Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 27 февраля 2024
Главная Библиотека адвентиста Мир Елены Уайт Технологические достижения
Технологические достижения PDF Печать Email


Начало XIX в. было не просто эпохой надежд на Тысячелетнее царство, реформаторской активности и религиозных новшеств, оно стало периодом технологического прогресса. Фактически без технологической революции и религиозные движения не были бы столь успешными.

Сила пара изменила транспорт, средства связи и массовой информации. Стоит только вспомнить о таких новшествах, как железная дорога, пароходы, печатная машина, приводимая в движение силой пара, чтобы представить себе грандиозность происшедших изменений. Помимо паровых машин был изобретен телеграф. Но в данной главе мы в основном ограничимся переворотом в издательском деле и прокладкой железных дорог, так как эти новшества оказали прямое влияние на служение Елены Уайт.

Революция в издательском деле

Подобно тому, как протестантская реформация XVI в. огромной долей своего успеха обязана изобретению книгопечатания Гутенбергом в 1453 г., так и распространение реформ и религиозных воззрений в начале XIX в. связано с революцией в издательском деле, соизмеримой с изобретением книгопечатания. После 1822 г. процесс печатания был ускорен не только благодаря использованию силы пара, но также изобретению машин по производству и резке бумаги.

Результат оказался потрясающим. Например, в 1833 г. нью-йоркский "Курьер энд Инкуаер", который читали 4500 человек, имел самый большой круг читателей в городе. Он стоил шесть центов за экземпляр. Всего два года спустя нью-йоркское издание "Сан" печаталось тиражом 53000 экземпляров в день стоимостью 1 цент. За эти два года объем печатной продукции вырос с 200 до 5500 экземпляров в час и с 2000 до 55000 - в день.

Американское общество борьбы с рабством сразу взяло на вооружение новую технологию и начало забрасывать печатными материалами всю страну - более миллиона экземпляров только в 1835 г. Успех этой кампании не прошел даром для Джошуа В. Хаймса, молодого компаньона издателя Уильяма Лойда Гаррисона.

Широкое использование прессы социальными реформаторами и религиозными группами началось до того, как появилась дешевая газета, но снижение стоимости печати сильно активизировало существовавшую тенденцию. Один восторженный пастор заметил в 1839 г., что "хорошо налаженное издание религиозной периодической литературы подобно тысячам проповедников, устремляющихся во многих направлениях на лошадях, пароходах, в почтовых каретах и железнодорожных вагонах и предлагающих жизнь и спасение людям почти в каждой стране". В 1823 г. "Методистский журнал" отмечал, что "религиозная газета еще не так давно была феноменом, но благодаря скрежещущей печатной машине теперь ее можно увидеть повсюду". К 1830 г. Соединенные Штаты имели 605 религиозных периодических изданий, из которых 14 существовало еще до 1790 г. В том же 1830 г. Американское библейское общество и Американское общество по изданию и распространению духовной литературы издавали более 1 миллиона Библий и соответственно 6 миллионов брошюр в год.

Миллериты под руководством Хаймса подхватили дух нового печатного века. Один писатель назвал Хаймса "Наполеоном печати". Нафан Хэтч, ведущий историк американской религии, описал энергию Хаймса, проявляемую в издательском деле, как "стремительное беспрецедентное наступление средств массовой информации" и как "беспрецедентную кампанию средств связи". В начале 1840-х годов, примерно за четыре года Хаймс способствовал публикации более 5 миллионов экземпляров милле-ритской литературы - почти по одному экземпляру на каждого четвертого жителя США.

Субботствующие адвентисты последовали примеру миллеритов. Одним из секретов успеха стало активное распространение их вести через публикации. Елена Уайт и ее муж были в первых рядах этого движения. Г-жа Уайт не только убеждала Церковь в том, что адвентистские публикации "должны быть распространены, словно осенние листья" (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 79), но и предполагала, что "через наши издательства должна быть совершена окончательная работа Церкви на земле" (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 140).

