, особенно в возрасте до десяти лет, любят все делать в компании, они готовы молиться вместе 'с другими членами семьи просто ради удовольствия делать это вместе. Если вы поможете ребенку почувствовать, как эти обряды способствуют его росту, развитию и процвета­нию, он сумеет разглядеть суть духовной дисциплины: вое эти практики не должны подменять Бога, они существуют во имя Бога.

По мере того как ребенок растет, меняются его потребно­сти и интересы. Подросток может не захотеть посещать ту церковь, в которую он ходил с детства. Ему нужна свобода, чтобы он мог самостоятельно построить отношения с богом!, а если он пребывает в церкви, которую вы за него выбралиг, то считает, что эта вера уже не является вполне "его". Было бы полезно позволить подростку подобрать себе церковь не -подалеку от дома, где он мог бы общаться с группой свер -стников. В такого рода делах главное — не путать средства с целью. Иисус учит нас, что суббота предназначена для чело­века, а не человек для субботы (см. Марка 2:27).

От вашей веры зависит вера вашего ребенка

Духовность более, чем какая-либо другая сторона харак­тера, перенимается, а не внушается. Духовный рост подраз­умевает освоение многих концептуальных понятий. Ребенок должен инкорпорировать ваши отношения с Богом и с ним самим, а не ваши рассуждения.

Ваша вера — живая, конкретная, деятельная, искренняя — вот что наиболее важно для вашего ребенка, пытающегося постичь далекого, невидимого Бога и вступить с Ним в отно­шения. Вы не должны избавлять его от этих проблем и иска­ний в той мере, в какой они соразмерны с его уровнем разви­тия. Пусть ребенок убедится, что и отношения с Богом, как

222     Как воспитат ь замечательного ребенка

любые другие отношения, требуют определенных затрат вре­мени и труда и порой бывают конфликтными.

В определенный момент ребенок должен взять на себя от­ветственность за свои отношения с Богом, не подражая сле­по вам. Если вы хотите, чтобы вера вашего ребенка остава­лась поверхностной и бессодержательной, правильней всего запретить ему сомневаться во внушаемой ему вере. А если ребенок начнет сам выяснять отношения с Богом, он рано или поздно найдет свой путь к Богу — скорее всего другой, а не тот, по которому идете вы.

Это критический момент в развитии, ибо ребенок должен отдалиться от родителей. Если родители подменяли собой Бога, то вместе с родителями он оставит и Бога, поскольку ему кажется, что ему нужно обрести независимость от Бога, чтобы стать самостоятельной личностью.

Ваша обязанность — все время отделять ваши отношения с ребенком от его отношений с Богом, особенно когда ребе­нок достигнет отрочества. Не скрывайте от него своих разо­чарований, сомнений и конфликтов с Богом. Пусть он видит в вас еще одного страдающего и ищущего человека, а не мыслителя, постигшего все бездны премудрости Господней. Таким образом вы сохраните для ребенка свободную терри­торию, где он сможет сам искать Бога; тогда, чтобы сохра­нить или обрести веру, ему не придется вновь становиться "маленьким ребенком".

Один мой знакомый несколько раз от начала до конца прочитал своему сынишке "Хроники Нарнии". Его очень беспокоила проблема индивидуализации ребенка, обрете­ния собственной веры, вот он и читал ему эту книгу Льюиса, поскольку она нравилась сынишке. "Я хотел, чтобы он ос­тался с Богом, когда созреет для того, чтобы оставить меня и мои пути", — объяснял отец.

Анна, эта библейская героиня, страдавшая бесплодием, понимала: если Бог даст ей ребенка, этот ребенок не будет целиком и полностью ее собственностью, он будет Божьим

9. Связь с Богом

223

чадом. Д она молилась: "Господи Всемогущий Боже Саваоф! если ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя муже­ского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его" (1 Царств 1:11). Просите Господа, чтобы он помог вашему ребенку обрести собственную веру. Да, основой для нее по­служит ваша вера, но окончательно сформируют ее они вдвоем — Бог и ваш ребенок.

Представление о Боге

С проблемой самостоятельного поиска веры тесно связа­на проблема формирования представлений о Боге. Некото­рые родители живут в постоянной тревоге, поскольку дума­ют, что их дети создадут образ Бога из совокупности папи­ных и маминых черт. В их представлении это выглядит при­мерно эак: ребенок должен создать в уме некую концепцию Бога, а поскольку ему при создании этой концепции не на что опереться, он создает этот образ, обобщая свой опыт от­ношений с родителями, наделяя Бога и позитивными, и не­гативными чертами родителей. Так, если отец недостаточно близок ребенку эмоционально, Бог тоже отдаляется, если мать сквонна его критиковать, Бог также готов его осудить. Эти родители испытывают постоянное давление и во всем винят себя, ибо им кажется, что их слабости и недостатки помешают ребенку постичь образ Божий.

Это, конечно, неправильно. Естественно, дети инкорпо­рируют опыт отношений с родителями и на его основе фор­мируют свое представление о Боге. Однако в развитии этого представления играют роль и другие факторы.

Интерпретация ребенка. Исследования памяти показали, что дети интерпретируют свой опыт. Память — это не про­стая фиксация событий, которые окрашиваются собствен­ным характером ребенка, его точкой зрения, желаниями, страхами, особенностями понимания.

224

Как воспитать замечательного ребенка

Другие виды реальности. Ребенок не приравнивает родите­лей к Богу. По мере того как он растет, он начинает ассими­лировать и другие виды реальности — других людей, библей­ские истины, различные ситуации, также входящие в его представление о Боге.

Божественное и человеческое. Став постарше, ребенок приучается отличать свойства людей от свойств Бога. Ребе­нок от рождения наделен как бы двумя замочными скважи­нами: один замок отпирает Бог, другой — люди. Созревая, человек сумеет сформулировать это различие: "Бог не чело­век, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изме­няться" (Числа 23:19).

Рост и изменения. Образ Божий не пребывает неизмен­ным, он меняется, по мере того как растет и меняется сам ре­бенок. Чем больше ребенок получает опыта, в котором отра­жается Бог, тем лучше он понимает, Кто есть Бог.

Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка было доста­точно опыта и вашей, и его собственной близости к Богу. Ребенок создан, чтобы искать Бога и обрести Его.