Новые виды отдыха |
Характер проведения досуга изменился так же, как и все, что существовало до гражданской войны. Пожалуй, следует отметить, что впервые для большинства людей досуг стал реальностью. До этой поры только богатые имели свободное время, а большинство людей трудились постоянно. Для них не существовало досуга. Вынужденные работать по 70- 80 часов в неделю без отпуска, имея лишь немного меньше той же работы в воскресенье, люди крутились в водовороте постоянного труда и связанных с ним забот. Отсутствие досуга оправдывала философия, пришедшая от пуритан и гласившая, что праздность является основным грехом (грехом, который открывал путь азартным играм, пьянству и т.д.), а работа - основной добродетелью. В 1851 г. в конгрегационалистском журнале "Ньюин-глэндер" эта философия была представлена особенно ярко: "Пусть наши читатели, все до одного, помнят, что мы пришли в этот мир не для спорта и развлечений, а для труда, не для наслаждений и самоугождения, а для того, чтобы служить Богу, прославлять Его и быть полезными нашим ближним. Это великая цель и смысл жизни. Для достижения данной цели Бог действительно позволил всем нам иметь необходимые развлечения и отдых... Но главной целью жизни все же является работа". Внедрение механизации постепенно сократило рабочую неделю до 60 часов в конце 1880-х годов и до 50 часов на пороге XX в. Более того, многие предприниматели ввели сокращенный рабочий день в субботу. День труда в начале 1890-х годов стал праздником, а для процветающего среднего класса стал доступен ежегодный отпуск. Люди меньше работали, больше отдыхали, и с этого началось развитие индустрии развлечений, какой мы знаем ее в XX в. Индустрия развлечений стала возможной не только благодаря появлению у большего числа людей свободного времени, но также вследствие урбанизации. Ведь для процветания коммерческие увеселения нуждались в достаточном количестве покровителей. В следующей главе мы рассмотрим два направления нового проведения досуга, проникших в общество: 1) спорт и отдых и 2) развлечения. Спорт и отдыхПеремены в спорте были связаны с появлением коллективных видов спорта, близких духу американской культуры: бейсбола, американского футбола и баскетбола. Все перечисленные виды были "изобретены" во второй половине XIX в. Первый вид спорта, приобретший популярность, - это бейсбол. Придуманный в 1850-е годы как великосветская игра, бейсбол стал любимым развлечением союзной армии во время гражданской войны и таким образом превратился в вид спорта для простого народа. Хотя вначале игра была непрофессиональной, страстное желание одерживать победы привело к тому, что стали нанимать искусных игроков. В 1869г. команда "Цинциннати рэд стокингз" целиком состояла из платных игроков. Их замечательные показатели (58 побед, одна ничья и ни одного поражения в 1869 г.) побуждали другие команды следовать их примеру. Но с деньгами и успехом пришли проблемы - такие, как тотализатор. В 1876 г. Национальная лига начала приводить в порядок игру и делать ее благопристойной. Общественные организации вскоре построили большие стадионы на тысячи мест, и страна вступила в эру популярного спорта. Йель против Принстона студенческие соревнования по американскому футболу зачастую приводили к тяжелым травмам, а иногда и к смерти В то время как бейсбол царил среди людей, уже имевших профессию, футбол буквально перевернул жизнь американского университета. В 1869 г. состоялась первая межуниверситетская игра между командами Принстона и Рутгерса. В 1880-х годах попытались упорядочить игру, но стремление выиграть любой ценой и наем спортсменов для якобы непрофессиональной игры превратили футбол в жестокую схватку. Команда Корнельского университета особенно прославилась своей агрессивностью. В 1876 г. команды Гарвардского и Йельского университетов отказались играть с командой Корнельского университета, однако и сами они играли довольно жестко. В 1884 г. нью-йоркский "Ивнинг Пост" описал игру между йельской и принстонской командами, во время которой "зрители могли видеть, как одиннадцать человек накинулись друг на друга и превратились в подвижную груду тел". Жесткость