Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 16 сентября 2024
Перспективы PDF Печать Email


В этой книге мы рассмотрели время, в котором жила Елена Уайт, и в общих чертах обозначили ее отношение к этому миру. В заключение мы попытаемся сделать более обстоятельный анализ той позиции, которую она занимала, и провести некоторые параллели для нашего времени.

Елена Уайт и ее мир

Самое главное, что следует сказать о Елене Уайт, - это то, что она была человеком, понимавшим проблемы XIX в. с учетом тогдашних представлений. Даже поверхностное знакомство с ее произведениями показывает, что она имела верное видение социальных и религиозных вопросов своего времени. Е. Уайт не только жила в этом мире, но и описывала его понятным для ее современников языком.

С другой стороны, Елена Уайт не была отражением своего времени. Фактически во многих отношениях она противостояла "общепринятой житейской мудрости" ее дней. Достаточно только поразмышлять о ее взглядах в области здоровья и образования, и становится понятным, что она находилась в ряду немногочисленных социальных реформаторов своего времени, не разделявших мнения большинства.

Но даже с реформаторами конца XIX и начала XX вв. г-жа Уайт имела существенные разногласия. Основное различие между Еленой Уайт и реформаторами ее дней касалось ее философии. Каждый вопрос, с которым она имела дело, рассматривался ею в рамках великой вселенской борьбы между Христом и сатаной. Если говорить более точно, она формулировала свои советы для повседневной жизни и призывала к реформам в свете трехангельской вести из Откр. 14:6-12 и задачи, поставленной перед адвентизмом в отношении страдающего мира.

Следовательно, санитарная реформа не была самоцелью, поскольку для многих она представляла собой движение за здоровый образ жизни. Скорее, ее можно было назвать правой рукой третьего ангела, помогающей людям приготовиться к концу времени (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 486, 559; т. 6, с. 327). Подобным образом, Елена Уайт предостерегала адвентистскую Церковь не занимать позицию Армии спасения и движения "социального евангелия", которые ограничили свою деятельность помощью бедным. Эта работа была важна для Е. Уайт, но она видела желание других выполнить ее. Напротив, никто не стал бы проповедовать трехангельскую весть всему миру, если бы адвентисты не делали этого (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 185; письмо 3, 1900г.; Медицинское служение, с. 311, 312).

Расстановка ее приоритетов имеет философский характер. Ее советы, данные Церкви, формировались на базе таких критериев, как великая борьба, уникальная миссия Церкви в конце времени и так далее. В этом смысле можно сказать, что Елена Уайт имела особый взгляд, исходя из которого она поддерживала программу реформы и делилась ею со своими современниками.

Елена Уайт была непоколебимым защитником тех взглядов, которые излагала. Всякий, читающий ее биографию или историю адвентистской Церкви, сможет увидеть, какое огромное влияние она оказывала на других людей.

Елена Уайт и наш мир

Ну что ж, подумаете вы, Елена Уайт имела весть для конца XIX и начала XX вв., но говорит ли она что-нибудь нам, живущим на рубеже третьего тысячелетия? И если да, насколько уместны ее слова теперь?

Это хороший вопрос, и, собственно, им в большой степени вызвано написание книг "Читая труды Елены Уайт" и "Мир Елены Уайт". Произведения Елены Уайт актуальны для наших дней, потому что вопросы, ею поставленные, актуальны и сегодня, и принципы, которые она использует для ответа на них, непреходящи. Другими словами, суть вопросов и реалий остается прежней, хотя поверхностные видоизменения могут иметь место. Основные нужды и проблемы человечества в мире греха, а также христианские принципы, восполняющие эти нужды и решающие эти проблемы, универсальны. Вот почему Библия остается актуальной книгой. То же относится и к трудам Елены Уайт. Она излагает принципы, которые насущны сегодня так же, как и столетие назад.

Но если мы желаем получить от ее произведений как можно больше, нам следует двинуться дальше поверхностного чтения и раскрыть универсальные принципы, на которых строятся ее советы. Именно здесь становится важным понимание исторической обстановки.

Высказывания Елены Уайт содержат по крайней мере два компонента. Первый - это элементы времени и места. Второй - универсальные принципы. Возьмем, например, ее советом, что каждая молодая женщина должна научиться "запрягать лошадь и ездить на ней, чтобы быть приспособленной к превратностям жизни" (Воспитание, с. 216, 217). Сейчас этот совет не имеет для нас большого смысла и значения. Но это правильно на поверхностном уровне, на уровне времени и места. Более глубокий принцип таков, что молодые женщины, как и молодые мужчины должны быть самостоятельны и приспособлены к жизни. Подобным образом христиане не снимают обуви, входя в дом молитвы, как этот делал Моисей, когда входил в Божье присутствие (см. Исх. 3:5). То было особое время и место. Но принцип благоговения в Божьем присутствии применим всегда.

История учит нас, что вопросы здоровья, гражданских прав и воздержания не исчезают из жизни. И хотя гражданские права до гражданской войны и после нее отличались между собой, тем не менее люди, сталкиваясь с ущемлением социальных прав в двух разных периодах, руководствовались одинаковыми принципами. Фактически эти принципы применимы и сегодня, хотя внешние формы борьбы за гражданские права изменились.

Следовательно, нам следует научиться различать и универсальные человеческие проблемы, и непреходящие принципы, данные нам для их решения. Это означает, что все мы должны уметь читать в свете истории. Читая произведения Елены Уайт (или Библию), мы обязаны определить универсальные принципы, лежащие в основе ее советов для данного времени и места. А затем под руководством Святого Духа нам нужно применить найденные принципы к нашему собственному историческому времени и месту. В помощь этому процессу важно использовать как понимание основного исторического контекста, в свете которого говорила Елена Уайт, так и специфического контекста, в свете которого она давала советы отдельным личностям и церквам.

Поскольку в трудах Елены Уайт заложены определенные принципы, нам не нужно, например, даже начинать процесс христианской оценки такого современного явления, как мыльные оперы. Их современность и новизна абсолютно поверхностны. Если смотреть на них глубже, то окажется, что в XIX в. имел место тот же уход от действительности и присутствовала та же эмоциональная динамика в форме любовных романов и театральной мелодрамы. То же самое относится и к другим темам, которые затрагивала Елена Уайт. По сути, прошлое в принципе никогда не покидает нас, оно присутствует в нашей жизни всегда. Это делает совет, данный нам и в первом веке, и в девятнадцатом, актуальным для наших дней.