Этот совет привел к тому, что к концу 1990-х годов адвентистами седьмого дня было организовано 55 издательств по всему миру, а адвентистская литература стала печататься более чем на 235 языках. Сама Елена Уайт с ее произведениями, переведенными почти на 150 языков, стала единственным в истории американским автором-женщиной, чьи произведения были переведены на самое большое количество языков.

Прогресс в сфере транспорта

Если издательская революция позволила печатному слову распространиться повсеместно, то достижения в сфере транспорта дали возможность проповеднику посещать намного больше мест, чем это было возможно раньше. Елене Уайт в ее работе способствовал прогресс в судоходстве.

Поездки по железной дороге нельзя было назвать приятными

Кроме того, они были еще и не безопасными

Морские суда на паровой тяге быстро переправляли ее через Атлантический и Тихий океаны, а речные пароходы везли ее по рекам и каналам Соединенных Штатов.

Однако самую большую пользу служению Е. Уайт приносил не морской и речной флот, а железная дорога. Бывшие примитивным изобретением в ранние годы ее жизни, к концу 1860-х годов железные дороги покрыли всю территорию Соединенных Штатов и давали возможность Елене Уайт и другим проповедникам пересекать страну относительно быстро, когда они ехали организовывать лагерные собрания и разные встречи. Железная дорога позволяла добраться до места назначения за несколько дней, в то время как в прежние годы для этого требовались месяцы. Отсутствие железной дороги сильно ограничивало бы служение Елены Уайт. Путешествие в железнодорожных вагонах делало ее и других проповедников национальными служителями.

Но путешествие по железной дороге нельзя было назвать легким, хотя вагон и был совершеннее других средств. Езда в поезде требовала большой выносливости в годы гражданской войны и на протяжении следующих десятилетий. Вентиляция в вагонах оставляла желать лучшего, а отопление зимой было явно не достаточным. Расписание не отличал ось точностью, пассажиры на остановках ели отвратительную пищу, если не брали с собой корзину с провизией. Летом в открытые окна летела угольная пыль, а при закрытых окнах воздух делался горячим, тяжелым, наполненным неприятным запахом виски, табака и пота. Деревянные сиденья были неудобными. Путешествие по железной дороге было занятием не из приятных. Как выразился Люций Биб (любитель железной дороги), "американская публика ехала к своей неинтересной судьбе в организованном дискомфорте".

Кроме этого дискомфорта поезда долгое время оставались смертельно опасными средствами передвижения.

Хотя, безусловно, они были безопаснее конного транспорта, но все же в десять раз опаснее современного автомобиля. В конце 1890-х годов только за год в Соединенных Штатах на железных дорогах погибало 10000 человек, а 80000 получали тяжелые телесные повреждения. В день погибало около 30 человек, а 230 получали ранения. В сравнении с данными 1890-х годов путешествия по современным железным дорогам и на самолетах стали несравненно безопаснее. Частично проблема заключалась в погоне за прибылью, когда об условиях безопасности пассажиров и железнодорожных рабочих никто не думал. Джордж Стронг на вопрос о безопасности поездов ответил: "Мы никогда не будем путешествовать безопасно, пока наш благочестивый, богатый и больше всех любимый директор не будет повешен за убийство".

Джеймс и Елена Уайт тоже попали в железнодорожную аварию; это случилось в 1854 г., когда погибло по крайней мере 4 человека, а ранено было намного больше (Артур Л. Уайт о Елене Г. Уайт, т. 1, с. 294-297). Хотя Елена Уайт часто упоминала о проблемах, связанных с путешествием в поезде, она тем не менее была убеждена, что железная дорога стала настоящим благословением для распространения трехангельской вести. "Железные дороги и пароходы, - писала она, - связывают нас со всеми частями мира и открывают доступ нашей истинной вести ко всем народам мира" (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 381). Как считала вестница Божья, прогресс в сфере транспорта, достигнутый в XIX в., позволил адвентистам седьмого дня стать к 1900 г. воистину всемирным движением