была правилом игры, а у игроков отсутствовали какие-либо защитные одежды и шлемы. Катание на велосипедах стало очень модны и в начале 1890-х годов Голодные крысы бросались друг на друга, а зрители между тем делали большие ставки на тех из них, кому, по их мнению, удастся выжить Бокс стал "школой жестокости", бои могли длиться до 75 раундов В 1905 г. восемнадцать американцев погибли на студенческом футбольном поле. В Гарварде только в двух играх в течение сезона обошлось без насилия. Игрока из команды Пен-Свартмор в тот год избивали так часто, что фотография его окровавленного лица стала всеобщей сенсацией. Эта фотография вызвала негодование у президента Теодора Рузвельта, предупредившего, что, если университеты не упорядочат правила игры, он положит ей конец правительственной мерой. В духе Прогрессивного движения, столкнувшего Рузвельта с американскими промышленными корпорациями, он встретился с тренерами и руководителями нескольких ведущих университетских команд и потребовал ответственно подойти к внедрению реформ. К 1906 г. началась реализация реформ. Не секрет, что сегодня большинство университетов известны скорее своими футбольными командами, чем академическими показателями. Помимо гладиаторских видов спорта, последняя половина 1800-х годов была отмечена индивидуальным увлечением спортом. Заинтересованность в улучшении здоровья создала не только лучшие санитарные условия и привычки здорового питания, но также движение за физическую подготовку. В 1880-е годы на территории городов и учебных заведений стали появляться гимнастические залы. Популярными видами спорта на свежем воздухе стали гольф, теннис и стрельба из лука. Но два вида превратились в настоящую манию, - это крокет и езда на велосипеде, хотя моралисты осуждали крокет, так как женщинам приходилось открывать лодыжки, а сама игра поощряла флирт. Велосипеды стали повальным увлечением в начале 1890-х годов, и каждый член семьи, принадлежавшей к среднему классу, полагал, что у него обязательно должен быть велосипед. Проблема заключалась в том, что велосипеды были очень дорогими - цена одного равнялась шестимесячной зарплате. Велосипед еще не стал недорогим средством передвижения, но был воплощением стремления не отставать от моды. Создавались велосипедные клубы, и их члены придумывали специальную униформу. Так было принято, хотя увлечение это буквально разоряло семьи. Однако езда на велосипеде являлась хорошим упражнением на свежем воздухе. И, конечно, велосипеды продолжали служить людям после того, как кратковременная причуда проходила, да и цены снизились до разумных пределов. Помимо коллективных и индивидуальных видов спорта, в конце XIX в. существовали и неприглядные состязания. К этой категории относились такие азартные занятия, как травля крыс. Немного выше уровнем были жестокие, беспощадные боксерские бои. Бой не заканчивался, замечает один комментатор, "пока человек не получал удар кулаком или ногой и не падал окровавленный без сознания". Героем 1880-х был Джон Л. Салливан, который в 1889 г. выиграл 75 раундов в страшной жаре и нанес поражение Джейку Килрейну. Бокс стал таким смертоносным, что в Нью-Йорке объявили его вне закона. Заведения для игры в кегли и бильярд после гражданской войны также приобретали все большее число любителей и вскоре стали прибежищем всякого дерзкого люда. Положительной стороной прогрессивного периода в начале XX в. было создание городских парков и игровых площадок. Елена Уайт по-разному относилась к новым видам досуга. Она была в высшей степени настроена против футбола и бокса, которые "стали школой жестокости", и препятствовала их внедрению в адвентистских школах (Воспитание, с. 210). Она также противодействовала духу соперничества и считала, что христиане в разных видах деятельности должны стремиться к сотрудничеству. Она выступала в защиту людей, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, но предостерегала против чрезмерных занятий гимнастикой и траты слишком большой энергии в командных видах спорта (Воспитание, с. 210). На ее взгляд, самым эффективным средством для улучшения здоровья является "полезный труд на свежем воздухе" (Воспитание, с. 215, 219). Хотя она и не осуждала "простую игру с мячом", однако предупреждала против излишней увлеченности ею, так как христиане должны иметь другие приоритеты в использовании времени и денег (Христианский дом, с. 499). РазвлеченияПомимо развития спорта и видов отдыха во второй половине XIX в. имело место развитие индустрии развлечений. Отметим два важных направления - это популярный роман и театр. Прогресс в печатном деле в первой половине XIX в. (см. главу 5) не только дал возможность издавать дешевые газеты и выпускать в массовом количестве религиозную и реформаторскую литературу, но также стимулировал издательский бизнес, занимавшийся выпуском популярных книг и стремившийся привлечь к чтению большие массы людей. Популярная художественная литература в XIX в. издавалась в трех видах. Во-первых, любовные романы, написанные в основном женщинами и для женщин. Выстраивая интригующий сюжет, авторы сосредоточивались на романтических чувствах, браке и манерах поведения. Героями сюжета обычно были молодые девушки, которых осаждали соблазнители. Роман заканчивался либо браком, если девушке удавалось укротить ее обидчика, либо смертью, если она теряла невинность до брака. Следовательно, в романах поднимался в основном нравственный вопрос о том, как вести себя в личных делах. Вторая категория популярной художественной литературы, появившейся в середине века, была предназначена для мужчин. Обычной завязкой "дешевого детективного романа" была авантюра. Сюжет часто сосредоточивался на убийстве индейцев, на другом преступлении ил и на "закоренелом преступнике". Один исследователь этого литературного жанра отмечает: "Что касается числа убитых индейцев, оно во много раз превышает общее число индейцев в Соединенных Штатах". Как и в случае с любовными романами, главным было массовое производство дешевого детективного чтива без заботы о его качестве. Например, Прентис Ингрэм, занявшийся литературой уже в зрелом возрасте, написал около 1000 детективных романов, 121 из них - о подвигах Буффало Билла. Джон Вуд, исследуя художественную литературу конца XIX в., обнаружил, что большинство пользовавшихся успехом романов были изданы в красивом, тесненном, позолоченном переплете и считались литературой "высшего класса". Прежде чем эти романы выходили в законченном виде, их частями публиковали в газетах. "Отложи этот роман! Он погубит твою душу". Романы преданы широкому осуждению в начале девятнадцатого века, К третьему виду популярной художественной литературы относился религиозный роман. Его предназначение заключалось в том, чтобы вытеснить книги, направленные только на эмоции, и сделать литературу поучительной. Его авторы строили сюжет вокруг библейских и религиозных историй. Так, Джозеф Холт Ингрэм (отец Прентиса) написал очень популярный роман "Князь из дома Давида" и другие истории, которые его сын назвал "дешевым детективным романом на библейскую тему". Такой подход побудил Елену Уайт и некоторых ее современников осудить религиозные романы и религиозно-художественную беллетристику. Однако в то же самое время они рекомендовали чтение книги "Путешествие пилигрима" - в равной степени плода авторского воображения. Разница между "Путешествием пилигрима" и некоторыми дешевыми детективными романами на библейскую тему заключается скорее в качестве, а не в достоверности. Неоспоримым является тот факт, что индустрия популярных романов конца XIX в. весьма похожа на телевизионную индустрию мыльных опер конца XX в. Под словом "беллетристика" Елена Уайт понимала литературу со следующими характерными чертами: 1) вызывает зависимость; 2) может быть сентиментальной, эротической и вульгарной; 3) уводит от жизненных проблем, переносит читателя в мир грез, делая его не способным справляться с проблемами реальности; 4) притупляет разум, препятствуя серьезному изучению и поддерживанию отношений с Богом; 5) поглощает время и не имеет никакой ценности. Данный вывод показывает сходство взглядов Елены Уайт и критиков сентиментальной литературы ее дней, а также критиков популярных телевизионных передач нашего времени. Все, что было сказано о популярном романе, справедливо и по отношению к театру. Конечно, театр имел свойственные ему недостатки помимо содержания даваемых им представлений. Два из них имеют отношение к личностям актеров и окружению. Что касается личностей, то частная жизнь актеров вряд ли была образцом высокой морали. Окружение самого театра имело две проблемы. Одна заключалась в том, что в XIX в. театры часто располагались в той части города, где было сосредоточено много баров, бильярдных залов и публичных домов. Но самым серьезным вопросом, делавшим театр сомнительным местом в моральном и духовном отношении, оставалась проституция. Если нижние ярусы служили отличным местом, где респектабельные проститутки встречались со своими клиентами, то в 1880-е годы вся галерка ("третий ярус") предназначалась для дешевых проституток и их приятелей. "Третий ярус" имел даже отдельный вход, чтобы почтенные зрители случайно не столкнулись с "леди на ночь". Неудивительно, что христиане отзывались о театре как о порочном месте. И пьесы, и романы того времени были сосредоточены на сентиментальности и чувственности Разумеется, содержание пьес навлекало на себя справедливую критику. Подобно сюжетам популярных романов, на сцене царили чувственность и излишняя эмоциональность. Фабула большинства спектаклей была авантюрной. Аудитория, приходившая в те дни смотреть мелодраму, пишет Делмер Дэвис, "состояла из людей низшего сословия, обремененных промышленной революцией; людей, чья жизнь часто становилась ужасной в своей монотонности и нищете; людей, желавших уйти от действительности в мир эмоций в поисках торжества справедливости как награды за свои страдания". В результате богачи в мелодрамах часто были преступниками, а работяги героями, которые спасали девушку, попавшую в беду. Драма в те дни представляла сюжеты, по ходу которых кололи ножом, стреляли, вешали, душили, травили, убивали себя, поджигали, устраивали крушение кораблей и поездов; в них действовали отъявленные злодеи, а герои терпели целый ряд страшных семейных драм и тяжких физических страданий. Но пьеса всегда заканчивалась победой добродетели над злом. Нет нужды говорить, что действие было динамичным, а сюжет острым. Не нужно обладать богатым воображением, чтобы увидеть "хлам", предлагаемый современным телевидением и ничем не отличающийся от драмы XIX в. Разумеется, сегодняшним героям нет необходимости быть добродетельными, нет необходимости в победе добра над злом. Но кроме страсти к нравоучениям мало что изменилось, за исключением формы самих средств массовой информации. Кроме драмы, театр XIX в. давал музыкальные представления, водевили, шекспировские пьесы. Елена Уайт боялась за будущее тех, кто привыкал к развлечениям, уводящим от жизни. Она видела, что театр ее дней был "опасным очагом безнравственности", средством, способным "развратить воображение и испортить нравы", "разрушить духовность" и "притупить вкус к незатейливым, мирным радостям и отрезвляющей жизненной реальности" (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 653). В результате она советовала своим читателям избегать всего "легкомысленного и возбуждающего", даже если оно действует на религиозные чувства и содержит нравственные поучения (Вести для молодежи, с. 272). С другой стороны, Елена Уайт приветствовала занятия, в которых мудро используется время и которые помогают людям формировать характер (Христианский дом, с. 417). Относительно спорта и развлечений, пожалуй, основной ее совет заключался в том, чтобы каждое занятие приносило пользу организму, а не просто развлекало или уводило от реальной жизни. "Существует разница, - писала она, - между отдыхом и развлечением. Отдых, в верном смысле этого слова, означает восстановление умственных и физических сил. Отвлекая нас от обычных забот и занятий, он восстанавливает умственные и физические силы, и таким образом организм обновляется, чтобы вернуться к серьезной работе. А развлечение - это стремление к удовольствию. Зачастую гранича с излишествами, оно поглощает энергию, которая требуется для полезной работы, и, таким образом, становится помехой на пути к достижению подлинного успеха в жизни" (Воспитание, с. 207).
|